Формы государства чем отличаются
1.3. Типологии и формы государства
Типологии и формы государства
Понятие исторического типа государства связано с представлением об эволюции (развитии) этого важнейшего социального института.
Исторический тип государства – это система существенных черт, свойственных всем государствам, относимым к определенной группе.
Типы государства
Существует несколько основных подходов к определению типологии государства : формационный, технократический и цивилизационный.
Формационный подход
С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производства (социально-экономические отношения) базисом, а государство, право, религию, мораль, искусство – надстроечными, производными от базиса явлениями.
Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев.
Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие ему типы государства):
В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.
Технократический подход
Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.
Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии:
Цивилизационный подход
С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества – это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций.
Цивилизация – это социокультурная общность, сформированная на основе универсальных (всеобщих) ценностей. К ним относят мировые религии, системы права, морали, достижения искусства. Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психологию. Каждая из цивилизаций имеет характерный для нее тип государства.
Если, с точки зрения Маркса, все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то, с точки зрения Тойнби, цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга.
Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др., породившие соответствующий только им исторический тип государства.
Каждый из подходов к типологии государства имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития общества, государства и права.
Типологии и формы государства
Форма государства
Государства отличаются по способам формирования и формам организации государственной власти.
Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, оказывающих влияние на порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается через форму правления, государственного устройства и вид политического режима.
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
Таким образом, форма государства раскрывается через три составляющих: форма государственного правления, форма государственного устройства и форма государственного режима.
Форма государственного правления
Форма государственного правления – это элемент формы государства, который раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Типологии и формы государства
Монархия
Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Существует два вида монархий.
При абсолютной (неограниченной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I, государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.
Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.
В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархи Среднего Востока (Саудовская Аравия, Катар, Оман, где существует теократическая разновидность абсолютной монархии, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой).
При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся дуалистическая монархия (сословно-представительная монархия в России начала XX века) и парламентская или конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Республика
Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Ей присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они, главным образом, тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.
Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.
Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Нелишне отметить, что монархия и республика, как формы правления доказали исключительную устойчивость, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, все государства облекаются именно в названные формы.
Типологии и формы государства
Форма государственного устройства.
История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма).
Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство
Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.
В таком государстве единые высшие органы государства, гражданство, конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.
Большинство всех существующих, в том числе и ныне, государство – унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.
Также государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.) и многонациональный (Великобритания, Турция и др.) состав населения.
Типологии и формы государства
Федеративное государство
Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом.
Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чем они ее утратят».
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные.
Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Способы размежевания компетенций, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два.
В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов. В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее, СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.
Конфедерация
Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных экономических и др.).
Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.
Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – Соединенных Штатов Америки. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась.
В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейский Союз, уже вполне доказавший свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.
Типологии и формы государства
Форма государственного режима
Третьим элементом формы государства является форма государственного режима (политический режим), значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Форма государственного режима – это элемент формы государства, характеризующий методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.
Демократический режим
При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.
Недемократический режим
Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.
Тема 1. Происхождение и сущность государства
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.4. Формы государства.
5.4. Формы государства.
ПЛАН.
Формы государства.
Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить его стабильность и нормальное функционирование.
Формы государства:
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Форма правления – организация высших органов власти (кто и как правит).
Виды форм правления
Монархия.
Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора) и передаётся по наследству.
Признаки монархии
Виды монархии.
Неограниченная монархия:
Примеры:
Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и др.
Ограниченная монархия – власть наследственного монарха ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом.
Примеры:
Бельгия, Великобритания, Испания, Япония, Нидерланды и др.
Республика.
Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.
Признаки республики:
Виды республик.
Виды республик – различаются в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно
Президентская республика .
Примеры.
США, страны Латинской Америки.
Парламентская республика.
Примеры.
Индия, Италия, ФРГ, Швейцария.
Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская).
Примеры.
Австрия, Россия, Франция.
Форма государственно-территориального (государственного) устройства.
Форма государственно-территориального (государственного) устройства – это отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по всей территории страны.
Унитарное государство.
Унитарное государство (от фр. единый).
Признаки:
Примеры.
Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Италия, Испания, Франция, Швеция.
Федерация (от лат. союз, договор), федеративное государство.
Признаки:
Примеры.
Бразилия, Германия, Индия, Мексика, Россия, США, Швейцария и др.
Конфедерация
(от лат. союз, сообщество).
Признаки:
Примеры.
СНГ (Содружество Независимых Государств), ЕС (Европейский союз).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Виды режимов
9 класс, 10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение политического режима
Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:
Режим правления — это динамическая (изменяющаяся) сторона политической системы. На основе режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.
Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.Разберемся, какие факторы их формируют.
Факторы формирования политических режимов
Прежде чем разбираться с понятием и видами режимов власти, нужно понять, какие факторы способствуют их формированию. Например:
Виды политических режимов
Главный критерий выделения типов политических режимов — совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.
В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:
Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.
Тоталитарный режим
Тоталитаризм (от лат. totalis «весь, целый, полный») — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.
Чаще всего в рамках тоталитарного режима власть реализуется одним человеком либо узкой группой лиц через распространение единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.
Признаки тоталитарного политического режима:
Подвиды тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.
Авторитарный режим
Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает себя имеющим право на власть.
Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.
Признаки авторитарного политического режима:
Авторитарное правление может проявляться в таких формах, как:
Преимущества авторитарного политического режима: общественный порядок, политическая стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач.
Недостатки: жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.
Демократический режим
Демократия (греч. δημοκρατία «народовластие») — политический режим, при котором единственным источником власти является народ. Власть осуществляется по воле и в интересах народа. Проще говоря, под демократией понимают метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
Выделяют три вида демократии:
Прямая демократия — система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Такая система возможна в небольших поселениях.
Представительная демократия — система, при которой решение значимых политических, социальных и других вопросов принимают выбранные представители, у которых есть полномочия. Такой вид демократии распространен в современном мире.
Плебисцитарная демократия — система, в которой проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. Сейчас такой вид демократии реализуется через референдумы.
Все три вида демократии могут существовать в рамках одного государства в один момент времени.
Главная особенность демократического политического режима заключается в возможности гражданам принимать непосредственное участие в политической жизни государства.
Признаки демократического политического режима:
Признаки политических режимов
Чтобы вам было легче сравнить и запомнить ключевые признаки политических режимов государства, мы собрали их в таблицу.
Признак
Тоталитаризм
Авторитаризм
Демократия
Участие граждан в выборах органов власти
отсутствует либо имеет формальный характер
ограниченное с допуском отдельных категорий
полное через свободные выборы
Гарантии прав и свобод
Особенности политического лидерства
харизматический правитель с неограниченными полномочиями
сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов
глава государства избирается гражданами на демократических выборах
Степень верховенства закона
все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен
неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя
полное верховенство закона, правовое государство
Учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений
учитываются у отдельных категорий
учитываются и выполняются властью
Политический плюрализм
существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом
Многопартийность
имеет формальный характер
Место СМИ
подчинены и контролируются государством
формально свободны, но реально связаны с государством
независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные