Фрагмент кинофильма о чем шелестели листья
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Живая и неживая природа»
План-конспект урока окружающий мира
УМК: «Школа России»2 класс
(Плешаков А.А. Окружающий мир, 2 класс 1 ч. стр.)
Учитель: Михайлова А.В.
Тема урока: Неживая и живая природа
Цель: создание благоприятных условий для формирования представления о неживой и живой природе
Образовательные: актуализировать знания детей о природе, отличительных особенностях живой и неживой природы; создать условия обучающимся для умения на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.
Развивающие: развивать умение рассуждать, быть внимательными и активными; познавательный интерес; навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, интерес к предмету, любовнательность.
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН; гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата); проведение физминуток.
Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в многообразии и взаимосвязи объектов природы; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; осознавать личную ответственность за свои поступки по отношению к природе.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Предметные: различать объекты живой и неживой природы; называть признаки живых существ; устанавливать связи между живой и неживой природой
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, работа в группах, в парах.
Основные образовательные ресурсы урока : учебник, проектор, презентация, раздаточный материал (фишки и карточки).
I. Организация начала урока.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Громко прозвенел звонок-
Ну-ка посмотри, дружок,
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
3) Мотивация к обучению и познанию.
У: Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята скорее за работу,
Чтобы времени зря не терять.
II. Актуализация умений и знаний.
1) Фронтальный опрос.
У: Приведите примеры того, что создано руками человека?
У: Что создано природой?
У: Какое отношение к природе можно назвать плохим? Приведите примеры
Д: Вырубать деревья, охота.
III. Мотивация учебной деятельности.
У: Сегодня мы отправимся в путешествие, а для того что бы узнать в какое путешествие, отгадайте загадку.
Посмотри, мой юный друг,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Горы, воздух и листва,
Человек и время года-
IV. Открытие новой темы. Целеполагание.
1) Работа по учебнику. (стр.23)
У: Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу. Прочитайте его название на странице 23.
У: Прочитаем, чему мы будем учиться в этом разделе.
Дети читают цели и задали изучения раздела.
У: Отгадайте загадки
1. Жёлтая тарелка на небе висит,
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)
2. Эта птица по утру
Будит нас: «Ку—ка—ре—ку».
Просит ласково: «Вставайте,
Птичкам завтрак подавайте!»(петух)
3. Туча в небе, дождь идёт
Падать стал вдруг с неба лёд
Крупный, словно виноград
После того как загадка отгадана, учитель показывает на слайде рисунок предмета, названного детьми.
У: Каким словом можно объединить все эти отгадки?
У: Это предметы природы. Прочитайте на слайде, чему вы будите учиться сегодня на уроке.
Д: Узнаем, какая бывает природа. Научимся различать объекты живой и неживой природы. Будем учиться находить связи между живой и неживой природой.
У: Люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звезды, горы и реки, растения и животные – все интересует человека.
В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе вы выделяли признаки живых существ. Вспомним их.
Живая природа: растёт, умирает, питается, дышит, приносит потомство, развивается
V. Открытие новых умений, знаний.
1) Работа по учебнику с иллюстрациями. (стр. 24-25)
У: Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?
Д: Живая и неживая природа.
У: Возьмите фишки красного и зелёного цветов. Красные фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.
Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.
У: Проверяем у друг друга и обсуждаем вместе.
У: Мы говорили, что существуют предметы природы. На какие 2 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают?
Д: Живая и неживая природа.
3) Игра с карточками.
У: Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».
Учитель раздаёт детям карточки красного и зелёного цветов.
У: Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять красную сигнальную карточку, если к живой – зелёную.
VII. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
4) Практическая работа учащихся в группах.
У: А теперь делимся на 4 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.
Что относится к природе?
А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;
Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
Что относится неживой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
Что относится к живой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
Чем отличаются живые существа от предметов неживой природы?
А) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
Б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, приносят потомство, умирают;
В) они двигаются, растут, приносят потомство, умирают.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
У: Давайте проверим ваши ответы вместе.
5) Работа по учебнику. (стр.27)
У: Рассмотрите схему на стр.27. Что обозначают стрелки на этой схеме?
Д: Обозначают связи между живой и неживой природой.
У: Прочитаем вывод под схемой. Давайте посмотрим на некоторые такие взаимосвязи.
6) Работа с фрагментом кинофильма «О чем шелестели листья?».
У: Просмотрим фрагмент кинофильма «О чем шелестели листья?» и ответим на вопрос – какие связи между живой и неживой природой вы увидели?
У: Какие связи между живой и неживой природой вы увидели?
Д: Листья накормили зверей. Они помогли человеку вырастить плоды. Упав и сгнив, листья удобрили землю. Листья дали всем живым существам кислород.
VIII. Закрепление изученного материала.
У: Рассмотрите рисунок на стр.26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.
Д: Животным нужна вода и солнце. Растениям нужна вода. Рыбам нужна вода.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Достигли ли вы цели сегодняшнего урока?
У: Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
У: Назовите, что относится к живой природе.
У: Назовите, что относится к неживой природе.
У: Поднимите сигнальную карточку зеленую, если вам понравился сегодняшний урок или красную карточку, если урок не понравился.
X. Информация о домашнем задании
У: Домашнее задание: стр. 27 ответить на вопросы устно. Нарисуйте рисунок объекты живой и неживой природы.
Урок на тему: «Живая и неживая природа»
Оценка за урок: _____________
урока окружающего мира,
проведенного во 2 «А» классе
обучающейся Лопатиной Елены Михайловны
План-конспект урока окружающий мира
УМК: «Школа России»2 класс
(Плешаков А.А. Окружающий мир, 2 класс 1 ч. стр.)
Место: МАОУ «СОШ №6 г. Черняховска», кабинет № 8
Целевой компонент урока:
Тема урока: Неживая и живая природа
Цель: создание благоприятных условий для формирования представления о неживой и живой природе
Образовательные: актуализировать знания детей о природе, отличительных особенностях живой и неживой природы; создать условия обучающимся для умения на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.
Развивающие: развивать умение рассуждать, быть внимательными и активными; познавательный интерес; навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, интерес к предмету, любовнательность.
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН; гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата); проведение физминуток.
Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в многообразии и взаимосвязи объектов природы; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; осознавать личную ответственность за свои поступки по отношению к природе.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Предметные: различать объекты живой и неживой природы; называть признаки живых существ; устанавливать связи между живой и неживой природой
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, работа в группах, в парах.
Основные образовательные ресурсы урока : учебник, проектор, презентация, раздаточный материал (фишки и карточки).
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
У: Здравствуйте! Меня зовут Елена Михайловна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Громко прозвенел звонок-
Ну-ка посмотри, дружок,
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
3) Мотивация к обучению и познанию.
У: Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята скорее за работу,
Чтобы времени зря не терять.
II. Актуализация умений и знаний.
1) Фронтальный опрос.
У: Приведите примеры того, что создано руками человека?
У: Что создано природой?
У: Какое отношение к природе можно назвать плохим? Приведите примеры
Д: Вырубать деревья, охота.
III. Мотивация учебной деятельности.
У: Сегодня мы отправимся в путешествие, а для того что бы узнать в какое путешествие, отгадайте загадку.
Посмотри, мой юный друг,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Горы, воздух и листва,
Человек и время года-
IV. Открытие новой темы. Целеполагание.
1) Работа по учебнику. (стр.23)
У: Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу. Прочитайте его название на странице 23.
У: Прочитаем, чему мы будем учиться в этом разделе.
Дети читают цели и задали изучения раздела.
У: Отгадайте загадки
1. Жёлтая тарелка на небе висит,
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)
2. Эта птица по утру
Будит нас: «Ку—ка—ре—ку».
Просит ласково: «Вставайте,
Птичкам завтрак подавайте!»(петух)
3. Туча в небе, дождь идёт
Падать стал вдруг с неба лёд
Крупный, словно виноград
После того как загадка отгадана, учитель показывает на слайде рисунок предмета, названного детьми.
У: Каким словом можно объединить все эти отгадки?
У: Это предметы природы. Прочитайте на слайде, чему вы будите учиться сегодня на уроке.
Д: Узнаем, какая бывает природа. Научимся различать объекты живой и неживой природы. Будем учиться находить связи между живой и неживой природой.
У: Люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звезды, горы и реки, растения и животные – все интересует человека.
В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе вы выделяли признаки живых существ. Вспомним их.
Живая природа: растёт, умирает, питается, дышит, приносит потомство, развивается
V. Открытие новых умений, знаний.
1) Работа по учебнику с иллюстрациями. (стр. 24-25)
У: Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?
Д: Живая и неживая природа.
У: Возьмите фишки красного и зелёного цветов. Красные фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.
Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.
У: Проверяем у друг друга и обсуждаем вместе.
У: Мы говорили, что существуют предметы природы. На какие 2 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают?
Д: Живая и неживая природа.
3) Игра с карточками.
У: Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».
Учитель раздаёт детям карточки красного и зелёного цветов.
У: Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять красную сигнальную карточку, если к живой – зелёную.
VII. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
4) Практическая работа учащихся в группах.
У: А теперь делимся на 4 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.
Что относится к природе?
А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;
Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
Что относится неживой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
Что относится к живой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
Чем отличаются живые существа от предметов неживой природы?
А) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
Б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, приносят потомство, умирают;
В) они двигаются, растут, приносят потомство, умирают.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой и неживой природе.
У: Давайте проверим ваши ответы вместе.
5) Работа по учебнику. (стр.27)
У: Рассмотрите схему на стр.27. Что обозначают стрелки на этой схеме?
Д: Обозначают связи между живой и неживой природой.
У: Прочитаем вывод под схемой. Давайте посмотрим на некоторые такие взаимосвязи.
6) Работа с фрагментом кинофильма «О чем шелестели листья?».
У: Просмотрим фрагмент кинофильма «О чем шелестели листья?» и ответим на вопрос – какие связи между живой и неживой природой вы увидели?
У: Какие связи между живой и неживой природой вы увидели?
Д: Листья накормили зверей. Они помогли человеку вырастить плоды. Упав и сгнив, листья удобрили землю. Листья дали всем живым существам кислород.
VIII. Закрепление изученного материала.
У: Рассмотрите рисунок на стр.26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.
Д: Животным нужна вода и солнце. Растениям нужна вода. Рыбам нужна вода.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Достигли ли вы цели сегодняшнего урока?
У: Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
У: Назовите, что относится к живой природе.
У: Назовите, что относится к неживой природе.
У: Поднимите сигнальную карточку зеленую, если вам понравился сегодняшний урок или красную карточку, если урок не понравился.
X. Информация о домашнем задании
У: Домашнее задание: стр. 27 ответить на вопросы устно. Нарисуйте рисунок объекты живой и неживой природы.
Тема проекта Отличительные свойства солёной воды
Исследуемый объект солёная вода
Цель проекта выявить отличительные свойства солёной воды
Продукт проекта Кластер «Солёная вода»
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Готовность и способность к самообразованию в течение всей жизни;
Сознательное отношение к непрерывному образованию, как условию успешной профессиональной деятельности.
Выстраивать логическую цепь;
Выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
Определять возможные роли в совместной деятельности;
Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы;
Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
Изучить отличительные свойства солёной воды.
(Задача: определить тему, цель, задачи проекта).
Проводит анкетирование (Приложение 2.) среди учащихся класса.
Через результаты анкетирования создаёт проблемную ситуацию.
Совместно с учащимися определяет тему проекта (Отличительные свойства солёной воды), цель (выявить отличительные свойства солёной воды), объект (солёная вода), задачи проекта (1. Выявить, где находится солёная вода на планете, каков состав морской воды, определить, что такое степень солёности, какую солёность имеют разные водные объекты. 2. Определить отличительные свойства воды: скорость замерзания и таяния, скорость испарения, плотность солёной воды. 3. Оформить результаты в кластер «Солёная вода».), методы исследования, источники литературы, определяют гипотезу (Солёная вода имеет следующие отличительные свойства: скорость замерзания и таяния ниже, чем скорость замерзания и таяния пресной воды, скорость испарения солёной воды выше, чем пресной; солёная вода состоит из соли и пресной воды; плотность солёной воды выше, чем у пресной).
Участвуют в анкетировании.
Изучают результаты анкетирования, выдвигают свои предположения в проблемной ситуации.
Совместно с учителем определяют тему, цель, объект, задачи проекта (1. Выявить, где находится солёная вода на планете, каков состав морской воды, определить, что такое степень солёности, какую солёность имеют разные водные объекты. 2. Определить отличительные свойства воды: скорость замерзания и таяния, скорость испарения, плотность солёной воды. 3. Оформить результаты в кластер «Солёная вода»), методы исследования (анализ обобщение, наблюдение эксперимент), источники литературы (энциклопедии, географические атласы), определяют гипотезу (Солёная вода имеет следующие отличительные свойства: скорость замерзания и таяния ниже, чем скорость замерзания и таяния пресной воды, скорость испарения солёной воды выше, чем пресной; солёная вода состоит из соли и пресной воды; плотность солёной воды выше, чем у пресной.), предполагают методы (анализ обобщение, наблюдение эксперимент), определяют какие источники литературы им понадобятся, оборудование (Вода, соль, 2 одинаковые ёмкости, пипетка, предметное стекло, микроскоп, контейнеры.).
Формулируют гипотезу (Солёная вода имеет следующие отличительные свойства: скорость замерзания и таяния ниже, чем скорость замерзания и таяния пресной воды, скорость испарения солёной воды выше, чем пресной; солёная вода состоит из соли и пресной воды; плотность солёной воды выше, чем у пресной).
Паспорт проекта (Приложение 1.)
(Задача: изучить местоположение солёной воды на планете, изучение состава морской воды, степени солёности).
1. Организует беседу с гидрологом о местонахождении солёной воды на планете.
2. Организует поход в Дом научной коллаборации для посещения практического занятия по выявлению состава морской воды.
3. Организует посещение Архангельская областной научной библиотека им. Н.А. Добролюбова, для изучения солёности водных объектов, с последующим выделением самой маленькой, средней и высокой степенью солёности водных объектов в виде шкалы.
1. Готовят вопросы для беседы с гидрологом, активно участвуют в обсуждении.
2. Совместно с учителем посещают дом научной коллаборации, активно участвуют в практическом занятии.
3. Посещают библиотеку, занимаются поиском информации про солёность водных объектов. Полученные результаты оформляют в виде шкалы.
(Задача: изучение отличительных свойств солёной воды, через экспериментальный метод).
Организует исследовательскую работу:
1. Организует исследование по выявлению скорости замерзания солёной и пресной вод. Раздаёт инструкции, листы наблюдения, оборудование.
2. Организует исследование по выявлению скорости таяния льда из солёной и пресной вод. Выдаёт инструкции, листы наблюдения, оборудование.
3. Организует исследование по выявлению скорости испарения солёной и пресной вод, состав солёной воды. Выдаёт инструкции, лист наблюдений, оборудование.
4. Организует исследование по выявлению плотности солёной и пресной вод. Выдаёт инструкции, лист наблюдений, оборудование.
Участвуют в исследовательской работе:
1. Знакомятся с инструкцией. Нумеруют две одинаковые ёмкости. В обе ёмкости наливают по 30 мл. пресной воды, во вторую ёмкость добавляют 2 ложки соли и размешивают до полного растворения. Помещают обе ёмкости в морозильную камеру. Наблюдают, каждые 10 минут фиксируют результат в лист наблюдений. Делают выводы, обобщают информацию, заносят в кластер.
2. Знакомятся с инструкцией. Из морозильной камеры достают два кубика льда из пресной и солёной вод. Помещают их в два контейнера. Наблюдают, каждые 10 минут фиксируют результат в лист наблюдений. Делают выводы, обобщают информацию, заносят в кластер.
3. Знакомятся с инструкцией. Готовят солевой раствор, 20 мл воды наливают в колбу, добавляют половину чайной ложки соли. Закрывают пробирку растворяют соль в воде. При помощи пипетки наносят 1 каплю солёного раствора на предметное стекло. Также наносят 1 каплю воды на предметное стекло. Помещают предметные стёкла в контейнер. Наблюдают каждые 10 минут, после полного испарения воды рассматривают предметные стёкла, делают выводы. Убирают предметное стекло, где находилась капля воды. Берут готовый микропрепарат морской соли. Один ученик под микроскопом рассматривает готовый микропрепарат. Второй под микроскопом рассматривает соль, полученную из предыдущего эксперимента. Демонстрируют друг другу результаты, делают выводы, обобщают информацию, заносят в кластер.
4. Знакомятся с инструкцией. Берут две одинаковые ёмкости, нумеруют. В ёмкости наливают по 60 мл. пресной воды, во вторую ёмкость добавляют 2 столовые ложки соли и размешивают до полного растворения. Берут пробку. Помещают пробку в ёмкость с пресной водой, делают выводы, фиксируют результат в лист наблюдений. Вытаскивают пробку, помещают её в ёмкость с солёной водой, делают выводы, фиксируют результат в лист наблюдений. Достают пробку, убирают. Делают выводы, обобщают информацию, заносят в кластер.
(Задача: подведение итогов занятий по проекту, определение дальнейшей работы).
Организует подведение итогов занятий.
Помогает оформить фотоотчёт.
Организует обсуждение перспективы проекта.
Совместно с учителем подводят итоги занятий, определяют факторы которые помогли добиться успешного результата, а какие факторы мешали.
Совместно с учителем оформляют фотоотчёт.
Совместно с учителем определяют перспективу проекта (1. Изучение влияния солёной воды на организм человека. 2. Изучить влияние солёной воды на жизнь животных. 3. Изучить влияние солёной воды на почву.).
Эта удивительная природа. Вода.
Отличительные свойства солёной воды.
Выявить отличительные свойства солёной воды.
Солёная вода имеет следующие отличительные свойства: скорость замерзания и таяния ниже, чем скорость замерзания и таяния пресной воды, скорость испарения солёной воды выше, чем пресной; солёная вода состоит из соли и пресной воды; плотность солёной воды выше, чем у пресной.
1. Выявить, где находится солёная вода на планете, каков состав морской воды, определить, что такое степень солёности, какую солёность имеют разные водные объекты.
2. Определить отличительные свойства воды: скорость замерзания и таяния, скорость испарения, плотность солёной воды.
3. Оформить результаты в кластер «Солёная вода».
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Вода, соль, 2 одинаковые ёмкости, пипетка, предметное стекло, микроскоп, контейнеры.
1. Подготовительный этап (Занятие № 1).
2. Теоретический этап (Занятие № 2-4).
Кластер «Свойства солёной воды».
1. Изучение влияния солёной воды на организм человека.
2. Изучить влияние солёной воды на жизнь животных.
3. Изучить влияние солёной воды на почву.
Список используемой литературы
1.Журнал. Вокруг света. №3 1997. Статья. Соленая и пресная вода.
2. Газета. Здоровый образ жизни. №4 2010. Полезные свойства соленой воды.
3. Журнал. Мир вокруг нас. № 5 2006. Статья. Удивительные свойства воды.
4. Географические атласы.
Приложение 2. Анкетирование.
1. Где находится солёная вода на планете?
2. Какая средняя солёность водных объектов?
3. Какую степень солёности имеет Мёртвое море?
4. Какими отличительными свойствами обладает солёная вода?
1 шаг: Организация рабочего места
1) Микроскоп установите в удобное для вас место перед собой, передвинув его за предметный столик.
Во время работы микроскоп не двигать.
Не делайте резких движений, чтобы не повредить лицо или другие части тела.
2) Проверьте работу зажимов, которые нужны будут для установки предметного стекла.
Помните, чтобы не травмировать пальцы, предметное стекло необходимо брать за торцовую часть (за ребро).
Основное правило: не мешайте друг другу, ведь от этого будет зависеть результат работы.
2 шаг: Работа с растворами
1) Подготовим солевой раствор: в пробирку с водой добавим соль на кончике ложки.
2) Закроем пробирку и растворим соль в воде.
3) Нанесем 1 каплю солевого раствора на предметное стекло №1 при помощи пипетки и 1 каплю пресной воды на предметное стекло №2.
4) Наблюдаем за испарением воды каждые 10 минут.
5) Рассмотрим предметные стекла после испарения воды.
3 шаг: Работа с готовым микропрепаратом морской соли
1) Поместим предметное стекло №3 под микроскоп и рассмотрим его.
2) Возьмем готовый микропрепарат соли, поместим его на предметное стекло №4 и рассмотрим его под микроскопом.
4 шаг: Формулировка вывода
1) Заполним кластер «Соленая вода».
2) Подведем итог занятия.
Кластер «Соленая вода»
Скорость замерзания воды
Пресная вода замерзла уже в течение 1 часа. Лед прозрачный.
Спустя 24 часа соленая вода замерзла, на поверхности появились более плотные белые скопления кристаллов, образующие небольшие твердые бугорки белого цвета.
Вывод: при одинаковой температуре соленой воде требуется больше времени для полного замерзания. Скорость замерзания соленой воды зависит от концентрации растворенных веществ.
Скорости таяния льда из воды
Пресная вода растаяла спустя 6 часов.
Через 3 часа 30 мин. соленая вода растаяла полностью.
Вывод: при одинаковой температуре соленая вода начинает таять позже чистой воды, в талой воде начинают растворяться соленые кристаллы, что приводит к выделению тепла, поэтому соленая вода растаяла быстрее чистой.