Фрахтование что это такое простыми
Значение слова «фрахтование»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фрахтова́ние
1. действие по значению гл. фрахтовать
2. результат такого действия
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова антреприза (существительное):
Синонимы к слову «фрахтование»
Предложения со словом «фрахтование»
Сочетаемость слова «фрахтование»
Понятия, связанные со словом «фрахтование»
Судоходный рынок — это всё что определяет продажу и куплю судов. Как осуществляется наём судов и чем обусловлена его стоимость. Игроками данного рынка являются судовладельцы, фрахтователи и судоходные компании.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «фрахтование»
Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, перевозимого по договору фрахтования.
В конторах фрахтования судов, в таможенных пунктах и пунктах сортировки почты постоянно появлялись дипломатические курьеры, направляющиеся за границу, сдавались и принимались дипломатические вализы в виде герметически упакованных мешков и сумок.
Рейс чартерный – рейс воздушного судна, выполняемый в соответствии с договором фрахтования воздушного судна.
Что такое фрахт в грузоперевозках и как рассчитывается его стоимость
Одним из способов транспортировки груза является фрахт. О том, как рассчитывается его стоимость, и о других нюансах процедуры расскажут специалисты компании «Калипсо»
Подробнее о понятии
Фрахт – термин с солидной историей. Он пришел из сферы морских грузоперевозок, где под ним понимали процесс транспортировки, плату за него или сам груз. Современные процессы глобализации существенно расширили область применения понятия. Многие интересуются, что такое фрахт в грузоперевозках и для каких видов транспорта он актуален.
Главное отличие фрахта от стандартной грузоперевозки в том, что оплата производится не за перемещение товара, а за пользование транспортом. Такой формат оправдывает себя при перевозке больших партий воздушными и морскими судами, автомобилями.
Особенности и условия фрахта
Чтобы доставить груз от поставщика к получателю, оформляется фрахтовый договор. Он заключается между фрахтовщиком и фрахтователем, оговаривает условия найма транспортного средства.
Условия процедуры устанавливаются договором и действующими положениями закона. Предметом договора выступает ТС, которое берет в аренду владелец груза.
Для морского фрахта важно соблюдать объем товара, указанный в договоре. Если фактический окажется больше указанного, возрастет и сумма к оплате. Если количество груза будет меньшим, судовладелец вправе рассчитывать на компенсацию упущенной выгоды.
Важно знать! Основанием для расчета размера фрахта являются ставки в месте погрузки. Они определяют стоимость перевозки товара данного типа и определенного количества. |
Из чего складывается сумма фрахта?
Стоимость фрахта рассчитывается в каждом случае индивидуально. Параметры зависят от многих факторов.
Длина маршрута. Чем дальше друг от друга находятся пункт отгрузки и доставки, тем дороже услуга.
Вида транспортного средства и его грузоподъемности.
Безопасность маршрута. Если он пересекает зоны гражданской нестабильности или боевых действий, цена доставки возрастает.
Оплата погрузочно-разгрузочных работ.
Особенности самого груза (опасный, требующий специальных условий).
Проход через каналы (в случае морского фрахта), за которые взимается дополнительная пошлина.
Виды фрахта, виды надбавок
Фрахт классифицируют по географии перевозки и по видам транспорта. В первом случае выделяют внутренний, внешний и межрегиональный. А, исходя из количества используемых ТС, говорят о перевозке на одном виде транспорта либо о мультимодальном варианте.
Для доставки товара между получателем и поставщиком заключается договор. Величина фрахта представляет собой сумму базовой ставки и надбавок. Ставку рассчитывают, основываясь на габаритах и типе груза.
К надбавкам относятся:
топливные расходы (корректируются ежемесячно в зависимости от колебания цен на рынке);
портовые расходы (оплачиваются в терминалах за обработку и такелажные работы);
плата за оформление документов в местах прибытия и отправления.
Что такое мертвый фрахт?
В случае, если отправитель не обеспечит минимальное количество груза, которое указано в договоре фрахтования, судовладелец вправе заявить о мертвом фрахте и рассчитать компенсацию упущенной выгоды. Подобная практика актуальная для морского фрахта.
Важно знать! Люмсун – процедура, когда сумма фрахта, выплачиваемая судовладельцу, не зависит от количества груза. Ситуация оговаривается в договоре отдельно.
Морской фрахт
Для морского фрахта подписывают договор, определяющий порядок найма судна при международной транспортировке. Существуют разные практики распределения ответственности и расходов между получателем и грузоотправителем. По типу обслуживания договор фрахтования бывает:
бербоут-чартер, когда судно предоставляется без экипажа;
тайм-чартер, если судно передается вместе с экипажем на установленный период.
Несмотря на долгие сроки доставки, морская перевозка востребована благодаря множеству преимуществ. С ее помощью можно доставлять крупногабаритные товары на большие расстояния. При соблюдении правила транспортировки она очень безопасна: груз доставляется целыми и сохранным.
Для ускорения такелажных работ в морской практике используют контейнеры. Емкости универсальны и в дальнейшем могут быть легко погружены на автотранспорт, ж\д состав или другое судно.
Доставка морем имеет и свои недостатки. Высока вероятность срыва сроков из-за погодных условий, что делает обязательную и срочную услугу невозможной. Из-за особенностей маршрутов не предоставляется доставка от двери к двери. В большинстве случаев морской фрахт предполагает мультимодальную перевозку с дальнейшим подвозом товара по суше.
Морской фрахт сопровождается следующими документами.
Коносамент. Определяет право собственности на груз.
Морская накладная. Подтверждает наличие договора о доставке груза в порт получения.
Упаковочный лист. Список перевозимых товаров с указанием товарных мест.
Штурманская расписка. Бумага, подтверждающая передачу товара грузоперевозчику.
Доковая расписка. Бумага, подтверждающая прибытие груза в порт для дальнейшей перевозки по воде.
Авиафрахт
Авиафрахт востребован во всем мире благодаря высокой скорости доставки. С помощью самолетов можно в рамках одного дня перемещать скоропортящиеся грузы. К преимуществам относят безопасность и возможность доставки практически в любую местность, где есть взлетная полоса. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и ограниченную грузоподъемность. Также самолетами не перевозят сыпучие, взрывоопасные или жидкие материалы.
Для авиафрахта характерно два вида надбавок: плата за безопасность и надбавка за топливо.
Процесс обязательно сопровождается пакетом документом. Стандартный комплект включает в себя следующие.
Авиагрузовая накладная – подтверждает факт заключения договора между перевозчиком и отправителем, содержит условия доставки.
Инвойс – список наименований товара с уточнением их количества и стоимости.
Упаковочный лист, – список товаров с детализацией по весу и габаритам.
Грузовой манифест – бумага, в которой задекларированы данные о грузе на конкретный рейс.
Советы и рекомендации специалиста
Оформление фрахта – процедура, в которой участвует несколько сторон. Правильно составить документацию, учесть все нюансы и форс-мажорные ситуации под силу только опытным юристам. Услуги таможенного брокера, который защитит ваши интересы в любой ситуации, предлагает компания «Калипсо».
Чтобы избежать потери времени, задержек на таможне, споров, придерживайтесь следующих правил:
четко прописывайте обязательства и ответственность сторон, а также условия их перехода;
указывайте достоверную информацию;
внимательно изучайте ответственность сторон в случае форс-мажора.
Вывод
Фрахт – стандартная практика при перевозке крупных партий товара. Оформить фрахтовый договор с учетом всех интересов грузодержателя поможет компания «Калипсо».
Фрахт
Фрахт (от нем. Fracht — груз, тоннаж, англ. freight) — это услуга перевозки груза на морских или воздушных судах, оказываемая на основе договора/контракта.
Также под термином может пониматься:
Участники фрахта
Фрахтователь (англ. charterer, shipper) — сторона договора/контракта или её официальный представитель (агент), которые выступают в роли отправителя фрахта (заказчика услуги). Фрахтователем может быть как юридическое, так и физическое лицо.
Фрахтовщик (англ. carrier, freighter) — непосредственно перевозчик, та сторона договора/контракта, которая отвечает за транспортировку груза. По условиям договора может быть предоставлено в аренду всё судно или его часть (например, единица объёма или площади).
Фрахтование (англ. charter, chartering) — это непосредственно перевозка (услуга по доставке груза) или деятельность по заключению договоров доставки грузов на воздушных или морских судах (наём).
Расчёт стоимости
Расчёт фрахта ничем не отличается от расчётов перевозки грузов на любых других видах транспорта, отличных от воздушного или морского:
Ключевыми показателями из обозначенных можно назвать протяжённость маршрута и характер/меру самого груза.
При этом по способу оценки фрахта выделяют два основных подхода:
Ставка фрахта будет зависеть от критериев оценки груза. Например, мелкие, штучные или сборные грузы чаще всего перевозят в контейнерах. В этом случае фрахтовщик в качестве ставки устанавливает один контейнер. Но это не единственный вариант оценки меры груза. По договору фрахтования оценка фрахта может производится по:
К стандартной ставке (BAS) могут добавляться дополнительные сборы:
Фиксированная сумма взимается в полном объёме вне зависимости от того, сколько груза будет перевезено (оплачивается сам рейс).
Виды договоров фрахтования
В сфере торгового мореплавания морское право выделяет следующие виды чартеров:
Специализированные виды
Обратный фрахт (англ. back freight) — компенсация/оплата услуг по обратной перевозке (фрахтованию) в случае, если груз нельзя сдать в порту назначения по независящим от перевозчика причинам (например, если разгрузка в порту назначения не была разрешена в отведённое для этого время). Взимается с отправителя.
«Мёртвый фрахт» (англ. dead freight) — это недостающая часть груза от заявленной к погрузке, которая подлежит оплате к перевозке. «Мертвый фрахт» заявляется капитаном судна непосредственно после погрузки, если такое право предусмотрено условиями договора. Такое решение может выступать в качестве альтернативы оплаты демереджа (demurrage) — санкций за простой судна при погрузке.
Регламентирующие документы
Суда, перемещающиеся за пределы Российской федерации, обязаны подчиняться требованиям международного права, а также законодательных актов тех стран, на территории которых они находятся в настоящий момент.
Деятельность судов на территории РФ регулируется нормами:
Момент перехода ответственности за вверенный груз/товар определяется в соответствии с требованиями Инкотермс 2010 или Инкотермс 2020 (правила 2010 года до сих пор могут использоваться без каких-либо ограничений)..
Единственное изменение версии Incoterms 2020 – переименование схемы DAT в DPU.
Что вы знаете о фрахтовании тс?
«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 2
Правовые нормы
Устав автомобильного транспорта связывает понятие фрахта с:
Во всех этих случаях заключается договор фрахтования. Однако его условия различны. Но есть кое-что общее для всех названных случаев. Во всех договорах фрахтования фигурируют лица, являющиеся сторонами данных договоров.
Представим сравнительную таблицу.
Из таблицы видно, что перевозчик перевозит грузы, пассажиров и багаж из пункта отправления в пункт назначения, а фрахтовщик предоставляет вместимость транспортных средств для перевозок без указания какого-либо определенного маршрута, хотя начальный и конечный пункты назначения в принципе известны. Выделим правовые особенности различных договоров фрахтования.
Фрахтование ТС для перевозки груза. Груз может сопровождать экспедитор, который заключает договор фрахтования с перевозчиком либо не заключает, например, если перевозится мусор для утилизации. Как правило, в такой ситуации оформляется заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок грузов. Заказ-наряд составляется в трех экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий вручаются фрахтовщику (водителю). Также третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю. При этом заключение договора фрахтования на перевозку груза не исключает оформления путевого листа, который служит для контроля за работой водителей и эксплуатацией ТС.
Фрахтование ТС для перевозки пассажиров по заказу. Транспортные средства предоставляются для перевозки как определенного, так и неопределенного круга лиц. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров.
В случае если договором фрахтования предусматривается использование ТС для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии). В отличие от регулярных перевозок пассажиров, фрахтование ТС для перевозки пассажиров по заказу для неопределенного круга лиц не подразумевает перевозку согласно установленному расписанию. Хотя на остановочных пунктах должны быть размещены информация в том числе о времени начала и окончания движения ТС по маршруту, а также расписание. Оказывается, причина такого несоответствия формулировок реальному положению дел в том, что пункты посадки (высадки) пассажиров в ТС (из ТС), используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок. Тогда расписание будет отражать информацию, относящуюся не к фрахтованию по заказам, а к обычным перевозкам.
Так же как и при фрахтовании ТС для перевозки грузов, договор фрахтования для перевозки пассажиров по заказу может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление ТС для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком.
Фрахтование ТС для перевозки пассажиров легковым такси. Такая перевозка осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта РФ, уполномоченный орган которого выдал разрешение на данный вид перевозки. Плата за пользование легковым такси определяется:
Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.
Фрахтование ТС для организованной перевозки детей. Возможность оформления отношений договором фрахтования в данном случае предусмотрена совсем недавно Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177. Документом установлены повышенные требования к ТС, используемым для перевозки детей. В частности, к таким перевозкам допускаются автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет. Плюс к этому ТС должны соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям, предъявляемым к перевозкам пассажиров, быть допущены в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащены тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Что касается фрахтования, то при организованной перевозке группы детей именно фрахтовщик является лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения. При этом фрахтовщик или фрахтователь (по взаимной договоренности) обеспечивают в установленном порядке подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции, а также отвечают за сопровождение организованной группы детей медицинским работником. За назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих отвечает фрахтователь. В его обязанности также входит назначение старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку (при использовании двух и более автобусов).
Понятия «фрахтовщик», «фрахтователь» и «договор фрахтования» используются в значениях, предусмотренных Уставом автомобильного транспорта. При этом фрахтование можно выделить в отдельный вид взаимоотношений, которые оформляются смешанными договорами, содержащими в себе отдельные нормы договора перевозки и договора предоставления ТС в аренду с экипажем. Но не будем углубляться в детали.
Экономическая сущность
Не секрет, что для целей ведения бухгалтерского учета приоритет имеет экономическое содержание перед правовой формой. Это требование содержится как в п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», так и в п. 10 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». К сожалению, раскрытию экономического содержания хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) не посвящены отдельные нормативные акты, за исключением, быть может, экономических словарей. Однако в них в большей степени фрахт рассматривается в контексте перевозки водным транспортом, поэтому правоприменителям ничего не остается, как сформировать собственное понимание (суждение, позицию) экономического содержания фрахтования автотранспортных средств. Для этого логично использовать тезисы Устава автомобильного транспорта, озвученные выше, а также ориентироваться на фактические отношения, складывающиеся при перевозке грузов с сопровождением, пассажиров и багажа по заказу, а также при перевозке пассажиров легковым такси и организованной перевозке детей.
Согласитесь, немного непривычно, но вполне логично, так как по международным правилам бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности отражение активов и обязательств, доходов и расходов определяется сущностью операции, а не тем, как она закреплена нормами того или иного национального законодательства. Это делает отчетность понятной, доступной и объективной для всех ее пользователей.
Методология учета
Выделим основные объекты бухгалтерского учета фрахтования ТС:
Возникает вопрос: нужно ли отражать стоимость ТС в обычном порядке, то есть на счете 01 «Основные средства», или же для этого нужно использовать счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»? Согласно Инструкции по применению Плана счетов на последнем названном счете обобщается информация о вложениях организации в часть имущества (материальные ценности), предоставляемую организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. В случае с фрахтованием предоставляется вместимость ТС, а не сам актив. Хотя это правовые нюансы, в сущности же, предоставляется автомобиль для перевозки грузов, пассажиров, багажа, детей. И опять же исходя из экономического содержания ТС не просто предоставляется во временное владение и пользование, а на нем еще оказываются транспортные услуги. Все это говорит в пользу того, что ТС в учете фрахтователя отражается как обычное ОС, а не как доходные вложения в материальные ценности.
Перейдем к отражению доходов и расходов, полученных и понесенных в результате предоставления ТС для перевозки по договору фрахтования. Нужно ли в учете и отчетности обособлять данные доходы и расходы от аналогичных показателей, связанных с традиционными перевозками пассажиров и грузов? С одной стороны, в этом может возникнуть необходимость, если транспортное предприятие является многопрофильным и работает в разных направлениях. С другой стороны, в Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте не выделены доходы, полученные от предоставления ТС по договору фрахтования. В качестве выручки поименованы доходы, полученные от перевозок пассажиров, грузов в легковых и (или) грузовых таксомоторах, предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций, сдачи имущества в аренду и т.д. В силу такого разделения доходы, полученные от фрахтования ТС, логично считать выручкой, полученной от перевозок грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, в таком же качестве их следует отражать в финансовой отчетности, а точнее, в отчете о финансовых результатах, в котором отражаются совокупная стоимость и себестоимость, формирующие валовую прибыль (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н). При желании бухгалтер может детализировать доходы и расходы по направлениям деятельности, если сочтет, что это важно для оценки финансовых результатов работы транспортной компании.
Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
Налогообложение
Для налогообложения, в отличие от ведения бухгалтерского учета, нет норм, обязывающих рассматривать операцию исходя из ее экономической, а не правовой сущности. Поэтому чиновники и налоговики не без оснований опираются на правовую характеристику факта хозяйственной жизни. Неудивительно, что чиновники разделяют перевозку грузов и (или) пассажиров и фрахтование ТС.
Налогообложение доходов, полученных от предпринимательской деятельности по передаче в аренду транспортного средства (в том числе с экипажем), осуществляется в рамках иных режимов налогообложения, а не по «вмененке» при перевозке пассажиров и (или) грузов (Письмо Минфина России от 18.11.2013 N 03-11-11/49499). По договору аренды (фрахтования на время) ТС с экипажем арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Исходя из сущности такого договора на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Поэтому данный вид деятельности не относится к сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов (пассажиров) автотранспортом и не переводится ни на спецрежим в виде уплаты ЕНВД (Письмо Минфина России от 25.06.2013 N 03-11-11/24002), ни на патентную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 15.01.2013 N 03-11-12/02).
Но есть и другое определение, которое чиновники почему-то не принимают во внимание. По договору фрахтования (чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). На основе этого определения сложилась положительная для налогоплательщика арбитражная практика.
Постановление ФАС ВВО от 20.09.2012 N А82-9164/2011. Стороны заключили договоры аренды транспортного средства с экипажем, но фактически ТС не переданы перевозчиком во временное владение и пользование заказчику (арендатору). Последний самостоятельных решений о порядке использования ТС не принимал. Транспортные средства в спорный период могли использоваться перевозчиком и использовались им для осуществления других перевозок, не связанных с рассматриваемыми отношениями. Поэтому уплата ЕНВД с доходов, полученных от предоставления в пользование ТС заказчику для перевозки пассажиров, правомерна.
Постановление ФАС ПО от 12.09.2013 N А06-8814/2012. Арендная плата оценивалась сторонами как среднемесячная стоимость полного отработанного месяца и составляет ориентировочно какую-либо сумму. В итоге плата за выполненные услуги по каждому автомобилю производилась в зависимости от объема оказанных услуг, который определялся с учетом пробега автомобиля. В договорах отсутствуют указания на конкретную сумму оплаты пользования каждым транспортным средством. В то же время такой способ определения цены не свойственен при предоставлении ТС во владение и пользование арендатора, поскольку время простоя в этом случае не может учитываться. Изменяющаяся стоимость услуг характерна не для аренды, а для перевозки. Если фактически автотранспортные услуги по перевозке пассажиров оказывались исполнителем от своего имени, то организация вправе пользоваться преимуществами «вмененки».
Таким образом, читателю следует решить для себя, как квалифицировать отношения и операции по договорам фрахтования ТС для перевозки грузов, пассажиров с правовой, бухгалтерской и налоговой точки зрения, а статья поможет вам в этом.