Франшиза на что обратить внимание
Как читать договор франшизы, чтобы не остаться без денег
На словах продавцы франшиз обычно обещают окупаемость за пару месяцев и миллионы прибыли. Но в их договорах все зачастую не так радужно: десяток консультаций, брендбук, таблички в экселе и никакой ответственности.
Я юрист по интеллектуальной собственности, и каждую неделю мне приносят очередной франшизный договор, чтобы я его прочитал, рассказал о рисках и помог их устранить. На примере истории одного из моих доверителей я расскажу, на что смотреть в договоре франшизы, чтобы не остаться без денег и бизнеса.
Какой договор будем разбирать
Мы познакомились с Сергеем пару недель назад. Он написал мне, что готов купить франшизу и хочет, чтобы я проверил договор. Сергей выбрал франшизу клининговой компании, съездил к ним в офис и пообщался с руководителем. Осталось только проверить договор и заплатить.
Компания занимается уборкой подъездов и дворов, а деньги получает от управляющих компаний многоквартирных домов. На рекламу практически не тратятся: сами ходят по управляющим компаниям и предлагают свои услуги. Всю работу выполняют нанятые компанией уборщики. Прибыль складывается из денег, полученных от управляющих компаний, за вычетом зарплат, налогов и расходов на хозтовары.
Компания обещает научить своих франчайзи зарабатывать так же и получать от полумиллиона рублей прибыли каждый месяц. Звучит все здорово: регулярные платежи от ЖКХ и почти нулевые затраты на рекламу. Все, что нужно для бизнеса, — договориться с десятком клиентов, купить бытовую химию, нанять уборщиков и снять офис, чтобы считать прибыль. Бизнес выглядит идеальным в своей простоте.
Но если бы все было так легко, вы бы не читали сейчас эту статью. Давайте посмотрим, что нам обещают в рекламе, а потом почитаем договор.
Что в рекламе
Компания предлагает франшизу по трем тарифам: дешевому, стандартному и дорогому.
Во всех вариантах работы предполагаются одинаковые финансовые результаты. Франчайзер заверяет, что дело окупится за срок «от трех месяцев». Выручка компании к концу первого года должна составлять около 1 млн рублей в месяц, чистая прибыль — около 500 тысяч в месяц. Предполагается, что компания к концу года должна будет регулярно наводить порядок по меньшей мере в пятидесяти домах.
Сергей выбрал самый дорогой вариант франшизы, по которому он должен только один раз вложить деньги, а управлять бизнесом будет франчайзер.
Что написано в договоре
Франчайзер прислал мне два документа: договор на продажу франшизы и корпоративное соглашение, по которому должна была открываться компания.
Давайте посмотрим на договор страница за страницей. Я закрыл в нем названия и личные данные: похожие истории происходят регулярно, имена и названия не так важны. Я буду выделять места, которые меня насторожили, и рассказывать, что в них не так. Я не буду особо цепляться к ошибкам в юридических терминах, «воде», опечаткам и неточностям, а расскажу о главных проблемах.
Начнем с первой страницы договора. К ней много вопросов.
Франчайзер в выбранном тарифе «Дорогой» обещал не просто консультировать, а полноценно вести бизнес, поэтому формулировка «услуги по созданию и информационному (консультационному) сопровождению деятельности Общества» в названии и предмете договора выглядит странно. Дальше нужно будет обратить пристальное внимание на то, что именно обязуется делать франчайзер по договору. Если там обязательства франчайзера будут подробно раскрыты, то здесь можно оставить все как есть.
Расшифровка понятия «планируемый результат» никуда не годится. Гарантии результата должны быть прописаны однозначно. Например, «сумма денежных средств, полученная Обществом от контрагентов в такой-то период по договорам об оказании клининговых услуг, исполненным Обществом надлежащим образом». Здесь же результат обозначен как «сумма заключенных договоров или оборот денежных средств в месяц». Под «суммой заключенных договоров» франчайзер, видимо, имел в виду сумму вознаграждений по договорам. Но даже так это ни о чем не говорит: можно назаключать договоров хоть на миллиард, но что с них толку, если по ним никто не будет платить. Понятие «оборот» в законе никак не прописано, да и раздуть обороты можно искусственно, например если перевести компании деньги и в тот же день получить их назад.
С другой стороны, само наличие понятия «планируемый результат» в договоре — это уже хорошо. В рекламе франчайзер ничего не говорил про гарантии, а тут они, кажется, должны дальше где-то появиться. Обычно бывает наоборот: на словах обещают окупаемость за месяц и новый Порше во второй, а в договоре ни окупаемости, ни Порше, а от гарантий остается только вода вроде «стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».
С этим разобрались, читаем дальше.
В этом разделе все стандартно. Есть много неудачных формулировок вроде «приступает к выполнению обязанностей по оплате», но это не критично, поэтому не будем это исправлять, чтобы не затягивать процедуру согласования правок.
Идем дальше: права и обязанности сторон.
В этом разделе никак не описаны реальные обязательства франчайзера: как именно он будет открывать ООО, нанимать директора, работников, снимать офис, искать клиентов, заключать договоры, отчитываться за работу и так далее. Забегая вперед, скажу, что все эти обязательства франчайзер указал в приложении, однако ссылку на это приложение в договоре не поставил. Чтобы это исправить, в п. 5.2.3 добавим указание «оказывать услуги, предусмотренные Приложением № 1 к настоящему Договору».
Формулировка из п. 5.1.1 «получать от стороны объяснения» без указания конкретных сроков бесполезна: получается, что эти объяснения можно готовить бесконечно долго. Праву должна соответствовать обязанность, подкрепленная санкцией за невыполнение. Нужно дописывать конкретные сроки и наказание. Например: « Сторона-2 обязуется предоставлять письменные консультации в течение трех рабочих дней с даты направления запроса Стороной-1. В случае непредоставления письменной консультации в надлежащий срок Сторона-2 обязуется выплатить штраф в размере 200 рублей за каждый день просрочки». Та же история и с фразами «своевременно» и «качественно»: без указания измеримых показателей своевременности и качества такие положения в договоре ничего не значат.
Красным шрифтом выделены мои дополнения, без них весь раздел теряет смысл
К фразе «фактически понесенные расходы» в п. 6.4 я добавил критерий «документально подтвержденные». Иначе может оказаться, что франчайзер насчитает себе столько «фактически понесенных расходов», что мы еще останемся ему должны.
Пункта 6.5 в договоре вообще не было. Получается, что в начале договора франчайзер указывает на некий планируемый результат, в приложении раскрывает суммы этого результата, но при этом никакой ответственности на самом деле нести не собирается. Поэтому мы добавляем здесь прямое указание на последствия.
Что написано в соглашении о создании компании
Дальше в договоре идут абсолютно типовые разделы про форс-мажор, порядок разрешения споров и расторжение договора. На них останавливаться не будем и перейдем сразу к «корпоративному соглашению», которое, по представлениям франчайзера, должны заключить стороны, чтобы открыть компанию.
Как купить франшизу: пошаговая инструкция, чтобы не прогадать
Содержание
Франчайзинг был создан специально для того, чтобы облегчить начинающему предпринимателю первые шаги на рынке. Запустить свое дело гораздо проще, если ты примеряешься к работе по уже успешным лекалам и под контролем франчайзера. Купить франшизу в России в любой сфере бизнеса зачастую проще, чем самому стартовать с небольшим капиталом. Однако статистика указывает, что в среднем чуть больше 20% франчайзи разочаровываются в первый год. Наша пошаговая инструкция создана как раз для того, чтобы помочь купить выгодную франшизу и не ошибиться. Воспользуйтесь алгоритмом, облегчая себе выбор.
Шаг 1. Аудит собственных возможностей
Рассматривая вкусные предложения, зачитывая сочные продающие слоганы, легко забыться. Выбранная сфера должна быть понятна и привлекательна лично для вас. Пусть вы плохо разбираетесь в бизнес-процессах, но если у вас есть четкие представления о сфере деятельность, товаре или услуге, то ваш собственный опыт поможет сориентироваться в остальном.
Важно дать четкие ответы на вопросы:
Совет: Перед тем как на что-то решаться, поговорите с другими франчайзи, поищите аналоги, изучите статистику, воспользуйтесь сарафанным радио, составьте список собственных вопросов и проконсультируйтесь со специалистами.
Шаг 2. Поиск франшизы
Франшиза — не спонтанная покупка и точно не товар первой необходимости. Поэтому с рук ее лучше не покупать, а решение принимать небыстро. Франшизу лучше выбирать в каталогах. Там, где вы сможете найти всю необходимую информацию, перепроверить ее, обсудить детали с франчайзером и франчайзи, получить обратную связь и нужные консультации. Это поможет вам избежать франшиз-пустышек, мошенников и горечи завышенных ожиданий.
Совет: Как бы красиво вам ни расписывали выгоды франшизы, если они не подкреплены реальными фактами, велика вероятность, что вас пытаются обмануть. Грамотный франчайзер не скрывает информацию и часто помогает примерить ее под ваши параметры.
Шаг 3. Проверка франшизы
Следующий важный этап — сбор информации о франшизе, франчайзере, продукции или услуге, зарегистрированном товарном знаке, финансовых показателях, периоде окупаемости, сроках, стоимости, форме договора и условий.
Действия по порядку:
Совет: Не только цена должна определить покупку франшизы. Смотрите на даты регистрации и открытия франшизы, количество успешных точек, опирайтесь на мнение профессионалов.
Шаг 4. Договор
Франшиза — готовый бизнес, общая суть которого обязательно сведена в договоре. Прежде чем купить, помните, что ответственные франчайзеры прописывают в нем не только свои услуги, но и их объем, формы и условия, требования к франчайзи. Подписывая документ, внимательно оцените собственные риски.
Напоминаем, что в российском законодательстве термин «франшиза», «договор франчайзинга» пока официально не закреплены. Подобные отношения на отечественном рынке регулируются нормами главы 54 ГК РФ и представлены договором коммерческой концессии.
На что надо обратить особое внимание, читая договор:
Совет: Не просто прочитайте и оцените каждый пункт документа — прежде чем купить франшизу для своего малого бизнеса, проконсультируйтесь с юристом, у которого есть настоящий опыт оформления таких договоров. Не скупитесь на настоящих специалистов!
Ответы на часто задаваемые вопросы при покупке франшизы
1. Где искать франшизы?
Купить франшизу в Москве и в регионах можно с официальных порталов-каталогов. Например, на портале TopFranchise.ru представлены более 500 проверенных франшиз из разных сфер бизнеса. Можно узнать условия, почитать отзывы франчайзи, запросить подробности и оставить заявку на покупку. Также проводятся выставки франшиз, делаются рейтинги франшиз 2020 года. Можно выбрать и купить недорого, в любой сфере, с полным объемом проверенной информации.
2. Можно ли купить франшизу без опыта работы?
Франчайзинг идеален для малого бизнеса. Если вы решились купить франшизу, вам гарантированы поддержка франчайзера, его опыт и консультации. Главное, не относитесь к покупке легкомысленно, не ждите от нее чудес и мгновенных свершений. Любое дело требует внимательности и взвешенного подхода.
3. Существуют франшизы для самозанятых?
Короткий ответ — да. Главное, какую франшизу вы собираетесь купить и чем хотите заниматься. К примеру, если вы решили купить франшизу магазина, то данный вид деятельности не предусматривает самозанятости. А вот если вы собираетесь заниматься социальной работой, переводами, репетиторством – к вашим услугам множественные варианты успешных франшиз. Обратитесь к юристам в каждом частном случае.
Что необходимо для успешного бизнеса – франшиза Pedant.ru
Умный франчайзинг: какими франшизами можно управлять удаленно
Франшиза «Бургер кинг». Как открыть ресторан в своем городе
Отзыв Михаила Крылова о франшизе Pedant.ru г. Тверь
Сколько стоят франшизы в России
Инвестиции
от 50 000 руб.
Инвестиции
от 60 000 руб.
Инвестиции
от 50 000 руб.
Инвестиции
от 160 000 руб.
Поиск франшизы в каталоге по фильтру
Развернуть
Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!
Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!
Официальный каталог франшиз.
Открыть свой бизнес легко
Следите за нами в социальных сетях:
topfranchise © 2012-2021. All Rights Reserved
Как купить франшизу. Руководство для начинающих предпринимателей
Где найти франшизу, как правильно выбрать и что сделать, чтобы начать бизнес по франшизе
Как купить франшизу. Руководство для начинающих предпринимателей
Франшизы сегодня везде. От «Пятёрочки» и «Cinnabon» до «Ozon» и «СДЭК». Кофейни, рестораны, шаурма, производство стройматерилов и разработка мобильных приложений, каршеринг и такси, бухгалтерские фирмы и интернет-магазины с одеждой. Любой бизнес можно открыть, купив франшизу у другой компании.
Если вы не знаете, что такое франшиза, то для вас есть специальные материалы:
Ну а мы поговорим о том, как франшизу купить, а также обсудим самые интересные вопросы:
Франшиза или собственный бизнес
Но, прежде чем разобраться в тонкостях, давайте определимся, стоит ли вообще покупать франшизу, или же лучше по старинке попытать счастья в предпринимательстве самостоятельно.
В первую очередь вам нужно понимать, что общего ответа нет. Предпринимательская жилка у всех развита по-разному, да и опыт у каждого свой. Поэтому, как будет лучше именно для вас – решать только вам.
Во вторую очередь, нужно понимать одну непреложную истину. Франшиза – не способ добиться успеха или заработать не прикладывая усилий. И ни в коем случае это не готовый бизнес. Франшиза – это инструмент, который снижает риски прогореть, автоматизирует процессы, частично избавляет вас от необходимости экспериментировать и думать, что будет правильно, а что нет. Но работать вам придётся не меньше, чем в случае собственного бизнеса.
В третью очередь, и там, и там есть как плюсы, так и минусы. Например, франшиза стоит денег. И стоимость франшизы – это не инвестиции, которые требуются для открытия. Это сумма сверх них. А в собственном бизнесе придётся с нуля строить маркетинговую программу, создавать бизнес-план, натыкаться на подводные камни и т.д.
Так, что выбор между франшизой и своим бизнесом – индивидуальное решение каждого.
Если вы хотите подробнее разобраться в вопросе преимуществ и недостатков, прочтите наш специальный материал – «Что лучше, франшиза, или собственный бизнес?».
Как и где искать хорошую франшизу
Сейчас на рынке тысячи франчайзинговых предложений. О каких-то вы знаете, о каких-то нет, о новых франшизах ещё нет. Поэтому важно сначала определить, что именно вы хотите. Тут три варианта:
В таком случае, лучшим вариантом для вас будет – найти сайт самой компании, или информацию о ней в каталоге франшиз и связаться напрямую с представителем (каталоги это позволяют сделать тоже).
Тогда для вас подходят все каналы информации. Вы можете обращать внимание на рекламные предложения в социальных сетях или поисковиках. Можете посетить выставки франчайзинга и вживую пообщаться с представителями компаний (узнать расписания выставок франшиз в разных городах вы можете здесь).
Либо же воспользоваться удобными подборками и фильтрами, которые предлагают каталоги. Это удобно, потому что можно не только выбрать сферу, но и, отсортировать франшизы по уровню необходимых инвестиций (например, до ста тысяч рублей), по требуемому опыту (например, для начинающих) или по другим параметрам.
Есть ещё вариант – обратиться к брокеру, который поможет сделать выбор. Но нужно учитывать, что выбирать он будет только из тех, с кем работает сам.
Теперь, когда вы знаете, где искать, давайте в паре слов обсудим, как выбирать и на что обращать внимание.
Как выбрать франшизу
Есть несколько критериев:
Основной критерий – это ваши желания и возможности. Всегда нужно об этом помнить. Потому что если вы будете заниматься тем, что вам не нравится, то больших успехов не добьётесь. А если замахнётесь на то, что финансово пока вам доступно только с очень большими кредитами, то сильно рискуете. Очень сильно.
Остальные критерии относятся непосредственно к франшизе:
Под открытостью подразумевается конкретная и чёткая схема ведения бизнеса, процессы, которые происходят между вами и управляющей компанией, каналы привлечения клиентов, инструменты для заработка и главное – платежи. Всё это у хорошей, проработанной франшизы открыто, понятно и доступно. Ясно, что в коммерческом предложении нюансы указываются не все. Но если даже в прямом телефонном или интернет-общении с представителями франшизы вы не сможете добиться конкретного понимания что и как будет происходить, какие ваши задачи, что франшиза вам даёт, тогда нужно задуматься.
Популярность – не такой важный критерий, просто потому что и среди новых франшиз есть множество выгодных. И среди малоизвестных тоже. Но оценить популярность компаний стоит хотя бы для того, чтобы определить, как сейчас ведёт себя рынок, какие тренды в открытии нового бизнеса и о какой конкуренции идёт речь.
Популярность можно оценить с помощью некоммерческого рейтинга франшиз, который мы публикуем каждый год.
Опыт франчайзинговой сети – крайне важный критерий выбора, но тут также есть нюансы. С одной стороны, опыт – это косвенное доказательство того, что компания умеет держаться на плаву при любых обстоятельствах и, главное – умеет управлять собственной сетью. С другой стороны, как и в случае популярности, отсутствие опыта не обязательно свидетельствует о том, что концепция франшизы плохая. Среди новых франшиз есть отличие варианты. Поэтому, когда оцениваете опыт, смотрите не только на то, как долго фирма развивает франшизу, но и на то, сколько она сама действует на рынке.
Уровень поддержки франчайзи – один из важнейших факторов для начинающих предпринимателей, которые никогда не имели дел с бизнесом. Для таких «новичков» важно, чтобы компания предоставляла обучение, сопровождение, помогала с открытием, с наймом персонала, с маркетинговым планом, предоставляла рекомендации поставщиков и вообще была понятной и «дружелюбной» для нового партнёра.
Нередко, компании требуют взамен полного подчинения и соблюдения всех рекомендаций. Но в случае франчайзинга – это правильный подход, который свидетельствует о том, что франчайзер заботиться и о сохранении репутации собственного бренда, и о том, чтобы франчайзи быстро вошёл в курс дела и стал полновесной частью сети. Однако не забывайте при этом, что бизнес никто не будет вести за вас.
Требования к партнёрам. Проработанная концепция франшизы всегда ведёт к тому, чтобы не продавать франшизу кому попало, а также выбирать себе надёжного партнёра, как и сам партнёр выбирает себе франшизу. Это с одной стороны. С другой – конкретные требования позволят вам оценить, насколько вы на самом деле подходите. И не думайте, что стандартное требование «быть финансово обеспеченным» является данью моде. Франшиза, как и любой бизнес требует вложений. Какие-то варианты – небольшой суммы в 100-200 тысяч рублей, а какие-то в несколько миллионов. И брать кредит на всю сумму – очень плохая идея. Поэтому оценивайте свою платёжеспособность в соответствии со стоимостью франшизы, во-первых, и во-вторых – с размером инвестиций – количеством денег, которые вам потребуются до первой вменяемой прибыли.
Это основные критерии, которые в большинстве своём отражаются даже в коммерческих предложениях от франшиз. Вы сами можете в этом убедиться, воспользовавшись нашим фильтром франшиз на главной странице каталога, выставив нужные показатели и посмотрев на страницы компаний.
Как проверить франшизу
После того, как вы остановили свой выбор на нескольких франшизах, самое время для проверки. Существует два типа:
Критерии первоначальной проверки просты, как и критерии выбора. И для этого вам не потребуются сложные инструменты.
Критерии первичной проверки:
Здесь мы не будем подробно останавливаться на том, как это сделать. Если вам это интересно, то инструменты разбираются в нашем отдельном материале.
Критерии вторичной проверки:
Всё это предоставляет франчайзер ещё до этапа подписания документов по вашим запросам. Договор – самая важная часть, потому что отражает всё, что будет происходить, а также поведение вас и франчайзера в нестандартных ситуациях. Читайте всё, изучайте досконально – что требуется от вас, какие платежи, что обеспечивает франчайзер. Именно здесь, а не на словах и в коммерческом предложении будет отражена правда.
Важно: вы будете заключать не договор франчайзинга, а договор коммерческой концессии, агентский договор или их другие формы. Независимо от того, с какой фирмой планируете работать. Почему так, а не иначе – читайте в нашей статье «Договор коммерческой концессии».
Финансовая модель, в отличие от договора – документ не столько конкретный, он лишь даёт представление о том, как должны развиваться дела при выполнении всех требований, однако он может показать, на что вы сможете рассчитывать. Какие траты будете нести, какая прибыль при каких обстоятельствах вам «грозит».
Связь с действующими франчайзи – критерий по желанию. Многие франчайзеры сейчас сами указывают, что по запросу будут предоставлены контакты действующих франчайзи, чтобы вы могли с ними связаться и выяснить, всё, что вас интересует. Нужно ли это вам, решайте сами.
Отзывы о франшизе
И ещё один важный инструмент, которым пользуются все – отзывы в интернете. Но, редакция Businenessmens.ru не рекомендует придавать этому инструменту слишком большое значение. По двум причинам.
Первая – соотношение негативных и позитивных отзывов всегда будет неравным. Просто потому что если у человека что-то не получилось с этой франшизой, он обязательно об этом напишет, а вот если всё замечательно – то вероятность встретить об этом комментарий крайне мала. Так что независимо от франшизы, вы обязательно встретите о ней негативный комментарий.
Вторая – сейчас очень много фейковых комментариев. Причём как со стороны франшиз, так и со стороны конкурентов. Так что доверять не рекомендуется.
Как купить франшизу
Теперь, после того, как вы определились с тем, какое направление хотите покорять, какие франшизы вам подходят, проверили выбранные франшизы, перейдём непосредственно к самой покупке.
Процесс покупки состоит из простых шагов:
С первым пунктом мы разобрались. Со вторым пунктом – частично.
Как связаться с представителем франшизы
Важно: несмотря на посредничество каталога, вы можете начать общение с франчайзером напрямую. Общаться через представителей каталога вам не придётся.
На портале Businessmens.ru для связи достаточно нажать на кнопку «Получить бизнес-план» на странице франшизы и заполнить небольшую форму со своим именем и телефоном. После того, как заявка будет заполнена, эту заявку получит уже представитель франшизы. Никому другому ваши данные не предоставляются. А после этого, он сам вам позвонит, либо сразу вышлет коммерческое предложение и свои контактные данные вам на указанную в заявке почту.
Третий пункт – получение документов на оценку, мы также частично рассмотрели. Главный документ – договор. Прежде чем его подписывать, вы должны досконально всё изучить и понять, в том числе и схему дальнейших действий.
Если всё ясно, и вы тверды в намерениях, настаёт время четвёртого пункта – подписания договора. У каждой компании это происходит по-разному. Но даже если вы находитесь в совершенно разных городах, проблем не возникнет. Можно оригиналы и почтой отослать, а можно и электронной цифровой подписью воспользоваться, если это технически возможно.
После подписания договора вы должны будете внести обеспечительный платёж, который называется паушальным взносом. Если забыли, что это такое и за что он вообще платится, ещё раз ознакомьтесь с нашей специальной статьёй «что такое паушальный взнос».
Напомним, что крайне важно понимать, что входит в этот платёж, и что теперь, после внесения, франчайзер обязан будет делать (по договору, а не по коммерческому предложению).
А после этого начинается сама работа. Вы проходите обучение, ищите помещение, нанимаете сотрудников, готовитесь к открытию, если это предусмотрено видом бизнеса и условиями сотрудничества по франшизе.
Важно: все эти этапы, которые следуют после старта вы также себе должны представлять. Более того, не просто представлять, а понимать, насколько быстро или медленно они будут проходить, и когда подготовка к открытию превратиться в полноценную работу.