Французский историк и политический деятель токвиль считал что демократия имеет два существенных
Достоинства и недостатки демократии.
Л. Питер: «Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует»; «Выборы — единственная гонка, в которой выигрывают большинство участников».
Французский историк и политический деятель А. де Токвиль считал, что … имеет два существенных недостатка: она не дает народу «самого искусного правительства» и представляет собой политическую тиранию большинства.
Э. Бенеш: «Демократия сама по себе имеет потенциал к развитию, саморазвитию. Она эволюционистична, если так можно выразиться. Демократия по-настоящему человечна. Да, она знает человеческие слабости и страдания, страсти, проявления эгоизма и эмоций. Но она делает эти явления очевидными, и она умеет быть строга к ним. Она знает, такого идеального строя нет, что идеалы недостижимы — именно из-за людских слабостей. но она держит эти идеалы в памяти как урок на будущее. Демократия верит в возможности человека — и это один из источников ее совершенствования. Она ведет человека по пути самоулучшения. Но она делает жизнь достойной того, чтобы ее называли жизнью».
Б.Н. Чичерин: «При выборе лица избиратели руководствуются не столько его способностями, сколько соответствием его образа мыслей и направления с их мнениями и интересами, и хотя юридически он становится независимым, остается зависимость нравственная. Если же связь исчезла, если представитель или сами избиратели отклонились от прежних убеждений, новые выборы дают гражданам возможность восстановить согласие, заменив прежнего представителя другим. Кратковременные выборы имеют в виду постоянное возобновление этой нравственной связи представителя с избирателями, тогда как цель долгих сроков состоит в большем ограждении общих государственных интересов посредством большей независимости представителей от случайных перемен и колебаний общественного мнения».
Известный русский юрист П.И. Новгородцев: «… всегда есть распутье. система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог. Прежде
ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование, теперь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более, чем какая-либо другая форма, возбуждает дух исканий».
Задание: На основе имеющихся цитат сформулируйте недостатки и достоинства демократии в виде плана. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Теория либеральной демократии А. Токвиля
Основные достоинства американской демократии Токвиль видел в решении проблем равенства и свободы граждан. Настоящая демократия, по Токвилю, это когда гражданские и политические права и свободы обеспечиваются законом и деятельностью государства. Обоснование роли закона в регулировании политических, экономических и других отношений между людьми выражает идеи правового государства. Демократия реализует принцип верховной власти народа, и эта власть должна быть сильной, воплощаться в деятельности сильного государства, которое защищает общие интересы нации и создает условия для осуществления интересов различных социальных слоев и отдельных граждан. Он высоко оценивал роль протестантской религии в становлении свободы и демократии в Америке. Однажды установленное согласие между политикой и религией обеспечивает существование демократии в этой стране.
Особо останавливается Токвиль на анализе проблемы разделения властей. Он высоко оценивал механизм осуществления этого принципа в США, выделяя при этом роль судебной власти. Высокое место в государственной иерархии США занимает Верховный суд. Токвиль считал это важным для реального обеспечения принципов демократии.
Токвиль говорил и о недостатках американской демократии: при власти большинства не всегда бывает защищено меньшинство; разросшийся государственный аппарат, прежде всего аппарат исполнительной власти; неустойчивость законодательства из-за частой смены законов; лихоимство чиновников и т. д. Однако несмотря на недостатки демократии, Токвиль выступал за сохранение ее как формы государственного устройства и государственного правления, ибо только демократия, считал он, отвечает подлинным интересам большинства членов общества, его различных слоев.
Токвиль отмечал решающую роль Конституции США в обеспечении существования демократии, деятельности всех ее политических и правовых институтов. Он считал удачным установленный Конституцией способ регулирования отношений между федеральными органами государства и штатами. Он заключается в том, что различные штаты, составляющие федерацию (союз), сохраняют самоуправление. При этом не теряется единство нации, укрепляется союз штатов и власть федеральных органов.
Немаловажное значение имеет поднятая Токвилем проблема формирования национального духа, патриотического политического сознания народа в процессе создания им нового, защищающего его интересы государства.
Концепция либеральной демократии Алексиса Токвиля была поддержана многими теоретиками и политическими деятелями Западной Европы и Америки.
Жизнь и политические идеи Алексиса де Токвиля
Краткая биография и основные взгляды
Алексис де Токвиль – французский государственный деятель, историк, политический мыслитель, юрист. Он родился в 1805 году в городе Верней. Его родители были обеспеченными аристократами, так что Алексис де Токвиль смог получить хорошее воспитание и образование. В 1820 году он поступил в колледж города Мец, в котором проучился 5 лет. После Токвиль изучал правовую науку в Париже. В 1849 году Токвиль занял пост министра иностранных дел Франции. Скончался в 1859 году в Каннах.
Токвиль считал, что любая демократия со временем эволюционирует к централизму, становится прародителем политической тирании большинства, подавляющей меньшинство, в конце концов, может обернуться деспотизмом отдельной личности. Однако существующие недостатки демократических институтов власти практически полностью перекрываются их положительными чертами.
По мнению Токвиля, демократия и свобода развиваются в том государстве, в котором центральная власть добровольно отказывается всесторонне и полностью регламентировать все аспекты общественной жизни. Ее главное назначение — обеспечить условия, в котором большинство людей сможет добиться для себя благосостояния.
Неравенство, богатство отдельных лиц не противоречат фундаментальному равенству условий, характерному современным обществам. По мере того, как страны будут все ближе и ближе подходить к демократии, неравенство станет уменьшаться.
Алексис де Токвиль придерживался позиций политического либерализма, но в своей деятельности он развил идеи классического либерализма Дж. Локка о равенстве возможностей. Токвиль дополнил либерализм понятием демократии, выделяя главные преимущества последней, демонстрируя ее на примере большой нации, знакомя европейские общества с конкретным механизмом ее функционирования и развития. Однако мыслитель также выделил и принципиальные недостатки демократии, среди которых:
Мысли о причинах Великой французской революции
В 1850-х гг. Токвиль активно занимается научной деятельностью. В 1856 году он публикует первую часть своего трактата «Старый режим и революция», в котором пытается осмыслить различные стадии французского общества (дореволюционное, революционное и постреволюционное) сквозь призму американского опыта.
Токвиль обращает внимание, что крах учреждений прежнего режима наступил тогда, когда разразился революционный кризис, который распространялся подобно религиозной революции. Далее автор выделил основные причины развала старых учреждений и изменений в политическом строе, среди которых:
По этим причинам, по мнению Токвиля, Великая французская революция была не просто случайным событием, а неизбежным этапом уничтожения демократического движения учреждений старого режима.
Отношение к революционным преобразованиям
С политической точки зрения Токвиль положительно относился к первой Французской революции 1789 года. Хотя он не противился тому факту, что демократическое движение уничтожает учреждения старой Франции, Токвиль при этом желал сохранения как можно большего числа учреждений старого режима в рамках монархии и аристократических традиций в целях сбережения свободы в обществе.
Токвиль справедливо отмечал, что сохранить свободу в демократическом обществе можно, лишь сохранив чувство свободы, проявляющееся в независимости и возможности сопротивления власти
Токвиль застал две революции. Революция 1830 г. для него была олицетворением надежды на реализацию своего политического идеала — одновременная демократизация общества с укреплением учреждений либерального характера и желанный конституционно-монархический строй.
Но революция 1848 г., которую Токвиль первым предсказал еще за месяц до ее непосредственного начала, стала для мыслителя доказательством того факта, что французское общество еще не созрело для политической свободы. Так, надежды Алексиса де Токвиля на демократическую республику, которую он желал видеть либеральной, канули в лету.
Политические взгляды Алексиса де Токвиля существенным образом повлияли на огромное число либералов и либеральных демократов, которые продолжили попытки строительства идеального типа демократического общества
Логические задачи по дисциплине «Политология» для МИИТ
Логические задачи и упражнения по политологии
1. В каких случаях политика проникает во все сферы жизни общества и подчиняет их себе? Приведите конкретные примеры такого подчинения.
2. Как соотносится экономика и политика; политика и мораль; политика и право как механизмы регуляции общественной жизни?
3. Проделайте политический анализ конкретного шага в экономической политике правительства: повышение тарифов и налогов на импортные товары. Рассмотрите его последствия в отношении различных социально- экономических групп и слоев населения, финансовой и политической стабильности. Определите возможные положительные и отрицательные результаты этой акции.
4. Политика часто определяется как специфическая сфера деятельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране. Вместе с тем политологи утверждают, что политика тесно связанна и ассоциируется с функционированием общества на уровне индивида, семьи и коллектива. Как и в чем проявляется эта взаимосвязь? Определите каналы воздействия и обратной связи «большой политики» и «повседневной жизни».
5. Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в государствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и наказаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства — с другой?
7. Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основание для такого утверждения?
8. Аристотель различал два вида справедливости: справедливость: уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения применим сегодня?
9. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»?
10. Монтескье считал, что злоупотребление властью вытекают из природы человека: « Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с этим утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель?
11. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий?
12. Т. Джефферсон подчеркивал: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и никогда не будет». Согласны ли вы с американским мыслителем?
13. Раскройте содержание теории «общественного договора». Объясните, почему теорию божественного происхождения государства сменила теория «общественного договора»?
14. Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни. Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть — это зло, абсолютная власть — зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть — всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом её сила». Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуемость феномена власти?
16. Итальянский социолог В. Парето подразделил элиты на «львов» и «лис». Охарактеризуйте предложенные им типы элит. Какие критерии положены в основу указанной типологизации? Какая из элит способна наиболее длительный срок удерживать власть? Почему? Какой тип элит, согласно классификации Парето, осуществляет власть в современной России?
17. Сравните основные положения теории элит В. Парето, Г. Моски, Р. Миллса.
Положения концепции | В. Парето | Г. Моска | Р. Миллс |
Признаки определения элиты | |||
Роль элиты в обществе | |||
Типы элит | |||
Методы господства |
18. Сравните систему отбора в «открытую» и «закрытую» элиты.
Критерии отбора | «Открытая» элита | «Закрытая» элита |
1. Требования, предъявляемые для вхождения в элиту | ||
2. Механизмы отбора | ||
3. Возможности продвижения в элиту для представителей неэлитных групп |
19. Английский историк Т. Карлейль в работе «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждает, что все исторические события — дело великих личностей. Масса — пассивный элемент, лишь тормозящий процесс развития. Как только массы берут верх над творческими личностями общества (особенно в моменты революционных переворотов, вызывающих хаос, анархию и нестабильность), наступает упадок цивилизации. Великие лидеры — «вожди тупоумной толпы, следующей за ними, точно повинуясь велениям судьбы». Истинная же сущность всех социальных процессов состоит в том, чтобы «возвести на трон самого способного человека». Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель утверждал, что политические цели, преследуемые великими людьми, содержат, момент всеобщего, иными словами, выдающийся руководитель выражает историческую необходимость, «правду своего времени». Исторические события — результат творчества и усилий вождей лишь в той степени, в какой вожди выражают потребности общественного развития. Что сближает подходы Карлейля и Гегеля к определению роли личности в истории?
21. Н. Макиавелли рекомендовал правителям и государям, рассчитывающим сохранить свою власть, придерживаться определенных правил:
— «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы».
— «Предусмотрительный государь не должен… исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным».
— «Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».
— «Заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно…».
— «При управлении людьми их необходимо или ласкать или угнетать… если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом. чтобы отнимать от них всякую возможность отмщения».
Можно ли согласиться с подобными рекомендациями? Какие приоритеты положены в их основу? Назовите имена политических деятелей в нашей и мировой истории, которые в своей деятельности так или иначе следовали этим рекомендациям.
22. Что понимается под «входом» в политическую систему, а что — под «выходом»?
23. Политическая система состоит из совокупности подсистем: институциональной, нормативной, коммуникативной. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.
24. Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуждения. И все же тоталитаризм — исторически обреченный режим. Почему? В чем причины смены тоталитарных государств правовыми?
26. По определению американского президента А. Линкольна, демократия — «это правление народа, избранное народом и для народа». В данном определении демократия выступает скорее нормативным идеалом, привлекательной утопией, чем характеристикой демократических государств. В таком случае, возможно ли подлинное народовластие? Ответ аргументируйте.
27. Французский историк и политический деятель А. де Токвиль считал, что демократия имеет два существенных недостатка: она не дает народу «самого искусного правительства» и представляет собой политическую тиранию большинства. Но она обладает двумя весьма важными преимуществами. Какие это преимущества? О какой стране пишет историк, анализируя недостатки и преимущества демократии?
28. Чем современная демократия отличается от античной?
Античная демократия | Современная демократия |
1. Прямая | 1. … |
2. Воля большинства | 2. … |
3. Преследование инакомыслящих | 3. … |
4. Право политического участия распространяется только на свободных граждан | 4. … |
30. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития информационных технологий, предрекают в будущем введение компьютерной системы голосования, при которой каждый избиратель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «издержки» и возможную «прибыль» такой системы.
31. Сформулируйте два определения, в одном из которых понятие «государство» подразумевало бы страну, а в другом — высшие институты власти.
32. Определите критерии форм государственного устройства и приведите примеры стран, где и когда они были реализованы?
Форма государственного Устройства | Критерии | Примеры стран, где реализована форма устройства |
1. Унитарная | ||
2. Федерация | ||
3. Конфедерация |
33. Объясните, почему субъектом прав и свобод является человек, а не гражданин? Верно ли следующее утверждение: «Правовое государство представляет каждому человеку основополагающие права и свободы»? Аргументируйте свой ответ.
34. Как вы относитесь к позициям, одна из которых заключается в том, что в правовом государстве существует приоритет и верховенство закона, а вторая — стоит на незыблемости свободы личности, её прав и интересов. Аргументируйте свой взгляд на соотношение между данными ценностными подходами.
35. Каковы критерии деления партий на кадровые, массовые и универсальные? Назовите достоинства и недостатки каждого из указанных типов.
36. Проанализируйте влияние исторических, национально культурных факторов, типа политического режима, государственно — административного устройства на содержание и формы функционирования партий и партийных систем?
37. Назовите страны, где существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. От каких факторов зависит характер партийной системы?
38. В политологии достаточно часто противопоставляют западную и восточную политические культуры. Попробуйте сравнить их позиции и ориентации между собой. Какие ценности нашей политической культуры близки западным, а какие — восточным?
Ценности и ориентации западной политической культуры | Ценности и ориентации казахстанской политической культуры | Ценности и ориентации политической культуры Востока |
Ориентация в политике на рациональные цели, интересы | Ориентация в политике на этические ценности, традиции | |
Верховенство прав и свобод личности. Автономность индивида | Верховенство общественных, групповых интересов над личными | |
Ориентация на конфликт и согласование различных интересов. Признание прав оппозиции. Толерантность | Ориентация на бесконфликтность общества. Отрицательное отношение к оппозиции и инакомыслию | |
Ориентация на горизонтальные связи. Ценность гражданского общества | Ориентация на патронажно клиентальные связи. Ценность семьи, рода, общины, корпорации | |
Ориентация на доминирование инноваций | Ориентация на доминирование традиций | |
Ориентация на обеспечение правопорядка со стороны государства, гарантии прав и свобод человека | Ориентация на патронаж со стороны государства 39. Попытайтесь сформулировать систему личных интересов, которая могла бы побудить вас принять участие в избирательной компании. 40. Прокомментируйте слова испанского политолога Л. Санистебана о том, что «в политике не может быть невинного воздержания… Те, кто практикует абсентеизм, как правило, полагают, что они находятся вне политической жизни, «поверх» конфликтующих групп. Однако истина заключается в ином. Абсентеизм — это также политическая позиция…» 41. Сравните идеологию и политику христианско-демократического движения, консерватизма, либерализма и социализма (о христианской демократии см.: Клеменс К. Христианская демократия: различные измерения современного движения // Политические партии и движения. Христианско-демократическое движение в Европе. М, 1994. С. 61-77). 42. Как замечает В. Эбенстайн, «если уподобить экономику корзине с яйцами, то коммунизм сжигает корзину и делает яичницу из всех яиц сразу, а демократический социализм сохраняет корзинку и жарит яйца понемножку, памятуя совет Аристотеля: «Об угощении лучше судить гостю, а не повару». Сопоставьте социально-политические воззрения коммунистов и социал-демократов. 43. Известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения… У большинства людей мнения нет, мнения надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идеологии и пропаганды? 44. В чем заключаются особенности либеральной и консервативной моделей осуществления политической модернизации? 45. Прокомментируйте высказывание французского ученого Г. Лебона, что наиболее консервативные по своей сути народы склонны к самым жестоким революциям. 46. Чем можно объяснить тот факт, что перенесение западных политических институтов и процедур в страны Азии и Африки не приводило к развитию демократии? 47. Американский политолог С. Липсет утверждает, что «чем больше нация преуспевает экономически, тем больше шансов для того, чтобы нация стала демократической». Как вы думаете, насколько прав исследователь? Какая взаимосвязь существует между политическим развитием страны и уровнем его экономического роста? 48. Страны Латинской Америки страдают слабостью демократических институтов, большим числом переворотов, которые совершаются в них. Западные авторы объясняют слабость демократических традиций господством католицизма в регионе. По утверждению известного канадского политика П. Трюдо, «католические нации не всегда были пылкими сторонниками демократии. В религиозных вопросах они авторитарны; и так как разделительная линия между духовным и мирским может быть не только отчетливой, но иногда и ставить в тупик, то католические нации зачастую очень неохотно ищут решения мирских проблем путем простого подсчета голосов». Насколько верно это утверждение, на ваш взгляд? Влияет ли религия на политическое развитие? 49. Французский юрист Ж. Бодэн в XVI веке выявил зависимость политического развития от климатических условий. Он писал: «Народы промежуточных областей обладают большей силой, чем народы Юга, меньшей хитростью и большим смыслом, чем народы Севера, и меньшей силой; более пригодны для командования и управления республиками… Точно так же, как крупные армии и державы появляются на Севере, так и оккультные науки, философия, математика и прочие созерцательные науки дают южные народы; а политические науки, законы, юриспруденция, дар красноречия и умение рассуждать берут свое началом происхождение в срединных областях, и все великие империи основаны там: империи ассирийцев, мидийцев, персов, парфинян, греков, римлян кельтов». Верно ли данное утверждение о влиянии климата для объяснения особенностей политического развития современных обществ? 50. Английский священник Томас Роберт Мальтус (1766 — 1836) вошел в историю своим «законом народонаселения», в котором он выявил зависимость политического развития от численности населения. Без регулирования народонаселение, по мнению Мальтуса, возрастает в геометрической прогрессии, а продовольственные ресурсы увеличиваются в арифметической прогрессии. Возрастающий разрыв между ними порождает бедствия, нужду, голод, которые приводят к революциям, войнам, кризисам. В какой мере эти представления позволяют объяснить особенности современного политического развития, особенно развивающихся стран? 51. Английский дипломат Роберт Купер писал, что большинство современных крупных государств не стремится к завоеваниям. Приобретение новых территорий не представляет более интереса, а присоединение новых народов для большинства государств стало бы кошмаром. Согласны ли вы с этим утверждением? Означает ли оно, что в XXI в. не будет конфликтов между государствами из-за территориальных и иных претензий. О роли неправительственных организаций в условиях конфликта выступил французский активист этой организации Р. Бернард Кушнер, основатель движения «Врачи без границ». Его аргументы сводились к тому, что в условиях осуществляемого геноцида гуманистически ориентированныеорганизации не могут быть нейтральными. Однако отказ от принципа нейтральности всех неправительственных организаций может вообще закрыть доступ к гуманитарной помощи по неправительственным каналам для тех, в отношении кого совершается геноцид, так как официальные власти просто не разрешат производить ее доставку. 52. Проанализируйте один из конфликтов конца XX — начала XXI в. с учетом следующих параметров. Каков характер участников (движения, государства и т.п.)? Кто выступал третьей стороной (сторонами) в урегулировании конфликта? Какие использовались процедуры и методы его урегулирования? Насколько эффективным было вмешательство в конфликт? 53. Используя теорию рационального выбора, определите приоритеты внешней политики современного Казахстана. Опишите ситуацию, вычлените альтернативы, выберите наиболее оптимальные из них. Сравните плюсы и минусы в случае их реализации. 54. Багдадский калиф Гарун-аль-Рашид любил, переодевшись бедняком, прогуливаться по улицам столицы. Однажды, расхаживая по базару, он услышал разговор, из которого узнал об интригах визиря. По возвращении во дворец он велел казнить неверного ему подданного и резко изменил проводимую политику. Можно ли рассказ человека, столь сильно повлиявшего на политические события, назвать политическим участием? 55. Почему лица с более высоким уровнем образования демонстрируют большую политическую активность? 56. Охарактеризуйте основные вехи в эволюции социал-демократического политического сознания. Какое влияние оказала социал-демократия на социальные и политические процессы? 57. Необходима ли Казахстану новая идеология как источник легитимации постсоветского развития? 58.Согласно наиболее распространенной классификации, глобальные проблемы делятся на три основные группы: 1) проблемы, связанные со сферой международных отношений; 2) проблемы взаимодействия общества и личности 3) проблемы взаимодействия общества и природы Определите, к какой из указанных групп относятся проблемы войны и мира, охраны окружающей среды, экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая проблемы, проблема мирного освоения Космоса и Мирового океана, преодоления экологической отсталости развивающихся государств, ликвидации опасных болезней, сохранения культурного наследия и многообразия человечества, межнациональных отношений. Обоснуйте свой выбор. 59. В декларации Римского клуба, принятой в 1996 г. на заседании в Брюсселе, записано: «Мыслить целостно и искать более глубокое понимание взаимодействий в клубке проблем современности — политических, социальных, экономических, технологических, экологических, психологических и культурных во всех смыслах — это то, что мы обозначаем фразой «всемирная проблематика» Определите возможные взаимосвязи и взаимодействия между несколькими основными глобальными проблемами. Выявите политическую природу этих взаимодействий. 60. Проанализируйте экологическую ситуацию в нашем городе, регионе и политические факторы, которые могут способствовать ее улучшению 61. Назовите основные направления научно-технической политики, направленной на решения глобальных проблем. Какие последние достижения научно-технического прогресса могут, по вашему мнению, способствовать решению общечеловеческих проблем? 62. В научной литературе имеется значительное разнообразие подходов к характеристике особенностей процесса возникновения глобальных проблем. Одни авторы связывают их появление с последними десятилетиями нашего столетия. Другие считают, что их генезис происходил на протяжении всей истории человечества, но глобальными они стали в 20 столетии. Третьи полагают, что многие глобальные проблемы возникли изначально, иные» наметились и назрели уже довольно давно, но проявились более отчетливо и на вполне глобальном уровне лишь с утверждением в 17-18 вв. капитализма Сформулируйте свое отношение к предложенным подходам. 63. Как, не игнорируя экологические ценности, достичь экономического роста, снижения инфляции, обеспечить занятость, социальную защищенность? Какие критерии можно предложить для сопоставления экологических ценностей с другими социальными ценностями? 64. Один из основателей Римского клуба А.Печчеи в книге «Человеческие качества» отмечал: «Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого». Основная задача человечества, — утверждал Печчеи, — совершенствование своего качества. Прокомментируйте позицию Печчеи. Как можно истолковать его призывы к «новому гумманизму» и «гумманистической революции»? 65. Трактовка безопасности предполагает выделение двух аспектов: ее физических условий и безопасности как психологического состояния. Каковы основные способы поддержания международной безопасности? Что означает тезис «безопасность неделима»? Назовите причины, которые побудили политиков отказаться в целом от взгляда на войну, как на эффективное средство решения международных проблем. Какие обстоятельства вынуждают мировое сообщество санкционировать время от времени применение силы? 66. Проанализируйте методы решения спорных международных проблем в последнее время 67. Каким образом трансформировалась геополитическая структура мирового сообщества в 90-е гг.? Какой тип мировой политической системы наиболее подходит для характеристики ее современного состояния? 68. Назовите четыре значимых компонента в структуре политического процесса. Какие аспекты политической жизни охватывает политический процесс? Обоснуйте свой ответ. 69. Назовите и раскройте глобальные политические проблемы современности. Какова, по вашему мнению, роль России в современной мировой политике.
|