Фрейд про усы что говорил

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорилkav_67

kav_67

«Ты сбрил бороду и усы. Почему ты поступаешь с собой хуже чем с тобой поступила природа? Не старайся – даже сбрив усы, бороду и надев женское платье ты хоть как не станешь полноценной женщиной. Зато в глазах традиционно мыслящих людей ты утратишь достоинство твоего пола и твоего возраста».

Чтобы определить, как борода влияла на восприятие человека (его возраст, привлекательность, социальный статус, агрессивность), ученые показали группе добровольцев фотографии мужчин. Сначала фотографии с бородой, а потом изображения тех же мужчин, но без бороды. Притом, изображенные имели нейтральное, дружелюбное или злое выражение лица, пишет The Vancouver Sun.

Добровольцы обоих полов заявили, что с бородой мужчины казались старше, агрессивнее и имели более высокий социальный статус. Однако женщин гладко выбритые мужчины привлекали больше. Согласно гипотезе ученых, борода ассоциировалась в сознании женщин с потенциальной угрозой. Ведь в древности обладатели растительности на лице воспринимались в качестве агрессивных самцов, способных охранять свою территорию.

В то же время надо сказать что в мире есть и женщины, воспринимающие естественный порядок жизни адекватно, позитивно. С точки зрения нашей национальной культуры, безусый и безбородый юнец по иерархии находится ниже парня с усами. А парень имеющий только усы иерархически ниже мужчины с усами и бородой. При этом мы понимаем что в культуре людей иных национальностей усы и борода не имеют такого значения как у нас.
http://via-midgard.info/index.php?newsid=20729

Что пишут в Википедии?

Борода — это волосяной покров на нижней части лица.
У человека борода является одним из мужских вторичных половых признаков, обусловленных наличием тестостерона.

Все мужчины Древнего Египта брили бороду. Правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Александр Македонский приказывал своим солдатам сбривать бороду, чтобы вражеский воин не мог схватить за неё в ходе сражения.

В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов. Конец этой традиции положил император Адриан, скрывавший с помощью бороды недостатки своего лица.

Остров Барбадос в дословном переводе означает «бородатый».

Кубинские повстанцы против режима Батисты во главе с Ф. Кастро были известны как «барбудос» — бородатые.

Ношение бороды в России традиционно сохранялось, согласно обычаям и религиозным постановлениям. Правила были закреплены в Кормчих книгах, Номоканонах, решениях Стоглавого собора. В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 гривен — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.

Обязательное бритьё бороды было введено Петром I. С 1699 года с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак. Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты.

Отцы церкви говорили о необходимости соблюдать ветхозаветное предписание(Лев. 19:27) о запрещении стрижки бороды. Также, согласно толкованию Зонары на 96-е правило Шестого Вселенского Собора, людей, стригущих бороду стоит отлучать от церкви. Но в современном христианстве это исполняется только у старообрядцев, и то не во всех случаях.

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной.

В Танахе запрещено стричь бороду:
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
(Лев. 19:27)

Обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.).
Причины запрета не ясны, возможно, в древнем мире стиль бороды являлся этническим маркером. В новое время с распространением каббалы запрет приобрёл мистический смысл. Сегодня обычаи бритья и стиль бород варьируются от общины к общине. Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной, а религиозные сефарды и литваки не придают бритью особого значения. Общим, в том числе среди нерелигиозных евреев, является обычай не брить бороды в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено.

Пророк Мухаммад оповестил: «К „фитре“ относится следующее: стрижка усов, отпускание бороды, чистка зубов палочкой „мисвак“, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками, стрижка волос на лобке, подмывание водою»;

Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи и др.); «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» (хадис от Ибн ‘Умара); «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!» (хадис от Абу Хурайры). Приводится в аль-Бухари 5892, Муслим 659

Борода, усы и бакенбарды, судя по всему, служат для мужчин украшением. В. Р. Дольник предполагает, что пышная шевелюра у человека (как грива у старых самцов павиана) может повышать его статус в глазах сородичей. А Чарльз Дарвин считал, что борода возникла из-за полового отбора, так как служит украшением, увеличивающим привлекательность самцов.

Современные исследования разных культур (в том числе «примитивных» племён) показывают обратное: женщины оценивают безбородые лица как более привлекательные. Зато мужчины считают лица с бородой более агрессивными, а оба пола оценивают бородатых людей как имеющих больший возраст и более высокий социальный статус.

Некоторые женщины способны отращивать бороды (в особенности при применении андрогенных стероидов в качестве сопутствующей терапии рака молочной железы). С давних времён такие женщины являлись предметом любопытства. Хотя большинство женщин, во избежания нежелательного к себе внимания, сбривают (или старательно выщипывают) любую растительность на подбородке, некоторые из них, в особенности женщины с окладистыми бородами, зарабатывают на жизнь выступлениями перед любопытной публикой в так называемых «Шоу чудес», то есть в гастролирующих цирках, распространённых в США. Контраст между длинной бородой на лице и такими женскими атрибутами как высокий голос певицы, выступающей в платье, подчёркивающим её женственность, гарантирует интерес к прочим цирковым аттракционам и поэтому такие женщины традиционно имели богатый выбор работодателей и их выступления очень хорошо оплачивались.
Примером является Юлия Пастарана.
При наличии у женщины заметного пушка на лице, часто встречающегося у восточных женщин, применяется эпиляция.

Люди, для которых борода является отличительным признаком

Дед Мороз и Санта Клаус, сказочные новогодние персонажи;

Старик Хоттабыч, герой советской сказки;
Пан Клякса, герой польской сказки Яна Бжехвы;
Синяя Борода, легендарный женоубийца;
Чёрная Борода, пират;
Фридрих I Барбаросса, нем. Rotbar (дословно — Рыжебородый), император Священной римской империи.
Хайреддин Барбаросса, средневековый тунисский пират, адмирал.
Чарлз Дарвин, основоположник Теории естественного отбора

Карл Маркс, основоположник марксизма;

Зигмунд Фрейд, австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоанализа;
Фидель Кастро, революционер
Максим Грек, православный святой
Черепанов Иван Владимирович

Самая длинная борода в истории

Мало кто знает кому принадлежит на самом деле рекорд самой длинной бороды. Звали этого человека Hans Langseth и длина его бороды была более 5 метров

Бороды набирают популярность

Мода на брутальность вернулась, и вчерашние метросексуалы уступили место ретросексуалам.

Все больше людей по всему миру начали отпускать бороды. В исследовании «Мода на ретросексуальность», опубликованном в журнале «The Grocer», утверждается, что объем продаж лезвий и бритв упал на 7% несмотря на скромный прирост в цене всего в 0,9%. Российские эксперты также отмечают данный тренд.

Однако в причинах данного явления достичь согласия не удалось. Маркетологи винят в спаде в бритвенной индустрии мировой кризис. Психологи уверяют, что мужественность, которую придает человеку борода, помогает легче переживать экономические и социальные неурядицы. HR-менеджеры уверяют, что носители аккуратных бородок зарабатывают больше собратьев, с чем, однако, можно поспорить, памятуя о нелюбви банкиров к бородачам.

Кроме того, на физиологическом уровне густая борода свидетельствует о гармоничном гормональном состоянии мужчины. В связи с этим, стоит ожидать увеличения спроса на средства стимулирования роста волос и бороды.

Помимо тенденций моды, у многих мужчин чувствительная кожа на лице, и они отпускают бороды, чтобы защитить ее и скрыть недостатки.

Каковы бы ни были причины, бородачей в начале второго десятилетия XXI века становится все больше. Стоит надеяться, что эта тенденция сломит парадигму, сложившуюся в прошлом столетии, и поможет преодолеть настороженное отношение общества к бородачам.
http://borodatyh.net/2012/01/01/popular-beards/

Зигмунд Фрейд о бороде:

«Борода обычно символизирует растительность на половых органах. Красивая, ухоженная борода символизирует нормальное фунционирование половых органов. Неопрятная борода или борода с крошками и остатками пищи символизирует заболевания половых органов или их функциональные расстройства. Ухаживание за бородой говорит о склонности к занятиям самоудовлетворением. Сбривание бороды символизирует страх кастрации или утраты половой силы. Борода у женщины символизирует ее стремление к лесбийской любви».

Имея волосы везде,
Помимо бороды,
Мечтаю я о бороде
С ногтей почти младых.

Что борода? – пучок волос,
Растущих сверху вниз,
В отличие от женских кос –
Пустой мужской каприз.

Но это лишь на первый взгляд,
Каким смотреть не след,
А глянешь раза два подряд,
И понимаешь – нет.

Естественно, что в смысле – да,
Хотя и не секрет,
Что столько гитик в бородах,
Сколь есть в науке, нет.

Се символ воли и любви,
Способный душу греть,
Недаром бороды рубить
Велели при Петре.

Идёт иной при бороде –
Не пляшет, не поёт,
А всем понятно, что и где,
А не наоборот.

Но коли нету бороды,
То хоть пляши, хоть пой,
Всем ясно – в жизни нелады,
Не пьяный, так больной.

А если двое в бородах,
А уж, тем боле – три,
Любой при встрече скажет – да,
Естественно внутри.

А эти – каждый бородой
Ему помашут вслед,
И если скажет – «да» какой,
Другие скажут – нет.

…Так почему, начавши день,
Сев к зеркалу на стул,
Приставив бритву к бороде,
Сбриваю я мечту?

А потому, что жизнь тогда –
Копеечке чета:
Ведь если будет борода,
О чём тогда мечтать?

Источник

30 провокационных цитат Зигмунда Фрейда о любви и жизни

6 мая 1856 года родился Зигмунд Фрейд, врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа.

Женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину.

Любящий многих – знает женщин, любящий одну – познаёт любовь.

Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.

Всегда можно связать любовью большое количество людей, если только останутся и такие, на которых можно будет направлять агрессию.

Чтобы не заболеть нам необходимо начать любить и остается только заболеть, когда вследствие несостоятельности лишаешься возможности любить.

Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убеждённость, что его любят.

Маленький ребенок аморален, у него нет никаких внутренних торможений против стремления к удовольствию.

В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать.

Когда люди женятся, они более – в большинстве случаев – не живут друг для друга, как они это делали ранее. Скорее они живут друг с другом для кого-то третьего, и для мужа вскоре появляются опасные соперники: домашнее хозяйство и детская.

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

Наряду с житейской необходимостью любовь – великая воспитательница; любовь близких побуждает несложившегося человека обращать внимание на законы необходимости с тем, чтобы избежать наказаний, связанных с нарушением этих законов.

У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознаётся даже себе самому.

Мы выбираем не случайно друг друга. Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.

Ничто не обходится в жизни так дорого, как болезнь и глупость.

Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком.

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.

Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье.

Человек рождается не в полной мере, так как часть своей жизни он проводит как бы в теле матери, погрузившись в ночной сон.

Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может.

Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Ребёнок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый.

Источник

Цитаты Фрейда о любви и сексуальности (2 фото)

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри».

«Сексуальным отклонением можно считать только полное отсутствие секса, все остальное — дело вкуса».

«У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому».

«Муж — почти всегда лишь заменитель любимого мужчины, а не сам этот мужчина».

«Любящий многих — знает женщин, любящий одну — познает любовь».

«Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим».

«Сексуальное удовлетворение — самое лучшее снотворное».

«Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает уверенность, что его любят».

«Иногда сигара — это просто сигара».

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

«Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца».

«В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение».

«В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать».

«Женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину».

«Любовь — самый проверенный способ преодолеть чувство стыда».

«Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания, нежели к тому, чтобы получить удовольствие».

«Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может».

«Сама по себе любовь — как страдание, лишение — снижает чувство собственной значимости, но взаимная любовь, обладание любимым объектом снова его повышает».

«Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье».

«Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?»»

Источник

Фрейд про усы что говорил

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

Про этого человека безусловно можно сказать, что он перевернул научный мир с ног на голову. Его новаторские технологии в психоанализе подверглись огромной критике и множественным одобрением одновременно по всему миру. Австрийский невролог и психиатр еврейского происхождения Зигмунд Фрейд говорил много и всегда по делу. Его слушали, за ним записывали, потому что он говорил такие вещи, с которыми трудно поспорить.

IsraLove хочет показать вам самые провокационные высказывания человека, который впервые задумался над сущностью человеческих желаний.

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

Когда люди женятся, они более – в большинстве случаев – не живут друг для друга, как они это делали ранее. Скорее они живут друг с другом для кого-то третьего, и для мужа вскоре появляются опасные соперники: домашнее хозяйство и детская.

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

Массы не знали жажду правды никогда. Они хотят иллюзий, в отсутствии которых они не имеют возможности существовать.

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать.

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

Человек рождается не в полной мере, так как часть своей жизни он проводит как бы в теле матери, погрузившись в ночной сон.

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

В сeксуaльности соединяются наиболее возвышенное и самое низменное.

Фрейд про усы что говорил. Смотреть фото Фрейд про усы что говорил. Смотреть картинку Фрейд про усы что говорил. Картинка про Фрейд про усы что говорил. Фото Фрейд про усы что говорил

Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Ребёнок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый.

Источник

Фрейд З. Об особом типе «выбора объекта» у мужчины (1910)

Раз все объекты любви только замена матери, то понятно и «образование ряда», которое кажется столь резко противоречащим условию верности. Психоанализ показывает нам и на других примерах, что действующее в бессознательном незаменимое часто проявляется расчлененным на бесконечный ряд – бесконечный потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения. Так, например, у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание задавать все новые и новые вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один-единственный вопрос, который они не решаются задать. А болтливость некоторых невротических больных объясняется тяжестью тайны, которую им хочется разгласить и которую, несмотря на все искушения, они все-таки не выдают.

Фрейд З. Об особом типе «выбора объекта» у мужчины (1910). Цикл статей под названием: «К вопросу о психологии любовной жизни». Статья первая.

До сих пор мы предоставляли только поэтам изображать те «условия любви», при которых люди совершают их «выбор объекта» и согласуют свои мечты с действительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяющими им разрешить такую задачу. Обладая особенно тонкой организацией, большей восприимчивостью сокровенных стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное бессознательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаниях, понижается благодаря одному обстоятельству. Цель поэта – выставить интеллектуальные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может не изменить действительности, а должен изолировать отдельные его части, разрывать мешающие связи, смягчать целое и дополнять недостающее. Таковы преимущества так называемой «поэтической вольности». Поэт может проявить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека. Как раз наука и требует самого полного отказа от «принципов наслаждения», насколько это возможно для нашей психической деятельности.

Во время психоаналитического лечения у врача имеется достаточно возможности знакомиться с областью любовной жизни невротиков. Такое знакомство показывает нам, что подобное же поведение в этой области можно наблюдать у среднего здорового человека и даже у выдающихся людей. Вследствие счастливой случайности в подборе материала, благодаря накоплению однородных впечатлений перед нами вырисовываются определенные типы в любовной жизни. Один такой мужской тип выбора объекта я хочу описать, потому что он отличается рядом таких «условий любви», сочетание которых непонятно, даже странно, и, вместе с тем, этот тип допускает простое психологическое объяснение.

1. Первое из этих «условий любви» можно было бы назвать специфическим; если оно имеется налицо, следует уже искать и другие отличительные признаки этого типа. Его можно назвать условием «пострадавшего третьего». Сущность его состоит в том, что лица, о которых идет речь, никогда не избирают объектом своей любви свободной женщины, а непременно такую, на которую предъявляет права другой мужчина: супруг, жених или друг. Это условие оказывается в некоторых случаях настолько роковым, что на женщину сначала не обращал никакого внимания, или она даже отвергается до тех пор, пока она никому не принадлежит; но человек такого типа влюбляется тотчас же в ту же самую женщину, как только она вступит в одно из указанных отношений к какому-нибудь другому мужчине.

2. Второе условие, быть может, уже не такое постоянное, однако столь же странное. Этот тип выбора объекта пополняется только благодаря сочетанию этого условия с первым, между тем как первое условие само по себе, кажется, встречается очень часто. Второе условие состоит в том, что чистая, вне всяких подозрений, женщина никогда не является достаточно привлекательной, чтобы стать объектом любви, привлекает же в половом отношении только женщина, внушающая подозрение, – верность и порядочность которой вызывают сомнения. Эта последняя особенность может дать целый ряд переходов, начиная с легкой тени на репутации замужней женщины, которая не прочь пофлиртовать, до открытого полигамического образа жизни кокотки или жрицы любви. Но представитель нашего типа не может отказаться хотя бы от какой-нибудь особенности в таком роде. Это условие с некоторым преувеличением можно назвать «любовью к проститутке».

Подобно тому, как первое условие дает удовлетворение враждебным чувствам по отношению к мужчине, у которого отнимают любимую женщину, второе условие – причастность женщины к проституции – находится в связи с необходимостью испытывать чувство ревности, которое, очевидно, является потребностью влюбленных этого типа. Только в том случае, если они могут ревновать, страсть их достигает наибольшей силы, женщина приобретает настоящую ценность, и они никогда не упускают возможности испытать это наиболее сильное чувство. Удивительно то, что ревнуют не к законному обладателю любимой женщины, а к претендентам, к чужим, в близости к которым ее подозревают. В резко выраженных случаях любящий не проявляет желания быть единственным обладателем женщины и, по-видимому, чувствует себя хорошо в таком «тройственном союзе». Один из моих пациентов, который сильно страдал из-за увлечений «на стороне» своей дамы, ничего, однако, не имел против ее замужества и всеми силами содействовал ему; по отношению к мужу он затем в течение многих лет не проявлял и следа ревности. В другом типичном случае пациент был, правда, вначале при первых любовных связях очень ревнив к мужу и заставил свою даму отказаться от супружеских отношений с ним; но в многочисленных более поздних связях он вел себя так же, как другие, и не находил, чтобы законный супруг являлся помехой.

Следующие пункты рисуют уже не условия, предъявляемые к объекту любви, а отношения любящего к объекту своей любви.

4. Более всего поражает наблюдателя проявляющаяся у любовников такого типа тенденция спасать возлюбленную. Мужчина убежден, что возлюбленная нуждается в нем, что без него она может потерять всякую нравственную опору и быстро опуститься до низкого уровня. Он ее спасает тем, что не оставляет ее. В некоторых случаях намерение спасти может быть оправдано ссылкой на половую неустойчивость и сомнительное общественное положение возлюбленной; но оно проявляется так же определенно и там, где ссылка на действительное положение вещей не имеет места. Один из принадлежащих к описываемому типу мужчин, умевший завоевывать своих дам чрезвычайно искусными соблазнами и находчивой диалектикой, затем делал в своих любовных связях всевозможные усилия, чтобы при помощи им самим сочиненных трактатов удержать очередную любовницу на пути «добродетели».

Если бросить взгляд на отдельные черты нарисованной здесь картины, на условия, требующие, чтобы любимая была несвободна и принадлежала к разряду проституток, на высокую ее оценку, на потребность испытывать чувство ревности, на верность, которая, однако, сочетается с легкостью перехода от одной к другой женщине, и на намерение спасать, то кажется маловероятным, чтобы все эти особенности могли происходить из одного источника. И все же при психоаналитическом углублении в историю жизни лиц, о которых идет речь, легко открыть такой источник. Этот своеобразный выбор объекта любви и такие странные любовные отношения имеют то же психическое происхождение, что и любовная жизнь у нормального человека: они происходят от детской фиксации нежности на матери и представляют из себя одно из последствий этой фиксации. В нормальной любовной жизни сохраняется не много черт, в которых несомненно проявляется влияние материнского прообраза на выбор объекта, вроде, например, предпочтения, оказываемого молодыми людьми более зрелым женщинам; следовательно, отделение любовного влечения (либидо) от матери произошло сравнительно скоро. У людей нашего типа, напротив, влечение к матери и после наступления половой зрелости имело место так долго, что у выбранных ими позже объектов любви оказываются ясно выраженные материнские признаки, и в них легко узнать замену матери. Здесь напрашивается сравнение с деформацией черепа новорожденного: после длительных родов череп новорожденного представляет из себя слепок тазовых ходов матери.

На нас лежит в таком случае обязанность указать на вероятность того, что характерные черты мужчин нашего типа, условия их любви и их поведение в любви действительно происходят от материнской констелляции. Легче всего это сделать по отношению к первому условию, чтобы женщина была несвободна и чтобы был пострадавший третий. Совершенно очевидно, что у выросшего в семье ребенка неотъемлемо связан с представлением о матери тот факт, что мать принадлежит отцу, и «пострадавшим третьим» является не кто иной, как отец. Так же естественна для детских отношений переоценка, благодаря которой возлюбленная является единственной, незаменимой: ибо ни у кого не бывает больше одной матери, и отношение к ней зиждется на не повторяющемся и не допускающем никакого сомнения событий (рождении).

Раз все объекты любви только замена матери, то понятно и «образование ряда», которое кажется столь резко противоречащим условию верности. Психоанализ показывает нам и на других примерах, что действующее в бессознательном незаменимое часто проявляется расчлененным на бесконечный ряд – бесконечный потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения. Так, например, у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание задавать все новые и новые вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один-единственный вопрос, который они не решаются задать. А болтливость некоторых невротических больных объясняется тяжестью тайны, которую им хочется разгласить и которую, несмотря на все искушения, они все-таки не выдают.

То, однако, что избранный объект относится к проституткам, совершенно противоречит тому, что источником его является материнский комплекс. Сознательному мышлению взрослого человека мать представляется личностью высокой нравственной чистоты, и немного найдется таких внешних впечатлений, которые были бы для нас так мучительны, как сомнение в этом смысле по отношению к матери. Но как раз это резкое противоречие между «матерью» и «проституткой» и побуждает нас исследовать историю развития и бессознательное взаимоотношение этих двух комплексов, так как мы уже давно знаем, что в бессознательном часто сливается воедино то, что в сознании расщеплено на два противоположных понятия. Исследование возвращает нас к тому периоду жизни, когда мальчик впервые узнает подробности о половых отношениях между взрослыми – приблизительно к годам, предшествующим половой зрелости. Грубые рассказы, проникнутые явным намерением оскорбить и возмутить, знакомят его с тайной половой жизни и подрывают авторитет взрослых, оказывающийся несовместимым с обнаружением их половых отношений. То обстоятельство, что эта откровения относятся к родителям, производит самое сильное впечатление на новопосвященного. Нередко слушатель прямо-таки протестует, возражая приблизительно так: весьма возможно, что твои родители или родители других людей проделывают между собой нечто подобное, но это совершенно невозможно между моими родителями.

В то же время мальчик в виде редко недостающего королария к «ознакомлению с половым вопросом» узнает о существовании известного рода женщин, которые благодаря своей профессии отдаются половой любви, и поэтому все их презирают. Это презрение ему самому остается чуждым; у него рождается к этим несчастным только смешанное чувство томления и жути, так как он знает, что и он сам через них может приобщиться к половой жизни, которую считал до сих пор преимуществом только «больших». Когда он уже перестает сомневаться в том, что его родители составляют исключение из отвратительных правил половой жизни, он цинично говорит себе, что различие между его матерью и падшей женщиной уже не так-то велико, что в сущности обе они делают одно и то же. «Просвящающие» рассказы разбудили в нем следы воспоминаний о его ранних детских летах и желаниях и оживили в нем связанные с ними переживания. Ребенок начинает желать свою мать в этом новом смысле и снова начинает ненавидеть отца как соперника, стоящего на пути к осуществлению этого желания, он попадает, как мы говорим, во власть «комплекса Эдипа». Он видит измену со стороны матери в том, что она полюбила отца, а не егo, и не может этого ей простить. Эти переживания, если только они не проходят быстро, не проявляются ни в чем реально, а только изживаются в фантазиях, которые имеют своим содержанием сексуальную жизнь матери при самых разнообразных обстоятельствах: их напряжение с особенной легкостью разрешается в актах самоудовлетворения. Вследствие постоянного взаимодействия обоих побудительных мотивов этих душевных движений – полового желания и жажды мести – наибольшим предпочтением пользуются фантазии о неверности матери; любовник, с которым изменяет мать, обладает почти всеми чертами собственной персоны, вернее, собственной идеализированной личности, выросшей по возрасту до уровня отца. То, что я в другом месте [1] описал, как «семейный роман», составляет разнообразные продукты этой работы фантазии и сплетение их с разными эгоистическими интересами определенного периода жизни.

[1] О.Rank. «Миф о рождении героев», 1909 [Rank, Otto, Der Mythus von der Geburt des Helden, Leipzig und Wien, 1909, pp. 64-68]

Познакомившись с этой частью истории душевного развития, мы уже не можем находить непонятным и противоречивым то обстоятельство, что принадлежность возлюбленной к проституции обусловлена непосредственно влиянием материнского комплекса. Описанный нами тип мужской любовной жизни носит следы этого развития, и его можно просто понять как фиксацию на фантазиях мальчика в периоде половой зрелости, нашедших после свое воплощение в реальной жизни. Легко допустить, что усиленный онанизм в годы переходного возраста также благоприятствует фиксации этих фантазий.

Тенденция спасать любимую женщину с такими фантазиями, разросшимися до того, что они получили власть над реальной любовной жизнью, находится как будто только в отдаленной поверхностной связи, исчерпываемой сознательными доводами. Любимая женщина подвергается, мол, опасности, благодаря своей склонности к непостоянству и неверности, и вполне понятно, что любящий старается уберечь ее от опасности, охраняя ее добродетель и противодействуя ее дурным наклонностям. Однако, изучение «покрывающих воспоминаний», фантазий и ночных сновидений таких лиц показывает, что здесь имеет место прекрасно удавшаяся «рационализация» бессознательного мотива, подобная удавшейся вторичной обработке материала сновидений. На самом деле мотив спасения имеет самостоятельное значение и историю и является продуктом материнского или, вернее, родительского комплекса, когда ребенок слышит, что он обязан жизнью родителям, что мать «даровала ему жизнь», то в нем соединяются нежные чувства с душевными движениями, выражающими стремление быть больщим и достичь самостоятельности, и зарождают в нем желание вернуть родителям этот дар и отплатить им тем же. Непокорность мальчика как будто выражает: мне ничего не надо от отца, я хочу вернуть ему все, что я ему стоил. Он рисует себе фантазии о спасении отца от смертельной опасности и таким образом расплачивается с ним. Эта фантазия часто переносится на императора, короля или иную знатную особу и в таком измененном виде становится доступной сознанию и даже годной для поэтической обработки. По отношению к отцу преобладает угрожающее значение фантазии о спасении, а по адресу матери проявляется ее нежное значение. Мать подарила жизнь ребенку, и нелегко возместить такой своеобразный дар чем-нибудь равноценным. Но при незначительном изменении значения слов – что так легко удается в бессознательном и что можно уподобить сознательному слиянию понятий – спасти мать приобретает значение: подарить или сделать ей ребенка, разумеется, вполне похожего на самого себя. Это удаление от первоначального смысла спасения не очень велико, изменение значения слов не произвольно. Мать подарила ему жизнь – его собственную, – и за это ей дарится другая жизнь, жизнь ребенка, имеющего максимальное сходство с ним самим. Сын проявляет свою благодарность тем, что желает иметь от матери сына, равного себе, т. е. в фантазии о спасении он совершенно отождествляет себя с отцом. Все влечения – нежные, благородные, похотливые, непокорные и самовластные находят удовлетворение в этом одном желании быть своим собственным отцом. Не исчезает и момент опасности при таком изменении значения; ведь самый акт рождения представляет из себя опасность, из которой спасение приходит благодаря усилиям матери. Рождение является первой жизненной опасностью и прообразом всех последующих, внушающих нам страх; переживания при рождении остаются у нас, вероятно, в том аффективном выражении, второе мы называем страхом. Макдуф в шотландской легенде, не рожденный матерью, а вырезанный из утробы ее, поэтому не знал и страха.

Древний снотолкователь Артемидор был, несомненно, прав, утверждая, что сновидение меняет свой смысл в зависимости от личности видевшего сон. По законам выражения бессознательных мыслей «спасение» может иметь различное значение в зависимости от того, фантазирует ли о нем женщина или мужчина. Оно может в равной мере иметь значение сделать ребенка – дать начало рождению (у мужчины), как и самой родить ребенка (у женщины). Особенно в связи с водой можно ясно видеть эти различные значения спасения в сновидениях и в фантазиях. Если мужчина спасает во сне женщину, то это значит: он делает ее матерью, – что, согласно вышеизложенному, соответствует смыслу: он ее делает своею матерью. Когда женщина спасает кого-нибудь (ребенка) из воды, то этим она признает себя, подобно царевне в легенде о Моисее, родившей его матерью.

Иногда фантазия о спасении отца также получает смысл нежного отношения. Тогда она выражает желание иметь отца сыном, т. е. иметь такого сына, как отец. Вследствие всех этих отношений мотива спасения к родительскому комплексу, тенденция спасать возлюбленную составляет существенную черту описанного здесь любовного типа.

Я не считаю нужным приводить доказательства правильности метода моей работы, которая в данном случае, как и при описании анальной эротики, стремится к тому, чтобы сначала выделить из всего материала наблюдения крайне и резко очерченные типы. В обоих случаях имеется гораздо большее количество индивидов, у которых можно наблюдать только отдельные или только не резко выраженные черты этого типа. И само собой разумеется, что только связное изложение всех тех наблюдений, на основании которых установлены эти типы, даст нам возможность правильно их оценить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *