Франшизинг что это такое

Что такое франчайзинг?

Что такое франчайзинг?

Для oткpытия coбcтвeннoгo дeлa нeoбxoдим cтapтoвый кaпитaл, знaниe ocoбeннocтeй вeдeния бизнeca, плaн paзвития opгaнизaции и тaк дaлee. Нe кaждый пpeдпpинимaтeль мoжeт «c нyля» coздaть cвoю кoмпaнию, пoэтoмy мнoгиe выбиpaют фpaнчaйзинг.

Poccия зaнимaeт лидиpyющyю пoзицию пo pocтy кoличecтвa кoмпaний, oткpытыx пo фpaншизaм. Toлькo зa пocлeдниe тpи гoдa чиcлo фpaнчaйзингoвыx пpeдпpиятий yвeличилocь пoчти в 2 paзa — нa 98%. Пoпyляpнocть тaкoгo мeтoдa вeдeния бизнeca oбycлoвлeнa pядoм пpeимyщecтв, кoтopыe пoзвoляют пoлyчaть выpyчкy yжe c пepвoгo мecяцa. Нo дaвaйтe пo пopядкy.

Ocнoвныe тepмины и пoнятия

Фpaнчaйзинг — чтo этo тaкoe пpocтыми cлoвaми?

Кaждый чeлoвeк мoжeт имeть мaтepиaльнyю или интeллeктyaльнyю coбcтвeннocть. Ecли иx влaдeлeц пepeдaeт мaтepиaльныe тoвapы и ycлyги зa плaтy, этo являeтcя пpoдaжeй. Oднaкo вpeмeннoe иcпoльзoвaниe нeмaтepиaльныx цeннocтeй к пpoдaжe нe oтнocитcя.

B бизнece фpaншизoй нaзывaют нaбop нeмaтepиaльныx блaг, кoтopыe пoзвoляют вecти coбcтвeннoe дeлo пoд yжe paзвитым бpeндoм. Oбычнo в фpaншизy вxoдят:

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Фpaнчaйзинг и фpaншизa — в чeм paзницa?

Oбa пoнятия oтнocятcя к фopмe coтpyдничecтвa. Oднaкo фpaнчaйзинг — этo вид дoгoвopныx oтнoшeний мeждy влaдeльцeм и пoкyпaтeлeм, a фpaншизa — oбъeкт дoгoвopa. Чтoбы дeтaльнo paздeлить пoнятия, вaжнo знaть иx ocoбeннocти.

Итaк, чeм oтличaeтcя фpaншизa oт фpaнчaйзингa:

Bиды фpaншизы и фopмa фpaнчaйзингa oтличaютcя. Bo мнoгoм этo зaвиcит oт типa дeятeльнocти бpeндa.

Opгaнизaциoннo-пpaвoвыe фopмы фpaншиз

Ocoбeннocти фpaнчaйзингa cтpoятcя нa ocнoвe cфepы дeятeльнocти, видa тoвapa и ycлyг бpeндa. Из oбилия дoгoвopныx oтнoшeний мeждy cyбъeктaми мoжнo выдeлить cлeдyющиe типы фpaншиз:

Пpимepы фpaнчaйзингa любoгo из пepeчиcлeнныx видoв мoжнo нaйти пpaктичecки в любoм peгиoнe нaшeй cтpaны. Нaпpимep, ceть pecтopaнoв «Шaшлыкoфф» oтнocитcя к видy дeлoвoй фpaншизы, бpeнд «220 вoльт» paбoтaeт пo тopгoвoмy фpaнчaйзингy и тaк дaлee.

Фpaнчaйзи и фpaнчaйзep — в чeм oтличия?

Кaк былo yкaзaнo вышe, фpaнчaйзинг являeтcя фopмoй coтpyдничecтвa мeждy pынoчными cyбъeктaми — фpaнчaйзepoм и фpaнчaйзи. Пpи этoм кaждaя cтopoнa имeeт пpaвa и oбязaннocти пpи пoдпиcaнии кoммepчecкoй кoнцeccии. Paзличия мeждy cyбъeктaми в пpaвoвыx вoпpocax cлeдyющиe:

Уcлoвия coтpyдничecтвa вo мнoгoм зaвиcят oт дoгoвopeннocтeй мeждy cтopoнaми. Инoгдa cтpoгoe coблюдeниe paбoтaющeй бизнec-мoдeли в cтoлицe мoжeт нeгaтивнo cкaзaтьcя нa oткpытии нoвoй тoчки в yдaлeнныx peгиoнax cтpaны. Baжнo yчecть фaктopы, кoтopыe мoгyт пoвлиять нa пpибыль и дaльнeйшee paзвитиe дo зaключeния кoммepчecкoй кoнцeccии. Инaчe в минyce oкaжyтcя oбa cyбъeктa.

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Пpeимyщecтвa фpaнчaйзингa

Пoпyляpнocть пpиoбpeтeния фpaншиз oбycлoвлeнa выгoдoй и для фpaнчaйзepa, и для фpaнчaйзи. Ecли кopoткo, влaдeлeц бpeндa пoлyчaeт пpибыль, a пpeдпpинимaтeли мoгyт oткpыть coбcтвeнный бизнec, cэкoнoмив cвoe вpeмя, cилы и финaнcы.

Cpeди ocнoвныx пpeимyщecтв coтpyдничecтвa для фpaнчaйзepa:

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Для влaдeльцa бpeндa фpaнчaйзинг — этo, пpocтыми cлoвaми, cпocoб paзвить бизнec c пoлyчeниeм пpибыли бeз coбcтвeннoгo пoлнoгo включeния в paбoчий пpoцecc.

Фpaнчaйзи тaкжe имeeт плюcы oт coтpyдничecтвa пo кoммepчecкoй кoнцeccии. Глaвными пpeимyщecтвaми пoкyпки фpaншиз для пpeдпpинимaтeлeй являютcя:

Cyщecтвyют и нeдocтaтки для фpaнчaйзи, кoтopыe выpaжaютcя в oгpaничeнияx нa вeдeниe бизнeca, дoгoвope o нeкoнкypeнции пo иcтeчeнию фpaнчaйзингa, cтpoгoм кoнтpoлe co cтopoны влaдeльцa бpeндa и тaк дaлee. Oднaкo oтpицaтeльныe cтopoны бoльшe зaвиcят oт cocтaвлeннoгo фpaнчaйзингoвoгo дoгoвopa, пoэтoмy чaщe пpeдпpинимaтeли ocтaютcя в плюce. Этo нaибoлee выгoднoe и yдoбнoe peшeниe, чтoбы пoлyчить oпыт вeдeния бизнeca.

Источник

Что такое франчайзинг и франшиза

Франчайзинг — отличный способ безопасно начать собственное дело, но так ли это выгодно? В статье расскажем, чем отличается франчайзи и франшиза, что такое паушальный взнос и роялти и зачем вообще начинать дело с покупки части чужого бизнеса.

Франчайзинг пришел к нам с Запада, а придумали его почти полтора века назад. В России он появился в конце девяностых, но прижился очень быстро. Настолько, что в 2021 году почти не осталось крупных компаний, которые бы не развивались таким способом.

Идете ли вы в кофейню или ресторан, заказываете вещи в интернет-магазине или просто закупаетесь продуктами в ближайшем магазине — вполне возможно, что каждое из этих мест развивается по модели франчайзинга.

Суть франчайзинга

Что такое франчайзинг? Форма предпринимательской деятельности, при которой компания, имеющая торговую марку и раскрученный бренд, заключает с другой фирмой или предпринимателем договор и предоставляет право в течение определенного срока использовать свою интеллектуальную собственность и ресурсы. Предприниматель при этом обязан соблюдать четкие инструкции и придерживаться корпоративного стиля.

Рассмотрим на примере. Петр — большой любитель кофе, он уже давно вынашивает идею открыть кофейню. Но как создать собственный бизнес с нуля, не обладая опытом и пониманием дела? В данной ситуации поможет франчайзинг.

Петр может обратиться к владельцу любимой сети кофеен «Жареные зерна Дяди Славы» и заключить с ним договор франчайзинга, который еще называют концессинговым. Так он получит возможность использовать бренд, открыть точно такую же кофейню, соблюдая определенные правила и корпоративный стиль.

Чтобы эти правила было удобнее соблюдать, владелец франшизы отправляет Петру точные указания о том, что должно быть в этой кофейне: форма официантов, рецепты напитков, формат обслуживания, а также дает телефоны поставщиков, обучает всем нюансам и т. д.

В итоге остаются довольны все — владелец франшизы получает еще одну точку, а Петр исполняет давнюю мечту открыть собственный бизнес, минимизируя при этом риск провалиться. То есть Петр покупает франшизу этой кофейни и становится франчайзи.

Если вы тоже давно мечтаете открыть собственную кофейню, но не знаете, как это сделать, то в Совкомбанке можно получить кредит для бизнеса на выгодных условиях.

В чeм paзницa между франчайзингом и франшизой

Франчайзинг — это сделка между компанией и предпринимателем с целью получения взаимовыгоды. Компания делится наработанным опытом, репутацией, правами, а предприниматель хочет всем этим пользоваться.

То есть объектом сделки выступает франшиза. Франчайзи получает возможность открыть работающий прибыльный бизнес без особых рисков, а владелец франшизы получает прибыль от разного рода отчислений.

Виды франшизы могут отличаться в зависимости от того, чем фирма занимается.

В чем разница между франчайзи и франчайзером

Фpaнчaйзep — влaдeлeц бpeндa. Oн пepeдaeт пpaвa нa иcпoльзoвaниe интeллeктyaльнoй coбcтвeннocти предпринимателю (фpaнчaйзи) и поддерживает при открытии новой точки.

Главная задача франчайзера — развитие бренда, поэтому он не только позволяет использовать свой бренд и бизнес-модель, но и участвует в развитии, постоянно обучая предпринимателя. За продажу прав, поддержку и рекламу владелец компании получает отчисления от франчайзи.

Фpaнчaйзи — пoкyпaтeль фpaншизы, который должен соблюдать правила, следовать корпоративным нормам компании и регулярно выплачивать деньги за использование ресурсов. Размер и форма отчислений, возможности франчайзи и то, насколько сильно компания будет следить за новой точкой, прописывается в франчайзинговом договоре.

Уcлoвия coтpyдничecтвa вo мнoгoм зaвиcят oт дoгoвopeннocтeй мeждy cтopoнaми. Иногда строгое соблюдение бизнес-модели может работать только в столицах, но не действовать в регионах. В таком случае необходимо обсудить подобные факторы до заключения договора. Иначе в минусе окажутся обе стороны.

Сколько стоит франчайзинг

На примере истории Петра мы увидели, как работает франчайзинг. Наш герой открыл бизнес, получив возможность пользоваться брендом, уникальными рецептами, технологиями и дизайном кофейни «Жареные зерна Дяди Славы», но во сколько ему это обойдется?

Если вкратце: недешево.

Стоимость определяется количеством работы, которую бренд должен проделать, чтобы Петр начал зарабатывать.

Иногда паушальный взнос отсутствует, но в этом случае придется закупить партию товара на определенную сумму у компании.

Существует ошибочное мнение, что паушальный взнос — это способ владельца компании наживаться на предпринимателях. Разумеется, это не так, если речь идет об ответственном и честном франчайзере. К сожалению, наличие недобросовестных владельцев франшиз и становится причиной такого суждения.

Как только Петр внесет паушальный взнос, компания должна предоставить ему все необходимое и начать обучение.

Размер роялти не регулируется законом, его устанавливает компания. Под поддержкой подразумеваются консультации, использование бренда, реклама, контроль качества продукции и помощь в организационных или юридических вопросах.

Есть несколько видов роялти.

Главная компания не устанавливает какой-то фиксированной суммы, но просит проценты от продаж. При этом следит за финансовой отчетностью и контролирует доходы. Следовательно, если франчайзи будет иметь большую прибыль, то и франчайзер получит больше.

Каждый месяц на протяжении определенного периода Петр будет выплачивать, скажем, 5 тысяч рублей. По истечении установленного срока сумма может быть пересмотрена. При этом варианте компания меньше контролирует предпринимателя и не так заинтересована в его прибыли.

Самая большая опасность заключается в том, что независимо от дохода франчайзи роялти все равно придется выплачивать. Часто происходят ситуации, когда предприниматель открывает заведение, но в первые месяцы прибыли не хватает на выплаты роялти, а через какое-то время с франчайзи разрывают договор.

Это смесь первых двух вариантов — есть и минимальный платеж, и процент с продаж.

Процент от продаж или какую-то фиксированную сумму платить не нужно, но придется закупать строго определенное сырье и товары франчайзера, то есть роялти спрятаны в стоимость поставок, поэтому и называются скрытыми.

Еще одним неприятным сюрпризом для Петра могут оказаться рекламные отчисления. Это фиксированный периодический платеж, который бывает только у крупных франшиз, создающих большие рекламные кампании для всех своих подразделений сразу. Например, на телевидении.

Так как в таком случае рекламируется сразу весь бренд, а не какая-то отдельная точка, реклама считается общей для всех франчайзи. Естественно, она в разы дороже, чем локальная, поэтому франчайзер может собирать так называемый рекламный платеж со своих партнеров.

К счастью для Пети, «Жареные зерна Дяди Славы» – еще не настолько известный бренд, чтобы крутить рекламу на федеральном канале.

Плюсы и минусы франчайзинга

Для франчайзера

Покупка и продажа франшиз во многом стала такой популярной именно из-за большого количества преимуществ как для продавца, так и для покупателя.

Владелец компании получает доход от взносов, роялти и рекламных отчислений, а предприниматель открывает бизнес по уже составленной инструкции, не тратя время и нервы на самостоятельное развитие. Но, разумеется, есть и свои подводные камни для обеих сторон.

ПлюсыМинусы
Получение дохода от продажи франшизыВысокий риск распространения коммерческих секретов
Расширение сети с минимальными затратамиОт франчайзи будет зависеть репутация вашего бренда
Монетизация и развитие брендаНеобходимость контролировать работу франчайзи
Монетизация и развитие брендаПрибыль будет меньше, чем на своих точках
Большая часть работы перекладывается на франчайзиСложности с поиском партнеров

Для франчайзи

Предприниматель, который решил купить франшизу, сильно упростит себе жизнь, но придется считаться с кучей правил, установленных брендом, и платить за право пользования.

Чем известнее франшиза, тем дороже выйдет покупка

Во многом успех франчайзингового сотрудничества зависит от грамотно составленного договора, поэтому стоит обратить на него особое внимание.

При наличии необходимого опыта и знаний никто не запрещает вам начать бизнес с чистого листа. Но иногда даже при полной уверенности в собственных силах покупка франшизы может оказаться более выгодной и простой.

Важно помнить: если не вкладывать силы в собственное дело, оно в любом случае не принесет никаких результатов. Предпринимательство – это всегда упорный труд, что бы вы ни открывали и какую франшизу ни покупали.

Источник

Франшиза

Способ открыть бизнес под брендом действующей компании

Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.

Представим, что начинающий предприниматель хочет открыть бизнес, но боится прогореть и потерять деньги. Он покупает франшизу известного кафе и становится франчайзи. Это значит, что он может использовать название, фирменный стиль компании, меню и интерьер.

Франчайзер — владелец бизнес-модели, на которую приобретают права. Он поможет выбрать нужное помещение, даст контакты поставщиков оборудования и продуктов. Останется только встать на учет в налоговой, нанять и обучить сотрудников.

Рассказываем, какие франшизы бывают, как оценить риски и почему открыть свой бизнес может быть дешевле.

Виды франшизы

В зависимости от типа бизнеса выделяют разные виды франшиз.

Товарные. Франчайзи получает право продавать товары, которые продает или производит франчайзер. Например, франчайзер магазина фиксированных цен Fix Price предлагает партнерам продавать уже сформированный ассортимент товаров для дома.

Сервисные. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.

Производственные. Франчайзер передает право на выпуск продукции под собственным брендом. Например, кофейня может купить рецепт круассанов в соседней булочной, чтобы печь и продавать их у себя.

Из чего состоит франшиза

Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами. Договор между партнерами дает франчайзи право работать под чужим товарным знаком.

Бизнес-модель. Франчайзер расскажет, как устроен бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Здесь важны любые детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.

Контроль. Франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор.

Как франчайзеры оценивают работу партнеров:

Крупные франчайзеры берегут свою репутацию, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франчайзи — это повод задуматься о качестве франшизы.

Сколько стоит франшиза

Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Рассказываем, что это такое.

Паушальный взнос. Фиксированная сумма, которую платят при заключении договора. Размер зависит от известности бренда и количества услуг, входящих в сопровождение франчайзи. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше элементов содержит франшиза, тем выше ее цена.

Иногда платить паушальный взнос не нужно. Например, при покупке товарной франшизы франчайзи покупает товары для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от взноса.

Роялти. Платежи, которые платят на протяжении действия договора. Роялти — это стоимость текущего сопровождения: использования бренда, обслуживания CRM, рекламы, обновления стандартов.

Размер роялти зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:

Стартовые вложения. Чтобы начать бизнес, нужны инвестиции: придется закупать товары и расходники, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает сумму, которая нужна для запуска, и указывает ее в предложении.

Примеры франшиз

Несколько франшиз, популярных в России:

Первую франшизу начала продавать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — сейчас это самая крупная в мире франчайзинговая сеть в сфере общественного питания. В мире более 38 тысяч ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.

Плюсы и минусы франшизы

Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы: у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:

У франшизы есть минусы:

Некоторые действующие владельцы бизнеса покупают франшизу в близкой сфере, чтобы улучшить свое дело. Набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.

Где искать франшизу

Есть три простых способа найти франшизу: на сайте компании, если знаете, чью франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.

На сайте компании-франчайзера. Здесь публикуют самую точную и актуальную информацию, есть форма для связи с компанией-представителем. Обычно компании размещают на сайте конкурентные преимущества, чтобы будущий франчайзи смог оценить, подходит ли ему франшиза.

Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контакты. Хаотичные сведения, отсутствие отзывов и способов обратной связи вызывают сомнения в благонадежности потенциального партнера.

Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: можно отфильтровать предложения по типу бизнеса и сравнить разные предложения.

Офлайн-выставки. На мероприятии можно рассмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводят редко, и чаще в крупных городах.

Как выбрать франшизу

За словом «франчайзинг» могут скрываться финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут выбрать надежного франчайзера.

История компании. Проверьте, сколько лет бренду, почитайте отзывы франчайзи. Если компания недавно начала продавать франшизу, скорее всего, модель еще сырая. Неопытному франчайзи будет трудно.

Юридическая чистота. У добросовестной компании нет задолженностей, есть продуманный договор с франчайзи и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию по франшизе и заинтересован в общении с партнерами.

Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает все необходимое для запуска и успешного ведения бизнеса: как правило, чем больше услуг входит в предложение, тем продуманнее бизнес и безопаснее сотрудничество.

Если какой-нибудь из пунктов отсутствует, риск потерять деньги сильно возрастает.

Как купить франшизу

Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:

Шаг 1. Оставьте заявку на сайте компании-франчайзера или на странице в каталоге франшиз.

Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.

Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристам.

Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.

Шаг 5. Заключите договор, оформите другие необходимые документы.

Шаг 6. Внесите паушальный взнос.

Иногда франчайзи проходят этапы отбора — интервью и обучение в компании. Это тоже признак добросовестности компании: договор заключают только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят деловую репутацию бренда.

Договор франшизы

В российских законах нет термина «франшиза» и правил договора франшизы. Поэтому используют разные формы заключения соглашений между партнерами.

Договор коммерческой концессии — ДКК. По нему правообладатель передает право использовать товарный знак и другие объекты исключительных прав, например, секреты производства. Это самый популярный вид договора франшизы, так как он дает большой спектр прав покупателю. Сторонами договора могут быть только ИП или юрлица.

Договор коммерческой концессии может быть оформлен как единый документ либо как пакет из договоров разного типа.

Если у франчайзера не зарегистрирован товарный знак или одна из сторон — физлицо, оформляют другие виды договоров: лицензионный или агентский.

Лицензионный договор. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества в рамках такого договора невозможно, поэтому франчайзеры заключают договоры на каждую услугу отдельно. Например, для работы по товарной франшизе подписывают договор поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.

Агентский договор. Заключают, если франчайзи занимается продажами, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.

Проблемы франчайзинга

Нет гарантии успеха. Снизить риск поможет выбор известного бренда с хорошей репутацией и четкое следование инструкциям франчайзера.

Особенности рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе может оказаться невостребованным в другом. Перед покупкой франшизы нужно проанализировать рынок и спрос.

Риск приобрести франшизу-пустышку. Иногда франшизы продают мошенники. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, нужно подробно изучить информацию о компании и условия договора.

Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые месяцы бизнес не принесет прибыли, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и адекватно оценивать свои силы.

Источник

Франчайзинг – что это такое? Объясняем простыми словами

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Понятие франчайзинга. Терминология

Франчайзинг – это тип отношений между двумя или более субъектами рынка, при котором один субъект передает другому права на ведение бизнеса под собственным брендом за определенную плату.

Субъект, передающий право, называется франчайзором.

А тот, кто это право получает – франчайзи.

Платеж за передачу прав называется паушальным взносом.

Передаваемый комплекс прав и обязательств как раз и есть франшиза.

Предприятие, открытое франчайзи, называется франчайзинговым предприятием.

Не-франчайзинговые филиалы компании называются собственными предприятиями.

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Есть две компании, первая – успешная и опытная, вторая – начинающая. Первая (франчайзор) передает второй (франчайзи) право использовать свой бренд, свой накопленный опыт в ведении бизнеса, а вторая ей за это платит. На что получает права вторая компания:

Это основные компоненты франшизы, в каждом конкретном предложении какого-то из пунктов может не быть, либо добавлены еще какие-то права.

Модель, при которой франчайзи только начинает свой путь в бизнесе, наиболее распространена. Однако некоторые приходят во франчайзинг уже действующими и опытными бизнесменами. Причина – невозможность вывести свой бизнес на более высокий уровень своими силами, либо потребность в диверсификации доходов.

Плюсы и минусы франчайзинга

Говоря о «плюсах и минусах» франчайзинга, важно понимать, что это двусторонние отношения и то, что является преимуществом для одной стороны, может для другой быть недостатком. Поэтому стоит потенциальные выгоды и риски от такого соглашения для каждой из сторон.

Что франчайзор получает от продажи франшизы:

Что франчайзи получает от покупки франшизы:

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Кроме выгод у этой деятельности, как и у любой другой, есть свои риски и подводные камни:

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Договор франчайзинга. Франчайзинг и коммерческая концессия

Как франчайзинговые отношения регулируются российским законодательством? Какой договор следует заключать при оформлении партнерства – договор франчайзинга, лицензионный или договор коммерческой концессии? Обо всем по порядку.

Итак, в российском законодательстве нет термина «франчайзинг» и, соответственно, «франчайзингового договора» тоже нет. Вместо него используется термин «коммерческая концессия», а характер отношений регулируется главой 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».

Но эта статья не обязывает любую компанию, назвавшуюся «франшизой», заключать именно такой договор. Поэтому франчайзинговые отношения в России оформляются разными договорами. Среди них:

Подробнее о каждом из договоров вы можете прочесть в нашем материале.

При этом российские власти часто анонсируют различные программы по развитию или субсидированию франчайзи (реже – франчайзоров). В большинстве случаев для участия в программах необходимо подписание именно договора коммерческой концессии.

На данный момент наиболее распространенный вид франчайзинга (он же «франчайзинг бизнес-формата»). Это тип отношений, при котором управляющая компания регламентирует и превращает в стандарты все процессы своей работы, после чего обучает и контролирует их соблюдение партнерами. Он, в свою очередь, делится на три подвида:

Франчайзи получает всю технологическую карту производства продукта и сам производит его под брендом франчайзора

Получает долю с продаж продукции.
Меньшие затраты на оборудование и логистику

Получает долю с продаж продукции

Франчайзи получает готовый товар и продает его в брендированном магазине

Продает франчайзи товар по цене выше себестоимости
Увеличивает узнаваемость бренда

Зарабатывает на разнице закупочной и розничной цены

Франчайзи оказывает услуги от имени франчайзора. Может также включать продажу товаров и даже производство (например, франшизы фаст-фуда, если последний готовится прямо на предприятии)

Получает паушальный взнос и роялти
Увеличивает узнаваемость бренда

Всю прибыль от оказания услуг (после вычета роялти, налогов и т.д.) забирает себе.

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Деловой франчайзинг отличает то, что франчайзи в нем – автономный предприниматель, открывающий предприятие на собственные средства. Франчайзору он платит только за его интеллектуальную собственность и за оказываемые услуги, например, обучение или контроль. Этим он отличается от обратного франчайзинга.

Система, при которой основные инвестиции в предприятие вносит франчайзор, он же является его собственником, владеет оборудованием, а франчайзи продвигает и контролирует предприятие. Выгода франчайзи – в получении доли с продаж. Партнер при этом формате мало отличается от ставленника-директора, однако обычно у него больше прав и свободы в действиях.

«Компромиссный» вариант – мягкий франчайзинг. При нем франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.

«Компромиссный» вариант, при котором франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.

Форма франчайзинга – характер полномочий франчайзи в рамках определенной территории. Большинство договоров включают в себя конкретную территорию, в рамках которой франчайзи может открыть свое предприятие – форма регламентирует «свободу франчайзи» в рамках этой территории.

Один договор – одно предприятие. В тексте прописывается право открыть предприятие только по конкретному адресу. Для открытия новой точки франчайзи нужно будет подписывать новый договор. Конкуренция между франчайзи обычно минимальная.

Множественный франчайзинг (multi-unit)

Франчайзи получает право на открытие нескольких точек на территории, но и франчайзор может продать право на одну территорию нескольким компаниям. Такая форма может практиковаться в компаниях с низкими инвестициями, ориентированных на «выживание сильнейших» в конкурентной борьбе франчайзи. На практике используется редко.

Развитие территории (эксклюзив)

Франчайзи получает право на открытие нескольких предприятий на территории, при этом никому другому на нее права не продается.

Франчайзи получает право не только открывать предприятия, но и действовать как франчайзор на территории: продавать франшизу, контролировать, получать часть роялти и т.д. Этот способ еще называют субфранчайзингом.

Прямой франчайзинг – наиболее распространенная форма. При этом формы не являются взаимоисключающими: если франчайзи один в регионе, он может получить эксклюзив, а далее, если в этом регионе есть потенциал для быстрого роста, стать мастер-франчайзи по региону.

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

В силу неопределенной ситуации с термином «франчайзинг» в российском законодательстве, посчитать точное количество франшиз в России невозможно. По примерным подсчетам их около 5000. Так что примеры компаний, развивающихся по этой системе, можно найти в любой сфере и с любыми инвестициями.

Франшиза Додо Пицца

Сеть пиццерий, которую почти 10 лет назад основал Сергей Овчинников, сегодня разрослась до уровня международной. Это один из примеров успешного развития франшизы. Компания выстроила мощную бизнес-систему с собственным программным обеспечением (Dodo IS) и стандартами работы. Открыть по франчайзингу Додо Пиццу можно, внеся за нее паушальный взнос – 413 тысяч рублей. В целом, стартовый капитал понадобится размером не меньше 5 миллионов рублей.

Обычно люди, далекие от бизнеса, в качестве образца франчайзинга приводят McDonalds. Действительно, это одна из самых известных франшиз, сформировавших этот рынок в его современном виде. Однако такая франшиза доступна очень небольшому (нескольким сотням) человек в России – для ее открытия требуются десятки миллионов рублей, собственное помещение и большой бизнес-опыт.

Если же рассматривать предложения, доступные (как по деньгам, так и по требованиям) обычным людям, то их можно найти в нашем каталоге франшиз. В нем представлено 1500 компаний (на момент написания статьи) и есть подробная информация по каждому предложению.

Франчайзинг и франшиза. В чем разница?

Итак, как мы писали выше, франчайзинг — это прежде всего отношения двух субъектов бизнеса, и их цель — взаимовыгода. У одной стороны есть коммерческий опыт, деловая репутация и комплекс исключительный прав, а другая сторона хочет всё это приобрести и пользоваться. Так, франчайзи получает возможность открыть реально работающий и прибыльный бизнес без лишних рисков, а франчайзор в зависимости от условий соглашения получает прибыль либо от самой купли-продажи франшизы, либо от периодических отчислений франчайзи, либо за счёт продажи ему товара для реализации. Не стоит также забывать о дополнительных отчислениях, например, о рекламной плате.

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Основой, на которой строятся взаимоотношения сторон является договор франчайзинга, о котором мы также писали в соответствующем разделе. В свою очередь франшиза — это объект договора франчайзинга. Это те блага, которые приобретает франчайзи, то есть это и модель ведения бизнеса, и бренд, и технологии, и обучение от франчайзора, и инструменты маркетинговой политики, и многое другое.

А вот как пользоваться предоставленными правами, технологиями и различными материалами определяет франчайзинговый пакет. По сути, франчайзинговый пакет — это набор документов, включающий комплект правовых документов (договор коммерческой концессии, сопутствующие ему дополнительные соглашения и другое), а также бренд-бук и бизнес-бук.

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Брендбук — это руководство по правильному использованию бренда, который приобрел франчайзи. Это описание фирменного стиля, правила оформления мест продаж и дизайн офиса, это логотипированная продукция, например, униформа, автотранспорт и упаковка. Иногда выделяют ещё и мерчендайзингбук (требования к ассортиментному ряду и *POSm) и логобук (применение графического знака).

Бренбук является для франчайзи инструкцией по идеологии и легенде бренда, он рассказывает, как позиционировать бренд, включает правила использования элементов идентификации (Stylebook) их размещения в рекламе (Adbook).

Благодаря бизнес-буку франчайзи знает, какую вести стратегию развития, ценовую политику, какие в компании стандарты и методы продвижения, какие требования к месторасположению торговых точек. В общем, это все те нормы, которые должен соблюдать франчайзи для правильного ведения бизнес-процессов. По сути, это руководство к действию, проработанное до мелочей, программа поведения в часто встречаемых ситуациях. Линия поведения, которой должен придерживаться франчайзи.

* POSm — Point of Sales materials, материалы, предназначенные для привлечения внимания и продвижения товара непосредственно на местах продаж. Например, логотипированные стойки, ценники, брелоки, кружки, плакаты.

Слово franchise пришло из французского языка, где обозначало льготу или особое право. Впервые термин начал использоваться в XVI веке в Англии для обозначения прав епископатов, в том числе на организацию и сбор доходов с торговли. Однако этим словом могли обозначаться и другие права: так до сегодняшних дней дошли права на использование антуража и персонажей вымышленного мира (медиафраншиза), право на невыплату части суммы ущерба при страховании (франшиза в страховании) и право на именование спортивной команды (спортивная франшиза). Но их было еще больше, например, Оксфордский словарь английского языка включает и такое значение как «избирательное право».

Схожа с франчайзингом была английская система «связанных домов». Пивовары договаривались с владельцами постоялых домов о том, что они будут продавать свое пиво на их территории, за долю от дохода. Впоследствии в Германии компания SPATEN развила эту идею, требуя продажи в тавернах только брендированного пива – это был один из первых случаев передачи прав на товарный знак.

В колониальный период английская система раздачи прав была применена и в Америке. Но здесь было важное отличие: в отличие от епископств, привязанных к конкретному месту, права в Америке раздавались людям, которые на этой территории ранее не жили. Они могли брать другие территории, а право не было неотъемлемым. Такая система была уже гораздо ближе к современному франчайзингу.

В середине 1850-х годов компания-производитель швейных машин Singer была близка к краху из-за низких продаж. Машины были лучше, чем у конкурентов, но и стоили они дороже. На организацию сети магазинов у компании денег не было. Было принято решение отдать независимым предпринимателям – лицензиатам – право на продажу машин на определенной территории, в обмен на лицензионные отчисления. Это был первый пример товарного франчайзинга – т.е. такой модели отношений, при которой франчайзи продает от имени франчайзора товар и зарабатывает на разнице оптовой и розничной цены. Однако Singer пошли еще дальше – их представители учили клиентов шить на машинке и ремонтировали машинки в случае поломки. Что можно считать одним из первых примеров сервисного франчайзинга.

Опыт Singer был не очень удачным. Отсутствие единого стандарта по ведению продаж приводил к тому, что представители давали клиентам большие скидки, как следствие, выгода для франчайзора была минимальной. Но этот эксперимент стал примером для других американских компаний.

Аптекарь Джон С.Пембертон запатентовал в 1886 году состав напитка, известного сегодня как Coca-Cola. Чтобы быстро захватить американский рынок, он дал нескольким другим производителям право производить этот напиток под брендом Coca-Cola. Это – один из первых примеров производственного франчайзинга, при котором франчайзи не просто продает, но сам производит продукт.

Еще один аптекарь, Джастин Дарт, объединил 40 других аптекарей в «кооператив продавцов», работавших под одним брендом Rexall. Скорее всего, это был первый случай, когда компания начала развиваться по франчайзингу с первого дня ее основания.

Толчок развитию франчайзинга в США дала зарождающаяся автомобильная индустрия. Автомобиль был товаром новым и необычным, никто не знал точно, как его продавать. General Motors первыми внедрили систему, при которой они продавали свой товар через независимые автосалоны. Позже к ним присоединись две другие компании «большой детроитской тройки»: Ford и Chrysler. В 30-е годы массовое производство автомобилей привело к повышенному спросу на бензоколонки – они тоже стали открываться по франшизе, причем, в отличие от автосалонов, они открывались уже под конкретным брендом.

В довоенный период франчайзинг ассоциировался, в основном, с перепродажей или оказанием простых услуг под вывеской бренда. Франчайзи работали без стандартов, франчайзоры их особо не контролировали. Ситуация изменилась только в конце 50-х годов.

В 1955 году Рэй Крок купил право на развитие сети McDonalds. Крок ввел систему стандартов, которые должны были неукоснительно соблюдаться на каждой точке по всей Америке. Он стал брать с франчайзи долю от дохода, а не фиксированную сумму и не продавал им втридорога ингредиенты. Франшиза продавалась на каждый отдельный ресторан, а не штат или город. Эта модель развития, названная деловым франчайзингом, сегодня стала стандартом и синонимом слова «франчайзинг». Справедливости ради, стоит сказать, что такие системы работали уже с конца XIX века (например, сеть железнодорожных ресторанов Harvey House или салоны красоты Марты Матильды Харпер), но обычно локализовались в одном или нескольких штатах.

В то же время была построена федеральная сеть автодорог, и Америка пережила бум франшиз фаст-фуда, многие из которых всемирно известны сегодня: KFC (возникшая еще до войны), Burger King, Subway. Но мода на франчайзинг привела в эту сферу мошенников, из-за чего популярность франчайзинга в 60-х упала. Итогом стало государственное регулирование франчайзинга – сегодня в США каждый франчайзор должен раскрывать информацию о своей компании. Этот документ называется FDD и включает 23 пункта, в т.ч. список всех аффилированных лиц, финансовую отчетность компании и т.д. С появлением этого документа ситуация оздоровилась и сейчас франчайзинг на Западе вновь переживает свои лучшие годы.

Франшизинг что это такое. Смотреть фото Франшизинг что это такое. Смотреть картинку Франшизинг что это такое. Картинка про Франшизинг что это такое. Фото Франшизинг что это такое

Франчайзинг в России

Первые западные франшизы начали «проникать» еще в СССР. Самое известное событие – открытие первого ресторана McDonalds в Москве в 1990 году. В 1990-92 годах все крупные западные франчайзинговые компании зарегистрировали товарные знаки в российском Роспатенте, после чего начали продавать мастер-франшизы местным компаниям. Франчайзинг в 90-х был, в основном, западной экспансией на российский рынок. Исключением были компании «Дока-пицца» и «Дока-хлеб», которыми руководил Владимир Довгань, один из первых российских бизнесменов, использовавший термин «франшиза». К концу 90-х действовало уже несколько десятков российских франшиз.

В «нулевые» франчайзинг перестал быть экзотикой, хотя российских франшиз все еще было мало. Появились компании, занимавшиеся франчайзинговым консалтингом и разработкой франшиз. Одной из первых была компания FRANSH Стратегия роста, запустившая в 2006 году каталог франшиз БИБОСС. Большинство франшиз в этот период были из Москвы и Санкт-Петербурга.

Подробнее о франчайзинге в России и роли портала БИБОСС в его становлении можно почитать в соответствующей статье Википедии.

Международного франчайзингового права не существует, в каждой стране есть своя, в той или иной степени проработанная, законодательная база.

Соответственно, каждый раз, когда франчайзор из одной страны подписывает договор с франчайзи из другой, он должен прописывать, нормам какой из стран должен соответствовать договор и чей суд будет решать конфликты. Чаще всего это законы страны, в которой действует франчайзор. Однако международные франшизы имеют дело с тысячами франчайзи по всему миру, и подписание договоров и решение конфликтов может занимать у них все время.

Поэтому практически все международные компании работают либо создают в стране собственное юридическое лицо, подчиненное «центру», либо продают на территорию страны мастер-франшизу.

Чтобы передавать по договору товарный знак, даже если он уже зарегистрирован как международный, франчайзор должен подтвердить его в местном органе управления, занимающемся регистрацией интеллектуальной собственности. В России это – Роспатент. Если продается мастер-франшиза, то товарный знак регистрируется на зарубежную управляющую компанию и передается по договору коммерческой концессии. Мастер-франчайзи же подписывает со своими партнерами в стране договор субконцессии. Чаще всего эти договоры – калька с оригинального, который франчайзор подписывает с партнерами в своей стране.

Когда заходит речь о «международном франчайзинге», чаще всего упоминаются франшизы из США, реже – Европы. Однако большой сегмент рынка в России представлен франшизами из стран-соседей – Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ. Эти компании часто работают не по договору коммерческой концессии, а по другим, например, договору поставки или оказания услуг. В этом случае договор может подписываться с компанией из другой страны напрямую.

Франчайзинг в туризме

Туристическая отрасль в нашей стране сейчас переживает не лучшие времена. После резкого падения количества выездных туристов в 2015 году (что было связано с ограничениями на выезд госслужащих и перепадами курса доллара), объемы туристических поездок постепенно восстанавливались и к 2019 году достигли «докризисных» значений. Однако «корона-кризис» 2020 года ударил по этой отрасли сильнее остальных, потому что такой бизнес невозможно перевести в онлайн или как-то быстро перестроить формат. Границы постепенно открываются, однако страх людей перед заражением еще долго будет сдерживать рост числа поездок. Поэтому в данной нише останутся только крупные игроки, которые могут диверсифицировать бизнес или просто переждать кризис. Справедливо это и для франчайзинга: игроков на этом рынке, развивающихся по франшизе, осталось менее десятка.

Видео с нашего канала: «Франчайзинг простыми словами»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПлюсыМинусы
Не нужно раскручивать компаниюОграничение на ведение бизнеса
Быстрый и простой стартСтрогий контроль бренда
Возможность избежать ошибок, работая по уже проверенному бизнес-плануДоговор о неконкуренции по истечении срока франчайзинга, который могут и не продлить
Поддержка франчайзераНеобходимость выплачивать роялти, паушальный взнос и рекламные отчисления
Низкая вероятность обанкротиться