Фримаркет что это такое
Отдаем и забираем вещи бесплатно: 5 хороших московских свопов
Своп — это мероприятие для обмена хорошими, но ненужными вещами.
Деньги в этом обмене не участвуют: участники забирают вещи даром.
Помимо бесплатного обмена вещами своп — это еще и экоинициатива, поддерживающая тренд на осознанное потребление. А еще напоминание о том, что бездумно избавляться от ненужных, но хороших вещей не стоит: лучше отдать их тем, кому они пригодятся.
Мы собрали пять разных и регулярно проходящих свопов, где меняются одеждой, книгами, цветами, детскими колясками и еще множеством всего.
Как все устроено
Организовать своп может кто угодно и где угодно: дома с друзьями или в группе в соцсетях. Но у свопов есть свод правил, которые стоит знать и соблюдать. Вот они:
Гоп-своп
«Гоп-своп» в свободное от работы время делают три энтузиастки из креативной индустрии. Девушки организуют свопы по разным тематикам, ориентируясь на заявки подписчиков: одежда, спорт, кулинария, книги, электроника.
Среди последних — кофейный своп в кафе Introvert, где можно было поделиться пачками зерен, кружками, термосами, кофейным мерчем или тематическими книгами и журналами; косметический своп в «Прожекторе», куда приносили духи, шампуни, тени и другую косметику, которую можно продезинфицировать; монохромный своп в «Циферблате», где можно было свопить только однотонные вещи — бежевого, черного, серого цвета.
Свопы в «Ланчерии»
Чем меняются: всем
Где: кафе «Ланчерия Лафлафель», 2-я Черногрязская, 6, стр. 3
Как часто: раз в несколько месяцев
Подробнее: в официальной группе на Фейсбуке
Что важно знать: своп здесь может организовать любой желающий — нужно обратиться к администратору кафе со своей идеей.
«Ланчерия» — это кафе на Пресне, где готовят блюда ближневосточной кухни: хумус, фалафель, палак панир и карри. В этом же помещении друзья и посетители кафе проводят свопы: обмениваются цветами, посудой, книгами и бытовой техникой. Анонсы свопов появляются в группе на Фейсбуке.
В 2020 году уже прошел «Постновогодний подарочный своп», где можно было поменять подарки, которые не подошли, на что-то другое. В 2019 году главным хитом стал своп, где люди менялись вещами, которые остались от их бывших девушек и парней.
Детский Swap
Чем меняются: памперсами, одеждой, игрушками
Где: на Фейсбуке
Как часто: каждый день
Подробнее: в официальной группе на Фейсбуке
Что важно знать: это онлайн-своп
На момент выхода этой статьи группа небольшая — всего 700 пользователей. Зато она очень активная, каждый месяц в ней публикуют около 100 объявлений. Отдать и забрать можно практически всё: хорошие детские коляски, пеленальные столики, одежду, из которой ребенок уже вырос, косухи для подростков.
Плюсы: вещи можно «насвопить» каждый день, не только в день проведения маркета, а объявления сами всплывают в вашей ленте. Минусы: нужно быстро реагировать на понравившееся объявление, а чтобы забрать приглянувшуюся вещь, придется согласовать с дарителем удобное время.
Своп «Цветочной группы»
Чем меняются: домашними растениями
Где: в разных локациях
Как часто: раз в несколько месяцев
Подробнее: в официальной группе на Фейсбуке
Что важно знать: эта группа — клуб по интересам, который периодически устраивает обмен растениями. Об этом заранее сообщают в постах.
«Цветочная группа» — закрытое сообщество, где общаются любители комнатных растений. Среди подписчиков встречаются настоящие эксперты, которые четырежды в год снимают на подоконнике урожай кофе и спасают листочки пальм, привезенных с островов.
Каждый день здесь обсуждают уход за папоротниками, монстерами, фикусами, суккулентами. А время от времени группа выходит в офлайн, чтобы обменяться ростками или взрослыми растениями.
Фримаркеты Москвы
Чем меняются: всем
Где: везде
Как часто: по выходным
Подробнее: в официальной группе во Вконтакте
Что важно знать: это больше, чем просто своп, — скорее целое экодвижение со своими принципами и правилами.
«Фримаркеты Москвы» — группа-агрегатор бесплатных маркетов столицы. Там анонсируют чужие события и проводят свои: камерные и дружелюбные ярмарки, которые здесь называют «дармарками» — то есть ярмарками, где ничего не продается, а вещи можно только подарить или принять в дар.
Ребята руководствуются базовыми принципами RRR: reduce — сокращение потребления, reuse — повторное использование вещей, recycle — переработка ненужного. На странице группы во Вконтакте выкладывают ссылки на полезные экоресурсы и своп-проекты в других городах России.
Что такое фримаркет?
Самое простое из описаний:
“Really Free Market – это бесплатная ярмарка для всех. Это идея, которую может воплотить каждый: фримаркет существует на горизонтальных и некоммерческих основах.
Работает это так: вы приносите ненужные вещи на ярмарку и забираете то, что понравилось из принесенного другими людьми. Никакого обмена, ничьего разрешения ждать не нужно, просто берите или отдавайте!
Каждая бесплатная ярмарка — место для общения, где можно делиться не только вещами, а ещё умениями, опытом, знаниями. Можно делать мастер-классы или провести лекцию о чем-либо, просто предложить свои услуги бесплатно (подстричь, приготовить еду, сшить одежду, починить технику, поделиться лайфхаком).»
Но всё не так просто.
На самом деле давно существует и куча других идей, помогающих людям делиться вещами и одновременно заботиться о природе, бороться с проблемой глобального перепроизводства. Своп-вечеринки, гараж-сейлы, ресайкл-акции, обмен\продажа\дар в социальных сетях — это равные альтернативы фримаркету. А ещё можно сделать экодвор. Всех их различает организация и принципы работы.
Фримаркет уникален тем, что он никогда не потребует денег с участников и не допустит подобных материальных отношений между ними — в этом его принципиальность и анархическая основа. В лучшем случае, конечно, она и в том, чтобы участники были сознательными не только в потреблении вещей, но в отношении к жизни и другим людям. Вот представьте: если вы покупаете вещь у человека с рук, он на эти деньги может купить новую вещь или оплатить услуги. Они могут быть неэтичны, неэкологичны, противоречить вашим принципам, и тогда вы косвенно влияете на спрос. Поэтому на фримаркетах всё бесплатно.
Фримаркеты приветствуются и организовываются людьми, способными объединиться не просто ради шмоток, а в первую очередь ради друг друга — будь они путешественниками, родителями, швеями — и вообще какой угодно общностью людей, разделяющих похожие интересы. Просто это удобно. Тогда мероприятие получится цельным, все будут довольны подаренными и приобретенными вещами. Проще сказать, фримаркет формирует гражданское общество самым простым из путей — горизонтальностью своих участников и их равной вовлечённостью.
Почитать историю фримаркета и антипотребительства можно на Википедии (и заглянуть на страницы в “См.также”).
В интернете можно найти сообщества фримаркетов в разных городах — в России это уже было популярно. Например, вот такое в Москве, и оно крутое, всегда живо: https://vk.com/freemarket_97
Очень много о потреблении написано современными медиа — от Газеты.ру и Афиши до Вондерзина и Вилладж, почитайте разные истории отказа от покупок, чтобы лучше понять суть фримаркета. Потому что мировые проблемы человечества не уместить в этот документ, а в интернет уместить.
Правила фримаркета:
1. Любой человек\организация может сделать бесплатную ярмарку.
2. Каждый участник может принести вещи, которые он хочет отдать
3. Любой может забрать то, что ему нужно, даже если он ничего не принёс
4. Торговля, коммерческая реклама и бартер запрещены. Всё бесплатно
5. Вещи, которые не смогли раздать, участники забирают обратно домой, или по возможности организаторов с ними что-то делают: отправляют на переработку, благотворительность. Подробности в описании каждой проводящейся ярмарки.
Что можно приносить на фримаркет?
На фримаркет можно приносить одежду, обувь, книги, лекарства, хозяйственные товары, еду, технику. В этом нет ничего стыдного, просто у многих людей слишком много или слишком мало вещей. Удобно делать секции в зоне фримаркета и не класть вещи хаотично. Подробнее про то, что будет на фримаркете, лучше читать на странице мероприятия, — может быть фильтр на вещи для удобства кооперации.
За запрещенные или ограниченные законом вещества организаторам можно не беспокоиться — этим в принципе занимаются люди из органов, но никак не сторонние лица вроде организаторов фримаркета.
Почему нужны фримаркеты?
Фримаркет не только про ненужные вещи, а про неучастие в рыночной экономике. Коммерческая реклама навязывает общественные стереотипы, модели поведения, и диктует, без чего всем и каждому якобы невозможно жить. Корпорации зачастую неэтично и неэкологично производят свои товары, а монополии вытесняют с рынка частные инициативы. Фримаркет предлагает альтернативу — бесплатность, открытость к себе и к людям, рациональное потребление ресурсов. Поэтому здесь приветствуется горизонтальность, обсуждение и решение социальных и экологических проблем, взаимопомощь и дружба.
Почему фримаркет могут сделать все?
Фримаркет заявляет самим собой независимость от иерархических систем. Эту идею может воплотить каждый. Здорово, если бы эту инициативу децентрализовано подхватили в каждом районе города, чтобы объединить его жителей. Главное — это результат. Когда на мусорках у дома перестанут валяться ненужные вещи, будет хорошо. Потому что ими будут делиться. Когда вообще все будут использовать повторно или сдавать на переработку вещи— будет замечательно. Потому что ресурсы не вечны, а новые покупки зачастую не обдуманы.
Как сделать фримаркет?
1) Найти место. Кофейня, бар, встреча, фестиваль, лофт, антикафе, парк, аллея, сквер у дома, двор, ваша квартира — всё подходит.
Есть один нюанс: если это общественное пространство, не под крышей, принадлежащее городу, то по законам РФ нужно подавать в администрацию уведомление об организации общественного мероприятия. Лучше так и сделать. Про идеологические подоплёки, если у вас есть, лучше не говорить, — могут не разрешить будто митинг.
Удобнее делать фримаркеты в частных заведениях — им это, скорее всего, принесет хорошую рекламу и прибыль (простите, анархи). Обычно все пространства с радостью соглашаются делать такие мероприятия, ничего не прося за аренду помещения. Главное грамотно объяснить, что бесплатная ярмарка, которую вы делаете, не будет похожа на барахолку и базар, как можно подумать из краткого описания. Важно, конечно, так и организовать. Отлично подходят независимые пространства вроде арт-кластеров.
2) Нужно позвать людей. Их должен объединять какой-нибудь фактор — от специфики работы до особенностей интересов. Тогда будет успешно.
Опишу пример. Вот есть панк концерт — не делать же на нём фримаркет с приглашением бабуль? Две разные социальные группы столкнутся на этом мероприятии и всем будет не ок. Просто вещи совершенно разные и могут не уйти в нужные руки.
3) Если вы обладаете собственной площадкой — неважно, клуб это или кафе, — и хотите сделать фримаркет, то для вас всё немного по-другому. Оцените, нужно ли делать фримаркет именно для вашей аудитории. Может на самом деле вам придется пригласить совсем других людей, чтобы он получился классным. Выбор может пасть на сформированные сообщества, посетителей других фримаркетов в вашем городе. Абсолютно всем нравится дарить вещи.
И да, фримаркет должен отличаться от благотворительного сбора вещей — помните об этом, когда кого-то на него зовёте. Часто бывает, приходят люди и вываливают тонну хлама, непонятно как накопившегося. Я говорю о масштабах, когда этот хлам заполоняет треть и больше пространства, и его никто не берёт. Прямо до конца ярмарки. Эти люди уже исчезли и всё оставили, а вам придётся что-то с этим делать. Важно прописать правило “забирать обратно”, если не можете хранить и куда-то отдать. В подобных случаях, конечно, этого бывает недостаточно, и тогда остаётся только одно — в следующий раз стараться следить за тем, откуда люди узнают о вашем фримаркете. Фильтровать источники информации, вежливо рассказывать людям, что фримаркет не работает как свалка.
Можно поискать точки сбора на благотворительность или переработку на всякий случай, чтобы знать, что делать в таких ситуациях. Тогда вам понадобятся и волонтёры, спросите участников фримаркета и своих друзей.
Делайте детские ярмарки, швейные и ремесленные, книжные и художественные ярмарки — и какие угодно ещё. Можно делать фримаркеты на фестивалях и разных встречах. Чем сплочённее аудитория бесплатной ярмарки, тем больше вещей найдет новых обладателей.
Фримаркет: как это работает
06.12.2016, 13:42
06.12.2016, 13:42
Дармарка, FreeMarket, бесплатная ярмарка. У нее много названий, а суть одна: безденежный обмен хорошими вещами.
Немного обидно осознавать, что родина фримаркета — не Россия, а США, ведь у нас были шансы придумать его первыми. С одной стороны — какой же русский не любит халяву, а с другой — он же пребывает в вечном состоянии расчистки шкафов, забитых добротной, но слегка надоевшей одеждой и предметами быта.
Возможно, мы не успели влиться в движение бесплатных ярмарок одновременно со всем миром по той причине, что чаще всего не знаем, куда отнести вещи, которые не используем. Это и есть основная цель фримаркета: собрать в едином пространстве дарителей и одариваемых. Есть и побочные цели: избавление общества от сверхпотребления, поддержка благотворительности и помощь ближнему.
Сейчас, спустя 8 лет с момента проведения первого московского фримаркета, этой идей загорелись такие города, как Тула, Рязань, Челябинск, Калуга, Иваново, Череповец, Пермь, Воронеж, Коломна, Нижний Новгород — всего их более 40.
Провести фримаркет: с чего начать?
Поставьте перед собой цель « сделать доброе дело для окружающих» и постарайтесь заинтересовать ею друзей, коллег и даже абсолютно незнакомых людей, пойманных в соцсетях.
Позовите в партнеры:
1. Местные экологические организации, которые займут свой уголок на фримаркете, где будут принимать использованные батарейки на утилизацию
2. Общества защиты бездомных животных, организаторов приютов: они будут рады любой посильной помощи для поддержания жизни их питомцев
3. Волонтеров, активных творческих личностей.
Найдите площадку для бесплатной ярмарки.
Опытным путем установлено, что с радостью предоставляют свою территорию крупные библиотеки, антикафе, веганские и вегетарианские кафе, крытые спортивные площадки в свои выходные дни, школы во время каникул, галереи, другие муниципальные учреждения, благотворительные фонды.
Выберите время мероприятия
В первый раз придется брать то время, в которое свободно помещение для ярмарки. Потом, когда проведение фримаркетов станет в вашем городе регулярным, лучше выбирать определенный день в конце месяца. Для чего? Чтобы с начала нового месяца человек начал « новую» жизнь, освободившись от «тянущей в прошлое» одежды или получив в дар желанный музыкальный инструмент. Менталитет — штука серьёзная.
На что придется немного потратиться
Есть вещи, без которых на дармарке не обойтись: вешалки-плечики ( лишними не будут), столы, пакеты для сортировки одежды, канцтовары. Финансовые затраты скромные, чего не скажешь о человеческих затратах: здесь нужны и сильные руки, и зоркий глаз, и крепкие нервы. Так как супермены в наших краях не гнездятся, советуем обзавестись командой целеустремленных стрессоустойчивых людей и распределить между ними обязанности.
Как привлечь людей на фримаркет?
Реклама в соцсетях с фоточками милых котиков и просьбами репостов не останется незамеченной, но главный костяк дарителей обычно приходит по офлайн-рекламе. Нюансы: возьмите ватман и напишите « Бесплатная Ярмарка» от руки красками или яркими фломастерами. Повесьте на входе в день мероприятия.
А несколькими днями ранее обойдите близлежащие дома и развесьте мини-объявления на дверях подъездов. И вновь пишите от руки, не печатайте: тихий ламповый фримаркет не терпит официоза.
Что писать в объявлениях? Правду. Обращаться, как к давнему знакомому:
У вас накопились вещи, которые занимают лишнее место в шкафах и в жизни? Освободите его и возьмите что-то новое. Бесплатно
«Дети выросли, а хорошие детские книжки пылятся на полках? Приносите их на фримаркет и, возможно, найдете литературу для себя или своих подросших детей»
Правила бесплатной ярмарки
В группе вашей ярмарки в соцсетях и на самом видном месте на входе в ярмарку разместите её правила. Люди, приходя в первый раз, не всегда осознают: «Это не свалка старой грязной одежды и утвари, это обмен теми вещами, которые можно использовать дальше».
Поэтому указывайте подробно, по пунктам: одежда принимается только чистая, с пуговицами, молниями, исправными застежками; верхняя одежда без пятен, после химчистки. Список пожеланий можете доработать на свой вкус.
Не только товары, но и услуги: что ещё « дарить»?
Чтобы посетители не заскучали, стоя четыре-пять часов рядом с лотками и наблюдая за обновлением вещей, продумайте, кто из ваших знакомых готов поделиться опытом и научить чем-то публику.
Подойдет: мастер хэндмэйда, жонглёр, специалист по бисероплетению или вязанию, драматург с новой пьесой или музыкант с песнями, визажист, художник с песочными картинами и многие другие люди творческих профессий. В отдельном уголке организуйте показ фильмов о том, как фримаркет спасает планету от лишнего мусора. Не забывайте о детях: подготовьте развлечения и для них.
Дайте людям возможность общаться и сделайте пространство уютным и дружелюбным.
Полезные советы бывалых фримаркетологов:
1. Следите за людьми, которые хватают всё подряд и набивают мешки. С ними надо сразу же вежливо поговорить и ещё раз напомнить цель мероприятия.
2. В холодное время года позаботьтесь об отдельном помещении, которое будет использоваться как гардероб для верхней одежды. Это необходимо, чтобы посетители не принимали ваши куртки и пальто за вещи, которые люди принесли для дарения.
3. В теплое время года, когда фримаркет уютно размещается на открытом воздухе, предусмотрите защиту столов и вешалок от ветра и внезапного дождя.
4. На личных вещах организаторов приклейте с помощью скотча таблички, где будет большими буквами написано: «Это брать нельзя».
5. По возможности обеспечьте охрану мероприятия. Случается, что посетители оставляют одежду или другие предметы без присмотра, а потом удивляются, когда не находят их на месте.
Фримаркет прошёл. Что дальше?
После того, как вы вернули помещение в исходное состояние ( а этому предшествует трудоемкий процесс уборки), пора заняться оставшимися вещами. Ещё раз бегло просмотрите их: не все посетители следуют правилам, иногда приходится что-то выбрасывать.
Одежду для взрослых и детей, игрушки отнесите в приюты, пункты приема для малоимущих семей. Некоторые магазины принимают старые вещи на переработку, а за это выдают бонусы на покупку новых товаров.
Последний, но очень важный этап: соберите отзывы. Пообщайтесь с дарителями и одариваемыми, выявите ошибки и шероховатости, наметьте пути развития. И не забудьте о прессе и блогерах: уделите им внимание, чтобы о вашем добром начинании узнало как можно больше жителей города.
Freemarket
Свободная площадка для продажи и распространения цифрового контента
Freemarket. Часть 1 — что это такое
К примеру, ссылки на магазины, которые выводятся в авторской подписи, с первого раза могут не заметить, а если и заметят, то их обычно несколько и непонятно на что нажимать. Можно сделать картинки кликабельными, чтобы по клику человек попадал на страницу покупки на каком-то конкретном стоке (скорее всего на Шаттерстоке), но большая часть не понимает, что от них хотят — площадка англоязычная, с другим интерфейсом, им нужно регистрироваться, выяснять что-то сложное про лицензии, и т.д., к тому же там сразу выводится куча каких-то картинок и нет никакой гарантии что скачают вашу. Даже Креатив Маркет, который нам несомненно нравится, имеет эту проблему — человек попадает на другой сайт, ему нужно разбираться с его устройством, а сама лицензия имеет чудовищные ограничения (нельзя использовать размещенный там товар не изменив его существенным образом, а именно затратив силы, время и навыки — то есть как раз то, за неимением чего обычно и приходят в магазин).
Учитывая это все, идея реализовать возможность размещать виртуальные товары для продажи непосредственно у нас на артлабе появилась довольно давно. Но, мы не знали можем ли мы предложить что-то новое и интересное, что точно соответствовало бы главным принципам artlab.club, и не было бы повторением или плохой копией того, что уже есть. Стоковая модель, которая заглатывает сама себя с хвоста в бесконечной гонке за количеством, нас не устраивала совсем. Создавать еще один сток? Сразу нет. Стоки для покупателей представляют собой просто огромную базу картинок с доступом по подписке. Такая категория как «автор» на классических стоках отсутствует вовсе, покупатели не видят никаких авторов. Они просто вбивают то, что им нужно в поиск, скачивают это, и уходят. Модель Креатив Маркета, когда автор может размещать в довольно свободной манере почти любой товар, сам назначать ему цену, где в приоритете не количество, а качество нам понравилась, но какой смысл создавать второй КМ? В общем так мы и жили пока не появилась идея такой площадки, как Freemarket. =)
Чтобы не тратить ваше время перейду сразу к описанию. Скажу только, что идея целиком придумана нами, она ни откуда не слизана, я не знаю ни одного аналога, который бы по сути соответствовал тому что предлагаем мы. Есть площадки, которые имеют частичное сходство, или реализуют похожий подход, но при ближайшем рассмотрении они имеют существенные отличия.
1. Почему Freemarket?
Название отражает суть — мы хотим соединить 2 модели — бесплатное распространение и продажу.
Бесплатное на самом деле означает, что вы предлагаете покупателям некий виртуальный продукт на условиях базовой лицензии, в качестве которой мы взяли лицензию Creative Commons (СС) BY-NC-ND последней версии 4.0. Лицензиями Creative Commons пользуется большое количество людей по всему миру (в конце 2015 года была зафиксирована цифра 1 млрд работ), они встроены в такие сервисы как Google (целый ряд подразделов), Flickr и Behance. Обратите внимание, при размещении работы на Behance вы выбираете одну из лицензий CC. Flickr в том числе позволяет выкладывать работы одновременно по лицензии CC, и для продажи по микростоковой модели через партнера Getty Images.
Подробнее про Creative Commons можно почитать на их официальном сайте.
Есть еще отличный ролик, на английском, но все понятно:
2. Если все бесплатно, откуда возьмутся продажи?
Можно продавать дополнительные права на размещенный по лицензии СС продукт. Эта концепция называется CCPlus, под нее даже разработаны некоторые готовые материалы и гайдлайны, и наша новая площадка соответствует всем рекомендациям Creative Commons.
Смысл в том, что вы можете предоставить возможность использовать ваши работы на определенных условиях (явное указание авторства, ссылка на вашу работу, никакого коммерческого использования и т.д.), бесплатно, но при этом продавать лицензию, например, на коммерческое использование.
Если же человеку требуется коммерческое использование, ему нужно как-то видоизменить работу, допустим он хочет продавать принты с вашей работой, или просто не хочет указывать подпись, он может купить коммерческую лицензию, это делается в один клик.
3. Придут пираты и все украдут!
На самом деле они давно уже пришли. Есть куча сайтов, таких как
allday2.com/
shopdiz.biz
www.gfxxtra.com/
sellimage.org/
freephotostock.jimdo.com/
gfx.alldaydesing.net/
ru.onlyimage.com/
hameleons.com/
а также множество открытых и закрытых групп Вконтакте, торренты, где выкладываются ссылки даже не на отдельные работы а на целые архивы с базами того же Шаттерстока. Чаще всего причиной является банальный инсайд. Чем крупнее компания, тем сложнее ей за всем уследить. Бороться с ними бессмысленно, даже если сегодня закроется один ресурс, завтра откроется 10 новых с еще более изощренной бизнес-моделью. Типа закрытых групп с платным входом. Простым поиском через Гугл.Картинки вы их не найдете. Даже работы с Креатив Маркета регулярно попадают в несанкционированные бесплатные раздачи. Даже не имеющие продаж. Например artlab.club/creative_market/ukradena-rabota-bez-prodazh.html
Один такой товарищ как-то у нас отписывался
artlab.club/shutterstock/raboty-s-shattera-na-gfxtrcom.html
Короче, те кто хотят украсть — украдут. И тут скорее нужно волноваться не о том, что вашу работу скачают (скорее всего ее уже скачали), а о том что размер этих баз гигантский, и далеко не факт что среди такого разнообразия захотят взять именно вашу работу. Даже если вам каким-то чудом удастся закрыться, это не заставит никого покупать ваши работы. Кроме вашей работы есть масса других, доступных. Вас просто не заметят.
На наш взгляд, предлагаемая модель Freemarket лишает пиратские ресурсы возможности делать деньги на авторских работах. Это едва ли не единственный способ победить пиратство как таковое.
4. Продажи напрямую между автором и покупателем
Вторым существенным отличием Freemarket, помимо модели с двумя лицензиями, одна из которых является бесплатной, является то, что мы как площадка не выступаем посредником и все лицензионные договора заключаются напрямую между авторами и покупателями.
В классических стоках (включая Креатив Маркет), когда вы загружаете работу вы как правило предоставляете стоку неисключительную (non-exclusive) лицензию, позволяющую как угодно сублицензировать, перепродавать, использовать, воспроизводить, трансформировать и т.д. вашу работу.
То есть сначала заключается договор
Автор Сток,
затем сток выдает лицензию покупателю:
Сток Покупатель.
Автор напрямую с покупателем не взаимодействует.
У нас же получается так:
Автор Покупатель.
Исключительное право в обоих случаях сохраняется за автором, но в нашем варианте вы не выдаете лишнюю лицензию с правом сублицензирования. И вы целиком контролируете и обладаете всей информацией о том, кто приобретает лицензионные права на ваши работы.
Есть мнение, что стоки как бы закрывают собой автора, и это хорошо. Но на самом деле, все бремя поиска нарушителей в итоге ложится на автора. Это связано во-первых с тем, что это слишком сложная и дорогостоящая работа, сток заинтересован в том чтобы получать прибыль, а не тратить средства на проведение расследований того, как используется та или иная из сотен тысяч работ. Это не выгодно и сложно. А во-вторых есть нюанс о котором не многие знают. Дело в том, что лицензия выданная автором стоку — неисключительная с правом сублицензирования, а это значит что сток может выписать разрешение на использование работы от своего лица, но не может никому запретить ее использовать. Сток не обладает ни такими полномочиями, ни возможностью отследить, кому еще и на каких условиях автор предоставил лицензию. Именно поэтому авторы и иные правообладатели спокойно работают с большим числом стоков, а стоки не терроризируют чужих клиентов глупыми вопросами.
Короче, сток не может запретить никому использовать ту ли иную работу. А автор — может.
Наша Коммерческая лицензия artlab.club, так же, как и лицензия Creative Commons, представляет собой Открытую лицензию в соответствии со ст. 1286.1 ГК РФ. Эта и другие нормы появились в законе относительно недавно и, к счастью, снимают все вопросы относительно юридической значимости такого договора. При выполнении ее условий письменная форма договора считается соблюденной.
Юридическая значимость нашей коммерческой лицензии значительно выше, чем например лицензии, отправленной по электронной почте, которая не имеет признаков Открытой лицензии, или Публичной оферты, и может быть признана судом недействительной.
Такая форма договора выгодна одновременно и покупателям и авторам, потому что помимо юридической значимости, она гарантирует прозрачность операции без участия лишних посредников.
Еще раз напомню про уже закрытый DollarPhotoClub. История началась с того, что владельцы Фотолии без разрешения разместили работы авторов на новой площадке — DollarPhotoClub, а теперь, после продажи Фотолии, лавочка просто закрылась. Как в такой ситуации будут решаться вопросы о легальности того или иного использования работ, скачанных с DollarPhotoClub, одному богу известно. Особенно учитывая что не все авторы могли быть в курсе этой схемы с копированием работ с Фотолии на DollarPhotoClub.
Если же вдруг закроется artlab.club (надеюсь этого никогда не произойдет), никаких проблем не возникнет, поскольку лицензионные договоры заключены напрямую, на условиях открытой лицензии. Чтобы доказать свои права, покупателю достаточно предъявить любой документ от платежной системы, что были выполнены условия акцепта лицензии. А текст лицензии и факт существования артлаба можно восстановить через Машину Времени (http://archive.org).
Но в нормальной ситуации, вы как автор увидите ник покупателя в платежных данных, и этой информации будет достаточно, чтобы снять большинство вопросов, без лишней бюрократии.
5. Авторы получают 100% денег от покупателей
Это не какой-то временный маркетинговый ход, технически, все деньги в момент покупки поступают на индивидуальный кошелек автора. То есть по факту они поступают от покупателя автору напрямую, мы их вообще не видим. Не важно сколько денег, 1, 10, 1000 руб, вы сразу их получаете и сразу можете потратить. Никаких минималок, или специальных процедур вывода!
Для граждан РФ также возможно получить полный «идентифицированный» статус в салонах Евросети и пунктах CONTACT (платно).
Все способы идентификации — по ссылке.
Есть один важный момент, для того чтобы платеж был вам зачислен, анонимного статуса не достаточно. Вернее, вы можете завести анонимный кошелек и использовать его при публикации продуктов, но как только поступит какой-то платеж, Яндекс.Деньги попросят вас изменить статус на «именной», или «идентифицированный», иначе деньги вернутся отправителю. Для граждан РФ это не проблема, а для граждан других стран может привести к тому, что вы просто не успеете получить нужный статус и деньги вернутся покупателю. Поэтому лучше все-таки сделать это заранее.
6. Бонусы
Для того, чтобы дополнительно простимулировать покупателей покупать, было решено интегрировать на уровне размещения самих продуктов концепцию бонусов. Бонусы — это некие приятные дополнения от авторов, которые могут быть предложены в добавление к продуктам, чтобы вызвать желание непременно купить коммерческую лицензию.
7. Технические особенности
Как вы уже наверно догадались, площадка русскоязычная. Соответственно мы рассчитываем на покупателей из России и других стран бывшего СССР. Это на самом деле огромная аудитория, которая на наш взгляд незаслуженно обделена вниманием.
Freemarket размещен на поддомене. Все, публикации, комментарии, теги и т.д. у Freemarket и Дневников — разные. Однако, учетные записи, основная информация профиля, оформление профиля и рейтинг пользователей — один. Личка — одна и та же, нет разницы откуда писать и читать.
Каждый пользователь при соблюдении некоторых условий может открыть студию. Почему «студию»? Просто нам кажется это название лучше соответствует духу творчества и принципам артлаба. «Магазин» это что-то слишком коммерческое (а ведь продукты могут размещаться и без кнопки «купить», просто для раздачи). Студия это аналог дневника. В студии добавляются продукты.
Чтобы открыть студию будет введен минимальный порог по рейтингу. Если рейтинг пользователя не ниже этого значения (на данный момент 15 ед.), пользователь просто создает студию, не получая никаких разрешений. Если рейтинг ниже, нужно обратиться к администрации и приложить ссылку на любое портфолио, стоковое, дизайнерское, иллюстраторское и т.д. У нас нет желания устраивать какой-то жесткий отбор, но нужно понимать, что человек все-таки близок к нашим темам, понимает что тут происходит, и обладает минимальными навыками. Больше одной студии пока создать нельзя.
После открытия студии можно публиковать в нее продукты (так же как посты в дневники). В принципе, если вы пользуетесь артлабом, все должно быть интуитивно понятно. Чтобы продукт был опубликован, необходимо добавить файловый архив в формате ZIP (максимальный размер — 30 МБ), и добавить превью. Превью выбирается или через минигалерею, или изображение должно быть загружено в описание — тогда будет взята самая первая картинка. (Мы рекомендуем минигалерею.) Если эти условия не будут выполнены, продукт попадет в черновики. Чтобы продукт стал доступен для продажи, нужно указать номер вашего кошелька в системе Яндекс.Деньги, и цену от 1 до 15000 руб. Если что-либо из этого не указано, продукт будет доступен для скачивания, но не для продажи.
Кстати нет жесткой необходимости готовить превью специального размера, как на том же Креатив Маркете. Превью в нужных пропорциях вырежется из выбранной картинки автоматически. Если вы добавляете в качестве превью какой-то паттерн, то вероятно вам вообще не важны пропорции. Если же вы хотите точно соответствовать размерам (например, вы добавляете надпись), чтобы не обрезались края, или верх/низ, используйте изображение в пропорциях 750×400, или больших размерах с таким же соотношением сторон, например 1500×800.
Работает знакомая вам рейтинговая система, немного отличающаяся по настройкам от Дневников. При голосовании за продукт или добавлении его в избранное растет рейтинг продукта, автора и студии в которой он размещен. Кстати, поскольку рейтинг пользователей общий, его можно поднимать как на Фримаркете, так и в Дневниках. Чтобы иметь право голоса на Фримаркете нужно иметь рейтинг не ниже 5 ед. Рейтинг продуктов будет влиять на их положение при выдаче результатов поиска и при просмотре тегов.
Обратите внимание, система рейтинга целиком построена на голосовании сообщества. Это очень важно — наверх будут попадать не случайные продукты, или те, которые больше покупают, а те, которые по мнению сообщества достойны этого.
Выдача на главную также будет строиться по принципу главной страницы Дневников: если новый продукт набрал необходимый минимальный рейтинг, или администратор специально выбрал его, он попадает наверх, независимо от рейтинга других продуктов. Новое всегда топит старое. Можно также посмотреть ленту всех «Новых», «Топ» (сортировка по рейтингу), «Обсуждаемые» (сортировка по комментариям). Во всех этих выдачах можно применить фильтр по категории.
Да, чуть не забыл — оформление! Можно так же оформлять как студии, так и отдельные продукты!
Сейчас у нас установлено ограничение на публикацию — не более 10 продуктов в студии. Все что будет превышать этот лимит будет попадать в черновики. Ограничение больше техническое, нам нужно посмотреть что именно, какого размера, состава, будут добавлять пользователи. Посчитать необходимые ресурсы, дисковое пространство, полосу пропускания, сервера. Но оно так же немного и психологическое. Мы надеемся что это позволит людям все-таки выбирать для публикации более качественные работы, а не все подряд. Это очень важно, особенно на первое время, ведь по этим публикациям ресурс будут оценивать потенциальные покупатели. Со временем появится возможность публиковать больше продуктов.
Чтобы каждый раз не вводить номер кошелька, его можно добавить в контакты в настройках профиля. Обратите еще внимание, что если продукт был хоть раз опубликован, номер кошелька нельзя будет изменить в целях безопасности.
Спасибо что дочитали до этой строчки. В других постах я постараюсь более подробно коснуться отдельных вопросов. Будет намного меньше текста, я обещаю.
8. Ссылки
Любые конструктивные мнения, возражения, пожелания — приветствуются. Мы очень надеемся на активное участие сообщества в развитии проекта. Если появятся какие-то крутые идеи в связи с этим всем — давайте обсуждать.