Фотопечать что это такое
Фотопечать и печать полиграфическая — в чём разница?
Рассматривая красиво оформленный фотоальбом или отдельные снимки, постеры, планшеты большинство зрителей не задаётся вопросом: а как это напечатано? Имеет значение контент, качество картинки, яркость красок и почти никогда — способ печати. Между тем современные профессиональные фотостудии широко используют две технологии переноса изображения на бумагу, построенных на кардинально отличных физико-химических принципах и процессах. Речь идёт о «классической» (химической) фотопечати и печати полиграфической. В чём разница, каковы преимущества той или другой, а может быть недостатки? Какой способ выбрать, если решили напечатать фотокнигу? Нам кажется, что многим нашим заказчикам интересно будет узнать ответ на эти вопросы. Для начала можно отпечатать в одном формате одно и то же изображение, положить снимки рядом и внимательно изучить. Попробуем разложить по полочкам то, что мы увидим.
Фотопечать
Именно этот способ используется, как правило, для печати профессиональных фотографий Его называют «классическим», химическим, иногда «мокрым». Почему мокрым? Молодым людям трудно это понять, а вот старшее поколение прекрасно помнит тёмную кладовку или ванную комнату с красным светом, где буквально творились чудеса. Аппарат брутального вида, куда заражалась плёнка с негативами (назывался увеличитель), белые листы фотобумаги, которые после экспонирования загружались в кювету с проявителем. И вот оно — чудо! Из белой пустоты на листе вдруг проявляются контуры людей, деревьев, разнообразных предметов! Сначала робко, неуверенно. Затем становятся контрастней, насыщеннее и, наконец, приобретают окончательный вид готовой фотографии. Но это ещё не конец! Нужно вынуть фото пинцетом, дать стечь проявителю и зафиксировать изображение, погрузив снимок в следующую кювету с закрепителем. Потом промыть в чистой воде, просушить на бельевой верёвке, обрезать на резаке. Романтика!
Сегодня ванная с красной лампой превратилась в сложный автоматизированный комплекс, а по сути — мало что изменилось. У нас в «Фотосфере», например, установлена цифровая фотолаборатория Noritsu QSS 3704HD с лазерным экспонированием. Она обеспечивает печать фотографий больших форматов исключительно высокого качества. Но основной принцип классической фотопечати остался неизменным: печать осуществляется на специальной фотобумаге со светочувствительным эмульсионным слоем, при этом не используется ни единой капли краски. Именно этим объясняется широкий цветовой охват и мягкие тоновые переходы готовых фотографий.
По качеству изображения «мокрая» химическая печать до сих пор остаётся эталонной. Для неё характерна безупречная чёткость и точность цветопередачи вне зависимости от размеров отпечатка. Снимки почти не выгорают на солнце, сохраняются более 100 лет. В тех случаях, где главный критерий — качество изображения, классическая фотопечать альтернативы не имеет. Мы используем «классику» при печати фотографий большого и обычного формата, при изготовлении фотокниг класса «премиум» в твёрдой обложке на матовой и тиснёной бумаге (фотобумага премиум качества Fujicolor Crystal Archive Digitalpaper Type DP II 225 г/м2).
Цифровая полиграфия
При этой технологии отпечаток образуется из огромного множества цветных точек — растра. Они, наносятся на бумагу из картриджей с краской по принципу струйного принтера. При этом на бумаге краски не смешиваются, это происходит при восприятии картинки глазом человека. Разноцветные точки отчетливо видны при значительном увеличении картинки. По этой причине при большом количестве деталей возможна некоторая деформация изображения. К примеру, повышенная зернистость, размытость, потеря чёткости. Естественно, современная техника максимально сглаживает эти недостатки, делая их почти незаметными. В своей работе мы применяем струйные плоттеры Canon imagePROGRAF PRO-4000S и Canon imagePROGRAF PRO-6000S и чернила LUCIA PRO, которые обеспечивают высококачественную 8-ми красочную цифровую печать с разрешением отпечатка 2400 x 1200 dpi. Максимальный размер фотографии — 160 x 400 см.
Тем не менее, до качества классической фотопечати полиграфия всё же не дотягивает. Да, в общем, перед ней и не ставится такой задачи. Её преимущества — высокая производительность при больших тиражах, малый вес альбомов при большом количестве страниц, сравнительно низкая себестоимость.
Полиграфическая книга напоминает модный глянцевый журнал с толстыми страницами. Листы с двухсторонней печатью собираются в альбом и скрепляются в корешке с помощью ПУР-клея или металлических скрепок. Сегодня книга в мягкой обложке и журнальном переплёте — довольно модный тренд.
Плюсы и минусы способов печати при изготовлении фотокниг
Попробуем подытожить сказанное, чтобы лучше ориентироваться при заказе фотокниг:
Как видите, у каждого способа печати есть очевидные преимущества, но и недостатки тоже имеются. Учитывайте это, если решите напечатать фотокниги на заказ в Москве. Для этого нужно обратиться в любой из салонов Фотосфера» или создать фотоальбом онлайн с помощью редактора на нашем сайте. Ждём Вас!
Фотопечать
Фотопеча́ть — процесс создания позитивного изображения на фотобумаге с негатива.
На фотобумаге после экспонирования создаётся скрытое изображение, далее фотоматериал подвергается лабораторной обработке (проявление, фиксирование, промывка, другие стадии). Как правило, лабораторная обработка следует непосредственно за экспонированием, это позволяет фотографу немедленно внести коррективы в случае ошибки при печати. Обработка фотобумаги вручную производится в кюветах, автоматически — в проявочных машинах.
Получение фотоснимков на фотобумаге производится контактным или проекционным методом.
После лабораторной обработки полученные отпечатки подвергаются сушке или глянцеванию.
Готовые высушенные отпечатки могут подвергаться обрезке фотографическим ножом до нужного размера. [2]
Позитивное изображение может быть получено минуя фотопечать, на той же фотокиноплёнке, на которую производилась съёмка. Об обращаемом фотографическом процессе см. статью Обращаемые фотоматериалы, а также Процесс E-6.
В зависимости от используемой фотобумаги фотопечать бывает цветной или чёрно-белой.
Впрочем, с цветного негатива можно печатать на чёрно-белой фотобумаге и наоборот.
Цветовой тон на пробном отпечатке | Исправление путём увеличения плотности коректирующих светофильтров, вводимых при печати | Исправление путём уменьшения плотности коректирующих светофильтров, введённых при печати | |
преобладающий | недостающий | ||
пурпурный | зелёный | жёлтый + голубой | пурпурный |
фиолетовый | жёлто-зелёный | жёлтый + голубой | пурпурный + голубой |
синий | жёлтый | жёлтый | пурпурный + голубой |
голубой | красный | жёлтый + пурпурный | голубой |
зелёный | пурпурный | пурпурный | жёлтый + голубой |
жёлтый | синий | пурпурный + голубой | жёлтый |
оранжевый | синий + голубой | пурпурный + голубой | жёлтый + пурпурный |
красный | голубой | голубой | жёлтый + пурпурный |
Объектив «Янполь-колор»
В 1970-е — 1980-е годы в Польше выпускался объектив для субтрактивной печати с встроенными светофильтрами.
Объектив «Янполь-колор» выполнен по схеме «Тессар», выпускался в двух вариантах, с фокусными расстояниями 55 и 80 мм (для малоформатных и среднеформатных фотоувеличителей), диафрагмирование 1/5,6 — 1/16.
Новаторское решение (защищено польским патентом № 42618) состояло в том, что цветокоррекция происходила внутри объектива двумя цветными фильтрами, которые выдвигались в световой поток с помощью двух ручек по обе стороны объектива (оцифровка шкал в процентах, шкалы со световодной подсветкой). [8] [9]
Мозаичные светофильтры для тестовой фотопечати
Подбор корректирующих светофильтров может быть облегчен применением мозаичных светофильтров, представляющих собой набор окрашенных в дополнительные цвета 25 ячеек, заклеенных между двумя защитными стёклами. В комплект входят три мозаичных светофильтра: «жёлтый-пурпурный», «жёлтый-голубой» и «голубой-пурпурный». Верхняя левая ячейка бесцветная, вправо от неё находятся ячейки с возрастающей плотностью по 25 %, например, жёлтого цвета, вниз от бесцветной ячейки — с возрастающей плотностью по 25 %, например, пурпурного цвета. Все остальные ячейки содержат комбинации двух цветов по плотности.
Мозаичный светофильтр накладывают на цветную фотобумагу и делают пробную печать. Выбирают такие изображения, которые выглядят наиболее естественно, данную комбинацию используют для дальнейшего более точного подбора корректирующих светофильтров.
00 00 00 | 25 00 00 | 50 00 00 | 75 00 00 | 99 00 00 |
00 25 00 | 25 25 00 | 50 25 00 | 75 25 00 | 99 25 00 |
00 50 00 | 25 50 00 | 50 50 00 | 75 50 00 | 99 50 00 |
00 75 00 | 25 75 00 | 50 75 00 | 75 75 00 | 99 75 00 |
00 99 00 | 25 99 00 | 50 99 00 | 75 99 00 | 99 99 00 |
Формула цветности
На каждой упаковке цветной фотобумаги была обозначена формула цветности — приведённые к стандарту значения плотности корректирующих светофильтров, позволяющие облегчить достижение цветового баланса (разумеется, на данной серии эмульсии). Формула цветности отражает цветовой баланс фотобумаги, который не может быть одинаковым из-за особенностей производства. Формула цветности характеризует плотности корректирующих светофильтров, обеспечивающих получение чёрно-белого изображения при печати с чёрно-белого негатива с прозрачной подложкой лампой, имеющей цветовую температуру 2850 К при строгом соблюдении стандартных условий обработки.
Пример использования формулы цветности:
Негатив печатается с корректирующими светофильтрами К1 (00 50 60) на фотобумаге Б1 с цветовой формулой (20 00 30).
Фотограф решил использовать фотобумагу Б2 с цветовой формулой (30 10 30).
Необходимо определить значения корректирующих фильтров К2.
Таким образом, значения фильтров К2 будут (00 50 50).
Цветная печать аддитивным методом
Аддитивный метод цветной печати основан на раздельном экспонировании позитивного фотоматериала изображениями одного и того же негатива трёх основных цветов (красный, зелёный и синий).
Это достигается за счёт использования спектрозональных светофильтров, имеющих очень узкую полосу пропускания (только красный или зелёный или синий цвет, способный действовать только на один слой цветной фотобумаги).
Фотоувеличитель должен иметь устройство для автоматической смены светофильтров и трёхканальное реле времени. Цветокоррекция осуществляется разной продолжительностью экспонирования за разными светофильтрами.
Пример: экспонирование через красный светофильтр составляет 3 секунды, через зелёный — 4 сек, через синий — 5 сек.
Все три выдержки могут быть одинаковыми, но яркость свечения лампы фотоувеличителя можно регулировать. Изменения спектрального состава лампы накаливания не мешают работе (так как фильтр имеет очень узкую полосу пропускания). Главное достоинство аддитивной печати — отсутствие искажений цветопередачи за счёт неточности спектральной полосы пропускания традиционных светофильтров. Спектрозональные светофильтры обладают высокой точностью пропускания лучей своего цвета и фильтрации всех остальных цветов, что исключает нежелательное экспонирование соседних слоёв.
В фотолюбительстве и в малых фотолабораториях аддитивный метод не нашёл применения из-за значительной дороговизны оборудования, но зато широко использовался в автоматизированных минифотолабораториях, оснащённых автоматическими цветоанализаторами, автоматическими экспонометрами, автоматическими проявочными машинами.
Определение экспозиции при фотопечати и отработка выдержки
Экспозиция при фотопечати зависит от мощности лампы фотоувеличителя, оптической плотности матового стекла и корректирующих светофильтров, оптической плотности негатива, значения диафрагмы. С увеличением масштаба изображения освещённость экрана уменьшается, экспозиция соответственно увеличивается.
Если экспонометр отсутствовал — правильное экспонирование фотобумаги обеспечивалось изготовлением контрольных отпечатков, а также зависело от опыта фотографа.
Для облегчения труда фотографа (включение-выключение лампы накаливания фотоувеличителя) применяются электронные реле времени.
В СССР выпускались и комбинированные приборы — реле времени + экспонометр:
Увеличение выдержки при использовании корректирующих светофильтров рассчитывалось по номограммам или таблицам.
Количество вводимых светофильтров, % | Искомое время экспонирования при исходном времени экспонирования, секунд | |||||||
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | |
10 | 5,5 | 11,0 | 16,5 | 22,0 | 27,5 | 33,0 | 44,0 | 55,0 |
20 | 6,1 | 12,1 | 18,2 | 24,2 | 30,3 | 36,3 | 44,8 | 60,5 |
30 | 6,7 | 13,3 | 20,0 | 26,6 | 33,3 | 39,9 | 63,2 | 66,5 |
40 | 7,3 | 14,6 | 22,0 | 29,3 | 36,6 | 43,9 | 58,6 | 73,2 |
50 | 8,0 | 16,1 | 24,1 | 32,2 | 40,2 | 48,3 | 64,4 | 80,5 |
60 | 8,8 | 17,7 | 26,5 | 35,4 | 44,2 | 53,1 | 70,9 | 88,6 |
70 | 9,7 | 19,5 | 29,2 | 39,0 | 48,7 | 58,5 | 77,9 | 97,4 |
80 | 10,7 | 21,4 | 32,1 | 42,9 | 53,5 | 64,3 | 85,7 | 107,2 |
90 | 11,8 | 23,6 | 35,3 | 47,1 | 58,9 | 70,7 | 94,3 | 117,8 |
100 | 12,9 | 25,9 | 38,8 | 51,8 | 64,7 | 77,8 | 103,7 | 129,7 |
110 | 14,2 | 28,5 | 42,7 | 57,0 | 71,2 | 85,6 | 114,1 | 142,6 |
120 | 15,7 | 31,4 | 47,1 | 62,7 | 78,5 | 94,1 | 125,5 | 156,9 |
130 | 17,2 | 34,5 | 51,7 | 69,0 | 86,2 | 103,5 | 138,0 | 172,6 |
140 | 18,9 | 37,9 | 56,9 | 75,9 | 94,8 | 113,9 | 151,8 | 189,8 |
150 | 20,8 | 41,7 | 62,6 | 83,5 | 104,3 | 125,2 | 167,0 | 208,8 |
160 | 22,9 | 45,9 | 68,8 | 91,8 | 114,7 | 137,8 | 183,7 | 229,7 |
170 | 25,2 | 50,5 | 75,7 | 101,0 | 126,2 | 151,5 | 202,1 | 252,6 |
180 | 27,8 | 55,6 | 83,3 | 111,0 | 138,8 | 166,7 | 222,3 | 277,9 |
190 | 30,5 | 61,1 | 91,6 | 122,2 | 152,7 | 183,3 | 244,5 | 305,7 |
200 | 33,6 | 67,2 | 100,8 | 134,4 | 168,0 | 201,7 | 268,9 | 336,2 |
Процесс образования цветного изображения на фотобумаге
Лабораторная обработка цветной фотобумаги
Цветная фотобумага весьма требовательна к чистоте растворов и химикатов (рекомендовалось для приготовления растворов использовать дистиллированную воду), к температурному режиму обработки. При несоблюдении стандартов нарушался цветовой баланс отпечатков.
№ | Стадии обработки | Продолжительность, мин. | Температура растворов в ° C |
---|---|---|---|
1 | Проявление | 5 | 20±0,3 |
2 | Промывка | 0,5 | 10-20 |
3 | Стоп-раствор | 3 | 18-20 |
4 | Промывка | 0,5 | 10-20 |
5 | Отбеливание-фиксирование | 7 | 18-20 |
6 | Промывка | 7 | 10-20 |
7 | Стабилизация | 3 | 18-20 |
8 | Сушка или глянцевание |
Первый проявляющий раствор
Второй проявляющий раствор
Первый раствор вливают во второй.
Останавливающий раствор
Ассортимент цветных фотобумаг в 1980-е годы
В СССР на предприятиях по выпуску фото- и киноматериалов выпускалась цветная фотобумага на бумажной основе «Фотоцвет-2» и «Фотоцвет-4», фотобумага на бумажной основе с полиэтиленовым покрытием «Фотоцвет-9» и «Фотоцвет-11», выпускались наборы химикатов для обработки цветной фотобумаги.
Фотобумага на бумажной основе с полиэтиленовым покрытием обеспечивала значительную экономию растворов (меньше впитывались бумажной подложкой), глянцевать её было невозможно, более быстрая сушка происходила в естественных условиях.
В Чехословакии в 1970-е — 1980-е годы выпускалась цветная фотобумага Fomacolor PN и набор химикатов Fomacolor SP, в Венгрии — Fortecolor, в Польше — Fotoncolor и наборы для их обработки (фирмы FOMA, FORTE и FOTON). Рецептура растворов и режимы обработки фотобумаг производства стран Социалистического Содружества были взаимно совместимы с советскими.
В 1990-е годы производство советских и восточноевропейских цветных фотобумаг прекращено, их вытеснили фотобумаги фирмы Eastman Kodak и продукция других зарубежных фирм (Konica, Fujifilm, Agfa, Polaroid). Печать и обработка происходили в минифотолабораториях.
Чёрно-белая фотопечать и чёрно-белый позитивный процесс
Проявление в проявителе «Стандартный № 1» 2 минуты при температуре 20±0,5 ° C
Проявитель
Короткая промывка или останавливающая ванна
Стоп-раствор
Чёрно-белый позитивный процесс, включая фотопечать, намного проще цветного, и дешевле. В силу этого в СССР до 1990-х годов был более распространён.
В СССР выпускалась чёрно-белая фотобумага марок «Унибром», «Новобром», «Бромпортрет», «Фотоконт», «Йодоконт», «Бромконтраст», фотобумага с полиэтиленовым покрытием «Берёзка». Размеры — от 6×9 см ло 30×40 см, а также рулонная. По градации контрастности фотобумага выпускалась от мягкой до особоконтрастной.
- Фотопечать на стекле что это такое
- Фотопланшет что это такое