Фреон 404 и 507 чем отличаются
Условия замены R502 на R404A или R507
Хладагент R404A широко признан в качестве альтернативы R502 в новом оборудовании. Он может быть использован также для заправки некоторых систем, работающих на R502, таких, как торговое холодильное оборудование больших универсальных магазинов, холодильные установки предприятий пищевой промышленности, транспортные холодильные установки. По своим характеристикам R404A, наиболее соответствует хладагенту R502 из всех ХФУ, и его можно применять во всем рабочем диапазоне температур и давлений, характерных для R502. Температуры нагнетания компрессора, работающего на R404A, ниже, чем при использовании R502, что способствует повышению надежности и срока службы компрессора.
Хладагент R507 также служит альтернативой хладагенту R502 в новом оборудовании, и его можно использовать для ретрофита систем, работающих на R502. Характеристики R507 также близки к характеристикам R502, рабочие диапазоны их совпадают. Температуры нагнетания компрессора, где хладагентом служит R507, ниже, чем в компрессорах с R502.
Состав паров R404A и R507, находящихся в баллоне, незначительно отличается от состава жидкого хладагента. Эти небольшие отличия могут влиять на эффективность работы систем с затопленными испарителями.
Как показывает практический опыт, в некоторых системах, где R502 заменен на R404A или R507, уровень утечек может стать выше вследствие применения уплотнений из эластомеров. Замена же эластомеров может вызвать дополнительные расходы и привести к затратам времени на переоснащение.
Методика ретрофита холодильных систем при переходе с R502 на R404A или R507 аналогична методике замены хладагента R12 на R134a.
Хладагенты R404A и R507 хорошо сочетаются с полиэфирными маслами. При заправке в систему жидкий хладагент следует наливать только из заправочного баллона. Баллоны оснащены погружными трубками, с помощью которых можно слить жидкость из баллона, находящегося в вертикальном положении. Правильное положение баллона при сливе жидкости показано стрелками на баллоне и на ящике для баллона. Хладагент может быть заправлен в систему либо в виде жидкости, либо в газообразном виде. Если необходимо перевести жидкость в газообразное состояние, используют вентиль коллекторного манометра либо дросселирующее устройство. Одноразовые баллоны с R507 не имеют погружной трубки, и поэтому для слива жидкости их следует перевернуть.
Обычно для заправки холодильной системы требуется меньше (по массе) хладагента R404A или R507, чем R502. Оптимальная масса загрузочной порции зависит от конструкции системы и условий ее эксплуатации. Для большинства систем оптимальная масса альтернативного хладагента при загрузке составляет 75—90 % массы исходного.
При пуске системы корректируют объем заправляемого хладагента. Для сравнения давлений и температур исходного хладагента и альтернативных хладагентов следует пользоваться табл. 1.
r404a vs r507. Что эффективнее?
Принцип постепенного отказа от ХФУ — к примеру, от R502,— в новых системах охлаждения вступил в силу 10 лет назад. К настоящему времени производство и применение фторхлорпроизводных углеводородов в Евросоюзе почти полностью запрещено; исключение составляют отдельные фармацевтические производства и специализированные лаборатории, имеющие особое разрешение. Запрет на использование ГХФУ (в первую очередь, R22) в новом оборудовании действует с 2004 года, а в 2010 году будет запрещено обслуживать любые системы, в которых применяется этот хладагент.
Тем временем, такие охлаждающие вещества на основе гидрофторуглеродов, как R404A и R507, все чаще приходят на смену устаревшим хладагентам и внедряются почти всеми фирмами-изготовителями комплектного оборудования. Однако возрастание значимости эффективности использования энергии ведет к тому, что выбору хладагента уделяется все больше внимания: ведь благодаря даже небольшому изменению рабочих характеристик можно добиться значительного энергосбережения.
Зачем применять ГФУ?
Наконец, гидрофторуглероды отличаются хорошими термодинамическими свойствами. Это означает, что они полностью удовлетворяют техническим условиям и требованиям к холодопроизводительно-сти для разрабатываемых систем, а также для модернизируемых систем, в которых ранее использовался хладагент R502. Эти системы могут быть различными — от небольших автономных холодильных установок до оборудования для супермаркетов и промышленного технологического оборудования. ГФУ — лучший хладагент для новых систем, заменяющих те, в которых использовался R22.
Характеристики R404A и R507
R404A является околоазеотропной охлаждающей смесью (температурный глайд, т. е. разность температур фазового перехода при постоянном давлении, составляет приблизительно 0,6K). Для сравнения, R507 — азеотропная смесь (жидкая и газовая фазы в условиях термодинамического равновесия имеют один и тот же состав, глайд отсутствует), которая ведет себя как однокомпонентная жидкость. Оба хладагента подходят для интервала температур испарения от −45 до +10°C.
Коэффициент теплопередачи азеотропной смеси, как правило, выше, чем неазеотропной. Поэтому теплообменник, в котором используется азеотропная смесь, при прочих равных условиях характеризуется меньшей площадью теплообмена или более высокой температурой испарения и более низкой температурой конденсации, что, в принципе, ведет к значительной экономии энергии. Это подтверждается экспериментальными данными, в частности, приведенными на рис. 1 для смеси R507 в сравнении с R404A и R502 (трубчатый конденсатор; содержание масла внутри трубок — 1%).
Другим преимуществом смеси R507 является то, что в ее состав не входит R134a. В действительности, термодинамические и физические характеристики R134a не только отрицательно влияют на теплопередачу, но и ведут к снижению объемной холодопроизводительности R404A (возможно снижение на 15%), особенно при низких температурах испарения (ниже −30°C).
Испытания показали, что хладагент R507 удовлетворяет основному требованию к замене R502 в модернизируемых системах: холодопроизводительность нового хладагента такая же, как и у заменяемого, или даже выше. На самом деле холодопроизводительность R507 в большинстве случаев немного превышает холодопроизводительность R502, тогда как холодопроизводительность R404A оказывается такой же, как у R502, или чуть ниже.
КПД системы на R507 может быть выше или ниже КПД системы на R502 в зависимости от вида системы, тогда как КПД системы на R404A всегда ниже, чем при использовании R507 или R502. Это было выяснено в ходе испытаний различных хладагентов для промышленной холодильной установки, в которой ранее использовался хладагент R22. Смесь R507 еще более эффективна по сравнению с R502, когда перед поступлением в регулирующий вентиль жидкий хладагент переохлаждается.
Техническое обслуживание при использовании R404Aи R507
При этом в системе может использоваться и R507, и R404A, поскольку состав смеси будет по-прежнему соответствовать спецификациям даже после утечки 50% общего количества хладагента. На практике при заправке R507 эффективность системы с течением времени повышается.
В большинстве случаев мы не советуем смешивать хладагенты, но совместное применение R507 и R404A вполне допустимо и не приводит к каким-либо затруднениям, так как составляющие этих двух хладагентов почти идентичны и хорошо совместимы (в смеси R404A присутствует R134a в количестве 4 вес.%). Получившаяся смесь по своим характеристикам мало отличается от исходного хладагента. При замене R404A на R507 давление всасывания и давление нагнетания немного увеличиваются, Как показано на рис. 2, возрастает и холодопроизводительность (на 1-3% в зависимости от вида используемой системы).
Поэтому применение R507 особенно целесообразно при техническом обслуживании. Кроме того, замена R404A на R507 может быть решением в тех случаях, когда теплообменники эксплуатируются на пределе своих возможностей. Подобная замена позволяет повысить КПД теплообменника и улучшить рабочие характеристики компрессора.
И для R404A, и для R507 требуются синтетические смазочные материалы, например полиэфирные масла. Смазочные материалы для хладагентов ХФУ и ГХФУ, такие как минеральное масло и алкилбен-зол, не обладают заметной растворимостью в соединениях гидрофторуглерода. Это может повлиять на циркуляцию масла в системе и затруднить его возврат в компрессор.
Используйте только фильтры-влагоотделители, рекомендованные для применения с R404A или R507. Поскольку синтетические смазочные масла, предназначенные для этих хладагентов, сильнее поглощают влагу, целесообразно воспользоваться фильтром несколько большего размера, чтобы повысить влагоотделение. В любом случае при техническом обслуживании систем с хладагентами R404A и R507 настоятельно рекомендуется соблюдать правила обращения со сжиженными газами.
Соблюдение нормативных требований
Более того, крайне необходимо, чтобы весь отработанный хладагент надлежащим образом утилизировался. После вывода из системы его следует отправить на завод по переработке отходов или на газораспределительную станцию для утилизации или уничтожения. Вопросы герметичности и безопасности оборудования для этих процессов имеют глобальное значение и займут ключевое место в готовящемся законе ЕС о фторсодержащих соединениях. Данный закон будет обязателен для всех предприятий отрасли.
Какой хладагент эффективнее, R404А или R507? (Окончание)
Техобслуживание оборудования, которое заправлено R404А или R507
Поскольку R507 представляет собой азеотропную смесь, то, как было сказано ранее, в компрессорно-конденсаторной системе емкости для охлаждения молока он ведет себя как однокомпонентная жидкость. Это значит что, в отличие от R404А, во время эксплуатации не будет проблем, которые могут появиться из-за разделения компонентов. Поэтому для заправки фреон R507 можно брать не только в жидком, но и в газообразном виде. В результате появляется возможность легко восстановить его недостачу после утечки или ремонта. При этом, изначально охладительная система может работать, как на R507, так и на R404А. В последнем случае, после добавки R507, смесь по своему составу по-прежнему будет соответствовать требованиям спецификаций – даже если потеряет до половины хладагента.
Согласно общим рекомендациям, смешивать различные фреоны не желательно. Но использование R507 совместно с R404А допустимо. Каких-нибудь затруднений при этом не предвидится, так как компоненты обеих смесей почти одинаковые и хорошо совместимы между собой (как говорилось выше, отличие заключается лишь в том, что в R404А присутствует 4 весовых процента R134А). Характеристики смеси, полученной в результате доливки R507 в R404А, не слишком отличаются от параметров исходного вещества. Зато, если частично заменить R404А на R507, то давление нагнетания и давление всасывания немного возрастут. А с ними – и хладопроизводительность на 1 – 3% (точное значение зависит от типа системы охлаждения молочного танка).
Таким образом, при техническом обслуживании оборудования для охлаждения молока, использование R507 оказывается особенно целесообразным. Помимо этого, есть еще одна ситуация, когда замена R404А на R507 становится правильным решением. Если теплообменная установка работает на пределе возможностей, то подобная «рокировка» повышает КПД агрегата и оптимизирует рабочие параметры компрессора.
Для обоих фреонов, как R507, так и R404А, применяется синтетическая смазка. Смазочные материалы для хладонов ГХФУ и ХФУ, например, алкилбензол или минеральное масло, не слишком хорошо растворяются в соединениях ГФУ. Данный фактор способен нарушить нормальную циркуляцию масла в системе молокоохладителя, затруднить его возвращение обратно в компрессор.
При эксплуатации емкостей для хранения и охлаждения молока, работающих на R507 или R404А, надо ставить только те фильтры отделения влаги, которые рекомендуются для указанных фреонов. Так как синтетические масла, предназначенные для R404А или R507, отличаются более сильным влагопоглощением, то можно использовать фильтр немного большего размера для того, чтобы повысить степень отделения влаги. В любом случае, проводя ТО систем с фреонами R507 или R404А, надо неукоснительно соблюдать правила работы со сжиженными газами.
Соблюдение требований по охране труда и экологичности
Не зависимо от того, какой фреон применяется в системах охлаждения молочных танков, надо предотвратить его выброс в окружающую среду. На производстве должны быть внедрены эффективные методики, предусматривающие, помимо всего прочего, регулярную проверку на наличие утечки. Для выполнения таких работ необходимо привлекать только квалифицированных специалистов, с достаточным опытом и необходимым оборудованием. Только так можно быть уверенным, что герметичность стыков не нарушится в ходе эксплуатации. А если случится повреждение (нет ничего вечного!), то оно будет быстро обнаружено и устранено. Помимо этого, в процессе разработки систем и их наладки, желательно учитывать требование не только высокой эффективности, но также простоты обслуживания. В частности – регулярная очистка конденсатора и испарителя должна проводиться без особых затруднений.
Еще один фактор, на который следует обращать самое пристальное внимание, заключается в том, что отработанный хладагент необходимо в полном объеме утилизировать, согласно действующим правилам. После того, как он будет слит из системы танка для охлаждения молока, его надо отправить на газораспределительную станцию или на завод, перерабатывающий отходы.
В заключение хотелось бы отметить, что оба фреона, как R404А, так и R507, в долгосрочной перспективе стали подходящей заменой соединениям, содержащим хлор. Их применяют, и в новом оборудовании, и в модернизируемом.
Из всего перечня хладагентов, синтезированных на основе ГФУ, R404А является самым распространенным. Но результаты сравнения «пятьсот седьмого» с «четыреста четвертым» показывают – если простота использования или снижение энергозатрат играют большую роль, то R507 несколько лучше, чем R404А. Его преимущества небольшие, но четко выраженные. Применение в охладителях молока R507 вместо R404А в течение длительного срока дает серьезную выгоду.
Фреон 404 и 507 чем отличаются
|