Фрикционный материал что это такое
Фрикционные материалы
Полезное
Смотреть что такое «Фрикционные материалы» в других словарях:
ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ — имеют большой коэффициент трения и высокое сопротивление износу (напр., некоторые виды пластмасс, чугунов, металлокерамики). Используются в тормозных устройствах … Большой Энциклопедический словарь
ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ — обладают высоким и стабильным коэф. трения и высокой износостойкостью; применяются для изготовления тормозных узлов, муфт сцепления и др. устройств, в к рых используется сила трения. Ф. м. сохраняют высокий коэф. трения (0,2 0,6) и миним. уровень … Химическая энциклопедия
фрикционные материалы — имеют большой коэффициент трения и высокое сопротивление износу (например, некоторые виды пластмасс, чугунов, металлокерамики). Используются в тормозных устройствах. * * * ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, имеют большой коэффициент… … Энциклопедический словарь
Материалы противогололедные комбинированные — Комбинированные противогололедные материалы (комбинированные ПГР) твердые (сыпучие) средства, имеющие в своем составе как химические противогололедные реагенты (ПГР), так и фрикционные материалы. Источник: Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 07.11 … Официальная терминология
Фрикционные противогололедные материалы — Фрикционные ПГМ материалы, повышающие коэффициент сцепления со снежно ледяными отложениями на покрытии, для обеспечения безопасных условий движения. Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Росавтодора от 10.09.2008 N 383 р ОБ ИЗДАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ОДМ 218.5.006… … Официальная терминология
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ — Твердые, реже жидкие или пастообразные, в ва с функцион. св вами, зависящими от способа получения. Различают Н. м. металлические, неметаллические и ком позиционные, к рые могут содержать как металлич., так и неметаллич. фазы (см. Композиционные… … Химическая энциклопедия
ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — материалы на основе вы сокомол. соед.; обычно многокомпонентные и многофазные. П. м. важнейший класс совр. материалов, широко используемых во всех отраслях техники и технологии, в с. х ве и в быту. Отличаются широкими возможностями регулирования… … Химическая энциклопедия
Порошковые материалы — материалы, изготовленные методом, порошковой металлургии технологическим процессом, охватывающим производство порошков металлов, сплавов и металлоподобных соединении, а также изделий из них или их смесей неметаллическими порошками. П. м.… … Энциклопедия техники
порошковые материалы — порошковые материалы материалы, изготовленные методом, порошковой металлургии технологическим процессом, охватывающим производство порошков металлов, сплавов и металлоподобных соединений, а также изделий из них или их смесей… … Энциклопедия «Авиация»
порошковые материалы — порошковые материалы материалы, изготовленные методом, порошковой металлургии технологическим процессом, охватывающим производство порошков металлов, сплавов и металлоподобных соединений, а также изделий из них или их смесей… … Энциклопедия «Авиация»
ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
, обладают высоким и стабильным коэф. трения и высокой износостойкостью; применяются для изготовления тормозных узлов, муфт сцепления и др. устройств, в к-рых используется сила трения.
Различают Ф. м. для весьма легких (т-ра на пов-сти трения ниже 100 0 C и т-ра в объеме тела не выше 50 0 C), легких (соотв. 250 и 150 0 С), средних (600 и 350 0 C), тяжелых (1000 и 600 0 C) и сверхтяжелых (более 1000 и более 600 0 C) условий эксплуатации (рис.); работают в условиях сухого трения и в присут. смазочных жидкостей.
Наиб. тепло- и износостойкими Ф. м. для тяжелых и сверхтяжелых условий являются композиционные Ф. м. на основе термостойких смол с применением графита и разл. волокон, гл. обр. углеродных (см. Композиционные материалы). Отличит. особенность таких Ф. м.- способность работать в паре как с металлич. контртелами, так и в одноименном сочетании, напр. многодисковые авиационные тормоза изготовляют из одноименной углеродной пары трения, известной в России под назв. «термар».
Лит.: Федорченко И. М., КрячекВ. М., Панаиоти И. И., Современные фрикционные материалы, К., 1975; Полимеры в узлах трения машин и приборов. Справочник, под ред. А. В. Чичинадзе, M., 1988; Справочник по триботехнике, под ред. M. Хебды, А. В. Чичинадзе, т. 3, M., 1992.
Полезное
Смотреть что такое «ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ» в других словарях:
ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ — имеют большой коэффициент трения и высокое сопротивление износу (напр., некоторые виды пластмасс, чугунов, металлокерамики). Используются в тормозных устройствах … Большой Энциклопедический словарь
фрикционные материалы — имеют большой коэффициент трения и высокое сопротивление износу (например, некоторые виды пластмасс, чугунов, металлокерамики). Используются в тормозных устройствах. * * * ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, имеют большой коэффициент… … Энциклопедический словарь
Фрикционные материалы — материалы, применяемые для изготовления деталей, работающих в условиях трения скольжения, и имеющие большой коэффициент трения. Они характеризуются высокой фрикционной теплостойкостью (т. е. способностью сохранять коэффициент трения и… … Большая советская энциклопедия
Материалы противогололедные комбинированные — Комбинированные противогололедные материалы (комбинированные ПГР) твердые (сыпучие) средства, имеющие в своем составе как химические противогололедные реагенты (ПГР), так и фрикционные материалы. Источник: Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 07.11 … Официальная терминология
Фрикционные противогололедные материалы — Фрикционные ПГМ материалы, повышающие коэффициент сцепления со снежно ледяными отложениями на покрытии, для обеспечения безопасных условий движения. Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Росавтодора от 10.09.2008 N 383 р ОБ ИЗДАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ОДМ 218.5.006… … Официальная терминология
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ — Твердые, реже жидкие или пастообразные, в ва с функцион. св вами, зависящими от способа получения. Различают Н. м. металлические, неметаллические и ком позиционные, к рые могут содержать как металлич., так и неметаллич. фазы (см. Композиционные… … Химическая энциклопедия
ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — материалы на основе вы сокомол. соед.; обычно многокомпонентные и многофазные. П. м. важнейший класс совр. материалов, широко используемых во всех отраслях техники и технологии, в с. х ве и в быту. Отличаются широкими возможностями регулирования… … Химическая энциклопедия
Порошковые материалы — материалы, изготовленные методом, порошковой металлургии технологическим процессом, охватывающим производство порошков металлов, сплавов и металлоподобных соединении, а также изделий из них или их смесей неметаллическими порошками. П. м.… … Энциклопедия техники
порошковые материалы — порошковые материалы материалы, изготовленные методом, порошковой металлургии технологическим процессом, охватывающим производство порошков металлов, сплавов и металлоподобных соединений, а также изделий из них или их смесей… … Энциклопедия «Авиация»
порошковые материалы — порошковые материалы материалы, изготовленные методом, порошковой металлургии технологическим процессом, охватывающим производство порошков металлов, сплавов и металлоподобных соединений, а также изделий из них или их смесей… … Энциклопедия «Авиация»
Фрикционные материалы. Свойства фрикционных материалов и изделия из них.
Виды, свойства и область применения фрикционных материалов.
Подобные рабочие качества делают их востребованными в различных областях транспортного машиностроения.
В том числе при производстве механизмов для воздушных и водных судов, железнодорожной и сельскохозяйственной техники, автомобилей, сложного оборудования. Не обходятся без фрикционных материалов в станкостроении, нефтегазовой отрасли, тяжелой промышленности и многих других отраслях.
Виды фрикционных материалов
Различают следующие группы этих материалов.
1. Металлические. Сырьем служат некоторые сорта чугуна и стали. Они задействованы в фрикционных муфтах машин на гусеничном ходу, тормозных колодках.
Следует отметить, что металлический вид становится менее популярным из-за ряда недостатков. Стальные изделия могут покоробиться и схватиться между собой, что приводит к аварийной ситуации.
2. Неметаллические фрикционные детали. К ним относятся асбестотекстолитовые, текстолитовые, фибровые изделия. В качестве связки используют смолу, каучук или канифоль. Наполнителями могут быть кремнезем, латунь, медь. Лучшим вариантом среди этой группы являются изделия, выполненные на основе фенолформальдегидной смолы – ретинакса. Изделия этой группы востребованы в автомобилестроении. Из них выпускают детали тормозной системы, кольца сцепления.
3. Спеченные материалы. В группу входят изделия, выполненные из медного или стального порошка, а наполнителем служат металлические окислы или карбиды. Применение асбеста, графита позволяют нивелировать схватывание деталей, возможное при работе в режиме высоких температур. Производство осуществляется поэтапно. Вначале происходит прессование порошкообразной смеси, а затем спекание. Для повышения надежности изделия в качестве основы используют металл: медь или железо. Подобные материалы используются для производства фрикционных муфт, в деталях тормозной системы, функционирующих при большой нагрузке.
Свойства фрикционных материалов
Особенностью этих изделий является их способность поглощать энергию контактируемых деталей, перерабатывая ее в тепловую, которая затем распыляется в атмосферу. Исходя из этого они применяются в работе при высоких температурах.
Вот некоторые примеры.
— Металлические изделия (хром, медь, никель) с баритовыми и асбестовыми добавками могут эксплуатироваться при Т= 1 200C°.
— Детали из ретинакса выдерживают 1 000C°.
— Медные материалы, произведенные спеченным методом, имеют рабочий режим 300C°.
— Для пластмассовых фрикционов предел 250C°.
Они могут работать в масляных емкостях АКПП автомобилей или при сухом трении.
Область применения фрикционных материалов
Изделия, сделанные из фрикционных материалов, нашли широкое применение в различных технических устройствах.
В тормозных системах они задействованы в виде передних и задних колодок, в узлах сцепления фрикционные накладки служат частью ведомого диска.
Такие вкладыши «работают» в реверсивных редукторах, кузнечно – прессовом оборудовании, подъемниках кранов, лебедках и т. д.
В компании «Тамбов АТИ» вы можете приобрести фрикционные материалы в виде пластин из ретинакса, изделия из них, а также заказать изготовление деталей из нужного фрикционного материала по чертежу от одной штуки.
Что такое фрикционные материалы?
Фрикционные материалы – это субстанции обеспечивающие функционирование деталей в условиях избыточного трения, создавая эффективное скольжение. Характеризуются субстанции повышенной фрикционной теплостойкостью, что выражается в сохранении износоустойчивости с коэффициента трения при различных температурах. Материалы имеют пониженную адгезию и сверхвысокую теплопроводность, прекрасно сочетающуюся с отличной теплоёмкостью и сопротивляемостью тепловым ударам, провоцируемым генерированием тепла в ходе трения.
Классификация фрикционных материалов
Фрикционные материалы бывают 3-х групп, принадлежность к которым определяет их физические и химические характеристики:
Металлическими фрикционными материалами считаются стали и чугуны, последние традиционно используются для тормозных колодок, так как они не коробятся. Некоторые стали (65 Г, 45, 40) применяются при изготовлении фрикционных муфт, устанавливаемых на машины с гусеничным ходом.
Важно! Стали склонны к короблению, а в случае перегрева вполне может произойти схватывание.
Именно по этой причине металлические детали по мере возможности заменяются пластиковыми элементами.
Неметаллические материалы, преимущественно имеют асбестовую основу, однако здесь могут применять несколько типов связующих веществ:
Применяются разные наполнители: кремнезём; медь; латунь; сурик. Однако наилучшим материалом, относящимся к данной группе, является ретинакс, состоящий из фенолформальдегидной смолы. Дополнительно в составе присутствует асбест, также есть барит. Материал применяется при производстве тормозных узлов в авиационной промышленности.
Спечённые материалы имеют основу из стального или медного порошка, а наполнителем является металлический оксид и карбид. Благодаря внедрению в состав асбеста с графитом, удаётся избежать схватывания, а сопротивляемость скольжению создаётся посредством добавления муллита. Отменный тепловой режим формируется благодаря цветным металлам, например, алюминию и цинку. Сверхвысокая соединительная прочность формируется в ходе спекания, обеспечивающее надёжное соединение металлической основы и добавок с наполнителями.
Характеристики
Основной физической характеристикой материалов, является температурный режим, при котором они могут эксплуатироваться. Спечённые изделия, имеющие медную основу, обладают температурным пределом 300°C, а материалы из металлов, например, меди, никеля, хрома с добавлением асбеста и барита выдерживают 1200°C. Неметаллические изделия эксплуатируются при 1000°C, но это относится только к ретинаксу, а вот пластмассовые материалы способны выдержать трение, при котором температура достигает не более 250°C.
Область применения
Наиболее востребованными в народном хозяйстве и производственной сфере, являются спечённые материалы, обладающие прекрасными эксплуатационными характеристиками. Допускается их применение при создании фрикционных муфт, необходимых для комплектования тормозных устройств, работающих под высокой нагрузкой. Возможно их применение при изготовлении колодок, дисков и разных секторов.
Изделия незаменимы в условиях, когда создаётся избыточное трение, что преимущественно происходит при торможении. Именно поэтому они незаменимы в транспортной промышленности, где активно используются для изготовления тормозных систем. Выбор материала зависит от температуры среды, нагнетаемой при эксплуатации.
Фрикционные материалы
Промышленность всех отраслей неуклонно развивается, и для создания многих современных механизмов требуется не просто металл или древесина, а материал, способный благодаря своему высокому коэффициенту трения выдерживать влияние сопряженной с ним поверхности. Такой вид материалов называется фрикционным.
Разновидности материалов
В современной промышленности все фрикционные материалы обладают рядом свойств:
Но помимо общих свойств, у каждой разновидности материала присутствуют собственные особенности, которые делают ее востребованной в определенных сферах. Отдельную группу составляют фрикционные материалы, которые используются не в жестком виде, а способны работать в разном изогнутом состоянии. Например, нанесенные на резиновый баллон, такие материалы увеличивают трение его оболочки со смежными поверхностями. При нагнетании баллона воздухом, он будет приобретать любую форму окружающего рельефа и надежно фиксироваться. Это достигается путем нанесения металлических частиц равномерным слоем на поверхность резиновой основы с дальнейшей вулканизацией резинового изделия.
По составу фрикционные материалы делятся:
Металлические или как их иначе называют Феродо фрикционные материалы включают в себя чугун и еще некоторые разновидности стали. Так как чугун не подвергается короблению, температура при его использовании не должна превышать 600°С. При высоком показателе температуры коэффициент трения чугуна сильно падает, что пагубно сказывается на механизмах.
Органические фрикционные материалы, к которым относятся дерево, войлок и пробка, применяются в самых легких тормозных приспособлениях. Фрикционная органика имеет очень низкий показатель коэффициента трения, но используется благодаря своей доступности.
Спеченными фрикционные материалы называются так, потому что при их создании используется несколько разновидностей сырья. Благодаря своему составу многие спеченные материалы могут похвастаться отличной износоустойчивостью и высокими показателями теплоемкости, теплопроводности и коэффициента трения. Такой вид материалов используется в самых тяжелых условиях, когда показатель температуры при трении поверхности, достигает 1200°С. Наиболее приемлемым сырьем, для изготовления такого материала, становятся карбиды и оксиды металлов, которые обладают свойством сопротивления теплу и определенным коэффициентом трения. Они вступают в соединение с теми веществами, которые препятствуют появлению схватывания с поверхностью, например, с графитом, дисульфидом молибдена, асбестом, баритом и прочими. Основой для создания спеченных фрикционных материалов нередко становятся медь, железо или сталь.
Порошковые фрикционные материалы создаются на основе оловянистых и алюминиевых бронз. Связующим веществом для них становится графит, железо и некоторые металлы. Фрикционные порошки применяются в механизмах, поверхность которых является среднеуглеродистой сталью. Нередко порошковые материалы применяются вместо литых и асбофрикционных, так как имеют более высокие показатели коэффициента трения, надежности при работе, сопротивлению механическому и термальному воздействий.
Применение
Разнообразие видов фрикционных материалов позволяет использовать сырье, имеющее различные показатели, в подходящих ситуациях и условиях. Применяются фрикционные составы в большинстве сфер транспортной промышленности, к которым относится автомобильная, железнодорожная и авиационная.
Автомобильный тормоз и кольца сцепления обязательно должны быть сделаны из устойчивого к трению материала. Коэффициент трения в таких механизмах достигает планки в 200-250°С, поэтому производители авто используют для их создания фрикционную пластмассу. Асбестовая основа состава материала, соединяясь с каучуком или смолой, обеспечивает нужный показатель. Такой материал при своей доступности имеет довольно высокую износостойкость, именно поэтому тормоза и сцепление автомобиля меньше подвержены поломкам.
Органические фрикционные материалы применяются для создания облицовки и муфт в тормозах любых видов транспорта. Такие составы должны выдерживать многократные динамические нагрузки и постоянную высокую температуру. Чтобы фрикционная органика лучше противостояла этим условиям, при ее создании часто используют асбестовые вещества, добавляющие материалу износоустойчивости и позволяющие долго сохранять свои рабочие характеристики.
Для самолетного транспорта, естественно, нужен материал с гораздо более высоким коэффициентом трения. При торможении, температура нагрева тормозной системы может достигать 1000°С и нередко превышает это число. Для тормозов самолета тоже часто используется фрикционные пластмассовые материалы, в которых связующим веществом для асбеста служит смесь фенолоформальдегидной смолы, барита и других компонентов. Это одна из прочнейших разновидностей фрикционной пластмассы, используемая наряду с металлами и сплавами.
При создании гусеничных транспортных средств производители отдают предпочтение металлическим фрикционным материалам, основой для которых становятся пары трения из стальноосновных металлов. Но в наши дни фрикционный металл активно заменяется пластмассовыми материалами, ведь они более приспособлены к условиям высоких температур и механическому воздействию.
Помимо транспортной отрасли, фрикционные материалы часто используются в других областях промышленности, например, при создании прессов. При изготовлении тормоза для механического пресса используются фрикционные составы. Эксплуатация тормозной системы пресса предусматривает сухое трение, которое материал стойко переносит.
Преимущества и недостатки
Крайне актуальные в наше время фрикционные материалы являются одним из незаменимых элементов при самых разных промышленных работах. Среди всех свойств фрикционных составов, выделяется ряд главных преимуществ:
Среди всех этих полезных свойств материалов имеются и недостатки, способные доставить неудобства при эксплуатации фрикционных составов:
Фрикционные материалы являются наилучшим решением для создания технологических устройств, требующих высокую сопротивляемость тепловому воздействию и силе трения. Использование фрикционных составов обеспечивает бесперебойную работу таких приспособлений, как тормозные системы, где износостойкость и надежность являются главными требуемыми параметрами.
Современная промышленность активно использует преимущества фрикционных материалов, создавая технику, по максимуму использующую их возможности. Технический прогресс неуклонно развивается, но фрикционные материалы еще много лет будут верой и правдой служить человечеству.