Формирование образовательной траектории нмо что это такое
Формирование образовательной траектории нмо что это такое
Модернизированный Портал НМФО дает возможность пользователю сформировать собственную образовательную траекторию по специальности в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, уровнем знаний и навыков, а также с учетом актуальных потребностей системы здравоохранения. Основой формирования индивидуальной образовательной траектории становятся автоматизировано создающиеся персональные рекомендации по изучению различных тем в рамках специальности; темы подразделяются с учетом значимости их освоения (обязательные, рекомендованные, факультативные).
Данный функционал внедряется постепенно для различных медицинских и фармацевтических специальностей, о чем пользователи Портала оповещаются через систему уведомлений. Получение персональных рекомендаций по обучению осуществляется на странице «Формирование образовательной траектории» после выбора специальности из перечня «Мои пятилетние циклы» в левой части страницы.
Если для специальности на данный момент персональные рекомендации по обучению отсутствуют, соответствующая страница «Формирование образовательной траектории» будет содержать предложение воспользоваться самостоятельным поиском образовательных элементов с учетом Ваших потребностей и интересов.
Вы можете строить свою индивидуальную образовательную траекторию:
При самостоятельном построении своей образовательной траектории Вы можете добавить элементы в план обучения, используя поиск элементов. Для этого выберите «Обучение вне тем» и нажмите на кнопку « Поиск».
Чтобы получить и использовать для формирования своей образовательной траектории персональные рекомендации по обучению, следует пройти профессиональное анкетирование и самоконтроль по специальности.
Самоконтроль по специальности становится доступен только после завершения профессионального анкетирования.
О портале edu.rosminzdrav. Алгоритм формирования образовательной траектории
Для того, чтобы медицинскому и фармацевтическому работнику вступить в систему непрерывного медицинского образования необходимо зарегистрироваться на портале edu.rosminzdrav и начинать формировать портфолио.
В нашей сегодняшней статье хотим подробнее остановиться на том, что же такое Портал НМО.
Данный портал будет использоваться для периодической аккредитации, для оценки портфолио. Это следует из федерального проекта “Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами”.
Мы составили алгоритм регистрации и выбора образовательной траектории.
1.6 Откройте вкладку «Формирование моей траектории»
1.7 Нажмите кнопку «Поиск»
1.8 Выберите курс, который вас интересует в АНО ДПО «Академия непрерывного медицинского образования»
1.9 Выберите наиболее удобную для вас дату и сформируйте заявку
1.10 Заполните обязательные поля «Занятость» и «Основа обучения»
1.11 Заполните оставшиеся поля. В поле «Дополнительная информация» укажите необходимые комментарии
1.12 Проверьте введенную информацию. Нажмите кнопку «Сформировать»
1.13 Нажмите кнопку «ОК» для завершения формирования заявки
1.14 В столбце «Мои циклы» напротив цикла, на который вы подаете документы нажмите «Скачать заявку». Она понадобится при подаче документов на обучение.
После формирования заявки специалисты нашего учебного центра свяжутся с вами.
Коллеги, посмотрите краткую инструкцию, как получить бесплатные баллы на портале НМО:
При выборе курса можно ориентироваться на фильтр, расположенный слева. Можно отфильтровать курсы по типу ИОМ (Интерактивного Образовательного Модуля):
Коллеги, если у вас остались вопросы, ждем их в комментариях под статьей.
По любым вопросам обучения можно обращаться в наш учебный центр:
Непрерывное медицинское образование — Что это такое
Согласно ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, с 1 января 2016 года повышение квалификации фармацевтических специалистов будет происходить в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения с последующей персональной аккредитацией по окончанию курса.
Как вступить в систему НМО?
После регистрации на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России пользователь может:
Как накапливать образовательные кредиты?
Разъяснения по аккредитации и НМО
Непрерывное образование и аккредитация медицинских сестер: время собирать портфолио
Кто из сестринской службы должен проходить аккредитацию в 2020 году
Как будут проводить первичную специализированную аккредитацию
Сертификаты специалиста еще действуют
С 2021 года сертификационные комиссии прекратят работу. А к 1 января 2026 года все специалисты хотя бы раз пройдут процедуру периодической аккредитации и заменят сертификаты на свидетельства об аккредитации.
Можно ли в 2020 году вместо сертификации пройти аккредитацию
С 2021 года сертификационные комиссии прекратят работу. А к 1 января 2026 года все специалисты хотя бы раз пройдут процедуру периодической аккредитации и заменят сертификаты на свидетельства об аккредитации.
Как будет проходить периодическая аккредитация
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 января 2020 г. № 34н внес изменения в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н. Согласно этим изменениям ПЕРИОДИЧЕСКАЯ АККРКДИТАЦИЯ теперь включает в себя ОДИН ЭТАП — оценку портфолио.
В портфолио Вы должны каждый год класть по 50 ЗЕТ, чтобы за пять лет накопить 250 и тогда периодическая аккредитация не страшна.
С 2021 года сертификационные комиссии прекратят работу. А к 1 января 2026 года все специалисты хотя бы раз пройдут процедуру периодической аккредитации и заменят сертификаты на свидетельства об аккредитации.
С чего начать собирать портфолио
Пока нет единых требований, как собирать портфолио. Минздрав рекомендует формировать его через портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminzdrav.ru (далее — портал). Для этого на информационном ресурсе нужно зарегистрироваться и создать личный кабинет. Потребуется СНИЛС специалиста и его электронная почта. Чужой СНИЛС лучше не использовать, как и корпоративную почту.
При первом входе система спросит, зарегистрированный собирается вступить в непрерывное медицинское образование (НМО) как специалист с высшим или со средним медицинским образованием. Можно выбрать оба варианта одновременно, то есть иметь два личных кабинета на портале. Информация о допуске к работе подтянется автоматически из Федерального реестра медицинских работников. При желании обучающийся может внести информацию о документах по другим специальностям. После этого можно перейти в раздел формирования образовательной траектории и начать обучение. Если возникнут затруднения при регистрации или во время работы, на портале есть подробная инструкция и техподдержка.
Вы можете просмотреть видео инструкцию по регистрации в системе НМФО пройдя по этой ссылке.
В нашем магазине курсов Вы найдете циклы повышения квалификации, прошедшие техническую и методическую экспертизы на портале НМФО и доступные для слушателей (с гарантированным начислением ЗЕТ-ов).
Что включать в портфолио
Непрерывное медицинское образование состоит из трех компонентов: формальное и неформальное образование, самообразование.
Формальное образование — это необходимый минимум, как и прежде, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации. Портал предлагает разные программы, в том числе и наши (ищите ООО «НМО ЦЕНТР» на портале edu.rosminzdrav.ru), выбор за обучающимся.
Неформальное образование — различные образовательные мероприятия, которые проводят или контролируют некоммерческие профессиональные организации: конференции, семинары, мастер-классы.
Самообразование — самостоятельное изучение интерактивных образовательных модулей, которые проходят онлайн, освоение онлайн-курсов.
Как набирать часы образовательной активности
Рекомендуемый минимальный суммарный объем освоенных элементов за 5 лет — 250 ЗЕТ, или 250 часов. То есть нужно набирать по 50 часов в год, меньше одного часа в неделю. Непрерывно в течение всего времени, а не всем скопом перед аккредитацией. Желательно, чтобы 50 часов складывались из разных видов образовательной активности в соотношении: 36 часов на программы повышения квалификации и 14 часов — на неформальное образование и самообразование.
А если кто-то не успеет
Как будут учитываться накопленные часы
Где брать деньги на обучение сотрудников
Другой вариант — на договорной основе. Договор заключает образовательная организация со специалистом или с его работодателем. В последнем случае медорганизация вправе обучить сотрудника за счет средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС. Главное условие — образовательные программы можно выбрать только с портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования.
Одни регионы страховой запас ТФОМС используют активно, другие — нет. Отвечает за это местный орган управления здравоохранением и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Формирование образовательной траектории нмо что это такое
«Медицина – это не сфера
обслуживания в виде медицинских
услуг, а искусство
врачевания»
«Нашим приоритетом является
пациенториентированность»
Общая информация для специалистов здравоохранения
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.
Особое значение непрерывность повышения квалификации приобретает в связи с изменением государственного регулирования права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности:
Однако в условиях стремительного развития медицинских и фармацевтических технологий, подходов к диагностике, лечению, мониторингу и профилактике заболеваний даже систематическое обучение по программам повышения квалификации может оказаться недостаточным для поддержания необходимого профессионального уровня. Поэтому в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года (далее – Концепция), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года №926, непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (далее – непрерывное образование) осуществляется через:
С 2016 года инструментом управления образовательной активностью и учета её результатов является Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru (далее – Портал), который содержит образовательные элементы, соответствующие всем компонентам непрерывного образования (Схема 1.).
Настоящий Портал поможет Вам выполнить минимальные требования к обучению для допуска к профессиональной деятельности, а также воспользоваться полным спектром возможностей обучения в рамках непрерывного образования.
На данный момент обучение с использованием возможности Портала позволяют сформировать личные кабинеты для:
ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОРТАЛА
Базовые возможности
После регистрации и создания личного кабинета специалиста Вам становятся доступными следующие возможности Портала:
В зависимости от Ваших потребностей и особенностей профессиональной деятельности Вы можете выбирать различные образовательные элементы, наиболее удобный график их освоения, а также форму и условия обучения.
Персонификация обучения
Проведенная модернизация Портала направлена на обеспечение возможности персонификации обучения специалистов здравоохранения.
Новая версия Портала позволяет в автоматизированном режиме создавать персональные рекомендации по формированию образовательной траектории с учётом Вашего профиля, а также актуального состояния профессиональных знаний и умений.
Профиль специалиста – это набор характеристик, включающий индивидуальные возможности и потребности специалиста, а также особенности его профессиональной деятельности. На Портале определение Вашего профиля осуществляется:
по данным, введенным при регистрации (автоматически);
Состояние своих профессиональных знаний и умений по специальности Вы можете определять путем прохождения различных видов самоконтроля (тестов, интерактивных ситуационных задач).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общие рекомендации
Портал edu.rosminzdrav.ru является единственным официальным ресурсом планирования и учета образовательной активности специалистов здравоохранения в рамках непрерывного образования.
Для поддержания и повышения своего профессионального уровня Вам рекомендуется включать в свой план обучения различные образовательные элементы, входящие в перечни Портала:
Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. С помощью технических средств Портала Вы можете включать в свой план обучения различные образовательные элементы. Результаты их освоения с учетом указанной трудоемкости в ЗЕТ будут учитываться в Вашем портфолио.
Объём и график обучения
На основании зарубежного опыта, а также по результатам внедрения непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации с 2016 года рекомендованный минимальный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за пятилетний период.
При этом скорость обновления информации в медицине и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций, т.е. не быстрого набора всех 250 ЗЕТ непосредственно перед следующей процедурой аккредитации, а ежегодного их накопления преимущественно в равных долях. Так, оптимальным графиком обучения в рамках непрерывного образования можно считать ежегодное обучение в объеме около 50 ЗЕТ. При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов, но важно не допускать перерывов в обучении более одного года. Такой ритм позволит Вам постоянно быть в курсе изменений медицинской науки и практики.
Долевое распределение различных компонентов непрерывного образования
Для восполнения пробелов в полученных ранее компетенциях, а также для получения новых знаний, умений и навыков наиболее эффективным является обучение по программам повышения квалификации. Поэтому из общего рекомендуемого ежегодного объёма обучения примерно в 50 ЗЕТ на долю освоения образовательных программ в рамках «формального образования» рекомендуется отводить примерно 36 ЗЕТ. Оставшийся объём образовательной активности (примерно в 14 ЗЕТ) рекомендуется наполнять образовательными элементами «самообразования» (интерактивные образовательные модули) и «неформального образования» (образовательные мероприятия) (Схема 2.).
Формы и технологии обучения
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение по программам повышения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в очной, очно-заочной или заочной форме, которая определяется непосредственно самой организацией, а при реализации таких программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Использование дистанционных образовательных технологий обеспечивает доступность образования, создавая возможность поддерживать и повышать свой профессиональный уровень независимо от места нахождения и в удобное время. Применение симуляционных технологий позволяет получать и совершенствовать необходимый профессиональные умения и навыки.
Таким образом, при формировании плана обучения Вам рекомендуется обращать внимание на применяемые образовательные технологии и форму обучения по программам повышения квалификации и выбирать их с учетом Ваших потребностей и возможностей.
При этом освоение интерактивных образовательных модулей осуществляется только в заочной форме, а прохождение образовательных мероприятий – исключительно в очной форме обучения.
Формирование образовательной траектории
Технические средства модернизированного Портала позволяют специалисту обучаться по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с его профилем, состоянием профессиональных знаний и умений и потребностями системы здравоохранения в целом. Основой для формирования образовательных траекторий являются созданные в автоматизированном режиме рекомендации по обучению по разделам и отдельным темам специальности с учетом значимости их освоения (обязательные, рекомендованные и факультативные).
При обучении Вам рекомендуется отдавать приоритет в освоении раздела или темы наиболее высокой степени значимости. При этом выбор конкретных образовательных элементов из рекомендованного перечня остаётся непосредственно за Вами.
ОБУЧЕНИЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ НОРМИРОВАННОГО СТРАХОВОГО ЗАПАСА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования», из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:
− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);
− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:
а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;
б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);
в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.
Cхема. Координация действий при финансировании обучения из средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС
Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования
Существующая в Российской Федерации система допуска медицинских работников к профессиональной деятельности включает сертификацию специалиста, в которой ведущая роль и ответственность возлагаются на образовательные учреждения, реализующие программы дополнительной профессиональной подготовки.
Создание принципиально новой системы непрерывного медицинского образования (НМО) и введение вместо сертификации процедуры аккредитации медицинских специалистов значительно повышают роль самообразования врача на рабочем месте в современных условиях [10].
Методы исследования: аналитический, логический, монографический, статистический и анкетного опроса, к которому были привлечены 56 специалистов из различных медицинских организаций.
Результаты и обсуждение. В процессе проведенного исследования установлено, что в настоящее время в 29% медицинских организациях, подвергшихся анализу, отсутствуют необходимые условия для самообразования врачей, только 73% респондентов регулярно выделяют время для повышения профессионального уровня подготовки, а 32% активно участвуют в мероприятиях воспитательного характера. Основными источниками самообразования врачей являются: изучение медицинской литературы (71%), участие в научно-практических и учебнометодических мероприятиях (61%), использование открытых интернет-ресурсов (54%), ознакомление с информацией фармацевтических компаний (43%), просмотр видеофильмов (25%). Практически все опрошенные врачи (88%) затруднились ответить на вопрос, как следует планировать самообразование, и какие мероприятия в него необходимо включать.
Полученные результаты совпадают с данными Т.В. Кирюхиной (2009), которая в своем диссертационном исследовании установила, что только 63% опрошенных врачей читают специальную литературу.
Анализ литературных источников по данной проблеме свидетельствует, что обеспечение непрерывности в медицинском образовании в течение всей трудовой деятельности врачей должно достигаться не только за счет их привлечения к аудиторным учебным занятиям, как это принято сейчас, но и посредством освоения образовательных мероприятий, проводимых медицинскими профессиональными объединениями и ассоциациями.
К образовательным мероприятиям относятся семинары, конференции, публикация научных статей, разработка и внедрение новых способов диагностики и лечения, отработка практических навыков в симуляционном центре и на рабочем месте путем стажировок и т.д. [3, 13].
При этом важное место отводится самообразованию на рабочих местах, под которым следует понимать целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области медицины, науки, культуры, политической жизни и т.п. [11].
С введением в действие Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют «лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста» (ст. 69).
Аккредитация будет осуществляться по окончании медицинскими специалистами освоения основных образовательных программ среднего, высшего медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже 1 раза в 5 лет. Процедура аккредитации позволит определить соответствие готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 г., будут действовать до истечения указанного в них срока [10].
Ожидается, что это исключит перекос в индивидуальном образовании, который наблюдается в настоящее время, когда только на 5-м году работы медицинские специалисты проходят повышение квалификации для сдачи сертификационного экзамена, а в остальное время самообразование осуществляется эпизодически [13].
Дискутабельным остается вопрос об объективном учете всех образовательных мероприятий, в которых будет участвовать врач в процессе НМО. В состав портфолио будут включаться документы (сертификаты участника конференции, свидетельства об участии на семинаре, удостоверения о повышения квалификации, дипломы о профессиональной переподготовке и т.д.), подтверждающие освоение образовательных мероприятий, рекомендованных в рамках НМО Координационным советом при Минздраве России. Документально подтвердить изучение врачом специальной литературы на бумажном носителе или медицинских ресурсов в сети
Интернет, участие в консультациях или посещение медицинских выставок практически невозможно. В качестве варианта уместно обсудить возможность выделения из общего бюджета кредитов на эти мероприятия 20% времени, за которое врач будет представлять только свой отчет.
Целесообразность ежегодной разработки траектории самообразования обусловлена опубликованием планов проведения учебно-методических и научно-практических мероприятий на календарный год и отсутствием сведений о сроках издания новой специальной литературы, а также перспектив карьерного роста конкретного специалиста на среднесрочную перспективу. Для предупреждения приоритетного планирования мероприятий, которые направлены сначала на получение как можно большего числа кредитов, а уже затем на совершенствование профессионального уровня подготовки специалистов, необходимо индивидуальные траектории утверждать у их непосредственных руководителей.
Поисковый (творческий) характер деятельности по составлению индивидуальной траектории самообразования со стороны врача и его руководителя обеспечит формирование мотивации к освоению новой информации, изучению передового опыта, повышению профессионального мастерства, стремление к личностному самосовершенствованию [4].
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 указано, что образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения. Данный подход указывает на необходимость проведения в системе НМО не только обучения врачей, но и на приоритетной основе их воспитания [9].
Подтверждают данный вывод постулаты, изложенные в клятве врача, полный текст которой отражен в Федеральном законе Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 71. Выдержав испытание временем, данная клятва и сегодня обязует врачей в процессе их профессиональной деятельности быть честными, внимательными и заботливыми к пациенту, проявлять высочайшее уважение к жизни человека, хранить врачебную тайну, благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательными и справедливыми к своим ученикам, доброжелательно относиться к коллегам, беречь и развивать благородные традиции медицины [10]. Указанные качества могут быть сформированы у врачей только в процессе целенаправленной воспитательной работы.
Исследование показало, что в индивидуальную траекторию самообразования врачам следует включать следующие мероприятия воспитательного плана: чтение художественных книг и просмотр художественных фильмов о работе медицинских специалистов, посещение музеев, картинных галерей, выставок, монументальных произведений, отражающих медицинскую тематику и т.д. [2, 7].
«Сельский врач», Вадима Зобина «Дни хирурга Мишкина», Вадима Гаузнера «Врача вызывали?», Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь», Вячеслава Сорокина
«Жил-был доктор» и другие принадлежат к классике отечественного кинематографа, раскрывающего повседневный подвиг врача.
Общепризнанно, что значительное воспитательное воздействие на личность оказывают посещение музеев, картинных галерей, выставок, монументальных произведений и других достопримечательностей. Только в столице Российской
Федерации сосредоточен значительный отечественный культурный потенциал, который насчитывает 277 церквей, храмов и монастырей, 65 особняков, усадьб и домов-музеев, 339 памятников и монументов, 489 музеев, выставочных центров и галерей, 380 музыкальных театровстудий и эстрады, концертных залов, 184 кинотеатров, 584 библиотеки и других достопримечательностей [12].
В настоящее время существует практически повсеместная возможность знакомства с указанными произведениями через сеть Интернет [1, 5]. Сайты медицинских музеев и виртуальные музеи за счет применения интернет-технологий обеспечивают быстрый и легкий доступ к их экспонатам в любое время и из любой точки мира. Медицинским специалистам, проживающим в отдаленных регионах и сельской местности, следует шире включать в индиви- дуальную траекторию самообразования знакомство с сайтами медицинских музеев: Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (http://www.mma.ru/science/museum), Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова (http://museum.rsmu.ru), Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева (http://www.bakulev.ru/about/structure/history/museum.php), Российского Красного Креста (http://www.redcross.ru/?pid=60) и др., а также с виртуальными музеями: Открытие Кремля (http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5), Третьяковская галерея (http://mosfo.ru/tret.htm), Петергоф с высоты птичьего полета (http://ria.ru/tourism_visual/20130815/956317495.html) и др.
Совершенствование теоретического уровня подготовки врачей посредством самообразования должно основываться на систематическом штудировании ими учебников, национальных руководств, монографий, клинических рекомендаций и научных журналов по специальности.
Важное место в поиске ответов на различные профессиональные вопросы сегодня занимают открытые ресурсы, размещенные в сети Интернет [1, 5]. Среди них в первую очередь следует порекомендовать для самостоятельного изучения:
— официальные сайты медицинских структур: Министерства здравоохранения Российской Федерации (http://www.rosminzdrav.ru), департамента (министерства) субъекта Российской Федерации, где дислоцируется медицинская (фармацевтическая) организация, в которой работает врач, профильного для медицинского специалиста научно-исследовательского института;
— медицинские порталы, с многочисленным перечнем которых можно ознакомиться на сайте ФармМед (http://www.pharm-med.ru), сайте Студенческого научного общества Тюменской государственной медицинской академии (http://www.snotyumgma.ru/molodomuuchenomu/tematicheskij-spisokmedicinskixportalov), медицинском сайте для хирургов и пациентов (http://surgery.forumshealth.com/t311-topic), сайте Пермского краевого медицинского библиотечно-информационного центра (http://pkmbic.com/?page_ и др. При этом врачу с учетом его специальности следует спланировать время и познакомиться с медицинскими порталами Национальной медицинской палаты (http://www.nacmedpalata.ru); Национального интернетобщества специалистов по внутренним болезням «Интернист» (http://www.internist.ru), Международного информационно-образовательного портала Univadis (http://www.univadis.ru), Информационно-образовательным порталом для врачей «Непрерывное профессиональное развитие» (http://umedp.ru), Информационной поддержкой медицинских руководителей (http://www.zdrav.ru) и др.;
— сайты научно-исследовательских структур: Высшая аттестационная комиссия (http://vak.ed.gov.ru), Российская академия наук (http://www.ras.ru), Информационный интернет-канал NT-INFORM (http://www.rsci.ru) и др.;
— научных электронных библиотек: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru), Федеральная электронная медицинская библиотека (http://193.232.7.109/feml?982), Электронная медицинская библиотека «Консультант врача» (http://www.rosmedlib.ru), электронная библиотека учебников (http://studentam.net) и др.;
— медицинские форумы: MedicInform.Net (http://forum.medicinform.net), Доктор на работе (http://www.doktornarabote.ru) или социальные сети, например ВКонтакте (http://vk.com) и др., где обсуждаются различные профессиональные вопросы, что, в свою очередь, способствует интерактивному самообразованию врачей [8];
— сайты, содержащие информацию о проводимых в текущем году научнопрактических конференциях: Каталог научных конференций «Конференции.ru» (http://www.konferencii.ru); Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (http://www.sovetnmo.ru); Rosmedobr Международные конференции для работников здравоохранения (http://www.rosmedobr.ru); Группа Компаний «Медфорум» (http://www.webmed.ru); Научные конференции России (http://www.kon-ferenc.ru) и др.
Учитывая, что с 2016 г. по России повсеместно будет отменена сертификация, и медицинский персонал начнет проходить аккредитацию с представлением на экспертизу портфолио об участии в непрерывном медицинском образовании, следует уже сейчас приступить к разъяснению и обсуждению данной темы на совещаниях в органах управления здравоохранением и медицинских организациях, на научнопрактических конференциях, в системе дополнительного профессионального образования и вузовской подготовки.
Практические рекомендации
1. Обучение медицинских специалистов методике построения индивидуальной траектории самообразования необходимо начинать уже на этапе их вузовской подготовки с последующим углублением полученных знаний, умений и навыков в системе непрерывного медицинского образования.
2. Для успешного прохождения врачами аккредитации в 2016 г. им необходимо приступить к разработке индивидуальной траектории самообразования на 2015 г. и к формированию портфолио, в которое должны быть включены документы об освоении дополнительных профессиональных образовательных программ и мероприятия по самообразованию за последние 5 лет.
3. На совещаниях в органах управления здравоохранением и медицинских организациях, на научно-практических конференциях, в системе дополнительного профессионального образования целесообразно приступить к обсуждению методики самообразования врачей на рабочем месте в межаккредитационный период.
5. Перечень основных мероприятий, которые могут использовать врачи для самообразования в течение года, целесообразно отражать на сайте и стендах медицинской организации и периодически доводить на совещаниях.
6. С целью привлечения врачей к участию в научной работе и обеспечения им возможности своевременного формирования портфолио следует ежегодно проводить в медицинских организациях научно-практические конференции с оформлением электронного сборника тезисов и сертификата участника.
7. Для организации самообразования врачей на рабочем месте целесообразно закупать в библиотеку медицинской организации художественные книги, видеофильмы о деятельности медицинского персонала, специальную литературу и оформлять из них экспозицию.
8. Рабочие места врачей в лечебнодиагностических отделениях и читальные залы библиотек необходимо оборудовать компьютерами с выходом в сеть Интернет.
9. Следует рекомендовать врачам создавать на электронном носителе подборку материала, необходимого им для профессиональной деятельности и самообразования, а также периодически их штудировать.