Франчайзинг что это такое простыми словами
Франчайзинг. Что это такое простыми словами (5 фото + 1 видео)
Франчайзинг к 2020 году стал настолько распространённым явлением в России, что даже тем, кто с ним напрямую не связан стоит о нём знать. Почему? Потому что мы все каждый день видим его проявления.
Вы ходите в продуктовые магазины типа «Перекрёстка», «Пятёрочки»? Вы покупаете кофе в каком-нибудь «Cofix» или «Coffee Like»? Вы едите бургеры в «McDonald’s», «KFC» или «Burger King»? Примеряете одежду в «Zara»? Выбираете инструмент в «220 Вольт»? «Наслаждаетесь сладостями из «Cinnabon»? Заказываете линзы в «Айкрафт оптика»? Берёте алкоголь в «24 градуса»? Пользуйтесь связью «Билайна» или «МТС»? Перечислять можно долго… Но важно одно. Все эти фирмы развиваются с помощью франчайзинга.
Поэтому давайте простым языком без сложных терминов поговорим о том, что такое франчайзинг. Из этой статьи вы поймёте, чем франшиза отличается от обычного бизнеса, что такое паушальный взнос и почему его платят, что такое роялти и рекламные отчисления и почему о них не любят говорить, а также как называют продавца франшизы и её покупателя, и почему отношения между ними не всегда приятные.
Франчайзинг простыми словами
Франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, при которой компания, имеющая торговую марку и бренд (как правило известный) заключает с другой фирмой или предпринимателем договор и предоставляет право в течение определённого срока использовать этот бренд (торговую марку, технологии и прочее) в своём бизнесе (соблюдая при этом инструкции и корпоративный стиль).
Если попробовать описать франчайзинг ещё более простыми словами, то получится следующее:
Франчайзинг – это когда предприниматель покупает право открыть бизнес под известным названием и воспользоваться готовой технологией другой фирмы, чтобы не придумывать ничего самому.
Пример. Вася хочет открыть бизнес и работать сам на себя. Он обращается к владельцу кафешки «Крутое кафе» и заключает с ним договор франчайзинга. Владелец «Крутого кафе» через договор разрешает Василию открыть точно такое же «Крутое кафе», а также даёт инструкцию – какое для этого нужно помещение, какие блюда в этом кафе нужно готовить, какую форму носить официантам, даёт сами рецепты, даёт телефоны поставщиков салатов для кафе и обучает продажам, чтобы Василий мог заработать больше, ошибаться меньше и расти быстрее.
Василий на свои деньги открывает кафе, называет его «Крутое кафе», пользуется ранее выданными инструкциями и обращается к владельцу «Крутого кафе» каждый раз, когда возникают какие-нибудь вопросы.
Это и есть франчайзинг. Бизнес у Василия свой. Деньги он вложил в него свои. Но открылся под уже существующим названием и пользуется наработанным опытом владельца «Крутого кафе».
Удобно и даёт больше шансов на «выживаемость» бизнеса для Василия. Но какая польза от всего этого владельцу франшизы «Крутое кафе»? Поговорим и об этом.
Основные термины франчайзинга
Франчайзер (франчайзор, франшизодатель, владелец франшизы, продавец франшизы franchaisor) – предприниматель или фирма, которая продаёт право на использование своего названия, бренда, технологий, обучает покупателя франшизы, предоставляет инструкции, документы и прочее.
В нашем случае, это изначальный владелец «Крутого кафе».
Франчайзи (покупатель франшизы, franchaisee) – предприниматель, покупающий право на использование названия, бренда и технологий у фирмы.
Договор франчайзинга (договор коммерческой концессии, лицензионный договор, агентский договор) – документ, обозначающий права и обязанности покупателя и продавца франшизы.
Сколько стоит франчайзинг
Мы разобрали пример, где предприниматель Василий покупает право открыть бизнес и воспользоваться названием, рецептами, технологиями «Крутого кафе», а также получает помощь от его владельца в виде обучения и консультация. Пришло время поговорить, во что это обойдётся Василию (ведь никто же не думал, что это бесплатно?)
Паушальный взнос (вступительный взнос, стоимость франшизы) – сумма, которую платит покупатель франшизы за все права, которые он получает благодаря покупке. Размер паушального взноса определяется индивидуально и обычно формируется из стоимости работы, которую проводит владелец франшизы, чтобы франчайзи начал зарабатывать. Есть варианты без паушального взноса. Обычно это товарные франшизы, где франчайзи обязан закупать у франчайзера партию товара на определённую сумму.
Примечание: некоторые ошибочно считают, что паушальный взнос – способ франчайзера «нажиться» на покупателях франшизы. Это не так, потому что франчайзер тратит время и ресурсы. Конечно, если это ответственный франчайзи. Увы, среди франчайзеров есть и мошенники, которые и становятся причиной такого мнения.
Возвращаясь к примеру: Василий, заключая договор франчайзинга с «Крутым кафе», платит его владельцу 300 000 рублей. Это паушальный взнос. После его оплаты, владел снабжает Василия всем необходимым и начинает обучение.
Роялти – периодический платёж. Также назначается франчайзером. И если паушальный взнос платится единожды, то роялти – постоянно. Стандартная схема – раз в месяц. Может составлять несколько процентов с продаж, либо определённую сумму. Также как и паушальный взнос формируется исходя из затрат франчайзера на постоянную поддержку своего франчайзи.
Примечание: к сожалению, роялти часто становится причиной недопонимания между франчайзи и франчайзером. Особенно, когда покупатель ещё не вышел на окупаемость своего нового бизнеса, а платить роялти надо независимо от этого.
В нашем примере Василий платит владельцу франшизы «Крутое кафе» каждый месяц по 2500 рублей. Независимо от того, какой поток посетителей в его собственном кафе. Владелец франшизы продолжает обучать Василия и помогать справляться с трудностями.
Рекламные отчисления
Ещё один вид платежа, который может «грозить» франчайзи. Обычно встречается у крупных фирм, которые создают рекламную компанию для всех своих подразделений сразу. Например, запускают видеоролики на федеральных каналах или радио.
Так как рекламируется в таких случаях бренд, а не конкретная точка, реклама считается общей для всех франчайзи. Естественно, она в разы дороже, чем местная. Поэтому франчайзер может собирать так называемый рекламный платёж со своих партнёров. Обычно является фиксированной периодичной суммой.
Владелец франшиза «Крутое кафе» не включал рекламные платежи в договор, потому что его франчайзинговая сеть пока ещё не такая большая и в общей федеральной рекламе нет смысла.
Для чего франчайзеру продавать свою франшизу
В первую очередь для франчайзера – это инструмент развития бизнеса. В большинстве случаев, открыть новую точку бренда через франчайзинг – гораздо дешевле, чем открывать филиал своими силами. Получается, что ловятся сразу два зайца – расширение на другие города и регионы, минимизация расходов. Иногда добавляется и третий заяц – заработок. В случае производителей – доход от продажи собственного товара существенно возрастёт и является главным критерием.
Для чего предпринимателю покупать франшизу
Он может получить ряд выгод, которые в случае построения собственного бизнеса с нуля либо недостижимы, либо требуют значительных временных ресурсов.
Раскрученный бренд
Опыт запуска подобного бизнеса
Консультации от специалистов
Скидки на продаваемый товар (в случае производителей)
Конкретная маркетинговая программа
Помощь в подборе оборудования, персонала, помещения
Юридическая консультация
Обучение сотрудников
Бизнес-план
Контакты проверенных поставщиков
Выгоды этим не ограничиваются. Всё индивидуально и зависит от конкретной франшизы. Существуют и такие, которые кроме собственно уникального товара ничего не предоставляют.
Проблемы франчайзинга
На сегодняшний день франчайзинг в России уже сформировался (хотя и не остаётся на месте). Но, к сожалению, до сих пор много случаев, когда договорные отношения между франчайзером и франчайзи заканчиваются плачевно. Стандартно – это требования вернуть деньги (выплатить положенное роялти).
И нужно понимать, что далеко не всегда – причина кроется в недобросовестности франчайзера или франчайзи (встречается с обеих сторон, да). Часто причиной разрыва отношений становятся изначальные ожидания.
Так, например, для будущего покупателя франшизы важно понять – даже если он заплатит деньги за бренд, строить бизнес за него никто и ни при каких условиях не будет. Предпринимательство – это всегда упорный труд, чтобы вы не открывали и какую бы франшизу не покупали.
Со стороны же франчайзера важно понимать, что требуется оценка предпринимателя, желающего купить франшизу. Не все люди одинаково способны заниматься бизнесом. И даже, если для франчайзи делается всё возможное, споткнуться можно о банальную лень или неумение распределять денежные средства.
Но это частности. Если обе стороны готовы к плотному взаимному сотрудничеству, то дело будет сделано хорошо.
В нашем примере, Василий заранее был готов, к тому, что открыть своё «Крутое кафе» будет непросто. Нужно вложить деньги в помещение, в покупку оборудования, в оплату персонала, бухгалтера, нужно заплатить паушальный взнос, оплачивать роялти. Он знал, что придётся трудится очень много. Но так как у него не было опыта развития своего кафе, он посчитал, что франчайзинг для него – хороший вариант, который сможет избавить от множества проблем. И не прогадал.
Владелец франшизы снабдил его подробными инструкциями, помогу нанять профессионалов и дал контакты надёжных поставщиков. А ещё открыл пару секретов, как быстрее привлечь новых клиентов. Поэтому выход на чистую прибыль у Василия занял не два года, а всего лишь год с небольшим. Теперь он получает 150 тысяч чистой прибыли в месяц и планирует увеличить этот показатель в два раза в течение следующего года.
История франчайзинга
Само слово пришло к нам из французского языка. Изначальное его значение – «льгота», или «право». Термином начали пользоваться приблизительно с 16 века, но тогда его использовали не для бизнеса в нашем понимании.
А вот в 1850-х годах франчайзинг фактически спас одну из самых известных компаний. Производитель швейных машин «Singer», чтобы не обанкротиться окончательно, принял решение отдать право на продажу сторонним предпринимателям. Как вы понимаете, это был пример товарного франчайзинга в чистом виде. Но на этом история не закончилась. Дальше новый франчайзер «Singer» стал обучать своих франчайзи не только продавать качественный продукт, но и шить на нём вещи. Таким образом франчайзинг от этой компании стал ещё и сервисным.
Однако этот пример нельзя считать удачным, потому что в нынешнем понимании франчайзинг подразумевает единые стандарты для всей сети. Все франчайзи соблюдают правила и стиль, по которому покупатели неосознанно или осознанно относят любую точку этой сети к бренду.
Развитие франчайзинга в современном понимании началось только в 20 веке в США. Так, например известный «General Motors» первыми стали продавать свои машины через независимые фирмы. Вслед за ними таким же методом стали пользоваться «Ford» и «Chrysler». Дальше за автомобильной промышленностью франчайзинговые системы стали развивать автозаправочные станции.
А вот начиная с 50-х годов стандартизация для франчайзинга стала главным инструментом. И связано это с развитием гиганта под известным всем наименованием «McDonald’s».
В это же время Америка начала активно строить автомобильные дороги по всей стране, что также повлияло на индустрию. Огромное количество фаст-фудных заведений стало появляться на пути следования машин. И большинство из них развивалось по вошедшей в моду модели франчайзинга.
До сих пор многие франшизы в США гордятся своей историей, которая началась несколько десятилетий назад.
Франчайзинг в России
В Россию франчайзинговая модель проникла значительно позже. Но справедливости ради стоит отметить, что произошло это ещё в СССР. Так, первый ресторан «McDonald’s» был открыт в Москве в 1990 году. Однако это первая западная франшиза. Но к тому моменту у нас франшизы уже существовали. Это были сети «Дока-пицца» и «Дока-хлеб» под руководством известного предпринимателя Владимира Довганя, который сам использовал термин «франшиза».
Но говорить о каком-либо быстром развитии до 2010-х годов не приходилось. На протяжении нескольких лет франчайзинг в России существовал, однако отношение было к нему специфичным. У нас по-прежнему по старинке предпочитали открывать всё своими силами. И развивался франчайзинг в основном только в столицах.
Но за последние 10 лет всё очень сильно изменилось. И даже неизменное законодательство, которое слабо регламентирует франчайзинговые отношения не стало помехой развитию настоящего русского франчайзинга. А кризисные ситуации только усиливали этот рост.
Сети стали уходить в регионы, а столичные рынки пополняться самобытными представителями региональных франшиз. Некоторым удалось покорить и зарубежный рынок.
Сегодня, франчайзинг в России не экзотика, а популярный инструмент для масштабирования бизнеса и хороший способ предпринимателю не изобретать велосипед, а заняться делом, которое уже принесло другим прибыль.
Франчайзинг в законе
К сожалению, реальность такова, что законодательно франчайзинг почти не регламентируется. Не существует там такого понятия как франчайзинг. Но особая путаница в голове у новичков возникает, когда речь заходит о франчайзинговом договоре. Дело в том, что такое понятие используется только в общении и презентациях. Сам же договор обычно является договором коммерческой концессии, который регламентируется 54 ГК РФ. Также используются лицензионные и агентские договоры, договоры поставки и другие. Подробнее о том, чем они отличаются вы можете прочитать в нашем специальном материале.
Но несмотря на это, сейчас даже судебная практика привыкает к разрешению споров между франчайзерами и франчайзи, которые увы нередки. А среди юридических компаний появились те, кто специализируется именно на франчайзинге.
Виды франчайзинга
Видов франчайзинга очень много, просто потому что сейчас в России и странах СНГ представлено более 3000 компаний, продающих свою франшизу. Вы найдёте их в любой сфере. Чаще всего встречается:
Производственный франчайзинг, когда передаются технологии для производства товара.
Товарный франчайзинг, когда поставляется товар (дилерские отношения).
Сервисный франчайзинг, когда франчайзи оказывает услуги от имени франчайзера.
Франчайзинг также разделяют по форме:
Мастер-франшиза. Обычно встречается в международных отношениях, когда франчайзер продаёт право фирме из другой страны. И фирма, становясь франчайзи может также на своей территории продавать эту франшизу.
Множественный франчайзинг. Франчайзи получает право открыть по франшизе несколько точек.
Эксклюзивные территориальные права. Франчайзи получает гарантию, что на оговорённой территории не появятся другие франчайзи этого же бренда. Такая форма нужна, чтобы предотвратить рост конкуренции внутри компании.
Франчайзинг – что это такое? Объясняем простыми словами
Понятие франчайзинга. Терминология
Франчайзинг – это тип отношений между двумя или более субъектами рынка, при котором один субъект передает другому права на ведение бизнеса под собственным брендом за определенную плату.
Субъект, передающий право, называется франчайзором.
А тот, кто это право получает – франчайзи.
Платеж за передачу прав называется паушальным взносом.
Передаваемый комплекс прав и обязательств как раз и есть франшиза.
Предприятие, открытое франчайзи, называется франчайзинговым предприятием.
Не-франчайзинговые филиалы компании называются собственными предприятиями.
Есть две компании, первая – успешная и опытная, вторая – начинающая. Первая (франчайзор) передает второй (франчайзи) право использовать свой бренд, свой накопленный опыт в ведении бизнеса, а вторая ей за это платит. На что получает права вторая компания:
Это основные компоненты франшизы, в каждом конкретном предложении какого-то из пунктов может не быть, либо добавлены еще какие-то права.
Модель, при которой франчайзи только начинает свой путь в бизнесе, наиболее распространена. Однако некоторые приходят во франчайзинг уже действующими и опытными бизнесменами. Причина – невозможность вывести свой бизнес на более высокий уровень своими силами, либо потребность в диверсификации доходов.
Плюсы и минусы франчайзинга
Говоря о «плюсах и минусах» франчайзинга, важно понимать, что это двусторонние отношения и то, что является преимуществом для одной стороны, может для другой быть недостатком. Поэтому стоит потенциальные выгоды и риски от такого соглашения для каждой из сторон.
Что франчайзор получает от продажи франшизы:
Что франчайзи получает от покупки франшизы:
Кроме выгод у этой деятельности, как и у любой другой, есть свои риски и подводные камни:
Договор франчайзинга. Франчайзинг и коммерческая концессия
Как франчайзинговые отношения регулируются российским законодательством? Какой договор следует заключать при оформлении партнерства – договор франчайзинга, лицензионный или договор коммерческой концессии? Обо всем по порядку.
Итак, в российском законодательстве нет термина «франчайзинг» и, соответственно, «франчайзингового договора» тоже нет. Вместо него используется термин «коммерческая концессия», а характер отношений регулируется главой 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».
Но эта статья не обязывает любую компанию, назвавшуюся «франшизой», заключать именно такой договор. Поэтому франчайзинговые отношения в России оформляются разными договорами. Среди них:
Подробнее о каждом из договоров вы можете прочесть в нашем материале.
При этом российские власти часто анонсируют различные программы по развитию или субсидированию франчайзи (реже – франчайзоров). В большинстве случаев для участия в программах необходимо подписание именно договора коммерческой концессии.
На данный момент наиболее распространенный вид франчайзинга (он же «франчайзинг бизнес-формата»). Это тип отношений, при котором управляющая компания регламентирует и превращает в стандарты все процессы своей работы, после чего обучает и контролирует их соблюдение партнерами. Он, в свою очередь, делится на три подвида:
Франчайзи получает всю технологическую карту производства продукта и сам производит его под брендом франчайзора
Получает долю с продаж продукции.
Меньшие затраты на оборудование и логистику
Получает долю с продаж продукции
Франчайзи получает готовый товар и продает его в брендированном магазине
Продает франчайзи товар по цене выше себестоимости
Увеличивает узнаваемость бренда
Зарабатывает на разнице закупочной и розничной цены
Франчайзи оказывает услуги от имени франчайзора. Может также включать продажу товаров и даже производство (например, франшизы фаст-фуда, если последний готовится прямо на предприятии)
Получает паушальный взнос и роялти
Увеличивает узнаваемость бренда
Всю прибыль от оказания услуг (после вычета роялти, налогов и т.д.) забирает себе.
Деловой франчайзинг отличает то, что франчайзи в нем – автономный предприниматель, открывающий предприятие на собственные средства. Франчайзору он платит только за его интеллектуальную собственность и за оказываемые услуги, например, обучение или контроль. Этим он отличается от обратного франчайзинга.
Система, при которой основные инвестиции в предприятие вносит франчайзор, он же является его собственником, владеет оборудованием, а франчайзи продвигает и контролирует предприятие. Выгода франчайзи – в получении доли с продаж. Партнер при этом формате мало отличается от ставленника-директора, однако обычно у него больше прав и свободы в действиях.
«Компромиссный» вариант – мягкий франчайзинг. При нем франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.
«Компромиссный» вариант, при котором франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.
Форма франчайзинга – характер полномочий франчайзи в рамках определенной территории. Большинство договоров включают в себя конкретную территорию, в рамках которой франчайзи может открыть свое предприятие – форма регламентирует «свободу франчайзи» в рамках этой территории.
Один договор – одно предприятие. В тексте прописывается право открыть предприятие только по конкретному адресу. Для открытия новой точки франчайзи нужно будет подписывать новый договор. Конкуренция между франчайзи обычно минимальная.
Множественный франчайзинг (multi-unit)
Франчайзи получает право на открытие нескольких точек на территории, но и франчайзор может продать право на одну территорию нескольким компаниям. Такая форма может практиковаться в компаниях с низкими инвестициями, ориентированных на «выживание сильнейших» в конкурентной борьбе франчайзи. На практике используется редко.
Развитие территории (эксклюзив)
Франчайзи получает право на открытие нескольких предприятий на территории, при этом никому другому на нее права не продается.
Франчайзи получает право не только открывать предприятия, но и действовать как франчайзор на территории: продавать франшизу, контролировать, получать часть роялти и т.д. Этот способ еще называют субфранчайзингом.
Прямой франчайзинг – наиболее распространенная форма. При этом формы не являются взаимоисключающими: если франчайзи один в регионе, он может получить эксклюзив, а далее, если в этом регионе есть потенциал для быстрого роста, стать мастер-франчайзи по региону.
В силу неопределенной ситуации с термином «франчайзинг» в российском законодательстве, посчитать точное количество франшиз в России невозможно. По примерным подсчетам их около 5000. Так что примеры компаний, развивающихся по этой системе, можно найти в любой сфере и с любыми инвестициями.
Франшиза Додо Пицца
Сеть пиццерий, которую почти 10 лет назад основал Сергей Овчинников, сегодня разрослась до уровня международной. Это один из примеров успешного развития франшизы. Компания выстроила мощную бизнес-систему с собственным программным обеспечением (Dodo IS) и стандартами работы. Открыть по франчайзингу Додо Пиццу можно, внеся за нее паушальный взнос – 413 тысяч рублей. В целом, стартовый капитал понадобится размером не меньше 5 миллионов рублей.
Обычно люди, далекие от бизнеса, в качестве образца франчайзинга приводят McDonalds. Действительно, это одна из самых известных франшиз, сформировавших этот рынок в его современном виде. Однако такая франшиза доступна очень небольшому (нескольким сотням) человек в России – для ее открытия требуются десятки миллионов рублей, собственное помещение и большой бизнес-опыт.
Если же рассматривать предложения, доступные (как по деньгам, так и по требованиям) обычным людям, то их можно найти в нашем каталоге франшиз. В нем представлено 1500 компаний (на момент написания статьи) и есть подробная информация по каждому предложению.
Франчайзинг и франшиза. В чем разница?
Итак, как мы писали выше, франчайзинг — это прежде всего отношения двух субъектов бизнеса, и их цель — взаимовыгода. У одной стороны есть коммерческий опыт, деловая репутация и комплекс исключительный прав, а другая сторона хочет всё это приобрести и пользоваться. Так, франчайзи получает возможность открыть реально работающий и прибыльный бизнес без лишних рисков, а франчайзор в зависимости от условий соглашения получает прибыль либо от самой купли-продажи франшизы, либо от периодических отчислений франчайзи, либо за счёт продажи ему товара для реализации. Не стоит также забывать о дополнительных отчислениях, например, о рекламной плате.
Основой, на которой строятся взаимоотношения сторон является договор франчайзинга, о котором мы также писали в соответствующем разделе. В свою очередь франшиза — это объект договора франчайзинга. Это те блага, которые приобретает франчайзи, то есть это и модель ведения бизнеса, и бренд, и технологии, и обучение от франчайзора, и инструменты маркетинговой политики, и многое другое.
А вот как пользоваться предоставленными правами, технологиями и различными материалами определяет франчайзинговый пакет. По сути, франчайзинговый пакет — это набор документов, включающий комплект правовых документов (договор коммерческой концессии, сопутствующие ему дополнительные соглашения и другое), а также бренд-бук и бизнес-бук.
Брендбук — это руководство по правильному использованию бренда, который приобрел франчайзи. Это описание фирменного стиля, правила оформления мест продаж и дизайн офиса, это логотипированная продукция, например, униформа, автотранспорт и упаковка. Иногда выделяют ещё и мерчендайзингбук (требования к ассортиментному ряду и *POSm) и логобук (применение графического знака).
Бренбук является для франчайзи инструкцией по идеологии и легенде бренда, он рассказывает, как позиционировать бренд, включает правила использования элементов идентификации (Stylebook) их размещения в рекламе (Adbook).
Благодаря бизнес-буку франчайзи знает, какую вести стратегию развития, ценовую политику, какие в компании стандарты и методы продвижения, какие требования к месторасположению торговых точек. В общем, это все те нормы, которые должен соблюдать франчайзи для правильного ведения бизнес-процессов. По сути, это руководство к действию, проработанное до мелочей, программа поведения в часто встречаемых ситуациях. Линия поведения, которой должен придерживаться франчайзи.
* POSm — Point of Sales materials, материалы, предназначенные для привлечения внимания и продвижения товара непосредственно на местах продаж. Например, логотипированные стойки, ценники, брелоки, кружки, плакаты.
Слово franchise пришло из французского языка, где обозначало льготу или особое право. Впервые термин начал использоваться в XVI веке в Англии для обозначения прав епископатов, в том числе на организацию и сбор доходов с торговли. Однако этим словом могли обозначаться и другие права: так до сегодняшних дней дошли права на использование антуража и персонажей вымышленного мира (медиафраншиза), право на невыплату части суммы ущерба при страховании (франшиза в страховании) и право на именование спортивной команды (спортивная франшиза). Но их было еще больше, например, Оксфордский словарь английского языка включает и такое значение как «избирательное право».
Схожа с франчайзингом была английская система «связанных домов». Пивовары договаривались с владельцами постоялых домов о том, что они будут продавать свое пиво на их территории, за долю от дохода. Впоследствии в Германии компания SPATEN развила эту идею, требуя продажи в тавернах только брендированного пива – это был один из первых случаев передачи прав на товарный знак.
В колониальный период английская система раздачи прав была применена и в Америке. Но здесь было важное отличие: в отличие от епископств, привязанных к конкретному месту, права в Америке раздавались людям, которые на этой территории ранее не жили. Они могли брать другие территории, а право не было неотъемлемым. Такая система была уже гораздо ближе к современному франчайзингу.
В середине 1850-х годов компания-производитель швейных машин Singer была близка к краху из-за низких продаж. Машины были лучше, чем у конкурентов, но и стоили они дороже. На организацию сети магазинов у компании денег не было. Было принято решение отдать независимым предпринимателям – лицензиатам – право на продажу машин на определенной территории, в обмен на лицензионные отчисления. Это был первый пример товарного франчайзинга – т.е. такой модели отношений, при которой франчайзи продает от имени франчайзора товар и зарабатывает на разнице оптовой и розничной цены. Однако Singer пошли еще дальше – их представители учили клиентов шить на машинке и ремонтировали машинки в случае поломки. Что можно считать одним из первых примеров сервисного франчайзинга.
Опыт Singer был не очень удачным. Отсутствие единого стандарта по ведению продаж приводил к тому, что представители давали клиентам большие скидки, как следствие, выгода для франчайзора была минимальной. Но этот эксперимент стал примером для других американских компаний.
Аптекарь Джон С.Пембертон запатентовал в 1886 году состав напитка, известного сегодня как Coca-Cola. Чтобы быстро захватить американский рынок, он дал нескольким другим производителям право производить этот напиток под брендом Coca-Cola. Это – один из первых примеров производственного франчайзинга, при котором франчайзи не просто продает, но сам производит продукт.
Еще один аптекарь, Джастин Дарт, объединил 40 других аптекарей в «кооператив продавцов», работавших под одним брендом Rexall. Скорее всего, это был первый случай, когда компания начала развиваться по франчайзингу с первого дня ее основания.
Толчок развитию франчайзинга в США дала зарождающаяся автомобильная индустрия. Автомобиль был товаром новым и необычным, никто не знал точно, как его продавать. General Motors первыми внедрили систему, при которой они продавали свой товар через независимые автосалоны. Позже к ним присоединись две другие компании «большой детроитской тройки»: Ford и Chrysler. В 30-е годы массовое производство автомобилей привело к повышенному спросу на бензоколонки – они тоже стали открываться по франшизе, причем, в отличие от автосалонов, они открывались уже под конкретным брендом.
В довоенный период франчайзинг ассоциировался, в основном, с перепродажей или оказанием простых услуг под вывеской бренда. Франчайзи работали без стандартов, франчайзоры их особо не контролировали. Ситуация изменилась только в конце 50-х годов.
В 1955 году Рэй Крок купил право на развитие сети McDonalds. Крок ввел систему стандартов, которые должны были неукоснительно соблюдаться на каждой точке по всей Америке. Он стал брать с франчайзи долю от дохода, а не фиксированную сумму и не продавал им втридорога ингредиенты. Франшиза продавалась на каждый отдельный ресторан, а не штат или город. Эта модель развития, названная деловым франчайзингом, сегодня стала стандартом и синонимом слова «франчайзинг». Справедливости ради, стоит сказать, что такие системы работали уже с конца XIX века (например, сеть железнодорожных ресторанов Harvey House или салоны красоты Марты Матильды Харпер), но обычно локализовались в одном или нескольких штатах.
В то же время была построена федеральная сеть автодорог, и Америка пережила бум франшиз фаст-фуда, многие из которых всемирно известны сегодня: KFC (возникшая еще до войны), Burger King, Subway. Но мода на франчайзинг привела в эту сферу мошенников, из-за чего популярность франчайзинга в 60-х упала. Итогом стало государственное регулирование франчайзинга – сегодня в США каждый франчайзор должен раскрывать информацию о своей компании. Этот документ называется FDD и включает 23 пункта, в т.ч. список всех аффилированных лиц, финансовую отчетность компании и т.д. С появлением этого документа ситуация оздоровилась и сейчас франчайзинг на Западе вновь переживает свои лучшие годы.
Франчайзинг в России
Первые западные франшизы начали «проникать» еще в СССР. Самое известное событие – открытие первого ресторана McDonalds в Москве в 1990 году. В 1990-92 годах все крупные западные франчайзинговые компании зарегистрировали товарные знаки в российском Роспатенте, после чего начали продавать мастер-франшизы местным компаниям. Франчайзинг в 90-х был, в основном, западной экспансией на российский рынок. Исключением были компании «Дока-пицца» и «Дока-хлеб», которыми руководил Владимир Довгань, один из первых российских бизнесменов, использовавший термин «франшиза». К концу 90-х действовало уже несколько десятков российских франшиз.
В «нулевые» франчайзинг перестал быть экзотикой, хотя российских франшиз все еще было мало. Появились компании, занимавшиеся франчайзинговым консалтингом и разработкой франшиз. Одной из первых была компания FRANSH Стратегия роста, запустившая в 2006 году каталог франшиз БИБОСС. Большинство франшиз в этот период были из Москвы и Санкт-Петербурга.
Подробнее о франчайзинге в России и роли портала БИБОСС в его становлении можно почитать в соответствующей статье Википедии.
Международного франчайзингового права не существует, в каждой стране есть своя, в той или иной степени проработанная, законодательная база.
Соответственно, каждый раз, когда франчайзор из одной страны подписывает договор с франчайзи из другой, он должен прописывать, нормам какой из стран должен соответствовать договор и чей суд будет решать конфликты. Чаще всего это законы страны, в которой действует франчайзор. Однако международные франшизы имеют дело с тысячами франчайзи по всему миру, и подписание договоров и решение конфликтов может занимать у них все время.
Поэтому практически все международные компании работают либо создают в стране собственное юридическое лицо, подчиненное «центру», либо продают на территорию страны мастер-франшизу.
Чтобы передавать по договору товарный знак, даже если он уже зарегистрирован как международный, франчайзор должен подтвердить его в местном органе управления, занимающемся регистрацией интеллектуальной собственности. В России это – Роспатент. Если продается мастер-франшиза, то товарный знак регистрируется на зарубежную управляющую компанию и передается по договору коммерческой концессии. Мастер-франчайзи же подписывает со своими партнерами в стране договор субконцессии. Чаще всего эти договоры – калька с оригинального, который франчайзор подписывает с партнерами в своей стране.
Когда заходит речь о «международном франчайзинге», чаще всего упоминаются франшизы из США, реже – Европы. Однако большой сегмент рынка в России представлен франшизами из стран-соседей – Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ. Эти компании часто работают не по договору коммерческой концессии, а по другим, например, договору поставки или оказания услуг. В этом случае договор может подписываться с компанией из другой страны напрямую.
Франчайзинг в туризме
Туристическая отрасль в нашей стране сейчас переживает не лучшие времена. После резкого падения количества выездных туристов в 2015 году (что было связано с ограничениями на выезд госслужащих и перепадами курса доллара), объемы туристических поездок постепенно восстанавливались и к 2019 году достигли «докризисных» значений. Однако «корона-кризис» 2020 года ударил по этой отрасли сильнее остальных, потому что такой бизнес невозможно перевести в онлайн или как-то быстро перестроить формат. Границы постепенно открываются, однако страх людей перед заражением еще долго будет сдерживать рост числа поездок. Поэтому в данной нише останутся только крупные игроки, которые могут диверсифицировать бизнес или просто переждать кризис. Справедливо это и для франчайзинга: игроков на этом рынке, развивающихся по франшизе, осталось менее десятка.
Видео с нашего канала: «Франчайзинг простыми словами»