Фриволите что это такое
Техника фриволите для начинающих
Фриволите – это техника плетения изящного кружева. Челнок или игла с тупым концом, моток ниток и вдохновение – этого достаточно, чтобы создавать удивительные аксессуары своими руками. Расскажем о тонкостях техники фриволите, дадим советы новичкам, покажем мастер-классы и подберем инструменты. Мы собрали все, что нужно знать о плетении кружева.
История
Слово «фриволите» образовано от французского «frivole», что переводится как «легкомысленный». Название отлично передает вид кружева, сплетенного своими руками. Оно получается изысканным и способно придать удивительное изящество, легкость и обаяние любой вещи.
Искусство плетения кружева зародилось на Востоке. Наибольшее влияние на его развитие оказали англичане. Согласно истории, именно они придумали основные схемы «классического фриволите». Специалисты утверждают, что англичане работали иглой. Челноки появились позже. Сегодня техника «фриволите иглой» тоже существует. Российским аналогом в XVIII-XIX веках были кружева на коклюшках. В это же время в Европе появилась техника «фриволите челноком». Именно она сегодня популярна больше остальных.
Где применяют
Изящное кружево можно встретить даже в работах известных дизайнеров. Они очень любят отделку в технике фриволите. Чем тоньше работа, тем выше ее ценят.
Самые популярные изделия в технике фриволите:
С чего начать
Лучше всего начать знакомство с техникой фриволите с изучения книг. В них вы найдете список необходимых инструментов, советы по выбору ниток, идеи для творчества. А главное – пошаговые мастер-классы и схемы плетения кружев в технике фриволите для начинающих.
Мы выбрали 3 самых популярных книги:
Инструменты и аксессуары
Чтобы освоить технику фриволите, достаточно купить челнок и нитки. Остальное – по желанию. Возможно, вам больше понравится техника «фриволите крючком» или использование иглы.
Дополнительно можно приобрести бисер, бусины и фурнитуры для украшений – все часто нужно мастерам, которые всерьез занимаются плетением кружев.
Челнок
Выполняет роль шпульки для нити, из которой вы плетете кружево. Челнок для фриволите помогает не запутаться в узелках и делать красивые узоры. Инструмент выполнен в форме рыбки с прижатыми концами и стержнем посередине. Можно работать одним челноком, но профессионалы фриволите выбирают небольшие – для работы с тонкими нитями, крупные – для толстой пряжи.
Набор игл
Иглы для вязания кружева в технике фриволите отличаются от обычных. У них тупой конец, а длина составляет 10-15 см. Советуем приобрести набор с инструментами разной толщины, чтобы работать любым типом пряжи. Хороший пример набора в магазине «Искусница» – по этой ссылке.
Нитки
Для плетения кружева в технике фриволите лучше всего использовать хлопковую или вощеную пряжу. Чем она тоньше, тем изящнее изделие. Однако из ниток средней толщины тоже получаются чудесные кружева.
3 подходящих варианта:
Салфетки для обвязывания
Не обязательно, но для старта – идеально! На этих салфетках – удобная канва с разметкой по краям. Стоит заказать тем, кто начинает работать с техникой фриволите. Такие салфетки помогут не запутаться и начать с простых аксессуаров. Посмотреть в магазине «Искусница» – тут.
Основные приемы
Не важно, какую технику фриволите вы предпочитаете – основы всегда одинаковые. Главных узлов всего 5:
Если вы никогда не работали в технике фриволите, посмотрите это видео с пошаговым мастер-классом, в котором автор дает подробные инструкции начинающим.
Мастер-класс
Мы выбрали пошаговый видео мастер-класс, с помощью которого вы овладеете простыми приемами техники фриволите и сделаете первое украшение своими руками. Вам нужны инструменты, о которых мы рассказали. А также энтузиазм и немного свободного времени. Посмотрите эту видео-инструкцию, с которой справятся даже новички в фриволите.
Надеемся, вы разобрались в технике плетения кружева. А главное – уже полны решимости сделать первое в жизни украшение в технике фриволите своими руками. Желаем творческих успехов!
Тайная история фриволите: от древности до нового времени. Часть первая
«Если хочешь что-то хорошо спрятать, положи это на видное место». (с)
Причиной написания этой статьи послужило отсутствие внятной, связной информации по кружеву фриволите не только в печатных русскоязычных изданиях, но и в русскоязычной части сети Интернет. Вся информация о этом виде рукоделия, как правило, ограничивается перепечаткой предисловия вступления в книге А.Г. Вечерской. Какое именно издание послужило источником для изложенного госпожой Вечерской материала — неизвестно, — но нам удалось найти первоисточник. В Интернете эта информация многократно не просто повторяется, не привнося в знания ничего нового, но и искажается, плодя ошибки.
У каждого вида кружева своя история возникновения, свой, на протяжении столетий, путь развития. Чаще всего, он виден ясно и отчетливо, а порой, как в случае с фриволите, совершенно теряется. Когда возникло фриволите, сказать с уверенностью невозможно, но можно представить себе путь его развития. Мы решили на основе найденных нами источников, изложить историю этого ремесла настолько достоверно, насколько это возможно.
История узелкового плетения, как и остальных видов плетения, бесспорно, уходит в далекое прошлое. Различны узлы, используемые приемы плетения, известны в древнейшие времена и у разных народов: они нашли применение для изготовления как сугубо утилитарных, так и изделий имеющих декоративно-прикладное значение — позументов, галунов и прочих басонных изделий.
Существует несколько версий возникновения этого типа кружева:
1. Морская или рыбацкая версия.
2. Восточная версия.
3. Итальянская версия.
4. Самодеятельная версия.
1. Морская или рыбацкая версия. Некоторые считают, что узлоплетение — различные приемы плетения узлов, которые были, потом собраны усилиями представителей разных народов в искусстве макраме, — могло быть разработано моряками, которые были знакомы, по роду своих занятий, с узлами и разными плетениями из них. Считается, что еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, шнуры, узелковые талисманы (наузы). Моряки были знакомы и с сетями, в плетении которых применяются челноки и которые, довольно давно, отличаются от ткацких. В узловязании вообще, как и в макраме и в плетении сетей, в частности, нашел применение челнок. Сейчас такой челнок в русском языке носит название «иглица» потому, что он похож своей формой на швейную иглу. Первоначально и ткацкий челнок мог иметь подобную форму — «иглица».
Ученые спорят, в каком ремесле произошло изобретение этого революционного приспособления, до сих пор.
Считается, что в 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В конечном итоге это нашли свой путь к Европе и узловязание стало, как техника макраме, популярно для украшения мебели и одежды. Применялось узловязание и в вышивке в поздние средние века — Чосер даже упоминает о нем в своих «Кентерберийских рассказах» (1387). В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии — итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники.
Но «морская версия» не единственная версия развития узелкового плетения. В пользу «сухопутной версии» говорит то, что узелковые переплетения известны были не только морякам: достаточно вспомнить перуанское узелковое письмо или славянские наузовые обереги, кельтские и древнеармянские, древнеалбанские орнаменты. Есть мнение, что узелковое плетение возникло как примитивное заделывание нитей основы у куска ткани, снятого со станка, также как и другие виды кружева: игольное и плетеное, — начались с заделывания нитий основы. Такое случалось в человеческой истории, что одно умение возникало почти одномоментно и развивалось практически одновременно в разных уголках земного шара, казалось бы, не связанных друг с другом. Но у нас нет единой «сухопутной версии» — мы имеем их три, две из которых по силе приводимых аргументов в пользу каждой из них, можно считать равнозначными. Все три версии имеют одинаковую распространенность, но закончим мы наименее аргументированной. А «морскую версию», как версию возникновения такого узелкового кружева как фриволите в среде моряков, так же можно считать не состоятельной — но влияние мореходства на развитие и распространения узелковых плетений бесспорно.
2. Восточная версия. Широко известное утверждение, распространившееся в Интернете, что фриволите, как вид кружевоплетения также пришел в Европу с Востока: «На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Именно на Востоке был изобретён челнок, который нашел применение и в ткачестве, а затем, с помощью которого стали создавать совершенно новые образцы искусного рукоделия. Первоначально челноки были большего размера и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью», — не лишено основания. Как уже говорилось, многое исследователи сходятся, что в Европу кружево попало из восточных стран, возможно из Ирана. В современном персидском слово «челнок» (Makouk) звучит как «маку» (в большинстве интернет-публикаций «макук» пишут как «манук», что является очевидной ошибкой). Самый древний челнок, по мнению некоторых иследователей, был найден в раскопках на территории современной Турции. В Турции также бытует свой характерный стиль фриволите называющийся «mekik oya», который, при имеет свои характерные стилистические отличия от европейского фриволите. Но нет достаточных оснований предполагать, что это было именно так: но очевидно, что в общем, кружево пришло с Востока. Некоторые исследователи относят корень «маку-» и к происхождению арабского слова «макраме» — и, как известно, в этой технике так же изготавливается кружево.
Забегая в перед: еще одно косвенное свидетельство того, что ранние формы фриволите довольно сильно отличаются от современных, можно найти в первых изданиях, посвященных этому виду рукоделия. Там не было никаких «цепей» и работа состояла только из отдельных колец, которые были сделаны с использованием только одного челнока и затем связали или сшитые впоследствии вместе в мотивы или группы. Иногда кольца были сделаны с иглой, которая несла, вместо челнока, рабочую нить — это говорит ещё раз в пользу «восточной версии» — на Востоке широко распространено было игольное кружево и именно отсюда оно пришло в Европу.
3. Итальянская версия. Эта версия объединяет в себе морскую версию: Средневековье пути с Востока на Запад лежали через Италию. Не стоит забывать и об обширном побережье Италийского полуострова. Связи с Северной Африкой, Ближним Востоком, Сицилией мавров, и Андалузским халифатом: о возможном попадании с кружева с Востока мы уже говорили, — так почему бы ему не прийти через Италию? Мы уже писали: считают, что в 17 веке узелковое плетение из Испании и Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Причем распространилось в виде плетения узелковых цепочек, которые применяли для вышивки. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. С другой стороны, в Европу кружево попало из восточных стран.
Роль монастырей до конца не ясна, но предполагают, вероятно, монахинь, столько форм, кружева и рукоделия обязаны своим существованием монастырей. Например макраме.
4. Самодеятельная версия. По этой версии считается, что в отличие от других видов кружевоплетения и, в частности кружевоплетения на коклюшках, которые возникли и развились в ремесленной среде, техника фриволите возникла в XVIII в., в домашних условиях. Это самая привлекательная версия: она более всего мифологизированная, в ней множество прекрасных женщин, в том числе и коронованные особы, в её пользу обычно привлекают множество иллюстраций… — которые мы намеренны, привлечь для того, чтобы ее разрушить.
В Интернете можно встретить: «В 18 в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз — из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром», — противоречивое утверждение, основанное на недостоверных сведениях.
То, что нити, применяемые в кружевоплетении, тогда стали тоньше, отмечают все исследователи: это связано как с модой (отказ от золотых и серебряных нитей), так и удачной селекцией льна, прогрессом в области техники прядения: фриволите не могло остаться в стороне, — если бы техника фриволите существовала или оформилась в вид рукоделия и достигло бы товарного производства.
Что известно о том периоде? — Известно то, что кружева были в моде, возникали новые центры изготовления кружева (в том числе, и плетением), совершенствовались и развивались технологии. В письменных источниках термин фриволите (и равновеликие с ним) не встречается, а в английском языке встречается как «knot», «knotting» и равнозначные.
В это время челночное рукоделие считалось элегантным, аристократическим занятием для дам высшего общества. Этим рукоделием не гнушались и коронованные особы. B Англии и Франции это было любимое времяпрепровождение придворных дам. В модном свете эпохи Просвещения дама никогда не сидела с пустыми руками. Вы можете подумать, что желание «занять чем-то руки» было связано с необходимостью совместить приятное с полезным. Праздность, как её тогда понимали, была не в моде. Вполне возможно, что часть родовитых дам руководствовалась не высокими идеями эпохи, а лишь своим тщеславием и модой.
Челноки переносились в маленьких, завязывающихся сумочках, напоминающей большой кисет, которые были также богато декорированы и даже могли быть украшены драгоценностями. Светскую даму было без подобной сумочки и не увидеть. На старинных портретах дамы, зачастую позировали с челноками в руках как, на пример, королева Шарлотта. Ее портреты часто приводят в виде примера типичного изображения дамы с плетением фриволите.
В возрасте 17 лет она стала супругой короля Великобритании, Георга III. Королева Шарлотта очень любила искусство и, в частности, оказывала поддержку своему учителю музыки Иоганну Кристиану Баху (сыну знаменитого композитора) и Вольфгангу Амадею Моцарту, который в возрасте 8 лет посвятил ей один из своих опусов. Она также широко занималась благотворительностью. Королева хорошо знала ботанику и участвовала в создании Королевского ботанического сада. Считается, что королеве Шарлотте принадлежит рецепт сладкого десерта из яблок, запеченных в тесте (шарлотки).
На картинах Бенджамина Уэста «Королева Шарлотта с дочерью» (Benjamin West, Queen Charlotte with Charlotte, Princess Royal, 1776) и «Королева Шарлотта» (Benjamin West, Queen Charlotte, 1776) видно челнок для плетения узелков в правой руке королевы. Некоторые думают, что на этих портретах в левой руке королевы Шарлотты не что иное, как кольцо фриволите. И некоторые утверждают, что на указательном пальце левой королевы руки видна нить, которая тянется из сплетённого фрагмента кружева. На самом деле такие утверждения — нелепица не меньшая, как и утверждение, что королева придумала рецепт «шарлотки».
Схемы фриволите для начинающих, фриволите, выполненный иглой и не только, подробный мастер — класс
Все представительницы прекрасного пола грезят о красивых ажурных и недорогих украшениях, которые они способны изготовить своими руками, потому что это не только интересно, но и просто. Схемы фриволите будут полезны всем начинающим рукодельницам!
Нетрудно догадаться, что термин «фриволите» пришёл к нам из французского языка. Благодаря тому, что узел фриволите вяжется при помощи челнока, данную технику плетения называют челночной. Но сначала вы можете освоить технику работы иглой для начинающих.
Прямой узел
Если вы хотите попробовать сделать прямой узел, вам стоит знать, что он плетется одним челноком.
— в первую очередь стоит взять челнок в правую руку и нить обмотать вокруг левой руки, а большим и указательным пальцем зажимаем концы нити.
— нитку, которая следует от челнока нужно накинуть на правую руку, а затем продеваем челнок в петлю, которая у нас образовалась.
— и последним этапом является, уведенье челнока немного вверх, а после на себя, для того чтоб образовался тот самый узелок.
Особенности
Основой для создания изысканной бижутерии в технике анкарс стало рукоделие с богатой старинной историей фриволите. Узелковое кружево изготавливают при помощи иглы или челнока, в качестве пряжи мастерицы советуют выбирать хлопчатобумажные нити. Главное отличие классического кружева фриволите от анкарс состоит в том, что изделие вяжут из тонких синтетических нитей, а узоры щедро украшены жемчугом, различными бусинами.
Вязаная брошь выполненная в технике анкарс
Из простых подручных материалов можно создавать настоящие драгоценности: перстни, браслеты, колье и даже свадебные диадемы.
Свадебная корона украшена бисером и жемчугом Колье плетенное из капроновой нити с бисером
Необычный галстук выполнен своими руками по технике анкарс
В отличие от фриволите, у анкарс есть свой автор, Екатерина Степная. Вскоре увлекательный филигранный процесс полюбился многим мастерицам. Открыв для себя удивительный мир рукоделия, они охотно делятся опытом. Новичкам не составит труда самостоятельно освоить оригинальный вид прикладного искусства благодаря множеству пособий, обучающих книг, видео, мастер-классов от опытных мастериц.
Коротко о фриволите анкарас
Декоративные изделия, выполненные в технике анкарс, визуально имитируют скань — старинное ювелирное искусство, когда узор состоит из множества застывших капелек металла.
Приступая к работе, важно понимать принципиальные отличия схожих направлений. Залогом успеха является умение правильно подбирать рабочие материалы и инструменты. Особое внимание следует уделить выбору пряжи.
Несколько основных правил:
Набор различных ниток для плетения
При выборе пряжи для фриволите и анкарс стоит помнить о комфорте. Изделие не должно царапать кожу или причинять дискомфорт.
Дуга фриволите
Для изготовления элемента дуга, вам понадобится два челнока.
— в первую очередь вам следует завязать два конца ниток и зажать узелок левой рукой, точно так же как мы делали и в предыдущие разы, это у нас будет javascript:void(NULL);указательный и большой палец.
— затем нужно нашу нитку обвести вокруг пальцев на левой руке и еще несколько раз обмотать вокруг мизинца и таким образом челнок будет висеть на мизинце.
— тем челноком, который у нас висит на правой руке нужно выплетать двойные узоры.
И самый последний элемент, который у нас остался – это пико, он в данной технике может выполнять несколько функции. Он может служить как для украшения, так и для затягивания узлов. Чтоб соединить элементы при помощи пико, вам понадобится крючок.
Изучаем технику плетения фриволите иглой для начинающих со схемами
Что вам необходимо иметь под рукой:
Проденьте нить в иглу. Кладете нить на палец. Сверху нити кладете иглу. Если вы имеете представление о том, как нанизываются петли на иглу во время вязания. То выполняйте эти действия, до намеченного вами места создания кружева.
Для того, чтобы конкретизировать свой узор, можно воспользоваться узором пико. Когда вы выполнили петлю, приступите к этому действию снова. Свяжите ещё 4 узла фриволите.
Для того, чтобы получить пико, вам необходимо оставить немного свободной нити от 5 до 6 узла. Выполните ещё одни узел.
Схема понятна. Таким образом, вы способны выполнить огромное количество узлов в технике фриволите и сотворить множество рисунков на свой вкус и стиль.
Кружевные украшения: фотогалерея
История техники
Пока о технике фриволите известно немного, что порождает множество споров между искусствоведами. Например, о том, где впервые появилось фриволите? В Италии или Азии? Но одно они знают наверняка – в Европе впервые узелковое кружево можно было увидеть в конце XVII века. Именно тогда стало очень модно украшать одежду плетением под золото и серебро. Кружево размещалось на манжетах, воротничках, чепцах, юбках, заколках, жабо и так далее.
Хотя особых изменений в технологии плетения фриволите на протяжении нескольких столетий не было, модернизация затронула используемые инструменты и материалы. А на сегодняшний день они стали не только удобнее, но значительно дешевле. Этот факт придал фриволите еще большей популярности среди рукодельниц.
Начало работы – заправка челнока
Челнок является основным инструментом в плетении фриволите. Если не научиться правильно его заправлять, то не получится хорошей работы.
Из чего состоит челнок? Его конструкция представляет собой две овальные пластины, почти соединяющиеся с обоих концов, внутрь которых закрыт центральный корпус.
Нить заправляется в отверстие центральной бобины и закрепляется узлом. Далее нить проводят через края двух пластин, стараясь намотать её таким образом, чтобы она была помещена внутрь челнока.
Если вы все сделаете правильно, то пряжа будет защищена от порчи и грязи.
Серьги для модницы
При начальном изучении рукоделия достаточно иметь базовые знания в работе с узлами. Кстати, попробуйте сделать несложные аксессуары для дома. Но вернемся к моде. Для изделия понадобятся:
Делать обычное плетение легче, но ведь нужно учиться и сложному. Уберите со стола ненужный материал, положите полотенце. Заправьте нить в челночок. Иглой вдеваем в бисеринки нити.
Теперь обратимся к схеме. Именно по ней и будет вестись работа, обращайте внимание даже на мелочи. У нас будет «полный узел». Вместо пико будем вплетать бисеринки пошагово. Примерно 1 или 3.
Завершаем работу бусинками. Кругляшки подплетем в колечки, капельки разместим снизу. Дальше украшать можете самостоятельно.
Вот еще варианты схемок для украшения:
Теперь рассмотрим более легкие сережечки:
Возьмем нитки, иглу и крючок.
Так и заканчивается изделие.
Войти на сайт
Слово «фриволите» заимствовано из французского языка. Итальянцы называют этот вид кружева «occhi», т. е. «глаза» (сравните с русским «очи»), за характерную для него форму глазков. Встречается и еще одно название: «челночное кружево» — по употребляемому для его выработки инструменту.
Технология фриволите основана исключительно на узловязании. Нить подается с маленькой шпульки, размещенной в корпусе челнока, и перерабатывается обеими руками.
Правая рука держит челнок и обводит его вокруг нити, которую оттягивает со шпульки и удерживает в натянутом состоянии левая рука. В результате переработки только одной нити получаются ряды узлов, сформированных в кружочки и дужки. Из одной части оттянутой нити возникает стержень, из другой оплетка стержня, похожая на петельные стежки, поочередно то лицевые, то изнаночные. Обе части вместе дают двойной петельный узел.
В руководствах по выработке кружева фриволите он именуется просто «двойной узел». Признаком кружева фриволите является непрерывное, без пропусков, соединение узлов и формирование некоторых узлов дуг и кружочке. Челнок используется как инструмент одновременно для держания и подачи нити подобно коклюшкам при получении коклюшечного кружева.
Первоначально челноки были побольше и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В 18 в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз — из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром. Сейчас такие челноки делаются чаще всего из кости или пластмассы.
Самым подходящим сырьем для получения кружева фриволите является крученая нить, а также узелковая пряжа из льна, хлопка или шелка. Кроме челнока употребляется еще один вспомогательный инструмент — вязальный крючок, а иногда — достаточно толстая швейная игла.
У каждого вида кружева своя история, свой путь в веках. Иногда, он виден ясно и отчетливо, а, порой, совершенно теряется. Многие ссылки очень многозначны, их трактовка, порой, затруднена из-за того, что их приходится многократно переводить. Сначала с древнего языка на современный, затем на языки тех стран, где выходят переводы книг. Конечно, этого можно было бы избежать, если те, кто брался за исследования, владели языком оригинала. Но это не всегда возможно. Поэтому приходится довольствоваться переводными изданиями.
Современные исследователи приходят, иной раз, к совершенно неожиданным выводам. Всем известно великое произведение древне — греческого поэта-слепца Гомера «Одиссея». Один эпизод повествует о том, как Пенелопа — жена Одиссея долго обманывала своих женихов. Она обещала дать ответ, когда соткет погребальное покрывало для своей свекрови. Суть обмана заключалась в том, что ночью она распускала свою дневную работу. Однако, на ткацком станке очень сложно распустить сделанное, на это уходит едва ли не больше времени, чем на новое плетение, кроме того, остаются заметные следы. Весьма вероятно, что Пенелопа не ткала, а вязала покрывало на спицах, поскольку вязаное полотно можно легко и быстро распустить без заметных следов. И подобных ошибок немало.
По вышеизложенным причинам сохранилось мало исторического материала. С большой вероятностью можно выдвинуть теорию «восточного» происхождения данного кружева. Так как челнок был изобретен народами Востока и получил название «манук». В Европе оно впервые появилось в Испании, где его называли occhi (okko, то есть глазок), поскольку испанские гипюры, изготовленные с помощью челнока, состояли в основном из колец, имеющих овальную форму, напоминающую форму глаза. В Германии это кружево называют Schiffchenspitze (шиффен шпитцен) — челночное плетение или челночное кружево.
В Англии tatting (тетин от «tat» — плести кружево) — плетеное кружево. Происхождение французского слова frivilite (фриволите) двояко. С одной стороны: «frivole» — «пустой» можно отнести к структуре кружева — неплотное, с большими, незаполненными дырочками, с другой это же слово можно перевести как «легкомысленный», что, в свою очередь можно отнести либо вообще к легкомысленности любой отделки, либо к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, оно было очень популярно в этих кругах, т.к. не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести пустые, легкомысленные беседы. Так или иначе, в Россию челночное кружево пришло из Франции, и поэтому мы зовем его «фриволите».
Особенно модно фриволите было XVII веке. Сплетенные в этой технике кружева были изготовлены из более грубых, чем другие виды кружева, материалов (даже из тонкого шнура) использовались для отделки верхней одежды, обшивки мебельных чехлов, занавесей, портьер. В конце XVII начале XVIII веков, когда особенно модно было украшать одежду, даже мужскую, кружевными воротниками, манжетами, жабо, кружевами отделывали юбки, фартуки, чепцы, оно являлось привилегией высшей знати. Так как основным материалом для его изготовления в то время служила тонкая золотая и серебряная нить.
Но уже в середине XVIII века в кружево начитает вводиться шелковая и льняная нитка, в связи с чем, кружевоплетение получает все более широкое распространение. В российских помещичьих имениях наши мастерицы с интересом осваивали технику плетения западного кружева, дополняя ее своими находками. Неизвестные кружевницы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества.
Перчатки, сумочки, накидки, зонтики — вот неполный перечень изделий, являвшийся обязательной принадлежностью светской дамы. Кружевоплетению учили и дома, (мастерство передавалось от матери к дочери), и в пансионах, и в институтах благородных девиц. Умение вышивать, шить, вязать, плести являлось одной из обязанностей женщины. Рукоделие брали с собой на вечера, в путешествие, вспомним хотя бы романы Л.Н.Толстого «Война и мир», «Анна Каренина».
Очень доступный мастер-класс по фриволите иглой,надеюсь фотографии позволят вам обучиться этой технике)(с)История фриволите
Кружево фриволите особенное. И вот в чем его своеобразие. Это кружево составлено из о д н о г о узла. Для того,чтобы освоить технику его плетения достаточно научиться плести о д и н узел.
Двойной узел Нить должна находиться за иглой.
Узел закончен. Это единственный узел во фриволите.
Все разнообразие рисунков этого кружева строится на сочетании трех элементов *колечко *дуга *пико
Пико Сделан один двойной узел
вяжите ещё 4 узла, чтобы всего получилось 5 дв.узлов. Следующий узел вяжите, оставив немного свободной нити. После это образует пико.
притяните двойной узел вполтную к другим узлам. Сейчас на игле 5 дв.узлов, пико, 1 дв.узел.
Свяжите ещё 4 дв.узла, пико, 5дв.узла, пико, 5 дв.узла. Пико — это петля между узлами
Изготовление кольца Чтобы сдеать кольцо: правой рукой держите иглу, а левой стягивайте узлы с иглы в сторону глазка
Продолжайтя стягивать узлы вниз по нитке
Продолжайте затянивать. позволяя кольцу образоваться меж ваших пальцев.
Это готовое закрытое кольцо. Чем сильнее вы его затяните, тем меньше оно будет, однако тянуть нужно только длинную часть
Соединение колец Свяжите 5 дв.узлов. Для соединения (+), пустите нить за работой
протяните иглу с нитью через пико предыдущего кольца при помощи кончика иглы
Протяните нить, как показано на фото
Затем, свяжите 5 дв.узлов, пико, 5дв.узлов, пико, 5 дв.узлов на игле. закройте кольцо, снимая с иглы связанное. Теперь два кольца соединены.Соединённые кольца имеют общее пико. Соединение всегда совершается только этим способом.
Добавка новой нити и маскировка концов Если у вас закончилась нить, отрежьте новый кусок от клубка. Затяните в иглу и протяните иглу через последний двойной узел. продолжайте тянуть, пока не останется хвостик длинной несколько см.
Завяжите узел рядом с дв.узлом.
Оставьте немного нити свободной и вяжите дальше
Чтобы спрятать конец, нужно затянуть нитку в иглу и протянуть иглу внутри 2-4 дв.узлов
Изготовление кольца нитью от клубка Набираем не иглу: 2 дв.узла, пико, 2 дв. узла, пико, 2 дв.узла, пико, 2 дв. узла, пико, 2 дв.узла, пико, 2 дв.узла
Игла должна выглядеть так.
Придерживая двойные узлы, аккуратно спустите их с иглы, оставив маленькую петлю в конце
Протяните иглу через петлю. продолжая тянуть, образуя кольцо.
Чтобы перевернуть кольцо, поверните его на обратную сторону, как страницу книги.
После того, как вы повернёте кольцо, нити перекрестятся. образуя петлю
Протяните иглу через образовавшуюся петлю и затяните узел
Изготовление цепочки Положите иглу на только что изготовленный узел
Вяжем 3 двойных узла, пико, 3 дв.узла, пико, 3 дв.узла, пико, 3 дв.узла на иглу. Не оставляйте никакого пространства между первым узлом и кольцом.
Снимите узлы с иглы, и продолжайте тянуть до самого кольца. Цепочка закончена
Повернуть работу. Перевернуть её изнанкой вверх, как бы перернули страницу книги. Образовывается петля.
Протяните иглу сквозь образовавшуюся петлю концом вверх. Единственная разница между кольцом и цепочкой есть то, что для кольца протягиваем иглу и нить вверх через кольцо, а для цепочки тянем нить, пока петля исчезнет.
Делаем 2 двойных узла, пико, 2 двойных узла,+(к предпоследнему пико предыдущего кольца), 2 дв.узла, пико, 2 дв.узла, пико, 2 дв.узла, пико, 2 дв.узла на игле
Закройте кольцо, но не забудьте протянуть иглу через кольцо
Зятянуть узел потуже
Повернуть работу (изнанкой вверх) и затянуть узел
Вторая цепочка. Свяжите иглой 3-3-3-3. Протяните нить через цепочку и поверните работу. После каждого кольца или цепочки обязательно завязывайте узелок
кольцо 2-2+(к предпоследнему пико предыдущего кольца) 2-2+(ко второму пико первого сделанного кольца) 2-2, закрыть, повернуть
Вяжите цепочку 3-3-3-3, повернуть. Затяните узел
Новая нить и двухцветное фриволите Новая нить Новую нить можно добавить только в конце кольца или цепочки. После кольца лучше.
АНКАРС- техника вплетения в кружево бисера.
(с) источник Мастер-класс: Фриволите крючком, иглой, челноком, на пальцах
Очень часто при плетении изделий в технике фриволите используются замкнутые мотивы, каждый из которых плетется отдельно и соединяется с другими при пощи пико. Таких мотивов существует великое множество, разных по размеру, форме и сложности исполнения. Если вы решили сплести изделие полностью из отдельных мотивов, то сплетите сперва несколько разных образцов, вырежте из бумаги шаблоны по форме и размеру этих мотивов, разложите шаблоны на выкройке изделия. Таким образом вы точно сможете расчитать все нюансы предстоящей работы.
Простой квадратный мотив, плетется в один ряд. 1,7 — К (6п4п2п4п6) 2,6 — Д (4п4) 3,4,5 — К (5п4п2п2п4п5) 8 — Д (6п3п3п6)
Этот четырехконечный мотив плетеся очень просто — без отрыва в один ряд. Все кольца — (3п3п3п3п3п3п3) Все дуги — (3п3п3п3)
Шестиугольный мотив «снежинка»
Этот мотив плетется в один ряд. Мотив сплетен нитями разных цветов. 1 К (3п3п3п3п3п3п3п3) 2. К (3п3п3п3п3п3п3п3п3п3) 3. К (3п3п3п3п3п3п3п3) 4. Д (2п11) 5. К (5п5п3п5п5) 6. Д (11п2)
Мотив «восьмиконечная снежинка»
Замкнутый мотив плетется в два ряда. Первый ряд состоит из одного элемента — кольца №1. 1. К (3п3п3п3п3п3п3п3п3) 2,6 К (3п3п3п3п3п3п3п3) 3,5 Д (3п3п3) 4. К (3п3п3п3п3п3)
Шестиугольный мотив фриволите
1 — Кольцо (8п5п3) 2 — Кольцо (3п5п1п1п5п3) 3 — Кольцо (3п5п8) 4 — Кольцо (4п4п4) 5 — Кольцо (4п4п1п1п4п4)
Квадратный мотив фриволите 1
1 — К (3п3п3п3п3п3п3п3п3п3) 2 и 10 — Дуга (5п5) 3, 5, 7 и 9 — Кольца (5п5) 4, 6 и 8 — Дуги с декоративными пико (2п2п2п2п2) 11 и 13 — Дуги (7) 12 — кольцо (5п5)
Квадратный мотив фриволите 2
Это вариант предыдущего мотива
1 — К (3п3п3п3п3п3п3п3п3п3) 2 и 10 — Дуга (5п5) 3, 5, 7 и 9 — Кольца (5п5) 4, 6 и 8 — Дуги с декоративными пико (2п2п2п2п2) 11 — Дуга (7п7)
Много больше мотивов можно найти здесь Схемы замкнутых мотивов
Закладка для книги — маленькая изящная вещица, для которой техника фриволите подходит просто идеально. Полоска ажурного плоского кружева прекрасно выглядит и легко выполняется. Если Вы еще только постигаете мастерство узелкового кружевоплетения — то закладка, это то издедие, с которого стоит начать.
1 Дуга — 2п3п3 2 и 4 — Кольца — 3п2п2п2п2п2п3 3 Кольцо — 3п2п2п2п2п2п2п3 5 Дуга — 3п3п3п3п5пп3 6 Дуга — 3п3 7 Кольцо — 3п3п3п3 8 Дуга — 4 двойных узла фриволите 9 Кольцо — 4п2п2п2п2п2п3 10 Кольцо — 3п2п2п2п2п2п2п3 11 Кольцо — 3п2п2п2п2п2п4 Далее плести соблюдая симметрию
По данной схеме можно сплести закладки из нитей двух цветов
К Новому году Кружевная маска
Маска плетется в три приема. Сначла две одинаковые обводки для глаз, соединенные вместе лишь одним пико, и далее общее кружевное обрамление, украшенное декоративными пико. Вместо декоративных пико можно вплести бисер. Схема работы представляет собой чередующиеся простые элементы фриволите: кольца и дуги.
Первый ряд (2 шт) 1 — кольцо (5п5п5п5) 2 — дуги (6) 3, 5 и все остальные кольца первого ряда — (4п5п5п4) 4, 6, 7, 8. 9 — дуга (7) 10 — дуга (4) 11 и 12 — дуга (3) 13 — дуга (5) 14 — дуга (7) 15 — дуга (6) 16, 17, 18 — дуга (7) 19, 21 — дуга (5) 20 — дуга (4) 22 — дуга (5) 23 — дуга (8) 24 и 25 — дуга (3)
Второй ряд 1, 3, — кольцо (6п6) 2,8 — дуга (4п2п2п4) 4 и 6 — кольцо (5п5) 5, 11 — дуга (3п2п2п3) 7, 9, 10, 12 — кольцо (6п6) 13 — кольцо (5п5) 14, 17, 20 — дуга (5п2п2п5) 15, 16, 18, 19, 21, 22 — кольцо (5п5) 23, 26 — дуга (4п2п2п4) 24, 25 — кольцо (5п5) 27, 29 — кольцо (5п5) 28 — кольцо (5п4п5) 30 и 32 — кольцо (4п4) 31 — кольцо (4п2п2п4) 33, 36, 39, 42, 45 — дуга (3п2п2п3) 34, 35, 37 — кольцо (4п4) 38, 40, 41, 43, 44, 46 — кольцо (5п5) 47, 49, 50, 52, 53 — кольцо (6п6) 48, 51, 54 — дуга (4п2п2п4) 55 — кольцо (7п7) 56 — дуга (5п2п2п5) 57 — кольцо (10п10) 58 — дуга (4п2п3) 59 и 61 — кольцо (3п3п3п3) 60 — кольцо (3п3п2п2п3п3) 62 — дуга (3п2п4) 63 — кольцо (8п8) 64 и 66 — кольцо (7п7) 65, 68 — дуга (5п2п2п5) 69 — кольцо (6п6)
(с) Кружевная маска
Материалы и инструменты для вязания кружева
Всё необходимое для вязания фриволите с помощью крючка можно найти в обычном магазине для рукодельниц и уместить в небольшой сумочке-косметичке, которую, при желании, можно носить с собой везде.Итак, для работы понадобятся:
Инструменты для плетения фриволите
Королева бала
Конечно, чтобы достичь такого уровня мастерства, понадобится не один год. Но изготовить серьги с бисером «Ажурные капли» можем уже сегодня.
Изготовление этих сережек предполагает, что рукодельница уже владеет основными приемами фриволите: прямая и обратная петля, узел «фриволите», плетение кольца и дуги. Смотрим мастер-класс на видео и учимся создавать красивую бижутерию под руководством опытного мастера:
Еще один способ выполнения узелкового кружева – вязание крючком. Узелки фриволите совместно с обычной техникой вязания крючком позволяют получить очень интересные изделия.
Техника фриволите насчитывает своей истории не один десяток лет. И нашла преданных поклонников по всему миру. Но не смотря на свой «возраст», она таит в себе еще много не раскрытых тайн и секретов, которые предстоит открыть новым рукодельницам.
Свадебное колье
В самый торжественный момент жизни невеста должна быть неотразима. Долой шаблонную бижутерию, создадим эксклюзивное колье своими руками. Для этого понадобится творческий настрой, лавсановые нитки и люрекс, два челнока, прозрачный бисер (крупный и мелкий) и жемчуг. Основа украшения выполняется в узелковой технике фриволите.
Свадебное плетенное колье станет изюминкой образа невесты
Для анкарс в один челнок заправляется нить с крупным бисером, а в другой — с более мелким. Для работы потребуется схема, которая поможет соблюсти последовательность шагов. Алгоритм следующий:
Длина основы для колье рассчитывается индивидуально, оптимальный размер — 44 сантиметра. Самый последний этап в работе наиболее приятный. Декорируем основу колье жемчугом и бисером. Можно придерживаться первоначальной схемы, но если нанести последний штрих по-своему, получится поистине эксклюзивное украшение. В такой же технике можно создать целый набор украшений, дополнив колье сережками, браслетом и даже нежным ободком.
Процесс создания украшений в технике анкарс — это не только творчество, но и кропотливый труд, который всегда вознаградит мастерицу уникальным шедевром ручной работы. Изучив основы и простейшую «азбуку» старинного искусства, можно творить чудеса, создавая бесценно оригинальные вещицы.
Вещи по технике фриволите
Наши рекомендации
Если вы только приступаете к освоению техники фриволите, то начинать лучше с работы иглой, а потом приступать к выполнению изделий челноком. Стараться подбирать для обучения самые простые вещи – салфетки, небольшие кулоны или сережки, колоски, а дальше уже переходить и к более сложным изделиям (диадемы, шапочки, платья, вазы, зонты, игрушки и все, что вы сможете придумать сами). На них очень красиво смотрится декорирование бисерными узорами, поэтому если вы занимались раньше бисероплетением, то вам будет намного легче и понятнее разобраться с техникой фриволите.
Начинающим рукодельницам проще учиться по урокам с видео, где подробно рассказывается и показывается каждый момент работы.
Стоит не забывать, что все детали будущего изделия нужно хорошо и плотно подтягивать, чтобы они могли сохранять необходимую им форму. И самое главное, мастерицам понадобится усидчивость, терпение, точность следования рисунку и внимательность.
Серьги фриволите Серьги фриволите
Серьги фриволите
Серьги фриволите