Формами текущего контроля освоения образовательной программы не могут быть что именно
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №2 города Искитима Новосибирской области
( МБОУ-СОШ №2 г. Искитим)
Протокол педагогического совета
МБОУ-СОШ№2 г. Искитима
Директор МБОУ-СОШ№2 г. Искитима
_________________________ Рыбцев А.А.
Приказ № 145-у от 25.08.2020
и промежуточной аттестации обучающихся.
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 в действующей редакции;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 в действующей редакции;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 в действующей редакции;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 ( в редакции от 17.07.2015);
Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 №32;
Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082;
«Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН2.4.2.2821-10», утвержденными Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (в редакции от 24.11.2015 № 81);
основными общеобразовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования.
текущим контролем успеваемости, обучающихся в порядке, установленном настоящим Положением;
промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом.
1.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью внутренней системы оценки качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном порядке только по предметам, включенным в учебный план класса, в котором они обучаются
1.9. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются участники образовательных отношений: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления ОО, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, учредитель.
1.10 В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.
Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся
коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в зависимости от анализа темпа, качества, особенностей освоения изученного материала;
по учебным четвертям и полугодиям в форме диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой); устных и письменных ответов; защиты проектов; и др. на основании результатов текущего контроля успеваемости со следующей
в 2-9-х классах 4 раза в течение учебного года (в конце каждой четверти) по всем предметам учебного плана;
в 10–11-х класса 2 раза в течение учебного года (в конце каждого полугодия) по всем предметам учебного плана;
2.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся:
в 1-х классах осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде отметок по 5-ти балльной шкале (по безотметочной системе) и использует только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
во 2–11-ых классах осуществляется в виде отметок по 5-ти балльной шкале по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (кроме курсов ОРКСЭ и ОДНКНР ).
2.3.1 . За устный ответ отметка выставляется учителем в ходе урока и заносится в классный журнал и дневник обучающегося;
2.3.2 . За письменный ответ отметка выставляется учителем в классный журнал в порядке, определенным локальным актом «Положение о порядке оформления и ведения классных журналов » ;
2.3.3. Текущий контроль обучающихся, временно находящихся в санаторных, медицинских организациях (иных организациях, не имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности) осуществляется в этих учебных заведениях в соответствии с договором с медицинской организацией и полученные результаты учитываются при выставлении четвертных/ полугодовых отметок;
2.3.4. Проведение текущего контроля не допускается сразу после длительного
пропуска занятий по уважительной причине с выставлением неудовлетворительной отметки;
четвертная/полугодовая отметка выставляется на основании текущих отметок в течение четверти/полугодия при условии наличия следующего количества отметок:
Количество часов в неделю по
Минимальное количество текущих
учебному плану на данный предмет
отметок для выставления
четвертной /полугодовой отметки
более 5 часов в неделю
при выставлении четвертной / полугодовой отметки учитель должен использовать дифференцированный подход в оценивании обучающихся, учитывать индивидуальный рост и / или достижения обучающегося, положительную или отрицательную динамику результатов обучающегося ; учитывать удельный вес отметки в соответствии с типом и сложностью работы;
отметки обучающихся за четверть/полугодие выставляются на основании
отметки за четверть/полугодие могут быть выставлены в более поздние сроки, но только по согласованию с заместителем директора по УВР, курирующим класс.
Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации
3.1. Промежуточная аттестация проводится без прекращения образовательного процесса по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) по итогам учебного года.
3.2.1 . В обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех формах обучения; а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы ОО по индивидуальным учебным планам, в т. ч. осуществляющие ускоренное или иное обучение с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
3.2.2. Могут проходить по заявлению родителей (законных представителей)
обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы:
в форме семейного образования (далее – экстерны) обучающиеся начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
в форме самообразования (далее – экстерны) обучающиеся среднего общего образования.
3.3. Промежуточная аттестация обучающихся проводится 1 раз в год и может быть проведена в форме:
учёта текущих образовательных результатов, который, применяется исключительно на основе сведений о текущих образовательных результатах и не
округлением до целых чисел по правилам математики. Выставление за год отметки ниже средней арифметической не допускается ).
Сроки проведения промежуточной аттестации во всех формах регламентируются годовым календарным учебным графиком школы. Расписание промежуточной аттестации утверждаются приказом директора школы, не менее, чем за 10 дней до её начала.
По заявлению родителей (законных представителей) и при наличии уважительной причины допускается перенос сроков промежуточной аттестации по всем формам, но не ранее, чем 1 апреля и не позднее, чем 31 августа текущего года.
3.4. Перечень учебных предметов промежуточной аттестации, определяется соответствующими учебными планами. Форма проведения промежуточной аттестации по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в текущем учебном году отражается в учебном плане основной образовательной программы соответствующего уровня образования.
3.5. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся:
3.5.1. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, независимо от их академической успеваемости.
3.5.6. Обучающиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, могут:
быть переведены в следующий класс условно, с последующей сдачей академических задолженностей;
пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые графиком образовательного процесса и предназначенные для пересдачи академических задолженностей.
3.5.7. Получение в период промежуточной аттестации обучающимся неудовлетворительной(ых) отметки(ок) не лишает его права продолжить промежуточную аттестацию.
3.7. Годовая отметка по предмету после окончания промежуточной аттестации выставляется с учетом четвертных/полугодовых отметок и отметки за промежуточную аттестацию (если она проводилась в форме контрольно-оценочной процедуры) как среднее арифметическое с округлением до целых чисел по правилам математики. Выставление за год отметки ниже средней арифметической не допускается.
3.8. Итоги промежуточной аттестации фиксируются в протоколах, которые хранятся в образовательной организации у заместителя директора по УВР в течение 1 года.
3.10. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением (раздел 5).
3.11. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности в ОО не предусмотрена.
Порядок перевода обучающихся в следующий класс
4.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую часть образовательной программы, на основании итогов промежуточной аттестации, переводятся в следующий класс.
4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
4.3 Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Условный перевод в следующий класс – это перевод обучающихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность с обязательной ликвидацией академической задолженности в установленные сроки. Порядок, формы и процедура ликвидации академической задолженности определяется локальным актом «Порядок организации ликвидации академической задолженности».
4.4. В целях реализации позиции п. 4.2, 4.3. настоящего Положения уважительными причинами признаются:
болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей медицинской справкой медицинской организации;
трагические обстоятельства семейного характера;
участие в спортивных, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, региональных, федеральных мероприятиях, волонтерской деятельности.
обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
4.5. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Ответственность за ликвидацию академической задолженности обучающегося несут его родители (законные представители).
Промежуточная аттестация экстернов
5.6. Промежуточная аттестация экстерна проводится:
предметной комиссией, в количестве не менее 3-х человек, персональный состав которой определяется предметным методическим объединением и утверждается приказом директора школы.
5.7. Ход и итоги проведения промежуточной аттестации экстерна оформляются соответствующим протоколом, который ведет секретарь указанной комиссии. Протокол подписывается всеми членами предметной комиссии по проведению промежуточной аттестации, его содержание доводится до сведения экстерна и его родителей (законных представителей) под роспись.
Повторное обучение обучающихся в связи с неаттестацией
6.1. Обучающиеся могут быть оставлены на повторное обучение по заявлению родителей (законных представителей) только при условии наличия не ликвидированных в установленные сроки академических задолженностей , а не на основании :
мнения родителей (законных представителей) о том, что ребенок не освоил программу обучения по учебному предмету/части образовательной программы/образовательной программы по причине большого числа пропусков уроков/дней;
пропуска уроков/дней по уважительной и неуважительной причине.
6.2. Обучающиеся 1– го класса могут быть оставлены на повторный год обучения:
в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (по согласованию с родителями (законными представителями));
7. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
Формы контроля в условиях введения в ФГОС нового поколения
Методички Педсовета
Исходя из ФГОС можно выделить функции современного урока:
1) введение обучаемых в учебную деятельность, то есть создание у обучаемых учебной мотивации и осознание и принятие учащимися учебной цели;
2) создание учебной ситуации с помощью специальных учебных задач, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности;
3) обеспечение учебной рефлексии;
4) обеспечение контроля результатов обучения.
Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Во ФГОС сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).
Контроль результатов обучения является составной частью процесса обучения. Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т. п.).
Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т. е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Это будет тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения.
Контроль должен быть всесторонним, т. е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др.
Контроль должен быть систематическим, т. е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов.
Контроль должен быть объективным, т. е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев.
Контроль должен быть гласным, т. е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула.
В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.
В общем, контроль включает в себя три составляющих:
Контроль результатов обучения выполняет в процессе обучения проверочную (диагностическую), обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции, что делает его универсальной процедурой.
Проверочная функция заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда.
Обучающая функция предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации.
Развивающая функция подразумевает стимулирование познавательной потребности учащегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;
Социальная функция призвана сориентировать учащегося в процессе обучения на достижение определенной цели;
Аксиологическая функция служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;
Диагностическая функция означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях учеников, но и о порождающих их причинах;
Прогностическая функция помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.
Проверка несет в себе три основные функции:
Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще — в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели.
Виды проверки:
Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний.
Классификация форм контроля по традиционной технологии обучения
Классификация современных форм и методов контроля
Портфель обучающегося.
Инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплекс документов разрабатывается преподавателем и предусматривает:
Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:
1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
особенности коммуникативной способности ученика.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если обучающийся принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, родителей, группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и и используются данные технологии.
3. Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».
5. Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» обучающегося.
Устная контрольная работа.
Обучающимся раздается 5 — 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.
Инновационный диктант.
Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные обучающимися отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у преподавателя).
Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.
Дифференцированная проверочная работа.
Эту работу целесообразно проводить во время закрепления и обобщения пройденного. На доске записываются разноцветным мелом три варианта заданий различной степени сложности. Оценка «3» соответствует тексту, записанному зеленым цветом, оценка «4» — синему, оценка «5» — красному. На стене рядом помещается колонка с фамилиями обучающихся, а справа три колонки вариантов. В каждой колонке количество столбцов должно соответствовать количеству заданий. Обучающиеся выполняют задания по выбору каждое на отдельном листочке. Как только задание выполнено, обучающийся подходит к преподавателю, который мгновенно определяет, правильное решение или нет. Если ответ правильный, педагог забирает листочек, а обучающийся закрашивает на стенде ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если ответ неверен, обучающийся отправляется искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта. К концу занятия преподаватель, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда, имеет представление о подготовке всей группы и каждого обучающегося в отдельности.
Отгадывание кросснамберов.
Разгадывание кросснамберов следует предлагать обучающимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.
Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся
На зачетном уроке сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Перед зачетом можно провести самостоятельную работу, которая включает в себя как стандартные задания, так и более сложные, требующие применения теории в нестандартных ситуациях. Обучающиеся, выполнившие самостоятельную работу на «отлично», назначаются бригадирами. Группа разбивается на бригады по 5-7 человек в каждой, а внутри бригады на пары. Бригадир начинает опрашивать одну из пар своей бригады. Обучающиеся, ответившие «хорошо» бригадиру, могут стать его помощниками и опрашивать другие пары бригады.
Основное преимущество бригадного способа зачета — четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие обучающиеся имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом обучающиеся опрашивают даже строже, чем преподаватель.
Тестовые задания.
Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.
Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.
Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения — мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;
Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.
Виды тестов и функции теста
Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя — наполненностью содержания.
Проведение текущего контроля в инновационной форме
Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, редакционные задания, контрольные, позволяющие установить уровень знаний обучающегося, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных учеником заданий в процессе изучения им данного предмета.
После аттестации и в конце четверти каждому ученику выставляется его итоговое ранг-место и итоговая оценка.
Рейтинговыми показателями можно пользоваться при распределении на практику.
Для контроля знаний, полученных при изучении теоретических модулей, используются контрольные вопросы. Формой контроля может быть опрос или тест.
Для контроля умений, полученных при изучении практических модулей, используются контрольные задания.
Контрольные опросы и задания должны быть предусмотрены в конце каждого блока, агрегирующего несколько модулей. Наличие контрольных вопросов и заданий по каждому модулю и блоку позволяет внедрить систему непрерывного контроля знаний и умений в учебный процесс.
Защита проекта, деловые игры
Современные и актуальные формы проверки знаний. Они позволяет проверить не только предметные знания, но и оценить развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
С введением ФГОС второго поколения поменялось отношение к системе оценки результатов обучения учащихся. Оценке подвергаются не только предметные знания и умения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Важным моментом в оценке результатов обучения является критериальность, то есть для оценивания достижений ученика разрабатываются четкие критерии, позволяющие отразить уровень его развития на момент проведения контроля. Важной частью контроля является то, как он будет проводиться, то есть это методы и формы проверки знаний. Форм проверки знаний существует огромное количество и поэтому учитель может выбрать те, которые актуальны для его дисциплины. При выборе формы проверки знаний нужно учитывать возраст обучающихся.
Информатика — это дисциплина, которая тесно связана практически с любой отраслью знаний, поэтому для нее можно применять разнообразные формы проверки знаний.