Франшизы для малого бизнеса что это такое
Что такое франшиза. Плюсы и минусы бизнеса по франшизе
Блюдо под названием франчайзинг в российской бизнес сфере пока в новинку, поэтому и подают его редко. Данная область еще не распробована отечественными предпринимателями, хотя, по оценке экспертов, и переживает бурный рост. В этой статье мы познакомим вас с таким понятием, как бизнес по франшизе и рассмотрим все его плюсы и минусы.
Могу ли я открыть свой бизнес по франшизе?
Оказывается, сегодня чтобы открыть свое дело, не обязательно начинать все с нуля. Вы можете купить франшизу популярного бренда и заручиться поддержкой настоящих акул бизнеса, не задумываясь о раскрутке и рисках. Вы не ослышались: даже домохозяйка и студент могут открыть собственный бизнес и стать франчайзи, то есть пользователями известной марки. Но есть и другая сторона договора по франшизе – франчайзер или правообладатель. Это сфера для опытных предпринимателей: продавая права на свой бренд, вы можете легко и без особых затрат расширить и укрепить свой бизнес.
Так как это работает? Приведем пример: допустим, что вы выпускник экономического ВУЗа, обладающий амбициями и небольшими финансами (около 600 тысяч рублей). Вы активны и хотите открыть собственное дело, но совершенно не представляете с чего начать. Подумайте: что вас больше всего интересует, какая отрасль вам ближе. Существует огромное количество возможностей начать свой бизнес с минимальными вложениями, к примеру, в области образования. Выкупив франшизу, вы сможете легко открыть образовательные курсы, развивающий центр или даже музыкальную школу. Выплачивая франчайзеру небольшой процент от деятельности предприятия, через короткое время, ваш доход может составить более миллиона рублей.
А может быть вы уже достаточно опытный делец и владеете, к примеру, сетью магазинов одежды, но хотите развивать свой бизнес дальше: в ваших планах выход на международный рынок или вы просто ищете новый рынок сбыта? Тогда вам открывается перспектива стать франчайзером и расширять свой бизнес, делать его востребованным и популярным, не прикладывая особых усилий.
На что обратить внимание при выборе франшизы?
Если вы все-таки решились начать работу по франшизе, необходимо оценить все риски, а также знать все плюсы и минусы франчайзинга. Прежде всего, необходимо обратить внимание на регион, в котором вы будете вести бизнес. Внимательно изучив каталоги франшиз, выберите ту, которая будет работать в вашей местности. В России франшизы представлены практически во всех отраслях – от общепита и продажи товара, до строительства и туристических услуг. Не забудьте проверить рейтинг и репутацию выбранной компании. Оцените, как долго фирма находится на рынке, а также наличие у нее патентов и лицензий на ведение деятельности. Неоспоримым аргументом в пользу предприятия является наличие отдела по работе с франчайзи. Там вам предоставят всю интересующую информацию, возможность пообщаться с руководством и другими франчайзи. Не пугайтесь историй провала франчайзи: полностью успешных франшиз не существует! Помните: успешность той или иной франшизы можно отследить по количеству точек у ее франчайзи. Изучите условия запуска бизнеса: срок контракта, первоначальные взносы и ежемесячные роялти. Вы должны четко понимать, за что вы платите деньги, будь то фиксированная ставка или же процент от прибыли. Можно заплатить совсем небольшой паушальный взнос и воспользоваться бизнес-идеей, которую вы сможете в дальнейшем развивать, а можно вложиться и получить полный пакет поддержки и развития бизнеса от своего франчайзера. Помимо этого, стоит обратить внимание на чистую прибыль, которую обещает тот или иной франчайзер. И еще один нюанс – вклад в неизвестный бренд может принести прибыль в разы большую и за меньшие сроки, чем вклад в раскрученную торговую марку. Тут уж как повезет.
А что, если я хочу стать франчайзером?
Рассмотрим же все грани развития бизнеса по франчайзингу. Если вы намерены использовать франчайзинг для развития своего дела, будьте уверены, что за короткие сроки вы охватите огромную целевую аудиторию и сможете колоссально расширить территориальные рамки своего бизнеса. Вы гарантировано получите стабильный доход и не совершите ошибок на начальном этапе. Помимо этого, франчайзинг дает возможность не только укрепить уже существующий бизнес, но и расширить его границы. Франчайзеру, к примеру, гораздо проще получить кредит на развитие своих франчайзи в банке, т.к. он сам является гарантом. Вот еще ряд плюсов развития бизнеса по франшизе для правообладателя:
Какие плюсы есть для франчайзи?
Если вы в бизнесе новичок, то франчайзинг для вас – это хороший и легкий старт. Вот ряд очень убедительных преимуществ франчайзинга:
Мне точно подойдет бизнес по франшизе?
Однако такой вид ведения бизнеса подходит не всем. Некоторым предпринимателям будет довольно сложно держаться в рамках договора по франчайзингу. Подумайте о том, что вам придется постоянно развивать чужой бренд и выдерживать определенные правила, установленные внутри корпорации. Доходы бренда в этом случае будут неизбежно влиять на ваши собственные. К тому же ежемесячно придется отстегивать процент правообладателю, который иногда представляет весьма внушительные суммы.
При всех положительных сторонах бизнеса по франшизе, стоит оценить и возможные минусы данного вида бизнеса:
Есть риски и у франчайзеров, о которых тоже не стоит забывать:
И еще несколько важных моментов для начинающих бизнесменов.
Не стоит питать иллюзий по поводу того, что купив франшизу, вам не придется больше ничего делать для развития своего бизнеса. По сути франчайзи не является инвестором: за паушальный взнос он получает лишь бизнес с поддержкой, а развитие и величина дохода будет зависеть от правильности стратегии и нацеленности на результат самого бизнесмена.
Не ориентируйтесь на тенденции времени: на практике они зачастую оказываются невыгодными для получения дохода. Ориентируйтесь на свои интересы: бизнес, который окажется вам по душе, будет работать на вас. Предложения с окупаемостью в пару месяцев должны вызвать у вас недоверие. Средний срок окупаемости по франшизе – от года. Франшизы до 300 тысяч рублей окупятся за сезон, к примеру, аренда спецтехники.
Оцените здраво свои возможности. Если вы пока не видите четкой цели впереди, то возможно, вы еще не готовы к бизнесу по франшизе. Иногда легче и лучше для сети открыть еще одну собственную точку, а не несколько партнерских. Помните, что для оформления франшизного предложения вам потребуется не меньше года, достаточно весомые финансовые вложения и регистрация торговой марки в Роспатенте. Если вы все же нацелены открыть франшизу, хорошо продумайте стратегию и возможные риски для предприятия. Не стоит кидаться в омут с головой и пытаться сразу продать много франшиз: подходите к выбору партнеров более тщательно – от них будет зависеть будущий успех вашей корпорации.
Франшизы для малого бизнеса что это такое
10 МИН
Что такое франчайзинг и как устроена работа по франшизе
Бизнес открывают ради прибыли, но уверенный выход в плюс требует много сил и времени. Чтобы не развивать бренд с нуля и использовать уже отлаженные бизнес-процессы, можно открыть предприятие по франшизе. Сегодня это доступно практически для любой отрасли предпринимательства. Объясняем, как работает франчайзинг и какие преимущества и недостатки у него есть.
Разбираемся в терминах
Франшиза — разрешение вести бизнес от лица существующего бренда и использовать его наработки: имя и дизайн, технологии производства, корпоративные стандарты, права на патенты и изобретения.
Франчайзер — бренд, предоставляющий право на свои наработки.
Франчайзи — юридическое лицо, работающее по франшизе.
Франчайзинг — модель бизнеса в целом.
Паушальный взнос — разовая фиксированная выплата, которую франчайзи отдаёт франчайзеру при заключении договора.
Роялти — регулярный платёж, который франчайзи вносит ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Роялти может быть также фиксированной суммой или процентом от валовых продаж.
Сколько стоит открыть бизнес по франшизе
У каждого франчайзера свои расценки и схема входа в бренд. Чем известнее торговая марка, тем дороже обойдётся покупка франшизы. Паушальный взнос может составлять от 30 — 50 тысяч рублей до нескольких миллионов (например, если вы планируете открыть знаменитую кофейню или пиццерию).
Кроме паушального взноса и роялти в перечне обязательных платежей могут оказаться:
А некоторые бренды не берут с франчайзи никаких взносов, но требуют монополии на закупки или соблюдения других выгодных для них условий. Планируя купить франшизу, сравните расценки конкретных брендов в вашей отрасли. Подсчитайте суммарные инвестиции и оцените примерный срок окупаемости для каждого из вариантов. Но не спешите принимать решение: важно учесть не только стоимость франшизы, но и её тип.
Какими бывают франшизы
Давая право пользоваться своими благами, бренды требуют от франчайзи выполнения конкретных обязательств. Часть франчайзеров предоставляет юрлицам минимум свободы действий, а часть — наделяет расширенными полномочиями ради популяризации бренда. «Набором» требований франчайзера и полномочий франчайзи определяется тип франшизы.
Типы франшиз по ведению деятельности
Бизнес-франшиза. Этот формат взаимоотношений подразумевает передачу отлаженной бизнес-модели — всего необходимого, чтобы сразу начать работу. Франчайзер помогает франчайзи с обучением персонала, выбором и дизайном помещений, а также с рекламой. По такой схеме работают многие франшизы ресторанов быстрого питания и кофеен.
Товарная франшиза. Такой вид франчайзинга даёт компании-покупателю право распространять продукцию франчайзера. Франчайзи приобретает партию товара и продаёт его под логотипом бренда, а франчайзер занимается локальным продвижением, обычно на национально-региональном уровне. Салоны автомобильных концернов и магазины многих марок обуви, одежды и нижнего белья открываются по товарной франшизе.
Производственная франшиза. Франшиза такого типа позволяет франчайзи самостоятельно производить и продавать продукцию под товарным знаком бренда. В этом случае франчайзер уделяет много внимания обучению персонала и соблюдению производственных технологий. Пример производственной франшизы — некоторые региональные заводы крупных брендов. Эта модель франчайзинга требует самых крупных вложений.
Типы франшиз по количеству предприятий
Прямая франшиза. Франшиза называется прямой, если франчайзи получает право открыть только одно предприятие. За каждую дополнительную точку (филиал) придётся платить отдельный паушальный взнос.
Мульти-франшиза. При такой модели франчайзинга компания-покупатель может и, как правило, обязана открыть несколько предприятий на оговорённой территории в конкретные сроки.
Мастер-франшиза, или золотая франшиза. Благодаря золотой франшизе компания-франчайзи приобретает монопольное право на деятельность под именем бренда в определённом регионе. И сама становится франчайзером на закреплённой за ней территории. То есть франчайзи не только открывает свои предприятия, но и, как правило, обязуется продавать франшизу другим компаниям, продвигая бренд.
Типы франшиз по характеру отношений с брендом
Свободная франшиза. Если франшиза свободная, это значит, что франчайзи использует бренд, не подвергаясь строгому контролю со стороны франчайзера, и может вести бизнес на своё усмотрение.
Серебряная франшиза. Работая по серебряной франшизе, бренд самостоятельно открывает очередное предприятие и выстраивает процессы, а уже после — передаёт права на него франчайзи: насовсем или на определённый срок. В некоторых случаях серебряная франшиза и бизнес-франшиза — одно и то же.
Франшиза в аренду. Франчайзер передаёт компании готовое к работе предприятие, на котором франчайзи является скорее управляющим: все права на объект франшизы и процент прибыли с него принадлежат бренду.
Где искать франшизы и расценки на них
Если вы хотите сравнить стоимость франшиз разных брендов, воспользуйтесь сайтами-каталогами франшиз с удобной сортировкой брендов по группам. Чтобы найти их, введите в поле любого поисковика запрос «франшизы» или «каталог франшиз». Можно также указать сферу деятельности, чтобы сузить запрос.
Кроме интернет-каталогов, загляните на сайты компаний, владеющих брендами, и тематические бизнес-ресурсы. А также на сайт Российской ассоциации франчайзинга.
Готовое решение для старта бизнеса можно подобрать и в каталоге франшиз от Сбербанка, где вы найдете предложения от лидеров рынка из разных областей бизнеса.
Что важно сделать перед открытием франшизы
Франчайзинг — негибкая модель бизнеса, где несвобода франчайзи в принятии решений — одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, начинающий предприниматель не сделает стратегических ошибок, опираясь на наработанные бизнес-практики. С другой, он не сможет ничего поменять, даже когда изменения нужны: часто локальную специфику, которая очевидна для франчайзи, сложно обосновать франчайзеру.
Первое, что нужно сделать потенциальному франчайзи — решить, готов ли он на протяжении нескольких лет чётко выполнять чужие условия. Второе — понять, что он получит взамен, кроме имени бренда. Перед заключением сделки обязательно узнайте:
Франшиза – что это такое и как работает подобная бизнес-схема? В статье объясняем простыми словами и приводим примеры. Что нужно знать при покупке франшизы, от чего зависит ее цена и выгодно ли открывать бизнес по франчайзингу.
Что такое франшиза простыми словами
Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если на вопрос «что такое франшиза» ответить кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами. Покупка франшизы помогает начать дело с минимальными рисками.
Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).
Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).
Отношения между франчайзором и франчайзи – это и есть франчайзинг.
Согласно статье Википедии, слово «франшиза» пришло из французского языка, где термин franchise означал льготу.
Чтобы понять, что такое франшиза, в интернете есть специальные площадки – магазины франшиз, или иначе их называют каталогами. В них, как правило, и размещаются все франчайзинговые предложения. Удобство в том, что на одном ресурсе можно выбрать среди множества франшиз, посмотреть отзывы, сравнить цены, условия и при желании оставить заявку. Кстати, именно БИБОСС сделал первый каталог франшиз в России.
Из чего состоит франшиза
В узком смысле, бренд – это марка, отличающая товары или услуги одной компании от другой. Но во франчайзинге бренд рассматривается в широком смысле – как совокупность мнений, ассоциаций, оценок относительно торговой марки. Бренд может быть известным или неизвестным, с хорошей или плохой репутацией. Соответственно, франчайзи заинтересован в покупке известного и/или имеющего хорошую репутацию бренда – это даст его предприятию стабильный поток клиентов, которые не пришли бы к нему, если бы он открылся под собственной вывеской. Если предприниматель откроет кафе под вывеской McDonalds, людей к нему будет приходить гораздо больше. Но так как право на бренд ему не принадлежит, чтобы открыться под такой вывеской он должен получить право на использование бренда от правообладателя. Это право и есть основа франшизы.
Чтобы оформить свое право на бренд, франчайзор должен зарегистрировать товарный знак, в котором может быть описано название, логотип, фирменные цвета и другие элементы, отличающие этот бренд от другого. Товарные знаки бывают международными и локальными, т.е. действующими в одной стране. Базу международных товарных знаков можно посмотреть здесь, а российских – здесь.
Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзор должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. В противном случае товарный знак не будет считаться переданным с точки зрения закона.
Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда: партнер платит за право работать под вывеской и этим отношения между франчайзи и франчайзором ограничиваются. На самом деле бизнес-модель и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.
Бизнес-модель – это система ведения бизнеса в конкретной компании и ее описание. Она включает в себя описание всех процессов и стандартов работы компании. Другими словами, она отвечает на вопрос: «как работает эта компания?». Как у нее устроены продажи, за счет чего монетизируется, какой дизайн помещений она использует и т.д. Вплоть до таких мелочей как расстановка цветов в офисе. Это может показаться странным, но, если это включено в бизнес-модель – значит, в этом есть смысл с точки зрения бизнеса.
Бизнес-модель всегда зафиксирована в каких-то документах. Чаще всего это стандарты компании. Именно эти стандарты передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос. Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия. Им же следует в ходе своей работы под крылом управляющей компании. Поэтому бизнес-модель – это вторая важнейшая составляющая франшизы
Франшиза не ограничивается покупкой права на бренд и обучением стандартам. Франчайзи взаимодействует с франчайзором все время действия договора. И это взаимодействие проявляется не только в консультациях, вебинарах, обновлении стандартов, но и в контроле.
Стандарты, как уже говорилось выше, могут на первый взгляд противоречить здравому смыслу. Поэтому некоторые франчайзи могут пытаться нарушить эти стандарты для получения большей прибыли. Либо халатно относиться к их исполнению. Итогом в большинстве случаев становится ухудшение качества обслуживания и товара на франчайзинговом предприятии. А страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы. Кроме того, франчайзор должен быстро реагировать, если видит, что дела у его партнера идут плохо.
Какие каналы используются для контроля франчайзи:
Без хотя бы одного из этих трех элементов коммерческое предложение не может в полной мере называться франшизой:
Цена за франшизу определяется двумя ключевыми платежами:
Маркетинговый взнос иногда включают в роялти, иногда фиксируют как отдельный платеж. Это плата франчайзору за масштабную (обычно всероссийскую или даже международную) рекламную кампанию, которая ведется постоянно. Так как франчайзи получают выгоду от такой рекламной кампании, они частично ее оплачивают. Обычно маркетинговый сбор составляет 1-2% от оборота франчайзингового предприятия.
По характеру сотрудничества:
По типу работы на территории:
Есть и другие понятия:
Термин «франшиза» применяется не только для описания отношений между субъектами бизнеса. Существуют и другие значения этого слова:
Медиафраншиза (франшиза в кино)
Это бренд, персонажи и антураж определенного произведения, имеющего несколько частей, и, возможно, ответвлений от основного сюжета. Она относится к интеллектуальной собственности, и, например, киностудия обязана купить права на нее, чтобы снять по ней фильм. Например, любительский фильм про Бэтмена нельзя отнести к франшизе, так как его создатели не покупали прав на нее, и они не собираются на этом зарабатывать. Но пластиковые фигурки Бэтмена, продающиеся в магазинах, относятся.
Франшиза в страховании
Два основных вида франшиз в страховании – условная и безусловная:
При условной франшизе сумма ущерба выплачивается полностью если он больше, чем размер франшизы. Например:
При безусловной – размер франшизы вычитается из суммы ущерба. Рассмотрим на том же примере:
Также выделяют франшизы:
Франшиза в спорте – это бренд команды. Явление наиболее характерно для спортивных лиг США и Канады. Например, команда «Атланта Флэймз» в 1980 году полностью переехала из Атланты в канадский город Калгари и стала называться «Калгари Флэймз». Слово «Флэймз» в этом случае – франшиза, не зависящая от города, в котором базируется команда на данный момент. Однако это не обязательное требование: многие команды в НХЛ меняли названия при переезде. По сути это вариант медиафраншизы.
Примеры франшиз мы встречаем буквально на каждом шагу, но не всегда даже догадываемся, что эта компания открыта по франшизе. Это может быть кафе, салон красоты, детский сад или юридическая контора. Как правило, отличить франчайзинговую сеть можно по тому, что большое количество точек одного бренда встречаются в разных местах (в городе, стране или даже во всем мире).
Пожалуй, самый узнаваемый бренд франшизы – это Макдональдс. Однако компания развивается не по стандартной франчайзинговой схеме. У них довольно жесткие условия договора и внушительные суммы для инвестиций. При этом партнеры должны пройти несколько этапов собеседований и тренингов.
О том, как открыть франшизу Макдональдс, можете почитать в нашей статье.
Еще один известный на весь мир пример – франшиза KFC. И снова общепит и фастфуд, в частности. Уже по этому, казалось бы, совпадению (но нет) можно сделать вывод, что франчайзинговая бизнес-модель отлично подходит для этой сферы. У КФС тоже много непростых для исполнения требований к покупателям их франшизы. Стартовый капитал для открытия фастфуда под брендом KFC – 21 миллион рублей.
В российском законодательстве слова «франшиза и франчайзинг» не используются, поэтому и договора франшизы как такового не существует. Вместо этого при оформлении франчайзинговых отношений в нашей стране используют следующие виды договоров:
При этом только договор коммерческой концессии можно в полной мере назвать аналогом договора франшизы.
Чем он отличается от лицензионного и других договоров, в каких случаях какой из них нужно применять и примеры каждого из них – можно найти в нашем материале о договоре франчайзинга.
Плюсы и минусы франшизы
Мало кто начинает свой путь во франчайзинг сразу с идеи о покупке франшизы. Скорее всего, начинающий предприниматель сначала задумается об открытии собственного бизнеса или даже запустит его, а потом начнет рассматривать альтернативы. Поэтому вопрос «свой бизнес или франшиза» остается актуальным. В чем состоят преимущества и недостатки франчайзинга относительно собственного бизнеса?
Важно понимать, что у каждой конкретной франшизы плюсы и минусы будут своими. Например, не все из них предоставляют маркетинговые материалы. Другие предлагают гибкую политику по стандартам и готовы адаптировать их под конкретного франчайзи. Поэтому можно коротко обозначить суть отличия франшизы от собственного бизнеса: во франчайзинге меньше свободы и меньше рисков.
В связи с этим встает вопрос, что лучше: франшиза или готовый бизнес? У готового действующего предприятия нет тех проблем, которые есть у стартапа: бизнес-модель уже «обкатана», есть список поставщиков, есть опытные сотрудники, которых не надо всему обучать. При этом, в отличие от франшизы, не нужно платить паушальный взнос и роялти.
В чем же недостатки готового бизнеса в сравнении с франшизой?
Как выбрать франшизу
После того, как выбор между франшизой и собственным бизнесом сделан, стоит перейти к следующему, не менее важному вопросу – о том, какое предложение выбрать.
Сегодня на рынке существуют тысячи компаний, называющих себя «франшизой». Но далеко не все из них достойны этого названия. «Модное» слово и упрощенное представление, что франшиза – это гарантия успеха, привлекает компании, которые этого звания не достойны. Есть много примеров, когда под данной вывеской предлагается перепродажа товара, сетевой бизнес, обучающие курсы и даже финансовые пирамиды. Отличить франшизу от не-франшизы – просто, нужно лишь соотнести предложение с моделью «бренд – бизнес-модель – контроль». Если нет хотя бы одного слагаемого, франшизой эта компания называться не может.
Существуют сотни критериев для правильного выбора франшизы. Все их можно объединить в пять основных групп:
Насколько давно она работает, как давно запущен франчайзинг, много ли у нее франчайзи (особенно тех, кто открыл несколько точек), насколько быстро прирастает их число. Положительная динамика по этим критериям показывает, что компания опытная, франчайзинговая программа «обкатана», а франчайзи довольны управляющей компанией и зарабатывают достаточно, чтобы открывать новые точки.
Хорошая франшиза дает все, что необходимо для успешного ведения бизнеса, но не ведет его за франчайзи. Самое важное – как устроено обучение, единоразовое оно или есть последующее доп.обучение, обучают ли только партнера или его сотрудников тоже. Есть ли маркетинговая поддержка и т.д.
Общение с продавцом
Дает ли продавец всю необходимую информацию (включая договор, финансовую модель, контакты партнеров)? Если нет, то он, возможно, скрывает какую-то информацию.
Полнота данных в интернете
Чем более открыта франшиза и чем более согласованы ее данные в интернете – тем лучше. Если отличаются данные по количеству открытых точек, или не все из них можно найти в открытых источниках, это уже повод насторожиться. Еще хуже – если не совпадают данные по инвестициям, паушальному взносу, роялти и другим франчайзинговым платежам, например, на сайте и в каталогах.
В первую очередь нужно проверить, есть ли товарный знак и давно ли он зарегистрирован. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован товарный знак, стоит проверить на долги (по базе ФССП), а также по арбитражным делам (по картотеке арбитражных дел). Важно понимать, большинство франшиз, работающих более 3 лет, судились со своими партнерами. Суды показывают, насколько хорошо проработан договор франчайзинга, поэтому хорошие компании выигрывают большинство судов со своими франчайзи.
Перед тем, как начинать анализ, проверьте, нет ли интересующей вас компании в нашем Рейтинге франшиз. В нем упомянутые выше 5 групп разбиты на 27 основных критериев, и по каждому дана оценка всем компаниям, представленным в каталоге.
Как купить франшизу
Условия покупки и открытия франшизы разнятся в зависимости от того, под каким брендом вы хотите работать. Но, в целом, схема стандартная:
В некоторых случаях еще до подписания договора потенциальный франчайзи должен пройти этапы обучения и интервью. Это объясняется тем, что многие франчайзоры щепетильно относятся к выбору партнеров. Ведь от успешной работы каждого предприятия зависит и успех всей франчайзинговой сети.
Что касается непосредственно открытия вашей франчайзинговой точки, то чаще всего управляющая компания помогает на всех этапах запуска. Но опять же в каждом конкретном случае могут быть свои расхождения. То же и со стартовыми инвестициями – если одни покрывают своим франчайзи эти расходы (или они уже включены в паушальный взнос), то другие могут этого не делать. Как бы то ни было, все эти моменты должны быть прописаны в договоре. Поэтому крайне внимательно отнеситесь к его изучению, чтобы не подписаться на невыгодные для себя условия.
Часто задаваемые вопросы
1. Подумайте, готовы ли вы ограничить свою предпринимательскую свободу, но вести бизнес с пониженными рисками. Если да – то франшиза вам подойдет. 2. Выберите нишу, в которой хотели бы иметь бизнес 3. Просмотрите предложения в каталогах франшиз в этой нише 4. Изучите сайты, социальные сети заинтересовавших вас франшиз 5. Отправьте заявки этим франшизам и получите ответ 6. Посмотрите, какие плюсы и минусы есть у каждого предложения. Выберите наиболее подходящую франшизу 7. Подпишите договор и оплатите паушальный взнос 8. Пройдите обучение стандартам, выберите помещение и отремонтируйте 9. Откройте предприятие. Теперь у вас есть свой бизнес, но под известным брендом:)
Популярность франшизы определяется популярностью бренда. Самая известная франшиза в мире – McDonalds. Однако популярность не всегда значит эффективность франчайзингового предложения. Открыть тот же McDonalds в России смогут единицы. А чтобы открыть свое дело по франчайзингу нужно учитывать не только популярность, но и другие факторы, в первую очередь, уровень оказываемой поддержки.
В большинстве случаев – да, причем оно должно быть уже на момент подписания договора, т.к. договор подписывается между двумя юридическими лицами.
По-настоящему мошеннических франшиз не так много. Гораздо больше тех, кто под этим словом скрывает совсем другие продукты: оптовые поставки, обучающие курсы и пр. Также на рынке много франшиз, чьи создатели сами не знают, что их франчайзинговое предложение не качественно. Этим компаниям обещают золотые горы если они пойдут во франчайзинг, но у них может не быть проработанной бизнес-модели, известного бренда или они просто не готовы к масштабированию.
В большинстве случаев – можно. Но это может быть расценено как упущенная выгода для франчайзора, а значит, франчайзи придется оплачивать отступные. В каждом договоре это прописывается индивидуально.