Формы слова что это 3 класс русский язык
Форма слова
Формы слова — это варианты одного и того же слова. Например:
лес, в лесу, нет леса, идти лесом.
Начальная форма слова
Начальная форма имени существительного (название объекта) — это слово в именительном падеже и единственном числе (И. п., ед. ч.). Имя существительное в начальной форме отвечает на вопрос: кто? или что? Например:
Начальная форма имени прилагательного (название признака) — это слово в единственном числе мужского рода. Имя прилагательное в начальной форме отвечает на вопрос какой? Например:
Начальная форма глагола (название действия) — это неопределённая форма глагола (инфинитив). Глагол в начальной форме отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Например:
( что делать?) сидеть, играть;
( что сделать?) списать, погулять.
Как изменить форму слова
Различные формы слова образуются с помощью окончаний, то есть, чтобы изменить форму слова, надо изменить окончание.
Чтобы изменить форму слова у существительного, надо перед существительным поставить одно из следующих слов: есть, нет, дать, люблю (виню), доволен (творю), думаю.
Форма слов имён существительных изменяется при склонении по падежам.
Чтобы изменить форму слова у прилагательного, надо перед прилагательным поставить одно из следующих слов: какой, какая, какое, какие.
Форма слов имён прилагательных изменяется при склонении и изменении по родам.
Чтобы изменить форму слова у глагола, надо перед глаголом поставить одно из следующих слов: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
Форма слов глаголов изменяется при спряжении и изменении времени.
Основные разновидности
Разные словоформы отличаются по своим морфемам — наименьшим единицам языка, имеющим значение. Из морфем складываются слова, служащие для описания объектов. Каждая единица обладает собственным значением. Но она не выполняет коммуникативные функции, в отличие от полноценного слова.
В современном русском языке выделяются следующие морфемы:
Морфемы обладают множеством особенностей, они неспособны распадаться на более мелкие частицы слова и обладают собственным звуковым сопровождением, меняющимся в зависимости от смысла.
Все словоформы делятся на следующие разновидности:
Особенности формирования
Образование форм слова происходит в большинстве случаев при помощи окончаний и формообразовательных суффиксов. Каждая словоформа располагает собственными морфологическими признаками и грамматическими значениями (для существительного — число и падеж, для глагола — число, время и лицо). Пример: кот — котов, думать — думает. Словообразование может проводиться посредством присоединения дополнительных слов. Для образования конструкции будущего времени потребуется добавить «буду», «будет», «будешь». Пример: будет играть, будешь смотреть.
В русском языке есть слова, которые не обладают способностью изменять свою форму. Они называются не изменяемыми. В данную категорию входят все наречия и деепричастия, некоторые прилагательные и местоимения, а также служебные части речи (предлоги, союзы и частицы) и междометия. Образец: холодно (наречие), играя (деепричастие), над (предлог), и (союз), же (частица), бордо (прилагательное, обозначающее цвет), где (местоимение), ах (междометие).
Слова, способные образовывать новые словоформы, называются изменяемыми. У каждой части речи существует только одна начальная форма:
Исключением выступает местоимение. Эта часть речи обладает несколькими начальными формами в зависимости от разряда. Они делятся на 3 основные группы:
Однокоренные слова
Формы слов постоянно путают с однокоренными словами. Главное отличие этих морфологических единиц заключается в лексическом значении образуемого. Если словоформа сохраняет свой смысл, то однокоренное выражает совершенно иное лексическое значение, также последние могут относиться к различным частям речи. Они образуются при помощи присоединения приставок и словообразовательных суффиксов.
Сравнение словоформ и однокоренных слов:
Словоформы | Однокоренные слова |
Родной | Родина |
Родная | Породниться |
Родные | Родовой |
Родное | Родственные |
Методы образования
Для создания новых словоформ применяют такие методы как склонение, спряжение, образование множественного числа, изменение временных форм и степеней сравнения. Склонение слов — способность имён существительных изменяться по родам и падежам. Для существительных в единственном числе существует отдельная классификация по склонениям:
Для каждого склонения существуют отдельные правила образования словоформ, различающиеся по методике постановки падежных окончаний. Существует огромное количество существительных, совмещающих в себе признаки разных склонений. К этой категории относятся существительные, оканчивающиеся на «-мя» и «путь». При их изменении по падежам образуется суффикс «-ен»: время — времени, бремя — бремени.
Спряжением называется изменение числа, времени, лица и рода глагола. Всего выделяют 2 вида спряжения:
Существует множество исключений из правил. Так, глаголы «брить», «стелить», «зиждиться» относятся к первому спряжению, но оканчиваются на «-ить». Глаголы «гнать», «держать», «дышать», «обидеть», «видеть», «слышать», «ненавидеть», «смотреть», «вертеть», «зависеть», «терпеть» относятся ко 2 спряжению.
Глаголы также могут изменять свою временную форму. Они могут быть употреблены в формах прошедшего, настоящего и будущего времени: старался (прошедшее время), старается (настоящее время) и будет стараться (будущее время).
Степени сравнения являются особой формой словоформ для прилагательных. Выделяют сравнительную и превосходную степень сравнения. Сравнительная степень олицетворяет признак, проявляющийся либо в большей, либо в меньшей мере. Образец: хороший — лучше, плохой — хуже. Превосходная степень сравнения указывает на свойство предмета в высшем его проявлении. Пример: сильнейший, умнейший.
Определение словоформы
Для правильного определения словоформы был создан следующий алгоритм действий:
Существует правило формы одного и того же слова. Оно гласит, что словоформа может изменяться только в пределах одной части речи.
Форма слова в русском языке
Рассмотрим два предложения с существительным «школа»:
Вчера в школе состоялось родительское собрание.
Я горжусь своей школой.
Примеры наглядно показывают, что для правильного построения обоих предложений в слове «школа» следует изменить окончание. При этом и другие слова согласованы, и значение рассматриваемого слова сохранено. В данном случае речь идет об использовании форм слова «школа», первоначально стоящего в начальной форме. Таким образом, под формой слова подразумеваются такие его изменения, при которых сохраняется и лексическое значение самого слова, и логическое построение всего предложения. Употребляя нужные словоформы, мы сможем правильно формулировать свои мысли, грамотно их записывать и лучше понимать друг друга.
С точки зрения морфологии, форма слова — это грамматические изменения его начальной формы при сохранении лексического значения. Не все части речи могут менять свою форму. Так, словоформы бывают у изменяемых самостоятельных частей речи, таких как:
Не могут менять своей формы:
Все изменяемые слова имеют следующие способы формообразования:
Примеры: чайник — чайники, чайником, чайника, чайникам;
читающий — читающие, читающим, читающая;
ты — тебе, тобой, тебя;
цветной — о цветных, про цветные, над цветными;
красивый — самый красивый;
писать — буду писать;
человек — люди, хороший — лучше, я — мне, иду — шел и другие.
Не следует забывать, что приставка служит для образования слов с новым значением и не может использоваться для изменения словоформы.
Очень важно не путать формы слова с однокоренными словами. Так, к однокоренным относятся слова с одинаковой главной морфемой — корнем и разными значениями. Кроме того, однокоренными словами могут быть разные части речи. Например:
белый — белеет — побеленный — белить;
Слово и его формы всегда относятся к одной части речи, имеют неизменной лексическое значение.
Пример: белый — белые — белым — белое.
В русском языке существует много правил, для применения которых нужно уметь различать формы слова, правильно их образовывать. Например, чтобы определиться с написанием сомнительной гласной в безударном окончании глагола, следует знать его спряжение, которое образуется изменением глагольной формы по лицам и числам.
Следует отметить, что понятие «форма слова» может применяться как по отношению к определенному слову (что мы и рассматривали выше), так и к некому классу грамматических форм, представленных абсолютно разными словами, но обобщенных единым грамматическим значением. Например, слова:
лежи, стой, плачь, танцуй
можно отнести к классу глаголов единственного числа и повелительного наклонения.
Формы слова и однокоренные слова. Образование формы слова
Тема однокоренных слов детьми воспринимается без особых проблем, но проблема возникает, когда требуется разграничить понятия однокоренные слова и форма слова. В чем же различие однокоренных слов и формы одного и того же слова. Разберемся.
Образование форм слова
В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.
Маша рисовала синей краской.
Дети рисовали синими красками.
Витя рисовал синюю бабочку.
Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.
Это значит, что их лексическое значение не изменилось.
Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.
Окончания образуют форму слова.
Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.
Правила и примеры образования форм слова
Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше.
Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.
Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная.
Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.
Сосн [а], сосн [Ы], сОсн [ы], сосн [е], сосн [ой], о сосн [е].
Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.
Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.
Наречия (слева, сверху, здесь) не изменяются, то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.
Формообразующие суффиксы
Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.
В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.
При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).
Однокоренные слова
Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.
Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.
Все на самом деле просто:
1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.
Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на «отлично». Потренируемся?
Задания для самопроверки:
1) Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны.
Сосна (однокоренные слова): сосенк [а], соснов [ый], сосняк [].
Сосна (формы слова): под сосн [ой], о сосн [е], сОсн [ы].
2) Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.
Игра (однокоренные слова): игра /ть\, игрушк [и], игрушечн [ый], игрок [].
Игра (формы слова): в игр [е], до игр [ы].
Стрела (однокоренные слова): стрелок [], стреля /ть\, перестрелк [а].
Стрела (формы слова): стрел [ы], без стрел [ы], к стрел [е], со стрел [ой], о стрел [е].
Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова
Выясним, как отличить однокоренные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от форм одного и того же слова.
Однокоренные слова
В русском языке существуют ряды слов, которые роднит главная морфема — корень.
Вспомним, что такое корень слова.
Следовательно, однокоренными являются слова с одним и тем же смысловым корнем.
Их объединяет корень скор-, который содержит общее для всех родственных слов значение «быстрое передвижение«.
Как видим, в ряду однокоренных слов могут быть лексемы, принадлежащие к разным частям речи:
Формы слова
Следует отличать родственные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от грамматических форм одного и того же слова.
Так, у качественного прилагательного «скорый» образуем формы степеней сравнения:
Эти грамматические формы не являются однокоренными словами к ряду родственных слов с корнем скор- (скорость, скоро, скоростной и т.д.), а представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного «скорый».
Как отличить родственные слова от форм слова?
В таблице ниже можно увидеть, в чем заключаются отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова:
К существительному «гора» подберем родственные слова:
Слово «гора» может менять свою форму, изменяясь по падежам и числам:
Это все формы одного и того же существительного «гора», у которых меняется только окончание. Их нельзя включать в ряд родственных слов с корнем гор-.
У прилагательных тоже имеются свои грамматические формы, которые не следует вносить в перечень родственных слов. Рассмотрим это на примере слова «яркий»:
Родственные слова с корнем ярк- | Формы прилагательного «яркий» |
---|---|
яркий | яркая, яркое, яркие |
яркость | он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки |
ярко | ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех |
У глаголов различаются родственные слова и их формы.
Родственные слова | Формы глагола «решить» |
---|---|
решить | решу, решишь, решит |
решиться | решим, решите, решат |
решать | решивший, решившая, решившее, решившие Решенный, решенная, решенное, решенные |
решаться | решив |
решение | |
решительный |
Изучением форм слов занимается морфология.
Изучение частей речи предполагает знакомство с формами существительных, прилагательных, глаголов и особых глагольных форм (причастия и деепричастия), местоимений, числительных и наречий.