Формат общения что это
Какие виды общения бывают?
Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.
В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.
В зависимости от содержания
Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.
В зависимости от целей
Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.
В зависимости от средств
Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.
В зависимости от времени
Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.
Другие виды
Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:
Основные типы общения
Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.
Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.
Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.
Подводя итоги
Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.
Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.
Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели
Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Средства общения
Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.
Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.
1. Вербальные средства общения
В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).
Примеры вербальной передачи информации:
Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.
2. Невербальные средства общения
К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.
Примеры невербальной передачи информации:
Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Этапы общения
Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
Виды общения
В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:
Стороны общения
Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.
Виды коммуникаций: параметры, характеристика
Признаки классификации коммуникаций
Коммуникации, осуществляемые в компаниях, могут быть классифицированы по ряду признаков (таблица 1).
Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств
Коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций
Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств
Коммуникации, которые осуществляются с помощью информационных технологий и технических средств, приобретают первостепенное значение в современных условиях. Осуществляются при помощи телекоммуникационных систем, электронной почты, управленческих информационных средств (УИС). При помощи УИС менеджеры могут обратиться к другим сотрудникам, например, за информацией, которая необходима для решения проблем, а также могут прочитать литературу в какой-либо интересной для них области о современных достижениях.
Межличностные коммуникации
Межличностные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах при помощи слов и бессловесных средств общения. Именно данный вид коммуникации представляет наибольшую значимость для изучения. Различные факторы оказывают влияние на межличностные коммуникации (рисунок 1).
Рисунок 1. Факторы, которые влияют на межличностные коммуникации
Результативность межличностных коммуникаций зависит во многом от обратной связи. Отправитель с ее помощью понимает, было ли передано сообщение, было ли получено оно и было ли правильно принято и понято получателем.
Получателю необходимо быть уверенным в компетентности отправителя. Разные люди могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от предшествующего опыта, компетентности, что предполагает наличие различных подходов к кодированию и декодированию информации. Коммуникационный процесс может не состояться при некомпетентности отправителя.
Доверие получателя к отправителю, как к личности, так и к руководителю – очень важное условие коммуникации. Получателю необходимо при этом признавать право отправителя на отправление сообщения.
Касаемо ожиданий получателя необходимо отметить, что людьми хорошо воспринимается лишь то, что они готовы воспринять. Неожиданную информацию могут не воспринимать.
Совместимость любого рода влияет на эффективность межличностных коммуникаций. Психологическая несовместимость получателя и отправителя, неприятие получателем задач и целей, формулирующихся в сообщении, способствуют разрушению коммуникации.
Статус отправителя получателем может быть воспринят по-разному. Получатель может признать его, и в данном случае он выполняет указания отправителя, которые были переданы в сообщении, а также может воспринимать статус в качестве личной угрозы, что препятствует процессу коммуникации и даже может прерывать ее.
Межличностные коммуникации находятся в зависимости от социокультурной среды, в которой они реализуются, включающей систему ценностей, обычаи, традиции. Этот фактор необходимо учитывать при общении представителей разных национальных культур. Культурные различия выражаются как при вербальном, так и невербальном общении.
Коммуникации по форме общения
Вербальные коммуникации
Вербальные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются при помощи устной речи, используемой в качестве системы кодирования.
Менеджеры тратят большую часть рабочего времени на личное общение с другими людьми. К достоинствам устной коммуникации относят:
Согласно данным А. Мейрабиана, только 7% сообщений определяются их вербальным содержанием, а 93% свойственна невербальная природа, 38% из которых определяются модуляцией голоса, а 55% определяются выражением лица.
Невербальные коммуникации
Невербальные коммуникации – это сообщения, которые посылаются отправителем без применения устной речи в качестве системы кодирования, а, например, при помощи жестов, мимики, взгляда, манер, поз. Они выступают в качестве средства коммуникации на том уровне, а котором их суть может быть интерпретирована другими участниками процесса коммуникации.
Информация передается при помощи вербальных коммуникаций, а при помощи невербальной коммуникации передается отношение к получателю сообщения.
Коммуникации по каналам общения
Формальные коммуникации
Формальные коммуникации позволяют ограничивать и упорядочивать информационные потоки. Они устанавливаются следующими регламентами:
Неформальные коммуникации
Неформальные коммуникации – это социальные взаимодействия между индивидами, которые отражают выражения человеческой потребности в общении. Неформальные коммуникации дополняют формальные. Неформальную систему коммуникаций в организации называют «виноградной лозой», так как информация в ней зачастую распространяется при помощи слухов. Согласно данным ряда исследователей, слухи на 75%, по меньшей мере, считаются точными.
Слухи являются одним из самых быстрых способов распространения информации. Руководство часто использует данный канал передачи информации в целях изучения мнения работников, их готовности к изменениям и принятию новых элементов (направлений), выявления «узких» мест в менеджменте компании.
Интересный факт. На «ты» с руководителем
Среди 747 компаний служба исследований HeadHunter провела опрос, для того чтобы узнать, как сегодня принято строить общение у подчиненных и начальников.
В 58% опрошенных организаций принято обращаться официально к руководителю – на «Вы». Менее формальную форму, на «ты», выбрали 36% организаций. В данных компаниях дистанция между подчиненным и начальником не так ощутима, а в коллективе отношения более близкие. Необходимо заметить, что чем выше количество работников организации, тем чаще отношения приобретают формальный характер. Более «простые» и близкие отношения в организациях, которые специализируются на информационных технологиях (на «ты» – 70%). С другой стороны, более официальные отношения на производстве и в многопрофильных холдингах (на «Вы» – 86%).
Большинство опрошенных директоров по персоналу отмечают, что руководитель организации может легко пообщаться с подчиненным на различные абстрактные темы. А в 33% компаний рядовой работник может поделиться с начальником своими проблемами, поговорить о наболевшем с ним по душам. В 17% компаний более жесткий формат общения: подчиненный и руководитель не поддерживают никаких неформальных отношений.
Распоряжения должны быть восприняты как приказ, а не просьба, коммуникации должны быть максимально официального формата. Неформальное общение в добывающей отрасли, например, между подчиненным и руководителем не принято в большинстве случаев. С другой стороны, поговорить о своих проблемах с начальником проще всего сотрудникам образовательной, юридической сфер и услуг для населения. Более «простые» и близкие отношения в организациях, которые специализируются на IT-технологиях (70%). В производстве и многопрофильных холдингах подчиненные с руководством на «ты» практически не общаются (5–10%).
К типичной информации, передаваемой по неформальным каналам можно отнести:
Слухи
Виды слухов | Краткая характеристика |
Слухи-«пугала» | Появляются на почве опасений и страхов сотрудников, создавая беспокойство в организации, могут принести вред. |
«Мечты и чаяния» | |
Финальный слух | Вызван возможными и прогнозируемыми действиями в будущем, которые длительное время ожидаются работниками. |
«Вбивание клиньев» | Формируются агрессивностью, иногда и ненавистью; самый агрессивный тип. Несут вред как для репутации компании, так и отдельных сотрудников. |
Интересный опыт. Зачем организациям отдел внутренних коммуникаций?
Современные руководители проводят не только регулярные собрания с высшим менеджментом компании, но и лично встречаются с простыми сотрудниками. Так, президент компании «САН Интербрю» Джо Стрелл каждый месяц приглашает 25 работников со всей страны на обед (по два сотрудника с каждого завода и от каждого отдела продаж по одному сотруднику). «Во время обеда у наших сотрудников есть возможность задать любой вопрос президенту.
После встречи вопросы и ответы публикуются и в каждом подразделении организации вывешиваются на информационные доски. Обеды проводятся в пятницу, чтобы предоставить возможность работникам остаться в Москве и на выходные. Оплачивается и проживание, и дорога», – отмечает Любовь Елисеева, специалист по внутренним коммуникациям «САН Интербрю».
Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения
Информация по каналам передается:
Восходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены снизу-вверх (от подчиненных к руководителю).
Нисходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены сверху-вниз (от руководителя к подчиненным).
Диагональные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются сотрудниками подразделений и отделов различных уровней. Данный вид коммуникации используется в случаях, когда коммуникации сотрудников организации иными способами затруднены, либо невозможны.
Горизонтальные коммуникации – это коммуникации, которые направленные на интеграцию и координацию деятельности работников разных подразделений и отделов на одинаковых уровнях иерархии для выполнения целей компании; способствуют увеличению эффективности использования всех ресурсов компании.
Согласно исследований, эффективность горизонтальных коммуникаций составляет 90%. Это можно объяснить тем, что сотрудники работали на одинаковых уровнях управления, отлично понимают сущность труда своих коллег, понимают их проблемы и возможный посыл их сообщения.
Виды коммуникаций | Виды передаваемой в сообщении информации | Цели | ||||||||||||||||||||||||
Восходящие |
Ответы | Распределение ответов на вопросы, % | |
Что бы вы хотели знать о своей организации? | О чем вы информируете своих сотрудников? | |
Заработная плата других сотрудников | 14 | 3,9 |
Реальная прибыль/убытки компании | 16 | 11,7 |
Заработная плата топ-менеджеров | 15 | 3,9 |
Предстоящие изменения в составе акционеров, покупка или продажа компании | 21 | 9,7 |
Информация о стратегических клиентах или партнерах | 9 | 13,6 |
Информация о кадровых назначениях | 13 | 29,1 |
Вывод компанией новых товаров или услуг на рынок | 12 | 28,2 |
Формы, методы и средства общения, существующие в российских компаниях
В российских компаниях существуют следующие формы, методы и средства общения:
Интересный факт. Открытые двери
Залогом успешного выживания компании на рынке по мнению Билла Гейтса, является прозрачность ведения бизнеса. Империя Гейтса работает именно по данным законам, и работники Microsoft не жалуются на недостаток информации о внутренней деятельности компании, в том числе данные о заработной плате менеджеров высшего звена. Также Hewlett-Packard следует политике открытости во внутренней политике организации. К примеру, каждый из сотрудников организации, в том числе управляющий, работает в офисе без перегородок или в кабинете, в котором нет дверей. Такая политика «открытых дверей» способствует построению системы взаимного доверия сотрудников, когда люди могут обсудить спокойно все интересующие их вопросы со своим менеджером. Информационный поток в результате эффективно течет как вверх, так и вниз.
Ошибки внутренних коммуникаций
Типичными ошибками внутренних коммуникаций, по мнению специалистов, выступают:
Интересный факт. Проблемы общения
Менеджеры, которые недоговаривают значимую информацию своим подчиненным, очень рискуют. Коммуникативные сбои в лучшем случае понижают эффективность работы и мотивацию сотрудников, а в худшем чреваты намеренным выпуском брака и даже саботажем.
В конце 2009 г. консалтинговое агентство «Инкорпоре» провело опрос в 18 крупных компаниях о практике внутренних коммуникаций. Внутренним коммуникациям большинство опрошенных HR-менеджеров признали: проблемы в общении между подчиненными и начальниками у них существуют. «Сотрудникам недостаточно коммуникационной и стратегической поддержки со стороны топ-менеджеров, – отмечает Илья Стернин, исполнительный директор компании “Инкорпоре”, – и если даже руководители организации являются хорошими коммуникаторами, то случаются сбои на среднем уровне управления». У среднего менеджмента, по его словам, не хватает зачастую ни мотивации, ни умения доводить до сотрудников важную информацию, напрямую не касающуюся рабочего процесса.
«Сейчас работники очень остро переживают недостаток информации, – отмечает Стернин. – Молчание руководства воспринимается ими как подтверждение наихудших опасений в отношении судьбы организации и своих собственных перспектив. Если пренебрегать этим фактом, то они направят все недовольство на работодателя, признавая его первопричиной своих неудач и страданий». Стернин приводит в пример случай на металлургическом заводе: рабочие, которые не понимали сути перемен и не получали обратную связь от руководителей целенаправленно выпустили партию с браком.
Общение — это важно и по сегодняшний день
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сложно представить день человека без хотя бы какого-то вида общения.
Ведь это не только нужно для решения вопросов, достижения целей, но и для удовлетворения потребности человека как разумного существа.
Но что такое общение: простой обмен слов, или более сложный аспект в нашей жизни? Умение поддержать беседу – это талант, который имеют некоторые люди, или его можно развивать? Насколько важно говорить с людьми, или можно без этого обойтись? Давайте разбираться.
Общение — это.
В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).
Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:
Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.
Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.
Функции общения
Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:
В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:
Или более краткое и обобщённое разделение:
Формы общения
Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.
Но есть более типичные и встречаемые варианты:
На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.
Виды и уровни общения
Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:
Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:
Искусство коммуникации
Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.
Но если хотите наладить общение, психология поможет улучшить навыки (что это?).
Чуткость
Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей.
Наблюдательность
Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.
Память
Если будем помнить большинство из того, что нам рассказал человек, то можем на это ссылаться, упоминать при следующей беседе. Таким образом покажем, что интересуемся им – это значительно сближает.
Широкий кругозор
Когда собеседник рассказывает о теме, от которой вы совсем далеки, то можно послушать и узнать что-то новое. Вместо того чтобы его останавливать и показывать своё отсутствие интереса.
В дополнение стоит изучать разные области, чтобы иметь возможность поддержать разговор с людьми из разного общества.
Постоянная тренировка
Общение – это не только врождённый навык. Люди, которые постоянно формируют взаимосвязь с большим количеством малознакомых людей, улучшают своё умение.
Им будет значительно легче поддерживать случайную беседу, чем тем, кто связан только с родственниками. Поэтому нужно тренироваться и заводить разговор с кем-то на улице, в кафе, на курсах.
» alt=»»>
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Общение — это не просто обмен словами, ведь каждая коммуникация отражается на состоянии человека, и причина не всегда в полученной информации.
Даже после мимолетного обмена предложениями со случайными людьми мы часто чувствует эйфорию, или, наоборот, опустошение. Потому, «Контакт масок» — это не лицемерие, а, скорее, защитный механизм, позволяющий тратить меньше психической энергии.
Согласна с автором статьи, что общение это очень важно, но бывают в жизни такие уникалы, от которых хочется сразу сбежать.
- Формат общения что это такое
- Формат одт чем открыть на айфоне