Фрилансер с чего начать новичку и что освоить

Обучение новичка фрилансу с нуля пошагово + основные ошибки начинающих фрилансеров и платные курсы

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим про обучение фрилансу.

Люди, не знакомые с работой в интернете, часто представляют себе жизнь фрилансера примерно так: пляж, ноутбук… и деньги, капающие из интернета. Но это представление далеко от реальности. На деле, фрилансерам приходится много работать, постоянно учиться, и новичкам здесь очень сложно.

В этой статье я кратко расскажу о самых востребованных профессиях во фрилансе и среднем уровне дохода специалистов. Более подробно поговорим о том, как стать профессиональным фрилансером с нуля, какие ошибки совершает большинство фрилансеров, и в заключении затрону важную, на мой взгляд, тему — платные курсы по фрилансу.

Содержание

Популярные профессии во фрилансе

Всего насчитывается 10 профессий, в некоторых есть несколько отдельных специализаций, но я не буду заострять на них особое внимание. Вот список:

Если вы хотите быть востребованным, высокооплачиваемым специалистом, рекомендую выбирать одну из этих профессий.

По официальной статистике, фрилансеры зарабатывают на 20% больше, чем специалисты в офисе.

Но расслоение по доходам между специалистами одного профиля значительно выше. На ежемесячный доход влияет:

Зарплаты примерно такие:

Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Смотреть фото Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Смотреть картинку Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Картинка про Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Фото Фрилансер с чего начать новичку и что освоить

Как стать фрилансером: пошаговая инструкция

Здесь я попробую дать общий план действий, которому нужно следовать, если вы хотите научиться какой-то фриланс-профессии с нуля и без опыта.

Шаг 1. Собираем всю информацию.

Прежде чем начинать работать, нужно изучить информацию. Вы уже выбрали профессию, она вам понравилось, и вы примерно представляете, что придется делать, но еще не умеете этого. Первое, что надо сделать — вбить в Гугл и Ютуб «обучение… бесплатно».

Никаких платных курсов и школ на этом этапе не должно быть. Вы просто потратите деньги на ветер. Проще, дешевле и быстрее найти все обучающие ролики на Ютубе, а сухую инфу — в поисковике. Проходите только бесплатное обучение на начальных этапах!

Можно зарегистрироваться в тематических группах соцсетей. Если есть такая возможность, поспрашивайте коллег, с чего начать. Фрилансеры, чаще всего, очень отзывчивые люди, и если вы серьезно настроены, то вам как минимум скинут несколько ссылок на полезные ресурсы. Максимум — подробно ответят на все вопросы.

Потом идем на сайты фриланса, биржи, сервисы заданий, форумы и смотрим, какую работу предлагают новичкам. В основном вас будет интересовать пункт «что нужно сделать». Можете это сделать? Переходите к следующему пункту. Если нет, продолжайте собирать информацию и учиться.

Шаг 2. Пробуем что-то сделать и собрать портфолио.

У вас уже есть базовые навыки, но нет первых заказов. Для начала стоит позаботиться о портфолио. Придумайте себе несколько заказов (или попросите коллег придумать ТЗ) и сделайте несколько работ по вашей специальности.

Портфолио на начальном этапе — самый важный инструмент привлечения клиентов. Неважно, насколько красочно вы распишите свои качества. Вы всегда проиграете тому, кто предоставит ссылки на свои работы.

После того, как сделали 2 — 3 пробных задания, можно подавать заявки на сайтах и биржах фриланса. Не рекомендую регистрироваться сразу в нескольких сервисах, потому что вначале вам придется заработать рейтинг и создать себе репутацию. На нескольких ресурсах это сделать сложнее.

Заявки можно подавать в такой форме: «Здравствуйте…! Я могу выполнить это задание [причина] (потому что интересуюсь бытовой техникой, фанат холодильников или что-то подобное). Вот примеры моих работ… (в формате «ссылка» — описание).

Если цена за работу не указана, то берите чуть ниже средней по рынку. Это окупится в дальнейшем. Сейчас самое важное — получить первые отзывы, заработать репутацию и набить руку.

Старайтесь сильно не накосячить в первых заказах. Если вас снимут с работы сразу после регистрации, согласитесь, это будет не лучшей рекомендацией для новых заказчиков.

Шаг 3. Выход на стабильный доход.

Дальше все предельно просто: выполняете заказы, получаете опыт, делаете работу лучше и лучше, зарабатываете рейтинг, отзывы и повышаете расценки.

Скажу сразу,чтобы выйти на доход в 20 — 25 тысяч рублей за 1 — 2 месяца, придется пахать. Первоначально оплата будет маленькая, поэтому нужно брать объемами работы.

Часто начинающие фрилансеры работают по 8 — 10 часов, чтобы зарабатывать в первые месяцы 20 — 30 тысяч рублей.

Это неправильный подход. Если нет сильной нужды в деньгах, лучше работать чуть меньше (не 10, а 6 — 7 часов в день) и уделить свободное время обучению: читать профессиональную литературу, смотреть обучающие ролики, практиковаться и выслушивать критику от коллег.

Примерно через 2 — 3 месяца вы сможете выйти на нормальный доход. Если, конечно, не будете уделять работе по 3 — 4 часа в день. Зарабатывать на фрилансе по 30 000 рублей в месяц при загруженности в 6 часов за сутки вполне реально даже новичкам. Просто придется работать чуть быстрее, чем остальные.

Как только выйдете на стабильный доход, можно начинать искать клиентов напрямую, а не только на сайтах и биржах фриланса.

Шаг 4. Постоянное развитие в профессии.

После того, как вы вышли на постоянный доход, который более-менее вас устраивает, можно уделять больше времени развитию в профессии. Читаем профессиональную литературу, учимся чему-то, смотрим на работы профессионалов и пытаемся выработать свой стиль.

На этом этапе рекомендуется выбрать специализацию. Если вначале это лишило бы вас огромного объема заказов, то сейчас вы должны стать востребованным специалистом.

Специализация дает возможность заниматься тем, что вы умеете, и не проседать по деньгам, к примеру, делать дизайн для посадочных страниц или обложек для соцсетей. Так, вы сузите клиентскую базу, но сможете повысить расценки, т. к. ваша работа качественнее, а значит, стоит дороже.

Чем профессиональнее вы становитесь, тем дольше работаете над одним заказом. Для того чтобы продумать идею, собрать всю необходимую информацию, проанализировать и выдать лучший результат, нужно тратить больше времени.

Проведу пример с программистами. Им ставят задачи, которые должно решать ПО. И начинающие программисты не тратят много времени на раздумывание. Они садятся и пишут код. Но более крутым специалистам дают сложные задачи, написать код для которых можно так же быстро, как и для легких, но на раздумья уйдет в 2 — 3 раза больше времени.

Это самый приятный момент: физически вы работаете меньше, но умственно загружены больше. При этом думать можно где угодно: на улице, на диване, в игре и т. д. По факту вы непосредственно работаете меньше, а получаете больше. В этом плюс развития в профессии.

После того, как у вас появится свое видение профессии, варианты решения задач, какие-то идеи по улучшению качества своей работы, которые нужно протестировать и реализовать, можно переходить к следующему пункту.

Шаг 5. Осваивать смежные ниши.

На одном ресурсе для программистов я видел интересную теорию, с которой полностью согласен — для того чтобы быть востребованным специалистом, не обязательно быть ТОП-1 своей ниши. Достаточно находиться в ТОП-10 в нескольких сферах, и тогда вас будут ценить намного выше, чем тех, кто умеет в одной профессии больше, чем вы.

Самая полезная ниша для фрилансеров — это продажи. Причем как продажи товаров и услуг, так и продажа самого себя как специалиста. Во-первых, вам придется решать проблемы бизнеса, а в большинстве случаев они завязаны на продажах. Во-вторых, вам придется продавать свои услуги как специалиста. Чем лучше вы умеете продавать себя, тем выше доход от работы.

Еще рекомендую изучить личный бренд и все, что с ним связано. Это поможет правильно позиционировать себя и не только лучше продавать свои услуги, но и зарабатывать на собственном имени и мнении.

На этом этапе вы должны сами понять, что вам интересно изучать, что пригодится в профессии и как освоить это направление.

Этот примерный план действий дает ориентиры, на которые стоит опираться при учебе и работе. Естественно, что у вас могут возникнуть трудности, какие-то отклонения от этого плана, но в моем понимании это лучший вариант того, как должен развиваться фрилансер.

Основные ошибки начинающих фрилансеров

Теперь поговорим о самых распространенных ошибках начинающих фрилансеров и способах работы с ними.

1. Отсутствие дисциплины.

В отношении дисциплины фрилансеров можно сравнить со студентами. Они ничего не делают до дедлайнов (сессии), а в последние несколько дней пытаются решить все проблемы, на которые отводился огромный срок. Отсутствие самодисциплины может привести к:

Самый яркий пример плохой самодисциплины — Петр Панда. Он отличный копирайтер, пишет хорошие тексты, полезные книги для новичков, но в один момент просто проигнорировал все сроки сдачи заказов, начались проблемы с алкоголем, а потом еще и срыв уроков, за которые заплатили деньги. Как итог: пятно на карьере и потеря доверия к нему как к специалисту.

Как сказал один инфобизнесмен: «Быстро — это медленно, но постоянно и в одном темпе». Для того чтобы стать успешным, востребованным и здоровым, нужно работать стабильно, а не делать все в последний момент. Добиться этого просто:

Ничего больше не требуется. Да, это сложно сделать, но результат не заставит себя ждать.

2. Неумение работать с критикой.

Критика бывает полезной и вредной. К полезной относятся все конструктивные замечания, которые помогут вам стать лучше. Вредная критика — любые высказывания в вашу сторону, которые не имеют обоснования. Хороший фрилансер знает, как работать с конструктивной критикой и игнорировать выпады в свою сторону.

Правок и критики во время работы у вас будет много. И это совершенно нормально. Если заказчику или коллегам что-то не нравится и они аргументировано об этом рассказывают, это позволит вам становиться лучше. Чужая конструктивная критика сэкономит силы и деньги, так как в следующий раз вы не совершите таких ошибок.

Всю остальную критику, которую люди выпускают из себя в порывах желчи, лучше игнорировать. Вы не обязаны всем нравиться, и ваш стиль работы тоже. На аргументы в духе «Ну, мне не нравится», лучше просто не отвечать. Нервы будут целыми.

3. Неумение продавать себя и свои услуги.

Продавать себя и свои услуги — самое важное умение фрилансера. Вы должны показывать клиенту свою ценность как специалиста, объяснять, что вы сможете решить его проблему, и сделать это лучше других. Чем лучше вы продаете себя, тем больше у вас будет клиентов с высоким ценником.

Чем выше ценник, тем больше возможностей для развития и творчества. Ведь если вам готовы платить большие деньги, значит, вам доверяют как специалисту.

Это три главные проблемы начинающих, да и не только, фрилансеров. Важно суметь закрыть их как можно раньше. Так вы сможете избежать многих проблем, и ваша карьера во фрилансе пойдет гораздо быстрее.

Платные курсы обучения фрилансу

В заключение хотелось бы сказать несколько слов про платные курсы и обучение фрилансу. Условно их можно разделить на 3 категории:

Первая категория — это все инфобизнесмены и школы обучения, которые объясняют, что такое фриланс, как зарабатывать в интернете. Они отделаются общими фразами, дадут несколько советов, список крупных бирж и сайтов фриланса, и на этом вся помощь и полезная информация закончится. Минимум актуальной информации, никаких инсайдов и сложностей.

Такие курсы можно проходить, если ваше время стоит очень дорого. Если вы готовы потратить 1 — 3 тысячи рублей ради того, чтобы получить общую информацию.

Практически весь материал таких курсов можно найти в открытых источниках. Просто на это вы потратите не 2 дня по часу, а неделю. Главный недостаток таких курсов: они намеренно завышают ожидания. Желтые названия из разряда «Зарабатывай 30 000 рублей в месяц на… за 2 часа в день». Понятное дело, что никто из учеников не будет зарабатывать такие деньги, но привлекать людей как-то надо.

В качестве примера могу привести курсы, которые я видел 5 или 6 лет назад. Суть была такая:

Девушка рассказывала о том, как можно зарабатывать в интернете. Просила 500 рублей за свой материал. В качестве примера заработка приводила скрины со своего кошелька с поступлениями +500 рублей по 2 — 3 раза за день. Рассказывала она про партнерские программы. Нужно было зарабатывать на привлечении людей в буксы и подобные проекты. Давала шаблон сообщений для соцсетей. По сути, обычный спам и заработок на рефералах, ничего интересного. А основной заработок для нее — продажа таких курсов.

Вторая категория курсов и школ фриланса — полноценное обучение конкретной профессии (копирайтингу, веб-дизайну, программированию и т. д.). Это полноценные длинные курсы в несколько недель, а то и месяцев. За это время вам дадут:

Такое обучение для новичков действительно стоит потраченных денег. Но и обходится чаще всего дороже. 2 — 3 тысячи рублей — минимальная цена за подобные курсы. Вам будут давать основу профессии и задания, которые позволят использовать эти знания на практике.

Некоторые школы дают своим ученикам возможность поработать с реальными проектами. Таким образом убивают сразу двух зайцев: дают поработать «в поле» и нарабатывают портфолио для учеников. Это действительно полезно.

И третья категория — узкие курсы. Я активно слежу только за копирайтингом и поэтому приведу примеры из этой ниши:

Примеров таких курсов полно в каждой нише. И эти курсы попадают под категорию «прокачка выше среднего уровня». На них вы наберетесь навыков, которые дадут вам еще больше клиентов и позволят повысить ценник за свою работу. Рекомендую их проходить только после того, как выйдете на стабильный доход в профессии.

Я считаю, что нужно проходить курсы из 2 и 3 категории. Вторые позволят сразу получить профессиональную базу, избежать первых шишек, сэкономить примерно полгода активной работы и сразу выйти на приличный ценник.

Третья категория позволяет развиваться в профессии и делать лучше, чем остальные фрилансеры.

Заключение

Стать хорошим фрилансером очень сложно. Вам потребуется время и силы для того, чтобы пройти путь от неизвестного работника с 5 000 рублей в месяц до востребованного специалиста, который получает 100 000 рублей за проект. Уделяйте время обучению и совершайте как можно меньше ошибок.

Источник

Путь фрилансера. Часть 1. Советы новичкам

Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Смотреть фото Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Смотреть картинку Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Картинка про Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Фото Фрилансер с чего начать новичку и что освоить

Доброго времени суток, друзья, люди, фрилансеры, инопланетяне.

Заметив тенденцию на спрос постов по тематике фриланса подумал, что, пожалуй, пора и мне внести свою лепту по этой тематике. Много чего уже было сказано, но, на мой взгляд, не всегда конкретизировано в конкретные пункты.

Вкратце в двух словах о себе и прочем чтобы пост имел некоторую большую содержательность: на фрилансе 3 последних года с копейками. Работаю не один. Команда. Объединены интернетом и рамками СНГ. Большинство никогда не видел и даже с ними ни разу не созванивался. Офиса нет. С одним из таких граждан общаюсь и работаю уже лет 5-6. Как это ни странно барьером это не послужило. Знакомых, друзей, бывший сотоварищей по работе в команде нет и никогда не было, как и не было этой самой другой работы. Да, есть и такие странные люди на свете, кто никогда не работал в офисе и ничем иным не занят и это ни разу мне не помешало, а скорее наоборот.

Как я «докатился до такой жизни» и всю иную историю, предысторию и реалии опишу как-нибудь в другой раз, если сообщество посчитает это нужным (на этот случай предусмотрен опрос). А сейчас перейдём к тому, что и было запланировано.

«Если ты такой умный, то почему такой бедный?»

«Разбогатей или умри.»

Идеальной истории успеха нет, как и нет алгоритма как железобетонно стать богатым/предпринимателем/найти девушку своей мечты<вставьте ваш термин>, но всегда может быть некий регламент или свод правил, который большинство людей в той или иной области может посчитать целесообразным с позиции большей вероятности получения необходимого. Для фриланса, с его нестабильностью и неоднозначностью, все эти аспекты актуальны вдвойне. За время работы, при которой пришлось поведать всевозможное, мы накопили свой… регламент и мысли.

Ответы

1. Нет шаблонным ответам

Может быть SEOшники (не в обиду последним) и иные граждане считают, что хорошо нанять «школьников», или самому написать «идеальное» продающие предложение и жмакать его на каждой площадке. Экономит время. Кто бы там что не писал, есть конверсия. Лихо 50 ответов, 1 сработал — достаточно, работаем.

Мой вывод иной — никому не рекомендую так делать. Лучше пишите 50 хороших заявок в неделю, на 1 площадке, по 10 штук в день, если то позволяет ваш ресурс. 45 не сработает, 5 сработает — будете иметь хороший результат к концу месяца. Всегда стоит как минимум поверхностно вникать в суть задачи, сразу задавать вопросы если они имеются, уточнять у сотоварищей, если они у вас есть, есть ли у них вопросы. Если просят указать цену — указывайте, даже если описание скупое и мало деталей. Тоже со сроком. Не сильно деталей хватает — запросите. Не знаете, что указать — обдумайте ценник на позицию типовой услуги, скажем «интернет-магазин», «лендинг», «корпоративный портал» и указывайте цену ОТ с запасом скажем в 1/2 или 1/3 суммы, или сколько вам понравится.

2. Техническое задание

Нет ТЗ? Не запрашивайте его в лоб. Если его нет, то значит его нет. Стоит либо аккуратно уточнить о его наличии и попутно предложить его составление за небольшие деньги совместно, либо ограничиться сугубо последним. Оставите запрос там, где его нет, исходя из соображений «мне не нравится этот тип, проект без ТЗ. » — не получите ответа с большой вероятностью, да и если вам «не нравится этот тип», то ответ лучше не оставлять. Всегда. Об этом далее.

3. «Мне не нравится этот тип»

Вам не нравится заказчик? Описание проекта? Аватарка? Отзыв? Что-то ещё? Забудьте об этом проекте и ищите другой, не зависимо от того какая там сумма. Может это мистическое совпадение, или чистая случайность, называйте как хотите, но по моему опыту сотрудничество по такого сорта проектам на какой-то стадии, зачастую не начальной, всегда, абсолютно всегда, кончается плохо по совершенно порой не очевидным на стадии рассмотрения проекта причинам («примечательные примеры», также как-нибудь в последующих постах). Универсального метода работы с ‘туголомными» людьми нет. Поэтому не говорят «Не лезь, убьёт!» — не лезьте, не тот случай.

4. Оперативность реакции

Отслеживайте в режиме реального времени проекты на фриланс-биржах или кого-то из сотоварищей озадачьте это задачей за небольшой % с каждой таковой, что уйдёт в оборот. Старайтесь максимально оперативно написать ответ на интересные вам проекты, без при этом, повреждения их качества.

Если человек указал почту, телефон, skype — наберитесь наглости и напишите ему. В особенности если он то явно просит сделать. Бытует мнение, что так делать не стоит, это не культурно и т.д. Скажу так — однозначного ответа на этот вопрос я для себя не нашёл. Все люди ведут себя по разному. Кто-то реагирует, кто-то отвечает, кому-то такой подход не нравится. Зачастую вы сразу можете договориться и получить оперативный ответ или отказ, скажем если бюджет не устроил и не терять более время. Кому-то нравится подискутировать и вообще пообщаться обо всём по телефону, даже если вы сами ему позвонили, кто-то не выносит такое по определению. Какой здесь формат подойдёт именно вам можно установить только опытным путём.

Если ответов в проекте уже >=10 — не оставляйте заявку, если у вас не портфолио на 1000 работ и не +600 отзывов конечно.

Добавлено 5.08.14. Если у заказчика указано имя — обращайтесь к нему по имени. Несколько выделитесь только уже благодаря этому на фоне шаблонных заявок.

Денежные вопросы

Определите для себя минимальную ставку и никогда не опускайтесь ниже неё. На начальной стадии набора опыта и отзывов можно несколько демпинговать, но в конечном итоге стоит застолбить это правило и не отклоняться от него. Оставьте «мелкоправочников» голодным студентам. Сбережёте свои нервы и нервы заказчика, который рассчитывает на иную категорию исполнителей и дадите подзаработать тем, кому это действительно нужно.

Если заказчика не устраивает бюджет и вы не можете с ним договориться — забудьте про него и не торгуйтесь. Идите дальше.

Если работаете в команде, особенно распределённой — возьмите за правило, что цену определяет исполнитель. Ставки и интересы у всех могут быть разные. Нет никакой рыночной цены. Можно сделать интернет-магазин на OpenCart за 20000 рублей, а можно за 100000, а можно столько и более потратить только на лицензию на 1С-Битрикс, при той же задаче. Заведите себе стандартную формулу и плюсуйте все остальные проценты поверх. Если цену уже определил заказчик — разложите её по своей формуле на части. Не указывайте на биржах СНГ цену за час. Только фиксированную.

Есть сомнения в цене и прочем — обсудите с сотоварищами. Нет ясности по сути задачи — заранее обговорите с заказчиком возможность её расширения в процессе.

Заведите себе все популярные реквизиты и идентифицируйтесь на площадках и в системах. QIWI, Yandex.Money, карту/счёт в сбербанке, WebMoney, Skrill/PayPal (для иностранных заказчиков).

6. Аванс или сделка через ресурс

Не важно планируете вы только начать свой путь фрилансера или продолжить и как часто вы видите сообщения «работаем без предоплат» и насколько они соответствуют действительности — это правило стоит соблюдать железно, если не хотите проблем и потери времени зря — всегда берите аванс в 30-50% за любую задачу, или проводите сделку через СБР и его аналоги. Если заказчика такие условия не устраивают — лучше найдите другого. Если проект крупный — разбивайте его на логические этапы по тому же принципу.

Приведу лишь один пример здесь — однажды, путём стечения целой группы отчасти не совсем очевидных обстоятельств по долгосрочному проекту от местного заказчика, мне пришлось возвращать 40000 рублей по сути из личного кармана, после не слишком приятных разговоров.

В процессе работы

7. Дедлайн наше всё

Озвучили срок — укладывайтесь, даже если вы работает с крайне лояльным заказчиком. Для надёжности всегда берите срок с запасом в несколько дней-неделю, озвучивайте его заказчику, а себе ставьте и своим людям ставьте без запаса. Не перегружайтесь, если срок горит. Да это опасно для репутации и общей картины, но ваши победоносные 20 часов онлайн в сутки не гарантируют положительного результата, а недосып и иные проблемы заработаете железно. Есть вещи важнее работы.

Раз в 1-3 дня проводите подробное обсуждение в skype, формальную часть фиксируйте в двух словах в вашем трекере.

8. Менеджер (трекер) задач

Фиксируйте все задачи, всю информацию, в одном месте, в особенности если работаете в команде. Нет, я не имею ввиду skype и заметки на бумаге. Воспользуйтесь любой популярной CRM, что вам по душе, обратитесь к разработкам 37signals, напишите свою систему «под себя», поставьте MyLife Organized и пишите всё туда. Дайте по возможности ограниченный специализированный доступ к заказчику, чтобы он мог следить за формальной стороной процесса.

Если у вас команда — попросите её всё фиксировать там. Сделайте авто-импорт проектов с площадок прямо к вам в трекер, дополнительно фильтруйте их, пусть люди просматривают поток проектов, подпишутся на RSS и рассылку интересных им проектов по тэгам, отставляют заявки в вашей внутренней системе. Завидите статусы, статистику по дедлайнам, срокам, активности людей, финансам, кто сколько заработал, сделайте графики, фиксируйте информацию о заказчиках, ведите архив проектов, сделайте сводку текущих, что в работе и т.д. и т.п. насколько позволит фантазия, руки и средства. Можно взять за основу redmine, JIR’у, bugzill’у, track, мегаплан или какую-то иную систему.

Для себя мы сделали собственное подобное решение. С нуля, на php.

Ресурсы

9. Портфолио, лого, хостинг

Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Смотреть фото Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Смотреть картинку Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Картинка про Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Фото Фрилансер с чего начать новичку и что освоить

«Ты хочешь предложить мне услугу, но у тебя нет собственного сайта даже в формате uberdeveloper.narod.ru. », перефразируя известную фразу — заведите себе сайт-визитку и загружайте туда примеры работ, опишите кратко кто вы, что вы, ваш регламент работы, может быть типовые услуги.

Попробуйте сделать оригинальный дизайн, скажем в стиле кубизма, поместите туда пару «кубизтических» (назовём их так) котов. Все любят котов. А кто говорит, что не любит, любит вдвойне. В общем всё как рассуждал по иной теме Фрейд.

Не пишите шаблонных фраз про «молодую развивающуюся компанию» и прочее в таком духе и не особо мотайте на ус «лурку» по теме «толпы, которая пытается выделиться из толпы» — здесь это правило не работает и в целом, поменьше читайте лурку.

Сделайте узнаваемый логотип и имя — размещайте его в своих работах по возможности.

На поддоменах вашего портфолио или ресурса можно держать тестовые версии сайтов, если вдруг у заказчика не окажется хостинга.

10. Негативные отзывы это хорошо?

Никогда не грейте себе и людям мозг на эту тему и перестаньте бояться негативных отзывов. Зачастую они могут сыграть вам на руку, с вашим комментарием или без. Не всегда и всем можно угодить. Не всегда и всё может получаться. Люди могут ошибаться, заказчики могут быть неадекватными или не в настроении и далее по длинному списку. Проблемы стоит решать по мере их поступления.

«Если вы знаете как решить проблему — значит нет проблем. Не знаете — тем более незачем напрягаться».

Здесь главное одно — положительных отзывов должно быть всегда больше чем отрицательных. Про остальное можете забыть.

11. Всесторонняя специализация

Ограничьте круг и стек технологий, CMS, архитектур с коими вы работаете и работайте только с ними. Если работаете в команде — запишите публичный список кто в чём наиболее опытен по 5 бальной шкале, что кому наиболее интересно, это важно, ссылки на наиболее интересные предыдущие проекты, за рамками команды, если были, контакты (skype, телефон) ваших сотоварищей. Узнайте, готов ли ваш сотоварищ подписать договор с заказчиком, если то потребуется и у вас нет ООО. Может ли он предоставить скидку? Скажем в размере 10-20% если заказчик железно отдаст вам проект в течении 24 часов?

Работы «за рамками» вашей общей деятельности не стоит загружать в ваше новоиспечённое портфолио. Пусть оно будем не густым на первых порах, но будет действительно вашим.

Никогда ни привлекайте посторонних людей для работы над проектами. Вы можете иметь толпу человек, набранных на фрилансе по определённым параметрам, но это должны быть именно набранные вами люди, постоянно находящиеся в вашей команде, проявляющие какую-то как минимум периодическую активность, имеющие с вами общие интересы, пусть и только денежные и соблюдающие ваш регламент.

12. Заведите библиотеку

Складируйте туда интересные книжки, ссылки на хабр и прочее, что может быть полезно вам и вашей команде с позиции набора опыта и расширения кругозора.

Сопутствующие вопросы

13. Заведите групповые чаты, флудилку (если работаете в команде)

Если вы не сделаете этого сами — люди будут писать в другие места, ЛС, группы, обсуждать политоту, девушек, котиков, ржаку и прочее везде где можно и нельзя и никакими ограничениями вы этот вопрос не решите.

Под профильные вопросы, по заказам — заведите отдельную группу. Нарушителей удаляйте из неё, делайте предупреждения.

14. Регламент для всех. Или «садо-мазо менеджмент с кожаными плётками».

Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Смотреть фото Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Смотреть картинку Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Картинка про Фрилансер с чего начать новичку и что освоить. Фото Фрилансер с чего начать новичку и что освоить

Чётко определите свой регламент и придерживайтесь его. Скажем, что не работаете после 6 вечера и в выходные. На часах 18:00 и пожара на мониторе нет — отключайтесь и идите заниматься другими вещами. Не зависимо во сколько вы сегодня встали, спали ли до обеда и сколько сегодня работали часов. Работа по 12-14 часов в день удалённо не даст вам больших результатов, а только принесёт проблемы со здоровьем и, как это ни странно, заказчиками. Ориентироваться стоит на результат. Забудьте про офисный регламент, он здесь не работает по всех отношениях.

Если работаете в команде — сделайте его публичным и требуйте его соблюдения. Беспощадно удаляйте людей, кто нарушает важные пункты из него, или любой пункт, смотря какой у вас регламент, скажем момент с дедлайнами, или отгрузку кода на ваш сервер раз в 3 дня и пр. Они не исправятся, а очередной проваленный проект, из-за того, что скажем человек работал почти сугубо на localhost, а потом попал в больницу на месяц (реальный пример), только усугубит ситуацию и без того натянутые отношения, а чтобы не было лишних вопросов, новичкам ставьте условие — или работаем так, или нам не по пути исходно.

Могут быть и дополнительные условия. Возьмём такой пункт. Срываешь срок? Жмёт дедлайн? Значит тебя по умолчанию могут заменить другим человеком или убрать из команды, или потребуется ввести штраф из бюджета, чтобы нормально уложиться, или нужно будет подогнать кого-то в кооперацию.

Пока у нас не было регламента мы в разной степени критично наступали на разные грабли, иногда по нескольку раз. Много кто покинул команду из-за его наличия и способности соблюдения. Но и количество проблемных ситуаций было сведено если не к нулю, то к минимуму. Люди могут быть здесь крайне не надёжными, в том числе ранее проверенные, это стоит принять как факт, успокоиться и методично работать, пока не наберёте постоянный адекватных состав сотоварищей, пусть и через вашу команды пройдут сотни человек.

Наш регламент уложился в 5 коротких пунктов.

Расширение зоны комфорта

15. Заведите ЧавО, внутренний ресурс, общую доменную почту (если работате в команде)

Записывайте туда (на ресурс) все часто задаваемые вопросы, ответы на них, дублируйте важные новости. Почту как и портфолио лучше хранить по одному адресу, желательно лаконичному и хорошо запоминающемуся. Почтовый ящик можно сделать в духе типичных support@вашдомен.ру. Легче будет запомнить.

16. Распределяйте ваши функции (если работаете в команде)

По мере расширения вашей организации делегируйте полномочия, назначайте менеджеров, скажем 1 фриланс-площадка = 1 менеджер, пусть они общаются с заказчиками со стадии того, как ответ поступил в работу, контролируют ход работ, но не финансы и скажем, форсмажоры. По мере роста опыта последнее можно поручить им, а финансовый вопрос оставить за собой. Выдайте в обязанности отдельному человеку слежку за почтой и оставление качественных заявок. В замен предложите небольшую ставку, если можете и обороты позволяют, или предложите процент с каждого проекта, что уйдёт в оборот с тех заявок, что он оставил, объясните, что работаете над общим делом и если дело будет плохо в целом по проектам, то с деньгами будет плохо и у него, и у разработчиков и у вас.

Важное замечание — подобного сорта вещи стоит начинать делать не с самого начала, а только тогда, когда вы будете чувствовать, что сами набрались опыта, имеете относительно слаженную команду и надёжных людей, коим такие вещи можно поручить + доросли до определённого уровня и будет чувство, что далее одному тянуть все орг. вопросы будет тяжело. Если решите внедрить это сходу, то не стоит удивляться, если вас кто-то кинет, не будет уважать или считать наглым и жадным посредником, который просто хочет грести деньги лопатой и ничего не делать.

17. Общий чат с заказчиком (если работаете в команде)

По мере необходимости или большого потока вопросов, при учёте, что вы менеджер проектов или кто-то из ваших сотоварищей, создавайте общую группу с заказчиком и вашими людьми. Без необходимости этого делать не стоит. Программист должен писать код и больше ничего. Если вы включите его в чат без явной необходимости, то, во-первых, можете потерять в уважении во всех смыслах с его стороны, а во-вторых только усложните, а не улучшите процесс ведения проекта.

Начните с одного места, затем расширяйтесь по мере необходимости. Скажем с freelansim. Затем перейдите на fl, weblancer, freelance. Как установитесь в СНГ — elance, odesk. Если уверены в своих силах и не особо любите «наших» — начните с elance.

Грамотно заполните везде профили, подгружайте новые работы в портфолио, укажите цены, контакты, пройдите тесты. Если работаете в команде — так и укажите, избежите лишних и не нужных вопросов.

19. Дополнительные услуги

Предлагайте поддержку в течении 3 месяцев после сдачи проекта, с возможностью подкрутки чего-то нового крупного за отдельную плату. Подпишитесь на партнёрскую программу с хостингом, который вам нравится и предлагайте его заказчику, если он будет нужен. Уже упомянутую ранее скидку, если видите таковое возможным.

20. Постоянное улучшение

Если вы руководитель или менеджер проектов, то читайте всякие интересные профильные книжицы, Rework и ему подобные, книги от «Манн, Иванов, Фербер», посты на хабре, расширяйте свой кругозор, периодически думайте, что можно было бы улучшить, проводите раз в месяц небольшой опрос в команде, собирайте предложения по улучшениям и внедряйте их, следуя заветам Масааки Имаи и его «Кайдзену».

Добавлено 5.0.8.14 21. Постоянные заказчики и предложенные проекты

Момент довольно очевидный — по мере роста вашей популярности будет расти и поток предложенных проектов и проектов от постоянных заказчиков. Их стоит всегда ставить в приоритет. Где-то и денег могут предложить больше, чем в любом «обычном» проекте, а в перспективе и вовсе сможете ограничиться сотрудничеством только с небольшим кругом лиц если дела пойдут хорошо.

На том всё. Оставляйте ваши предложения о том, что на ваш взгляд нужно учесть новичку, желающему стать фрилансером, добавлю в пост c пометками, вместе составим, по возможности, эталонный список, а также о чём хотели бы услышать по теме в следующих постах если хотели бы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *