Франшиза что это простыми словами в бизнесе как работает
Франшиза – что это такое и как работает подобная бизнес-схема? В статье объясняем простыми словами и приводим примеры. Что нужно знать при покупке франшизы, от чего зависит ее цена и выгодно ли открывать бизнес по франчайзингу.
Что такое франшиза простыми словами
Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если на вопрос «что такое франшиза» ответить кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами. Покупка франшизы помогает начать дело с минимальными рисками.
Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).
Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).
Отношения между франчайзором и франчайзи – это и есть франчайзинг.
Согласно статье Википедии, слово «франшиза» пришло из французского языка, где термин franchise означал льготу.
Чтобы понять, что такое франшиза, в интернете есть специальные площадки – магазины франшиз, или иначе их называют каталогами. В них, как правило, и размещаются все франчайзинговые предложения. Удобство в том, что на одном ресурсе можно выбрать среди множества франшиз, посмотреть отзывы, сравнить цены, условия и при желании оставить заявку. Кстати, именно БИБОСС сделал первый каталог франшиз в России.
Из чего состоит франшиза
В узком смысле, бренд – это марка, отличающая товары или услуги одной компании от другой. Но во франчайзинге бренд рассматривается в широком смысле – как совокупность мнений, ассоциаций, оценок относительно торговой марки. Бренд может быть известным или неизвестным, с хорошей или плохой репутацией. Соответственно, франчайзи заинтересован в покупке известного и/или имеющего хорошую репутацию бренда – это даст его предприятию стабильный поток клиентов, которые не пришли бы к нему, если бы он открылся под собственной вывеской. Если предприниматель откроет кафе под вывеской McDonalds, людей к нему будет приходить гораздо больше. Но так как право на бренд ему не принадлежит, чтобы открыться под такой вывеской он должен получить право на использование бренда от правообладателя. Это право и есть основа франшизы.
Чтобы оформить свое право на бренд, франчайзор должен зарегистрировать товарный знак, в котором может быть описано название, логотип, фирменные цвета и другие элементы, отличающие этот бренд от другого. Товарные знаки бывают международными и локальными, т.е. действующими в одной стране. Базу международных товарных знаков можно посмотреть здесь, а российских – здесь.
Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзор должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. В противном случае товарный знак не будет считаться переданным с точки зрения закона.
Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда: партнер платит за право работать под вывеской и этим отношения между франчайзи и франчайзором ограничиваются. На самом деле бизнес-модель и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.
Бизнес-модель – это система ведения бизнеса в конкретной компании и ее описание. Она включает в себя описание всех процессов и стандартов работы компании. Другими словами, она отвечает на вопрос: «как работает эта компания?». Как у нее устроены продажи, за счет чего монетизируется, какой дизайн помещений она использует и т.д. Вплоть до таких мелочей как расстановка цветов в офисе. Это может показаться странным, но, если это включено в бизнес-модель – значит, в этом есть смысл с точки зрения бизнеса.
Бизнес-модель всегда зафиксирована в каких-то документах. Чаще всего это стандарты компании. Именно эти стандарты передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос. Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия. Им же следует в ходе своей работы под крылом управляющей компании. Поэтому бизнес-модель – это вторая важнейшая составляющая франшизы
Франшиза не ограничивается покупкой права на бренд и обучением стандартам. Франчайзи взаимодействует с франчайзором все время действия договора. И это взаимодействие проявляется не только в консультациях, вебинарах, обновлении стандартов, но и в контроле.
Стандарты, как уже говорилось выше, могут на первый взгляд противоречить здравому смыслу. Поэтому некоторые франчайзи могут пытаться нарушить эти стандарты для получения большей прибыли. Либо халатно относиться к их исполнению. Итогом в большинстве случаев становится ухудшение качества обслуживания и товара на франчайзинговом предприятии. А страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы. Кроме того, франчайзор должен быстро реагировать, если видит, что дела у его партнера идут плохо.
Какие каналы используются для контроля франчайзи:
Без хотя бы одного из этих трех элементов коммерческое предложение не может в полной мере называться франшизой:
Цена за франшизу определяется двумя ключевыми платежами:
Маркетинговый взнос иногда включают в роялти, иногда фиксируют как отдельный платеж. Это плата франчайзору за масштабную (обычно всероссийскую или даже международную) рекламную кампанию, которая ведется постоянно. Так как франчайзи получают выгоду от такой рекламной кампании, они частично ее оплачивают. Обычно маркетинговый сбор составляет 1-2% от оборота франчайзингового предприятия.
По характеру сотрудничества:
По типу работы на территории:
Есть и другие понятия:
Термин «франшиза» применяется не только для описания отношений между субъектами бизнеса. Существуют и другие значения этого слова:
Медиафраншиза (франшиза в кино)
Это бренд, персонажи и антураж определенного произведения, имеющего несколько частей, и, возможно, ответвлений от основного сюжета. Она относится к интеллектуальной собственности, и, например, киностудия обязана купить права на нее, чтобы снять по ней фильм. Например, любительский фильм про Бэтмена нельзя отнести к франшизе, так как его создатели не покупали прав на нее, и они не собираются на этом зарабатывать. Но пластиковые фигурки Бэтмена, продающиеся в магазинах, относятся.
Франшиза в страховании
Два основных вида франшиз в страховании – условная и безусловная:
При условной франшизе сумма ущерба выплачивается полностью если он больше, чем размер франшизы. Например:
При безусловной – размер франшизы вычитается из суммы ущерба. Рассмотрим на том же примере:
Также выделяют франшизы:
Франшиза в спорте – это бренд команды. Явление наиболее характерно для спортивных лиг США и Канады. Например, команда «Атланта Флэймз» в 1980 году полностью переехала из Атланты в канадский город Калгари и стала называться «Калгари Флэймз». Слово «Флэймз» в этом случае – франшиза, не зависящая от города, в котором базируется команда на данный момент. Однако это не обязательное требование: многие команды в НХЛ меняли названия при переезде. По сути это вариант медиафраншизы.
Примеры франшиз мы встречаем буквально на каждом шагу, но не всегда даже догадываемся, что эта компания открыта по франшизе. Это может быть кафе, салон красоты, детский сад или юридическая контора. Как правило, отличить франчайзинговую сеть можно по тому, что большое количество точек одного бренда встречаются в разных местах (в городе, стране или даже во всем мире).
Пожалуй, самый узнаваемый бренд франшизы – это Макдональдс. Однако компания развивается не по стандартной франчайзинговой схеме. У них довольно жесткие условия договора и внушительные суммы для инвестиций. При этом партнеры должны пройти несколько этапов собеседований и тренингов.
О том, как открыть франшизу Макдональдс, можете почитать в нашей статье.
Еще один известный на весь мир пример – франшиза KFC. И снова общепит и фастфуд, в частности. Уже по этому, казалось бы, совпадению (но нет) можно сделать вывод, что франчайзинговая бизнес-модель отлично подходит для этой сферы. У КФС тоже много непростых для исполнения требований к покупателям их франшизы. Стартовый капитал для открытия фастфуда под брендом KFC – 21 миллион рублей.
В российском законодательстве слова «франшиза и франчайзинг» не используются, поэтому и договора франшизы как такового не существует. Вместо этого при оформлении франчайзинговых отношений в нашей стране используют следующие виды договоров:
При этом только договор коммерческой концессии можно в полной мере назвать аналогом договора франшизы.
Чем он отличается от лицензионного и других договоров, в каких случаях какой из них нужно применять и примеры каждого из них – можно найти в нашем материале о договоре франчайзинга.
Плюсы и минусы франшизы
Мало кто начинает свой путь во франчайзинг сразу с идеи о покупке франшизы. Скорее всего, начинающий предприниматель сначала задумается об открытии собственного бизнеса или даже запустит его, а потом начнет рассматривать альтернативы. Поэтому вопрос «свой бизнес или франшиза» остается актуальным. В чем состоят преимущества и недостатки франчайзинга относительно собственного бизнеса?
Важно понимать, что у каждой конкретной франшизы плюсы и минусы будут своими. Например, не все из них предоставляют маркетинговые материалы. Другие предлагают гибкую политику по стандартам и готовы адаптировать их под конкретного франчайзи. Поэтому можно коротко обозначить суть отличия франшизы от собственного бизнеса: во франчайзинге меньше свободы и меньше рисков.
В связи с этим встает вопрос, что лучше: франшиза или готовый бизнес? У готового действующего предприятия нет тех проблем, которые есть у стартапа: бизнес-модель уже «обкатана», есть список поставщиков, есть опытные сотрудники, которых не надо всему обучать. При этом, в отличие от франшизы, не нужно платить паушальный взнос и роялти.
В чем же недостатки готового бизнеса в сравнении с франшизой?
Как выбрать франшизу
После того, как выбор между франшизой и собственным бизнесом сделан, стоит перейти к следующему, не менее важному вопросу – о том, какое предложение выбрать.
Сегодня на рынке существуют тысячи компаний, называющих себя «франшизой». Но далеко не все из них достойны этого названия. «Модное» слово и упрощенное представление, что франшиза – это гарантия успеха, привлекает компании, которые этого звания не достойны. Есть много примеров, когда под данной вывеской предлагается перепродажа товара, сетевой бизнес, обучающие курсы и даже финансовые пирамиды. Отличить франшизу от не-франшизы – просто, нужно лишь соотнести предложение с моделью «бренд – бизнес-модель – контроль». Если нет хотя бы одного слагаемого, франшизой эта компания называться не может.
Существуют сотни критериев для правильного выбора франшизы. Все их можно объединить в пять основных групп:
Насколько давно она работает, как давно запущен франчайзинг, много ли у нее франчайзи (особенно тех, кто открыл несколько точек), насколько быстро прирастает их число. Положительная динамика по этим критериям показывает, что компания опытная, франчайзинговая программа «обкатана», а франчайзи довольны управляющей компанией и зарабатывают достаточно, чтобы открывать новые точки.
Хорошая франшиза дает все, что необходимо для успешного ведения бизнеса, но не ведет его за франчайзи. Самое важное – как устроено обучение, единоразовое оно или есть последующее доп.обучение, обучают ли только партнера или его сотрудников тоже. Есть ли маркетинговая поддержка и т.д.
Общение с продавцом
Дает ли продавец всю необходимую информацию (включая договор, финансовую модель, контакты партнеров)? Если нет, то он, возможно, скрывает какую-то информацию.
Полнота данных в интернете
Чем более открыта франшиза и чем более согласованы ее данные в интернете – тем лучше. Если отличаются данные по количеству открытых точек, или не все из них можно найти в открытых источниках, это уже повод насторожиться. Еще хуже – если не совпадают данные по инвестициям, паушальному взносу, роялти и другим франчайзинговым платежам, например, на сайте и в каталогах.
В первую очередь нужно проверить, есть ли товарный знак и давно ли он зарегистрирован. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован товарный знак, стоит проверить на долги (по базе ФССП), а также по арбитражным делам (по картотеке арбитражных дел). Важно понимать, большинство франшиз, работающих более 3 лет, судились со своими партнерами. Суды показывают, насколько хорошо проработан договор франчайзинга, поэтому хорошие компании выигрывают большинство судов со своими франчайзи.
Перед тем, как начинать анализ, проверьте, нет ли интересующей вас компании в нашем Рейтинге франшиз. В нем упомянутые выше 5 групп разбиты на 27 основных критериев, и по каждому дана оценка всем компаниям, представленным в каталоге.
Как купить франшизу
Условия покупки и открытия франшизы разнятся в зависимости от того, под каким брендом вы хотите работать. Но, в целом, схема стандартная:
В некоторых случаях еще до подписания договора потенциальный франчайзи должен пройти этапы обучения и интервью. Это объясняется тем, что многие франчайзоры щепетильно относятся к выбору партнеров. Ведь от успешной работы каждого предприятия зависит и успех всей франчайзинговой сети.
Что касается непосредственно открытия вашей франчайзинговой точки, то чаще всего управляющая компания помогает на всех этапах запуска. Но опять же в каждом конкретном случае могут быть свои расхождения. То же и со стартовыми инвестициями – если одни покрывают своим франчайзи эти расходы (или они уже включены в паушальный взнос), то другие могут этого не делать. Как бы то ни было, все эти моменты должны быть прописаны в договоре. Поэтому крайне внимательно отнеситесь к его изучению, чтобы не подписаться на невыгодные для себя условия.
Часто задаваемые вопросы
1. Подумайте, готовы ли вы ограничить свою предпринимательскую свободу, но вести бизнес с пониженными рисками. Если да – то франшиза вам подойдет. 2. Выберите нишу, в которой хотели бы иметь бизнес 3. Просмотрите предложения в каталогах франшиз в этой нише 4. Изучите сайты, социальные сети заинтересовавших вас франшиз 5. Отправьте заявки этим франшизам и получите ответ 6. Посмотрите, какие плюсы и минусы есть у каждого предложения. Выберите наиболее подходящую франшизу 7. Подпишите договор и оплатите паушальный взнос 8. Пройдите обучение стандартам, выберите помещение и отремонтируйте 9. Откройте предприятие. Теперь у вас есть свой бизнес, но под известным брендом:)
Популярность франшизы определяется популярностью бренда. Самая известная франшиза в мире – McDonalds. Однако популярность не всегда значит эффективность франчайзингового предложения. Открыть тот же McDonalds в России смогут единицы. А чтобы открыть свое дело по франчайзингу нужно учитывать не только популярность, но и другие факторы, в первую очередь, уровень оказываемой поддержки.
В большинстве случаев – да, причем оно должно быть уже на момент подписания договора, т.к. договор подписывается между двумя юридическими лицами.
По-настоящему мошеннических франшиз не так много. Гораздо больше тех, кто под этим словом скрывает совсем другие продукты: оптовые поставки, обучающие курсы и пр. Также на рынке много франшиз, чьи создатели сами не знают, что их франчайзинговое предложение не качественно. Этим компаниям обещают золотые горы если они пойдут во франчайзинг, но у них может не быть проработанной бизнес-модели, известного бренда или они просто не готовы к масштабированию.
В большинстве случаев – можно. Но это может быть расценено как упущенная выгода для франчайзора, а значит, франчайзи придется оплачивать отступные. В каждом договоре это прописывается индивидуально.
Что такое франшиза: как она работает, сколько стоит, где искать и как выбрать
Приветствую всех предпринимателей и бизнесменов, интересующихся франшизой!
Франчайзинг стал настолько популярным, что сейчас об этой схеме бизнеса знают даже те, кто далек от мира торговли. Более того, каждый из нас практически постоянно сталкивается с “плодами” франчайзинга: Пятерочка и Перекресток, МакДональдс и Бургер Кинг, Билайн и Мегафон – все эти компании развиваются благодаря франшизам.
Для предпринимателей-новичков создавать дело с нуля весьма рискованно. Поэтому самым логичным и менее проблемным способом открытия бизнеса станет франчайзинг. Так можно быть уверенным в лояльности потребителей и практически со 100-процентной гарантией выйти в плюс в короткие сроки.
Поэтому сегодня мы разберем, что такое франшиза, ведь не все молодые представители торговли понимают, как она работает, из-за чего и допускают типичные ошибки новичков. Мы простыми словами разберем, из чего состоит франшиза, сколько стоит ее приобретение, что такое паушальный взнос и роялти, а также узнаем о самых популярных современных франшизах.
Понятие франшизы
Франшиза – это комплекс прав на открытие бизнеса под известным раскрученным именем, передаваемых за определенную плату от владельца бренда другому предпринимателю, а также перечень условий, на которых этот самый предприниматель может осуществлять свою деятельность.
Еще эту схему называют бизнесом в аренду: владелец бренда, т. е. франчайзер, предоставляет второй стороне, или франчайзи, право открыть торговую точку, используя имя, торговую марку, модель ведения бизнеса, технологии, наработки и стратегию развития бренда.
По-другому можно сказать, что это бизнес под ключ, ведь новому владельцу прав не нужно думать над каждым нюансом, так как у него уже собран весь пакет необходимых данных. Он получает:
И это далеко не все. Конкретные выгоды и бонусы зависят от компании. А некоторые франчайзеры и вовсе ничего, кроме права продажи товаров или услуг, не предоставляют, но это касается наиболее популярных франшиз.
А для франчайзера эта сделка будет являться способом распространения популярности сети, укрепления позиций в конкурентной среде и получения новых партнеров, а значит, и прибыли.
Например, бизнесмен купил франшизу компании “Додо Пицца”. Теперь он может открыть собственное заведение под этим же именем, с таким же меню, как и в других торговых точках бренда, с идентичными условиями доставки и т. д. Все детали прописаны в инструкции. А за это владелец новой пиццерии сети “Додо Пицца” и должен платить роялти, предусмотренный договором.
И если франшиза означает пакет документов о правах и комплекс условий, то франчайзинг – сама схема подобного ведения бизнеса, сотрудничество между франчайзером и франчайзи, закрепленное в договоре.
Так как в законодательстве РФ отсутствует понятие “франшиза”, то и официально в договоре будет идти речь о коммерческой концессии. Это тот же франчайзинг, несмотря на другое название. Во всех юридических документах будет фигурировать именно этот термин.
В договоре подробно прописаны права, обязанности и условия ведения бизнеса. Франчайзи обязуется выполнять все правила и условия, поддерживать и развивать дело, участвовать в рекламных кампаниях. А франчайзер должен оказывать поддержку и помощь покупателю франшизы.
На рынке представлены тысячи предложений о покупке франшизы. Объектом сделки могут быть не только кафе, рестораны и другие заведения быстрого питания. В список франшиз могут входить:
Узнать, какие франшизы имеются в продаже, и ознакомиться с условиями приобретения можно на официальном сайте франчайзера, с помощью онлайн-каталогов или онлайн-агрегаторов, на офлайн-выставках и днях открытых дверей.
Удобнее всего пользоваться онлайн-каталогами франшиз. Там можно сразу посмотреть различные предложения и сравнить условия.
И если раньше купить франшизу было достаточно проблематично из-за жестких требований и условий, то сейчас, в период высокой конкуренции, франчайзеры стараются привлечь к себе новых франчайзи путем предложения выгодного для обеих сторон сотрудничества. Взаимная выгода – это основополагающий принцип франчайзинга.
Составные части
Три важные составные части франшизы:
Разберем подробнее каждую из составляющих. Начнем с бренда. Это название товаров, услуг или компании, благодаря которым массовый покупатель быстро узнает торговую марку и отличает ее от других. Франчайзер мог в течение нескольких десятилетий работать над брендом и репутацией.
Вторая составляющая – бизнес-модель. Это схема ведения бизнеса. В нее входит все до мельчайших деталей: стратегия развития, оформление помещений, раскладка товаров, правила обслуживания потребителей, униформа сотрудников, технологии производства, правила подбора и найма персонала и многое другое. Информация должна быть четкой, структурированной и организованной.
И последняя часть – это контроль. Чтобы франчайзи не погубил репутацию целого бренда и не стал причиной снижения прибыли, франчайзеры должны контролировать своих бизнес-партнеров и следить, чтобы они соблюдали все правила, условия и стандарты, прописанные в договоре. Осуществлять контроль можно с помощью ревизий, системы бонусов и поощрений, отслеживания отзывов клиентов в сети.
Виды франшизы
Из-за популярности и широкого распространения франчайзинга видов франшиз представлено немало. Перечислю самые распространенные.
По типу сотрудничества:
По территориальной направленности:
По количеству открываемых предприятий:
По сферам деятельности:
По характеру отношения с брендом:
Где искать и как выбрать
Для начала разберемся, где можно найти подходящий вариант. Об этом я уже немного писала: в интернет-каталогах, на официальном сайте компании, на офлайн-выставке или на тематических ресурсах, в частности на сайте Российской ассоциации франчайзинга.
Лучше всего посещать официальные сайты бренда, так как именно на них размещается актуальная и правдивая информация. Кроме того, так можно проверить добросовестность потенциального партнера: франчайзер должен открыто рассказывать о компании, а также публиковать контактные данные.
Еще советую обратить внимание на интернет-каталоги франшиз. С ними достаточно удобно работать, особенно если вы еще не определились с франшизой. На этих веб-площадках можно увидеть сразу несколько различных предложений и сравнить их достоинства и недостатки.
А теперь рассмотрим критерии выбора:
Условия приобретения
Условия и схемы действий могут несколько различаться в зависимости от конкретной компании. Но в целом общий алгоритм выглядит следующим образом:
Давайте остановимся на третьем пункте. Это один из самых важных шагов. Обязательно в этом деле привлекайте юриста, который может заметить то, что вы пропустили. Если какие-то пункты вас настораживают или вы не до конца понимаете их значение, уточняйте у юриста или партнера. Не оставляйте без внимания никакие мелочи. Лучше 10 раз переспросить, чем потом потерять сотни тысяч.
В некоторых случаях к предыдущим шагам прибавляется еще парочка: собеседование и обучение. Собеседование проводится в основном в крупных компаниях, которые хотят удостовериться, что потенциальный партнер им подходит. Это же касается и обучения. Оно необходимо, чтобы франчайзер был уверен в том, что его бренд будет продвигаться грамотно и эффективно.
Стоимость франшизы и что в нее входит
Стоимость франшизы складывается из четырех платежей:
Паушальный взнос – это платеж, который вносит франчайзи сразу после заключения договора. Обычно это фиксированная сумма, назначаемая индивидуально. Она зависит от популярности бренда и планируемой прибыли франчайзи.
Взнос уплачивается один раз, больше эту же сумму платить не нужно. Но это еще не окончательная стоимость франшизы, так как есть и другие платежи. Иногда можно не платить паушальный взнос. Но в основном подобное практикуется, когда франчайзи должен периодически закупать товары для продажи у франчайзера.
Роялти, в отличие от паушального взноса, является многоразовым постоянным платежом, который обычно выплачивается каждый месяц. Иногда сумма должна поступать на счет франчайзера раз в квартал, полгода или год.
Размер выплаты может быть фиксированным, что редко, или равным проценту от оборота или чистой прибыли, что встречается чаще. Может быть и смешанный вариант: фиксированная сумма + процент. Средний размер процента равен 6–7 %. Законом не предусмотрено ограничений на сумму роялти, поэтому франчайзер сам устанавливает размер платежей.
Есть еще один вариант – скрытое роялти. В этом случае франчайзи официально ничего не платит, но ему необходимо закупать товар у франчайзера, который делает весомую наценку на продукцию.
У роялти есть свои плюсы и минусы. Эти выплаты являются гарантией для франчайзи, так как пока он платит роялти, у франчайзера будет стимул помогать и поддерживать своего партнера. А вот если франчайзер просит только паушальный взнос без роялти, то это может насторожить. Вдруг предприниматель окажется мошенником, заберет первоначальный взнос и исчезнет, бросив партнера на произвол судьбы.
А вот недостатки заключаются в том, что даже если бизнес еще не окупил себя и франчайзи пока в минусе, ему все равно придется отправлять платеж. Но достаточно часто франчайзеры идут навстречу и предоставляют партнеру возможность не платить 3–4 месяца.
Рекламные отчисления не всегда встречаются. Подобную плату чаще всего просят крупные компании. Они запускают рекламу бренда и привлекают к этому всех своих франчайзи, собирая фиксированную сумму с каждого.
Возобновление или продление договора может понадобиться, если права передавались на ограниченный срок. Платеж обычно равен паушальному взносу или несколько меньше.
Кроме того, не стоит забывать о других тратах, которые могут быть как до, так и после приобретения франшизы: услуги юриста, наем персонала и обучение, ремонт помещения, закупка материала и продукции, приобретение оборудования и многое другое. Поэтому стоит учитывать все возможные расходы перед покупкой франшизы.
Плюсы и минусы
Обратите внимание на важные моменты при покупке франшизы, а именно на ее достоинства и недостатки.
В первую очередь хотелось бы отметить положительные стороны:
И теперь недостатки:
Риски и проблемы франчайзинга
Риски и проблемы есть в любом виде бизнеса и предпринимательства, даже если вероятность столкнуться с ними минимальна. У франчайзеров и франчайзи тоже есть шанс неприятно оступиться.
В основном для франчайзеров опасность может заключаться только в том, что им попадутся недобросовестные или совсем неопытные партнеры. Они могут не удержать бизнес на плаву, более того, могут даже бросить тень на репутацию бренда или вовсе загубить ее. Поэтому перед продажей надо внимательно изучить, кому именно продаешь франшизу.
А теперь риски франчайзи. У них опасностей больше:
Примеры франшиз
Самыми известными франшизами в России считаются:
Разумеется, это далеко не все известные представители. Такие “гиганты” в мире франшиз могут иметь следующие отличительные черты:
Заключение
Если подойти к делу с умом, то франчайзинг может стать отличным выходом для начинающего предпринимателя. Это наиболее быстрый вариант запустить проект и начать получать с него прибыль.
Основные рекомендации и одновременно план действий, которые я могу дать бизнесмену-новичку: