Формула штайнмайер что это
В Европе снова заговорили о «формуле Штайнмайера» для Донбасса: что не так с предложением Германии
Германия снова настаивает на имплементации «формулы Штайнмайера» в законодательство Украины. В Министерстве иностранных дел считают, что это поможет урегулировать конфликт на Донбассе. Подобные заявления не впервые звучат с немецкой стороны – недавно аналогичное предложение выдвинула и канцлер Ангела Меркель.
В Украине к «формуле Штайнмайера» относятся неоднозначно – одни называют ее «капитуляцией перед Россией», другие же – шансом на окончание войны. О сути формата – читайте в материале OBOZREVATEL.
Документ, о котором говорят в правительстве Германии, не новый – еще в 2015 году его предложил нынешний президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который тогда занимал должность министра иностранных дел.
«Формула Штайнмайера» – это своего рода алгоритм, по которому могут пройти выборы на временно неподконтрольных территориях. Ее суть состоит в том, что Донбасс должен получить особый статус на время проведения там выборов. А уже на постоянной основе – только после того, как результаты голосования признают международные организации.
При этом о выводе российских войск с оккупированных территорий до выборов в формуле ничего не сказано. Именно это стало причиной массовых митингов и недовольств украинского общества в 2019 году.
Тогда украинская делегация в ТКГ согласовала и подписала окончательный вариант «формулы Штайнмайера», а позже это подтвердил президент. Противники документа назвали предложенный сценарий «капитуляцией Украины перед Россией», поскольку он не предполагает, в частности, вывода российских войск и передачу под контроль Украины границы.
Зеленский тогда же напомнил, что утверждение формулы – это условие Москвы для скорейшего проведения саммита лидеров «нормандской четверки». Политик также призвал украинцев не бояться этой «величайшей страшилки последних недель».
Дело в том, что реализация «формулы» больше выгодна российской стороне – вначале выборы, потом граница и выведение войск. Цель простая – побыстрее избрать легитимных для Киева и мирового сообщества представителей Донбасса, с которыми уже в рамках Минских соглашений можно вступать в открытые переговоры.
И в Украине это понимают. К примеру, спикер украинской делегации в ТКГ Алексей Арестович в комментарии OBOZREVATEL отметил, что заявления канцлера Меркель и МИДа не являются указательными. А после ухода этого правительства в сентябре придут новые лица с совершенно другими взглядами.
«Она высказала свою позицию, мнение уходящего политика. Сказать, что мы были с ней во всем согласны, нельзя. Мы учитываем это заявление, но кроме Меркель существуют позиции и других политических сил Германии. И они нам тоже интересны», – отметил он.
Такого же мнения придерживается и экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко. «Канцлер прекрасно понимает, что Украина не пойдет ни на какие формулы Штайнмайера и тому подобное. Реализация всех этих российских хотелок не реалистична. И Меркель это прекрасно знает. Это политическая игра, не более», – отметил он.
Сейчас урегулирование конфликта на Донбассе происходит в рамках Минского формата. Однако президент Владимир Зеленский ранее называл эти соглашения «еле живым» документом.
Также украинский лидер активно высказывается за присоединение к переговорному процессу Соединенных Штатов. «Я считаю, что процесс ради процесса не работает», – заявил он.
«О привлечении Байдена к «нормандскому» формату. Мы еще не успели об этом говорить. Я хотел бы, чтобы США помогали нам в вопросе мирного урегулирования на Донбассе. Это будет в нормандском формате, если участники будут «за» или это будет в другом формате. Это вопрос переговоров. У меня будет встреча с Байденом, я также буду поднимать этот вопрос», – недавно сказал президент.
Судя по всему, сейчас украинские власти не собираются следовать рекомендациям Меркель. Окончательное решение будет принято только после встречи Зеленского с президентом США Джо Байденом и выборов нового канцлера в Германии.
Формула Штайнмайера: есть ли в ней ошибки?
24.09.2019 | Денис Лавникевич, Минск
Невозможность договориться
На минувшей неделе, 18 сентября, в Минске прошло очередное заседание трехсторонней контактной группы (ТКГ), где обсуждались вопросы безопасности на Донбассе, разведения сил и средств поражения от линии столкновения и обмена пленными. Однако на этот раз главной темой обсуждения должен был стать вопрос имплементации так называемой формулы Штайнмайера. Ожидалось, что после успешной операции по обмену пленными стороны поставят свои подписи под договором, и таким образом будут определены условия примирения. А после этого состоится долгожданная встреча глав государств «нормандской четверки» (РФ, Украина, Франция, Германия).
Но этого не произошло. Сразу после окончания переговоров полпред России в контактной группе Борис Грызлов заявил, что Киев якобы отказался подписать формулу Штайнмайера. По его словам, «это был тот самый документ, который был согласован 11 сентября политическими советниками лидеров стран «нормандской четверки» и предложен контактной группе для подписания». Далее Грызлов обвинил украинскую сторону в срыве согласованного плана по разведению сил в спорных точках соприкосновения (в Петровском и Золотом). Резюмируя, российский полпред в ТКГ заявил, что саммит «нормандской четверки» может быть отменен, так как условием его проведения был успех в подписании договора по этой самой формуле.
Стало понятно, что на украинской стороне и близко нет единства относительно соглашения с противником. Через 10 дней после предварительного согласования этого плана, в Минске, украинская делегация неожиданно выдвинула свои дополнительные условия
Что любопытно, в тот же день министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко также подтвердил, что формула Штайнмайера была согласована на встрече советников лидеров «нормандской четверки» 2 сентября. «Мы договорились о ней на встрече советников 2 сентября, и я могу подтвердить, что я дал согласие», — сказал он в среду на совместном заседании парламентских комитетов по евроинтеграции и иностранных дел.
И тут стало понятно, что на украинской стороне и близко нет единства относительно соглашения с противником (Москвой и сепаратистскими республиками). Через 10 дней после предварительного согласования этого плана, в Минске, украинская делегация неожиданно выдвинула свои дополнительные условия.
Их озвучила пресс-секретарь представителя Киева на переговорах Леонида Кучмы Дарья Олифер. Она сказала, что украинская сторона «не имеет принципиальных возражений по существу формулы Штайнмайера о местных выборах на Донбассе», но реализовать эту формулу получится, только если будут выполнены несколько пунктов:
— полное прекращение огня;
— обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ на всей территории Украины;
— вывод с территории Украины вооруженных формирований иностранных (читай: российских) войск и военной техники;
— разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения;
— обеспечение работы ЦИК Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей;
— установление контроля над неподконтрольным Украине участком российско-украинской границы.
Проблема (для Москвы, а также для ДНР/ЛНР) в том, что выполнение всех этих пунктов (особенно последнего) будет де-факто означать восстановление конституционного порядка в «особых регионах» — то есть власти Украины на мятежных территориях.
Спустя два дня, 20 сентября, глава МИД Украины объяснил отказ ТКГ согласовать условия проведения выборов на оккупированной части Донбасса уже техническим недоразумением. «В среду в Минске Трехсторонняя контактная группа действительно выполнила указание «нормандской четверки» о письменном согласовании текста этой формулы. Они действительно должны были это сделать, но возникло техническое недоразумение в самой ТКГ. А еще, действительно, представитель Украины выразил определенные замечания, которые, я думаю, будут обработаны позже», — сказал Вадим Пристайко.
Он не исключил, что в текст могут быть внесены изменения. «Во что он превратится — или останется без изменений, или что-то будет добавлено — это должна решить Трехсторонняя контактная группа, — подчеркнул министр. — Второе условие — мы ожидаем, что на трех контрольных участках будут разведены войска. Затем россияне добавили еще третье условие, которое звучит вроде «выработки четких формулировок для заявления лидеров»».
После всех этих уточнений стало очевидно, что на «примиренцев» из команды Зеленского в самой Украине сильно давит условное крыло «патриотов», не желающих идти на уступки сепаратистам и примирение с РФ. Так, экс-президент Украины Петр Порошенко заявил, что украинская сторона никогда не соглашалась с формулой Штайнмайера в интерпретации России.
«Штайнмайер предложил, чтобы сразу после проведения выборов вступил в силу закон об особом режиме местного самоуправления. Ни слова больше. Все остальное — от лукавого, потому что это была путинская интерпретация формулы Штайнмайера, против которой был и президент Франции, и канцлер Германии, и сам Штайнмайер», — заявил Порошенко.
На «примиренцев» из команды Зеленского в самой Украине сильно давит условное крыло «патриотов», не желающих идти на уступки сепаратистам и примирение с РФ. Петр Порошенко заявил, что украинская сторона никогда не соглашалась с формулой Штайнмайера в интерпретации России
В свою очередь, представитель Украины в ТКГ Леонид Кучма, который, собственно, и отказался подписывать документ с формулой Штайнмайера, заявил, что в документе есть определенные моменты, с которыми «можно согласиться, но есть те, с чем категорически нет».
Это предложенный в феврале 2015 года Франком-Вальтером Штайнмайером (в то время министром иностранных дел Германии) вариант выполнения Минских соглашений, которые были подписаны главами Украины, России, Франции и Германии. Публично впервые «формула» была озвучена в 2016 году.
Появилась она после того, как стало ясно, что Киев и Москва не могут договориться, в каком порядке будут выполняться пункты соглашения. Украинская сторона настаивала на том, что сперва на Донбассе прекращается огонь, а с территории самопровозглашенных республик выводятся российские войска (РФ их присутствие отрицала). Далее Киев восстанавливает контроль над границей с РФ, и тогда уже следуют местные выборы, проводимые по украинскому законодательству.
Россия же настаивала, что сначала на Донбассе нужно провести выборы, а затем уже решать остальные вопросы. Украина на такое не соглашалась, понимая, что выборы под контролем ополченцев и российских военных свободными точно не будут.
Штайнмайер предложил действовать по следующему алгоритму: сначала Украина принимает закон об особом порядке проведения местных выборов на неподконтрольных территориях, затем проводятся местные выборы. Далее, если ОБСЕ подтверждает демократичность выборов, особый статус регионов Донбасса временно вступает в силу. Затем он закрепляется в Конституции, и только потом Украине передается контроль над границей.
Этот вариант вполне устраивал Кремль, но Украина категорически от него отказывалась. Как объяснял в то время министр иностранных дел Украины Павел Климкин, стандарты ОБСЕ запрещают проведение выборов при наличии иностранных войск и наемников. В таком случае, если документ предусматривает проведение выборов по стандартам ОБСЕ, в первую очередь должны быть выполнены те условия Минска, которые касаются вопросов безопасности. Включая вывод войск, вооружений и наемников.
Получается замкнутый круг, и по этой причине ни Москва, ни Киев в годы правления Петра Порошенко про формулу Штайнмайера особо и не вспоминали. Ведь по сути план Штайнмайера узаконивает ЛНР/ДНР в составе Украины, но при этом Киев не будет иметь контроля над этими территориями.
Вторая попытка
Из-за того что до недавних пор текст формулы Штайнмайера был закрытым, стороны каждая по-своему трактовали положения документа. Видимо, чтобы надавить на Киев, 19 сентября в сеть слили якобы согласованный текст формулы Штайнмайера, который (опять же, якобы) отказалась подписать Украина на переговорах в Минске.
Как следует из документа, «закон об особом статусе вступает в силу в 20:00 по местному времени в день голосования на внеочередных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые назначены и проведены в соответствии с Конституцией Украины и специальным законом Украины, регулирующим внеочередные местные выборы в вышеупомянутых районах».
Российская сторона и власти ЛНР/ДНР исходят из того, что закон об особом статусе должен быть интегрирован как в уже принятый Украиной закон об особых регионах на Донбассе, так и в Конституцию страны. Но именно из-за этого требования украинская сторона и отказалась подписывать формулу Штайнмайера. Теперь в Украине опасаются, что РФ будет мстить.
«Чего нам можно ожидать от России, спрогнозировать сложно, потому что Москва действительно готовится к большой войне», — говорит военный эксперт Святослав Стеценко.
В Киеве противники соглашения по злополучной формуле указывают, что решение командой Зеленского принималось еще 2 сентября без общественного и экспертного обсуждения, без решения СНБО (Совет по национальной безопасности и обороне) и без одобрения Верховной Рады.
«Получается, с начала месяца украинское общество попросту водили за нос, рассказывая, что никто ничего сдавать не собирается, — сказал в комментарии для NT обозреватель газеты «Зеркало недели» (Киев) Андрей Паливода. — Очень многие теперь, когда все стало достоянием гласности, воспринимают это так, что Украину ускоренными темпами ведут к капитуляции и согласию на режим внутренней оккупации».
Впрочем, то, что для одних — предательство и капитуляция, для других — единственный путь решения конфликта на Донбассе. Поэтому нынешнее руководство МИД Украины продолжает настаивать на своем. 20 сентября Вадим Пристайко в интервью «Украинской правде» заявил, что Украина согласна с условием письменного подтверждения формулы Штайнмайера до встречи в «нормандском формате», но прежде на трех участках фронта на Донбассе должны быть разведены войска.
Пассивному большинству (избирателям Владимира Зеленского) по большому счету все равно, по какой формуле будет достигаться мир. Против выступает активное (хорошо организованное и вооруженное) меньшинство, показавшее свою силу месяц назад — в ходе массового шествия по центру Киева
«В сентябре 2019 года советники «нормандской четверки» согласовали не формулу Штайнмайера, а другую четкую формулировку. В ней также говорится, что закон об особом статусе применяется on temporary basis, то есть на временных условиях, с момента проведения выборов, а на постоянной основе он начинает действовать после признания БДИПЧ ОБСЕ того, что выборы соответствуют высоким стандартам», — пояснил глава МИД Украины. Он также признал, что формулировка договоренностей «вызывает очень много трактовок», что всегда происходит на переговорах в Минске.
Выход из тупика или «зрада»?
19 сентября вечером под стенами офиса президента Украины на улице Банковой в Киеве собралась большая толпа людей, протестующих против «зрады» (предательства). Акция называлась «Нет капитуляции». Протестующие напомнили главе государства о недопустимости «мира любой ценой» — ценой, как считают недовольные, утраты государственного суверенитета.
Из офиса президента Зеленского звучат успокоительные заверения. «Формула Штайнмайера» ляжет в основу нового закона, но не будет сама по себе законом, сказал помощник президента Украины Андрей Ермак. Он отметил, что никакие решения по этому вопросу не будут приниматься без ведома общества: «Формула — это не закон. Это основа законопроекта, по которому будет голосование и который будет вынесен на публичное обсуждение». Кроме того, формула будет реализовываться в несколько этапов: это не разовое решение, настаивает помощник Зеленского.
Тем не менее практическая реализация «формулы Штайнмайера» многими воспринимается в штыки, как «зрада» (предательство). Точнее, пассивному большинству (избирателям Владимира Зеленского) по большому счету все равно, по какой формуле будет достигаться мир. Против выступает активное (хорошо организованное и вооруженное) меньшинство, показавшее свою силу месяц назад — в ходе массового шествия по центру Киева в день независимости 24 августа. Так что нынешней президентской команде приходится выбирать: или выхолостить «формулу Штайнмайера» до такой степени, что ее не примет Россия, или выполнять ее условия, рискуя заполучить очередной Майдан.
Вероятно, что-то прояснится 25 сентября, когда Владимир Зеленский выступит в Нью-Йорке перед участниками 74-й сессии Генассамблеи ООН.
Откуда взялась и что предусматривает формула Штайнмайера: объяснение самого Штайнмайера
В 2016 году глава МИД Франк-Вальтер Штайнмайер предложил формулу для воплощения Минских соглашений, которая впоследствии стала носить его имя. Так называемая формула Штайнмайера была подписана трехсторонней контактной группой в Минске. Но до сих пор так до конца и не понятно, что предполагает формула и как ее будут воплощать в жизнь – каждый трактует ее по-своему.
Сейчас президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в комментарии BBC рассказал, откуда взялась идея такой формулы, какие именно шаги на пути к миру она предполагает и каким образом она должна воплощаться в жизнь.
Как появилась идея формулы Штайнмайера
По словам немецкого президента, идея такой формулы появилась, когда переговоры в нормандской формате фактически зашли в тупик. По его мнению, такая ситуация возникла из-за того, что шаги, которые стороны должны осуществить на пути к миру, были слишком большими. Поэтому новая формула была призвана сделать из больших шагов, которые не хотели воплощать участники войны, ряд меньших шагов.
Эти небольшие шаги еще нужно согласовывать, несмотря на их сущность и последствия. К тому же, меня удивляют заявления о российском влиянии на создание формулы, поскольку тогда в переговорном процессе участвовал и представитель тогдашнего президента Украины Петра Порошенко,
– подчеркнул Штайнмайер.
Сама формула была предложена в Киеве как возможность сдвинуть с мертвой точки Минский процесс. Тогда, в 2016 году, Штайнмайер вместе с французским главой МИД Жаном-Марком Эро предложили ее для обсуждения сторон. Документально формула тогда так и не была закреплена.
Что предусматривает формула
Фактически, формула Штайнмайера предусматривает порядок выполнения пунктов, предусмотренных минскими соглашениями. В частности, формула предусматривает осуществление политических шагов вместе с вопросами безопасности. Если в Минских договоренностях речь шла о двустороннем прекращении огня и отводе сил, то относительно новая формула одним из первых шагов определяет проведение местных выборов на ныне оккупированных территориях.
Согласно формуле Штайнмайера, только после проведения честных выборов на Донбассе, которые будут признаны наблюдателями ОБСЕ, поднимается вопрос о выводе российских войск из этих территорий и установлении украинской стороной контроля над российско-украинской границей.
Уже после восстановления украинского контроля над границей должен вступить в силу закон об особом статусе Донбасса. Председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков рассказал, что соответствующий законопроект будет разрабатываться вместе с экспертами и гражданским обществом.
Почему новая формула «пылилась» в течение 3 лет?
В 2016 году Петр Порошенко и вообще украинская сторона в ТКГ заявили, что украинская позиция останется неизменной – политические шаги к установлению мира на оккупированном Донбассе возможны только после выполнения безопасностной части Минских договоренностей.
Зато действующая украинская власть списывает все на своих предшественников. Мол, именно они согласились на эту формулу еще в 2016 году, а команда Владимира Зеленского теперь должна опираться на эти договоренности. В частности, о согласовании формулы Петром Порошенко заявил нынешний глава МИД Вадим Пристайко.
Что такое формула Штайнмайера: далеко ли Зеленскому до мира
Дипломатическая победа или формальность
В конце 2015 года на встрече глав МИД стран — участниц «нормандского формата» представитель Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в очередной раз обсуждал со своими коллегами Минские соглашения. Когда речь зашла об особом статусе для Донецка и Луганска, он предложил на временной основе ввести его в день выборов в местные органы власти на территории ДНР и ЛНР, а после того как волеизъявление народа признает ОБСЕ, даровать широкую автономию уже на постоянной основе. Причем выборы должны пройти по украинским законам, хотя и согласованным с самопровозглашенными республиками.
Что такое формула Штайнмайера?
То есть «формула» никогда не претендовала на новый подход к урегулированию конфликта, она лишь немного конкретизировала политическую часть Минских соглашений. В частности, Штайнмайер ничего не говорил о разведении войск, снятии блокады, разоружении ДНР и ЛНР, передаче контроля на российско-украинской границе, миротворцах и так далее. Все это за следующие 4 года ему приписали российские и украинские СМИ.
Так как высказывание Штайнмайера не было зафиксировано на бумаге, оно очень быстро обросло различными интерпретациями и «экспертными мнениями» разного качества, из-за которых некоторым могло показаться, что война в Донбассе оказалась в шаге от завершения, причем в ней есть победители и проигравшие. Однако то, что в итоге подписал представитель Киева на переговорах в Минске Леонид Кучма, в целом соответствует первоисточнику.
Коллективное заблуждение
Сразу после подписания «формулы Штайнмайера» президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Киев одержал крупную дипломатическую победу в Донбассе. Он подчеркнул, что до конца 2019 года в стране будет действовать прежний закон об «Особом статусе», а для 2020 года в Верховной раде разработают новый документ. Дату выборов в местные органы власти на территории ДНР и ЛНР он не объявил, но они очевидно состоятся не раньше следующего года. По словам Зеленского нужно урегулировать еще много нюансов, но в целом Киев вышел на финишную прямую — Донецк и Луганск наконец вернутся в состав единой и независимой Украины. При этом президент республики подчеркнул, что выборы состоятся только после полного разоружения ДНР и ЛНР и передачи под контроль Киева границы с Россией.
Тем временем глава МИД ДНР Наталья Никонорова радостно отрапортовала о том, что украинские власти 5 лет отказывались выполнять Минские соглашения, но их злую волю наконец удалось сломить. Киев якобы пообещал исполнить все требования самопровозглашенных республик.
Судя по заявлениям сторон конфликта, они слабо себе представляют, как проходили переговоры по «формуле Штайнмайера» и чем она все-таки является на самом деле. В противном случае можно прийти к выводу, что последние 5 лет Донецк и Луганск умоляли Киев признать их поражение, а он согласился только сейчас.
Только на следующий день на ДНР и ЛНР снизошло озарение, и они потребовали, чтобы Киев согласовал с ними законы о выборах и особом статусе, а не принимал его единолично. Впрочем, и без этого на пути урегулирования конфликта в Донбассе еще очень много препятствий.
Почему мир не стал ближе
Успешно проведенные выборы в Донбассе действительно должны ознаменовать собой конец войны. Однако до этого стороны конфликта должны развести все свои войска на линии фронта, добиться устойчивого перемирия и снять с ДНР и ЛНР экономическую блокаду. В целом Киев не против и даже предпринимает какие-то шаги в этом направлении, но вот Донецк и Луганск после объявления блокады «национализировали» все украинские предприятия на своей территории и не собираются их отдавать. В том числе имя олигарха Рината Ахметова строжайше запрещено упоминать представителям самопровозглашенных республик.
Желание президента Украины разоружить противника и вернуть контроль на границе с Россией является еще большим препятствием на пути к выборам. Фактически он требует капитуляции ДНР и ЛНР, после которой выборы станут пустой формальностью, от которой без проблем можно отказаться.
Будут ли протесты националистов?
Против документа высказались почти все радикальные партии. «Национальный корпус» во главе с Андреем Белецким заявил о начале бессрочной акции протеста. Затем к ним присоединились «Голос», Всеукраинское объединение «Свобода» и другие. Националисты пришли сначала на Банковую, а позже — на Майдан, где нагнетают обстановку и обвиняют власти в предательстве интересов страны. Против документа выступил и Петр Порошенко вместе со своей партией «Европейская солидарность». Он переименовал проект в «формулу Путина» и заявил, что принятие документа означает «ослабление и даже снятие» санкций против России.
Впрочем, маловероятно, что митинги будут носить массовый характер. Для этого нужен низкий уровень доверия к власти. Если верить последним социологическим опросам, работой президента довольны 71% украинцев, а 57,2% респондентов считают, что страна движется в правильном направлении. При этом в партии «Слуга народа» назвали подписание украинским представителем «формулы» техническим шагом, который необходим для того, чтобы состоялась встреча лидеров «нормандской четверки».