Фреска это что в искусстве
Фреска
Фре́ска (от итал. fresche — свежий), aффреско (итал. affresco ) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.
Содержание
История
Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.
В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).
Античная фреска
Византия
Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 гг. н. э.) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.
Древняя Русь. Россия
Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить в России, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.
Итальянская фреска
Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.
Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описано Леоном Баттистой Альберти, возможно, что старые мастера пользовались им по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.
С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.
XVIII — XIX вв.
Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии — прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.
Что такое фреска и как её пишут
Что такое Фреска
Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно поэтому фрески имеют такой удивительный оттенок. Натуральные пигменты не вступают в химические соединения с известью, поэтому их использование так важно.
Как создаются фрески
Фресковая живопись
В России фрески можно часто увидеть в храмах. На стенах Светогорского монастыря и Ферапонтова монастыря есть потрясающие работы.
Католические храмы — например церковь Санта Мария в Риме, тоже украшены фресками.
Современные фрески часто пишут акриловыми красками или методом цифровой печати, но старые мастера предпочитают классическую технику. Правда, сэкономить в таком случае не получится.
Самые известные фрески
Микеланджело. «Дельфийская сивилла». Фрагмент росписей плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 — 1512. Источник: dic.academic.ru
Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область Источник: dic.academic.ru
Джотто ди Бондоне. «Иоаким и пастухи». Фреска. 1304—06 гг. Капелла дель Арена. Падуя Источник: https://dic.academic.ru
Читайте также
Мастер-класс по созданию фрески
Фреска — потрясающий по красоте вид монументальной живописи
Фреска (от итальянского fresco — свежий) — разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски.
Фрески старых итальянских мастеров Возрождения до сих пор украшают стены многих храмов и дворцов. Это объясняется уникальной особенностью старинного способа рисования. Известь, входящая в состав штукатурки, после нанесения краски образует на стене тонкую кальцитную пленку. Невидимый прозрачный слой защищает художественный образ от разрушительного воздействия влаги.
Виды и техники фресок
Фрески разделяют по технике исполнения на следующие разновидности:
Buon fresco — самая древняя и технически сложная разновидность фрески. Перед началом основных работ на сухую оштукатуренную поверхность стены наносили тонкий дополнительный слой штукатурки. На нем фрескист рисовал изображение водорастворимыми красками.
Основное преимущество buon fresco заключается в том, что красящие пигменты глубоко проникают в поры влажной штукатурки. Это обеспечивает хорошую сохранность рисунка на протяжении многих лет и даже столетий.
Но у техники был серьезный недостаток. Мастер мог работать над изображением ограниченное время — примерно 7-9 часов, пока отделочный слой не высохнет. По окончании этого срока приходилось удалять необработанные оштукатуренные участки. Кроме того, нельзя было вносить исправления в готовый рисунок. При обнаружении серьезных ошибок верхний слой штукатурки снимали и работу полностью переделывали.
На смену buon fresco со временем пришла техника secco. Сухую оштукатуренную стену перед началом работ тщательно обрабатывали абразивными материалами, чтобы сделать поверхность шероховатой. Затем мастер темперными или масляными красками наносил на нее рисунок. Эта методика была более удобной для работы, но изображения получались гораздо менее стойкими и долговечными.
В результате многочисленных экспериментов и творческих поисков в итоге была разработана третья техника — mezzo fresco. Ее суть заключалась в том, что сухую поверхность участка стены непосредственно перед началом работ обильно смачивали водой. Затем мастера выполняли роспись подготовленного влажного фрагмента. Именно mezzo fresco стала наиболее востребованной техникой. Она позволила одновременно и облегчить труд художников, и обеспечить длительную сохранность изображений.
История фрески
Увлекательная и солидная история фрески исчисляется многими тысячелетиями. Возраст древнейшего образца этого вида искусства — стенной росписи Зимри-Лим составляет более 3700 лет. Уникальный памятник культуры был найден в ходе археологических раскопок на территории современной Сирии.
Фресковая роспись также была известна грекам, римлянам и индийцам. В общей сложности в мировой культуре сегодня насчитывается несколько тысяч картин возрастом свыше 2000 лет.
Из Древнего Рима фреска распространилась по всей Византийской Империи, а позже и по всей Европе. Старинные росписи стен храмов с использованием техники рисования по штукатурке были востребованы в Киевской Руси, на территории современной Франции, Испании, Германии, Румынии.
В XIII веке в Италии постепенно формируется собственная оригинальная школа фресковой живописи. На начальном этапе развития мастера преимущественно использовали технику buon fresco. Работа по сырой штукатурке была сопряжена с очевидными трудностями из-за быстрого высыхания основы. Поэтому уже спустя столетие мастера начали использовать secco и темперные краски.
Начало XVI века ознаменовалось распространением наиболее популярной техники mezzo. С этого периода и до конца XVIII века фресковая живопись на Апеннинах переживает подлинный расцвет. Монументальные росписи храмов создают многие известные итальянские живописцы:
В это же время за пределами Италии фресковая живопись постепенно утрачивает популярность. При оформлении храмов предпочтение все чаще отдается более простым в техническом отношении витражным изображениям.
С началом XIX века традиционное искусство фрески окончательно уходит в прошлое. Интерес к нему со стороны активных художников стремительно угасает. В наши дни лишь немногие энтузиасты пытаются создать новые произведения монументальной живописи с использованием техники художественной росписи по штукатурке.
Самые известные фрески
Без сомнения, наиболее знаменитые фрески хорошо знакомы даже очень далеким от искусства жителям нашей планеты. Монументальные произведения потрясают своей красотой и величественностью. Среди них особо выделяются:
Фреска — эффектный и весьма сложный по технике исполнения вид живописи. Поэтому ежегодно миллионы людей стремятся увидеть воочию шедевры великих мастеров в натуральную величину. А портал Very Important Lot дает возможность ценителям искусства принять участие в аукционах, чтобы приобрести уникальные предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить необычные картины напрямую у современных художников.
Фресковая живопись 799 слов читать
5 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Что такое фресковая живопись? Характеристики
Художественный термин Fresco (по-итальянски «свежий») описывает метод окраски, при котором цветные пигменты смешиваются только с водой (без связующего вещества), а затем наносятся непосредственно на свежеуложенную известковую штукатурку (грунтованную штукатуркой поверхность).
Поверхность обычно представляет собой оштукатуренную стену или потолок. Жидкая краска впитывается штукатуркой и по мере высыхания пигменты проникают в раствор и остаются в стене. Перед нанесением краски художник обычно делает подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.
Виды фресок Buon, Secco и Mezzo
Существует три основных типа техники фрески: буон или настоящая фреска, секко и меццо-фреска.
Буон (Buon fresco)
Самый распространенный технический метод изготовления фресок, включает использование пигментов, смешанных с водой (без связующего), на тонком слое влажного, свежего известкового раствора или штукатурки (intonaco). Пигмент впитывается в стену, как описано выше.
Секко (Secco)
В противоположности обыному подходу, в этом случае, картина пишется на сухой штукатурке и поэтому требует обязательной связующей среды (используется, например, яичная темпера, клей или масло), чтобы прикрепить пигмент к стене, как в одной из самых известных фресок – Тайной вечери от Леонардо да Винчи.
Меццо-фреска (Mezzo)
В данном случае, это роспись по подсушенной основе, почти, но не совсем сухому интонако. Пигмент лишь слегка проникает в штукатурку. К 1600 году эта техника в значительной степени заменила фрески буон на стенах и потолках.
Ранние европейские фрески, общее руководство: Романская живопись (1000–1200). Более линейный стиль фрески: Романская живопись во Франции. Для получения дополнительной информации о фресках в исламском стиле см.: Романская живопись в Испании. О фресках с византийским влиянием: Романская живопись в Италии.
История фресок
Фресковая живопись практиковалась еще в 2000 г. до н.э. минойцами во времена цивилизации Крита в бронзовом веке. Известные критские настенные фрески в технике буон, это, например, «Тореадор». Ранние фрески также были написаны в Марокко и Египте, причем египетские художники предпочитали метод секко для росписи гробниц. Фрески были также распространены в греческом искусстве, а также в этрусской культуре и в римском искусстве (например, Помпеи, Геркуланум), где они были в основном выполнены в технике буон. Раннехристианское искусство в Риме, особенно в катакомбах, также использует фрески. Этот стиль был очень популярен среди художников древнего Средиземноморья и Турции. Кроме того, ранние образцы буддийского фрескового искусства, завершенные между 200 г. до н.э. и 1100 г. н.э., были обнаружены в пещерах Аджанты и храме Брихадисвара в Индии.
Византийские религиозные фрески
Восточно-православное искусство – особенно русская средневековая живопись – в значительной степени полагалось на фрески на стенах церквей и соборов, чтобы проиллюстрировать сцены из Библии. Среди экспонентов были Феофан Грек (1340-1410) (см. его фрески в церкви Преображения Господня в Новгороде); Андрей Рублев (1360-1430) (см. его росписи в Благовещенском соборе в Москве и Успенском соборе во Владимире); Дионисий (1440–1502) (автор фресковой росписи Ферапонтова монастыря).
Эта форма христианской средневековой живописи, оказавшая сильное влияние на готическое искусство, была вытеснена школой итальянской пред-ренессансной живописи (1300-1400 гг.), членами которой были Симоне Мартини (1284-1344 гг.) – см. его фрески в часовне Святого Мартина, Ассизи (1317) – Амброджо Лоренцетти (1285-1348) – см. его серию фресок «Аллегория хорошего и плохого правительства» (1338-9, Палаццо Пубблико, Сиена) – и, конечно, флорентийский Джотто (1267-1337), см., в частности, его «Предательство Христа («Поцелуй Иуды»)» (1305 г.) и «Оплакивание Христа» (1305 г.) в часовне Арены в Падуе.
Итальянский ренессанс
Именно во время итальянского Возрождения фресковая живопись достигла своего апогея, за исключением Венеции, в которой слишком сырой климат. Художники 15 века по всей Италии использовали фресковые техники, в частности, для своих религиозных картин в соборах и церквях. Три самых известных примера фресок эпохи Возрождения:
❶ фрески капеллы Бранкаччи (1424-28) кисти Мазаччо во Флоренции, см., например, Дань (1425-27) и Изгнание из Эдемского сада (1426-27);
❷ фрески Сикстинской капеллы (1481-1541) Боттичелли, Перуджино и других (и, конечно же, Микеланджело). См., например, раннюю фреску Перуджино Христос вручает ключи святому Петру (1482 г.);
❸ Комнаты Рафаэля (1508-20), декорированные Рафаэлем залы в Ватикане, например, Афинская школа (1508-11).
С уходом искусства эпохи Возрождения и появлением маньеризма популярный вкус стал отдавать предпочтение большим холстам, написанным маслом и гобеленам, что ограничивало использование фресок на стенах и потолках. Но посмотрите фрески в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции Якопо Понтормо (1494-1556). К мастерам этого типа архитектурных иллюзионистических фресок также относятся Мантенья (1430-1506) и Корреджо (1489-1534) – см., в частности, его необыкновенное Успение Богородицы (Пармский собор) (1526-30). Для получения дополнительной информации см. также: Пармская школа живописи (1520-50).
Барокко
Эпоха искусства барокко была последним периодом, когда «большая» живопись ассоциировалась с фресковой средой. Одной из последних великих фресок был Константин, повелевающий уничтожить языческих идолов (1648, Латеранский баптистерий) Карло Маратты. (1625-1713).
Ко времени великого художника рококо Тьеполо (1696-1770), фресковая технология находилась в общем упадке, хотя его фрески в Вюрцбургской резиденции (1750-37) были поздним кульминационным моментом.
В 19 веке двумя очень известными мастерами настенных росписей были Теодор Шассерио (1819-1856) и Пюви де Шаванн (1824-1898), оба из которых создали некоторые выдающиеся украшения для зданий Парижа.
Мексиканский фресковый ренессанс (1920-1930-е годы)
Диего Ривера (1886–1957), Давид Альфаро Сикейрос (1896–1974) и Хосе Клементе Ороско (1883–1949) были тремя величайшими участниками так называемого мексиканского Возрождения фресок, которое привело к значительному возрождению фресковой живописи. К северу от мексиканской границы, в Соединенных Штатах, литовский соцреалист Бен Шан (1898-1969) также стал успешным фресковым художником, на счету которого ряд общественных художественных проектов.
См. наше эссе по изобразительному искусству «Как ценить картины».