Франчайзинг что это кратко
Франчайзинг
Франчайзинг – это вид отношений между рыночными субъектами, при которых одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату в виде паушального взноса права на конкретный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.
Франчайзинг – это форма лицензирования, когда одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездные права, позволяющие франчайзи действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
Понятие франчайзинга
В общем смысле, франчайзинг – это «аренда» товарного знака или отлаженного бизнеса.
Франшиза – система, описывающая все аспекты и условия ведения бизнеса, чтобы он соответствовал требованиям франчайзера.
Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.
Таким образом, по своей сущности, франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг.
При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.
На практике выделяют следующие моменты франчайзинга:
Франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака, ноу-хау, часто обеспечивает поставки сырья, компонентов, обучение персонала.
Франчайзи покупает (выплачивает взносы) право ведения бизнеса по схеме, разработанной франчайзером. Франчайзи сам несёт затраты на подготовку, запуск и работу своего участка.
Паушальный взнос – стоимость франшизы, фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе. Сумма паушального взноса составляет: 9-11 % от общих стартовых затрат. Паушальный взнос включает: бизнес-бук (регламент организации деятельности), бренд-бук (правила построения и использования элементов фирменного стиля, рекламы), управление и обучение персонала, методики продаж, рецептуры и технологии, формы учёта, отчётности, инструкции и т. д.
Договор франчайзинга
Использование франшизы оформляется договором франчайзинга между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Как правило, в договоре франчайзинга указывается сумма отчислений за использование франшизы. При этом сумма отчислений может быть единоразовой за определённый период, которая равна проценту от продаж или фиксированной величиной.
Требование отчислений может отсутствовать в договоре франчайзинга. В этом случае в договоре франчайзинга, прописывается условие о том, что франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.
Отдельным пунктом договора франчайзинга может быть указано условие использования товарного знака/бренда. Например, франчайзи праве использовать бренд в конкретной отрасли или франчайзи обязан использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера.
Франчайзинг и российское законодательство
В российском законодательстве франчайзинг регулируется договором коммерческой концессии (статьи 1027–1040 Гражданского Кодекса РФ).
Договором коммерческой концессии регулирует ситуации, в которых правообладатель (франчайзер) передает право работать под его фирменной вывеской пользователю (франчайзи) за вознаграждение.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) на срок или без указания срока за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав.
Утвержденной формы договора коммерческой концессии не существует, однако к нему предъявляется ряд требований:
Пользователем (франчайзи) может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Товарный знак правообладателя (франчайзера) должен пройти регистрацию в Федеральном Институте Промышленной Собственности.
Обязательно указание размера платы за франшизу (первоначального взноса и последующих).
В документе следует прописать обязанности франчайзера по оказанию информационного и технического обеспечения франчайзи и по контролю качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
Договор должен содержать пункты, касающиеся обязательств франчайзи: следование требованиям, выдвинутым франчайзером; поддержание высоких стандартов производства и сервиса; сохранение конфиденциальных сведений.
Наконец, чтобы договор считался действительным, архиважно зарегистрировать его в Роспатенте – только в этом случае, если возникшие разногласия заставят обратиться кого-либо из участников в суд, документ будет иметь юридическую силу.
Главная рекомендация по составлению договора франчайзинга – это наиболее полно раскрыть те пункты, которые могут вызвать столкновение интересов франчайзера и франчайзи.
Формы франчайзинга
На практике выделяют следующие формы франчайзинга:
Прямой франчайзинг. При прямом франчайзинге осуществляется передача прав по ведению бизнеса одному лицу на одно предприятие с ограничением территории.
Субфранчайзинг. При такой форме субфранчайзинга франчайзер передает субфранчайзеру большую часть своих прав на закрепленной территории, в том числе передается право субфранчайзеру открывать свои предприятия и продавать франшизы третьим лицам.
Мастер-франшиза. Такая форма франчайзинга близка к субфранчайзингу. При таком франчайзинге предполагается полная и эксклюзивная передача полномочий франчайзера мастер-франчайзи.
Виды франчайзинга
На практике различают следующие виды франчайзинга:
Производственный (промышленный) франчайзинг. Франчайзи получает право на производство и продажу продукции под фирменным знаком франчайзера. Франчайзи также получает технологию и ключевое сырье. При этом оговариваются требования к производственному процессу, объёму выпускаемой продукции, её качеству, планы продаж, квалификация персонала, отчетность. Производственный франчайзинг может быть применен к различным отраслям промышленности: изготовлению пищевой продукции, мебели, производству строительных материалов и др.
Товарный франчайзинг. Товарный франчайзинг используется, в основном, в торговой сфере. Франчайзи получает право реализовывать товары, выпущенные франчайзером или под его торговой маркой. Франчайзинговый договор устанавливает ассортимент услуг и товаров, технологию продаж и четкие правила использования торговой марки производителя. Франчайзинг товара популярен в секторах, где успехи продаж в значительной степени диктуются квалифицированностью продавца – например, в торговле автомобилями бытовой и электронной техникой, одеждой и обувью. Примером товарного франчайзинга является фирменный магазин по продаже обуви или одежды.
Сервисный франчайзинг. При сервисном франчайзинге франчайзи передается право оказывать определенный вид услуг под торговой маркой франчайзера, который обеспечивает партнера необходимым оборудованием, маркетинговой и рекламной технологией. Кроме поддержки, компания-франчайзер осуществляет контроль за работой. Примером сервисного франчайзинга является сеть химчисток.
Обратный франчайзинг. Франчайзер передаёт права на ведение бизнеса под своим брендом. При этом франчайзер обеспечивает франчайзи полным ассортиментом товаров согласно агентскому договору, за исключением алкогольной продукции, которая должна поставляться по договорам поставки. Агентское вознаграждение франчайзи получают от франчайзера по итогам продаж в виде установленного в договоре франчайзинга процента.
Деловой франчайзинг (бизнес-формата). Франчайзер передает партнеру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида бизнеса. В документах четко оговаривается концепция бизнеса, даются подробные инструкции по обучению сотрудников, требования к оформлению интерьера, к униформе персонала. Регламентируется рекламная политика, ведение отчетности, взаимоотношения с поставщиками товара. У делового франчайзинга, ввиду его комплексной природы, самые разные точки приложения: продуктовые супермаркеты, магазины розничной торговли, гостиницы, точки общественного питания, образовательные центры и др. Его популярность растет с каждым годом, и, по оценкам специалистов, это один из наиболее перспективных и устойчивых к кризису видов ведения бизнеса.
Источники доходов франчайзера
Источниками доходов франчайзера становятся:
вступительные взносы новых франчайзи,
роялти (фиксированные платежи или платежи как процент от выручки или прибыли франчайзи),
наценка на поставленные товары (материалы),
скидки оптовых поставщиков,
премия за подбор помещений и оборудования для франчайзи,
сдача в аренду франчайзи зданий и оборудования,
плата за управленческие, консультационные услуги,
маркетинговые взносы франчайзи,
собственные торговые точки (предприятия) франчайзера.
Иногда в целях повышения привлекательности франчайзи франчайзер сам организует торговую точку, убеждается в ее доходности и предлагает ее франчайзи.
Критерии выбора франшизы
При выборе франшизы следует руководствоваться следующими критериями:
Наличие собственных удалённых подразделений (филиалов). Франчайзер должен иметь опыт тиражирования бизнеса, администрирования и руководства удалённых объектов.
Длительность деятельности франчайзера. Важен опыт деятельности компании франчайзера до начала его франчайзинговой деятельности.
Наличие обязательных платежей и размер этих выплат.
Наличие интеллектуальных разработок.
История франчайзинговых точек. Большие интервалы между франшизами, малое количество франчайзи за длительный период требуют более детального изучения специфики бизнеса.
Преимущества и недостатки франчайзинга
Франшиза в России получила распространение в виде выдачи лицензии отечественным предпринимателям (лицензиатам) иностранными фирмами.
Франшиза – это одна из форм привлечения иностранных инвестиций в Россию и метод формирования надежного партнера и предпринимателя.
Использование франшизы выгодно для стабилизации и развития экономики, ибо франшиза дает тройной эффект:
лицензиат может воспользоваться проверенными экономическими методами лицензиара;
лицензиар закладывает прочный фундамент для работы своей компании;
помогает решить проблему занятости населения;
задает нормы этикета в ведении бизнеса;
увеличивает инвестиционную привлекательность страны для зарубежных партнеров;
предоставляет идеальную площадку для обучения предпринимательству;
катализирует развитие регионов;
повышает уровень благосостояния общества.
Преимущества франчайзинга для франчайзи
Для франчайзи преимущества заключаются в следующем:
Использование проверенной бизнес-модели. Приобретая франшизу, франчайзи получает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.
Возможность снизить риски.
Успешный выход на рынок обеспечен. Покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия получает потребителей, лояльных бренду франчайзера.
Возможность выбора отрасли.
Минимальные затраты на рекламу и маркетинг.
Получение доступа к базе знаний франчайзера. Франчайзер, предоставляя своим партнёрам бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и регламенты по эффективному использованию бизнеса.
Гарантированная система поставок.
Франчайзер стремится обеспечить франчайзи необходимыми ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.
Преимущества франчайзинга для франчайзера
Для франчайзера преимущества заключены в нескольких аспектах:
Рост бизнеса не требует усложнения менеджмента. Функции региональных менеджеров выполняют бизнес-партнёры, которые мотивированы не только высоким доходом, но и несут часть бизнес-рисков. Это упрощает администрирование для франчайзера.
Снижается потребность в капитале. Каждый франчайзи самостоятельно несёт затраты на подбор и обучение персонала, контроль качества, рекламу, покупку оборудования и расходных материалов. Совокупно это существенные бесплатные вложения в инфраструктуру бизнеса правообладателя, которые не требуют усилий по их привлечению и контроля использования.
Роялти и увеличение продаж. Помимо платы за франшизу, вполне возможен рост продаж ключевой продукции, так как франчайзи обязаны покупать определённые договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Стабильный доход позволяет планировать его на будущее, а значит, планировать развитие новых направлений.
Реклама. Развитие франчайзинговой сети является отличной рекламой бренда, не требующей специальных финансовых вложений.
Недостатки франчайзинга
Главный минус франчайзинга заключается в эффекте взаимозависимости: если предприятие франчайзи перестанет отвечать стандартам бренда, ляжет тень на деятельность франчайзера и его компании; верно и обратное: подрыв доверия к франчайзеру негативно скажется на делах обладателя франшизы.
Недостатки франчайзинга для франчайзи
Однако франшиза не лишена недостатков: лицензиары стараются ограничить самостоятельность лицензиатов, так как договор франшизы составляет ее продавец, и он прописывает благоприятные для себя условия соглашения (выбор поставщиков регламентирует продавец франшизы, ограничивается сфера распространения услуг по франшизе и т.д.). Так франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, устанавливаемых франчайзером. В этом случае возможен риск закупки сырья и продукции по завышенным ценам.
Кроме этого, франчайзи вынуждены соблюдать правила и следовать ограничениям, установленным франчайзером.
Также для франчайзи могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих предприятий в течение определённого срока или на определённой территории.
При этом франчайзи практически не могут повлиять на вопросы проведения маркетинговой и рекламной компании. В этом случае франчайзи будут обязаны оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, можно сказать, что денежные средства франчайзи будут использоваться не лучшим образом.
Недостатки франчайзинга для франчайзера
Для франчайзера недостаток франшизы может проявиться в существовании проблем в отношении:
возможных перебоев и махинаций с выплатой роялти;
контролирования франшизных точек на значительном расстоянии;
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Что такое франчайзинг?
Что такое франчайзинг?
Для oткpытия coбcтвeннoгo дeлa нeoбxoдим cтapтoвый кaпитaл, знaниe ocoбeннocтeй вeдeния бизнeca, плaн paзвития opгaнизaции и тaк дaлee. Нe кaждый пpeдпpинимaтeль мoжeт «c нyля» coздaть cвoю кoмпaнию, пoэтoмy мнoгиe выбиpaют фpaнчaйзинг.
Poccия зaнимaeт лидиpyющyю пoзицию пo pocтy кoличecтвa кoмпaний, oткpытыx пo фpaншизaм. Toлькo зa пocлeдниe тpи гoдa чиcлo фpaнчaйзингoвыx пpeдпpиятий yвeличилocь пoчти в 2 paзa — нa 98%. Пoпyляpнocть тaкoгo мeтoдa вeдeния бизнeca oбycлoвлeнa pядoм пpeимyщecтв, кoтopыe пoзвoляют пoлyчaть выpyчкy yжe c пepвoгo мecяцa. Нo дaвaйтe пo пopядкy.
Ocнoвныe тepмины и пoнятия
Фpaнчaйзинг — чтo этo тaкoe пpocтыми cлoвaми?
Кaждый чeлoвeк мoжeт имeть мaтepиaльнyю или интeллeктyaльнyю coбcтвeннocть. Ecли иx влaдeлeц пepeдaeт мaтepиaльныe тoвapы и ycлyги зa плaтy, этo являeтcя пpoдaжeй. Oднaкo вpeмeннoe иcпoльзoвaниe нeмaтepиaльныx цeннocтeй к пpoдaжe нe oтнocитcя.
B бизнece фpaншизoй нaзывaют нaбop нeмaтepиaльныx блaг, кoтopыe пoзвoляют вecти coбcтвeннoe дeлo пoд yжe paзвитым бpeндoм. Oбычнo в фpaншизy вxoдят:
Фpaнчaйзинг и фpaншизa — в чeм paзницa?
Oбa пoнятия oтнocятcя к фopмe coтpyдничecтвa. Oднaкo фpaнчaйзинг — этo вид дoгoвopныx oтнoшeний мeждy влaдeльцeм и пoкyпaтeлeм, a фpaншизa — oбъeкт дoгoвopa. Чтoбы дeтaльнo paздeлить пoнятия, вaжнo знaть иx ocoбeннocти.
Итaк, чeм oтличaeтcя фpaншизa oт фpaнчaйзингa:
Bиды фpaншизы и фopмa фpaнчaйзингa oтличaютcя. Bo мнoгoм этo зaвиcит oт типa дeятeльнocти бpeндa.
Opгaнизaциoннo-пpaвoвыe фopмы фpaншиз
Ocoбeннocти фpaнчaйзингa cтpoятcя нa ocнoвe cфepы дeятeльнocти, видa тoвapa и ycлyг бpeндa. Из oбилия дoгoвopныx oтнoшeний мeждy cyбъeктaми мoжнo выдeлить cлeдyющиe типы фpaншиз:
Пpимepы фpaнчaйзингa любoгo из пepeчиcлeнныx видoв мoжнo нaйти пpaктичecки в любoм peгиoнe нaшeй cтpaны. Нaпpимep, ceть pecтopaнoв «Шaшлыкoфф» oтнocитcя к видy дeлoвoй фpaншизы, бpeнд «220 вoльт» paбoтaeт пo тopгoвoмy фpaнчaйзингy и тaк дaлee.
Фpaнчaйзи и фpaнчaйзep — в чeм oтличия?
Кaк былo yкaзaнo вышe, фpaнчaйзинг являeтcя фopмoй coтpyдничecтвa мeждy pынoчными cyбъeктaми — фpaнчaйзepoм и фpaнчaйзи. Пpи этoм кaждaя cтopoнa имeeт пpaвa и oбязaннocти пpи пoдпиcaнии кoммepчecкoй кoнцeccии. Paзличия мeждy cyбъeктaми в пpaвoвыx вoпpocax cлeдyющиe:
Уcлoвия coтpyдничecтвa вo мнoгoм зaвиcят oт дoгoвopeннocтeй мeждy cтopoнaми. Инoгдa cтpoгoe coблюдeниe paбoтaющeй бизнec-мoдeли в cтoлицe мoжeт нeгaтивнo cкaзaтьcя нa oткpытии нoвoй тoчки в yдaлeнныx peгиoнax cтpaны. Baжнo yчecть фaктopы, кoтopыe мoгyт пoвлиять нa пpибыль и дaльнeйшee paзвитиe дo зaключeния кoммepчecкoй кoнцeccии. Инaчe в минyce oкaжyтcя oбa cyбъeктa.
Пpeимyщecтвa фpaнчaйзингa
Пoпyляpнocть пpиoбpeтeния фpaншиз oбycлoвлeнa выгoдoй и для фpaнчaйзepa, и для фpaнчaйзи. Ecли кopoткo, влaдeлeц бpeндa пoлyчaeт пpибыль, a пpeдпpинимaтeли мoгyт oткpыть coбcтвeнный бизнec, cэкoнoмив cвoe вpeмя, cилы и финaнcы.
Cpeди ocнoвныx пpeимyщecтв coтpyдничecтвa для фpaнчaйзepa:
Для влaдeльцa бpeндa фpaнчaйзинг — этo, пpocтыми cлoвaми, cпocoб paзвить бизнec c пoлyчeниeм пpибыли бeз coбcтвeннoгo пoлнoгo включeния в paбoчий пpoцecc.
Фpaнчaйзи тaкжe имeeт плюcы oт coтpyдничecтвa пo кoммepчecкoй кoнцeccии. Глaвными пpeимyщecтвaми пoкyпки фpaншиз для пpeдпpинимaтeлeй являютcя:
Cyщecтвyют и нeдocтaтки для фpaнчaйзи, кoтopыe выpaжaютcя в oгpaничeнияx нa вeдeниe бизнeca, дoгoвope o нeкoнкypeнции пo иcтeчeнию фpaнчaйзингa, cтpoгoм кoнтpoлe co cтopoны влaдeльцa бpeндa и тaк дaлee. Oднaкo oтpицaтeльныe cтopoны бoльшe зaвиcят oт cocтaвлeннoгo фpaнчaйзингoвoгo дoгoвopa, пoэтoмy чaщe пpeдпpинимaтeли ocтaютcя в плюce. Этo нaибoлee выгoднoe и yдoбнoe peшeниe, чтoбы пoлyчить oпыт вeдeния бизнeca.
Франчайзинг. Что это такое простыми словами (5 фото + 1 видео)
Франчайзинг к 2020 году стал настолько распространённым явлением в России, что даже тем, кто с ним напрямую не связан стоит о нём знать. Почему? Потому что мы все каждый день видим его проявления.
Вы ходите в продуктовые магазины типа «Перекрёстка», «Пятёрочки»? Вы покупаете кофе в каком-нибудь «Cofix» или «Coffee Like»? Вы едите бургеры в «McDonald’s», «KFC» или «Burger King»? Примеряете одежду в «Zara»? Выбираете инструмент в «220 Вольт»? «Наслаждаетесь сладостями из «Cinnabon»? Заказываете линзы в «Айкрафт оптика»? Берёте алкоголь в «24 градуса»? Пользуйтесь связью «Билайна» или «МТС»? Перечислять можно долго… Но важно одно. Все эти фирмы развиваются с помощью франчайзинга.
Поэтому давайте простым языком без сложных терминов поговорим о том, что такое франчайзинг. Из этой статьи вы поймёте, чем франшиза отличается от обычного бизнеса, что такое паушальный взнос и почему его платят, что такое роялти и рекламные отчисления и почему о них не любят говорить, а также как называют продавца франшизы и её покупателя, и почему отношения между ними не всегда приятные.
Франчайзинг простыми словами
Франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, при которой компания, имеющая торговую марку и бренд (как правило известный) заключает с другой фирмой или предпринимателем договор и предоставляет право в течение определённого срока использовать этот бренд (торговую марку, технологии и прочее) в своём бизнесе (соблюдая при этом инструкции и корпоративный стиль).
Если попробовать описать франчайзинг ещё более простыми словами, то получится следующее:
Франчайзинг – это когда предприниматель покупает право открыть бизнес под известным названием и воспользоваться готовой технологией другой фирмы, чтобы не придумывать ничего самому.
Пример. Вася хочет открыть бизнес и работать сам на себя. Он обращается к владельцу кафешки «Крутое кафе» и заключает с ним договор франчайзинга. Владелец «Крутого кафе» через договор разрешает Василию открыть точно такое же «Крутое кафе», а также даёт инструкцию – какое для этого нужно помещение, какие блюда в этом кафе нужно готовить, какую форму носить официантам, даёт сами рецепты, даёт телефоны поставщиков салатов для кафе и обучает продажам, чтобы Василий мог заработать больше, ошибаться меньше и расти быстрее.
Василий на свои деньги открывает кафе, называет его «Крутое кафе», пользуется ранее выданными инструкциями и обращается к владельцу «Крутого кафе» каждый раз, когда возникают какие-нибудь вопросы.
Это и есть франчайзинг. Бизнес у Василия свой. Деньги он вложил в него свои. Но открылся под уже существующим названием и пользуется наработанным опытом владельца «Крутого кафе».
Удобно и даёт больше шансов на «выживаемость» бизнеса для Василия. Но какая польза от всего этого владельцу франшизы «Крутое кафе»? Поговорим и об этом.
Основные термины франчайзинга
Франчайзер (франчайзор, франшизодатель, владелец франшизы, продавец франшизы franchaisor) – предприниматель или фирма, которая продаёт право на использование своего названия, бренда, технологий, обучает покупателя франшизы, предоставляет инструкции, документы и прочее.
В нашем случае, это изначальный владелец «Крутого кафе».
Франчайзи (покупатель франшизы, franchaisee) – предприниматель, покупающий право на использование названия, бренда и технологий у фирмы.
Договор франчайзинга (договор коммерческой концессии, лицензионный договор, агентский договор) – документ, обозначающий права и обязанности покупателя и продавца франшизы.
Сколько стоит франчайзинг
Мы разобрали пример, где предприниматель Василий покупает право открыть бизнес и воспользоваться названием, рецептами, технологиями «Крутого кафе», а также получает помощь от его владельца в виде обучения и консультация. Пришло время поговорить, во что это обойдётся Василию (ведь никто же не думал, что это бесплатно?)
Паушальный взнос (вступительный взнос, стоимость франшизы) – сумма, которую платит покупатель франшизы за все права, которые он получает благодаря покупке. Размер паушального взноса определяется индивидуально и обычно формируется из стоимости работы, которую проводит владелец франшизы, чтобы франчайзи начал зарабатывать. Есть варианты без паушального взноса. Обычно это товарные франшизы, где франчайзи обязан закупать у франчайзера партию товара на определённую сумму.
Примечание: некоторые ошибочно считают, что паушальный взнос – способ франчайзера «нажиться» на покупателях франшизы. Это не так, потому что франчайзер тратит время и ресурсы. Конечно, если это ответственный франчайзи. Увы, среди франчайзеров есть и мошенники, которые и становятся причиной такого мнения.
Возвращаясь к примеру: Василий, заключая договор франчайзинга с «Крутым кафе», платит его владельцу 300 000 рублей. Это паушальный взнос. После его оплаты, владел снабжает Василия всем необходимым и начинает обучение.
Роялти – периодический платёж. Также назначается франчайзером. И если паушальный взнос платится единожды, то роялти – постоянно. Стандартная схема – раз в месяц. Может составлять несколько процентов с продаж, либо определённую сумму. Также как и паушальный взнос формируется исходя из затрат франчайзера на постоянную поддержку своего франчайзи.
Примечание: к сожалению, роялти часто становится причиной недопонимания между франчайзи и франчайзером. Особенно, когда покупатель ещё не вышел на окупаемость своего нового бизнеса, а платить роялти надо независимо от этого.
В нашем примере Василий платит владельцу франшизы «Крутое кафе» каждый месяц по 2500 рублей. Независимо от того, какой поток посетителей в его собственном кафе. Владелец франшизы продолжает обучать Василия и помогать справляться с трудностями.
Рекламные отчисления
Ещё один вид платежа, который может «грозить» франчайзи. Обычно встречается у крупных фирм, которые создают рекламную компанию для всех своих подразделений сразу. Например, запускают видеоролики на федеральных каналах или радио.
Так как рекламируется в таких случаях бренд, а не конкретная точка, реклама считается общей для всех франчайзи. Естественно, она в разы дороже, чем местная. Поэтому франчайзер может собирать так называемый рекламный платёж со своих партнёров. Обычно является фиксированной периодичной суммой.
Владелец франшиза «Крутое кафе» не включал рекламные платежи в договор, потому что его франчайзинговая сеть пока ещё не такая большая и в общей федеральной рекламе нет смысла.
Для чего франчайзеру продавать свою франшизу
В первую очередь для франчайзера – это инструмент развития бизнеса. В большинстве случаев, открыть новую точку бренда через франчайзинг – гораздо дешевле, чем открывать филиал своими силами. Получается, что ловятся сразу два зайца – расширение на другие города и регионы, минимизация расходов. Иногда добавляется и третий заяц – заработок. В случае производителей – доход от продажи собственного товара существенно возрастёт и является главным критерием.
Для чего предпринимателю покупать франшизу
Он может получить ряд выгод, которые в случае построения собственного бизнеса с нуля либо недостижимы, либо требуют значительных временных ресурсов.
Раскрученный бренд
Опыт запуска подобного бизнеса
Консультации от специалистов
Скидки на продаваемый товар (в случае производителей)
Конкретная маркетинговая программа
Помощь в подборе оборудования, персонала, помещения
Юридическая консультация
Обучение сотрудников
Бизнес-план
Контакты проверенных поставщиков
Выгоды этим не ограничиваются. Всё индивидуально и зависит от конкретной франшизы. Существуют и такие, которые кроме собственно уникального товара ничего не предоставляют.
Проблемы франчайзинга
На сегодняшний день франчайзинг в России уже сформировался (хотя и не остаётся на месте). Но, к сожалению, до сих пор много случаев, когда договорные отношения между франчайзером и франчайзи заканчиваются плачевно. Стандартно – это требования вернуть деньги (выплатить положенное роялти).
И нужно понимать, что далеко не всегда – причина кроется в недобросовестности франчайзера или франчайзи (встречается с обеих сторон, да). Часто причиной разрыва отношений становятся изначальные ожидания.
Так, например, для будущего покупателя франшизы важно понять – даже если он заплатит деньги за бренд, строить бизнес за него никто и ни при каких условиях не будет. Предпринимательство – это всегда упорный труд, чтобы вы не открывали и какую бы франшизу не покупали.
Со стороны же франчайзера важно понимать, что требуется оценка предпринимателя, желающего купить франшизу. Не все люди одинаково способны заниматься бизнесом. И даже, если для франчайзи делается всё возможное, споткнуться можно о банальную лень или неумение распределять денежные средства.
Но это частности. Если обе стороны готовы к плотному взаимному сотрудничеству, то дело будет сделано хорошо.
В нашем примере, Василий заранее был готов, к тому, что открыть своё «Крутое кафе» будет непросто. Нужно вложить деньги в помещение, в покупку оборудования, в оплату персонала, бухгалтера, нужно заплатить паушальный взнос, оплачивать роялти. Он знал, что придётся трудится очень много. Но так как у него не было опыта развития своего кафе, он посчитал, что франчайзинг для него – хороший вариант, который сможет избавить от множества проблем. И не прогадал.
Владелец франшизы снабдил его подробными инструкциями, помогу нанять профессионалов и дал контакты надёжных поставщиков. А ещё открыл пару секретов, как быстрее привлечь новых клиентов. Поэтому выход на чистую прибыль у Василия занял не два года, а всего лишь год с небольшим. Теперь он получает 150 тысяч чистой прибыли в месяц и планирует увеличить этот показатель в два раза в течение следующего года.
История франчайзинга
Само слово пришло к нам из французского языка. Изначальное его значение – «льгота», или «право». Термином начали пользоваться приблизительно с 16 века, но тогда его использовали не для бизнеса в нашем понимании.
А вот в 1850-х годах франчайзинг фактически спас одну из самых известных компаний. Производитель швейных машин «Singer», чтобы не обанкротиться окончательно, принял решение отдать право на продажу сторонним предпринимателям. Как вы понимаете, это был пример товарного франчайзинга в чистом виде. Но на этом история не закончилась. Дальше новый франчайзер «Singer» стал обучать своих франчайзи не только продавать качественный продукт, но и шить на нём вещи. Таким образом франчайзинг от этой компании стал ещё и сервисным.
Однако этот пример нельзя считать удачным, потому что в нынешнем понимании франчайзинг подразумевает единые стандарты для всей сети. Все франчайзи соблюдают правила и стиль, по которому покупатели неосознанно или осознанно относят любую точку этой сети к бренду.
Развитие франчайзинга в современном понимании началось только в 20 веке в США. Так, например известный «General Motors» первыми стали продавать свои машины через независимые фирмы. Вслед за ними таким же методом стали пользоваться «Ford» и «Chrysler». Дальше за автомобильной промышленностью франчайзинговые системы стали развивать автозаправочные станции.
А вот начиная с 50-х годов стандартизация для франчайзинга стала главным инструментом. И связано это с развитием гиганта под известным всем наименованием «McDonald’s».
В это же время Америка начала активно строить автомобильные дороги по всей стране, что также повлияло на индустрию. Огромное количество фаст-фудных заведений стало появляться на пути следования машин. И большинство из них развивалось по вошедшей в моду модели франчайзинга.
До сих пор многие франшизы в США гордятся своей историей, которая началась несколько десятилетий назад.
Франчайзинг в России
В Россию франчайзинговая модель проникла значительно позже. Но справедливости ради стоит отметить, что произошло это ещё в СССР. Так, первый ресторан «McDonald’s» был открыт в Москве в 1990 году. Однако это первая западная франшиза. Но к тому моменту у нас франшизы уже существовали. Это были сети «Дока-пицца» и «Дока-хлеб» под руководством известного предпринимателя Владимира Довганя, который сам использовал термин «франшиза».
Но говорить о каком-либо быстром развитии до 2010-х годов не приходилось. На протяжении нескольких лет франчайзинг в России существовал, однако отношение было к нему специфичным. У нас по-прежнему по старинке предпочитали открывать всё своими силами. И развивался франчайзинг в основном только в столицах.
Но за последние 10 лет всё очень сильно изменилось. И даже неизменное законодательство, которое слабо регламентирует франчайзинговые отношения не стало помехой развитию настоящего русского франчайзинга. А кризисные ситуации только усиливали этот рост.
Сети стали уходить в регионы, а столичные рынки пополняться самобытными представителями региональных франшиз. Некоторым удалось покорить и зарубежный рынок.
Сегодня, франчайзинг в России не экзотика, а популярный инструмент для масштабирования бизнеса и хороший способ предпринимателю не изобретать велосипед, а заняться делом, которое уже принесло другим прибыль.
Франчайзинг в законе
К сожалению, реальность такова, что законодательно франчайзинг почти не регламентируется. Не существует там такого понятия как франчайзинг. Но особая путаница в голове у новичков возникает, когда речь заходит о франчайзинговом договоре. Дело в том, что такое понятие используется только в общении и презентациях. Сам же договор обычно является договором коммерческой концессии, который регламентируется 54 ГК РФ. Также используются лицензионные и агентские договоры, договоры поставки и другие. Подробнее о том, чем они отличаются вы можете прочитать в нашем специальном материале.
Но несмотря на это, сейчас даже судебная практика привыкает к разрешению споров между франчайзерами и франчайзи, которые увы нередки. А среди юридических компаний появились те, кто специализируется именно на франчайзинге.
Виды франчайзинга
Видов франчайзинга очень много, просто потому что сейчас в России и странах СНГ представлено более 3000 компаний, продающих свою франшизу. Вы найдёте их в любой сфере. Чаще всего встречается:
Производственный франчайзинг, когда передаются технологии для производства товара.
Товарный франчайзинг, когда поставляется товар (дилерские отношения).
Сервисный франчайзинг, когда франчайзи оказывает услуги от имени франчайзера.
Франчайзинг также разделяют по форме:
Мастер-франшиза. Обычно встречается в международных отношениях, когда франчайзер продаёт право фирме из другой страны. И фирма, становясь франчайзи может также на своей территории продавать эту франшизу.
Множественный франчайзинг. Франчайзи получает право открыть по франшизе несколько точек.
Эксклюзивные территориальные права. Франчайзи получает гарантию, что на оговорённой территории не появятся другие франчайзи этого же бренда. Такая форма нужна, чтобы предотвратить рост конкуренции внутри компании.