Фрг платила репарации дольше чем гдр
Новое в блогах
Репарации от Германии
Впервые право на получение репараций обосновано в Версальском мирном договоре 1919 г. и др. договорах Версальской системы, где зафиксирована ответственность Германии и её союзников за убытки, понесённые гражданским населением стран Антанты вследствие войны. В действительности репарации в указанных договорах носили форму замаскированной контрибуции.
Сколько заводов вывез СССР из Германии после Победы?
Когда вывезенное немецкое оборудование окончательно морально устарело, вот тогда Союз и рухнул.
Данные, зафиксированные Главным трофейным управлением СССР, гласят: в рамках репарации Советский Союз вывез из Германии 2885 заводов.
Послевоенная советская промышленность с помощью трофейного оборудования начала выпускать продукцию, которой до этого в производстве СССР просто не было.
Синтетическая новинка
Репарация касалась не только восточной оккупационной зоны Германии, но и западной, подконтрольной союзникам.
Оттуда Советскому Союзу и Польше полагалось передать порядка 300 заводов. Но наши западные партнеры разными способами ставили палки в колеса продвижению этого процесса.
Из 39 предприятий, представлявших особую важность, к началу весны 1948 года демонтировали только 30 заводов.
Было вывезено оборудование всех германских заводов по производству отравляющих веществ, находившихся в зоне оккупации СССР, а сами предприятия были уничтожены.
Благодаря вывезенному из Германии промышленному оборудованию и немецким технологиям в СССР начали производство различных синтетических материалов: нейлона, перлона, искусственного шелка, более качественного, чем натуральный, оппанола и многого другого, чего отечественная промышленность до Второй мировой войны не изготавливала.
Например, раньше в СССР не производили бумажный шпагат, это стало возможным только после введение в действие фабрик, работавших на импортном оборудовании.
Вывозили не только военные
«Экспроприацию» германских заводов и оборудования осуществляли не только и не столько промышленники и военспецы – на них приходится немногим более 200 предприятий, вывезенных в СССР по репарации.
Свыше 60 производственных объектов издательской деятельности забрало себе профильное советское министерство, более 50 предприятий отошло МВД СССР, десятки достались Минздраву, Министерству просвещения.
К примеру, Комитет по делам искусств обзавелся уникальной фабрикой грампластинок, располагавшейся в Бабельсберге (пригород Берлина).
Общий вес оборудования – свыше 400 тонн.
Академией наук СССР была присмотрена для себя астрономическая обсерватория Университета имени Гумбольта, научные работники вывезли из Германии университетское оборудование вуза города Грейфсвальд, десятки тонн архивных документов, хранившихся в потсдамском рейхсархиве.
Работники Госкомитета по физкультуре и спорту занимались демонтажом и переправкой в Союз плавательных бассейнов, а сотрудники Ленинской библиотеки – сбором рукописей и книг.
Когда начали вывозить
На самом деле репарацией СССР начал заниматься еще до окончания Великой Отечественной – первые партии демонтированного германского оборудования поступили в Советский Союз в начале весны 1945 года.
В их числе были станки карбидного завода из Бейтена (Верхняя Силезия), отправленные на сталинградский химзавод, оборудование химического завода города Аммендорф, включая его котельную и электростанцию.
Весной 1945 года в СССР поступило оборудование немецкого завода, производившего танковые бронекорпусы.
В июне на Сталинградском тракторном заводе начался монтаж машин, вывезенных с двух лесозаводов из Белау и ряда австрийских предприятий.
На СТЗ доставлялось оборудование для производства танков, самоходок – всего этого было так много, что потребовалась прокладка дополнительных транспортных коммуникаций. Не получалось даже своевременно и в полном объеме учитывать количество поступающих трофеев.
Что чаще всего подлежало репарации
Для разрушенной войной страны большое значение имели машины, используемые в стройиндустрии, и собственно стройматериалы.
Все это в значительных объемах вывозилось из Германии.
Деревообрабатывающие станки и прочее оборудование с германских лесозаводов для восстановления корпусов того же СТЗ, технологические и энергетические механизмы кирпичных заводов, техника, необходимая в производстве цемента, кирпичей, кровельного железа и шифера.
Старались вывезти всю производственную инфраструктуру, чтобы на месте потом можно было собрать предприятие, как конструктор.
На немецком оборудовании в СССР после войны ткали ковры, до 80-х годов работала Центральная телефонная станция столицы.
Разбирали и вывозили железнодорожные линии, в Советский Союз отправлялись паровозы и тепловозы, вагоностроительные и паровозовагоноремонтные заводы.
Даже КГБ для своей секретной деятельности долгое время использовал германские «прослушки».
Новое в блогах
Германские репарации ( 2-я мировая война)
Германские репарации: Миллиарды без всякого учёта.
Невероятно: Ни одно из правительств ФРГ с 1949 года не сделало элементарного домашнего задания. От контролируемого Советами правительства ГДР этого трудно было ожидать. Но почему это не удалось правительствам ФРГ?
Неужели сегодняшние школьники, которым придётся платить ещё энное количество лет, должны делать то, что народные избранники тогда прошляпили?
Запрос Федеральному правительству:
«В каком размере, в тогдашних и нынешних значениях, осуществлялись германские выплаты после Второй мировой войны через конфискацию германского внутреннего и внешнего имущества, германские патенты, демонтаж, поставки материалов (изъятие из текущего производства) и отчуждения движимой и недвижимой собственности?»
Ответ Федерального правительства:
«Запрошенные данные по размеру германских репараций после Второй мировой войны не могут быть предоставлены в указанной форме, так как Федерация не располагает соответствующими численными данными по этому вопросу. Результатом проделанных поисков по вопросам финансовых последствий войны является приложенное собрание «Общих послевоенных выплат» (по состоянию на 31 декабря 1997 года), которое даёт обзор о репарациях Германии.
После Второй мировой войны – по крайней мере, для Федеративной Республики Германия – не было репарационных положений, схожих с Версальским договором, и, таким образом, не было документируемых долгосрочных выплат. Впрочем, страны-победители брали репарационные выплаты в одностороннем порядке. Нормативных записей об этом не существует. Нормативные данные о репарациях, выплаченных бывшей ГДР, также не могли быть получены. Соответственно, невозможно привести определённых данных по отдельным видам репараций, выплаченных Германией, а тем более разделение по тогдашней и нынешней стоимости. Лишь в виде изложения отраслей, релевантных в этой связи, можно дать обзор о германских репарациях и других важных в этой связи выплатах после Второй мировой войны, который, тем не менее, не претендует на полноту.
Имеющиеся данные по репарациям не аутентичны и, в основном, основываются на оценках, так как в случае необходимости Федерация также может опираться лишь на литературу, имеющуюся в наличии в большинстве научных библиотек. Помимо этого, обзор выплат по итогам войны содержит прочие расходы на преодоление последствий войны, к которым, например, относится помощь, предложенная в рамках компенсации военного ущерба. Но и в этой области имеются цифры лишь из отдельных отраслей. Общая стоимость имущества, взятого странами-победителями прямым доступом, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени, и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно.
Общая стоимость последствий войны
(По состоянию на 31 декабря 1997 г.)
Не представляется возможность целиком определить финансовые последствия произошедших несправедливостей национал-социализма и Второй мировой войны. Последующая сводка, таким образом, не может быть полной. Она, с одной стороны, основывается на хозяйственно учтённых монетарных тратах, которые, согласно правовым предписаниям, в периодическом масштабе отражают лишь часть действительно причинённого ущерба в отдельном случае, с другой стороны, на неофициальных источниках и/или оценках.
Так, сводка отмечает – насколько это возможно – как самостоятельные изъятия стран-победителей из оккупационных зон, репарационные и восстановительные выплаты Федеративной Республики Германия на основании правовых норм и межгосударственных договорённостей, выплаты в сфере поддержки жертв войны, а также возмещение ущерба от национал-социалистических несправедливостей по внутригосударственному праву.
С учётом того, что имеющиеся в наличии цифры неполны, зачастую основываются на оценках и/или неофициальных источниках и тем самым не могут ни претендовать на абсолютную точность, ни считаться официальной точкой зрения, следует исходить из следующих произведённых выплат без учёта обширных территориальных потерь с их экономической мощью:
I. Германские выплаты по реституциям, репарациям и возмещению ущерба (без внутригосударственных выплат, см. II)
1) Западные оккупационные зоны
Уполномоченное Парижской репарационной конференцией 1946 года на учёт репараций в «Западной зоне» (т.е. ФРГ и западное иностранное имущество) Межсоюзническое Репарационное Агентство (ИАРА) назвало в своём итоговом отчёте от 1961 года стоимость зарегистрированного и распределённого ею имущества в размере около 520 млн. долл. по курсу 1938 года. Однако, это число занижено. Следует исходить из следующих выплат:
1.1) Вывоз монет и слитков из драгоценных металлов, а также иностранных дензнаков (объявление верховного главнокомандующего оккупационных сил от 20 сентября 1945 года, часть 5 № 15, бюллетень контрольного совета № 1, стр. 8-19): стоимость неизвестна.
1.2) Реституция имущественных объектов; услуги по восстановлению уничтоженных объектов и устранение повреждений (объявление от 20 сентября 1945 года, часть 6).
1.3) Изъятие промышленного оборудования, прочего оборудования и торговых судов (Парижское соглашение от 14 января 1946 г., ст. 1 категория «B»). В обосновании закона о репарационном ущербе от 12 февраля 1969 г. (печатное издание бундестага V/2432 от 23 декабря 1967 г., стр. 67 след.) репарационный и реституционный ущерб на территории Федерации оценивается в общей сложности в 4,782 млрд. РМ (по курсу 1938 г.).
1.4) Дерево и прочий навязанный экспорт из текущего производства: 0,4 млрд. РМ (печатное издание Бундестага V/2432б стр. 77 след.).
1.5) Авторские права: 0,1 млрд. РМ (печатное издание бундестага V/2432, стр. 77 след.).
1.8) Использование германского зарубежного имущества, включая имущество в нейтральном зарубежье (ср. Закон о контрольном совете № 5 от 30 октября 1945 г., бюллетень КС № 2, стр. 27-31). Выплаты осуществлялись согласно директивам ИАРА от 21 ноября 1947 г. (ср. Бёмер, Дуден, Янссен, «Германское имущество за границей», Федеральное министерство юстиции, т. 1, стр. 20 след.; т. 3, стр. 26 след.). Зарегистрированы были земельные владения, предприятия, доли в иностранных предприятиях (акции и т.п.), коммерческие защитные права, а также счета. Стоимость (без коммерческих защитных прав, ср. выше № 1.6) в обосновании к Закону об ущербе от репараций (печатное издание бундестага V/2432, стр. 7 таб. 1 е) указывается в размере 13,042 млрд. РМ.
Сумма 1.1-1.8 (стоимость по курсу 1938 года, исчисляемая часть): 39,636 млрд. РМ.
Здесь не учтены миллиардные выплаты по возмещению ущерба через социальные выплаты и обеспечение жертв войны; по этому пункту численные значения статистически не могут быть получены.
Помимо этого были произведены выплаты по возмещению ущерба люксембургским, эльзасским и лотарингским насильственно призванным на военную службу в общем размере 0,3 млрд. ДМ.
1.10) Республикам Эстония (1995 г.) и Литва (1996 г.) было предоставлено по 2 млн. ДМ для поддержки гуманитарных инвестиций в пользу индивидуальных потребностей местных жертв национал-социалистов. Соответствующая договорённость с Республикой Латвия пока ещё не достигнута. Индивидуальное возмещение ущерба производится через фонды «Согласие и примирение» в Москве (республики Латвия и Литва) и Минске (республика Эстония).
1.11) Следует также учитывать выплаты Федеральной Республики по ст. 4 Лондонского договора о долгах, по которому были погашены довоенные долги Рейха; они в общей сложности составили 14 млрд. ДМ.
Сумма 1.9-1.11 (исчисляемая часть): 96,0 млрд. ДМ.
На основании ассигнований из бюджета от 1997 года ФРГ в 1998-2000 г. предоставит средства в размере в общей сложности 80 млн. ДМ на отчисления в пользу подлежащих организации фондов «Согласие и примирение» в странах Центральной и Западной Европы, которые пока ещё не выполнили глобальных договоров о возмещении ущерба.
Помимо этого, ФРГ предоставит основанному в 1997 г. Германо-Чешскому Фонду Будущего средства в размере 140 млн. ДМ. Средства послужат финансированию проектов, представляющих обоюдный интерес. Рассматриваемые проекты в особенности должны пойти в пользу жертв национал-социалистических мер преследования.
2) Советская оккупационная зона
Стоимость изъятий из Советской оккупационной зоны и ГДР составила по оценкам Федерального министерства внутринемецких отношений (ср. «Настольная Книга ГДР», ФМ внутринемецких отношений, т. 2, изд. 3, Кёльн 1985, ключевое слово «Репарация») в общей сложности 66,4 млрд. марок ГДР. При критическом анализе этих документов оцениваемые суммы репарационных выплат с конца войны до 1953 года расшифровываются следующим образом:
2.1) Потери имущественных и культурных ценностей через захват: 2,00 млрд. марок.
2.2) Потери через демонтаж: 5,00 млрд. марок.
2.3) Выплаты, совершённые захваченными банкнотами: 6,00 млрд. марок.
2.4) Выплаты, совершённые оккупационной валютой: 9,00 млрд. марок.
2.5) Поставки из текущего производства, учтённые через репарационные счета: 34,70 млрд. марок.
2.6) Накладные расходы по репарационным выплатам: 2,85 млрд. марок.
2.8) Обеспечение САО оборотными средствами (до 1950 г.) и изъятие капитала в 1952/1953 гг.: 1,00 млрд. марок.
2.9) Обратная покупка САО: 2,55 млрд. марок.
Сумма 2.1-2.9: 66,40 млрд. марок.
При курсе доллара в 4,20 полное изъятие из советской зоны и ГДР до 1953 года составило 15,8 млрд. долл. В этой сумме не содержатся: Около 16 млрд. марок оккупационных расходов за время до конца 1953 г., выигрыш от использования перевезённых в Советский Союз немецких специалистов и военнопленных, выигрыш от добычи урана, от работы советских торговых обществ в ГДР и от анализа германских патентов (около 6 млрд. РМ, ср. 1.6).
II. Внутригосударственные выплаты.
Нижестоящие выплаты начислялись/начисляются за вызванный войной физический или материальный ущерб (в том числе имущественные потери в Восточных провинциях) и для возмещения непрямых последствий войны германским гражданам:
1) Выплаты в рамках возмещения национал-социалистических несправедливостей (ср. I, 1.9): 20,4 млрд. ДМ.
2) Компенсация ущерба, причинённого войной (включая ущерб от репараций и реституций): 143,5 млрд. ДМ.
3) Общий закон о последствиях войны (Выплаты лицам, пострадавшим от Рейха, включая выплаты по ст. 223а Социального кодекса VI и для устранения угроз согласно ст. 19 п. 2.1 Общего закона о последствиях войны): 3,8 млрд. ДМ.
4) Закон о возмещении ущерба военнопленным: 2,8 млрд. ДМ.
5) Закон о помощи заключённым: 2,7 млрд. ДМ.
6) Обеспечение жертв войны (Федеральный закон об обеспечении, включая все сторонние законы): 405,7 млрд. ДМ.
9) Закон о дотациях изгнанным: 2,1 млрд. ДМ.
10) Федеральный закон об изгнанных: 0,9 млрд. ДМ.
Сумма 1-10: 755,9 млрд. ДМ.
В каком размере выплаты производились в ГДР по действовавшему там праву с конца войны до Воссоединения, подсчитать невозможно; выплаты далеко не достигают западногерманских выплат.
III. Частные инициативы, предпринятые в связи с принудительным трудом во время Второй мировой войны.
С учётом в своё время использовавшихся там принудительных рабочих следующие предприятия произвели выплаты Конференции по материальным претензиям к Германии, Немецкому Красному Кресту и другим организациям (печатное издание Бундестага 11/6286):
1) ИГ Фарбениндустри: 27,0 млн. ДМ.
2) Крупп: 10,0 млн. ДМ.
4) Симменс: 7,0 млн. ДМ.
5) Рейнметалл: 2,5 ДМ.
6) АО Фельдмюле Нобель (как правовая наследница фирмы Фридрих Флик Индустрифервальтунг): 5,0 млн. ДМ.
7) АО Даймлер-Бенц: 20,0 млн. ДМ.
Сумма 1-7: 75,5 млн. ДМ.»
Тезисное предложение для проектного урока:
«Германские репарационные выплаты после второй мировой войны»
Уже в 1987 г. Ганс Хаусбергер, научный ассистент при Институте народного хозяйства при Кёльнском Университете, оценил в своём исследовании общий ущерб в более чем 1 500 млрд. ДМ (Берлинер Моргенпост от 1 ноября 1987 г.). Вышеуказанное изложение выглядит крайне неполным.
Найдите в местных газетных, городских и коммерческих архивах данные по демонтажу, конфискациям и выплатах, которые были совершены/затребованы оккупационной властью в Вашем городе.
Сравните найденные данные с вышеуказанным изложением и обсудите, могут ли эти репарации подходить под какой-либо пункт, и если да, то под какой.
Отправьте запросы с копиями найденных свидетельств Федеральному министерству финансов с вопросом, были ли включены найденные Вами репарации в изложение, в каком размере и под каким пунктом.
Ответ даст пищу для исключительно интересного урока гражданского просвещения!
Почтовый адрес: Федеральное министерство финансов, Вильгельмштрассе 97, 10117 Берлин.
Дальнейшая литература: архив ООН № 7001.
Кончатся ли когда-нибудь эти выплаты?
Сколько ещё Германия будет оплачивать убийства палестинцев? Разве мы вернём обычные таможенные пошлины на израильские товары?
Могу успокоить обоих плакс:
Насколько я знаю, союзные страны-победители отказались от дальнейших репараций подписанием договора 2+4, в том числе и от имени других наций.
RH: Почему Германия финансирует убийства палестинцев?
Кончатся ли когда-нибудь эти выплаты?
Сколько ещё Германия будет оплачивать убийства палестинцев?
Германия платит за убийство 6 миллионов человек!
После этого вашего последнего аргумента, RH, я больше не хочу иметь с вами никаких дел. Вы оправдываете этих тварей (не хочу называть их людьми), которые депортировали (к счастью, только немногих) членов моей семьи, но из них не всех (а только немногие «счастливчики», которым было за 70) в Терезиенштадт, остальные попали в Освенцим, в Майданек, в Треблинку, в Ригу и попали там в машину смерти. Убийство нельзя компенсировать деньгами. Нынешняя дискуссия о «возмещении ущерба» подневольным рабочим снова показывает это, они швыряют пару медяков и ожидают благодарности. Как в т.н. «компенсации», так и в ныне ведущемся «возмещении ущерба» подневольным рабочим не хватает несколько миллиардов марок!
Почему Германия финансирует убийства палестинцев?
Германия, похоже, в значительной мере участвует в вооружении Израиля посредством выплат этой стране. Помимо этого, импорт израильских товаров дотируется таможенными послаблениями. То, что Израиль на эти деньги вовсе не растит голубей мира, известно каждому.
Прекратятся ли выплаты после возмещения ущерба подневольным рабочим? Когда все выплаты будут оглашены народу (нам)?
В каком размере производились в ГДР выплаты по действовавшему там праву с конца войны до Воссоединения, подсчитать невозможно; выплаты далеко не достигают западногерманских выплат.
Да, Ганс забавный. Он пишет, что неизвестно, сколько платила ГДР. Зато он знает, что выплаты далеко не достигают западногерманских выплат.
Это верно, ГДР должна была платить репарации Советскому Союзу, ФРГ, напротив, позволила себе принять план Маршала.
Продолжение темы
Цитата: 18 сентября 1952 г, правительство Западной Германии обязалось выплатить израильскому правительству репарации в размере 3 млрд марок и еще 450 млн – «Конференции еврейских организаций по предъявлению материальных претензий к Германии».
Репарации спасли Израиль от тяжелейшего экономического кризиса и во многом обеспечили само существование государства… деньги, полученные по репарациям. важнейший фактор в покрытии колоссального дефицита платежного баланса Государства Израиль.
Претензии : «Среди обладателей статуса жертв холокоста в наиболее привилегированном положении находятся выходцы из Германии и Австрии*, которые получают пособия от германского правительства. Тем, кто оставался на этой территории до конца 1946 г., деньги платит Германия, уехавшим после 1 января 1947 г. – Израиль.
Пособие для выходцев из других стран, репатриировавшихся до 1953 г. существенно меньше, а для тех, кто приехал после 1953 г., – еще меньше.
В конце 1957 бывшие узники концлагерей, работавшие на немецкие предприятия, образовали организацию «Комитет бывших еврейских принудительных рабочих». После переговоров фирмы I.G. Farbenindustrie, Krupp, AEG, Siemens, Rheinmetall перевели на счета « Конференции по материальным претензиям евреев к Германии » около 52,5 млн марок
В 1980 «Конференция…» и немецкое правительство заключили договор об образовании программы Claimes Conference Hardship Fund. Программа предусматривала единоразовую выплату в размере 5000 марок тем, кто ранее не имел возможности обратиться за помощью (преимущественно эмигранты из стран Восточной Европы). По состоянию на 1998 г получателями стали более 180 тысяч человек.
В 1998 Конференция провела переговоры с правительством Германии о компенсациях гражданам стран Центральной и Вост. Европы, а также бывшего СССР. Программа начала действовать с 1.01.99, на её реализацию Германия выделила 200 млн марок.
В 2008 г евреев, переживших блокаду Ленинграда, приравняли к жертвам холокоста ипри предъявлении документов получают одноразовую выплату в размере 2556 евро.
«Израиль намерен заказать в Германии два военных корабля и по возможности избежать их оплаты. Hannoversche Allgemeine Zeitung пишет, что надежды возлагаются на финансирование со стороны немецкого правительства.
По данным издания, высокопоставленные представители военно-морских сил Израиля и гамбургской верфи Blohm+Voss, несколько дней назад проданной арабским инвесторам из Абу-Даби, уже представили соответствующий проект в министерство обороны в Берлине с просьбой о финансовой поддержке. Общая стоимость заказа составляет сотни миллионов евро…
…ВМС Израиля уже неоднократно закупали военные корабли в Германии. При этом немецкое правительство еще в 2005 г согласилось оплатить треть стоимости (333 млн евро) двух подводных лодок, строящихся в настоящее время в Киле ».
Интересно сопоставить цифры и сравнить компенсации СССР и Израилю (добавив выплаты «перемещенным лицам»)… Холокост действительно стал хорошим гешефтом …
marafonec
Марафонец
Бег на месте к горизонту
Репарации: кто кому и сколько должен. Часть 1
После таких бурных событий, как присоединение к России Крыма, боевые действия на юго-востоке Украины, экономические санкции Запада против нас, наша страна стала действовать более решительно. Думается, что сейчас в самый раз начинать работу и по подготовке законопроекта о полном покрытии Германией своих репарационных обязательств перед Российской Федерацией.
Вторая мировая стала самой разрушительной в истории человечества. Для СССР ущербы от нее были астрономическими. Надо сказать, работа по оценке ущербов в нашей стране в годы Второй мировой войны была налажена намного лучше, чем в годы Первой мировой войны. 2 ноября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была создана Чрезвычайная Государственная комиссия по ущербам – ЧГК – под председательством Н.М. Шверника. В нее входили академики И.Н. Бурденко. Б.Е. Веденеев, Т.Д. Лысенко, И.П. Трайнин, Е.В. Тарле, летчица В.С. Гризодубова, государственный партийный деятель А.А. Жданов, митрополит Киевский и Галицкий Николай, писатель А.Н. Толстой. Позднее было разработано и утверждено Советом Народных Комиссаров Положение о Комиссии. К ее работе были подключены все без исключения органы государственной власти, в первую очередь на местах, где протоколировались и фиксировались все случаи нанесения ущерба имуществу и дезорганизации хозяйственной жизни. Комиссия не прекращала своей работы ни на один день, вплоть до 9 мая 1945 года, продолжала она свою деятельность и после Дня Победы.
По итогам войны, комиссия опубликовала следующие данные: немецко-фашистские захватчики и их союзники разрушили 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова около 25 миллионов человек, уничтожили около 32 тысяч промышленных предприятий, разграбили 98 тысяч колхозов.
Большие потери понесла транспортная система. Было уничтожено 4 100 железнодорожных станций, разрушено 65 тысяч километров железнодорожных путей, 13 тысяч железнодорожных мостов, повреждено и угнано 15 800 паровозов и мотовозов, 428 тыс. вагонов, 1400 судов морского транспорта. Также уничтожено 36 тысяч предприятий связи, 6 тысяч больниц, 33 тысячи поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 82 тысячи начальных и средних школ, 1520 средних специальных учебных заведений, 334 высших учебных заведения, 43 тысяч библиотек, 427 музеев и 167 театров…
Грабежом занимались такие известные фирмы, как «Фридрих Крупп и К°», «Герман Геринг», «Сименс Шукерт», «ИТ Фарбениндустри».
Военные и косвенные расходы
Приведенные цифры далеко не исчерпывают всего ущерба. С полным основанием в расчет ущербов должны включаться и военные расходы. С началом Великой Отечественной войны потребовались существенная перестройка всей деятельности финансовой системы СССР, значительное увеличение ассигнований по смете наркоматов обороны и военно-морского флота. На оборону за 1941—1945 гг. было направлено 582,4 млрд руб., что составило 50,8% от общего государственного бюджета СССР за эти годы. От дезорганизации хозяйственной жизни снизился и национальный доход.
Расходы же Советского государства на войну с Германией и Японией, потери доходов, которые в результате оккупации понесли государственные, кооперативные предприятия и организации, колхозы и население Советского Союза, составили не менее 1890 млрд рублей. Общая сумма ущерба СССР за годы войны (прямой ущерб, потери продукции, расходы на военные цели) достигла 2569 млрд рублей.
Только прямой материальный ущерб СССР, по оценкам ЧГК, в валютном эквиваленте составил 128 млрд долл. (тогдашних долларов – не сегодняшних). А общий ущерб, включая косвенные потери и военные расходы, – 357 млрд долл. Для сравнения: в 1944 году валовой национальный продукт (ВНП) США, по официальным данным американского министерства торговли, составлял 361,3 млрд долл.
Общие потери Советского Союза оказались равными годовому валовому продукту Америки!
Ущербы СССР в сравнении с другими участниками войны
Еще до завершения Второй мировой войны было понятно, что именно на СССР легло основное ее экономическое бремя. Уже после войны делались различные расчеты и оценки, которые лишь подтвердили этот очевидный факт. Западногерманский экономист Б. Эндрукс провел сравнительную оценку бюджетных расходов на военные цели основных воюющих стран за весь период войны. Французский экономист А. Клод сделал сравнительные оценки прямых экономических потерь (разрушение и хищение имущества) основных воюющих стран.
Военные бюджетные расходы и прямые экономические ущербы основных воющих стран в период Второй мировой войны, по их оценкам, составил 968,3 млрд долл. (в ценах 1938 г.).
В общей сумме бюджетных военных расходов за период Второй мировой войны семи основных воюющих стран на СССР пришлось 30 %. В общей сумме прямых экономических ущербов пяти стран на СССР пришлось 57%. Наконец, в общей итоговой сумме общих потерь (сумма военных расходов и прямых экономических ущербов) четырех стран на СССР пришлось ровно 50%. Сталин на Ялтинской конференции попал в точку, когда предложил, чтобы половина всех репараций, которые будут возложены на Германию, была бы перечислена Советскому Союзу.Ялтинские договоренности по репарациям: сталинская щедрость
В то же время Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года проявил невероятную щедрость. Он предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд долл., предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд долл.) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в Победу и пострадавшей больше всех из антигитлеровской коалиции. С некоторыми оговорками Ф. Рузвельт и У. Черчилль согласились с предложением И. Сталина, о чем свидетельствует стенограмма Ялтинской конференции. 10 млрд долл. – это примерно сумма помощи США Советскому Союзу по программе ленд-лиза в годы Второй мировой войны. 10 млрд долл. при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота. А все репарации (20 млрд долл.) – 20 тысячам тонн золота. Получалось, что СССР соглашался лишь на неполные 8 процентов покрытия своих прямых ущербов с помощью немецких репараций. А по всем ущербам покрытие составляло 2,8%. Итак, предложения по репарациям, озвученные в Ялте, можно действительно назвать щедрым жестом Сталина.
Как цифры Ялтинской конференции контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году!
Подходы СССР и союзников к решению репарационного вопроса
Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германия главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Новые репарационные требования как бы накладывались на репарационные претензии уже далекой Первой мировой войны. Сумма репарационных обязательств Германии на тот момент была определена в 50 млрд долл., причем США, Великобритания и Франция исходили из того, что погашение обязательств будет осуществляться поровну восточной и западной частями Германии. Такое решение принималось без согласования с СССР.
В 1953 году, согласно Лондонскому договору, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло за собой «реанимацию» её репарационных обязательств по Версальскому договору. На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Бедная Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Высокие отношения! Как это разительно отличается от политики СССР, который уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны отказался от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического лагеря. Даже Германская Демократическая Республика вскоре после своего образования полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу. Это было зафиксировано специальным соглашением между ГДР, с одной стороны, и СССР и Польской Народной Республикой (ПНР) – с другой (полное прекращение репараций с 1 января 1954 г.).
Кстати, по итогам Первой мировой войны у нас никаких требований к Германии не было. Первоначально (по Версальскому мирному договору) в числе получателей репараций была и Россия. Однако в 1922 году в Рапалло (на сепаратной встрече, которая проходила параллельно с международной экономической конференцией в Генуе) мы заключили соглашение с Германией об отказе от репараций в обмен на отказ от претензий немецкой стороны в связи с национализацией германских активов в России. Согласно некоторым источникам, Советская Россия отказалась от репараций на сумму, эквивалентную 10 млрд руб.
Возвращаясь к вопросу о сталинской щедрости, следует отметить, что причины ее Сталин не скрывал. Он не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот документ загонял Германию в угол и «программировал» движение Европы ко Второй мировой войне.
Участвовавший в обсуждении вопросов репараций на Парижской мирной конференции 1919 года известный английский экономист Джон Кейнс (чиновник министерства финансов) заявил, что установленные для Германии репарационные обязательства превышают ее возможности не менее, чем в 4 раза.
Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики: «Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы».
Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн долл., что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.
Репарационный вопрос в условиях «холодной войны»
Напомним, что на Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции наши союзники еще раз его подтвердили. А вот позднее, начиная с 1946 года, они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили нам препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема). Союзники также препятствовали нам в получении доступа к германским активам на территории Австрии.
Объявление Западом «холодной войны» против СССР в 1946 году привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году Федеративной республики Германии (на базе западных оккупационных зон) возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.
Сколько же репараций получил СССР?
Конкретная общая цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше не фигурировала, в том числе в документах Потсдамской конференции. Поэтому вопрос о репарациях до сих остается достаточно «мутным». После Второй мировой войны – по крайней мере, для Федеративной Республики Германии – не было репарационных положений, схожих с Версальским договором. Не было зафиксированных документально общих репарационных обязательств Германии. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победители удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.
Сама Германия, если судить по заявлениям некоторых ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а в натуральной форме.
По данным нашего историка Михаила Семиряги, с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Но все оценивается в сравнении. Мы выше привели данные ЧГК, что только количество промышленных предприятий, подвергнувшихся разрушению в СССР немецко-фашистскими захватчиками, составило 32 тысячи. Количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии составило менее 14%. Кстати, по данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского, за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу.
Кое-какие данные содержатся в документах Германии. Так, по сведениям министерства финансов ФРГ и федерального министерства внутригерманских отношений, на 31.12.1997 изъятие из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составило 66,4 млрд марок, или 15,8 млрд долл., что эквивалентно 400 млрд современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной.
Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были поставки продукции текущего производства германских предприятий и денежные выплаты в различных валютах, включая оккупационные марки.
Репарационные изъятия из советской оккупационной зоны в Германии и ГДР (до конца 1953 года) составили 66,40 млрд герм. марок (15,8 млрд долл. при курсе 1 долл. США = 4,20 м).
Однако роль такой формы репараций, как изъятие оборудования была не очень значительной. Дело в том, что демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы. С начала 1947 года эта форма репараций была быстро свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием (советское акционерное общество – САО). На САО в 1950 г. приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году САО были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике.
Есть смысл провести учет полученных репараций
Оценки репарационных перемещений в пользу СССР после Второй мировой войны содержатся также в работах ряда западных экономистов. Как правило, цифры не сильно отличаются от тех, которые предоставило правительство ФРГ. Так, американский экономист Питер Либерман констатирует, что подавляющая часть репараций в пользу СССР странами Восточной Европы осуществлялась в виде поставок продукции текущего производства (около 86% по всем странам). Примечательно, что некоторые страны Восточной Европы осуществляли репарационные трансферты в пользу СССР и при этом были получателями советской помощи. По отношению к общему объему репараций всех шести стран советская помощь составила около 6%. На Германскую Демократическую Республику пришлось 85% всех репарационных перемещений из Восточной Европы в СССР.
Думается, что существующая на сегодняшний день «невнятность» вопроса того, насколько Германия исполнила свои обязательства перед СССР, недопустима. Нам есть смысл провести учет полученных репараций.
Для начала надо провести работу по выявлению необходимых документов в архивах наших российских ведомств. Прежде всего, в архиве МИДа и Минфина.
Тезис о том, что Германия, мол, сполна заплатила России за ущербы в годы Второй мировой войны, мягко говоря, сомнителен. Конечно, если сравнивать с той цифрой репараций в пользу Советского Союза, которую озвучил Сталин на Ялтинской конференции (10 млрд долл.), то Германия даже перевыполнила план. А общий объем репараций стран Восточной Европы в пользу СССР, как мы видим, оказался в два раза больше, чем Сталин просил в начале 1945 года. Но если сопоставлять фактические репарации с оценками ущерба, сделанными ЧГК, то картина выглядит совсем по-другому. Если брать за основу данные министерства финансов ФРГ, то выплаченные Германией репарации составили 12,3% величины прямых ущербов и 4,4% объема всех ущербов, понесенных Советским Союзом от Германии и ее союзников в годы Второй мировой войны.
Напомним, что озвученная на Ялтинской конференции цифра репараций в 10 млрд долл. не стала официальной. Конкретные условия выплат репараций Германией и ее союзниками по Второй мировой войне обсуждались достаточно долго в рамках постоянно действующего Совета министров иностранных дел главных стран-победительниц (он функционировал до конца 1940-х гг.). Общие суммы репараций для Германии, как мы отметили выше, не были установлены.
Что касается ее союзниц во Второй мировой войне, то тут картина более внятная. В 1946 году в Париже была проведена конференция стран-победительниц, на которой были определены условия мирных договоров этих стран с пятью государствами – союзниками фашистской Германии (Италией, Венгрией, Болгарией, Румынией, Финляндией). Было подписано большое количество двухсторонних мирных договоров государств-победителей с пятью выше перечисленными государствами. Они получили название Парижских мирных договоров, которые вступили в силу одновременно – 15 сентября 1947 г. Каждый двухсторонний договор содержал статьи (раздел) о репарациях. Например, двухсторонний договор СССР – Финляндия предусматривал, что последняя обязалась возместить убытки, нанесённые Советскому Союзу (300 млн долларов), и возвратить ценности, вывезенные с советской территории. Советско-итальянский договор предусматривал репарационные платежи Италиеи в пользу СССР в размере 100 млн долл.
Опуская многие любопытные детали реального выполнения условий соглашений, которые подписывались со странами-участницами фашистского блока, отметим, что лишь Финляндия в полном объеме выполнила все свои репарационные обязательства перед странами-победительницами. Италия репарации полностью не выплатила. Таково мнение экспертов.
Что касается Венгрии, Румынии и Болгарии, то указанные страны после войны встали на путь социалистического строительства, а в 1949 году стали членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Москва великодушно пошла навстречу этим странам и отказалась от своих требований по репарациям.
После 1975 года, когда был подписан Хельсинкский акт, к теме репараций времен Второй мировой войны уже не возвращались. Считалось, что этот документ «обнулял» все возможные требования и обязательства государств по репарациям.
Итак, Германия не выполняла свои обязательства по репарациям Второй мировой войны перед СССР в полном объеме. Конечно, можно сказать, что, мол, после драки руками не машут. Дескать, получили от Германии репараций на сумму 16 млрд тогдашних долларов, и на том спасибо. А возвращаться к теме репараций глупо и неприлично. Неприлично по той причине, что и так были достигнуты многочисленные договоренности по послевоенному устройству мира и Европы. С этим тезисом можно было бы согласиться в 70-е или даже 80-е годы прошлого века. Но не в XXI веке, когда Запад вероломно нарушил все договоренности, которые были достигнуты на конференциях в Ялте и в Потсдаме в 1945 году. А также грубо был попран Хельсинкский заключительный акт (1975 год), закрепивший политические и территориальные итоги Второй мировой войны и принципы взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принцип нерушимости границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела иностранных государств.
Кулуарные договоренности о репарациях
Несмотря на решения Совета министров иностранных дел, Хельсинкский акт и другие высокие многосторонние договоренности, некоторые вопросы репарационных требований и обязательств решались и продолжают решаться на двусторонней основе, в кулуарах, без лишнего шума. Речь, прежде всего, идет об Израиле, который без особой огласки «доил» потомков Третьего рейха на протяжении многих лет. Соглашение между Германией (ФРГ) и Израилем о репарациях было подписано 10 сентября 1952 г. и вступило в силу 27 марта 1953 г. (так называемое Люксембургское соглашение). Мол, немецкие «арии» должны искупать репарациями свой грех Холокоста. Кстати, это, наверное, единственный случай в истории человечества, когда соглашение предусматривает выплаты репараций государству, которого не существовало во время войны, породившей репарации. Некоторые даже полагают, что созданием своей экономики Израиль в большей степени обязан немецким репарациям, а не помощи Вашингтона. В период действия Люксембургского соглашения, с 1953 по 1965 год, пунктуально выполненного ФРГ, поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20 % ежегодного импорта в Израиль. К 2008 году Германия выплатила Израилю в порядке компенсации ущербов жертвам Холокоста репарации на сумму свыше 60 млрд евро. Между прочим, по нашим оценкам (с учетом изменений покупательной способности валюты), сумма репараций, полученных Израилем от Германии за период 1953-2008 гг. приближается к 50% общего объема репараций, полученных Советским Союзом от Германии (1945-1953 гг.).