Фразеологизм что это такое в русском языке 4 класс
Примерный словарь фразеологизмов для учащихся 1–4 классов
Анастасия Спицина
Примерный словарь фразеологизмов для учащихся 1–4 классов
Ниже приведен ПРИМЕРНЫЙ словарь фразеологизмов. «Примерный«, потому что в нашей жизни фразеологизмов более 230, ребенок не сможет запомнить столько, но для успешной сдачи ВПР достаточно знать часто употребительные фразеологизмы:
Словарь фразеологизмов
Баклуши бить – бездельничать
Без году неделя – совсем недавно, очень короткое время
Без лишних слов – не теряя времени [браться за дело]
Белая ворона – человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами
Белены объесться – взбеситься [применяется к людям, которые делают глупости]
Бирюком жить – быть угрюмым, ни с кем не общаться
Блоху подковать – искусно выполнить самую замысловатую, точную работу
Болеть душой – волноваться, переживать, беспокоиться
Будь что будет – выражение готовности ко всему
Быть на высоте – проявить себя достойно
В глубине души – в самых сокровенных мыслях
В два счета – моментально
В двух шагах – очень близко, совсем рядом
В ежовых рукавицах – очень строго, в большой строгости
В огонь и в воду — не раздумывая, идти на любые поступки, жертвуя всем
В один голос – все вместе, единодушно
В один миг – мгновенно
В поте лица – с большим усилием, напряжением
В пух и прах – совершенно, окончательно (напр., разругаться)
В розовом свете – представлять что-либо лучше, чем оно есть на самом деле
В центре внимания – на виду у всех, вызывая всеобщий интерес
В час по чайной ложке – очень медленно
Валится из рук – ничего не получается
Вгонять в краску – приводить в смущение
Вдоль и поперек – в мельчайших подробностях
Вертеться на языке – сильное желание спросить; или «помнил, но забыл»
Вешать голову – унывать
Висеть на волоске – быть в очень трудном, отчаянном положении
Витать в облаках – блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
Вкладывать душу – отдавать всего себя, все свое старание и желание чему-либо
Во все глаза – большим интересом [наблюдать]
Волк в овечьей шкуре – злой человек, прикидывающийся добрыми
Волосы становятся дыбом – становится страшно
Вот где собака зарыта — вот в этом и причина, суть дела
Вот тебе раз – выражает удивление или разочарование
Вставлять палки в колеса – умышленно мешать
Встать с левой ноги – находиться без причины в плохом настроении
Выносить на своих плечах – справиться с чем-либо самостоятельно
Выходить из себя – сердиться
Выходить сухим из воды – суметь избежать заслуженного наказания
Глаза слипаются – хочется спать
Глазом не моргнул – быстро, моментально [произошло что-либо]
Гнаться за двумя зайцами – пытаться сразу выполнить два разных дела
Голова на плечах – умный человек
Дать слово – пообещать
Делать из мухи слона – преувеличивать что-либо
Держать камень за пазухой – затаить злобу
Душа в душу – жить полном согласии
Душа нараспашку – открытый человек
Душа не лежит – нет желания заниматься чем-либо
Душа в пятки уходит – боязно, страшно
Живота не пожалеть – пожертвовать жизнью
Жить на широкую ногу – жить в довольстве, проявлять хлебосольство
За пояс заткнуть – одержать полную победу, доказать бесспорное преимущество
За тридевять земель – очень далеко
Заблудиться в трех соснах – не найти выход из элементарного затруднения
Заговаривать зубы – улестить кого-нибудь многословными излияниями
Задать головомойку (баню, намылить шею, голову – сильно отругать
Задеть за живое – задеть человека, словом, грубо коснувшись чего-либо болезненного для него
Задирать нос – зазнаваться
Зайти в тупик – оказаться в безвыходном положении
Зарубить на носу – запомнить
Засучив рукава – не жалея сил
Зеленая улица – полная свобода действий в любой области творчества, труда
Знать назубок – превосходно выучить что-либо, отлично в чем-то разбираться
Золотые руки – мастер своего дела
И на солнце бывают пятна – нет на свете ничего, лишенного недостатков
И след простыл – исчез
Играть на нервах – специально раздражать
Из мухи делать слона – превращать мелкий факт в целое событие, раздувать значение мелочи
Испокон веков – издавна
Как ветром сдуло – исчез
Как воды в рот набрал – упорно молчит
Как две капли воды – о внешнем сходстве
Как из ведра – сильный поток (часто так говорят о дожде)
Как на иголках – сильно волноваться
Как на ладони – все ясно
Как по маслу – все идет легко
Как рыба в воде – свободно и непринужденно
Как с гуся вода – о безразличии к событиям, безнаказанности, равнодушии
Как свои пять пальцев – знать очень хорошо
Как снег на голову – совершенно неожиданно
Камня на камне не оставить – все уничтожить
Капля в море (Кот наплакал) – очень мало
Каши не сваришь – невозможность сделать вместе какое-либо дело
Клевать носом – дремать
Комар носа не подточит – не придерешься
Купить кота в мешке – приобрести что-либо, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки
Ломать голову – напряженно думать
Мартышкин труд – бесполезные усилия, ненужная работа
Махнуть рукой – разочароваться, перестать обращать внимание
Медведь на ухо наступил – нет музыкального слуха
Минута в минуту – абсолютно вовремя
Много воды утекло – много времени прошло
Мокрая курица – растерявшийся, беспомощный человек
Морочить голову – дурачить, сбивать столку
Мухи не обидит – о безобидном человеке
На каждом шагу – везде, повсеместно, во множестве
На край света – очень далеко
На краю земли – где-то очень далеко
На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
На скорую руку – кое-как, быстро
Надувать губы – принимать обиженный вид
Наломать дров – наделать глупостей
Не верить своим глазам – сильно удивиться
Несолоно хлебавши – обмануться в ожиданиях, не достигнуть цели
Ни днем ни ночью – постоянно, круглые сутки
Ни жив ни мертв – сильный испуг
Ни к селу ни к городу – некстати
Ни пуха ни пера – пожелание удачи
Ни с того ни с сего – неожиданно
Ни свет ни заря – очень рано
Ни слуху ни духу – полная неизвестность о ком-либо
Ноль внимания – не обращать никакого внимания
Обводить вокруг пальца – ловко обманывать
Один на один – без посторонних
Опускать руки – потерять способность и желание действовать
Остаться с носом – потерпеть неудачу, отступить, ничего не добившись
От корки до корки – от начала до конца, ничего не пропуская
Очертя голову – совершить что-либо, не думая о последствиях
Падать духом – унывать
Палец в рот не клади — может постоять за себя
Палец о палец не ударить – ничего не делать
Платить той же монетой – ответить тем же
По пальцам пересчитать – очень мало
Пожелать попутного ветра – пожелать удачи
Поймать на удочку – обмануть
После дождичка в четверг – никогда
Пропускать мимо ушей – не обращать внимания на чьи-либо слова
Работать засучив рукава – работать горячо, со старанием
Работать спустя рукава – небрежно выполнять работу, без души, халтурить
Разводить руками – удивляться
Расхлебывать кашу – распутывать неприятности
Родился под счастливой звездой (в рубашке) – удачливый человек, которому часто везет
Рукой подать – совсем близко
С глазу на глаз – наедине
С горем пополам – с очень большим трудом; кое-как
С распростертыми объятиями – радушно
Сбивать с толку – запутывать
Свинью подложить – устроить крупную неприятность
Связывать по рукам и ногам – лишить возможности свободно действовать
Семи пядей во лбу – очень умный человек
Семь пятниц на неделе – о человеке, легко меняющем свои решения
Сесть в лужу – оказаться в глупом, неловком положении
Сидеть у моря и ждать погоды – бездействовать
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся
Сквозь землю провалиться – очень сильно стыдиться
Сколько воды утекло – много времени прошло
Сколько лет, сколько зим! – Как давно тебя не видел!
Сложить голову – погибнуть в бою
Со всех ног (Сломя голову) – стремительно, опрометью
Собаку съел – иметь большой опыт в чем-либо
Стоять горой – защищать
Схватывать на лету – быстро и легко усваивать
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга
Талант зарыть – не развивать свои природные способности, не давать им возможности раскрыться
Терять голову – не знать, как поступить в сложной ситуации
Терять почву под ногами – сомневаться, лишаться уверенности
Тише воды, ниже травы – быть незаметным и скромным
Тут как тут – сразу, в нужный момент [оказаться]
Тяжел на подъем – ленивый
У него на лбу написано – сразу видно по выражению лица
У черта на куличиках – очень далеко, на краю света
Убивать время – проводить время в бесполезных занятиях
Убить двух зайцев – одновременно выполнить два дела
Хлопот полон рот – много дел
Хоть глаз выколи – темно, ничего не видно
Черным по белому – абсолютно понятно
Чувство локтя – взаимная поддержка, верность товарищам
Чуть свет – очень рано
Язык проглотить – замолчать
Язык проглотишь – очень вкусно
В заключении хотелось бы отметить, что детям необходимо читать сказки с ранних лет. Так мы будем расширять их словарный запас, а также прививать любовь и интерес к нашему родному русскому языку!
Праздник «Осенние веселушки» для учащихся 1–9 классов Праздник в школе для учащихся 1-9 классов «Осенние веселушки» Цель: формирование и развитие личности школьников. Задачи: 1. Воспитание.
Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.
Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.
Фотоотчёт «Новогодние сочинения учащихся 3–4 классов» В последнюю неделю уходящего года и четверти моим ученикам было предложено написать новогоднее сочинение по одной из тем: 1. «Новогодняя.
Кроссворд «Математическая шкатулка» для учащихся 8–9 классов Кроссворд «Математическая шкатулка» Кроссворд «Математическая шкатулка» составлен для школьников 8-9 классов с целью проверки их умения.
Фотоотчет «Математическое кафе для учащихся 5-х классов» 22 декабря в «математическое кофе» были приглашены учащиеся 5-х классов. Там их встретили приветливые официанты и строгие кассиры, их роль.
Задачи для учащихся 6–11 классов «Проценты в профессиях» Проценты в профессиях (6-11 классы)Проценты широко применяются в нашей жизни. Посмотрим, в каких профессиях они встречаются чаще всего.
Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.
Что такое фразеологизм? Примеры фразеологизмов в русском языке
Примеры фразеологизмов и их значение
Водить за нос. Обманывать.
Толочь воду в ступе. Заниматься ерундой.
Куда Макар телят не гонял. Очень далеко.
Кот наплакал. Очень мало.
Фразеологизм нельзя понимать буквально. Его смысл всегда иносказателен. Например, выражение «валять дурака» означает праздное времяпрепровождение и не имеет прямого отношения к дуракам.
Многие фразеологизмы имеют давнюю историю, поэтому с точки зрения современной грамматики они устарели и превратились в архаизмы.
Виды фразеологизмов
Выдающийся советский лингвист Виктор Виноградов выделил три основных вида фразеологизмов:
Примеры русских фразеологизмов
Бабушка надвое сказала
Вилами по воде писано
Выйти сухим из воды
Глазом не моргнуть
Делать из мухи слона
Не в своей тарелке
Положить зубы на полку
Семь пятниц на неделе
Тютелька в тютельку
Шито белыми нитками
Происхождение фразеологизмов
Зачастую понять первоначальный смысл фразеологизма можно, только зная историю его возникновения.
Например, широко известно выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Так говорят о несбывшихся надеждах, внезапно расстроенных планах.
Уточнить значение той или иной идиомы помогают фразеологические словари и справочники.
Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы» в 4 классе
Тема: «Фразеологизмы»
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма; узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
Задачи урока:
предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; употреблять фразеологизмы в речи.
личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;
метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах, в группах, словарь фразеологизмов.
Ход урока
Ребята, от всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Улыбнитесь друг другу и настройтесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд!
— Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. В конечном счёте, вас ждёт успех!
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(2 ученика вбегают после звонка в класс)
Учитель: Почему вы опоздали на урок?
Ученик 1: Валентина Ивановна, Максим бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймал и повел его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.
Ученик 2 (с места): Да, не сносить тебе, Максим, головы.
Учитель: Я ведь русским языком говорила, что нельзя по школе, а тебе, Максим, все как об стенку горох.
— Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?
— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.
— Итак, начинаем наш весёлый урок!
II. Минутка чистописания. Разбор предложения по членам и частям речи
— Откройте свои тетрадочки. Запишите число, классная работа.
Медведь на ухо наступил.
— Чем интересно это сочетание слов?
III. Актуализация знаний.
Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)
Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.
А сейчас я буду называть словосочетания, а вы попробуйте их заменить одним словом, подобрать синоним.
1. Бить баклуши, Сидеть, сложа руки (бездельничать)
2. Сломя голову. (Быстро)
3. Водить за нос (обманывать)
4. Строить глазки (привлекать внимание)
Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Как они называются? (Фразеологизмы)
Разгадывание загадок (работа в парах)
— Сейчас вы отгадаете загадки, выделите у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока.
-Семицветное коромысло – радуга.
-Первый летний месяц- июнь
— Его дает корова-молоко
— Вторая буква в слове сыр –ы.
Итак, у нас получилось – фразеологизмы.
— Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному фразеологизмам?
— Какие цели мы поставим перед собой?На слайде слова:
Вспомнить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи
-А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит, как мы будем работать?
Зарубить себе на носу – запоминать;
Работать засучив рукава- стараться;
Не падать духом- не унывать;
IV. Работа по теме урока
Работа с учебником. с. 49 упр. №74
Послушайте отрывок из повести С. Черного «Дневник Фокса Микки». Что вам показалось забавным?
«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.»
— Какое сочетание слов так поразило героя? Чего же он не знал? (что есть фразеологизмы)
— Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.
-Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Однажды в мастерской жили две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
— Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.
Например,существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.
Как вы думаете, где можно найти информацию о значении фразеологизма?
-Конечно в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость – фразеологический словарь (в роли «словаря» заранее подготовленный ученик).
Вступительное слово «Фразеологического словаря»
— Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как «считать ворон», «заморить червячка», «обвести вокруг пальца». Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.
Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
— Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение.
Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову» и записать в тетрадь.
Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике.
Источники происхождения фразеологизмов.
— А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны.
Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);
другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);
третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание.
— Замените выделенные фразеологизмы одним словом. (Работа в группах)
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.
неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.
Прочитайте текст, который у вас получился. Зачем же нужны фразеологизмы в речи?
Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.
Игра «Покажи у себя»
-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
— Его вешают в унынии,
— Его задирают, зазнаваясь,
— Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,
Не бельё, а их развешивают. (уши)
-Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,
Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
Они могут разбегаться в разные стороны,
В них пускают пыль, если хотят обмануть,
Их можно сделать большими от удивления. (глаза)
— Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполняйте движения.
“Качать головой” (сомневаться);
“Взлететь на воздух” (взорваться);
“Затаив дыхание” (замереть от восторга);
“Втянуть голову” (сжаться, согнуться);
“Задать стрекоча” (убежать, умчаться); (бег на месте)
“Выбиться из сил” (устать, обессилить);
“Всплеснуть руками” (изумиться, удивиться);
“Стоять как каменный” (неподвижно);
“Из угла в угол” (в разных направлениях).
VI. Закрепление узученного
Задание: Найдите фразеологизмы
— А сейчас ребята, мы попробуем с вами найти фразеологизм из текста.
За домом едва пожелтела трава.
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
— Какие фразеологизмы вы нашли? А как вы понимаете их значение?
-Запишите себе в тетрадь.
Знакомство, как появились выражения «спустя рукава» и «засучив рукава».
Выражение «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.
О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.
Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.
Знакомство, как появилось выражение «во весь опор» в учебнике на с. 49
— Ну а сейчас попадем в фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов и записать название этого зверя в свои тетради через запятую.
Грязный как. свинья
Болтлив как. сорока
-Проверим ваши ответы.
Многие фразеологизмы встречаются в русских народных сказках. Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы, закончите фразеологизмы,взятые из сказок:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, сказка будет впереди.
-А теперь запишите один понравившийся фразеологизм в свои тетради.
Задание. Соедини фразеологизмы и значения.
-На руках носить- ценить, любить.
-Золотые руки- мастер.
-Разводить руками- удивляться.
-Руки опускаются- без сил.
-Рукой подать- близко.
-Как без рук- беспомощный.
-Руки чешутся- хочется подраться.
Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать. востро (глаза, ухо)
Смотреть сквозь. очки (розовые, темные)
Делать из. слона (комара, мухи)
Не в своей. (кружке, тарелке)
Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
— Конечно же, фразеологизмы!
VII. Итог урока
— Чему учились на уроке?
— В чём заключалась цель нашего урока?
— Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
— Что интересного узнали о фразеологизмах?
— Для чего нужны фразеологизмы?
— Чью работу на уроке хотите отметить?
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы «не попасть впросак» необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.
Спасибо за урок! Мы сегодня «не переливали из пустого порожнее», а «работали засучив рукава». И хотя к концу урока мы немного устали, но не «вышли из себя», а «взяли себя в руки» и продолжили урок.
— Кто доволен своей работой на уроке?
-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:
Работал засучив рукава-
Работал в поте лица –
Знаю как дважды два –
Я очень рада, что вы хорошо работали на уроке, «держали ушки на макушке», «смотрели в оба», «мотали на ус». Я желаю вам в дальнейшей работе «ни пуха, ни пера»!
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части текста» по УМК «Школа России» Урок 7, Части текста Тема урока: «Части теста» Тип урока: «Изучение нового материала» Цель урока: научиться выделять в тексте начало, основную.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Дательный падеж имен существительных» Тема: «Дательный падеж имен существительных». Тип урока: Урок открытия нового знания. Вид : урок-игра. Цель: Деятельностная: научить детей.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.
Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление» Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление». (2 класс, Школа России) Учитель: Волкова Вера Викторовна, МБОУ СОШ пгт.
Конспект урока по русскому языку «Сочетание жи-ши» в 1 классе по ФГОС (УМК «Школа России») Тема урока: Сочетание жи – ши. Цель: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши Задачи: • Обучающие: вырабатывать навыки и умения в правописании.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе в специальной (коррекционной) школе «Строчная буква «Ц» Тема: «Строчная буква ц». Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: формировать умение писать строчную букву ц. Задачи: образовательные:.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.
Разработка урока по русскому языку «Пишу объявление» в 4 классе Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа России» Тема урока: «Пишем объявления» Тип урока: открытие новых знаний Оборудование: учебник.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Сочинение «Зимние развлечения детей» Тема: Сочинение по картине «Зимние развлечения детей» Цель: Учить свободно высказываться; развивать интерес к самостоятельному написанию.