Формат акустической системы что это
Акустические системы: мини-ликбез
От редакции: несмотря на то, что многие из вас, уважаемые читатели, являются довольно продвинутыми пользователями и даже профессионалами в своих областях, мы все-таки решили опубликовать этот мини-ликбез. Причины такого нашего решения просты: во-первых, никогда не мешает повторить базовые понятия, и во-вторых, даже супер-профессионал, наизусть знающий микроархитектуры всех современных микропроцессоров, совершенно не обязательно может легко читать профессиональные статьи по звуку.
Мы планируеим изредко публиковать подобные ликбезы и в других рубриках нашего сайта, а от вас, как обычно, ждем обратной связи. Читайте!
Немного истории
Устройство обычной колонки
В настоящее время на рынке представлены колонки с двумя разными типами динамиков. В первом основой является так называемый конусный излучатель или диффузор. Принцип действия таких динамиков основан на взаимодействии переменного магнитного поля магнитной катушки с полем постоянного магнита. В результате получается достаточно мощный звук и неплохие басы. В другом типе динамиков вместо диффузора используется плоская мембрана. В этом случае колонки теряют в мощности и широте частотного диапазона, зато приобретают очень миниатюрные размеры (особенно в глубину). Таким образом, динамики с плоской мембраной используются в основном в бюджетных системах в связке с сабвуфером.
Но не только динамики играют большую роль в качестве звука. Очень многое зависит и от устройства корпуса колонки. Существует множество разных конструкций. Думаю, нет смысла вдаваться в подробности, поскольку чаще всего корпуса компьютерных колонок, хоть и сильно различаются между собой, тем не менее, разработаны достаточно хорошо. Просто стоит отметить, что предпочтительнее приобретать колонки из дерева, поскольку именно этот материал обладает хорошими поглощающими свойствами, которые обеспечивают чистоту звука.
Как выбрать музыкальный центр
Сынок, не ходи на дискотеку – оглохнешь!
Спасибо, мама, я уже пообедал.
Музыка как средство передачи величайших глубин человеческих мыслей и эмоций прошла в своём развитии три этапа. На первом гениальные композиторы, достигнув в своём творчестве небывалых вершин, разрабатывали такие же способы передачи чувств и мысле-образов с помощью музыки, как это сделала литература. В это же время создавались известные сегодня инструменты, строились залы, совершенствовался вокал. Однако всё это во всём своём многообразии было доступно лишь крайне ограниченному количеству людей. На следующем этапе с изобретением звукозаписи и электронных приборов музыка шагнула в каждый дом. Однако на протяжении всего этого времени из-за несовершенства техники главным стало передача смыслов, а не достоверность в передачи звуков. В настоящее время наступает третий этап, когда компьютерные технологии на пике своей производительности стали копировать источники живого звука с правдоподобностью неотличимой от самой природы. Человек, находясь в таком трёхмерном звуковом поле, с трудом отличает настоящий сигнал от его имитации. Пока такие системы ещё на начальной стадии развития, но вектор задан и впереди только прогресс.
Так какие же музыкальные центры сейчас выпускаются и чем они отличаются друг от друга?
Формат акустической системы
Формат даёт понятие о составе акустики музыкального центра, то есть количество и назначение колонок, которые присоединяются к нему.
Общая выходная мощность
Механизм работы слухового аппарата человека так до сих пор и не раскрыл все свои тайны и продолжает исследоваться многочисленными специалистами. Одним из главных открытий оказалось то, что орган слуха может оценить разницу в громкости не потому на сколько больше давление звуковой волны, а во сколько раз оно больше, то есть человек слышит логарифмически (в децибелах).
И корректно согласовать шкалу слуха со шкалой излучателя звука бывает довольно непросто, так как у этого излучателя зависимости совершенно иные. Так звуковое давление создаваемое динамиком и как следствие громкость зависит от множества параметров, как-то: диаметр динамической головки и её чувствительность; конструктивные особенности диффузора и катушки; применяемые фильтры при разделении полос и их порядок, оформление и свойства корпуса; акустические особенности помещения и расстояние до громкоговорителей; частота сигнала, его спектральный состав и длительность и т.д.
Если же все эти параметры оставить неизменными, а изменять лишь мощность, то громкость будет прирастать крайне нелинейно, а точнее по логарифмическому закону, то есть чтобы удвоить громкость нужно увеличить мощность в 10 раз, а чтобы громкость возросла в 4 раза мощность нужно увеличить в 100 раз.
Абсолютные цифры указываемой мощности музыкальной системы — это технический параметр, отражающий механическую надёжность акустики и наибольший уровень, при котором устройство выдаёт звук хорошего качества. Стоить заметить, что данный параметр имеет массу разновидностей и методик измерения (номинальная, максимальная, пиковая мощности и др.), что побуждает некоторых производителей в рекламных целях, специально не указывать условия, при которых эта мощность была измерена. Поэтому зачастую на полках соседствуют аппараты с одинаковой указанной мощностью на броской наклейке, но с габаритами и стоимостью различающимися в несколько раз.
Так какую же выбрать мощность, чтобы была требуемая громкость? Для этого существуют таблицы и калькуляторы, однако профессионалы, работающие со звуком, прекрасно понимают ограниченность таких моделей и больше ориентируются в выборе мощности на свой собственный опыт и предпочтения. Надо сказать, что рекомендации по ваттам у разных специалистов порою отличаются в несколько раз.
При покупке готового музыкального центра в части определения необходимой мощности стоит обратить внимание на то, что она указана общая на все излучатели звука. А по логарифмической арифметике даже два совершенно одинаковых динамика в правом и левом канале вместе будут звучать не в два раза громче, а больше лишь на несколько децибел.
Эта же арифметика действует и в отношении многополосной системы, где в каждой колонке стоят несколько динамиков.
Ремарка: (4 одинаковых источника звука) 50дБ + 50дБ + 50дБ + 50дБ = 56дБ
Количество полос фронтальной акустики
Наш слуховой аппарат способен воспринимать звук в широчайшем диапазоне частот. С таким широким спектром не может работать ни один динамик, поэтому качественное воспроизведение звука с помощью однополосной акустической системы крайне затруднительно и из-за этого она используются в основном в бюджетных моделях.
Высококачественные системы чаще всего бывают многополосными: с двумя или тремя различными по конструкции динамиками, каждый из которых отвечает за свой диапазон. Звук в таких акустических системах получается очень чистым и качественным. Чтобы реализовать схему разделения частот для разных динамиков, применяют электрические разделительные фильтры активные или пассивные.
Двухполосные АС имеют один низкочастотный динамик, который воспроизводит также и средние частоты и один высокочастотный. Преимуществом двухполосных систем является их экономичность и простота конструкции. Имеются и недостатки: очень трудно согласовать диаграммы направленности таких совершенно разных по конструкции динамиков в полосе их совместных частот.
Трёхполосные АС имеют дополнительно ещё один или два среднечастотных динамика. При этом выигрывает качество звучания средних частот, ведь их будет воспроизводить специально оптимизированный громкоговоритель. Однако, трёхполосным акустическим системам присущи как недостатки двухполосных, так и свои собственные, как-то: схемы разделительных фильтров сложнее, вносимые ими искажения больше, согласованность излучения головок ниже, размытие фронта звуковой волны больше, требования к качеству динамиков и фильтров выше.
Тип проигрывателя
Караоке
Караоке системы встречаются нескольких типов. В самом простом варианте смешивается голос с микрофона и любая мелодия с проигрывателя. Вывод текста на экран или подавление вокала в записи отсутствует. Применяется в случае, если пользователь смог самостоятельно собрать и записать качественные минусовки (мелодия без голоса вокалиста). Это даже не караоке в полном смысле. В следующем варианте караоке-система может автоматически подавлять вокал из фонограммы. Здесь стоит сказать об уменьшении уровня или полном удалении некоторых инструментов, в основном ударных.
Ещё один вариант караоке: минусовка с текстовым треком на специальном диске. Стоит заметить, что, караоке-диски одного производителя не воспроизводятся на аппаратуре другого производителя. И даже разные версии одного и того же диска часто привязаны к поколению проигрывателя, когда новые выпуски не читаются на старых моделях. Загрузив такой диск можно получить высококлассное звучание и приятную картинку с текстом. Чаще всего титры переключаются с каждой новой строки и меняют цвет в соответствии с участком песни, чтобы поющему был понятен момент вступления и порядок попадания в ноты.
Радиоприёмник
Материал корпуса акустики
Важное значение для акустических систем имеют материалы, из которых они сделаны. Обычно корпус для колонки изготавливают из фанеры, МДФ, ДВП, ДСП, ЛДСП и, конечно же, пластика.
Конструируют корпуса АС и из натурального дерева (дуба, морёного бука или сосны), однако их производство и предварительная обработка крайне трудоёмки (особенно сушка). Также приходится принимать конструкторские решения по компенсации ухода геометрических параметров массива со временем от различных факторов, например из-за влажности.
Последнее приводит к тому, что использовать такие акустические системы (если они не из столярной плиты) в отопительный сезон нужно совместно с увлажнителем воздуха. Также корпуса из массива в отличие от акустически нейтрального МДФ вносят свои собственные обертоны в звуковую палитру.
Стоит сказать, что применяют в качестве материала для колонок и минералы (в основном мрамор) и металл (в основном алюминий) и стекло.
Диапазон цен
Хороший вариант для комфортного прослушивания любого типа музыки, а модели со встроенными мультимедийными кодеками будут и экономичной альтернативой домашнему кинотеатру.
После покупки
Часть производителей в инструкциях по эксплуатации указывают на необходимость первоначальной работы акустических преобразователей на пониженном уровне. Это тренировка, разминка или обкатка.
Акустическая система: 50-70 часов на 1/3 мощности. Саб: 70-100 часов на 1/3 мощности. А потом можно и «навалить» по полной.
Как выбрать компьютерные колонки
Мультимедийные колонки – это акустическая система, которая рассчитана на работу с компьютером, может состоять из двух или более колонок и сабвуфера.
Сабвуфер – колонка с одним динамиком, предназначенная для воспроизведения низкочастотных звуков, другими словами – басов.
Для обозначения состава акустической системы используют две цифры. Первая цифра означает количество колонок, а вторая – число сабвуферов.
Наиболее популярные типы акустических систем:
Мощность
Мощность характеризует механическую надежность акустической системы, а не громкость звука, как принято считать. Поэтому чем мощнее колонки, тем лучше. В характеристиках акустической системы указывается суммарная мощность всех колонок, измеряется в Ваттах (Вт).
Суммарная мощность бывает двух стандартов:
RMS – мощность, которую способны воспроизводить колонки в течение продолжительного времени.
PMPO – максимальная мощность, которую способны воспроизводить колонки в течение короткого времени.
По PMPO очень сложно оценить возможности колонок. Ее значение очень велико, и часто производители и продавцы в рекламных целях указывают именно этот стандарт мощности, чтобы лучше преподнести свой товар. Необходимо ориентироваться на RMS, чтобы оценить реальную мощность акустической системы. Если же на упаковке указана только PMPO, то это значение следует поделить на 10-12, и тогда это показатель будет близок к RMS.
Для получения более-менее качественного звука желательно, чтобы мощность каждой колонки была не меньше 10-15 Вт.
Поскольку акустика для компьютера чаще всего состоит из нескольких колонок, то лучше исходить из суммарной мощности системы.
Ориентировочные параметры мощности компьютерных колонок:
Следует помнить, что на максимальной мощности система выдает звук с наибольшими искажениями, поэтому слушать колонки рекомендуется на низкой или средней громкости. Следовательно, некоторый запас по мощности не помешает.
Важно: фактическая мощность колонок не всегда соответствует параметру, который указал производитель. Например, бюджетные решения на 20 Вт в реальности смогут дать максимум 12-15 Вт.
Материал корпуса
Важным моментом при выборе компьютерной акустической системы является материал корпуса. От него зависит не только внешний вид и цена устройства, но качество звучания.
Основные виды материалов:
Пластмассовый корпус – это эргономичные колонки небольшого размера, различных форм и относительно невысокой стоимости. Среди недостатков – дребезжание на средней и высокой громкости, невозможность воспроизводить «басы» из-за небольших размеров.
Деревянный корпус – отображает в точности наоборот преимущества и недостатки предыдущего варианта. Плюсы в том, что такие колонки легко воспроизводят средние и низкие частоты, минусы – высокая стоимость, крупные габариты и вес.
Корпус из MDF (древесно-стружечная плита) – такие колонки являются скорее золотой серединой между выше перечисленными вариантами. Они не такие громоздкие, тяжелые и дорогие, как деревянные, но в отличие от пластмассовых передают средние и низкие частоты. Правда часто производители или продавцы указывают, что колонки сделаны из дерева, хотя на самом деле это MDF. Благодаря этому они увеличивают стоимость колонок. Поэтому при выборе колонок именно из этих материалов следует быть внимательным.
Частота
Для получения качественного звука полоса частот акустической системы должна быть как можно шире и приближаться к диапазону 20-20000 Гц, именно эти частоты воспринимает человеческое ухо. Чем меньше нижнее значение – тем ярче и реалистичней будут звучать «басы».
Количество полос
Количество полос определяется количеством динамиков в колонке. Чем больше полос, тем лучше качество звука. В двухполосных моделях один динамик отвечает за воспроизведение низких частот (НЧ), другой – высоких (ВЧ). Трехполосные решения снабжаются еще одним динамиком для средних частот (СЧ). В системах 2.5 наряду с динамиками НЧ и ВЧ предусмотрен комбинированный вариант, воспроизводящий НЧ и СЧ.
Чувствительность
Этот параметр напрямую влияет на громкость звука при заданной мощности. Чем выше чувствительность, тем громче звучание (сравниваться должны колонки с одинаковой мощностью). Единица измерения – децибелы (дБ). В большинстве моделей этот показатель составляет 84-120 дБ. Для домашних колонок достаточно 84-90 дБ.
Отношение сигнал / шум
От данной характеристики напрямую зависит чистота звука. В бюджетных колонках соотношение сигнал / шум составляет 52-55 дБ, в более дорогих – 90-95 дБ.
Подключение
Коаксиальный вход (разъем RCA) – позволяет передавать цифровой многоканальный звук. Такое соединение чувствительно к электрическим помехам, зато провод не боится сгибов. Используется для подключения колонок к видеопроигрывателю.
Оптический вход – играет ту же роль, что и коаксиальный. Оптическое соединение невосприимчиво к помехам, но сам кабель довольно хрупкий.
Линейный аудиовход (разъем RCA) – используется для передачи одноканального аналогового звука. С помощью такого входа можно подключить к колонкам внешний усилитель или аудиоресивер.
Линейный многоканальный вход (разъем RCA) – применяется для передачи многоканального аналогового звука.
Также в колонках предусматривается выход для наушников (mini-Jack 3.5 мм) и микрофонный вход.
Дополнительно
Импеданс – сопротивление колонок переменному току. Данная характеристика важна при подключении компьютерной акустики к внешнему усилителю. Колонки и усилитель должны работать с одинаковым импедансом: если сопротивление акустики меньше, чем у усилителя, то звук искажается, а сами колонки могут испортиться, если этот показатель больше – звучание будет довольно тихим.
Имеет значение и расположение регулятора громкости. Пользователь может выбирать между эстетичным видом колонок (на задней панели) и удобством регулировки (на передней панели). Встречаются модели, где регулятор находится сверху или сбоку – баланс между красотой и практичностью. Также существует акустика с регулятором на шнуре.
Оснащенность
Важно, чтобы колонки были совместимы со звуковой картой. Колонки 2.0 или 2.1 можно подключить к любому компьютеру или ноутбуку. Покупая систему 5.1, убедитесь, что ваша звуковая карта имеет соответствующие выходы.
В зависимости от модели и стоимости компьютерные колонки могут иметь:
Следует помнить, что купленную вами акустическую систему необходимо правильно расположить. Обычно системы 2.0 и 2.1 располагаются по бокам от слушателя, сабвуфер – во фронтальной части. Система 5.1 – четыре колонки располагаются по углам воображаемого квадрата, в центре которого находится слушатель, центральная колонка и сабвуфер находятся перед слушателем. Грамотное расположение системы позволит добиться максимально объемного и реалистичного звука.
При покупке колонок необходимо прежде всего полагаться на собственные впечатления от звучания акустической системы. Помните, что профессиональное воспроизведение звука – не основная функция компьютера. Для того, чтобы добиться идеального звучания, вам следует присмотреться к акустическим системам HI FI.
Производитель
Для получения хорошего звука не рекомендуется приобретать акустику китайских, местных и малоизвестных брендов: Edifier, Gembird, Genius, Microlab, Sven, Defender, DeTech, Hardity, IconBit, SPEEDLINK, Supra. Как правило, корпуса и провода этих устройств изготавливаются из недорогих материалов, сборка оставляет желать лучшего. Но самое важное – высококачественного звука с такой акустикой не получить. В лучшем случае эти колонки могут служить для просмотра фильмов только для людей без особых требований к звуку. Среди других недостатков можно отметить фонящий звук, некачественные пульты управления, слабые разъемы, некорректные настройки звука.
Группу высококачественной акустики составляет техника Bose, JBL, Yamaha, Bowers & Wilkins, из бюджетного сегмента – Logitech. Стоит эта продукция значительно дороже, чем акустика первой группы. Однако может обеспечить покупателю чистый и качественный звук. Более того эти колонки надежные, хорошо собраны, долговечны в работе. Следует помнить, что для получения максимального качествв звука вам потребуется приобрести также дискретную звуковую карту.
Звуковые каналы в саундбарах и домашних кинотеатрах
В этой статье мы рассмотрим, каким бывает объемный звук в саундбарах и домашних кинотеатрах со звуковыми системами Dolby Atmos, Dolby Digital, DTS: X. Магнитофоны… Моно, стерео… Как давно это было… Неужели при упоминании слова «Стереомагнитофон» мы подразумевали схему 2.0, где было всего два звуковых канала – левый и правый? А если и думали об этом, то навряд ли мечтали о звуковой системе со схемой 2.1.
Объемный звук. Что обозначают цифры
Ответ простой – это количество каналов в звуковой системе. Это понятие нельзя путать с количеством динамиков (излучателей). Каждый канал может иметь один, два и более излучателей. Если в тексте встречается «динамик» или «излучатель», то это означает наличие отдельного канала для этих компонентов. В этой статье мы попытаемся объединить информацию, которую можно найти в Википедии или в иных источниках. Рассматривать стандартную звуковую схему 2.0 не станем, так как все мы знакомы со стерео системой «с детства».
Звук 2.1. Виртуальные Динамики
На схеме цифрами обозначено: 1 – позиция слушателя, 2 – левый и правый каналы, 3 – сабвуфер. Углы установки излучателей указаны. В следующих схемах цифровые обозначения могут повторяться, поэтому мы можем опускать «известные моменты». Компоненты звуковой схемы будем заключать в круглые скобки «()». Клик по изображению для просмотра звуковой схемы.
Звук 2.1.2 Потолочные Динамики
К звуковой системе 2.1 добавлены левый и правый потолочные средние излучатели (4). Общее число каналов 5.
Звук 3.1 Виртуальные Динамики
Позиция слушателя (1), левый и правый каналы (2), центральный канал (3), сабвуфер (4).
Звук 3.1.2 Потолочные Динамики
К звуковой системе 3.1 добавлены левый и правый потолочные средние излучатели (5). Общее число каналов 6.
Звук 4.1 Виртуальные Динамики
Позиция слушателя (1), левый и правый каналы (2), сабвуфер (3), левый и правый тыловые излучатели (4).
Звук 4.1.2 Dolby Atmos
Позиция слушателя (1), левый и правый каналы с дополнительными излучателями, направленными вверх (Dolby Atmos) (2), сабвуфер (3), левый и правый тыловые излучатели (4).
Звук 4.1.2 Потолочные Динамики
В этой схеме: левый и правый каналы без дополнительных излучателей, направленных вверх (без Dolby Atmos) (2), но добавлены левый и правый потолочные средние излучатели (5).
Звук 4.1.4 Потолочные Динамики
В отличие от предыдущей схемы добавлены левый и правый потолочные тыловые излучатели (6). То есть на потолке размещаются четыре канала.
Звук 5.1 Виртуальные Динамики
Позиция слушателя (1), левый и правый каналы (2), центральный канал (3), сабвуфер (4), левый и правый тыловые излучатели (5).
Звук 5.1 Объемный Звук
Количество каналов соответствует звуковой системе 5.1, но с другим углом направления тыловых излучателей.
Звук 5.1.2 Dolby Atmos
Аналогично звуковой схеме «5.1 Виртуальные Динамики», но левый и правый фронтальные излучатели (2) дополнены динамиками, направленными вверх (Dolby Atmos).
Звуковая система 5.1.2 Потолочные Динамики
Звуковая схема похожа на «5.1.2 с поддержкой Dolby Atmos», но из фронтальных излучателей убраны динамики, направленные вверх. Вместо них появились потолочные излучатели (6).
Звук 5.1.4 Dolby Atmos
Исходный вариант «5.1.2 с поддержкой Dolby Atmos», но в тыловой акустике добавлены излучатели, направленные вверх.
Звуковая система 5.1.4 Гибрид Dolby Atmos и Потолочные Динамики
Исходная звуковая схема «5.1.4 Dolby Atmos», но из тыловой акустики убраны излучатели Dolby Atmos, направленные вверх. Вместо них устанавливаются потолочные излучатели (6).
Звуковая конфигурация 5.1.4 Гибрид Потолочных Динамиков и Тыловых Dolby Atmos
Противоположность звуковой схемы «5.1.4 Гибрид Dolby Atmos и Потолочные Динамики» в плане размещения динамиков Dolby Atmos. Тыловые динамики оснащены направленными вверх излучателями Dolby. Вместо передних динамиков Dolby Atmos устанавливаются отдельные потолочные излучатели.
Акустическая системв 5.1.4 с Потолочными Динамиками
В этом звуковом варианте 5.1.4 отсутствуют все излучатели Dolby Atmos. Вместо них установлены потолочные передние (6) и потолочные задние динамики (7). Общее количество излучателей – десять.
Звук 7.1 Базовый Вариант
Звуковая система «7.1 Базовый Вариант» представлена для понимания правильных углов установки излучателей каждого канала. Отдельных комментариев здесь не предполагается, поэтому далее представим распространенные схемы с семью основными и дополнительными каналами.
Звуковая система 7.1 Виртуальные Динамики
Эта звуковая схема полностью повторяет «7.1 Базовый Вариант». По аналогии с предыдущими вариантами вам уже понятно, где на изображении сабвуфер (4), где центральный канал (3), где правый и левый фронтальные (2), где боковые (5) и тыловые излучатели (6).
Звук 7.1.2 Dolby Atmos
Схема домашнего кинотеатра повторяет «7.1 Виртуальные Динамики» с добавлением в левый и правый фронтальные источники (2) излучателей Долби Атмос, направленных вверх.
Звуковая система 7.1.2 Потолочные Динамики
Схема совпадает с «7.1.2 Dolby Atmos», но динамики, направленные вверх в левом и правом фронтальных системах, отсутствуют. Вместо них устанавливаются потолочные источники. Причем допускаются три разных позиции установки на потолке (разные углы к месту прослушивания) – смотрим изображение.
Звук 7.1.4 Dolby Atmos
Здесь звуковая панель «7.1.2 Dolby Atmos» дополнена двумя тыловыми каналами Dolby Atmos.
Звуковая система 7.1.4 Гибрид Dolby Atmos с Потолочными Динамиками
Гибридная схема 7.1.4 исключает каналы Dolby Atmos в тыловой акустике. Вместо них включаются потолочные тыловые каналы с различными углами установки.
Домашний кинотеатр 7.1.4 Гибрид Потолочные Динамики и Dolby Atmos
Эта звуковая схема – противоположность предыдущей звуковой схемы. Здесь в тыловой акустике есть излучатели Dolby Atmos. Фронтальные динамики Dolby Atmos заменяются потолочными динамиками. Углы установки последних указаны на изображении.
Акустическая схема 7.1.4 Dolby Atmos Настенная Установка
Данная звуковая схема предполагает установку на стены всех излучателей, кроме сабвуфера (4). Динамиками Долби Атмос оснащены только фронтальные (левый и правый) (2) и тыловые (левый и правый) (6) каналы. Левый и правый окружающие излучатели (5) – без Dolby Atmos. Все компоненты устанавливаются на высоту головы в месте прослушивания (1).
Конфигурация 7.1.4 Потолочные Динамики
В этом варианте схема «7.1.2 Потолочные Динамики» дополнена тыловыми излучателями. Каналов Dolby Atmos нет.
Звук 7.1.6 Dolby Atmos
В данной звуковой системе 7.1.6 все компоненты, кроме центрального канала (3) и сабвуфера (4), оснащены каналами Dolby Atmos (направлены вверх).
Звуковая схистема 7.1.6 Гибрид Dolby Atmos с Потолочными Динамиками
Схема похожа на «7.1.6 Dolby Atmos». Однако, средние динамики (5) потеряли излучатели Dolby Atmos. Вместо них появились потолочные динамики (7).
Домашний кинотеатр 7.1.6 Верхние настенные (фронт, тыл) и Потолочные Динамики
Позиция слушателя (1). Левый и правый фронт (2). Центральный канал (3). Сабвуфер (4). Левый и правый средние динамики (5). Левый и правый тыловые динамики (6). Левый и правый фронтальные верхние настенные динамики (7). Левый и правый канал потолочных динамиков (8). Левый и правый канал верхних настенных тыловых динамиков (9).
Здесь и далее верхние настенные фронтальные и верхние настенные тыловые каналы нельзя путать с потолочными каналами. На изображении указаны места установки этих новых компонентов. Верхние излучатели каналов устанавливаются на стене под потолком.
Акустика 7.1.6 Потолочные Динамики
Данная звуковая схема отличается от предыдущей отсутствием верхних настенных фронтальных и тыловых каналов. Они заменены соответствующими потолочными динамиками.
Звук 9.1 Объемное Звучание
Схема «9.1 Объёмное звучание (Базовая)» обеспечивает кинематографическое звучание благодаря девяти каналам и сабвуферу. Для этого применяются дополнительно два передних канала, установленных на определенной высоте по отношению к стандартным фронтальным излучателям.
Звуковая система 9.1 Виртуальные Динамики
Позиция слушателя (1). Фронтальные каналы (2). Центральный канал (3). Сабвуфер (4). Левые и правые боковые каналы (5). Левый и правый каналы объемного звучания (6). Левый и правый канал тылового объемного звучания (7).
Звук 9.1.2 Dolby Atmos
Отличие от предыдущей схемы – во фронтальные каналы (2) добавлены каналы для излучателей вверх (Dolby Atmos).
Звуковая система 9.1.2 Потолочные Динамики
Схема производная от звуковой схемы «9.1.2 Dolby Atmos». Каналы Dolby Atmos убраны, вместо них появились каналы для потолочных динамиков (8).
Звук 9.1.4 Dolby Atmos
Данная система является «продолжением» звуковой схемы «9.1.2 Dolby Atmos» – в левый и правый каналы тылового объемного звучания (9) добавлены каналы Dolby Atmos.
Звуковая система 9.1.6 Гибрид Dolby Atmos и Потолочные Динамики
Гибридная звуковая схема 9.1.6 является производной от звуковой схемы «9.1.4 Dolby Atmos». Кроме Dolby Atmos каналов, добавляются каналы потолочных (Top Middle) излучателей (8).
Звуковая схема 9.1.6 Верхние (фронт, тыл) и Потолочные Динамики
В данной схеме Dolby Atmos каналы отсутствуют. Каналы потолочных излучателей (9) изменили свою позицию. Добавлено: левый и правый каналы верхних фронтальных динамиков (8) и левый и правый каналы верхних тыловых динамиков (10).
Домашний кинотеатр 9.1.6 Потолочные Динамики
В этой звуковой конфигурации в отличие от звуковой схемы «9.1.6 Гибрид…» полностью отсутствуют Dolby Atmos каналы. Вместо Atmos используются: левый и правый фронтальный потолочный (8), левый и правый потолочный (9), левый и правый тыловой потолочный (10) динамики.
Звук 11.1.8 Верхние (фронт, тыл) и Потолочные Динамики
Пожалуй, звуковая система 11.1.8 самая сложная и в ней нет, прошу заметить, Dolby Atmos каналов. Кроме стандартных позиций (1, 2, 3, 4), которые есть почти во всех звуковых схемах, здесь мы видим: каналы верхних фронтальных динамиков (9) и каналы верхних тыловых динамиков (12). Передние фронтальные потолочные (10) и задние тыловые потолочные (11) каналы.
Левый и правый каналы расширения (wide), устанавливаемые по ширине комнаты (5), каналы объемного звучания (6) и каналы объемного звучания 1 (7). Кроме этого, существуют звуковые схемы 11.2.х, где используется пара сабвуферов. В максимальной конфигурации звуковая система может быть 22.2.х или 24.1.10, что говорит нам о 24 напольных каналах, сабвуфере и 10 потолочных каналах.
Что учитывать перед покупкой домашнего кинотеатра
В заключение обзора объемного звука можно подвести черту и обобщить сказанное. Как мы понимаем, начиная с акустической схемы 7.1.х будут трудности в правильности расположения компонентов системы. В продвинутых AV ресиверах есть встроенные решения для контроля местоположения акустики в комнате, а так же для подбора требуемых уровней выходного сигнала.
Примером может быть Audyssey MultEQ XT32 в ресивере Denon AVC-X8500H. Не стоит забывать, что компоненты звуковой системы требуют зачастую физического соединения с ресивером. Каналы Dolby Atmos некоторым образом облегчают нам страдания в этом плане, особенно в том случае, если это саундбар. Но заметьте, в полноценных звуковых схемах полностью отсутствуют компоненты Dolby Atmos.
Таким образом, звуковая панель – это «обрубок» полноценной звуковой системы. Рекомендации по выбору звуковой схемы для вашего помещения мы не вправе давать, так как ценовое решение поставленной задачи в геометрической прогрессии увеличивается в зависисимости от схемы акустических систем, начиная от 2.1 и заканчивая 11.1.8.