Фреон r32 чем заменить
10 фактов о новом фреоне R32: мифы и реальность
Пять лет назад Европарламент принял Регламент (№ 517/2014) по фторсодержащим парниковым газам, подразумевающий поэтапное сокращение их использования. Это решение напрямую касается рынка климатической техники, а конкретнее – используемых для ее работы хладагентов. Самый популярный сейчас фреон R410А к 2030 году должен быть полностью выведен из оборота. В настоящее время в качестве наиболее оптимального его аналога из разрешенных к использованию является R32. Однако любые изменения всегда встречаются неоднозначно. Вот и применение нового хладагента вызывает противоречивые мнения. Мы решили разобраться и, возможно, развеять некоторые мифы и предубеждения. Для этого мы обратились к техническим специалистам компании «ПрофКонд».
Японский производитель Mitsubishi Heavy Industries, официальным представителем которого в России является «ПрофКонд», одним из первых расширил свой модельный ряд. В прошлом 2019 году в линейке MHI появилось сразу три серии бытовых сплит-систем настенного типа, работающих на озонобезопасном и энергоэффективном фреоне R32. Это инверторы серий SRK-ZSX-W, SRK-ZS-W и SRK-ZR-W – функциональное и продвинутое оборудование. Кондиционеры Mitsubishi Heavy Industries всегда имели один из наивысших показателей энергоэффективности. В новых моделях на R32 он еще выше.
В 2020 году производитель продолжает переход на экологичный фреон, в этом сезоне в бытовом сегменты для заказа доступны модели на R32 скрытого монтажа:
Миф #1: На климатическом рынке бытует миф, что поскольку R32 является горючим веществом, то с ним опасно работать: при монтаже сплит-систем вероятно воспламенение, а при эксплуатации потребуются дополнительные меры безопасности.
Чтобы окончательно снять все вопросы по огнеопасности нового фреона, рассмотрим один пример.
В помещении площадью 25 м² с высотой потолков 2.4 м установлен кондиционер Mitsubishi Heavy Industries SRK35ZSX-W. Объем помещения составляет 60 м³. Для воспламенения фреона R32 необходима концентрация в пределах 14-30%, что соответствует 0.3 кг/м³ R32!
Теперь считаем, сколько должно быть хладагента в рассматриваемом нами помещении, чтобы произошло воспламенение: 0.3 х 60=18 кг фреона!
Заправка SRС35ZSX-W составляет 1.2 кг. Это всего 6% от необходимого количества R32 в данных условиях, при котором он способен воспламениться. К тому же R32 относится к слабогорючим газам с низкой скоростью горения 6.7 см/с (скорость горения пропана –39 см/с).
Миф #2. Фреон R32 является однокомпонентным веществом и не обладает никакими преимуществами по сравнению со своим предшественником R410A.
К тому же, R32 можно использовать повторно, а при необходимости – его проще утилизировать.
Миф #3: внедрение нового фреона предполагает появление на рынке абсолютно нового оборудования, а, значит, и коренные изменения в работе с ним.
Миф #4: потребуются дополнительные серьезные расходы на приобретение всех необходимых инструментов для монтажа нового оборудования.
Реальность: вам точно не придется менять заправочный шланг, весы, динамометрический ключ, раструбные инструменты для заправки, трубогиб и вакуумный насос. Эти инструменты подходят для работы как с 410A фреоном, так и с R32. Только проверьте, чтобы ваш вакуумный насос имел бесщеточный мотор компрессора, во избежание появления искры.
Скорее всего вам не придется менять и коллектор. Большинство моделей позволяют работать с фреонами разных видов. Если у вас есть сомнения, то перед стартом работы с R32, лучше проконсультироваться с производителем вашего оборудования. Так же проверьте свой течеискатель, скорее всего его придется заменить.
Из нового оборудования вам потребуется купить только баллон для R32, манометр и переходник на сервисный порт. Данные затраты окупятся буквально на первых заказах.
Миф #5: климатические компании будут вынуждены потратить немалые средства на курсы переквалификации, для того чтобы обучить своих специалистов, занимающихся установкой оборудования.
Реальность: специально переучивать монтажные бригады не придется. Достаточно подробно изучить сервисные мануалы и познакомиться с рекомендациями производителя. Хотя, инвестиции в повышение квалификации сотрудников в компаниях, которые заботятся о собственной репутации и следят за качеством оказываемых услуг, никогда не считались лишними. Ведь именно от грамотного монтажа во многом зависит длительность и эффективность работы сплит-систем. Вне зависимости от того, какой фреон в них используется.
Миф #6: R32 очень сложно купить в России. Из-за этого будут возникать проблемы с обслуживанием климатического оборудования на R32.
Реальность: в нашей стране новый фреон представлен в широкой продаже. В этом легко убедиться. Достаточно обратиться с соответствующим запросом в интернет-поисковики. К слову, при правильном монтаже дозаправка системы нового оборудования потребуется не ранее, чем через год с начала эксплуатации.
Миф #7: R32 в настоящее время стОит больше, чем его предшественники
Реальность: R32 дороже, но разница по сравнению с 410-м фреоном незначительная. А если учесть тот факт, что новый хладагент значительно экономичнее в расходовании, то разница в стоимости стремится к нулю.
Миф #8: цена климатической техники, работающей на R32, выше предыдущих аналогов. Поставщикам и дилерам невыгодно включать сплит-системы на новом фреоне в свои портфели из-за их неоправданно высокой стоимости.
Реальность: В случае с Mitsubishi Heavy Industries цена нового оборудования не изменилась: модели на R32 стоят столько же, сколько аналоги на 410-м фреоне.
При этом, каковы бы ни были опасения, спрос на новое оборудование есть уже сегодня. Мы, как дистрибьюторы, получаем много запросов: наши партнеры ждут поступления новых серий в Россию. Среди потребителей всегда есть новаторы, продвинутые пользователи, которые следят за изменениями на рынке и выбирают самые последние, актуальные модели. Для продавцов самым грамотным решением было бы закрепиться на этом направлении именно сейчас, когда предложение довольно ограничено. К тому же, новое оборудование всегда имеет более высокую доходность – продавая его, заработать можно больше.
Миф #9: сплит-системы на R32 служат меньше, чем оборудование на R410.
Реальность: о продолжительности службы нового оборудования правильно будет говорить, когда накопится необходимый опыт его использования. Но уже сейчас понятно, что срок полноценной работы сплит-систем на R32 зависит от грамотности их установки. Впрочем, это относится в равной степени к любому климатическому оборудованию.
Миф #10: увеличение энергоэффективности благодаря использованию нового фреона, если и есть, то столь незначительное, что никто этого не заметит.
Реальность: По факту энергоэффективность сплит-систем на R32 выросла на 3-5%. Поиск более эффективных решений – процесс, требующий времени. И каждый новый положительный результат – это шаг вперед. Вопрос только в том, способны ли мы это оценить. Европейцам, например, с их высокими ценами на электроэнергию, это сделать легче: их экономия на тех же 3-5% гораздо ощутимее.
Сравнение R32 с хладагентами прошлого поколения
Содержание:
Новый регламент Евросоюза требует сократить использование фторсодержащих парниковых газов на 79 % от существующего уровня. Процесс должен завершиться к 2030 году. В связи с чем возникла необходимость перехода на более безопасные хладагенты.
Японская компания Daikin представила на рынок R32 – энергоэффективный и безопасный для окружающей среды хладагент, который является однокомпонентным веществом. Его химическое наименование – дифторметан. Долгое время его использовали в качестве компонента хладагента R410A – смеси R32 и R125 в равных значениях.
Впервые R32 как самостоятельный хладагент компания Daikin применила в 2012 году. Проведенные исследования показали, что использовать чистый R32 вместо смеси более эффективно. Многие производители последовали этому примеру, и кондиционеры с R32 появились в Австралии, Новой Зеландии, Таиланде, Индии, Вьетнаме, а позже и в странах Европы.
Компания Daikin первой в мире стала выпускать климатическое оборудование с хладагентом R32
Какие фреоны использовали до R32
Ранее самым популярным хладагентом был однокомпонентный R22, но в 2016 году в ЕС запретили его использование из-за вредного воздействия на окружающую среду. Наряду с ним применяли R410A, R134A и R407C. До 2030 года эти фреоны использовать можно, но их применение значительно ограничат.
Хладагенты нового поколения – это R32, а также смеси HFO, СО2 и углеводороды (пропан, бутан). У каждого из них есть свои плюсы и минусы, и, скорее всего, каждый займет в будущем свою нишу. Но, как показали исследования, оптимальным вариантом для кондиционеров и тепловых насосов является R32.
Почему стали переходить на R32
Переходу на R32 способствовало множество факторов:
ODP – потенциал разрушения озонового слоя характеризует вредное воздействие фреона на стратосферный озоновый слой. Это относительная величина, которую используют для сравнения влияния хладагента и R11 той же массы, ODP которого принято за единицу. Значение этого показателя у R32 равно нулю.
R32, R410A, R134А и другие хладагенты, разрешенные к использованию в ЕС, не разрушают озоновый слой в отличие от содержащего хлор R22. С 2004 года правилами ЕС запрещена установка оборудования с озоноразрушающими хладагентами, а с 2015-го запрещено обслуживать оборудование с R22.
Этот показатель отражает потенциальное воздействие хладагента на глобальное потепление в случае его попадания в атмосферу. Величина относительная и используется для сравнения влияния 1 кг хладагента с 1 кг диоксида углерода (СО2) на протяжении 100 лет. R32 обладает более низким GWR, чем хладагенты предыдущего поколения. Для сравнения: GWR хладагента R410А равен 2087,5, а R32 – всего 675.
Еще одна характеристика влияния на окружающую среду. Определяется путем умножения количества хладагента в кг на значение GWR. У кондиционеров с R32 самый низкий CO2-эквивалент, то есть в случае непреднамеренных выбросов они не оказывают влияния на глобальное потепление.
Несмотря на то что выбросы F-газов в настоящее время составляют только 2 % от общего объема выбросов парниковых газов, ЕС активно поощряет разработку оборудования с низкими показателями CO2-эквивалента. В идеале для сокращения выбросов нужно применять оборудование с низким GWP хладагента. С 2025 года запретят использовать хладагенты с GWP выше 750 в сплит-системах с заправкой менее трех кг.
На сегодняшний день R32 самый трудновоспламеняемый хладагент. Искры от переключателей бытовых приборов и стандартные разряды статического электричества ему не страшны.
R32 не возгорается при уровне концентрации в помещении ниже предела воспламеняемости, равного 0,306 кг/м³. Но несмотря на слабую горючесть вещества, при транспортировке хладагента, монтаже и эксплуатации климатического оборудования нужно следовать инструкциям и соблюдать правила техники безопасности.
Согласно международному стандарту ISO 817:2014, выделяют четыре класса огнеопасности хладагентов: 1, 2L, 2 и 3 – от не поддерживающих горение до высокоопасных. R32 относится к классу 2L.
R32 – малотоксичный хладагент. По этому показателю он находится в той же категории, что и R410A.
Слабогорючесть и нетоксичность R32 делают его оптимальным для использования в бытовых кондиционерах
Цена у R32 низкая, и это еще одно его достоинство. Системы кондиционирования с новым хладагентом подорожают несущественно. Стоимость эксплуатации оборудования сопоставима с моделями на R410A.
Современные кондиционеры с R32 позволяют не тратить энергию впустую. Благодаря более низкой вязкости снижаются потери давления в охладительном контуре, эффективность у R32 на 5 % выше, чем у R410A.
По показателю энергоэффективности все оборудование делится на классы: A+++, A++, A+, A, B, C и т. д. У настенных кондиционеров с R32 класс А+ и выше.
Для заправки системы требуется меньшее количество R32 по сравнению с R410A, за счет чего можно производить компактное оборудование. А благодаря однокомпонентному составу хладагент дает возможность дозаправлять систему.
Сравнительные характеристики R32 с другими популярными хладагентами
HFO (смеси гидрофторолефинов)
GWP ниже, чем у R410A.
Меньший объем заправки – более компактное оборудование.
Слабогорючий газ с низкой скоростью горения
GWP у R1234yf или R1234ze очень низкий.
Отличная альтернатива R134А со схожими характеристиками.
Не подходят для замены R410A из-за низких показателей давления и энергоэффективности.
Слабогорючие газы с низкой скоростью горения
Углеводороды
GWP = 1, безвреден и эффективен.
Из-за низкой критической температуры имеет ограниченное применение.
Оборудование дорогое в производстве из-за высокого рабочего давления.
Высокий уровень утечки при выключенном оборудовании.
R290 (пропан) и R600 (бутан) имеют низкий GWP.
Оптимальный вариант для коммерческих холодильников с герметичными компрессорами и небольших мобильных кондиционеров.
Стоимость и энергоэффективность на уровне HFO.
R32 – экологичный хладагент нового поколения, обладающий высокой энергоэффективностью. У него низкий показатель GWP и меньший объем заправки по сравнению с R410A, поэтому он оптимально подходит для массового использования и полностью соответствует целям экологической политики ЕС.
Переход на этот хладагент не увеличит стоимость систем кондиционирования. Монтаж и обслуживание оборудования с ним такие же, как у систем с R410A. Кроме того, однокомпонентный хладагент R32 проще использовать повторно, перерабатывать и утилизировать.
R-410a или R-32 – какой хладагент лучше, выгоднее, эффективнее
Обновлено: 4 марта 2021.
Какой хладагент лучше – r410a или r32? Чем они отличаются и почему это важно знать? Можно ли заменить R-410a на R-32 и как это сделать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в это публикации.
R410a
Использование хладагента R-22 регламентировано Киотским протоколом от 1997 года. В развитых странах с 2020 года нельзя использовать этот фреон. С 2030 года полностью запрещено применение хладагента в развивающихся странах. Причина – высокий озоноразрушающий потенциал хладона.
Фреон 410a (HFC-410a) был изобретен в 1991 году. Начиная с 1997 г., он стал использоваться в кондиционерах и постепенно заменял традиционный R22. Характеристики R410a выгодно отличаются. У него нулевой потенциал разрушения озонового слоя Земли. Но его потенциал глобального потепления GWP на 15,36% выше (2088 и 1810 соответственно).
В состав хладагента R-410a входят фреоны R-32 и R-125 в соотношении 50%/50%. Он является зеотропной смесью, компоненты газа имеют одинаковую температуру кипения. Его температурный глайд не превышает 0,5 градуса Цельсия. Поэтому при утечке его можно дозаправлять, а не менять полностью.
R410a имеет класс безопасности А1. Он негорючий и нетоксичный. Хладагент также выпускается под торговыми марками:
По сравнению с R22, у R410a более высокое рабочее давление. Из-за этого ретрофит систем сложен. Необходимо использовать медные трубки с более толстыми стенками. Также для его использования необходимо не минеральное, а синтетическое масло.
Баллон Genetron AZ-20, хладагент R410a от Honeywell.
R32 – однокомпонентный газ, дифторметан. Имеет нулевой потенциал разрушения озонового слоя. Его потенциал GWP равен 675, что на 62,71% и 67,67% ниже чем у R22 R410a соответственно. Изначально использовался в составе других хладагентов, таких как:
Хорошие характеристики R-32 позволяют использовать его в качестве альтернативы R-410a. Но этот газ имеет класс безопасности А2L. Это означает что он не токсичен и обладает низкой воспламеняемостью. Из-за этого он использовался в основном в Китае, Индии и Японии.
Хладагент R32 непросто поджечь. Для этого концентрация фреона в воздухе должна быть от 13,3 до 29,3% объема. Вот что говорит представитель Daikin Europe N. V.:
Для того, чтобы в помещении площадью 25 м2 образовалась опасная концентрация R32, нужно, чтобы в течение короткого промежутка времени произошла полная утечка хладагента одновременно из 16 кондиционеров FTXZ25N/RXZ25N.
У фреона R32 высокая минимальная энергия возгорания (15 МДж) и температура самовозгорания (648 °С). Поджечь его гораздо сложнее, чем многие другие хладагенты. Из-за низкой скорости горения (6,7 см/сек) он не может взорваться.
Характеристики давление-температура хладагента R32 отличаются от аналогичных у R410a. за счет этого его коэффициент преобразования COP выше на 3-6%. Для заправки оборудования его нужно на 10-30% меньше.
Запрет хладагентов R-410a и R-32
В Европейском Союзе планируется сокращение применения HFC (ГФУ, гидрофторуглеродов). К ним относятся оба хладагента. Но в первую очередь это коснется R404a, R507, R134a. после планируется снижение использования R410a. Возможно, это коснется газа R32.
Снижение применения ГФУ достигается за счет выпуска нового оборудования. Производители переходят на R32 вместо R410a. компания Daikin уже обновила свою линейку. Сейчас они выпускают гибридные кондиционеры, которые могут работать на обоих хладагентах.
Отказ от фреонов с высоким потенциалом глобального потепления произойдет безболезненно. Выходящую из строя технику на R-410a постепенно заменят кондиционеры на R32. Возможно, в ближайшие годы буду разработаны альтернативы с другими характеристиками.
Сравнение давления и температуры кипения
Ниже приводим таблицу сравнения характеристик хладагентов R32 и R410a. Давление указано в бар, для фреона 410а – в жидкой фазе. Посмотреть и скачать более подробные характеристики вы можете в разделе Таблицы и диаграммы.
T,°C | R-32 | R-410a | T,°C | R-32 | R-410a |
---|---|---|---|---|---|
-70 | 0,36 | 0,36 | 2 | 8,66 | 8,53 |
-68 | 0,41 | 0,4 | 4 | 9,22 | 9,08 |
-66 | 0,46 | 0,45 | 6 | 9,81 | 9,65 |
-64 | 0,52 | 0,51 | 8 | 10,43 | 10,25 |
-62 | 0,58 | 0,57 | 10 | 11,07 | 10,88 |
-60 | 0,65 | 0,64 | 12 | 11,74 | 11,54 |
-58 | 0,73 | 0,72 | 14 | 12,45 | 12,23 |
-56 | 0,81 | 0,8 | 16 | 13,18 | 12,95 |
-54 | 0,9 | 0,89 | 18 | 13,95 | 13,7 |
-52 | 1 | 0,98 | 20 | 14,75 | 14,48 |
-50 | 1,1 | 1,09 | 22 | 15,58 | 15,29 |
-48 | 1,22 | 1,2 | 24 | 16,45 | 16,14 |
-46 | 1,34 | 1,33 | 26 | 17,35 | 17,02 |
-44 | 1,47 | 1,46 | 28 | 18,3 | 17,94 |
-42 | 1,62 | 1,6 | 30 | 19,28 | 18,89 |
-40 | 1,77 | 1,76 | 32 | 20,29 | 19,89 |
-38 | 1,94 | 1,92 | 34 | 21,35 | 20,92 |
-36 | 2,12 | 2,1 | 36 | 22,45 | 21,99 |
-34 | 2,31 | 2,29 | 38 | 23,6 | 23,1 |
-32 | 2,52 | 2,49 | 40 | 24,78 | 24,26 |
-30 | 2,73 | 2,7 | 42 | 26,01 | 25,45 |
-28 | 2,97 | 2,93 | 44 | 27,29 | 26,7 |
-26 | 3,22 | 3,18 | 46 | 28,62 | 27,99 |
-24 | 3,48 | 3,44 | 48 | 29,99 | 29,32 |
-22 | 3,76 | 3,71 | 50 | 31,41 | 30,71 |
-20 | 4,06 | 4,01 | 52 | 32,89 | 32,14 |
-18 | 4,37 | 4,32 | 54 | 34,42 | 33,63 |
-16 | 4,71 | 4,65 | 56 | 36 | 35,17 |
-14 | 5,06 | 4,99 | 58 | 37,64 | 36,76 |
-12 | 5,43 | 5,36 | 60 | 39,33 | 38,42 |
-10 | 5,83 | 5,75 | 62 | 41,09 | 40,13 |
-8 | 6,24 | 6,15 | 64 | 42,91 | 41,91 |
-6 | 6,68 | 6,58 | 66 | 44,79 | 43,75 |
-4 | 7,14 | 7,03 | 68 | 46,75 | 45,67 |
-2 | 7,62 | 7,51 | 70 | 48,77 | 47,65 |
0 | 8,13 | 8,01 |
Плюсы и минусы
У каждого фреона есть позитивные и негативные стороны. Рассмотрим плюсы и минусы хладагентов R410a и R32.
R-410a
+ Хладагент широко распространен;
+ R410a стоит дешевле R32.
— По мере сокращения производства, фреон будет дорожать;
— Имеет высокий потенциал глобального потепления.
+ У R32 лучшая тепло- и холодопроизводительность чем у R410a;
+ Имеет низкий потенциал глобального потепления;
+ Со временем будет дешеветь из-за массовости производства;
+ Для заправки нужно меньше R-32, чем R-410a;
+ Соответствие требованиям по отказу от фторсодержащих газов.
— На данный момент дороже чем R410a;
— В некоторых условиях может быть пожароопасен.
Какой хладагент лучше, R410a или R32?
Все специалисты сходятся в одном – R32 лучше R410a по совокупности параметров. Его более легкая воспламеняемость не влияет на эксплуатацию оборудования. Она лишь требует более внимательного обращения при ремонте, диагностике и дозаправке техники.
Для нормальной работы требуется меньше R-32 газа. Это компенсирует разницу в стоимости. А более высокий COP сокращает энергопотребление. Также увеличивается срок службы техники.
Замена R410a на R32
По своим характеристикам оба хладагента схожи. Их температура кипения и рабочее давление отличается не более чем на 5%. Они совместимы с полиолэфирными синтетическими холодильными маслами.
При замене R410a на R32 нет необходимости:
Единственное что потребуется – заменить уплотнители и фильтр-осушитель. Но это превентивная мера. Так нужно делать всегда, когда выполняются какие-либо работы. Еще необходимо приклеить наклейку, предупреждающую о том, что ваш кондиционер заправлен хладагентом R-32.
В этой статье мы постарались ответить на вопрос: какой хладагент лучше, R410a или R32. В конце мы пришли к однозначному выводу. R32 лучше R410a по ряду причин. Надеемся, материал был полезен. Не забудьте поделиться им с друзьями и коллегами!
R-32: хладагент нового поколения для кондиционеров и тепловых насосов
Поэтапное ограничение оборота гидрофторуглеродов и внедрение R32
Новый Регламент (ЕС) № 517/2014 Европейского парламента и Совета Европейского союза по фторсодержащим парниковым газам подразумевает сокращение их использования к 2030 году на 79 % от среднего уровня 2009–2012 годов (расчет проводится на основе эквивалентного выброса CO2). Очевидно, в ближайшие 13 лет климатическую отрасль ждут большие перемены: выводимым из оборота хладагентам потребуются альтернативы.
Сегодня соответствующими требованиям новой директивы и не вредными для окружающей среды считаются несколько хладагентов нового поколения для кондиционеров, тепловых насосов и холодильного оборудования, в частности R32, некоторые другие гидрофторуглероды (ГФУ), гидрофторолефины (ГФО), CO2 и углеводороды, включая R290 и R600. Ведутся активные дальнейшие исследования и разработки других альтернативных хладагентов.
R32 в климатическом оборудовании используется давно: из него наполовину состоит распространенный хладагент R410A. Потенциал воздействия на глобальное потепление (GWP) R32 равен 675 – это треть от показателя R410A (2088). R32 обладает большей энергоэффективностью, при равной производительности требуется в меньшем количестве для заправки, соответственно, оборудование может стать компактнее. R32 однокомпонентный, поэтому его проще повторно использовать и утилизировать, отсутствует так называемый температурный глайд. В процессе хранения R32 не разделяется на фракции. Но для его заправки нужны некоторые новые инструменты и соблюдение необходимых процедур. К тому же, как и большинство хладагентов с низким GWP, R32 является слабогорючим.
Как любое нововведение, переход на R32 может создать определенные трудности, поэтому задача производителей и дистрибьюторов – обучение монтажных и сервисных компаний методикам работы с новым хладагентом. Не менее важно также информировать проектировщиков, продавцов дилерских компаний и потребителей о новом законодательстве, чтобы новые директивы уже сейчас учитывались при проектировании систем, рассчитанных на ближайшие 10–15 лет.
Отказ от ГФУ с высоким GWP: основные шаги
2014 год
Создана законодательная база для появления новых фреонов с низким потенциалом воздействия на глобальное потепление: стандарт ISO 5149:1993 (ГОСТ 12.2.233–2012 ССБТ «Системы холодильные холодопроизводительностью свыше 3,0 кВт. Требования безопасности»).
Евросоюз пересмотрел законодательство (Регламент № 517/2014) по фторсодержащим хладагентам (ГФУ), утвердив график частичного отказа от них в некоторых классах оборудования.
2016 год
Старт поэтапной ликвидации ГФУ.
2020 год
2022 год
Ограничен показатель GWP для коммерческих холодильников и морозильников на базе герметичных компрессоров: не более 150.
2022–2025 годы
2030 год
В среднем в период между 2016 и 2030 годом использование ГФУ должно сократиться на 79 %. R410A, R134A и R407C не будут полностью запрещены, но их использование будет значительно ограничено.
Значение отказа от гидрофторуглеродов для климатической отрасли
Существует очевидная потребность в альтернативных хладагентах, которые не только были бы менее вредными для окружающей среды не влияющими на климат и соответствовали бы требованиям нового законодательства, но были бы также безопасными и обеспечивали повышение экономичности использования оборудования. Экономия важна как с точки зрения стоимости хладагента, так и с точки зрения переоборудования существующих систем для работы с ним. Использование новых хладагентов, подразумевающих полный пересмотр проектов систем, означает, что часть оборудования, которое будет установлено в ближайшие 5–10 лет, может стать непригодной для использования еще до окончания срока службы. Производители предпочитают действовать прямо сейчас, предлагая новые продукты и способы адаптации старых систем к новым хладагентам, продляя, таким образом, срок их эксплуатации.
При выборе хладагента нового поколения необходимо учесть ряд факторов:
Озоноразрушающий потенциал и потенциал воздействия на глобальное потепление
Согласно Монреальскому протоколу и европейскому законодательству по проблеме истощения озонового слоя озоноразрушающий потенциал хладагентов должен быть нулевым. Ситуация с потенциалом воздействия на глобальное потепление (GWP) чуть сложнее, так как этот показатель рассчитывается с учетом полного жизненного цикла оборудования. Это означает, что энергия, использованная в течение всего срока службы кондиционера или теплового насоса, переводится в эквивалент глобального потепления (косвенная эмиссия), затем добавляется непосредственная эмиссия (в результате утечки по различным причинам) хладагента. Такой метод дает более точную оценку реального воздействия оборудования на глобальное потепление в течение всего его жизненного цикла.
Оценивать только значение GWP некорректно, поскольку оборудование со «средним» значением GWP может в итоге оказывать меньшее воздействие на глобальное потепление, чем кондиционер на хладагенте с «низким» GWP.
Безопасность
На безопасность влияет множество факторов, включая тип оборудования, объем заправленного хладагента, размер помещения и расположение оборудования.
Природные ресурсы
Важно эффективно использовать природные ресурсы: оборудование должно быть энергоэффективным, а производство – соответствовать принципу «производить больше из меньшего количества материала». Для хладагентов в этом контексте актуальна возможность повторного использования, для оборудования – возможность переработки материалов, из которых оно произведено. Если мы повышаем энергоэффективность хладагента, используя большее его количество в более крупной системе, – это еще не энергоэффективность.
Доступность
Согласно прогнозам, 75 % будущей эмиссии ГФУ придется на развивающиеся страны. Новые успешные решения должны быть доступны на глобальном уровне.
Энергоэффективность
Все перечисленные факторы важны, тем не менее ключевой фактор при выборе хладагента – его энергоэффективность. Без максимальной энергоэффективности система все равно будет косвенно «осуществлять» дополнительный выброс углекислого газа за счет сжигания природных ресурсов в процессе генерации электроэнергии, необходимой для работы климатического оборудования.
При оценке энергоэффективности нужно учитывать не только «сезонную эффективность», усредненную за сезон охлаждения или отопления, но и эффективность при пиковых нагрузках (в очень жаркие или очень холодные дни). Первый показатель важен для соответствия целевым показателям энергоэффективности различных европейских директив (Ecodesign, Energy efficiency directive, EPBD, Renewable Energy Source Directive), а эффективность при пиковых нагрузках позволит обходиться без задействования резервных мощностей электростанций.
Хладагенты нового поколения: варианты
Пока до конца не ясно, какой газ займет место хладагента нового поколения. Наиболее вероятные кандидаты – R32, смеси ГФО, CO2 и углеводороды (пропан и бутан). У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, и, скорее всего, каждый из хладагентов (или их сочетания) займет собственную нишу. Возможно, для кондиционеров и тепловых насосов будет использоваться R32, для полупромышленного кондиционирования – R410A, CO2 и смеси ГФУ, бутан – для бытовых холодильников и морозильных камер.
Сравним перечисленные выше альтернативы с распространенными в настоящее время ГФУ по таким параметрам, как конструкция системы, стоимость установки, энергоэффективность и безопасность.
R32
GWP ниже, чем у R410A (675 против 2088).
Энергоэффективность немного выше.
Технология и затраты на том же уровне, относительно не дорогостоящие в производстве.
Нетоксичен, но относится к слабогорючим газам с низкой скоростью горения, для работы с ним следует незначительно обновить набор инструмента и строго соблюдать установленную процедуру монтажа.
Смеси гидрофторолефинов (ГФО)
У ГФО, таких как R1234yf или R1234ze(E), очень низкий GWP. Ими можно заменять R134a, поскольку они схожи по характеристикам. Однако их давление и энергоэффективность не подходят для замены R410A в кондиционерах и тепловых насосах. Нетоксичен, относится к слабогорючим газам с низкой скоростью горения.
Углеводороды
У таких углеводородов, как R290 (пропан) и R600 (бутан), низкий GWP, и в некоторых случаях они идеальны, особенно для коммерческих холодильников и морозильников на базе герметичных компрессоров, а также для небольших мобильных кондиционеров. Конструкция компрессора, стоимость и энергоэффективность сравнимы с ГФУ. Горючие и взрывоопасные.
|