Французы и армяне что общего
За что французы любят армян – рассказывают акулы бизнеса
Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Во Франции живут представители разных национальностей, однако больше всего французы ценят и уважают армян. И не потому, что армяне лучше других, просто французы быстро поняли, что армяне – народ работящий и могут принести стране много пользы.
По этой причине армяне во Франции не чувствуют себя чужими. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказал в Лионе член «Совета армянских союзов Франции», представитель центрального правления партии «Рамкавар» Вазген Эскиджян.
«Первая волна переселенцев пришлась на годы Геноцида в Османской Империи. Не зная французского языка, наши отцы и деды нашли себя здесь, открыли ларьки, мастерские, ювелирные и другие предприятия», — сказал Эскиджян.
Эскиджян уже 30 лет живет во Франции, куда переехал из Ливана. Его предки из Западной Армении бежали из Турции в Сирию, однако обосновались в Ливане. Эскиджян же решился переехать во Францию. О себе говорить он не любит, считает, что «за него говорят его дела в партии». Сегодня он борется за сохранение национальной идентичности армян: проводит различные мероприятия, посвященные знаковым для армян датам.
На вопрос, почему армян во Франции так уважают, предприниматель с армянскими корнями Арман Баадурян отшучивается, задавая встречный вопрос, «а как же могло быть иначе?».
«Французское правительство еще в начале XX века разглядело в армянах большой потенциал, который можно было направить в правильное русло. Армяне сумели завоевать признание французов своей качественной работой», — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Баадурян.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Закавказье
Нынешний год в армяно-французских отношениях особый. Юбилейный. Исполняется 125 лет со дня внедрения французского капитала в армянскую экономику. Серьезные финансовые вливания французы начали осуществлять в Лори. Здесь была построена первая в Армении мощная гидроэлектростанция и первая железнодорожная узкоколейка.
Французский капитал вошел в Армению, а точнее, в один из ее живописнейших районов Лори в конце XIX века. История армяно-французских связей гораздо древнее и уходит корнями к временам крестовых походов и даже раньше. Но экономические отношения насчитывают 125 лет, с 1887–го года, когда французами было приобретено Ахталинское месторождение серебра и цветных металлов, расположенное в Лори.
Лицо Лори с появлением французов изменилось до неузнаваемости. На смену мануфактурному труду пришло промышленное производство. Появились паровозы, электродвигатели, производственные лифты.
Существенно повысился и культурный уровень коренного населения. Открылась музыкальная школа, которую посещали не только дети работающих здесь специалистов из Европы. Сам край, будучи моноэтническим, в короткий срок резко сделался интернациональным.
Живущие и работающие в Ахтале иностранные специалисты внесли традиции европейского уклада в местный быт. И сказалось это во всем, вплоть до мелочей – в одежде, манерах, времяпровождении. Местные жители и сегодня любят скоротать досуг за игрой в преферанс, завезенной сюда более века назад из Франции.
Пока же этого не произошло, добываемая в Лори медь полностью перевозилась во Францию. Видимо, именно на этом факте зиждется современное поверье, что изготовленная во Франции и подаренная США статуя «Свободы» была отлита из Ахталинской меди. Поговаривают даже о существовании документальных доказательств этого.
А еще в Лори твердо уверены, что именно их край является родиной Шарля де Голля. Любой местный житель поведает вам, что, якобы, отец де Голля, будучи инженером, приехал сюда работать вместе с семьей. И так уж получилось, что дата рождения будущего президента Франции пришлась именно на то время, когда семья проживала здесь.
На чем основана эта трогательная история, перешедшая в местную мифологию, трудно сказать. Ведь известно, что Шарль де Голль родился в Лилле в аристократической семье, а отец будущего президента был преподавателем философии и истории.
Но если у этого мифа, как и у других подобных, нет каких-либо реальных оснований, то все, что связано с именем другого легендарного француза, подтверждено документально.
Жак Жан Мари де Морган – французский ученый, инженер и геолог. С конца XIX века он работает инженером в Армении, а также руководит археологическими раскопками. В 1887-1889 годах он обнаружил в Ахтале каменные гробницы VIII века до нашей эры, наполненные глиняными, бронзовыми и железными предметами.
Кроме того, им был найден уникальный склеп, датируемый III тысячелетием до нашей эры, когда людей еще хоронили сидящими. «Эта местность представляет особый интерес для исследования происхождения металлов. Древнее, чем Европа и Греция, она все еще хранит следы цивилизаций, которые стали и нашей колыбелью»,- писал в своих трудах ученый.
Автор широко известного труда по истории армянского народа, регулярно публиковавший на страницах французских журналов и газет статьи о зверствах, чинимых в Османской империи в отношении армян, Жак де Морган в 1918 году издал книгу под названием «Против варваров Востока». Он не мог смириться с тем, что в начале цивилизованного ХХ века может быть попрано основополагающее право на жизнь не то что одного человека, а целого народа.
И по сей день, если пишут что-либо по Кавказу этого периода, ссылаются на Моргана и его уникальную монографию. Материалы ученого хранятся в Национальном музее археологии в Сен-Жермене, а также в музее истории Армении.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Новые исследования выявили генетическое родство армян и древних европейцев
Новое исследование армянской генетики показывает, что сегодняшние армяне представляют собой смешение людей населяющих Армению с бронзового века, сохранивших гомогенность более восьми тысяч лет, и неолитических европейцев, с которыми армяне демонстрируют большую генетическую близость.
Армяне — этно-лингвистическая религиозная группа, отличная от окружающих их соседей. У них есть своя церковь, Армянская Апостольская церковь, которая была основана в 1 веке н.э., а в 301 году н.э. стала первой мировой ветвью христианства на государственном уровне. У них также есть собственный алфавит и язык, который классифицируется как самостоятельная ветвь индоевропейской языковой семьи.
Историческая родина армян находится к северу от Плодородного Полумесяца (Подробнее в Википедии), региона, имеющего существенное значение для современной человеческой эволюции.
Генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что земледельцы находят свое распространение из этого региона во время неолита в Европу и смешиваются с ранее существовавшими здесь популяциями охотников собирателей.
Более того, расположение Армении, возможно, было важным для распространения индоевропейских языков, поскольку считается, что оно охватывает или приближается к прото-индоевропейской родине (Армянское нагорье или Понтийская степь), из которой распространяются индоевропейцы и их культура в Западную Европу, Центральную Азию и Индию.
Армянский этногенез
Бел пытался навязать свою тиранию народу Айка. Но гордый Айк отказался подчиниться Белу. Как только родился его сын Арменак, Айк поднялся и вернул народ в свою прародину страну Арарат. У подножия горы он построил деревню и назвал ее своим именем «Айкашен».
Так описывает средневековый армянский историк-летописец Мовсес Хоренац (около 410-490 гг. н.э.) легендарное основание армянского государства, датирующее его до 2 492 года до нашей эры.
Ювелирное изделия из армянского могильника бронзового века Неркин Навер.
Согласно новому исследованию армянской генетики, опубликованному в bioRxiv preprint service for biology, армянский народ выводит свою родословную из ряда местных племен Бронзового века.
Группа международных ученых (из Великобритании, Испании, Италии и Ливана) во главе с Марком Хабером проанализировала армянские гены и сравнила их с 78 другими мировыми группами населения, включая некоторые древние образцы ДНК. Они заключают, что:
Современный ген армян являются результатом смешения разнообразных популяций, происходящих от 3000 до 2000 и более лет до нашей эры. Этот период охватывает бронзовый век, характеризующийся широким использованием металлов в сельском хозяйстве, колесницах и оружии, в сочетании с разработкой самых ранних письменных систем и установлением торговых путей и торговли.
Мы отмечаем также, что этот временной промежуток совпадают с датой создания Армении в 2 492 году до нашей эры.
Без смешиваний после Бронзового Века
Однако, в отличие от армянских соседей, армяне не показывают значительных следов дальнейших смешиваний после 1200 г. до н.э., около трех с половиной тысяч лет назад.
Похоже, что армяне перестали смешиваться в это время и сегодня не имеют никакого отношения к иностранному населению, сохраняя свою этническую и культурную однородность с конца бронзового века. Haber et. al по этому поводу есть описание:
Наши тесты показывают, что армяне не имели существенной смеси с другими популяциями в своей недавней истории и потому, что были генетически изолированы с конца бронзового века 3000 лет назад.
Авторы объясняют прекращение армянской смешений падением цивилизации бронзового века в сочетании с развитием культурной самобытности Армении.
Сигналы смешивания уменьшаются до незначительных уровней после 1200 г. до н. э., В то время цивилизации бронзового века в восточном средиземноморском мире внезапно рухнули,крупные города были разрушены или оставлены, а большинство торговых путей было нарушено. Это, по-видимому, вызвало изоляцию армян от их окружения, впоследствии поддерживаемое культурной / лингвистической / религиозной отличительной чертой, которая сохраняется до сегодняшнего дня.
Принятие армянами отличительной культуры на ранней стадии их истории привело к их генетической изоляции от окружения. Это объясняет сходство армян с другими, древними генетическими изолятами на Ближнем Востоке, но не с большинством современных ближневосточных стран, что в свою очередь предполагает, что сравнительно недавнее смешение в регионе изменило генетический ландшафт в большинстве популяций.
Генетическая изоляция описанная выше делает армян совершенно уникальными в регионе. Из заключений исследований:
Мы сравнили образцы примесей у армян с другими региональными популяциями и обнаружили сигналы недавней примеси в большинстве других популяций. Например, мы нашли 7,9% (± 0,4) восточноазиатских в родословных турок из примеси, имеющей 800 (± 170) лет назад, совпадающей с прибытием турок-сельджуков в Армянское нагорье со своих стоянок вблизи Аральского моря. Мы также обнаружили приток генов из Африки к югу от Сахары 850 (± 85) лет назад у сирийцев, палестинцев и иорданцев в соответствии с предыдущими сообщениями о недавнем притоке генов африканцев в популяции Левантина после арабских экспансий.
Генетический ландшафт Ближнего Востока по-видимому постоянно меняется. Судя по результатам анализов современные армяне являются главными представителями древних жителей Армянского нагорья, (сейчас региону навязывают лже-термин Анатолия )и населяют это регион гораздо дольше чем турки:
Позиция армян в глобальном генетическом разнообразии уникальна и, по-видимому, отражает географическое положение Армянского нагорья (Анатолии). Предыдущие генетические исследования обычно использовали турков как представителей древних анатолийцев. Наши результаты показывают, что турки генетически смещены в сторону центральноазиатских стран, что соответствует истории смешения с популяциями этого региона.
Эти результаты, похоже, подтверждают предыдущие исследования (Hellenthal et. al., 2014), которые также не нашли примеси с армянами в течение последних 3-4 тысяч лет.
Близость к древним европейцам
Армянское нагорье и Анатолия образуют мост, соединяющий Европу, Ближний Восток и Кавказ. Расположение и история Армянского нагорья поставили его в центр нескольких современных человеческих экспансий в Евразии: она заселялась непрерывно, начиная по крайней мере раннего верхнего палеолита, и имеет древнейший известный монументальный комплекс, построенный мастерами в 10-м тысячелетии до нашей эры (армянский Portasar обычно известный как Гёбекли Тепе).
Считается, что он был источником и / или маршрутом для миграции ближневосточных фермеров в Европу во время неолита, а также сыграл важную роль в распространении индоевропейских языков. Месторасположение Армении на северной оконечности Ближнего Востока предполагает правдоподобное отношение к растущим популяциям неолитических фермеров.
Ötzi the Iceman
Чтобы сравнить армяне с древними европейцами, авторы проанализировали образцы древней ДНК из Европы, в том числе и Оцци-Айсмен (5300-летний человек, обнаруженный на итальянской части Эцтальских Альп). Заключение исследований гласит:
Проведенные анализы показывают, что армяне имеют более высокую генетическую близость к неолитическим европейцам, чем другие современные ближневосточные племена, и что 29% армянской родословной, происходящих из популяции предков, совпадают с неолитическими европейцами.
Мы находим у армян и других древних генетических изолятов на Ближнем Востоке высокую общую родословную с древними европейскими фермерами с пропорциями родословной, подобными нынешним европейцам, но не современным ближневосточным … Наши тесты показывают, что большая часть генетических изолятов Ближнего Востока с европейцами можно объяснить расширением после неолита.
Эти результаты свидетельствуют о том, что армяне (генетические изоляты на Ближнем Востоке), вероятно, сохраняют особенности древнего генетического ландшафта на Ближнем Востоке, которые имеют большую близость к Европе, чем большинство современных людей.
Длительный период генетической изоляции делает армян особенно уникальными для региона. Поэтому исследование армянской ДНК очень интересно ученым, изучающим европейскую ДНК, потому что для них армяне похожи на образ того, чем были группы ДНК, прежде чем они начали распространяться.
DGA577936 Model of the Solar System, bronze; (add.info.: 10th-9th Century B.C., Armenia, Erivan, Armenian art
Artwork-location: Erivan, Gosudarstvennyi Istoricesskij Muzek Arm Ssr); De Agostini Picture Library / A. Dagli Orti; FRENCH PUBLISHING RIGHTS NOT AVAILABLE; out of copyright Эпоха Бронзы, модель Солнечной системы в Армении — Национальный музей в Ереване
Об армянах, которые французы
История дружбы армян и французов уходит в раннее средневековье. В течение многих веков армяне фигурировали практически во всех сферах французской жизни. Численность армян в стране галлов заметно возросла после Геноцида 1915 года. Первым городом, куда прибывали спасшиеся от резни армяне, был Марсель, откуда пошла волна на север, многие обосновались в Лионе, а Париж стал центром армянской интеллигенции. И не случайно, что сегодня самая большая в Западной Европе армянская община находится именно во Франции.
По некоторым данным, на сегодняшний день в стране галлов около полумиллиона армян. Среди них есть великие, выдающиеся, знаменитые, одним словом, армяне, которые высоко держали честь Франции во всем мире. И поскольку в Ереване в связи с мартовскими днями франкофонии планируется ряд мероприятий, в числе которых концерт Лары Фабиан и дискотека с участием знаменитого диджея Ива Ларока, мы решили напомнить вам о французах, в чьих жилах течет армянская кровь и которые во многом способствовали укреплению духовной связи между нашими народами.
Поскольку обо всех французах армянского происхождения в рамках одной статьи рассказать невозможно, мы решили отдать на ваш суд 13 персон, выбранных в случайном порядке.
Патрик Фьори – армянская пассия Лары Фабиан
Патрик Жан-Франсуа Шушаян родился в 1969 году в Марселе, затем его семья переехала на Корсику. Мать Патрика, Мари-Антуанетта Фьори, корсиканка, отец, Жак Шушаян, армянин. “Я бы ничего не имел против отцовской фамилии, если бы она не была слишком сложной для артиста”, – отметил Патрик во время своего визита в Ереван в 2004 году. Именно тогда он привез в Армению своего отца, который очень хотел побывать на родине. Несмотря на то, что с детства Патрик был полностью погружен в музыкальную деятельность, судьбоносной для него стал 1993 год, когда он занял 4 место на Евровидении, а в 1998 году на вершину славы его подняла роль Феба де Шатопера в мюзикле “Нотр-Дам де Пари”. Впервые Фьори посетил Армению в 2002 году вместе с Юрием Джоркаеффым и Аленом Богосяном в рамках гуманитарной миссии. А недавно в интервью газете “Труд” Фьори заявил, что считает Армению своей второй родиной. “Я очень люблю Корсику, где живу постоянно. Армения, моя вторая родина, тоже очень красивая страна”. В 2008 году Фьори женился на вице-мисс Франция-2000, каталанке Ариан Катрефаж. У пары в 2009 году родился сын, которому дали имя Севан.
1998 год, без сомнения, стал важным в карьере певца: известность его возросла также благодаря громкому роману с певицей Ларой Фабиан, которую Фьори называл “путеводной звездой своей жизни”. Связь звездной пары прервалась в 2000 году. После завершения романа артисты остались верными друзьями и коллегами, в подтверждение чему исполнили дуэтом песню Эдит Пиаф “Hymne l’amour” (Гимн любви), которая закончилась страстным поцелуем певцов. Впоследствии Лара в числе своих страданий называла также Патрика Фьори.
Элен Сегара
Элен Риццо (Сегара – псевдоним), как и Патрику Фьори, широкую известность принес мюзикл “Нотр-Дам де Пари”. Элен в нем исполняла роль Эсмиральды. Певица родилась во французском городе Си-Фур-Ле-Плаж. Ее отец – Бернар – итальянец, а мать – Тереза – армянка. Сегара очень гордится своими армянскими корнями, что не удивительно: после развода родителей в 1979 году восьмилетняя Элен осталась жить с матерью. Армянские мотивы особенно ярко отражены в песнях с последних альбомов певицы. В 2006 году в Ереване на официальном открытии Года Армении во Франции состоялся Гала-концерт “Шарль Азнавур и его друзья”, на котором также выступила Сегара. “Шарль Азнавур взял меня с собой в путешествие по Армении, а я сделала подарок маме, взяв ее с собой. И мы вместе плакали на армянской земле”, – приводит слова Элен журнал “Paris Match”. Элен также известна постоянным участием в различных благотворительных акциях по всему миру. С 2009 года – крёстная мать благотворительного проекта Phonethon 2009, организованного Армянским фондом Франции в пользу гуманитарных проектов в Армении и Карабахе.
DJ Юрий Джоркаефф
“Это мой первый ответ на армянский Геноцид”, – заявил Джоркаефф, забив гол турецкому “Галатасараю” в составе “Монако” в групповом турнире Лиги Чемпионов сезона 93/94. Родился Юрий в 1968 году в Лионе. Его отец, капитан сборной Франции 60-х Жан Джоркаефф, сын калмыка и польки, мать – армянка Мари Оганян. Юрий – один из редких мировых звезд, болезненно преданных Армении. Он всегда всеми своими словами и поступками демонстрирует привязанность и неразрывность между ним и настоящей Родиной. “Я чувствую огромную привязанность к армянской истории и культуре. Моя жена – испанка, но, как и старший брат, я венчался в армянской церкви”, – заявил Джоркаефф изданию “France Football”. За манеру передвижения в чужой штрафной площадке атакующего полузащитника окрестили “Змеем”, в 96-м “Газетта делла Спорт” назвала его “лучом света” в “Интере”, также к нему прикрепились клички “Блистательный” и DJ – по первым буквам фамилии.
Чемпион мира (1998) и Европы (2000 за свою карьеру успел кроме французской Лиги выступить также в Италии, Германии, Англии и США. По его словам, перезжая в новую страну, он брал телефонный справочник и начинал искать армянские фамилии. “Я не говорил, кто я есть на самом деле, а обычно представлялся армянином, приехавшим сюда отдыхать. Я всегда знал, что в сердцах армян занимаю особенное место, и это наполняло меня гордостью”, – признается Джоркаефф. В 1999 году Джоркаефф в составе сборной Франции отметился голом в матче против сборной Армении, сравняв с пенальти счет. А в июле прошлого года Юрий изъявил желание возглавить национальную сборную Армении, напомнив, что в свое время пост старшего тренера армянской сборной предлагали его отцу – Жану Джоркаеффу.
1997 год, Шедевральный гол Джоркаеффа “через себя” в ворота “Ромы”.
Сильви Вартан
Знаменитая певица и актриса Сильви или Сильвия Вартан (Вартанян) родилась в военном 1944 году в болгарском городке Искрец. Ее мать, Илона, венгерка, отец – пресс-атташе французского посольства в Софии Жорж Варданян – происходит из старинной армянской купеческой семьи, которая когда-то обосновалась во Франции. В восьмилетнем возрасте ее семья переезжает в Париж, где и формируется будущая рок-девушка и королева музыкального стиля 60-х под названием “йе-йе”. Шарль Азнавур в жизни Сильви также сыграл немалую роль: он в соавторстве с Жоржем Гарваренцем специально для нее написал песню “La plus belle pour aller dancer”, ставшей впоследствии визитной карточкой певицы. Сильви Вартан уже много лет живет в Лос Анджелесе и ведёт огромную общественную работу в созданном ею фонде помощи больным болгарским детям и малышам, оставшимся без родителей.
Ален Мари Паскаль Прост
Легендарный автогонщик Ален Прост родился в 1955 г. во французском городе Сен-Шамон в семье француза Андре Проста и армянки Марии-Розы Каратчян.Четырехкратный чемпион мира (1985, 86, 89, 93 гг.) получил награду Международного Олимпийского комитета как лучший автогонщик 20-го века. Прост считается одним из лучших пилотов “Формулы-1” за всю её историю. Участник тринадцати чемпионатов Формулы-1 за свой аккуратный стиль пилотажа получил прозвище “Профессор”. В 2009 году в интервью журналу “Paris Match”, рассказывая о своих корнях, Прост отметил: “В жилах моих детей течет армянская кровь, они воспитаны в армянском духе и знают историю своих предков”. Прост остается вторым по большинству абсолютных показателей: в 2000-е практически все его рекорды были побиты Михаэлем Шумахером. Сейчас автогонщик со своей семьей проживает в Швейцарии.
Самым ярким периодом в карьере Алена Проста считается его соперничество с партнером по команде “McLaren” Айртоном Сенной.
Эрик Асадурян
Мишель Легран
Он трижды удостоился “Оскара” в номинации “Музыка в кино”, двенадцать раз европейской премии “Сезар” и пять раз становился лауреатом престижной музыкальной премии “Грэмми”. За свою творческую деятельность композитор, пианист, аранжировщик, дирижёр, певец Легран записал более 100 альбомов и стал автором музыки к 200 фильмам, в том числе к легендарной мелодраме “Шербургские Зонтики”. Легран родился в 1932 году в Париже. Его отец – француз Раймонд Легран. мать – армянская пианистка Айкануш Марсель Тер-Микаелян. “Моего деда по материнской линии звали Саркис Тер-Микаэлян. В 1917 году он подвергся геноциду и бежал во Францию. Он был настоящим армянином: чрезмерно эмоциональным, страстным, щедрым. Я жил с мамой в его доме в Аньере 6 лет. Когда мы с моей сестрой впервые посетили Армению и провели неделю в Ереване, нашли своих родственников. Это было очень удивительно – коснуться своих корней”, – сказал Легран после своего первого сольного концерта в Ереване в 2009 году. Тогда же Легран заявил, что никогда не был в Турции, и никакого желания посетить эту страну у него нет, также нет желания посещать Германию, поскольку эти две страны виновны в Геноциде армян.