Формальный статус в группе что это
СТАТУС ФОРМАЛЬНЫЙ
Смотреть что такое «СТАТУС ФОРМАЛЬНЫЙ» в других словарях:
СТАТУС ФОРМАЛЬНЫЙ — англ. status, formal; нем. Status, formaler. Статус, занимаемый индивидом или группой в формальной организации, определяемый совокупностью официально предписанных прав и обязанностей … Толковый словарь по социологии
ЛИДЕР ФОРМАЛЬНЫЙ — англ. leader, nominal; нем. Fuhrer, nomineller. Индивид, официально имеющий статус лидера, но фактически не выполняющий его функции. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ЛИДЕР НОМИНАЛЬНЫЙ (ФОРМАЛЬНЫЙ) — англ. leader, nominal; нем. Fuhrer, nomineller. Индивид, официально имеющий статус лидера, но фактически не выполняющий его функции … Толковый словарь по социологии
неравенство национальное (этническое) — статус отношений между нациями, этническими группами, характеризующийся приоритетными позициями одной из них над другими. Неравенство имеет формальный и неформальный характер. Преимущественное положение нации, этнической группы при формальном… … Этнопсихологический словарь
НЕРАВЕНСТВО НАЦИОНАЛЬНОЕ (ЭТНИЧЕСКОЕ) — статус отношений между нациями, этническими группами, характеризующийся приоритетными позициями одной из них над другими. Неравенство имеет формальный и неформальный характер. Преимущественное положение нации, этнической группы при формальном… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора
Колония — В Викисловаре есть статья «колония» См. также: Римская колония У этого термина существуют и друг … Википедия
Конформисты — Конформизм (от поздне лат. conformis «подобный», «сообразный») термин, обозначающий пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии … Википедия
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ — Введение. Э. ч. в точном значении этого термина первичные, далее неразложимые ч цы, из к рых, по предположению, состоит вся материя. В совр. физике термин «Э. ч.» обычно употребляется не в своём точном значении, а менее строго для наименования… … Физическая энциклопедия
Волшебная сказка — Сказка: 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор … Википедия
Социальный статус
Определение социального статуса
Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.
Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.
Критерии социального статуса:
Отношения между людьми в системе общественного разделения труда;
Отношения по потреблению;
Место человека в иерархии политической системы;
Виды социальных статусов
Социальный статус— это неисчерпаемый человеческий ресурс, который дает человеку возможность влиять на общество и получать особые позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает определенные права и обязанности.
Чаще всего человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами.
Различают такие виды социальных статусов:
Определяются положением индивида в группе — личный и социальный.
Личный статус — это положение человека, которое он занимает в малой группе, в зависимости от оценки его индивидуальных качеств.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Определяются временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего связан с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодический статус влияет на детали поведения человека (пешеход, пассажир, пациент, читатель, слушатель).
Приобретаются в результате свободного выбора или нет.
Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг (национальность, место рождения, социальное происхождение).
Достигаемый (приобретенный) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание олимпийского чемпиона).
Примеры социальных статусов
Рассмотрим примеры каждого вида социального статуса.
Самый главный, присущий всем людям статус — это человек. Он настолько обобщен и размыт, что его даже редко учитывают.
Примеры врожденных статусов: национальность, гражданство. Пол также дает определенный социальный статус и роль (дочь или сын, внук, сирота).
На приобретенные статусы человек может повлиять своим выбором. Так, например, расширяются родственные роли — когда-то незнакомые люди становятся мужем и женой при создании новой семьи, а их родственники приобретают новые социальные статусы (свекровь, золовка, свояченица, кум).
Эпизодические статусы: участники забастовок, посетители кинотеатра или кафе, пассажир такси или поезда. Эти статусы могут повторяться в жизни одного человека либо меняться на другие статусы.
Достигаемые статусы касаются профессиональных и статусных положений: профессия (врач, юрист, геолог), занимаемая должность (президент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включают такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, которая отражает неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.
Любое проявление социального статуса не может постоянно соответствовать ожиданиям общества, выдерживать и поведенческую линию, и внешнее соответствие.
Как повысить социальный статус
Социальный статус не является постоянным и естественным. У человека может быть стремление к его повышению.
Всегда есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки. Правда, есть категории, на которые человек повлиять не может — например, изменить биологических родителей или национальность. Но большинство вещей можно изменить и повысить свой социальный статус.
Повышению социального статуса способствует мотивация и амбиции. Если не стремиться улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, то прогресс не случится. Это касается всего — от выбора работы до построения отношений.
Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к изменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов закрепиться на достигнутом.
Социальный статус и роль
В каждом обществе есть некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Это значит, что определенные статусы считаются престижными, а другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
Если престиж статуса необоснованно завышен или, наоборот, занижен, то возможна утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, не способно обеспечить нормальное функционирование. При этом важно различать престиж и авторитет.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, которая закреплена в культуре и общественном мнении.
Авторитет — степень признания обществом достоинства конкретного человека.
Социальный статус личности может влиять на поведение человека. Зная социальный статус человека, можно определить некоторые качества, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он может совершить. Такое ожидаемое поведение человека, которое ассоциируется с его статусом, принято называть социальной ролью.
Социальная роль — это образец поведения, который признан для людей контрактного статуса в определенном обществе.
Другими словами, социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.
Ролевой конфликт и его виды
Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей.
Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.
Суть ролевого конфликта
Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу.
Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но также требовательность, строгость.
Конфликт, который возникает в ситуациях, когда требования одной роли противоречат другой.
Например, требования работы могут противоречить религиозным верованиям.
Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности.
Например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.
История социальных статусов в России
В Российской империи социальные статусы закрепляли в документах и указывали как «звание». Вот некоторые из них:
В Советском Союзе социальные статусы закрепляли в документах и отмечали как «социальное положение»:
При поступлении на работу (службу) заполняли личный листок по учету кадров, в котором была графа «социальное происхождение». Обычно эту графу заполняли так: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.
Роль, статус и позиция личности в группе
Слово «роль» в раннем французском театре обозначало рулон бумаги, на котором было записано партию актера. В социальной психологии этот термин ввел Дж. Мид, обозначив им модель поведения, соответствующую правилам, экспектациям (ожиданиям или требованиям) социального окружения.
Роль рассматривают как ожидаемое поведение, связанное с определенным социальным статусом, а также как функцию личности, которая воспроизводит социальные стереотипы.
Роль — это индивидуальная вариация на общую тему, способ выполнения соответствующих социальных функций, имеющая своеобразное аранжировки и зависящая от:
Принятие ролей является необходимым процессом в развитии самосознания, поскольку и взрослые, и дети формируют определенное отношение к себе, к своему «Я», представляя, что занимают положение среди других людей.
Каждая роль является своеобразным шаблоном взаимных прав и обязанностей людей, задавая общие «правила игры» и принципы взаимодействия.
Ролевой репертуар личности («ролевой набор», по терминологии Р. Мертона) далеко не во всем зависит от самого человека, определяясь моральными, профессиональными и другими нормами, правовыми актами, национальными, религиозными и другими традициями, жизненными обстоятельствами.
Сочетание ролей и ролевой конфликт
Поскольку один человек обычно выполняет немало ролей, между некоторыми из них возникает ролевая напряженность, несогласованность или даже ролевой конфликт. Ведь некоторые роли по содержанию и форме противоречат друг другу.
Если исполнитель субъективно удаляется от своей роли, возникает ролевая дистанция, вплоть до «выхода из роли» (например, служебный роман). В сложном случае роли воспринимаются как почти несовместимые (военный священник или преподаватель и исследователь).
Создавая историю своей жизни, человек исходит из своих главных ролей.
Именно в таком «автонарративе» с его единым сюжетом возможны поиски компромисса между ролями, определение путей оптимального их сочетания.
В структуру роли входит:
Роль может помочь человеку вызвать к себе симпатию, найти поддержку. Бывает, что человек в роли «при исполнении» может проявить больше целеустремленности, решительности, принципиальности, чем вне ее. В то же время за роль можно спрятаться, как за маску, чтобы не показать свое истинное отношение, скрыть страх, гнев или неуверенность.
Групповой статус
Роль является динамическим аспектом статуса личности, то есть устойчивого положения человека в группе, ее положительной или отрицательной репутации, авторитета, престижа. Человек имеет высокий статус, пользуется уважением в коллективе прежде всего потому, что он является носителем групповых ценностей и норм.
В статусе отражается степень влияния личности на других членов группы.
Р. Мертон называл «статусным набором» интегральный показатель общественного положения личности, который охватывает профессию, квалификацию, должность, материальное положение, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семейные отношения и тому подобное.
Статус может быть получен независимо от субъекта (раса, пол) и может приобретаться целенаправленными усилиями личности.
Лаконичный автонарратив, который человек создает, когда пишет собственное резюме или оформляет текст визитки, является своеобразным показателем его социального статуса.
Весомыми статусными признаками для многих людей становятся марка их автомобиля, район проживания, престижная одежда, эксклюзивный мобильный телефон или часы.
Существует формальный, официальный, статус, который определяется социальным рангом личности, и статус реальный, неофициальный, который определяется отношением членов группы к человеку, уровнем уважения, симпатии к нему, его авторитетности, популярности.
В каждой группе кто-то имеет больше прав, а кто-то меньше, у кого есть привилегии, а у кого их практически нет. Так складывалась история отношений: кто-то заработал себе статус профессиональной компетентностью, кто-то — стрессоустойчивостью и умением повести за собой, кто-то — привлекательной внешностью и покладистым характером, а кто-то — смелостью, независимостью, творческим подходом к жизни.
Тот, у кого статус не очень высокий, чаще стесняется, проявляет неуверенность, испытывает дискомфорт в общении. Ему кажется, что его все равно не поймут, поэтому лучше и не проявлять своих желаний, не рассказывать о себе откровенно.
Человека с невысоким статусом практически не замечают, что трудно переживается и может стать толчком к неожиданным агрессивным действиям. Однако в разных группах один и тот же человек может иметь совершенно разные статусы, иногда даже противоположные.
Позиция личности
Понимание, осознание, принятие собственного статуса создает позицию личности. Позиция является определенным местом человека в системе ее социальных ролей, регламентирующим стиль поведения.
Позицией также называют взгляды, убеждения, диспозиции личности, которые она реализует и отстаивает в референтных группах
Позиция — одна из важных интегральных характеристик личности, это что-то очень устоявшееся, выборочное и индивидуальное.
У взрослого человека практически всегда есть собственная позиция, которую он обязательно проявляет, демонстрирует и защищает. Наличие позиции воспринимается человеком и окружением как ценность. Человек, имеющий позицию, воспринимается как более самостоятельный, уверенный в себе, независимый. Ему можно доверять, на него можно положиться, поскольку его поведение прогнозируемо.
М.М. Слюсаревский, В.О. Татенко, Т.М. Титаренко и др. Основы социальной психологии. Учебное пособие. — Киев: Миллениум, 2008.
Типология социальных статусов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие социального статуса
Социальный статус – это положение индивида или социальной группы в обществе.
Человек одновременно может занимать несколько статусных позиций, это называется статусным набором. Например, индивид может одновременно быть сыном, студентом, автомобилистом, спортсменом и т.д.
Таким образом, социальный статус одновременно показывает положение индивида в системе общественных отношений и определяет его обязанности, права, привилегии, функции.
Выделяют предписанный и приобретенный статусы, а также можно говорить о личном и групповом статусе и о вертикальном и горизонтальном статусе.
Предписанный и достигаемый социальный статус
Предписываемый статус индивид получает автоматически при рождении в зависимости от места рождения, положения в обществе семьи, по национальному и этническому происхождению. То есть такой статус не зависит от личных усилий и стараний человека.
Достигаемый статус, это, к примеру: писатель, отец, директор и т.д. Таким образом, очевидно, что достигаемый статус требует самостоятельности, осознанности и воли, принятия решений. Важно отметить то, что количество ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы в обществе, выше тогда, когда общество крайне динамично и в нем постоянно происходят социальные изменения.
Готовые работы на аналогичную тему
Личный и групповой социальный статус
Личный статус: связан с уровнем малой группы (например, семьи или рабочего коллектива), в которой индивид постоянно функционирует. Такой статус будет определяться с помощью черт характера и личных качеств, особенностей индивида.
Групповой статус: связан с уровнем большой группы (этноса, социального класса, национальности). Такой статус будет связан не только с личными качествами, он будет зависеть от того, как и в какой мере индивид является представителем и носителем права быть членом большой социальной группы.
Вертикальный и горизонтальный социальный статус
На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.
Также можно говорить о делении социальных статусов на формальные и неформальные. Первые связаны с тем, что такой статус будет закреплен в каком-либо официальном документе (например, статус директора). Вторые связаны с такими статусами, которые нигде официально не закреплены (например, «душа компании»).
Формальный и неформальный социальный статус
Формальный социальный статус – это положение индивида, занимаемое им или же группой лиц в какой-то формальной организации, предопределяющий официально предписанные права и обязанности, а также нормы поведения, которые он должен соблюдать.
Данный статус устанавливается на законодательном уровне и четко фиксирует местоположение с перечнем прав и ролей, которое занимает индивид в социальной среде. Формальный статус отличается стабильностью и устойчивостью в течение определенного временного периода. Личность, может выполнять действия и роли согласно своему статусу и его полномочиям.
Неформальный статус – это неофициальное местоположение, которое занимает индивид в социальной среде и функциональная роль которую он выполняет. Человек может стать лидером в какой-то области, а может, и напротив занимать положение изгоя. Занимаемый статус не носит официально установленного характера и может быть изменен в любое время и в любом направлении.
Роль и статус личности в группе. Формальное и неформальное лидерство
Характер взаимоотношений индивидов в процессе активного взаимодействия, деятельности и межличностного общения в группах анализируется в современной психологии с использованием понятий «роль» и «статус».
Еще в 1935 г. Р. Линтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личностей в группе в различных ситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятия «статус» и «роль». Статус он определил как собрание прав и обязанностей индивида, а роль представил как динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет права и обязанности в соответствии с социальным ожиданием группы, он выполняет роль. Таким образом, роль означает реализованное поведение, ожидаемое от того или иного лица в конкретных ситуациях деятельности при взаимодействии его с другими членами группы.
Внимание и интерес к проблемам социализации личности, особенно к исследованию механизмов взаимодействия личности с обществом, привели психологов и социологов к необходимости более глубокого изучения влияния социальных и общественных факторов на поведение и самосознание личности. В связи с этим оказалось, что роль и статус как нельзя более адекватно могут быть использованы для описания и объяснения различных сторон того сложного процесса становления и развития личности в системе «личность-группа-общество», который получил название социализация личности.
Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым. Это специфический тип межличностных отношений, где отношения строятся на равных, и свой статус в группе необходимо заслужить и отстоять. Именно в группе однолеток вырабатываются умения соотносить свои интересы с интересами других, подчиняться коллективной ответственности и вместе с тем уметь постоять за себя, за свои взгляды и права. Кроме того, группа однолеток является одним из факторов, которые обусловливают активность личности подростка.
Доказано, что социальная активность подростков может формироваться двумя основными способами: по пути интеграции личности с группой, усвоение индивидуальных норм, ценностей и ролей, которые сложились в ней, либо по пути противостояния групповому давлению.
Группа может влиять на подростка как позитивно, так и негативно. Позитивный толчок к развитию группа дает потому что: в группе индивид встречается с людьми, которые являются для него источником духовной культуры; отношения с людьми несут в себе, как правило, положительные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваивает личность; в группе подросток может научиться коммуникативным умениям и навыкам; от членов группы индивид получает информацию, которая дает ему возможность правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и закреплять положительное в своей личности, избавляться от недостатков.
Негативное влияние группы на личность подростка состоит в том, что: влияние и психологическое давление других членов может нивелировать и деиндивидуализировать личность; группа может тормозить творчество личности, проявления ее своеобразности; под давлением общегрупповой мысли могут быть унифицированы индивидуальные взгляды и рассуждения; группа может способствовать развитию конформизма; группа может тормозить развитие личности, поскольку сама находится на низком уровне развития.
Поскольку, учебная деятельность в подростковом возрасте является основной, класс можно рассматривать как стабильную группу с разных точек зрения. Во-первых, это официальная (формальная группа), которая имеет официальный статус, права и обязанности своих членов, а также определяет главный санкционированный вид деятельности – обучение. Во-вторых, класс одновременно является и неформальной (неофициальной) группой, которая развивается спонтанно и независимо и которая для каждого своего члена может быть либо референтной, либо равнодушной. Исходя из этого, место каждого подростка в классе можно рассматривать с точки зрения его официального и неофициального положения.
Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы, где верхушку образуют референтометрически и социометрически избираемые лица, а аутсайдерами оказываются нереферентные и социометрически отвергаемые индивиды [18,282].
Официальное положение человека в системе отношений называется позицией. От позиции, которую занимает человек в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки других членов группы. Как уже отмечалось выше, неофициальной социально-психологической характеристикой положения человека в системе межличностных отношений является его статус. Статус указывает на степень действительного авторитета и влияния подростка на класс. Высший статус имеет лидер группы.
В подростковом возрасте особо обостряются требования и ожидания, которые предъявляют друг к другу школьники в системе межличностных отношений. В этих обстоятельствах лидер старшеклассников является эталоном, наиболее референтным лицом в классе, с помощью которого все другие оценивают свои и чужие поступки. Иногда педагоги и родители исходят из предвзятого мнения, что положение лидера в классе занимают отличники учебы. Если для этого заключения есть определенные основания, когда речь идет об учениках младших классов, то в старших классах прямая зависимость между статусами отличника и лидера не прослеживается.
Лидер класса выступает для товарищей как носитель личностных качеств, становясь образцом и ориентиром для подражания и следования. При этом личностные качества лидера отвечают ценностям, которые принимаются и признаются в данной возрастной группе. Экспериментально установлено, что старшеклассники оценивают своих ровесников в связи с теми качествами, которые не только признаются особо ценными в этом возрасте, но и являются у них самих слабо развитыми или вовсе отсутствуют. Обладающие такими качествами товарищи, оказываются наиболее влиятельными и имеют наибольшие основания обрести авторитет, стать лидерами класса.
Система официального руководства классом может совпадать или не совпадать с распределением в нем неофициального авторитета и выдвижением неофициальных лидеров. Если межличностные отношения в конечном счете подчинены общей цели, наличие лидеров неофициальных групп может не только не мешать, но даже помогать классу в целом. Так обычно в классе, представляющем группу из 30-40 учеников, бывает несколько лидеров, вокруг которых образуется ряд неофициальных групп. Зная реально сложившиеся в них межличностные отношения, педагог должен суметь сориентировать эти взаимодополняющие друг друга группы в одном направлении.
Иное дело, если цели деятельности отдельных групп перестают быть подчиненными общей цели класса и замыкаются внутри этих групп. Тогда класс по существу заменяется рядом групп, у которых не только лидеры, но все члены вступают в более или менее антагонистические межличностные отношения. Если педагог это во время заметит, он сумеет изменить межличностные отношения, и класс, который начал распадаться, вновь сплотится.