Формирование и создание в чем отличие
Формирование и создание в чем отличие
Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Понятие «формирование» — еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности» (Груздев П. Н. Вопросы воспитания и обучения. — М., 1949. — С. 14).
Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия — развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.
Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.
Формирование и развитие человека — чем они отличаются
Человеческая жизнь насчитывает множество процессов, которые в разных временных периодах так или иначе оказывают свое влияние. Наличие определенных свойств этих событий могут сказываться на развитии и формировании человека, его жизни и характере. Обе категории относятся к понятиям общенаучного направления. Развитие и формирование часто применяется в контексте философских, социальных, политических, экономических и педагогических категорий.
Суть формирования, как понятия
Формирование представляет собой процесс становления личности человека под воздействием определенного количества факторов внешней и внутренней среды обитания. К подобным фактором относят:
Воспитание, как процесс который входит в состав практически каждой среды может играть ключевую роль в процессе формирования личности, как таковой. Конечный результат формирования означает завершение процесса, готовность личности, отсутствие высокой степени восприятия к внешним и внутренним раздражителям.
Достижение определенного уровня, задачи, завершение длительного проекта или работы также можно считать сформированным процессом, который имеет итог, завершенность, зрелость, законченность. Чаще всего понятие формирование используется в отношении психологии и педагогики как наук, тесно формирующих личность и социум в целом.
Педагогическая литература воспринимает понятие «формирование», как действие внешних факторов, исходящих из социальной среды, которые осуществляют дикие, стихийные, бесконтрольные воздействия на человека. Уличная среда и окружение чаще всего и формируют личность начиная с этапа раннего детского возраста и дальше по жизни.
Развитие, суть понятия
Развитие-понятие,которое так же не имеет конкретизированного обозначения,но в обобщенном виде с точки зрения педагогики трактуется, как результат изменений происходящих с человеком в отношении качественных и количественных дифференциаций. Процесс развития не имеет конечного этапа и происходит с личностью в виде постоянных:
Развитие состоит из нескольких категорий, которые непосредственно оказывают свою степень влияния:
Чем отличается формирование от развития?
Обоюдными качествами развития и формирования является следствием внешних и внутренних факторов, которые совершают определенные метаморфозы с личностью человека. Исходя из определения, то синонимом в отношении характеристики личности выступает как развитие, так и формирование. Источник развития, как и формирования всегда находится вне личности. Развитие отличается тем, происходит непосредственно от воздействия близких людей,семьи и друзей.
Процесс развития может происходить только у живого человека, в то же время формованию подвластно общество и социум в целом. В тоже время развитие-состояние происходящее при личностной активности и желании, в тоже время формирование может происходить без согласия и происходить пассивно от влияния из вне.
Развитие предполагает наличие качественного результата после воздействия определенных действия, а формирование требует лишь выполнение определенного задания и цели, без конкретизированного положительного эффекта.
Значение слова «формирование»
2. Воинское соединение, часть. Из станицы выбрасывались свежие формирования: полки, батальоны. Первенцев, Кочубей.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ФОРМИРОВА’НИЕ, я, ср. 1. только ед. Действие по глаг. формировать и состояние по глаг. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж.-д.). Ф. взглядов. Ф. полков. Ф. организма. 2. Сформированная, вновь организованная воинская часть (воен.). В армию влиты свежие формирования. Прибытие формирований на фронт.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
формирова́ние
1. действие по значению гл. формировать; образование, установление, организация чего-либо ◆ Второй фактор, влияющий на формирование цены не в пользу покупателя, — таможенные тарифы и пошлины. Максим Милованов, «Рынок тщеславия», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Жители Львова, напуганные приходом казаков, Сейм, влиятельнейшие польские вельможи — все требуют от короля прекратить формирование странного войска. Эдвард Радзинский, «Лжедмитрий», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. канц. то же, что отряд, подразделение ◆ В нашем бараке сорок ребят записались в добровольческое формирование. Василий Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: по-фински — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Соотношение понятий «становление», «формирование», «развитие» и «рост»
Чтобы профессионально понимать друг друга, нам следует сначала определить указанные в заголовке понятия. Мы не будем спорить с тем, как другие авторы понимают то или иное понятие, поскольку это малопродуктивно. Разброс мнений столь велик, что настаивать на жестком закреплении понятий пока преждевременно. Мы просто договоримся, что чем будем называть – только ради удобства использования, а не потому, что наша версия лучше.
Становление личности. Под становлением будем понимать спонтанный процесс возникновения (порождения) и укрепления личности – по аналогии с процессом становления на ноги, началом ходьбы и т.п. О становлении предпочтительно будем говорить тогда, когда необходимо подчеркнуть самостоятельность (снова слышится уже знакомое «стоять»), инициативность, непредписанность кем-то извне. Но в еще большей степени, когда необходимо подчеркнуть начальность, момент возникновения нового качества, в которые человек вложил известную долю своих усилий. Разумеется, словосочетание «становление личности» очень уместно использовать в отношении ранних этапов развития личности (раннее детство), хотя, в принципе, можно использовать его и в отношении других возрастов. Например, когда требуется указать на момент возникновения и процесс укрепления некоего психического новообразования, когда необходимо подчеркнуть, что человек заново восстанавливает себя («становится на ноги») после личностного разрушения, деградации, душевного нездоровья и т.п.
Формирование личности. Под формированием же, наоборот, будем понимать организованное со стороны окружающих человека людей воздействие, направленное на придание личности тех или иных характеристик – по аналогии с приданием чему-то необходимой формы, формата. В привычных случаях адресатом воздействия (того, кого формируют) является ребенок, подросток, но им вполне может оказаться и взрослый. Для тех, кто организует воздействие, необходимо обладать соответствующим социальным статусом: быть взрослым, преподавателем, воспитателем, начальником, командиром, консультантом и т.п. Правда, и здесь возможны вариации, поскольку даже равные по социальному статусу люди в межличностном плане могут занимать по отношению друг к другу позицию воспитателя. При этом нет необходимости утверждать, что формирование происходит всегда осознанно, а воздействие всегда организуется целенаправленно. В принципе, формирующее или преобразующее воздействие включено в ткань повседневных отношений как почти неизбежный эффект от взаимодействия, от самого межличностного контакта. Но все же о формировании личности, конечно же, лучше говорить в основном по отношению к случаям, когда формирующее воздействие производится не в фоновом режиме, а в виде процесса, сравнительно отчетливо выделяющемся как основная фигура на фоне социального взаимодействия.
Развитие личности. Термин «развитие» зарезервируем для тех случаев, когда необходимо подчеркнуть систематический или нормативный характер изменений, которые происходят с человеком в его жизни. Так, можно говорить о физиологическом развитии, о профессиональном или культурном развитии и т.п. В частности, развитие личности (личностное развитие) будет означать прохождение человеком некоторых этапов (сравнительно одинаковых у большинства людей), по мере наступления которых происходят качественные изменения внутреннего плана – в структуре личности, в исполняемых функциях, в особенностях динамики.
Согласно представлениям Х. Вернера [см. Крэйн 2002], развитие имеет место там, где происходит дифференциация и иерархическая интеграция. К примеру, зародыш возникает как единое целое, из которого затем выделяются различные органы. Подобным же образом происходит и дифференциация двигательной активности плода в утробе матери, когда его туловище и конечности больше не двигаются как единое целое в одном «движении массы», а двигаются раздельно и согласованно. Другой пример, когда дети начинаю рисовать. Поначалу они делают однообразные движения туда-сюда, рисуя круглые каракули. Затем их рисование становится более дифференцированным, по мере того как они осваивают различные движения. Иерархическая организация видна там, где рисование проводится в соответствии с намерением ребенка. Рисунок разворачивается постепенно от общего замысла к деталям.
То же наблюдается и в отношении личности. Развитие сопряжено с постепенным усложнением дифференцированности мотивов, целей, ценностей, намерений и постепенной их иерархизацией, которая состоит в соподчинении, умении выбрать приоритеты, определить, что является более важным, а что может быть отложено. Дифференциация и иерархизация дополнятся интеграцией, направленной на сохранение личностной целостности человека.
Термином «развитие» удается подчеркнуть нормативный, закономерный характер такого рода изменений, которые следуют в согласии с основными вехами социализации человека. Словосочетание «развитие личности» первоначально использовалось в возрастной психологии. Наибольшее употребление в настоящее время это понятие получило в рамках психологии развития, которая включает в себя возрастную психологию в качестве основного ядра (как по происхождению, так и по основным теоретическим положениям).
Личностный рост. Понятие личностного роста широко используется в психотерапевтической литературе, особое значение этой характеристике личности придается в гуманистической и трансперсональной психологии. Точного определения для него пока нет, но семантическое поле (согласно характеру употребления) таково, что метафорически может быть описано как движение вверх. Подобно тому как растение растет к солнцу, личность «растет» по направлению к ценностям. Применительно к принятому нами структурному определению личности словосочетание «вершинная личность» может быть понято как указание на то, что данный человек сумел личностно (пристрастно) дотянуться до ценностных вершин. Соответственно, когда мы говорим о вершинной психологии (В. Франкл), то подчеркиваем этим ценностную ее направленность – указываем на стремление такой психологии понять, каким образом происходит присвоение человеком высших человеческих ценностей, превращение их в предельные индивидуальные смыслы. И в обыденном языке о человеке, выбирающем для себя указанные высокие ориентиры, говорят «тянется к чему-то» – точно как о растении.
Отметим, что сравнение личностного роста и роста растения может быть хорошо обыграно. По аналогии с растениями, корнями мы все из детства (психоанализ как глубинная психология) или из вагины, если говорить в терминах перинатальных матриц (С. Гроф). Соответственно, силы для роста (своего рода мотивационную энергетику) мы черпаем из глубинных смысловых структур: архетипов, комплексов, ранних детских фиксаций (психоанализ), систем конденсированного опыта (С. Гроф). Но растем все же в том направлении, где находим особого рода целостности (предельные ценности, добродетели, Абсолют, Бог), идентифицируясь с которыми, уподобляясь которым, мы преобразуем себя в зрелого субъекта собственных поступков, в ответственного субъекта общественных отношений.
Этой же метафорой с успехом воспользовался К. Роджерс, когда ему потребовались аргументы в защиту не только способности, но и права ребенка на самостоятельность личностного роста. Было бы губительным для растения, если бы кто-то захотел ускорить его рост тем, что начал вытягивать из почвы. Точно так же губительными для ребенка как личности (но не как социального индивида) будут попытки побуждать его к личностному росту, потому что всякое внешнее побуждение отбирает инициативу, лишает ребенка субъектности (ощущения/переживания авторства своих усилий) – подменяет рост формированием. Наоборот, продуктивно будет дать ребенку поддержку, помочь овладеть необходимыми ресурсами, релевантных данной зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Таким образом, можно в следующей манере соотнести обсуждавшиеся в данном параграфе понятия.
1. В растительной метафоре «становление», «развитие» и «рост» можно соотнести с «всходит», «созревает» и «растет», а «формирование» можно понять как уход за растением садовника (К. Роджерс) или огородника.
2. В пространственно-кинестетической метафоре «становление», «развитие» и «рост» можно соотнести с «встал», «ходит» и «поднимается на…», тогда как «формирование» можно истолковать как «услуги тренера и/или проводника».
Использование метафор данного рода также позволяет осмыслено ставить вопрос о культурных средствах, с помощью которых мотивационные процессы (стихия желаний) организуются в упорядоченную (иерархизированную) систему, которая обеспечивает человеку способность постигать ценностные вершины, прокладывать свой индивидуальный путь, используя шаблоны и схемы социального взаимодействия.
Указанные метафоры могут быть с успехом использованы психологом и в практической работе. Во-первых, для понимания, о каком именно личностном процессе в данный момент говорит клиент. Это позволяет лучше оценить потенциал его субъектности (различая между становлением и формированием), характер происходящих изменений (понимая различие между развитием и ростом) и т.п. Во-вторых, для выбора направления своей работы и необходимых для этого средств. Так, если были обнаружены пробелы в нормативном развитии, то потребуется восстановить их (то ли в виде актуальной работы во время консультативной встречи, то ли в виде домашнего задания, то ли в виде рекомендаций воспитателям и т.п.). Если же сбои произошли в ходе личностного становления, то скорее всего потребуется найти средства, с помощью которых помочь клиенту повторно проработать некий фрагмент своей жизни, внеся в него необходимые изменения.
Формирование
Полезное
Смотреть что такое «Формирование» в других словарях:
формирование — См … Словарь синонимов
ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, формирования, ср. 1. только ед. Действие по гл. формировать и состояние по гл. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж. д.). Формирование взглядов. Формирование полков. Формирование организма. 2. Сформированная, вновь… … Толковый словарь Ушакова
ФОРМИРОВАНИЕ — 1) окончательное развитие тела. 2) приведение отряда войск в полный состав. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОРМИРОВАНИЕ 1) окончательное развитие тела; 2) приведение отряда войск в полный состав.… … Словарь иностранных слов русского языка
формирование — я, ср. former > нем. formieren. 1. Действие по знач. гл. формировать и формироваться. Формирование кроны дерева. БАС 1. Когда строить роты, Шеф или Коммандир командует: к формированию! по своим ротам! первая колонна на право, а вторая на лево! … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФОРМИРОВАНИЕ — 1) придание определенной формы2)] Составление, образование какого либо коллектива, воинской части и т. п3) Вновь организованная воинская часть … Большой Энциклопедический словарь
ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, я, ср. 1. см. формировать, ся. 2. Воинская часть (вновь сформированная или уже существующая) (спец.). Подошли новые формирования. Временное ф. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Формирование звёзд — Формирование звезды процесс, которым плотные части молекулярных облаков коллапсируют в шар плазмы, чтобы сформировать звезду. Эволюция звезды начинается в гигантском молекулярном облаке, также называемым звёздной колыбелью. Большая часть… … Википедия
формирование — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN shaping … Справочник технического переводчика
Формирование — ср. 1. процесс действия по гл. формировать 1., 2., формироваться 1., 2. 2. Результат такого действия; вновь сформированная воинская часть; воинское формирование. отт. Крупная и влиятельная в бандитском мире группировка; бандитское формирование.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
формирование — идёт формирование • действие, субъект началось формирование • действие, субъект, начало обеспечивать формирование • содействие происходит формирование • действие, субъект способствовать формированию • содействие … Глагольной сочетаемости непредметных имён