Фортепиано чем можно заменить
Чем отличается пианино от синтезатора, что лучше купить? Если встал такой выбор, значит, вы любите музицировать или хотите этому научиться. И это прекрасно!
Сегодня мы выясним: подойдет ли синтезатор вместо пианино для обучения и почему акустика до сих пор не вышла из моды. Когда вы дочитаете до конца:
Для чего нужны клавиши?
Цель определили, теперь посмотрим, какие есть средства для ее достижения:
Какие бывают клавишные инструменты?
Если крупными мазками, есть всего три больших группы:
Не нужно путать синтезатор с цифровым пианино. Общее у них только внешний вид. А задачи и способы игры очень разные
Давайте посмотрим, в чем разница между ними и что каждый может делать. А после примерим их к своим задачам и поймем, что именно нужно искать.
Акустическое фортепиано
Цифровое пианино
Синтезатор
Отличие синтезатора от пианино
На полях отметим, что некоторые модели электронных пианино могут-таки сочетать фортепианные достоинства с возможностями синтезатора. Но их функционал не сопоставим с хорошей рабочей станцией.
Что лучше: синтезатор или фортепиано?
Взвесьте все доводы и купите то, что будет приносить радость от ежедневного взаимодействия.
Какой синтезатор купить вместо пианино
Ура, с целями разобрались. Осталось несколько практических вопросов:
Трудно ли после синтезатора играть на пианино
Если вы начали музыкантский путь с синтезатора, то скоро вам станет не хватать фортепианной практики.
Недавно я поменяла синтезатор на пианино, и это было похоже на то, как я села за руль автомобиля с механической коробкой после автомата. К фортепианной клавиатуре пришлось привыкать, «натачивать» пальцы, учиться чувствовать инструмент. Это серьезная работа, но понемногу приходит понимание и нужные ощущения.
Как настроить синтезатор под фортепиано
Давайте вместо этого коснемся настройки самого тембра. Во многих моделях зашито сразу несколько фортепианных звучаний под разные музыкальные стили. Несколько советов про то, какие куда:
А вот и последний раздел
Суммируем и закрепим самое важное.
Вот и все на сегодня. Делитесь в комментариях, помогла ли статья понять, в чем разница между пианино и синтезатором. И творческого вам роста!
Чем заменить пианино?
Опытные мамочки и музыканты. Посоветуйте чем можно заменить пианино в доме. Начали мы ходить в музыкальную школу стал вопрос инструмента. Ставить в однокомнотной пианино квартире не куда. Хочу купить типа синтезатора, цифровое пианино кажется называется. Хочется что бы звуки были похожие на классическое пианино.
На чем занимаются ваши детки? Похвалите свои инструменты, какие плюсы и минусы, где заказывали. Может есть какие то нюансы на которые при выборе стоит обратить внимание. А то в интернете варианты есть, и стоят не дёшево. Хочу купить хорошее и качественое, что бы потом ребёнок не мучался.
Опубликовано 20 октября 2018, 18:11
Найцікавіше — на аукціоні. Одяг та взуття від 10 грн!
41 комментарий
GlamKid 20 октября 2018, 18:13
Синтезатор нет, а вот цифровое пианино да.
Смотрите, чтобы расположение клавиатуры было правильным.
tunay 20 октября 2018, 18:23
Вы имеете ввиду ширину клавишь?
nastusia 20 октября 2018, 18:16
Тоже стою перед выбором. Присмотрела yamaha p 45. 14500 грн. в магазине. Не знаю что делать. Пока договорились про дополнительные уроки. А там посмотрим.
tunay 20 октября 2018, 18:23
У вас фортепиано основной предмет?
nastusia 20 октября 2018, 18:30
Vikkulichka 20 октября 2018, 18:37 1
Там важно ещё, помимо расположения и кол-ва клавиш, сила нажатия на эти клавиши. Чтобы после » домашнего» урока, ребенок смог одолеть пианино )
Lena4114 20 октября 2018, 19:50 1
Никак не проверите. Это надо самой сесть и сыграть.
Любой инструмент проверяют так. Даже в новом инструменте клавиши могут быть (и чаще всего) не разыграны. Ребенок привыкнет к одной силе удара дома, потом будет тарабанить пальцами в музыкальной школе.
И еще, кроме ширины клавиши имеют еще и высоту. Нужно искать по высоте такие как на классическом пианино. На рояле они мельче.
tunay 20 октября 2018, 20:16
Мы пошли на вокал. Учитель сказал нужен дома инструмент что бы слышать ноты и учится петь.
Lena4114 20 октября 2018, 21:03
А, тогда у вас требования не такие строгие как у пианистов
NikaLuk2101 20 октября 2018, 18:57
Только «натуралтное» или цифровое на крайний случай. Но не синтезатор (
tunay 20 октября 2018, 19:01
Я за цифровое. Синтезатор даже не рассматривался. Просто не знала точно как называется.
Viktoriya_mama 20 октября 2018, 19:07
У нас цифровое пианино ямаха. Тоже однокомнатная квартира и пианино некуда ставить. Синтезатор совсем по другому звучит.
tunay 20 октября 2018, 19:13
А модель не подскажите?
Lynxx 20 октября 2018, 19:30
Цифровое. Писала статью для их производителя. В основных моделях все, как у пианино, и размер, и сила нажатия, и звук. И ещё можно заниматься в наушниках, чтоб никому не мешать. И записывать мелодии, если сочинит, или просто для контроля. Но если свеиа нет, оно не работает.
Синтезатор совсем другое
Viktoriya_mama 20 октября 2018, 19:30
Digital piano p- 45
nastusia 20 октября 2018, 20:59
Нам тоже советуют. У вас такое?
Viktoriya_mama 20 октября 2018, 21:10
Уже 2 года, долго выбирали в итоге ребенок доволен. Часто в наушниках играет. До этого синтезатор был 3 года.
Mama812 20 октября 2018, 19:39
У брата Ямаха была
Viktori_a 20 октября 2018, 20:04
Тот же вопрос интересует. Моя дочь тоже поступила в музыкальную школу по классу фортепиано. Мы купили инструмент. Но он такой огромный. Если все пойдёт хорошо, хотим тоже поменять на цифровое. Наш учитель сказал, что синтезатор нельзя. Нажатие клавиш совсем другое.
Lapshakova 20 октября 2018, 20:40 2
Синтезатор, если грубо выразиться, это электронная игрушка)
Marik 20 октября 2018, 21:05 3
Sandra13_ 21 октября 2018, 09:29
+++ Есть разные синтезаторы. И это будет дешевле. Цифровое пианино, дорого
tunay 21 октября 2018, 10:36
А по звуку сильно отличатся будет? Нам нужно для вокала. Что бы в ноты правильно попадать
Marik 21 октября 2018, 12:36
В ноты попадать в 1 классе музшколы достаточно подержанного синтезатора с динамической клавиатурой.
Alice 20 октября 2018, 21:34
tunay 20 октября 2018, 22:18
IuliiaD 20 октября 2018, 22:58 1
Anna_Anna_ 21 октября 2018, 00:41
Здравствуйте! Мои дети оба в музыкалке учатся. Правда сын пошел в первый класс по фортепиано только в прошлом году (было 12 лет). Как-то раньше не замечала у него наклонностей к музыке. Но в последнее время стал петь на каждом углу(и под углом,и в душе,и на кухне). И вот решили пройти прослушивание по вокалу,но уже не было мест(прослушивались в августе),предложили пойти на фортепиано. Сын согласился-и второй год ходит,пока нравится. Дочка (8 лет) в этом году прослушивалась по сольному пению-и тоже прошла. Но ей повезло больше-места были. Тоже планируем покупать пианино,хоть и квартира двушка хрущевка.
tunay 21 октября 2018, 07:22
Фортепиано чем можно заменить
Сама я в свое время закончила музыкальную школу. Сейчас уже все позабыла, но время от времени открываю ноты и пытаюсь что-то сыграть. Плюс хотелось бы дать детям музыкальное образование, хотя готовить их к карьере музыкантов или композиторов я не планирую.
Одним словом, срочно нужен совет разбирающихся в данном вопросе людей. Заранее спасибо!
Цифровое пианино ближе к настоящему, чем синтезатор. Но если Вы планируете отдать детей в муз. школу на фортепиано, то все равно потребуется настоящее пианино.
неа, хорошее цифровое пианино заменят аналоговое. Мои на таком (http://keysale.ru/catalog.php?view=252) учатся вполне успешно.
Мнения ВСЕХ ПЕДАГОГОВ музыкальных школ- ребенок должен учиться играть только на классическом фортепиано.!
педагоги музыкальных школ, как правило, имеют слабое понятие о том, какие бывают цифровые пианино. Наша педагог боролась за аналоговое до тех пор, пока не выснила лично, что у нас за инструмент. А мне цифровое пианино посоветовала тоже педагог муз школы, мама моей подруги.
педагоги музыкальных школ, как правило, имеют слабое понятие о том, какие бывают цифровые пианино. Наша педагог боролась за аналоговое до тех пор, пока не выснила лично, что у нас за инструмент. А мне цифровое пианино посоветовала тоже педагог муз школы, мама моей подруги.
Я ни в коем случае не говорю, что цифровое пианино чем-то хуже чем классическое.
Просто оно ДРУГОЕ. И звучание другое. Не знаю, насколько слабое понятие о цифровых пианино у наших педагогов. Но, мой знакомый музыкант (пианист и скрипач), владелец магазина музыкальных иструментов также отговорил меня от приобретения цифрового пианино в пользу классического варианта для учебы сына. Я говорю именно о хорошем цифровом пианино стоимостью более 35 тысяч рублей.
Всем большое спасибо за советы!
Честно говоря, я тоже думаю, что преподаватели в музыкальных школах не очень разбираются в цифровых пианино и синтезаторах. Работают себе на акустических пианино и роялях и горя не знают. Посмотрела на сайтах цифровые пианино Yamaha и Сasio. Теперь, прежде чем делать какие-то выводы, нужно самой попробовать поиграть на таких. Более дешевые модели синтезаторов, с которыми я сталкивалась раньше, меня совсем разочаровали:(
+1
Особенно про отдачу клавиш, силу нажима и пр.
Кстати, тут не очень лестно отзывались про «Красный октябрь». Именно он у нас и стоит.
Но в начале 80-х, во-первых, особого выбора не было, а во-вторых, «Красный октябрь» считался достойным инструментом, по крайней мере для семьи рядового советского инженера. Когда родители ездили выбирать пианино, они брали с собой профессионального музыканта, которых подбирал инструмент по звучанию и прочим параметрам. Да и в музыкальной школе, где я занималась, во всех кабинетах стояли те же самые «Красные октябри».
Наверное, с тех пор утекло гораздо больше воды, чем я могу себе представить. В конце концов, тогда у нас еще и телевизор был черно-белый, и задания по английскому языку я прослушивала на бабинном магнитофоне:)
Насколько я понимаю, такой инструмент больше не производится, поэтому не представляю себе, как можно провести сравнительный анализ его характеристик с параметрами других акустических или цифровых инструментов.
Про педагога на дому, напишите, пожалуйста.
У нас замечательная учительница:support:
Но к сожалению рекомендовать ее я не могу, т.к. недавно она стала счастливой бабушкой 2-х внуков и в связи с этим событием из всех учеников она оставила только нас, за что мы ей бесконечно благодарны:flower:
Лен, я знаю например, что есть цифровое пианино.
да я и не сомневалась :)), я не о Вас :flower:
Нет, вы все-таки про синтезатор, а не цифровое пианино. У цифрового пианино перечисленных вам проблем нет.
Пока поняла, что в Консерваторию не идём, но это я знала раньше 🙂
могу посоветовать вам нескольких знакомых педагогов по ф-но, правда, они живут от вас далековато. Вы у какой станции метро обитаете? ))
У Ладожской (также есть маршрутки от Большевиков и Академки)
Если что, я хоть и классический педагог, но синтезатор дома у меня есть, и я играла в рок-н-ролльном проекте на нем.
Так что никакой агрессии академистки к современности у меня нет.
Кстати, тут не очень лестно отзывались про «Красный октябрь». Именно он у нас и стоит.
Но в начале 80-х, во-первых, особого выбора не было, а во-вторых, «Красный октябрь» считался достойным инструментом, по крайней мере для семьи рядового советского инженера. Когда родители ездили выбирать пианино, они брали с собой профессионального музыканта, которых подбирал инструмент по звучанию и прочим параметрам. Да и в музыкальной школе, где я занималась, во всех кабинетах стояли те же самые «Красные октябри».
Наверное, с тех пор утекло гораздо больше воды, чем я могу себе представить. В конце концов, тогда у нас еще и телевизор был черно-белый, и задания по английскому языку я прослушивала на бабинном магнитофоне:)
Насколько я понимаю, такой инструмент больше не производится, поэтому не представляю себе, как можно провести сравнительный анализ его характеристик с параметрами других акустических или цифровых инструментов.
сори за оф :flower: может надо кому, у меня знакомые продают сейчас абсолютно новое цифровое пианино касио, то, которое самое навороченное, покупали аж за 75тыс:001: теперь срочно продают за 40т, если что, обращайтесь:support:
если не сложно-киньте фото и ссылку на модель.и,стесняюсь спросить в столь возвышенном обществе:),-цвет?
Может ли электронное пианино заменить акустическое?
Нет. И никогда.
(В конце статьи добавлена интересная и крайне важная заметка. Обратите внимание!)
Какая бы ни стояла, хоть сто раз деревянная механика и активная клавиатура, пианист, извлекая живой звук, чувствует резонанс струны и деки инструмента. Отсюда и бесконечные возможности красоты и качества звукоизвлечения. У электронного инструмента нет ни того, ни другого. При замыкании контакта, через динамики мы получаем чистый электронный звук. На «живом» инструменте он «открывается» уже в процессе. Именно поэтому, наблюдая, как играет клавишник, сразу становится заметно, что он просто шлепает пальцами по клавиатуре, в то время как пианист извлекает звук, создавая каждый раз новую красоту и глубину звучания.
На этот счет есть два очень интересных аргумента, объясняющих истинное положение вещей:
1. В любой, даже мало-мальски приличной музыкальной школе, не говоря уже о ЦМШ и других элитных учебных заведениях, ученика, не имеющего механического пианино или рояля, просто отчисляют, невзирая ни на какие его способности. А у нас в России, и в частности в Москве, лучшая в мире фортепианная школа.
2. Любой серьезный эстрадный музыкант почти всегда предпочитает звучание «живого» рояля. Игорь Крутой, к примеру, Элтон Джон и многие другие звезды отечественной и мировой эстрады.
На наш взгляд, при обучении ребенка необходимо учесть еще один крайне важный момент.
Взрослый человек, когда хочет что-то изучить либо освоить, для достижения результата целенаправленно работает, трудится. Ребенок же совершенно наоборот. Он жаждет развлечений в любом процессе, в том числе и при обучении. И вот тут-то всевозможные уникальные эффекты электронного инструмента начинают играть свою злую шутку. Как только наш герой наигрался со всеми этими эффектами, как правило, дальнейшие занятия «скучной» музыкой у него уже не вызывают интереса. Еще бы! После таких-то «наворотов»! К сожалению, частенько случается так, что на этом процесс обучения игре на фортепиано можно заканчивать. А жаль, ведь играть-то так и не научились, хотя и могли. На живом инструменте такая проблема отсутствует изначально, потому что там кроме клавиш ничего нет. И потому ученик вынужден искать «руками и ушами» все краски именно в звуках, которые он сам же и извлекает.
И последний момент, многое объясняющий:
Если бы действительно электропианино могло заменить настоящее фортепиано, мы бы, будучи коммерческой структурой, с большим удовольствием их продавали. На них есть спрос, на них не сложно, уж простите за жаргон, делать деньги. Продали и забыли, пусть сервисный центр после решает любые проблемы. Но есть один важнейший морально-этический момент. Всякий раз покупатель спрашивает, а может ли он или его ребенок на синтезаторе научиться играть на фортепиано? И что отвечать? Правду? То есть, нет, нельзя. Тогда синтезатор никогда не купят. Значит, надо лгать, лишь бы продать. Мы этого делать не будем.
Но тем не менее, это вовсе не означает, что мир электронных клавишных инструментов так бесполезен и сер. Это совсем не так. Он никогда не перестанет увлекать собой эстрадных музыкантов, удивляя и радуя все новыми и новыми возможностями в области электронного звука и сопутствующих музыкальных эффектов. Просто это другое.
Данная заметка появилась гораздо позже публикации этой статьи, осенью 2017 года. В одном из телеинтервью известнейший пианист с мировым именем недвусмысленно ответил на вопрос: на чем лучше заниматься. Он не просто абстрактно обозначил, что лучше: синтезатор или механическое пианино, – а обосновал свою позицию, выбрав заведомо неравные «весовые категории». Музыкант высказал мнение, на чем бы он предпочел заниматься: великолепном электронном цифровом инструменте либо старой раздолбанной (дословно) «Лирике», «Красном Октябре», «Лире», «Тюмени» и так далее. Но даже при таком несопоставимом сравнении выдающийся пианист современности делает однозначный вывод. Что же тогда говорить о сопоставлении великолепного электронного инструмента и великолепного «живого» фортепиано? Мы бы не хотели делать дополнительную рекламу своему сайту за счет имени музыканта, которое известно всем, потому вот ссылка , 13-я минута, 5-я секунда интервью.
Также обратите внимание, насколько профессионально и интересно ответил на этот же вопрос в интервью, данном нашей компании, народный артист, профессор, пианист Юрий Розум. Ссылка . (Чуть дальше середины интервью).
danalex
Алексей Данилов
Какое-то время назад я публиковал статью про различные инструменты, имитирующие звучание акустического фортепиано, то есть про цифровые пианино.
Основная задача той статьи состояла в том, чтобы ограничить сферу применения цифровых пианино. Предостеречь от необдуманных поступков тех, кто, покупая такие инструменты, надеется полностью заменить ими звук настоящего фортепиано. В первую очередь – родителей, которые отдают своих детей на обучение музыке, и в целях экономии места, сил и времени покупают им электронные пианино.
К сожалению, с тех пор количество вопросов мой адрес в духе «какое цифровое пианино купить для обучения ребенку?» не уменьшилось. Также очень часто подобные вопросы задают люди, которые уже во взрослом возрасте решили восполнить пробелы и заняться музыкальным образованием.
Поэтому я решил немного переработать первую статью, дополнить ее некоторой аргументацией, и разместить в этом блоге. По крайней мере, есть надежда, что хотя бы кто-то таким образом обезопасит себя от неправильных решений.
Итак, что такое цифровое пианино, зачем и кому оно нужно? Какова сфера применения инструментов этого типа? Почему практически каждый производитель электронных музыкальных инструментов считает необходимым выпускать электронные фортепиано?
Сфера применения цифровых пианино
Цифровые пианино – это инструменты, созданные не для обучения, а для эпизодического выполнения роли фортепиано там, где нет возможности использовать живой инструмент.
Главным критерием при этом является так называемая экологичность решения воспользоваться цифровой имитацией. То, что мы привыкли понимать под термином «экологичность» – не единственное его значение. В психологии это слово означает безвредность, отсутствие негативных последствий, побочных действий.
Как Вы понимаете, если рок-группа во время концерта использует цифровой рояль вместо настоящего – ничего страшного не произойдет. Ведь заставить хорошо звучать акустическое фортепиано в условиях рок-концерта практически невозможно, да и отличия вряд ли кто-то заметит на слух. То же самое касается многих других жанров – фьюжн, поп и так далее – где использование электронных инструментов часто не только не возбраняется, но и даже стилистически оправдано некоторыми дополнительными выразительными возможностями (например, наложение тембров при игре с одной клавиатуры сразу несколькими инструментами).
Гораздо менее экологично будет выглядеть попытка исполнения классической музыки на цифровом фортепиано. Эстетика акустического звука, почитаемая гурманами классической музыки, будет нарушена, исполнительские выразительные средства окажутся сильно ограниченными. И вряд ли даже самая экспрессивная игра сможет проникнуть в сердце искушенного слушателя. В особенности, конечно, это касается сольного исполнения на фортепиано. Поэтому, к радости поборников высокого искусства, цифровые технологии не так сильно внедрились пока еще в эту сферу, и классическая музыка еще сохраняет первозданную чистоту.
Но даже исполнение классики на цифровом пианино – это цветочки в сравнении с абсолютно неэкологичным и, в некотором смысле, преступным желанием многих родителей купить своим детям для занятий по фортепиано электронный инструмент. И самое смешное (хотя и печальное) – то, как эти родители часто объясняют (оправдывают) эту «необходимость».
Распространенные аргументы за цифровое пианино
Все эти аргументы лично у меня вызывают смешанные чувства. Во-первых, мне жаль этих детей, ведь их родителям абсолютно наплевать на них. Родителей гораздо больше волнует мнение соседей, расходы на транспортировку при переезде, необходимость беспокоиться о поддержании инструмента в рабочем состоянии. А вот на то, что ребенку калечат слух, приучают к неправильному звукоизвлечению, лишают его возможности воспитать в себе чувство глубины звука – это взрослых не беспокоит.
Давайте ближе рассмотрим вышеприведенные аргументы.
Маленькая квартира. Ну – что ж делать, если половина (если не больше) населения мегаполисов живут в не самых комфортных условиях? Если уж решились завести ребенка, отдали его учиться музыке, и даже готовы пожертвовать для этих целей угол под инструмент – почему бы не расширить пространство, отведенное на эти цели, на лишнюю половинку квадратного метра? Ведь акустическое пианино занимает не намного больше места! В любом случае, выбранное вами цифровое пианино будет стоять стационарно. Есть ряд хороших моделей малогабаритных акустических пианино, стоит пройтись по объявлениям и поспрашивать у продающих. Посвятите немного времени будущему Вашего ребенка, выделите ему еще немного пространства! Неужели он этого не заслуживает? В конце концов, выкиньте телевизор, комод или что-нибудь еще, ведь ребенок важнее!
Постоянные переезды. Я и сам знаю, что это такое. Знаю, как это – жить в съемной квартире. Как это – искать машину для перевозки вещей. Если все время оглядываться только на возможные (подчеркиваю это слово) проблемы – то какой вообще во всем смысл? Народ не зря говорит – волка бояться, в лес не ходить. Вы же не каждый месяц переезжаете? Ну а если даже так – почему не отдать ребенка обучаться на скрипке, гитаре, аккордеоне? На чем-то, что не отяготит вас при постоянных переездах. Зачем же калечить ребенка цифровым звуком?
Наушники. Ну да, конечно, пусть ребенок там ковыряется сам в своем цифровом пианино, зачем родителям интересоваться, что у него получается. Нехорошо как-то выглядит, да? Поверьте, вам будет только радость, когда из-под пальцев вашего ребенка начнут появляться первые мелодии и первые законченные музыкальные произведения.
Вдруг бросит музыку. А вдруг через год конец света? А вдруг инопланетяне завоюют Землю? А еще – у меня встречный вопрос. А вдруг ваш ребенок – гений? И вы об этом можете никогда не узнать, если не дадите ему возможности реализовать свой потенциал! Если не верите в своего ребенка, зачем вообще отдаете его заниматься музыкой? Чтобы время занять? Из дома спровадить? Или еще для чего-то?
Нет грузового лифта. Вообще-то, если вы живете на высоких этажах – фортепиано обычно можно поднять и в пассажирском лифте, поставив его «на попа». Об этом знают все профессиональные перевозчики пианино. Измерьте глубину лифта и учитывайте ее при покупке инструмента. Ну а если в доме нет лифта – то он, скорее всего, не более чем пятиэтажный. В пределах пяти этажей фортепиано вполне реально занести силами двоих грузчиков. У них есть для этого специальные приспособления. И возьмут они вполне умеренную плату за каждый этаж. Поверьте, было бы желание – поднять не проблема. Да и потом, акустическое пианино обойдется вам гораздо дешевле, чем цифровое. Почему бы не потратить часть сэкономленных средств на доставку и подъем? Кстати, лучше не рисковать и не таскать самостоятельно пианино по лестнице. Его можно стукнуть и безвозвратно испортить, не говоря уже о возможных травмах спины.
Настройка и уход. Все, что нужно вашему инструменту – настройка после транспортировки, и затем дополнительная настройка раз в 1-2 года. Если правильно выбрать инструмент, он может хорошо держать строй и более длительный срок. А для того, чтобы предотвратить рассыхание (особенно если живете на высоких этажах или если недалеко от инструмента отопительная батарея) – внутрь инструмента нужно ставить обычную воду в баллоне. Она испаряется, поэтому раз в несколько месяцев придется повторять эту несложную операцию. Опять же, настройка – не такая уж дорогая процедура, и даже с учетом настройки, доставки и подъема – вы все равно сэкономите в сравнении с суммой, которую отдадите за электронное пианино.
Информация от знакомых или из рекламы. Поверьте, нет, и никогда не будет цифрового инструмента, способного во всем заменить акустическое фортепиано. Можно где-то в чем-то его «временно подменить», выполнить его функцию, и в ряде случаев это останется незамеченным. Но природу обмануть не удастся. Только настоящее фортепиано даст вашему ребенку ощущение звука. Только оно позволит ощутить все тембральное богатство, всю широту динамических оттенков, всю красоту игры обертонов. А ваш знакомый из магазина – он просто втюхивает вам то, что ему нужно продать. Или пребывает в невежестве сам, увлекая туда же и вас.
Отличия цифрового пианино от акустического
Теперь немного подробнее о том, почему цифровое пианино неспособно заменить акустическое. Основные отличия сводятся к нескольким пунктам, я их привожу ниже. Далее – немного подробнее о каждом из этих пунктов.
А теперь попробуем ответить на вопрос: что происходит с фортепиано, когда Вы извлекаете из него одну ноту? Клавиша приводит механизм в движение, молоточек резко ударяет по струне, а механизм тут же возвращает его в исходное положение. Струна (или струны, которых в зависимости от регистра может быть до трех на одну ноту) начинает колебаться с частотой, на которую она настроена, и мы слышим звук.
Обертоны и унтертоны
Но только ли звук струны мы слышим? Что происходит в этот момент со всем инструментом? А происходит то, чем отличается акустическое пианино отличается от электронного – естественный резонанс деки (деревянной панели, находящейся за струнами в пианино и под струнами в рояле). При опущенной педали начинают «заводиться» все струны, попадающие в сетку обертонов и унтертонов по отношению к исходному, корневому звуку.
Например, нажимая клавишу «до» первой октавы, Вы слышите не только ноту «до первой октавы». Вы слышите второй обертон – до второй октавы, третий – соль второй, четвертый – до третьей октавы, пятый – ми третьей октавы, шестой – соль третьей октавы, а также менее выражено – остальные обертоны выше шестого, но которые уже лежат в «натуральном» строе, который делает недоступным идентификацию нот в простом 12-ступенном темперированном выражении.
Условно все музыкальные звуки можно разделить относительно любой ноты на более высокие и более низкие. Для более высоких данная нота может быть корневой, а сами верхние ноты могут оказаться для нее обертонами (нем. «обер» – верхний). Для более низких сама эта нота может стать обертоном, а более низкие ноты будут унтертонами (нем. «унтер» – нижний).
При игре на живом фортепиано струны разных нот взаимодействуют, образуя сетки обертонов и унтертонов. Совпадающие частоты вызывают резонанс, возникают колебания, и даже не нажатые ноты начинают звучать.
Чтобы услышать обертон на акустическом фортепиано, зажмите, например, соль второй октавы (без звука), а затем резко сыграйте и отпустите до первой октавы. Вы услышите, как соль будет «гудеть». Это происходит вследствие резонанса – совпадения частот зажатой ноты соль и прозвучавшей этой же соль в составе обертонов ноты до (третий обертон). Резонанс возбудил струну, находящуюся в состоянии покоя.
Что касается унтертонов, более «капризных», – попробуйте, например, зажать до малой октавы на рояле и коротко резко сыграйте ноты до и соль первой октавы. Верхние две ноты будут 2-м и 3-м обертонами для нижней, и Вы услышите, как струна нижней ноты начнет звучать.
Вот простым языком объяснение самых элементарных взаимодействий между обертонами живого инструмента. Чем больше нот одновременно звучит, тем насыщеннее обертоновая сетка, тем больше вовлекается дополнительных окружающих звуков, которые Вы, вроде бы, не извлекаете напрямую, но которые звучат помимо Вашей воли. И именно эти неслышимые, казалось бы, призвуки позволяют живому фортепиано звучать благородно и насыщенно.
Цифровые пианино, которые в большинстве случаев используют семплы (кусочки записанных звуков) для имитации живого инструмента, конечно же, такими естественными характеристиками не обладают. В некоторых дорогих электронных инструментах имитируется взаимодействие обертонов с помощью различных алгоритмов, но в целом все это лишь фикция.
Форманты
Вообще, общепринятое понимание формант относится к человеческому голосу. Но на самом деле, форманты – это группы негармонических обертонов, скопления которых возникают вне зависимости от высоты извлекаемой ноты. То есть, появление формант обусловлено спецификой системы в целом, а не только колебаниями каких-то отдельных ее частей (голосовых связок, струн, мембран и так далее).
Обратите внимание на любые случаи изменения звучания голоса. Если голос искусственно повысить – возникает эффект «масяни», он начинает звучать не просто выше, но и менее естественно. Возникает ощущение, что рот открыт слишком широко, гортань задрана и так далее. А если голос понизить (как, например, в сюжетах о всяких расследованиях, где требуется скрыть настоящий голос говорящего) – то создается ощущение, что человек говорит с почти закрытым ртом, с опущенной гортанью. Изменяется не только высота, но и артикуляция, и тембр.
И наоборот, один и тот же человек может произносить слова на разной высоте – более низким голосом или более высоким. Даже внутри одного предложения мы применяем различные нисходящие и восходящие интонации. И при этом голос остается естественным.
Другими словами, при искусственном изменении высоты звучания мы наблюдаем изменение всей системы, а не только одной характеристики. А раз мы меняем систему – мы меняем форманты, присущие этой системе. Мы их повышаем или понижаем. Теряя естественность.
Это же происходит и с засемплированными звуками в цифровых пианино. Форманты живого фортепиано – это вибрации корпуса, всех металлических и деревянных частей. Эти вибрации зависят от формы инструмента, от условий, в которых он находится, и от других факторов. Одни и те же форманты звучат и для до малой октавы, и для ля второй. И если взять сразу несколько нот – все равно будут звучать те же форманты.
И напротив, если акустический инструмент поместить в другие условия – изменится его общее звучание. Например, инструмент может стать более гулким, если будет находиться в среде с повышенной влажностью. Или звонким и стреляющим – в слишком сухом помещении.
Ну а когда звук каждой клавиши предварительно записан – он уже содержит в себе некий набор формант. И если нажать несколько клавиш – каждая из них его воспроизведет. Возникнут неестественные резонансы, а возможно и фазовые сложения. И хотя эти побочные эффекты сложно расслышать «в лоб», они обязательно проявятся на подсознательном уровне. Наслаждение от игры таким звуком улетучится очень быстро, интерес к неестественно звучащему инструменту будет утерян. Опытные пианисты знают, за живым инструментом можно сидеть несколько часов подряд, наслаждаясь звуком, тогда как за цифровым пианино засиживаться обычно не хочется.
Кроме того, в некоторых случаях, в электронных пианино семплируется не каждая нота, а лишь одна на какой-то диапазон. Все остальные ноты этого диапазона звучат в измененной системе с другими группами формант. Как это отражается на общем звучании – Вы можете догадаться сами.
Пространство и динамика
Есть еще один важный момент, когда мы говорим о сравнении цифрового пианино и акустического. Это оптимальное количество засемплированных нот и слоев. Самые дорогие модели электронных пианино гордятся тем, что каждая нота записана по нескольку раз с разным уровнем громкости. Речь идет о так называемых слоях велосити. Но так ли это хорошо?
На мой взгляд, нет. Объясню. Рояль звучит в одном пространстве, где и происходит взаимодействие струн, обертонов, унтертонов, формант, а также всех отражений от крышки инструмента и от стен помещения. А сколько пространств накладывается с увеличением количества семплов? Каждый семпл записан с какой-то акустикой. Рояль не звучит в глухом помещении, рояль пишут в живых комнатах. Можно ли услышать естественные для рояля звук и акустику, когда, нажимая аккорд из нескольких нот, Вы вдруг слышите несколько одинаковых пространств вместо одного общего? Вопрос, мягко говоря, спорный.
Чтобы найти компромиссное решение, производители цифровых пианино записывают семплы максимально сухо, а для имитации пространства добавляют в инструмент процессор эффектов с алгоритмами реверберации. Конечно же, экономя на его качестве, ведь полноценный симулятор пространства может стоить гораздо дороже, чем само электронное пианино. И мы получаем еще один явный минус, неестественность пространства.
В студийных условиях часто удобнее использовать семплеры, загружая в них библиотеки со звуками фортепиано, причем не обязательно большого объема. Хороший семплер имеет развернутую архитектуру звука, и динамика формируется не только слоями семплов, но и работой фильтров и огибающих. Однако такой подход актуален, если Вы хотите записать песню, где фортепиано – один из инструментов аранжировки. Полностью заменить рояль семплерам также не под силу.
Так что, ограниченность обертоновых сеток, смещение формант, наложение пространств и применение дешевых процессоров обработки – это лишь некоторые недостатки цифрового фортепиано, которые не позволят ученику воспитать в себе ощущение красивого, правильного, естественного звука. А без ощущения звука – не будет и звукоизвлечения.
Мне неоднократно приходилось видеть детей, которые, садясь за живой инструмент, начинают «гладить» его вместо того, чтобы играть глубоко и насыщенно. Причина простая – они привыкли, что контролировать громкость можно ручкой громкости на цифровом пианино, и их руки просто не научились извлекать глубокий и уверенный звук.
Другая крайность – когда вместо игры слышится только стук по клавиатуре, без какой-либо нюансировки. Это следствие того, что родители просят играть тише, убавляют инструмент по вечерам (чтобы не мешать соседям). А ребенок-то и не знает, как должно звучать настоящее пианино, на какой громкости и каким тембром. Вот он и дубасит по клавиатуре, по привычке извлекая топорные и немузыкальные звуки.
Также, отличительной чертой акустического пианино является то, что на нем можно нажать клавишу, не издав звука вообще, если это сделать очень слабо. Молоточек просто не достает до струны. А цифровое пианино в большинстве случаев все равно издаст тихий звук. А это значит, что в электронном инструменте нет возможности играть настоящим красивым piano (тихо), оно будет таким же условным, как и самый тихий звук. А ведь именно красивая игра piano отличает классного пианиста от дилетанта.
В общем, если Вам нужен инструмент с хорошим звучанием акустического пианино – купите акустическое пианино. Не поленитесь, сходите к двум-трем продавцам по объявлениям, присмотритесь, приценитесь, выберите. Такой инструмент будет неизменно радовать Вас, издавать грустные звуки, если Вы печальны, или весело заливаться, когда Вы в хорошем настроении.
Модели хороших акустических пианино
Вот некоторые модели хороших акустических пианино: Petrof, Ronisch, Zimmermann, Rosler, Bluthner, Geyer, Scholze, Weinbach. В основном хорошие инструменты – производства Германии и Чехии.
Относительно фортепиано советского производства – с ними лучше не связываться. Приличные экземпляры попадаются крайне редко, и погоня за халявой может привести к непомерным и бессмысленным растратам времени.
Единственная достойная марка фортепиано, выпускавшаяся на территории Советского Союза – это Riga. Но и их собирали в Латвии из немецких комплектующих. Кстати, пианино Рига можно найти весьма недорого.
Кому нужны цифровые пианино
Но, несмотря на все написанное выше, и у цифровых пианино есть своя сфера применения.
Во-первых, очень часто в концертных условиях использование электронного пианино является оптимальным вариантом. Естественно, речь о концертах поп и рок-музыки. Цифровой инструмент проще заставить отчетливо звучать в зале, и его не нужно настраивать во время концерта. Не возникнет проблем при транспортировке, и не понадобится целая рота техников для передвижения инструмента по сцене.
Во-вторых, если Вы хотите заняться для себя изучением музыкальной теории, такой инструмент будет весьма кстати для сольфеджирования, построения аккордов, пения интервалов и так далее. Эту функцию электронное пианино выполнит прекрасно. Но это если только в Ваши планы не входит научиться серьезно играть на фортепиано.
В-третьих, если Вы взрослый состоявшийся музыкант, занимаетесь музыкой профессионально, имеете поставленные руки и хорошее звукоизвлечение – конечно, цифровое пианино вряд ли Вам навредит. Вы всегда сможете сделать скидку на его синтетическую природу, и принять его звучание как компромисс. Это все равно что есть клубнику, купленную в каком-нибудь московском магазине. Такая клубника может понравиться только тому, кто никогда не пробовал настоящей южной клубники.
Зачем производят цифровые пианино
Для создания цифровой модели живого рояля с учетом всех взаимодействий обертонов, формант (а также огромного количества других явлений), требуется машина такой вычислительной мощности, какую современные технологии не могут обеспечить. А если даже и могут – денег всех клавишников и пианистов мира не хватит для финансирования подобного проекта. Массового спроса на такие инструменты вряд ли стоит ожидать, если цена на них будет сильно выше цен инструментов на базе воспроизведения семплов, которых на сегодняшем рынке достаточно.
Конечно же, существуют попытки, и довольно интересные, создания физической модели фортепиано. Но на сегодняшний день ни один пример такой модели не может похвастать безусловной имитацией. Ведь это моделирование природы, а природа – упорядоченный хаос. Сложно моделировать то, о чем нет всеобъемлющих знаний.
Так почему же производители плодят электронные пианино в таких количествах? Потому что они надеются на нашу падкость на всякие технические новинки, обещающие нечто уникальное и доселе невиданное. Например, самую лучшую имитацию дорогого рояля в дешевом и легком цифровом пианино. В эти инструменты внедряют всякие обучающие функции (кстати, весьма сомнительные), которые, якобы, помогут Вашему ребенку стать великим исполнителем. Детей в музыкальных школах не уменьшается, так что перед родителями постоянно стоит выбор – купить пианино или купить электронную имитацию. Немного рекламы, грамотный продавец в магазине, и деньги плавно перетекли из Вашего кармана производителю.
Но вот только моральный аспект тут, к сожалению, не учитывается. В конечном итоге производитель не несет ответственности за то, что получится из Вашего ребенка. Не забывайте об этом, когда задаете поисковику вопрос «какое купить цифровое пианино». Подумайте десять раз, а потом купите ребенку правильный инструмент.
Вот, в принципе, в целом все, что я хотел сказать о цифровых пианино. Надеюсь, статья оказалась Вам полезной. Всем, кто стоит перед выбором инструментов и оборудования, я могу рекомендовать ознакомиться также со статьями о том, как выбрать синтезатор и что такое домашняя студия звукозаписи.
Возможно, эти статьи помогут Вам определиться с ответами на многие вопросы. Ну, а если Вы всерьез увлечены вопросами звука и синтеза, Вы можете подписаться на этот блог, и тогда информация о новых статьях этого блога будет приходить к Вам на почту. Кроме того, всех желающих приглашаю подружиться в Живом Журнале, а также вступить в группу Вконтакте про синтезаторы.
© Алексей Данилов
Оригинал статьи
При перепечатывании ссылка на источник обязательна