Форсаж что это значит в авиации

Что такое «форсаж»? Определение слова

Что такое форсаж?

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Дефорсированные двигатели

Все производители прекрасно знают, что такое форсаж и к каким негативным последствиям может привести его длительное использование. Именно поэтому многие из них намеренно не добавляют эту функцию в свои автомобили. В качестве примера можно привести машину марки «Москвич» с дефорсированным двигателем. Во времена советской власти такая модель создавалась специально для использования на территориях сельской местности. Её преимущество было в том, что она могла работать практически на любом виде горючего.

Форсаж и авиация

Значение слова форсаж в авиации идентично значению этого слова в автомобилистике. Данный режим активно используется, например, в истребителях, но практически полностью отсутствует в пассажирских воздушных судах. В качестве исключения можно назвать самолёт ТУ-144, который использовался несколько десятилетий назад на территории стран бывшего Советского Союза.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Форсаж и кинематограф

Первая часть сериала вышла ещё в далёком 2001 году. Тогда актёры и создатели достаточно скромного фильма про стритрейсеров даже представить не могли, что через несколько лет данная картина эволюционирует в многомиллионную франшизу с международными террористами, государственными тайнами и шпионскими интригами. На данный момент о том, что такое «Форсаж», знают даже люди, которые никогда не смотрели эти фильмы. Вин Дизель, исполнитель одной из главных ролей и, по сути, лицо серии, как-то сказал, что десятая часть сериала, которая выйдет после 2020 года, станет последней. Таким образом, на тот момент данной кинофраншизе будет уже больше 20-ти лет! Такими результатами может похвастаться далеко не каждая популярная серия фильмов.

Вполне возможно, что кто-то может возразить и сказать, что, например, киноленты про «Чужих» и «Хищников» тоже выходят достаточно долгое время. Отчасти это так, но есть одно большое НО! Главное достоинство серии «Форсаж» в том, что она более стабильная и ровная. В отличие от фильмов из серии «Чужие» и «Хищники», в ней нет неканонических спин-оффов, которые никак не связаны с оригиналом. Кроме того, новые части «Форсажа» выходят чаще с небольшим разрывом во времени.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Интересный факт: название и определение «Форсаж» этой серии кинолент дали российские локализаторы. В оригинале данная франшиза называется The Fast and The Furious.

Актёры и роли

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Теперь вы знаете, что такое форсаж. Надеемся, данная информация была для вас полезной!

Источник

Значение слова форсаж

форсаж в словаре кроссвордиста

форсаж

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Википедия

Выход в прокат в США состоялся 22 июня, в России — 18 октября 2001 года.

Фильм Форсаж:

Форса́ж — термин.

Фильмы:

При работе двигателя на форсаже за реактивным соплом возникает видимая струя раскалённых газов, имеющая характерную «полосатую» структуру. Дело в том, что давление на срезе сопла значительно превышает давление окружающей среды, и по мере удаления от сопла давление уменьшается, а скорость истекающих газов возрастает. При этом поперечное сечение струи увеличивается и давление в наибольшем сечении становится меньше атмосферного. После этого струя снова начинает сужаться с увеличением давления. Такая цикличность приводит к тому, что сверхзвуковая струя выходящих газов периодически становится дозвуковой, с возникновением скачков уплотнения (так называемых дисков Маха ) — это как раз и есть видимые светлые кольца пламени.

При неполном сгорании керосина струя будет иметь красный цвет с жёлтыми вертикальными кольцами. Если горение хорошо оптимизировано, то цвет пламени будет синий. Из-за несовершенства топливной аппаратуры некоторых двигателей иногда наблюдается интересный эффект — на одном и том же самолёте у одного двигателя на форсаже выхлоп синий, у второго — красный или жёлтый.

Первым серийным самолётом, двигатель которого планово работал на форсаже в течение всего полёта, был SR-71 Blackbird (а также его несерийный предшественник Lockheed A-12 ).

Примеры употребления слова форсаж в литературе.

Энергично вывожу самолет из пикирования, облегчаю винт, даю форсаж, бросаюсь вслед за вражеской парой.

Реакция была почти первобытной, будто камертон, настроенный в лад с его нервной системой, заставил все инстинкты работать на форсаже, включил нейропептиды и заставил подняться каждый волосок на коже.

При этом не использовал форсаж мотора и позволил вражеской паре себя догнать.

Их разумы были разделены, и Хэйзел держала прочный барьер между их мыслями, но физически они все более и более синхронизировались, пока наконец не ушло последействие форсажа, боль его была исцелена, и Оуэн снова стал сам собой.

Казалось, прошли многие часы, прежде чем он наконец почувствовал у себя на виске холодный спрей форсажа Нейрлинга.

Никита выдернул копье, и братец Ульта мешком свалился вниз, взревев, как самолетный двигатель на форсаже.

Много выпивки и мало сна замедлило бы его движения фатальным образом, если бы не форсаж, но даже и с форсажем он вряд ли сможет драться долго.

Робби выжал до отказа рукоятки дросселей, поставил их на защелки и перевел на форсаж.

Зато четвертый иранский истребитель сумел осуществить маневр уклонения, его пилот резко бросил свой самолет в крутой левый поворот, включил двигатели на форсаж и сбросил висящие под крыльями ракеты в воду.

Инстинктивно пилот врубил форсаж и погнался за рекном, который явно намеревался вернуться на свой корабль.

В самом начале, застряв в Тибе почти без денег и уже без надежды на излечение, Кейс дал себе полный форсаж и принялся изыскивать источники средств к существованию с такой леденящей кровь настойчивостью, что ему даже казалось, будто это делает кто-то другой.

Это проявилось у Семенова в бою в районе Унгены, где он дал форсаж мотору, предварительно не облегчив винт.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: forsaj
Задом наперед читается как: жасроф
Форсаж состоит из 6 букв

Источник

Форсаж что это значит в авиации

Я столько раз слышал это слово в военных документальных фильмах о реактивных самолетах, особенно о истребителях, но я не совсем понимаю, что это такое и как оно работает. В документальном фильме канала Discovery Channel всем истребителям, кроме одного, нужно было задействовать форсаж, чтобы достичь сверхзвуковой скорости. Не могли бы вы мне сказать, почему это так?

В документальном фильме также говорится, что истребитель редко задействует эту систему. Если система форсажной камеры может заставить самолет летать быстрее, почему они не используют ее все время? Это из-за того, что планер не может долгое время выдерживать сверхзвуковой поток воздуха?

Это турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney F100 с форсажным двигателем, варианты которого используются во флоте ВВС США F-15 и F-16 4-го поколения:

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

На полном форсажном режиме на малых высотах F-16 может сжигать более 64000 фунтов в час. На полностью открытой дроссельной заслонке у американского варианта F-16 с максимальными внешними запасами топлива есть около 20 минут, пока он не перейдет в аварийный резерв (которого хватило бы только на дополнительную минуту или около того на полном форсажном режиме). Прирост скорости минимальный; Крейсерская скорость F-16 составляет 450-550 узлов, тогда как на полном форсажном режиме скорость увеличивается только до 700-800 узлов при типичной подкрыльевой загрузке. Таким образом, сжигая в 8 раз больше топлива, вы получаете прирост скорости примерно на 50%.

Сравнение создаваемой тяги у F / A-18C Hornet:

(F / A-18C Hornet использует 2 ТРДД General Electric F404-GE-402)

Некоторым самолетам требуется форсажная камера для достижения сверхзвуковой скорости, потому что «нормальное» использование реактивной турбины не создает достаточной тяги. Использование турбины в «нормальном» режиме (без форсажной камеры) еще называют «военно-силовым» или «сухим». Использование турбины с форсажной камерой также называют «полной мощностью» или «мокрым».

Из этой статьи в Википедии:

Из-за большого расхода топлива форсажные камеры обычно используются как можно реже; Заметным исключением является двигатель Pratt & Whitney J58, используемый в SR-71 Blackbird. Форсажные камеры обычно используются только тогда, когда важно иметь как можно большую тягу. Это включает в себя взлет с коротких взлетно-посадочных полос, помощь катапультам при запуске с авианосцев и во время воздушных боев.

Это правда, что истребитель редко задействует форсажную камеру, потому что он потребляет слишком много топлива. Иногда до 10 раз при нормальном расходе топлива. Вот почему они не используют его постоянно: дальность действия истребителя резко сокращается за счет использования форсажной камеры.

Пилот может использовать форсаж на разных этапах, чтобы найти идеальное соотношение расхода топлива / скорости / дальности.

Источник (на английском языке): http://www.lw.admin.ch/internet/luftwaffe/en/home/dokumentation/assets/aircraft/fa18.html

Можно спроектировать самолет, который может летать на сверхзвуковых скоростях без использования форсажных камер (например, «Конкорд», британский ударно-разведывательный самолет TSR-2 и Ту-144). Сила аэродинамического сопротивления выше на околозвуковых скоростях, чем на сверхзвуковых, и использование форсажных камер для ускорения в околозвуковом диапазоне скоростей qucker может фактически снизить общий расход топлива. Это определенно было для Concorde. Форсажные камеры также использовались, чтобы сократить разбег на Concorde.

Большинство реактивных истребителей не предназначены для «эффективного сверхзвукового крейсерского полета по прямой с постоянной скоростью», поэтому сверхзвуковой полет без форсажных камер не является основным соображением при проектировании.

Я летал на B-1B 7 лет. Еще я летал на F-15 и F-16. У B-1 4 форсажных камеры, но газа намного больше, чем у истребителей, поэтому мне редко приходилось оставаться в стороне от горелки из-за топлива. Однако есть много причин для минимизации использования горелки:

Использование горелки в американских самолетах АБСОЛЮТНО НЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ДОБАВЛЯЕТСЯ К ТРЕБУЕМОМУ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЮ И НЕ ВРЕДИТ ДВИГАТЕЛЯМ. Плакат, который упомянул, что мог видеть на МИГ-25 что-то, что приведет к выходу из строя его двигателей при полете на большой скорости. Предположительно, у других советских истребителей есть некоторые проблемы с обслуживанием горелки, но американские боевые самолеты построены так, чтобы использовать горелку, когда это необходимо, без повреждения двигателей.

Прокрутите вниз и найдите несколько полезных графиков, которые могут дать вам некоторое представление. AB увеличивает температуру выхлопных газов и, таким образом, позволяет увеличить скорость выхлопа. Согласно теории приводных дисков, это означает, что тяга в полете на MAX будет ближе к статическому числу, чем тяга в полете на MIL для любой заданной скорости. Вот почему F-15 на высоте 40 км может летать только с M0,95 в MIL, но может выполнять M2,5 на MAX с увеличением только на 63%. статический тяга.

Ответ: это зависит от вашей высоты. Много.

Таким образом, полный форсаж может быть использован даже в течение 30 минут, если набор высоты выполняется эффективно и используется большой бак для сброса по средней линии. Вот как F-16 может достичь 2 Маха. На форсаже потребуется время, чтобы разогнаться до такой степени.

Это также означает, что на полном форсаже не будет такой дополнительной тяги, но, поскольку воздух такой разреженный, это будет иметь довольно существенное влияние на полученную реальную скорость полета.

Источник

Турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРДФ).

Привет, друзья!

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Старт F-18A с палубы авианосца. Форсаж включен.

Вспомним значение этого слова с точки зрения русского языка. К нам оно попало из французского ( forsage – принуждать) и означает усиленный режим работы какого-либо механизма или устройства с целью получения от него наибольшей мощности. Обычно этот режим подразумевает кратковременность работы, так как нагрузки при этом сильно увеличены и механизм быстро изнашивается.

Такое определение вполне подходит и для авиационных двигателей. Однако здесь, на мой взгляд, существует некоторое различие в понятиях. Например, для поршневых двигателей форсаж означает увеличение мощности за счет увеличения оборотов, наддува, дополнительного впрыска топлива либо специальных компонентов (метанол, вода). Для простого турбореактивного двигателя – это чаще всего дополнительная подача топлива в камеру сгорания. При этом растет температура и далее, как следствие, скорость истечения газов из сопла и увеличение мощности ТРД.

Во всех этих случаях такие режимы работы обычно бывают высоконагруженными и применяются в особых обстоятельствах и кратковременно. На многих самолетах они так и называются (назывались :-)) – чрезвычайный режим (ЧР). Условия и время работы на этом режиме всегда строго определены.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Однако есть класс авиационных двигателей, конструкция которых (как впрочем и теория :-)) предопределяет возможность работы на специальном форсажном режиме. Это турбореактивные двигатели с форсажем (или форсажом :-)), или ТРДФ.

Для чего вообще нужен форсаж современному самолету? Думаю, понятно, что для резкого и ощутимого увеличения тяги двигателя и, соответственно, быстрого роста скорости летательного аппарата. Бывает так, что обычный ТРД даже на максимальном режиме работы не может выполнить такую задачу. В этом случае как раз и используется форсаж.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Фронтовой бомбардировщик СУ-24М с ТРДФ АЛ-21Ф3 (2 шт.).

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

СУ-17М4 с двигателем АЛ-21Ф3

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Схема форсажной камеры ТРД.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Форсажные камеры и сопла двигателей АЛ-21Ф3 на самолете СУ-24М.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Взлет СУ-17М4 на форсаже.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Перевозка двигателя АЛ-21Ф3. Впереди двигатель, сзади форсажная камера с реактивным соплом.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Взлет МИГ-25РБ. Форсаж двигателей включен.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Разведчик Lockheed A12.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Разведчик Lockheed SR-71.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Форсаж двигателя J58 (на стенде). Видны кольца скачков уплотнения.

Сфера применения ТРДФ такова, что используется он в основном (а в настоящее время и полностью :-)) только на военных самолетах. Цель в этом случае — выполнение экстренных маневров с набором скорости. Это может быть атака воздушной цели, преодоление ПВО, перехват, занятие выгодной позиции, ну и, конечно, взлет и набор высоты.

На гражданских самолетах ТРДФ применялись только в двух случаях, на самолетах ТУ-144 и « Конкорд ». На первом двигатели были рассчитаны на длительную работу, а на втором включались кратковременно для взлета и преодоления звукового барьера с достижением определенной скорости. В этом случае большой расход топлива компенсировался возросшими скоростью и, соответственно, дальностью полета.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Сверхзвуковой пассажирский лайнер ТУ-144.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд».

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Ну, вот пожалуй и все. Для принципиального ознакомления с форсажем для ТРД вполне достаточно :-). Хочу только обратить ваше внимание на эффектность зрелища работающего форсажа. Особенно здорово это выглядит, когда самолет взлетает вечером или ночью. Многие это наверняка видели. Если не вживую, так в кино или по телевизору. Но лучше, конечно, смотреть вживую :-).

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

МИг-31. Взлет. Полный форсаж.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Старт истребителя FA-18A с авианосца.

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Все тот же F-18. Ну разве не красиво? 🙂

Форсаж что это значит в авиации. Смотреть фото Форсаж что это значит в авиации. Смотреть картинку Форсаж что это значит в авиации. Картинка про Форсаж что это значит в авиации. Фото Форсаж что это значит в авиации

Но это тот случай, когда после увиденного суть явления отступает на второй план. Уж больно это красиво выглядит. Особенно, если смотришь на все это вблизи. Впрочем, как и все в авиации :-)…

Напоследок предлагаю вам посмотреть два ролика. Один, короткий, показывает включение форсажа на стендовом двигателе. Во втором вы сможете увидеть пилотаж СУ-27 с длительным включением форсажа.

35 Комментариев: Турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРДФ).

Форсаж 51 секунда высота 600 скорость 600 400 литров в минуту Так обходится красота

Здравствуйте! Ваши статьи очень интересны. Хотелось бы поподробнее узнатььпро двигатель Р 15 б 300. Историю разработки, особенности и т. д. В интернете не много информации.Вообще с интересом читаю ваши статьи, увлекся авиационными двигателями. Жаль, что вы сейчас очень редко пишете.

Читать было приятно и интересно. Спасибо!

(за исключением натыкания на места со смайликами — аж передергивало. Это же не переписка смс’ками а статья — отучайтесь от этой друной привычки)

У нас с приятелем возник спор по поводу «форсажа». Он утверждает будто форсаж применялся на винтовой авиации, в частности на Мессершмитт BF109. Так вот, мне интересно само происхождение(годы и страна) слова «Форсаж». С годами теряется первоначальный смысл и лет через 10 слово могут применить куда угодно.

К сожалению, не знаю точного происхождения этого слова. Однако подозреваю, что произошло оно от слова «сила» (force), во французском оно же означает «интенсивность». И само слово «форсаж» означает для техники ускорение темпа и увеличение мощности. Оно не является принадлежностью именно реактивного двигателя. Форсируют в том числе и поршневые двигатели автомобилей. У Bf109 была система форсирования двигателя, заключавшаяся во впрыскивании в цилиндре смеси воды с метанолом, повышающая мощность двигателя на 10-15%. Это был кратковременный режим. Слово форсаж означает также и работу с перегрузкой (что соответствует режиму форсажа на ТРДФ) и применяется даже в медицине для описания определенных процессов. Интересно, что только в русском языке форсажный режим работы ТРДФ обозначается этим словом (форсаж). В других языках используется слово, аналогичное английскому afterburner (afterburning) — т.е. «после основной камеры сгорания — burner»….

Здравствуйте. Я не пойму такую вещь. Если на форсажном режиме после турбины начинает сгорать топливо, значит давление за турбиной возрастает. Если это так, то степень понижения давления уменьшается? И мощность уменьшается. Или это не так?

Все так :-)… Однако двигатель проектируется с учетом такого режима. Сопло перед включением форсажа открывается, кроме того автоматика работает на сохранение заданной частоты вращения (обычно увеличением подачи топлива), а значит и сохранения мощности. При включении форсажа конечно возможны колебания оборотов и температуры (забросы, падения), так называемые провалы тяги, но автоматика все стабилизирует…

когда служил в ЦГВ не раз видел полёты МИГ-27 И часто по ночам летали… заметил,что форсаж чаще включали на взлёте.Красота! фиолетово-голубые кольца пламени!

У самолетов семейства МиГ-23 (в т.ч. Миг-27) форсажное пламя действительно очень красиво… сам факел длинный и изумительные кольца… Еще вариации цвета бывают разные. Кстати, касаясь теории, чем пламя больше в красные оттенки, тем качество сгорания топлива хуже. Чем ближе в фиолетовые, тем лучше. И чем длиннее факел после двигателя, тем хуже КПД двигателя. Но это конечно на красоту не влияет :-)… А использование форсажа в наземных условиях только при взлете… Еще может при наземном опробовании после выполнения специальных работ….

просто и доходчиво!так держать!

Спасибо за статью!
А можете рассказать от чего зависит изменение размера сопла форсажной камеры?

Перед включением форсажа сопло раскрывается. Величина и момент раскрытия определяется автоматикой и происходит по специальному закону, в этой автоматике заложенному. Диаметр сопла рассчитывается из соображения обеспечения максимальной тяги при сохранении устойчивости работы двигателя без забросов или провалов (или с минимальными) температуры и оборотов, а также из соображений прочности элементов сопла, турбины и камеры сгорания. примерно так :-)…

Я бы ответил несколько по-другому. Для дожигания остаточного кислорода, а в ТРДДФ к газам из-за турбины добавляется воздух второго контура, добавляется такое количество топлива, которое близко к стехиометрическому соотношению (полное сгорание — голубое пламя). Площадь сопла регулирует параметры турбины ротора низкого давления таким образом, чтобы изменение форсажного режима не сказывалось на режиме работы двигателя, так как при форсаже частота вращения роторов максимальные. А есть ещё «глубокое дросселирование форсажа» (ГДФ), когда при работающей форсажной камере можно снижать частоту вращения газогенератора. Это другая история…

Еще в конце 80-х гг. я слышал, что у МиГ-25 форсажный режим не просто длительного использования, он у него основной и даже крейсерский (при крейсерской сверхзвуковой скорости). И фактически он работает почти как прямоточный, а ГТД-часть дает существенный вклад в основном на малых скоростях и на земле. Интересно, насколько это соответствует действительности? И насколько в этом смысле отличается его потомок — МиГ-31?

К сожалению, в последнее время не успеваю отвечать вовремя, прошу прощения за это…
Двигатель, стоявший на МИГ-25 (Р-15Б-300), — один из немногих ТРДФ, время работы которого на форсажном режиме в полете неограничено. Уникальный движок, первоначально созданный для установки на стратегической крылатой ракете, он гораздо лучше чувствовал себя на больших скоростях. В теории авиационных реактивных двигателей есть такое понятие, как «вырождение компрессора». То есть с ростом скорости полета поступающий воздух получает достаточное сжатие во входном устройстве и необходимость в компрессоре как бы отпадает. А если нет компрессора, значит двигатель прямоточный. На ТРД (ТРДФ), предназначенных для полета на больших сверхзвуковых скоростях (как основной режим) обычно короткий, то есть «малоступенчатый» компрессор, нужный в большей степени для того, чтобы приемлемо обеспечить работу на малых скоростях-высотах, а далее ему помогает скорость. Например, ТРДФ АЛ-21Ф-3 (СУ-24) имеет 14-ступенчатый компрессор, а Р-15Б-300 — 5-ступенчатый, поэтому у них и предназначение разное. Движки самолета SR-71 имеют вообще 4 ступени компрессора. Так что, в общем, все верно :-)…
Что касается МИГ-31, то на нем стоят двухконтурные двигатели с форсажем (ТРДДФ) Д-30Ф6 (в компрессоре 5 ступеней КНД и 10 — КВД), являющиеся глубокой переработкой движков Д-30, установленных на ТУ-134 (Д-30КУ — ТУ-154, Д-30-КП — ИЛ-76). Они вполне справляются со своей задачей, хотя форсажный режим — это уже не есть их основная стихия. Однако ведь здесь и концепция изменилась. МИГ-31 — это барражирующий перехватчик (это ему позволяют экономичные двухконтурные двигатели). Скорость его и разгонные характеристики, скажем так :-), на уровне МИГ-25 (или чуть меньше), конструкторы постарались :-), а дальность (или длительность нахождения в воздухе) позволяет ему конкретно «давить» на нарушителей. Не секрет, что благодаря МИГ-31 прекратились полеты SR-71 к нашим границам. МИГ-25, к сожалению, при всех его отличных качествах не хватало дальности для того, чтобы их отвадить. Кроме того МИГ-31 — очень «умная» машина. РЛС и все такое — как говорится, очень-очень :-). По крайней мере так было… Вот как-то так…
Правда, еще хочу заметить, что Р-15Б-300 — истинно скоростной движок. И достижение еще больших скоростей ограничивалось только прочностью планера и особенностями аэродинамики самолета МИГ-25. После М=2,83 возможно было лавинообразное увеличение скорости, и летчику предписывалось принимать меры к недопущению этого…
Классный самолет был :-)… И очень красивый. Здорово, что мне довелось с ним пообщаться «вживую».

Форсаж — знатное зрелище! и для меня это в первую очередь авиационный термин, а не для гонок уличных, как в этих фильмах, которые смотрел краем глаза и ничего интересного не нашел.

Больше всего с детства меня впечатляли скоростные перехватчики МиГ-25 и МиГ-31, форсаж — это их стихия!
Насчет амер.разведчиков знаю о SR-71, а вот про А-12 не слыхал — это его предшественник?? Очень похож! Скорость тоже небось 3М развивал??
Наш МиГ-25 «форсажнее» все равно! ))

Совершенно с вами согласен! Отличные слова «Гимн мощности»… Кто, как говорится, в теме, тот именно так все это воспринимает. Только восхищение….

Спасибо за статью! Я сама работаю на предприятии производящем эти двигатели. Очень интересно и доступно написано, кое-что узнала нового. С удовольствием посмотрела фото и видео….

Не за что :-)… Заходите еще, буду рад. Судя по Вашему адресу Вы работаете на Омском моторостроительном. Я на этом заводе весной 1985-го месяц переучивался на изд.89 (двигатель АЛ-21Ф3). Неужели его там еще делают? Или только ремонтируют?… Вобщем впечатления и воспоминания самые хорошие и о заводе и об Омске. Отличное было время :-)…

Да, действительно я там и работаю. И мы только ремонтируем «89» изделие, новых не производим. Я как раз в сборочном цехе работаю технологом. Очень интересная, творческая работа, каждый день разные вопросы по «лечению» изделий.

Да, работа действительно интересная. Я в армии работал в группе диагностики и ремонта двигателей (в том числе и 89), а потом после армии на ремонтном предприятии по ремонту этих же 89, в Риге, испытателем на стенде. Очень нравилась такая работа. Так что мы с Вами коллеги в определенном смысле :-)…

Статья просто супер.Мощная техника. Красивая. Большое спасибо. Удачи и процветания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *