Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас

Фракийцы. История большого, но исчезнувшего народа

Племена фракийцев с глубокой древности населяли территорию Восточных Балкан и говорили на языках, относившихся к фракийской группе индоевропейской языковой семьи. Это были светловолосые русые и преимущественно голубоглазые люди, как описывают их античные авторы.

По словам Геродота, на головы они надевали лисьи шапки, на теле носили хитоны, поверх которых одевали бурнусы из пестрых тканей. Ноги и колени они обматывали оленьими шкурами. Их основное вооружение составляли метательные дротики (их использовали знаменитые фракийские пелтасты), пращи и небольшие кинжалы. Также известно, что фракийцы отпускали бороду и усы, а длинные волосы собирали в чуб на макушке.

Греческий философ Ксенофан описывает фракийцев внешне отличных от греков вследствие рыжих волос и голубых глаз.

Во времена Гомера фракийцы были известны как земледельцы и скотоводы. Славились фракийские копи, вооружение, боевые колесницы; фракийцы торговали зерном, вином, медом, носком, лошадьми, кожами, керамикой, рыбой, тканями.

Предков фракийцев часть ученых отождествляет с сабатиновской археологической культурой. Другие ученые ассоциируют их с белогрудовской культурой. По современным представлениям, фракийцы в числе первой волны индоевропейских народов появились на Балканах во времена заката и полного исчезновения Трипольской культуры (3-е тысячелетие до нашей эры). Полное обособление от других групп индоевропейских племен произошло к середине второго тысячелетия до нашей эры.

Исторические области фракийцев

Фракийские племена (около 200 этнонимов) были очень многочисленны и жили на территории современного Балканского полуострова и части Малой Азии.

Во времена Геродота это был один из самых многочисленных народов на земле, имевший огромный военный потенциал. Однако между фракийскими племенами не было сплоченности, а, напротив, бушевали междоусобные войны. Кроме того, живя по соседству с древнегреческими колониями, фракийцы подверглись частичной эллинизации.

Фракийские племена

Ниже представлен неполный список фракийских племён, немало их было действительно:

В конечном итоге значительная часть фракийцев оказалась сначала под властью Македонии и различных греческих городов и династий, а затем вошла в состав Римской империи, будучи ассимилирована и романизирована. Лишь маленькие группы фракийцев сохранялись на территории современной Румынии до прихода готов и славян.

Источник

Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть картинку Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Картинка про Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчасchispa1707

chispa1707

Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть картинку Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Картинка про Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас

Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть картинку Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Картинка про Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас

Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть картинку Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Картинка про Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас

Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть картинку Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Картинка про Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас

Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть картинку Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Картинка про Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас

Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть картинку Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Картинка про Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас

Интересно, убедительно. Как если бы вы обосновывали обратное))) Что с этим делать?)

(лат. Ripa Thracia)/// а вот это показалось не слишком сильно различным с «Греция»

Греческий огонь

Re: Греческий огонь

«Произошло смещение историй разных регионов»
Можно здорово продвинуться в понимании если разобраться с народами Гога и Магога. Александр запер в ущелье эти народы железной (или медной) Стеной. Долгое время считалось, что однажды эти народы вырвутся за пределы Стены и устроят бесчинства апокалиптического масштаба.

1. Эту стену описывали. Пример, ИБН ХОРДАДБЕХ, «КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН»:
«Затем мы достигли высокой горы, на которой возвышались крепость и стена, построенная (с. 165) Зу-л-Карнайном. Там между двумя горами есть ущелье, ширина которого 200 локтей. Оно является дорогой, через которую вышли и рассеялись по земле [йаджуджи и маджуджи]. Фундамент стены заложили на глубине тридцать локтей с помощью железа и меди. «

скифам, аварам и другим гунно-синонимам.

3. Географически народы Гог и Магог размещали на Севере. Причем на крайнем. Примечательно, что упорно размещали в регионе Понт-Меотида-Каспий.
Дионисий Периегет размещал гуннов между каспиями и скифами, последние из которых населяли побережье Кронийского моря, т.е. Замерзшего или Ледовитого.
на арабских картах. Например, на карте ибн-Хаукала (север внизу):
Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть картинку Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Картинка про Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас

Примеров отнесения скифо-меотиского региона едва ли не к Приполярью (в частности по соседству с Туле) очень много. Не только у арабов, но и греков.
Такая экстра-ориентация не обязательно должна быть признана ошибочной.

Источник

Северные Балканы в древности («Фракийский центр»)

На территории древней Фракии (Северные Балканы) преемственность культур наблюдается несколько тысячелетий.

Неподалёку от деревни Иваново, чьи пещерные церкви внесены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия, болгарские археологи обнаружили загадочный доисторический город, возраст которого оценивается в 8 тысяч лет. Его расцвет пришёлся на период с 5800-х по 5500-е годы до нашей эры. Богатое поселение обладало строгой планировкой улиц и даже двухэтажными домами (высотой до 8 м) с дубовыми полами. Город был обнесён пятиметровыми стенами с рвом глубиной в 3 метра. Это, правда, не помешало неким захватчикам сжигать его семь раз за триста лет. Обнаруженная здесь керамика отличается высоким качеством и не имеет аналогов, если говорить о других поселениях той эпохи. У местных жителей был хороший вкус и, можно сказать, аристократический стиль.

Исследование пока не полностью раскопанного города с помощью электромагнитных волн показало, что его планировка напоминает позднейшие греческие поселения. Исходя из качества найденной керамики и орудий труда, археологи делают предварительный вывод о том, что это был крупный религиозный центр.

Разделы страницы об античных северо-балканских племенах :

Северо-Восточные Балканы (земли фракийцев)

Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть картинку Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Картинка про Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас

Фраки́йцы обитали не только во Фракии, но и на прилегающих к ней землях (в настоящее время — Румыния, Молдова, Болгария, Восточная Сербия и часть Македонии, Северо-восточная Греция, европейская и северо-западная часть азиатской Турции). К V веку до нашей эры фракийцы заселяли северо-восток Балкан и земли, прилегающие с запада к Чёрному морю.

Вот некоторые из извнстных фракийских племён: апулиты, бессы, бизалты, битины, геты (на востоке на границе со скифами), даки (на западе на кранице с кельтами), дии, карпии, киконы, костобоки, меды, мушки (будущие фригийцы), сатры, сукьи, травсы [слав. травичи?], трибаллы (на юге под даками и гетами); фины, эдоны.

Уже в конце VI — начале V в. до н. э. у фракийских племён наблюдается имущественное расслоение, начинается разложение родового строя, появляется рабство, развивавшееся не только за счёт обращения в рабов военнопленных, но и за счёт порабощения своих соплеменников (как сообщает Фукидид, фракийцы продавали в рабство своих детей). Однако главное место в общественном производстве занимали мелкие и средние земледельцы, составлявшие в то же время и основную силу во фракийском войске.

В это время фракийцы делились на множество отдельных племён, по большей части самостоятельных и независимых одно от другого. Племена управлялись вождями, которых греческие авторы называли «царями». Социальная дифференциация и развитие классовых отношений среди южных фракийцев ускорялись благодаря длительным и интенсивным связям с греческими государствами. Особенно большую роль играли греческие полисы в прибрежных районах Фракии. Эти крупные торгово-ремесленные центры служили удобными пунктами, куда фракийская знать могла сбывать рабов, хлеб, металлы и ремесленные изделия подчинённых ей соплеменников. Торговля с греками стимулировала развитие товарно-денежных отношений среди наиболее развитых племён Южной Фракии. В то же время у многих племён, живших изолированно в труднодоступных горных районах или обитавших в центральных и северных областях Фракии, сохранялся первобытно-общинный строй.

На территории Фракии (Θράκη) была основана колония Византий, давшая начало величайшей империи Европы. Символика фракийского (фригийского) колпака – pileus, – как аллегория свободы и революции дожила до наших дней.

Интернет-ресурсы по истории и культуре фракийцев

Северо-Западные Балканы (земли иллирийцев)

Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Смотреть картинку Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Картинка про Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас. Фото Фракия где находилась во время римской империи на карте и что сейчас

Хронология событий из истории иллирийцев

Источник

Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I—III вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ФРАКИЯ

Фракия организована как отдельная императорская провинция только в 46 г. Фракийское царство фактически находилось под властью Рима и помогало Риму одолеть сопротивление непокорных горцев. После убийства Реметалка III Фракия была изъята из ведения наместника Мезии и передана в управление прокуратора. Только город Византии остался в системе провинции Вифинии. Не вошел в состав новой провинции и фракийский Херсонес.

Подчинение фракийских племен было нелегким делом. Тацит посвящает несколько глав описанию борьбы фракийских горцев за свою независимость в 26 г. (Ann. IV, 46—51). Римский полководец Поппей Сабин в союзе с царем фракийских одрисов Реметалком II должен был предпринять правильную осаду неприятеля. Осажденные, лишенные воды, страдая от голода и жажды, от невыносимого запаха разлагающихся трупов павшего от голода скота, не только стойко сопротивлялись атакам римлян, но и совершали вылазки, наносившие римлянам тяжелый урон. За победу над горцами Поппей Сабин получил триумф.

Фракийцы, как известно, занимают большое место в античной литературе. В соответствии с распространенной в древности идеализацией первобытного строя жизни фракийцам приписывали многие явления греческой культуры (например, Str. XI, 3, 16—19, 721—723). Некоторые религиозные представления и обычаи греков, в частности культ Диониса, действительно фракийского происхождения. Но традиции о миграциях фракийцев и плохо понятые явления первобытного строя общества фракийских племен побуждали античных историков преувеличивать роль и значение фракийской культуры.

Само понятие «фракийцы» не было четким; под это наименование подводили самые разнообразные этнические категории, так же как под понятие «скифы». «Эллины считали гетов фракий-

цами. Они жили по обоим берегам Истра, как и мисийцы, являющиеся тоже фракийцами, которых ныне называют мезий-пами; от них произошли мисийцы, ныне живущие между Лидией, Фригией и Троадой. Сами фригийцы — это бриги, некое фракийское племя, так же как мигдоны, бебрики, медовифин-цы, вифинцы и тины и, как мне кажется, мариандины. Последние все окончательно покинули Европу, остались только мисийцы» (Str. VII, 3, 2, 453). Страбон отмечает, что многие географические названия в Троаде совпадают с фракийской топонимикой (XIII, 1, 21, 883). Фракийцы проникли и за Кавказ и участвовали в борьбе против амазонок (XI, 5, 354). Некогда «фракийцы» владели и Аттикой (VII, 7, 1, 321).*

С другой стороны, Страбон указывает на смешение фракийцев с другими варварскими племенами. Скифы, бастарны, сав-роматы переходили Дунай, поселялись на островах и во Фракии и смешивались с фракийцами (VII, 3, 13, 304).

Вопреки идеализации фракийцев как носителей древнейшей культуры древние источники рисуют различные племена, объединяемые названием фракийцев, как племена, еще не вышедшие из стадии варварства и стоявшие лишь у порога цивилизации. Свободолюбивые горные племена, не имеющие городов, управляемые старейшинами, рисуются у Тацита в описании похода Поппея Сабина. Гораций, говоря о суровых гетах, причисляемых к фракийцам, отмечает у них общинную собственность на землю с периодическими ежегодными переделами земли:

Vivunt et rigidi G-etae. Immetata quibus iugera liberos

Fruges et cererem ferunt Nee cultura placet longior annua

Detunctumque laboribus Aequali recreat sorte vicarius.

(Ног., carm. Ill, 24,9—16)

Горные племена занимались скотоводством, на равнинах фракийцы исстари занимались земледелием. Допустимо предположить, что русское слово «рожь» и немецкое Roggen — фракийского происхождения.** Как обычно бывает на пороге цивилизации, грабеж и война для грабежа стали у некоторых фра-

* Такой же разнобой в отнесении тех или иных племен мы находим, например, в двуязычной надписи SIG3 710 (Дельфы) в честь Минуция Руфа, победившего той tuv (ibid. 732); культовая организация почитателей Вакха—выходцев из Азии ((3ax%e»Eov ‘Acnavwv) существовала в Перинфе (ibid. 787); здесь же выступают как организованная группа александрийские негоцианты (‘AXe^avS-рЕ»5? ol 7rpayp.aTeu6fj.Evoi Iv Hsptv&w, ibid. 800).

Но городская жизнь охватывала далеко не всю территорию Фракии. Сельская территория не вся была приписана к полисам. Села имели свои организации, комархии (ibid. 721, 728); кометы выступают от своего имени с постановлениями и ходатайствами (ibid. 674, 721, 728, 738). Наряду с этим существуют племенные организации, филы (ibid. 721, 730, 731 и др.) с фи-лархом во главе (ibid. 721, 728).

Римская империя разрушала древневосточные и первобытно-общинные земельные отношения в восточных провинциях. Вместо «царской», храмовой или общинной земли в Египте, Малой Азии, Фракии появляется мелкая и крупная частная собственность на землю. Передача значительных земельных территорий в ведение городов (itoXitixt) y.ojpa), появление обширных императорских земельных владений и частных латифундий в короткий срок разрушили земельную общину, державшуюся тысячелетиями, и ускорили процесс классовой дифференциации. Этот процесс, понятно, не везде был доведен до полного завершения. Во Фракии еще в III в. сохранялись наряду с городскими территориями и крупными частными владе-

* Ф. Энгельс, Бруно Бауэр и раннее христианство, К.Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XV, стр. 606.

ниями сельские общины, выступающие как отдельные административные единицы. В Египте уже не было общинной собственности на землю, но сохранялась общинная организация, служившая одним из средств контроля над выполнением повинностей населения. В Галатии, в горных районах Исаврии или Писидии, у фракийских горцев, у арабских племен Сирии сохранились значительные пережитки первобытно-общинного строя; даже в наиболее развитой провинции Азии имеются следы дорийских и доэллинских общественных учреждений. В этом заключалось своеобразие этих провинций, сыгравшее некоторую роль впоследствии в процессе формирования феодализма на Востоке.

Для процесса уравнивания населения империи в отношении его социального строя немалое значение имело то обстоятельство, что в административно-судебной практике римские власти признавали деление только на граждан и неграждан. При таких условиях старые сословные деления, где они сохранились, теряли реальное содержание и превращались в более или менее почетные звания. Менодора в Силлиуме (Памфилия) при раздачах населению назначала различные суммы лицам, принадлежащим к разным категориям — члены буле, граждане (Силлиума), парэки и т. д. В Египте различные категории населения признавались официально, и «Гномон идиолога» регламентирует их обязанности перед фиском. Но со временем эти различия стираются.

Одновременно начинает рушиться грань и между гражданами и негражданами, по мере того как число граждан возрастает, а реальное содержание привилегий римского гражданства все более суживается. В римских юридических текстах II—III вв. все чаще появляется классовое деление на honestiores и humiliores (параллельно встречаются altiores, po-tentiores, которым противопоставляются также tenuiores). Хотя первоначально honestiores обозначало людей, занимавших какие-либо магистратуры (honos), этот термин стал применяться к лицам, вообще отличавшимся знатностью и богатством; поскольку эти лица входили в сословие (ordo) декурионов, различие между honestiores и humiliores совпадало с различием между ordo и plebs (Dig. XLVII, 18, 2: honestior’y противопоставляется plebeius), и стала возможной юридическая квалификация привилегий honestiores. Ряд текстов в «Дигестах» устанавливает разные наказания за одни и те же преступления, в зависимости от того, принадлежит ли преступник к honestiores или humiliores. В этом отношении текст, например, Dig. XLVIII, 19, 38, напоминает древневосточные кодексы. Характерно, что в числе наказаний для honestiores не раз фигурирует конфискация (иногда частичная) имущества, но не для humi-

liores. Категории honestiores и humiliores прочно входят в законодательство с III в., когда римское гражданство, дарованное всему свободному населению, потеряло по существу свое социальное содержание.

Одним из обстоятельств, содействовавших упразднению старых общественных условий жизни, была перетасовка, перекраивание провинций, особенно в Малой Азии и Сирии, учреждение судебных округов (conventus iuridici) без учета старых этнических и административных делений. Поскольку провинции не совпадали с прежними границами полиса, государства, народности, создавалось новое объединение интересов на почве только территориального единства.

Конечно, старые узы, связывавшие людей между собой, рвались нелегко. Финикийцы, сирийцы вдали от родины организуют свои землячества,сохраняют организационные связи с родиной, составляют надписи на родном языке или двуязычные. Особенно устойчивы и консервативны были культовые связи. Но именно здесь особенно ярко выразилась нивелирующая роль Римской империи.

Потребность в мировой религии, которая соответствовала бы новому порядку вещей, привела к синкретизму, смешению греко-римских культов с восточными, к соединению в одном многоименном божестве функций многих племенных божеств. Последние «жили лишь до тех пор, пока существовали создавшие их народности, и падали вместе с ними. Старые боги пришли в упадок; этой участи не избегли даже римские боги, скроенные по узкой мерке города Рима».* Старые восточные боги, получившие новые атрибуты, вышли за пределы своей родины, и почитатель Митры, или Савазия, или иного крупного восточного божества мог на чужой стороне найти его храм и культовую организацию. Но эти новые синкретические божества ила старые боги, оторвавшиеся от породившего их народа или племени, приняв характер мировых богов, недостаточно отразили процесс разложения старых общественных отношений. Изида, пользовавшаяся и вне Египта повсеместным почитанием как владычица небесная, оставалась все же по своим культовым традициям египетской богиней. Митра, культ которого Кюмон проследил в самых отдаленных уголках Римской империи, все же сохранил многие специфические черты персидской религии; Ренан поэтому был неправ, утверждая, что одно время трудно было решить, на чьей стороне будет перевес в борьбе за превращение в единую религию империи—на стороне митраизма или христианства. Христианство, также возникшее на Востоке и

*Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах. К. Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 67*.

на основе восточной религии—иудаизма, с самого начала имело в своем учении и организации залог победы над митраизмом и прочими древними религиями, так как оно самым решительным образом порвало с прошлым, отвергло различия между людьми и тем самым стало наиболее соответствовавшим условиям того времени дополнением к мировой Римской империи.

Новые религии, и в первую очередь христианство, содействовали ликвидации старых общественных отношений. Известную роль здесь сыграл также императорский культ. Существовавшие на Востоке xoivi, во-первых, дали возможность переключить на службу императорскому культу стремление сохранить какую-то видимость самостоятельности. Koivov Ви-финии или Азии или Панэллинский союз, эти уродливые суррогаты общественной|жизни, помогли вытеснить из быта и даже из воспоминаний то реальное содержание, каким некогда была заполнена политическая жизнь этих стран. Кроме того, поскольку основной объект деятельности xoivi, различавшихся главным образом по имени, был один и тот же — императорский культ, они также (несмотря на соперничество между ними иной раз) служили элементом, объединяющим разные провинции общим культом и единообразной формой организации. Они поэтому могли послужить базами, на которых созидались христианские митрополии.

Романизация восточных провинций, т. е. их органическое слияние с империей, протекала в форме эллинизации. В этом отношении продолжался процесс, начавшийся вместе с завоеваниями Александра Македонского. Его внешним выражением было господство на Востоке греческого языка как языка официального, языка образованного общества, языка литературного.

Не следует, однако, упускать из виду, что «романизация», «эллинизация» означают не односторонний процесс усвоения «варварами» греко-римской культуры, а взаимопроникновение греко-римской и восточных культур. Это можно проследить даже в судьбе латинского и греческого языков, которые оказали громадное взаимное воздействие дрзгг на друга. Дело не только в том, что чисто латинские идиомы проникают в греческий язык (например, евангельское крухт’мкч SoOvai—буквальный перевод, «калька» с лат. орегат dare) и обратног а в том, что живой греческий язык, как это видно из надписей и папирусов, обогатился и «засорился» до такой степени латинизмами и барбаризма-ми, что под его воздействием и литературный язык далеко ушел от своего классического прообраза; возникла поэтому школа аттицистов, стремившаяся возродить чистоту литературного аттического языка. Переводы Библии на греческий язык («Сеп-туагинта», Симмах, Акила, Теодотион) ввели не только восточные слова и обороты в греческий язык, но и обогатили его но-

выми понятиями и образами. А получившая быстрое распространение христианская литература на греческом языке не только внесла новые арамеизмы в греческий язык, но и создала новые литературные жанры, распространила в массах религиозные идеи, сложившиеся из элементов восточных религий, главным образом иудейской. Филон Александрийский унаследовал аллегорический метод толкования понятий от стоиков; но свои философские труды он изложил в форме экзегетических комментариев к Библии, несомненно, идя при этом по пути, проложенному еврейскими мидрашами.

Восточная эсхатология и апокалиптика широко распространились в греко-римском мире не только в виде христианской и иудейской литературы, но и в ряде языческих произведений. Восточная астрология стала прочным достоянием греко-римской культуры. Многочисленные дошедшие до нас «магические» папирусы показывают самое причудливое смешение различных восточных и греческих религиозно-магических представлений. Герметическая литература, гностические религиозно-философские спекуляции представляют сочетание египетских и других восточных элементов с греческой мифологией и богословием. Греческая образованность приняла под влиянием Востока новый вид. Возникшее во II в. христианское богословие не только стремилось к слиянию с греко-римской философией путем усвоения идей греческих идеалистических систем, но и само оказало на него сильнейшее воздействие. Христианские школы в Александрии и Антиохии стали центрами, откуда шло проникновение христианского богословия в греческую философию. Порфирий, вышедший, как и Ориген, из неоплатоновской школы Аммония, пишет (у Евсевия, НЕ VI, 19), что Ориген, став христианином, «в своих воззрениях на общественные дела и богословие оставался эллинствующим, приспособляя к эллинским взглядам чуждые им мифы». Но и Порфирий, оставаясь язычником и неоплатоником, по существу усвоил многие идеи христианского богословия, и если Ориген был «эллинствующим», то Порфирия и других платоников, несмотря на их ненависть к христианству, можно считать «христианствующими». Недаром и сложилась легенда, будто Порфирий был некогда христианином.

Эллинизация Востока не была полной. Как раз в период империи создается грандиозная литература Талмуда и мидрашей на новоеврейском и арамейском языках. В Сирии создается своя письменность и христианская литература на сирийском языке. В Египте возникает коптская письменность. Арабские языки сохранили свою самобытность. Но сохранение местных языков у«народов древней культуры не означает, что эти народы не были втянуты в процесс смешения и уравнивания народов

Римской империи. Сирийская литература была прежде всего христианской, т. е. ее содержание определялось религиозной идеологией, типичной именно для империи, а не для Сирии в отдельности. То же относится и к коптской литературе. Евреи, хотя они искусственно старались отгородиться от ненавистного Рима и его «языческой» культуры, все же испытали сильное влияние не только греческого и латинского языков, но и греческих философских идей, римского права, христианского богословия. Мало того, восточная литература оказалась хранительницей античных традиций в период раннего средневековья, что определило в значительной мере расцвет восточной культуры периода халифата и то громадное влияние, какое оказала арабская и арабско-еврейская образованность на средневековую Европу.

Уравнивание провинций и Италии, смешение восточных и западных культур не было последовательным прямолинейным процессом, и результаты его были различны в зависимости от исходного пункта, от конкретных исторических условий.

Главное же, единообразие общественного и политического строя, устанавливавшегося в Римской империи, отнюдь, конечно, не означало социального единства. Напротив, оно означало возникновение открытых классовых противоречий там, где до включения в состав империи еще существовал, в большей или меньшей степени разложения, первобытнообщинный строй, и обострение классовых противоречий в тех областях империи, которые имели за собой длительную историю, наполненную классовой борьбой. В период империи происходит концентрация земельных и денежных богатств в руках немногих — в Ахайе, в Египте, в Македонии, в Азии. Обезземеленные крестьяне попадали в полную зависимость от землевладельцев. В городах масса населения бедствовала. Организация империи отдалила, но не разрешила кризис рабовладельческого общества.

Одновременно с объединением государства шел распад рабовладельческого строя. И вот здесь сказаласьнеравномерность общественного развития. В то время как малоазиатские провинции пережили после крушения эллинизма новый подъем, позволивший господствующему классу упрочить на время свои позиции, Эллада, вошедшая в период эллинизма в полосу тяжелого кризиса, не могла выйти из него и после включения в состав новой мировой державы. Отсталые страны — Галатия, Фракия, внутренние районы Малой Азии—поднялись на новую, высшую ступень социального и экономического развития и не успели еще растратить производительные силы, в то время как Египет с его тысячелетней культурой в результате римского господства пришел в упадок.

В III в., когда империя переживает тяжелый кризис, восточные провинции оказываются в основном мало задетыми. Экономические возможности западных провинций были близки к концу, так как внутренний рынок исчез, а варварская периферия была источником тревог и беспокойства. Между тем города Малой Азии сохранили торговые связи с культурными странами Востока, а Северное и Восточное Причерноморье продолжали оставаться для них источником сырья, рынком сбыта и в некоторой степени оплотом против варварских нашествий.

Таким образом, реформы Диоклетиана, окончательно превратившие империю в полицейско-бюрократическое государство, Пыли неизбежным завершением противоречивого процесса развития, упразднившего разнообразные политические формы античного рабовладельческого общества и создавшего новую организацию его классового строя. Вместе с тем было подготовлено и разделение империи на западную и восточную части, которые пошли по разным путям в силу различия их предшествующего экономического развития. Изучение восточных провинций Римской империи в период принципата подводит к пониманию различия исторических судеб Восточной и Западной Римской империи. Это должно стать предметом специального исследования.

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ

Aeg.— Aegyptus. Rivista italiana di egittologia e di papirologia

AJA — American Journal of Archaeology

AJPh.-—American Journal of Philology

AP — Archiv fur Papyrusforschung

BCH — Bulletin de correspondence hellenique

BGU — Agyptische Urkunden aus den Museen zu Berlin. Griechische

HCA — Cambridge Ancient History CIG — Corpus inscriptionum Graecarum CIL — Corpus inscriptionum Latinarum CIS — Corpus inscriptionum Semiticarum DP — Dura Pergament

PJR — Bruns, Fontes juris Romani antiqui IG — Inscriptiones Graecae

IGRR — R. С a g n a t, Inscriptiones Graecae ad res Romanes pertinentes ILS — Dessau, Inscriptiones Latinae selectae

IOSPE —Latyschew, Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini JEA — Journal of Egyptian Archaeology JHS — Journal of Hellenic Studies Journ. Phil.— Journal de Philologie

JRS — Journal of Roman Studies

Le-Bas — Le-Bas — Wadding ton,» Voyage archeologique

Lidzbarski —M. Lidzbarski, Handbuch der nordsemitischen Epi-

MAMA — Monumenta Asiae Minoris antiqua (tsMitt(ei — L. Miteisu. U. Wilcken, Grundziige und Chre-

stomathie der Papyruskunde, B. II, Juristischer Teil. OG1S — W. Dittenberger, Orientis Graeci inscriptiones selectae O. Theb.— Gardner, Thompson and Milne, Theban Ostraca P. Fior.— V i t e 11 i, Papiri Fiorentini P. Gen.— Nicole, Les papyrus de Geneve P. Giss.— Griechische Papyri im Museum des oberhessischen Geschichts-

vereins zu Giessen P. Hamb.— P. Meyer, Griechische Papyrusurkunden der Hamburger

P. Lond.— Greek Papyri in the British Museum P. Oslo.— Eitrem and Amundsen, Papyri Osloenses P. Oxy.— G r e n f e I 1 and Hunt, The Oxyrrhynchus Papyri P. Rain.— Catal- Papyrorum Erzherz. Raineri

P. Ryl-— Catalogue of the Greek Papyri in the John Rylands Library PSI — Publicazione della Societa italiana per la rioerca dei Papiri P. Tebt.— G re n fell — Hunt — Goodspeed — Smyly The

Pev. Upps.— T. Kan, Berliner Leihgabe aus dem Berliner Museum Rhil.— Philologus PA — Revue archeologique REA — Revue des etudes anciennes REG — Revue des etudes grecques REJ — Revue des etudes juives RHR —Revue de l’histoire des religions Rev. Phil.— Revue de philologie RE — Pauly —Wissowa — Kroll, Realencyklopadie der klassisohen

Riv. Fil.— Rivista di filologia e di storia antica Rom. Mitt.— Mitteilungen des deutschen archaologischen Institute. Romi-

SB — Preisigke und В i 1 a b e 1, Sammelbuch. griechischer Urkunden aus Agypten

SEG — Supplementum epigraphicum Graecum

SIG — W. Dittenberger, Sylloge inscriptionum Graecarum SHA — Scriptores historiae augustae ТАМ — Tituli Asiae Minoris W.— Wilcken, Grundzuge u. Chrestomathie der Papyruskunde,

T. I, Chrestomathie W. Grundz.— ibid., T. II, Grundzuge ZSSt — Zeitschrift der Savignystiftungftir Rechtsgeschichte. Romanistische

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *