Форма существования химического элемента что это

§ 6. Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что этоКакие вещества можно отнести к простым, а какие — к сложным?

Химические элементы редко встречаются в природе в виде одиночных атомов. Например, в космическом пространстве существует в виде отдельных атомов водород. В условиях же Земли более естественной и распространённой формой существования химических элементов являются химические соединения — простые и сложные вещества.

Химические соединения, образованные атомами одного химического элемента, называют простыми веществами. Особую группу простых веществ- неметаллов составляют содержащиеся в воздухе инертные газы (Не, Ne, Аr, Кr), имеющие одноатомные молекулы. Их ещё называют благородные газы.

Химические соединения, образованные атомами разных химических элементов, называют сложными веществами.

Таким образом, можно выделить три формы существования химических элементов: в виде одиночных атомов; в составе простых веществ; в составе сложных веществ. В таблице 2 приведены примеры различных форм существования некоторых химических элементов в природе.

Простые вещества делятся на металлы и неметаллы. Классификация и общие характеристики физических свойств металлов и неметаллов представлены на рисунке 19.

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

Русские названия простых веществ обычно совпадают с русскими названиями соответствующих химических элементов: водород — водород, медь — медь и т. д. Но есть и исключения. Например, атомы элемента углерода образуют несколько простых веществ (аллотропных модификаций) — сажу, алмаз, графит, различных по строению и свойствам. Атомы элемента кислорода образуют два простых вещества: кислород и озон, обладающие разным составом молекул, а следовательно, и разными свойствами.

Таким образом, сходство в названиях элементов и простых веществ не должно приводить к отождествлению этих понятий (табл. 3).

Некоторые сведения о молекулярном и немолекулярном строении веществ

Как видно из рисунков таблицы 2, далеко не все химические соединения состоят из молекул. Атомы химических элементов, соединяясь друг с другом, в одних случаях образуют молекулы, в других — более сложные структуры.

Порядок соединения атомов при образовании из них веществ обусловливает особенности строения веществ. Различают вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Источник

Формы существования химических элементов в свободном виде

Формы существования химических элементов, одноатомные и многоатомные простые вещества

Простые вещества представляют собой формы существования химических элементов в свободном виде; каждому элементу соответствует, как правило, несколько простых веществ (аллотропных форм), которые могут различаться по составу, например атомный кислород O, кислород O2 и озон O3, или по кристаллической решётке, например алмаз и графит для элемента углерод C. Очевидно, что простые вещества могут быть одноатомными и многоатомными.

Сложные вещества иначе называются химическими соединениями. Этот термин означает, что вещества могут быть получены с помощью химических реакций соединения из простых веществ (химического синтеза) или разделены на элементы в свободном виде (простые вещества) с помощью химических реакций разложения (химического анализа).

Суммируя всё сказанное выше, можно записать:

Синтезу химический процесс

Понятия «синтез» и «анализ» химических веществ используются в более широком смысле. К синтезу относят любой химический процесс, который приводит к получению необходимого вещества и при этом существует возможность его выделения из реакционной смеси. Анализом считается любой химический процесс, позволяющий определить качественный и количественный состав вещества или смеси веществ, то есть установить, из каких элементов составлено данное вещество и каково содержание каждого элемента в этом веществе. Соответственно различают качественный и количественный анализ — две составные части одной из химических наук — аналитической химии.

Источник

Урок. Формы существования химических элементов

Тема2.урок №3. «Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества».

Цель: Познакомить учащихся с тремя формами существования химических элементов в природе и научить различать простые и сложные вещества.

Развивающая: 1.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; 2. создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; 3.формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; 4. развивать умение логично излагать свою точку зрения; 5. учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку; 6. развивать умение получать информацию, в том числе и с помощью информационных технологий

Тип урока : изучение нового материала, введение новых понятий.

Оборудование: компьютер с презентацией урока, на каждой парте наборы шаростержневых моделей и карточки с формулами H2, H2O, H2SO4, NaOH, S, O, Na, O2, карточки – задания.

I . Организационный момент.

1.Работа с карточками ( проверка знаний химических элементов) – раздаю карточки учащимся, они по очереди выходят к доске и дают ответы

Задание 1. На доске написать символы химических элементов по произношениям, которые указаны в карточке.

Задание 2. Написать произношение химического символа и русское название элемента по химическим знакам.

Задание 3. Написать символ и произношение химического элемента

II . Изучение нового материала.

На столах учащихся находятся комплекты шаростержневых моделей: атомов, простых и сложных веществ.

Учитель предлагает выполнить задание : распределить на 3 группы предложенные модели.

2. устная работа с учебником

Рассмотрите таблицу 2 на стр. 27 вашего учебника и

соотнесите со своей классификацией, составленной при работе с шаростержневыми моделями.

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

3. формы существования химических элементов.

простые и сложные вещества являются основными формами существования элементов в природе. Свободные атомы тоже присутствуют в окружающей среде, лишь для немногих из них, например инертных газов, это обычное состояние. Большинство химических элементов представлены отдельными атомами только в особых условиях и, как правило, непродолжительное время. Например, во время грозы, сопровождающейся электрическими разрядами, молекулы кислорода распадаются до атомов, из которых тут же образуются молекулы озона. Со свободными атомами как формой существования химического элемента мы знакомы. Состав простых и сложных веществ выражают при помощи химических формул.

(Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов; двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, брома, иода; трехатомные – озона, четырехатомные – фосфора и т.д.)

Названия простых веществ часто совпадают с названием ХЭ, атомами которых они образованы.

Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью). Работа учащихся с коллекциями металлов и выданными веществами.

Простые – молекулы таких веществ состоят из атомов одного вида. В химических реакциях не могут разлагаться с образованием нескольких более простых веществ.

Различие понятий «химический элемент” и «простое вещество”

Отличить понятия «химический элемент” и «простое вещество” можно при сравнении свойств простых и сложных веществ. Например, простое вещество – кислород – бесцветный газ, необходимый для дыхания, поддерживающий горение. Мельчайшая частица простого вещества кислорода – молекула, которая состоит из двух атомов. Кислород входит также всостав оксида углерода (угарный газ) и воды. Однако, в состав воды и оксида углерода входит химически связанный кислород, который не обладает свойствами простого вещества, в частности он не может быть использован для дыхания. Рыбы, например, дышат не химически связанным кислородом, входящим в состав молекулы воды, а свободным, растворенным в ней. Поэтому, когда речь идет о составе каких – либо химических соединений, следует понимать, что в эти соединения входят не простые вещества, а атомы определенного вида, то есть соответствующие элементы.

в)Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.

Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.

По ходу объяснения целесообразно составить вместе с учащимися схему для наглядного представления и обобщения материала:

Сложные – молекулы таких веществ состоят из атомов разного вида. В химических реакциях могут разлагаться с образованием более простых веществ.

При разложении сложных веществ, атомы могут выделяться в свободном состоянии и соединяясь, образовывать простые вещества. Простые вещества состоят из атомов одного элемента. Различие понятий «химический элемент» и «простое вещество» подтверждается и тем, что один и тот же элемент может образовывать несколько простых веществ. Например, атомы элемента кислорода могут образовать двухатомные молекулы кислорода и трехатомные – озона. Кислород и озон – совершенно различные простые вещества. Этим объясняется тот факт, что простых веществ известно гораздо больше, чем химических элементов.

Пользуясь понятием «химический элемент», можно дать такое определение простым и сложным веществам:
Простыми называют такие вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.
Сложными называют такие вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов.

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

4. классификации простых веществ

· металлы – это группа простых веществ, обладающих рядом общих физических свойств (агрегатное состояние, цвет, металлический блеск, тепло- и электропроводимость, пластичность, ковкость), хотя каждое из них имеет также индивидуальные свойства (температура плавления и кипения, плотность, и др.);

· неметаллы – это группа простых веществ, у которых общие физические свойства выделить сложнее

Источник

Форма существования химического элемента что это

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

Владельцы сайта

Предмет химии. Вещества

Из своего жизненного опыта вы знаете, что все, что нас с вами окружает, из чего-то состоит.

Физическими называют все тела, которые окружают нас.

Например, физическими телами являются самые разнообразные предметы: алюминиевая ложка, гвоздь, бриллиант, стакан, полиэтиленовый пакет, айсберг, крупинка поваренной соли, кусок сахара, дождевая капля.

Из одного и того же вещества могут быть изготовлены различные тела.

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

2. Физические свойства вещества.

Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

Из каких атомов состоит каждая молекула воды?

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

Форма существования химического элемента что это. Смотреть фото Форма существования химического элемента что это. Смотреть картинку Форма существования химического элемента что это. Картинка про Форма существования химического элемента что это. Фото Форма существования химического элемента что это

Понятие «химический элемент» более широкое, и его не нужно путать с понятием «простое вещество».
Выясним, о чем говорится в следующих фразах: о простом веществе или о химическом элементе:
«Кислород – составная часть земной атмосферы»;
«Кислород – главный компонент земной коры»?

Говоря фразу «Кислород – главный компонент земной коры», мы имеем ввиду химический элемент. Понимая, что в составе земной коры вряд ли имеется газообразный кислород.

Источник

Технологическая карта урока по химии «Формы существования химического элемента. Простые и сложные вещества» (8 класс)

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Формы существования химического элемента. Простые и сложные вещества» 1/6

Термины и понятия: химическое соединение, простое вещество, сложное вещество, металл, неметалл

Ресурсы: Учебник «Химия»; Н.Е. Кузнецова, шаростержневые модели атомов, коллекции металлов и неметаллов (сера, железо, алюминий, графит, медь, цинк, йод), пробирки, вода, держатель для пробирок, ложечка для сжигания веществ, кварцевый песок

Межпредметные связи: физика, литература

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Знать: определения понятий: «химическое соединение», «металл», «неметалл», «простое вещество», «сложное вещество».

Уметь: классифицировать вещества по составу (простые и сложные); различать химический элемент и простое вещество, вещества молекулярного и немолекулярного строения; описывать формы существования химических элементов; выполнять непосредственные наблюдения и анализ свойств веществ, с соблюдением правил ТБ.

Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией; проводить наблюдение.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; управлять познавательной деятельностью на уроке, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к началу урока.

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала.

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Подводит обучающихся к изучению нового материала, актуализирует опорные знания:

— Что изучает наука химия?

— Что такое вещества?

— Из чего состоят вещества?

— Какие опыты вам известны (из курсов физики и химии), подтверждающие следующие положения: а) вещества состоят из молекул; б) молекулы образованы атомами?

— Почему бессмысленны выражения: «атом воды», «атом сахара», «молекулы воздуха», «молекулы гранита»?

— Что называется химическим элементом?

— Что обозначает химический знак или символ?

— Напишите химические знаки следующих элементов: алюминия, кальция, кремния и фосфора. Поясните, что они обозначают.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

— Атомы могут существовать в разных формах: поодиночке. Соединяться с такими же атомами, соединяться с другими видами атомов.

Задание 1: Распределите на 3 группы предложенные вам шаростержневые модели. Обоснуйте свои варианты классификации.

Задание 2: Исходя из вашей классификации, сформулируйте тему урока и цель.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Рассматривают шаростержневые модели различных простых и сложных веществ. Выдвигают свои версии

Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действий с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

Задание 3: Рассмотрите таблицу 2 на стр.32 вашего учебника и соотнесите её со своей классификацией, составленной при работе с шаростержневыми моделями.

— Составьте схему «Формы существования химического элемента».

— Прочитайте в учебнике вывод 1 на с.34 и запишите в тетрадь.

— Найдите в учебнике на с.31 и выпишите в тетрадь определения простого и сложного вещества. Проговорите в парах выписанные понятия. Двум ученикам озвучить вслух эти определения. Работа в парах.

Простые вещества – вещества, которые образованы атомами одного химического элемента.

Сложные вещества – вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.

— Приведите примеры простых веществ (Кислород, сера, натрий, водород)

— Из каких элементов состоят сложные вещества, представленные в таблице 2: вода, сероводород, поваренная соль?

— Что общего, и какие различия существуют между простыми и сложными веществами?

Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации понятий (упр.1. с.34)

— Химические элементы делятся на две группы: металлы и неметаллы. Давайте рассмотрим рис.19, на с.32.

— Приведите примеры металлов. (Железо, медь, алюминий, ртуть, серебро)

— Атомы металлов, соединяясь друг с другом, образуют простые вещества. Металлы как простые вещества имеют ряд общих свойств. Давайте посмотрим, какие это свойства.

— С какими свойствами металлов вы знакомы из повседневной жизни?

— Как свойства металлов отражаются в пословицах и поговорках?

— Какие свойства металлов лежат в основе образования литературных выражений: «железные нервы», «золотое сердце», металлический голос», «свинцовый кулак»?

— Атомы металлов в парообразном состоянии не связаны в молекулы. Их можно считать одноатомными металлами. Тогда атом меди – это в тоже время молекула меди, атом железа – в то же время молекула железа и т.д.

— Приведите примеры неметаллов. (Сера, фосфор, углерод, кислород, водород)

— Атомы неметаллов, соединяясь друг с другом, образуют простые вещества. Неметаллы как простые вещества не имеют такого яркого внешнего сходства, как металлы. Их общая особенность – отсутствие металлических свойств: они не имеют металлического блеска, плохо проводят электрический ток и теплоту.

— Каждое вещество характеризуется определёнными свойствами. Как вы думаете, будут ли этими свойствами обладать отдельные атомы, т.е. химический элемент? (Нет)

Обеспечивает усвоение разграничения понятий «химический элемент» и «простое вещество»

— Химические элементы образуют вещества, с которыми происходят различные превращения, изучаемые химией. Большинство элементов носят те же названия, что и соответствующие им простые вещества. Поэтому «кислород» и «железо» могут означать и химический элемент и простое вещество.

— Нужно различать понятия: «химический элемент» и «простое вещество». Изучите таблицу 3 на с.33 учебника.

Запомните правило: если в предложении речь идёт о каких-либо свойствах, то говорится о простом веществе.

— Вещества могут иметь как молекулярное, так и немолекулярное строение. В газообразном и парообразном виде все вещества состоят из молекул. Типичным представителем таких веществ является вода. Но этого нельзя сказать о твёрдых кристаллических веществах. Например, составная часть в кристаллах кварца, гранита, речного песка – атомы кремния, которые химически связаны с атомами кислорода. Молекул в кристалле кварца нет. Многие другие вещества, имеющие вид крупных и мелких кристаллов, тоже немолекулярного строения.

— Предсказать, какое строение – молекулярное или немолекулярное – имеет данное вещество, можно по его физическим свойствам. Вещества с молекулярным строением при обычных условиях – это газы (кислород, водород, азот и др.), жидкости (вода, спирт) или легкоплавкие твёрдые вещества (сера – tплав = 113 0 С).

Демонстрирует возгонку йода.

Проводит релаксационные упражнения для обучающихся.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Изучают таблицу 2 на с.32 учебника

Находят нужную информацию в тексте учебника, выписывают в тетрадь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *