Фразеологизм что это простыми словами для детей

Фразеологизм – что это такое и какие типы фразеологизмов существуют в русском языке

Два слова, которые вместе означают что-то одно, а порознь – другое.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

Научное определение фразеологизма такое: устойчивое неделимое сочетание слов. Неделимое – то есть вместе эти слова означают одно, а если их разделить – совсем другое. Например: «валять дурака» – значит «бездельничать». Отдельно «валять» значит «перемещать по чему-то или в чем-то»: в снегу, в муке. «Дурак» – глупый человек. Вот и получается – разделили, и значение «бездельничать» испарилось.

«Устойчивое» – то есть это сочетание слов «устоялось» в памяти носителей языка. Настолько устоялось, что ни одно слово нельзя ни добавить, ни убрать.

Другое название фразеологизмов – идиомы. Они есть во всех языках, не только в русском. Фразеологизмы состоят из слов, поэтому изучаются в лексике – науке о словах.

Признаки фразеологизмов

В них всегда два слова или еще больше. Причем оба слова должны быть знаменательными, а не служебными. Поэтому любой фразеологизм можно назвать словосочетанием и характеризовать как словосочетание.

Мы их не создаем, а воспроизводим. То есть достаем уже в готовом виде из памяти и говорим. Созданы они были задолго до нас.

Значение у них всегда переносное. Поэтому иностранец не может понять фразеологизм, даже зная значения слов, которые входят в его состав. Ему надо обязательно посмотреть в словарь.

Фразеологизм – один член предложения. «У меня эта алгебра в печенках сидит» – «в печенках сидит» здесь сказуемое, причем простое глагольное, потому что по значению равно слову «надоела». «Я тут живу на птичьих правах» – «на птичьих правах» здесь обстоятельство, потому что по значению равно слову «временно».

Типы фразеологизмов

В школе используют только один термин, но в олимпиадах и в вузе есть отдельная классификации фразеологических единиц. Если не хотите участвовать в олимпиадах и быть филологом – вам этого не надо.

Фразеологические сращения – это когда значение никак не связано со значением компонентов. Почему, например, «собаку съесть» значит «иметь большой опыт»? Никакой связи.

Фразеологические единства – когда значение все-таки связано со значением слов-компонентов. Например, «плыть по течению» значит «ничего не делать», и это, в принципе, понятно, потому что когда мы плывем по течению, нам не надо специально грести.

Важная особенность единств – их можно поставить в контекст, где они не будут фразеологизмами: «Лодка плыла по течению» – тут прямое значение, мы не хотим сказать, что лодка «такая плохая, ленивая, безвольная, ничего не делает».

Фразеологические сочетания – когда одно из слов может употребляться только с данным словом и ни с каким другим. Вот фраза «насупить брови» – что еще можно «насупить»? Или «потупить голову» – что еще можно «потупить»?

Фразеологизированные выражения. Так называются части цитат, пословиц и поговорок, даже терминов, которые начали приобретать образность, присущую фразеологизмам, но их значение можно легко объяснить логически и нам понятно, как они пришли в язык.

Например, написал Чехов рассказ «Человек в футляре» и появилось фразеологизированное выражение «человек в футляре». Была пословица «Голод не тетка, пирожка не поднесет», а осталось просто выражение «голод не тетка».

Как появились фразеологизмы

Никто не знает. Есть разные гипотезы по каждой отдельной идиоме. Например, есть мнение, что слово «сивый» имело значение «седой», то есть старый. Сивый мерин – это старый конь, который во время пахоты не может идти прямо и отходит то вправо, то влево – «врет». Отсюда фраза «врет как сивый мерин».

По другой точке зрения был в 1812 году пленный француз Сиверс Меринг, который рассказывал русским всякие небылицы. Выговаривать его фамилию и имя было сложно, поэтому солдаты стали говорить «врет как сивый мерин».

В общем, с вопросом о происхождении беда, но фразеологизмы живут и продолжают жить. Почему-то мы с молоком матери впитываем, что «валять дурака» – именно «бездельничать», а взрослея, еще узнаем, что «бить баклуши», «фигней страдать» и «балду пинать» – тоже.

Источник

Фразеологизмы — это примеры крылатых фраз в русском языке

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря считают «великим и могучим».

В нем есть не только слова, с помощью которых можно описать реальность происходящего, но и целые словосочетания, смысл которых не соответствует используемым в них словах.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

Такие словосочетания (это и есть фразеологизмы) невозможно понять «в лоб» (буквально), ибо используемые в них слова иногда создают совершенно нелепую картину. Например, «делать из мухи слона», «сесть в лужу», «водить за нос», «как с гуся вода» и т.п. Они употребляются только в переносном смысле и этим похожи на метафоры.

Что это такое (на примерах)

Фразеологизмы — это устойчивые выражения (повседневно используемые именно в таком виде), одна из особенностей которых состоит в том, что их практически невозможно перевести на другие языки. А если делать это дословно, то получится настоящая абракадабра.

Например, как вы переведете иностранцу словосочетания:

С гулькин нос
Куда глаза глядят.
Стрелянный воробей.

А в то же время мы, как носители русского языка, сразу поймем, о чем идет речь.

«С гулькин нос» – мало, совсем чуть-чуть.
«Куда глаза глядят» – прямо, без конкретной цели.
«Стрелянный воробей» – опытный в каких-то делах.

Это и есть одни из примеров фразеологизмов. А вот какое определение дают этому понятию в учебниках:

«Фразеологизм – это устоявшееся по структуре и составу выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов».

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

Признаки фразеологизмов

Фразеологизм достаточно легко распознать. Эти словосочетания имеют свои отличительные черты:

А теперь подробнее рассмотрим каждый из этих отличительных критериев фразеологизмов.

Это несколько слов, которые являются одним членом предложения

В одно слово фразеологизмов вообще не бывает. Чаще всего они состоят именно из двух слов, но есть немало примеров и более длинных словосочетаний.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

Вот примеры таких фраз с объяснением их значения:

«Собаку съел» — опытный, уже не раз что-то делает.
«Водой не разольешь» — очень дружные.
«Ждать у моря погоды» — ничего не делать и надеяться, что само собой все решится.
«Семь пятниц на неделе» — постоянно менять свои планы или решения.
«Биться как рыба об лед» — что-то делаешь, а результата это не дает.
«Ну ты и кашу заварил» — что-то сделал, что спровоцировало целую цепь событий.

При разборе предложения фразеологизмы не делятся на части. Например, словосочетание «работали до седьмого пота» — это единое сказуемое. Точно также, как «считать ворон» или «умыть руки».

Фразеологизмы — это устойчивые фразы в переносном смысле

Такие словосочетания нельзя искажать, добавляя или убирая из них отдельные слова. И нельзя заменять одни слова на другие. Этим они напоминают «карточный домик», который развалится, если из него вытащить одну карту.

Кстати, «карточный домик» тоже пример фразеологизма, его употребляют, когда хотят сказать, что «нечто очень легко сломалось или вот-вот сломается».

«Между небом и землей» — означает находиться в подвешенном состоянии, не знать, что делать.

И нельзя в этом словосочетании заменить «небо», например, на «облака», или «землю» на «поле». В результате получится совсем не красочное выражение, которое другие люди и не поймут.

Еще примеры устойчивых фразеологизмов с пояснением их значения:

«Мутить воду» — означает придумать что-то странное, нехорошо влиять на других.
«Спустя рукава» — делать что-то некачественно.
«Засучив рукава» — работать хорошо и быстро.
«Считать ворон» — отвлекаться, быть невнимательным.
«Остаться с носом» — значит быть обманутым.
«Взяться за ум» — изменить свое поведение или отношение к чему-либо.

Эти фразы всегда имеют переносное значение

Как вы уже могли заметить, все фразеологизмы имеют переносное значение. Именно поэтому их просто невозможно перевести на другой язык.

Например, попробуйте перевести на английский словосочетание «медвежья услуга». Это будет звучать как «bear service», и любой иностранец дословно поймет, что «какой-то конкретный медведь оказывает какие-то услуги», и скорее решит, что речь идет о дрессированном медведе.

Но мы-то прекрасно понимаем этот фразеологизм, который означает «помочь так, что стало еще хуже».

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

То же самое можно сказать и о других выражениях:

«Тертый калач» — умудренный опытом человек, которого не обманешь.
«На злобу дня» — нечто актуальное, что в данный момент привлекает большое внимание.
«Сел в калошу» — сделал что-то несуразное, ошибся.
«Потерять голову» — делать неразумные вещи.
«Перемывать косточки» — обсуждать кого-то за его спиной.

История происхождения фразеологизмов

Некоторые филологи утверждают, что все фразеологизмы имеют какие-то исторические корни. Просто до нас не все сумело сохраниться. Но есть словосочетания, про которые точно известно, откуда они пошли.

Например, выражение «бить баклуши», которое означает «ничего не делать». Баклушами в старину называли небольшие деревянные бруски, из которых чаще всего делали ложки. Делать заготовки было очень легко, это доверяли самым неумелым подмастерьям. И все вокруг считали, что они и не работают толком.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

Или фразеологизм «как с гуся вода», означающий, что «человеку все прощается». Это словосочетание породила сама природа. Не только у гуся, но и любой птицы вода действительно быстро сбегает, так как их перья имеют тонкий жировой слой.

А вот выражение «тришкин кафтан» не так широко известно, хотя оно означает «неудачную попытку решить какую-то проблему, которая приводит только к новым проблемам». Словосочетание появилось благодаря басне Крылова:

У Тришки на локтях кафтан продрался.
Что долго думать тут? Он за иглу принялся:
По четверти обрезал рукавов —
И локти заплатил. Кафтан опять готов;
Лишь на четверть голее руки стали.
Да что до этого печали?

А вот фразеологизм «шапка Мономаха», который означает «слишком большую ответственность», подарил нам Пушкин в своей драме «Борис Годунов».

Примеры фразеологизмов и их значение

И это не единственный пример, когда расхожие выражения появляются в русском языке благодаря литературе. Например, очень много пришло к нам из древних мифов и эпосов, и даже из библии.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

Но Господь прогневался – разрушил башню и смешал языки, чтобы люди не смогли впредь друг друга понимать.

Краткое резюме

В заключение скажу, что фразеологизмы встречаются в любом языке мира. Но такого количества крылатых словосочетаний, как в русском языке, больше нигде нет.

Источник

Знакомим детей с фразеологизмами

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Елена Щедрова
Знакомим детей с фразеологизмами

Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, образной, яркой, эмоциональной выразительной. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и окружающих людей, интересоваться родным языком. Кроме того, упражнения с фразеологизмами способствуют совершенствованию мышления ребёнка, поскольку понимание детьми переносного значения фразеологизмов требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.

В этом нам помогут весёлые стихи и иллюстрации:

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

Стихи из книги А. Усачёва «Крылатые слова», а также из журнала «Весёлые уроки» №1, 2007г.

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детейСемейные альбомы Семейные альбомы Уважаемые педагоги! Хочу поделиться опытом работы по созданию семейных альбомов. Уже третье поколение наших детей и родителей.

Источник

Фразеологизм

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

3 класс, 6 класс, 10 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение фразеологизма

В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:

На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

Виды фразеологизмов в русском языке

Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.

Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.

Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.

Признаки фразеологизмов

Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.

1. Фразеологизм состоит из двух и более слов

2. У фразеологизмов есть устойчивый состав

Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.

Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:

В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.

3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость

Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.

В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).

Я, Софья Павловна, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!
(А. Грибоедов)

Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей
Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей
Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей

4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.

Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. На самом деле оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.

5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения

Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.

Фразеологизм может быть синонимом одному слову:

ставить точку в споре

Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.

Примеры фразеологизмов с объяснением

Вот несколько примеров фразеологизмов, которые пришли к нам из древних мифов, и их значений в русском языке.

Источник

Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детей Разифа Губайдуллина
Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Консультация на тему :

«Знакомство детей дошкольного

возраста с фразеологизмом»

Учитель-логопед Губайдуллина Р. Р.

Родное слово – основа всякого

умственного развития и

сокровищница всех знаний.

Фразеологизм-это устойчивое сочетание слов, используемое для называния

отдельных предметов, признаков, действий.

Русский язык очень богат фразеологизмами. «Если вы хотите, чтобы

окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи

из самых ярких средств выразительности языка». У этих устойчивых речевых

выражений нет автора. В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя

и не замечает. Иногда мы и сами не замечаем, как часто мы используем в

речевом взаимодействии с детьми фразеологизмы: в режимных моментах при

переодевании: «Надел шиворот навыворот»,во время прогулки: «Бежишь

сломя голову»,во время детской игровой деятельности: «Перевернул все

вверх дном», «Кричишь во все горло», когда ребенок видит много новых

игрушек: «Глаза разбежались»,во время принятия пищи говорим: «Когда я

ем, я глух и нем», во время наблюдения за медленно движущимся

транспортом: «Ползет как улитка» и т. д. и такое использование

фразеологических оборотов возможно, допустимо, правильно в речевом

взаимодействии с детьми. Наверное, нет таких родителей, которые не

говорили бы своим детям: «Смотри под ноги, а не считай ворон», «Ты совсем

уже сел мне на голову», «Ну что ты нос повесил?». При этом взрослые

уверены, что дети правильно поняли смысл. А так ли это?К сожалению,

сложно дается детям объяснение значения фразеологизмов. И как следствие,

всё меньше ребят употребляют их в своей речи. А ведь благодаря

фразеологизмам увеличивается словарный запас, речь становится образной,

яркой и эмоциональной. Речь, богатая народными присловьями, интересна и

самобытна. Без фразеологизмов наш язык был бы беден и невыразителен.

Вовремя сказанное меткое слово способно разрядить напряженную

обстановку, утешить народной мудростью или выразить суть сказанного. В

читаем, то в основном развлекательные журналы, приключенческие

рассказы. К сказкам, интерес угасает даже у детей после дошкольного

возраста. А ведь, сколько мудрости в них! Сколько фразеологических

оборотов, которые точно отражают состояние человека, ситуацию, в которую

он попал, его настроение и характер.

Недаром сказочники употребляли и до сих пор продолжают пользоваться

этим кладезем векового наследия. Из сказок пришли фразеологизмы в нашу

теперь твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного

Как возникли фразеологизмы? Как правило, история каждого фразеологизма

может быть довольно проста, а может, наоборот, иметь ряд гипотез.

Рассмотрим несколько выражений и историю их происхождения.

особенно более позднего периода, эти слова использовались как обычная и

привычная присказка. Но, вообще, это определение расстояния до того места,

где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени

понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что

иное, как число двадцать семь (три помножить на девять равняется двадцати

семи). Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился

лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А

вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не

умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это

значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто

Выражение уйти не солоно хлебавши, уходит корнями во времена, когда соль

на Руси была очень дорогой. Желанному гостю давали за столом еду с солью,

а гость нежеланный мог вообще не получить соли и уходил «не солоно (без

по обогащению словарного запаса детей фразеологизмами возможно

начинать с 4-5 лет. Но необходимо проводить работу по объяснению,

уточнению выражения, переводу его в активный детский словарь, хотя

анализ источников по психологии и психолингвистике нам показывает, что

овладение данным феноменом начинается позднее, чем усвоение других

образных языковых единиц.

Ребенок 5 лет (период формирования наглядно-образного мышления) должен

все увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.

Отсюда примеры практической работы по обогащению словаря

фразеологизмами в «живом общении»:

1. «Перевернул все вверх дном» значит, «все разбросал, устроил

тарелки,кастрюльки в детском игровом уголке и спросите: «Разве так

правильно, красиво? Посуда в порядке?», дети наверняка ответят, что не в

порядке и повторят фразеологизм «всё верх дном» и он станет им понятен и

2. «Пахнет, как майская роза» (очень приятно) – дайте ребенку понюхать

майскую розу и ощутить ее аромат и он вечером своей приятно-пахнущей

маме скажет» «Ты пахнешь, как майская роза»

Большое раздолье для обогащения словарного запаса детей фразеологизмами

дает и работа с текстом: пословицами и поговорками, песенками и

потешками, стихами, фразеологическими словарями, снабженными

специально подобранными иллюстрациями и текстом, чаще всего

стихотворным, где в малой художественной форме заключено объяснение

столь сложного речевого материала, как фразеологизмы.

Как нам известно, работа с использованием фразеологической лексики

должна проводиться в определенной последовательности, поэтапно.

Формирование фразеологического словаря

у детей старшего дошкольного возраста

Использование детьми фразеологизмов способствуют совершенствованию

мышления, поскольку понимание переносного значения фразеологизмов

требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.

Основные направления в работе над формированием фразеологического

словаря у старших дошкольников,это: обогащение словаря и формирование

Условия для успешного формирования фразеологического словаря

наглядные методы и приемы;

Виды детских практик в формировании словаря фразеологизмов и образных

ознакомление с художественной литературой;

фольклорные праздники и развлечения;

занятия в творческой мастерской (рисование, лепка, аппликация и др.);

рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;

Одним из средств ознакомления с фразеологизмами является игра, так как

она способствует росту творческой активности у детей, развитию

познавательного интереса к образным выражениям и делает процесс

познания увлекательным и запоминающимся.

Использование игры в целях ознакомления старших дошкольников с

фразеологизмамивозможно при следующих условиях:

-постепенного усложнения образных выражений;

-использование игровых представленных приемов работы с усложнением:

игры на основе наглядности, игры на основе литературных произведений,

словесные игры для построения синонимичных и антонимичных пар

фразеологизмов.

Цель такой работы – познакомить детей с особенностями фразеологической

фольклорной формы, в доступной форме объяснить цель ее использования в

произведениях художественной литературы, а также в повседневном

Для достижения данной цели целесообразным является использование таких

-беседа с детьми на тему: «Как рождаются фразеологизмы

— чтение художественных текстов с определением наличия в них

фразеологизмов

— употребление воспитателем данной фольклорной формы в повседневном

Учитывая наглядно-образный способ мышления детей, воспитателю

необходимо показывать им картинки, иллюстрирующие смысл отдельных

рассматриваемых образных словосочетаний.

Например: «мало каши ел», «как с неба свалился», «развесил уши»

Обязательным условием подбора игр для детей должна быть

занимательность. Занимательный характер заданий предполагает

рассказов и сказок;

небылиц и перевертышей

Огромное значение имеет занимательный наглядный материал:

«Веселые открытки» А. Векслера

«Шуточные рассказы в картинках»

Интересные книжные иллюстрации

Работа с фразеологизмами не предусматривает в ходе чтения и

самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте

умение объяснить значение образного выражения

запомнить и воспроизвести необычное словосочетание

Перед чтением необходимо дать детям соответствующую установку для

выполнения указанных выше задач.

Цель: знакомство детей с образными выражениями русского языка,

благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней.

В начале рассматриваются вместе с детьми картинки, проводится беседа по

их содержанию. Затем приступают к раскрашиванию. В процессе

раскрашивания и штриховки ребенок упражняет свою руку, что способствует

развитию мелкой мускулатуры пальцев.

«Фразеологический зверинец»

Цель:учить детей подбирать фразеологизм, который связан с определенным

Описание игры: дошкольникам предложили плакат с рассказом о мальчике

Пете, где он представлен в различных ситуациях. Воспитатель читает

предложение, а дети должны закончить его, используя изображение

животного, выделить фразеологизм и объяснить его значение.

«Найди нужную картинку»

Цель:обучение детей пониманию переносного значения фразеологизмов.

Описание игры: дошкольникам раздают листы с изображениями

фразеологизмов. Затем предлагают вспомнить, какие фразы мы употребляем,

когда говорим о человеке, который чувствует себя неловко, волнуется; когда

нужно что-то быстро сделать; когда кому-то очень страшно; когда все дела

сделаны успешно; когда у человека путаница в голове и просит детей найти

нужную для данного выражения картинку.

«Покажи фразеологизм»

Цель: обучение детей показыванию ситуации, соответствующей

фразеологическому обороту и самого фразеологизма с помощью мимики и

Описание игры: детям предлагают изобразить фразеологизмы водой не

разольешь, сидеть сложа руки, волосы встали дыбом и ситуации,

соответствующие им, с помощью мимики и жестов.

Дети с удовольствием изображают фразеологизмы с помощью мимики,

жестов и отгадывают их. Она вызывает у детей эмоциональный отклик,

заинтересованное отношение к заданиям, желание получить положительную

оценку и одобрение от сверстников. От детей требуется смекалка,

осознанный подход к выполняемым упражнениям.

Цель:обучение детей подбору фразеологизмов, подходящих по смыслу к

различным ситуациям – в устной форме, без наглядного материала.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: научить детей заканчивать фразеологизм, начатый воспитателем:

«крутится, как…белка в колесе», «одна нога здесь…другая там» и другие.

Цель: выявить наличие знаний детей о фразеологизмах.

Ход игры: Воспитатель читает предложение, в котором один из компонентов

фразеологизма употреблён неправильно. Задача детей найти ненужное слово

и вставить необходимое для данного фразеологизма.

«Намотай себе на нос (ус, что драться плохо».

«Ну что ты всё время делаешь из мухи жука (слона)».

«Что ты мне губы (зубы) заговариваешь?

«Дедушка обещал намылить мне уши (шею, если я буду водить его за руку

«Нельзя друзьям вставлять щепки (палки) в колёса».

«Фразеологический зоопарк».

Цель: Учить детей подбирать к названному фразеологизму картинку с

Ход игры: Воспитатель называет фразеологизм, но опускает название

животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с

Болтлив как (сорока)

Грязный как (свинья)

Работать как (лошадь)

Цель: Научить детей использовать фразеологизмы в различных ситуациях.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти картинки и вспомнить какие

фразеологизмы мы употребляем,когда говорим:

Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

О полной тишине (слышно как муха пролетит)

Об удачливом, счастливом человеке (в рубашке родился)

О состоянии тоски, тревоги (на душе кошки скребутся)

Хорошо, свободно себя чувствовать (как рыба в воде)

Игра «Из какой это сказки?»

Цель: Угадать о каком сказочном герое идёт речь, и найти в тексте

фразеологизмы.

Ход игры: Воспитатель зачитывает детям отрывок из сказки, просит угадать,

о каком сказочном герое идёт речь и в чём смысл этой сказки.

«Его долго водили за нос и хотели оставить с носом. Но он не вешал носа,

держал его по ветру, хотя иногда задирал нос и дальше своего носа не

«Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его

отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился не покладая

Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел сложа руки, и

хотя знал, что всё то, что он задумал, ему не сойдёт с рук. Он вместе со

своими друзьями рука об руку пошёл против тиранов» (Чиполлино).

Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна. Очень

важно не только открыть детям значение того или иного фразеологизма,

правильное его употребление в речи, но и обратить внимание детей на игру

слов, меткость и образность нашего языка.

Выразительная и образная речь взрослых — лучший образец для детей,

которому они с удовольствием подражают.

насколько фразеологизмы являются одним из лучших украшений речи.

Митькина И. Н. «Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого

Валасина А. В. «Не считай ворон» Изд. «Карапуз», 2007г.

«Веселые открытки» А. Векслера «Шуточные рассказы в картинках»

Розе Т. В. «Большой фразеологический словарь для детей»

Лаврентьева Е. «Веселый фразеологический словарь для детей»

Рогалева, Никитина «Сами с усами. Веселый фразеологический словарь»

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: » Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей и воспитателей «Подготовка детей младшего дошкольного возраста к новогодним праздникам» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Скоро Новый год. Это конечно очень яркий и ожидаемый праздник. Конечно,дети его ждут больше всех. И мы,.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детейКонсультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детейКонсультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детейКонсультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть фото Фразеологизм что это простыми словами для детей. Смотреть картинку Фразеологизм что это простыми словами для детей. Картинка про Фразеологизм что это простыми словами для детей. Фото Фразеологизм что это простыми словами для детейКонсультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *