Фрост панк игра о чем

Frostpunk

Всего-то пару миллиардов лет назад Земля была полностью скована льдом. Ну, почти полностью — кое-где на экваторе оставалась полоса холодного океана. С тех пор наша планета успела оттаять и снова подмёрзнуть сотни раз, но ни разу она не терпела аналогичной катастрофы.

Frostpunk ставит нас перед фактом: Земля вновь покрыта снегом. Полностью. Надежды нет, оттепели не будет, биосфера и цивилизация гибнут, а игроку поручено исполнить увертюру на этих похоронах органической жизни.

Фрост панк игра о чем. Смотреть фото Фрост панк игра о чем. Смотреть картинку Фрост панк игра о чем. Картинка про Фрост панк игра о чем. Фото Фрост панк игра о чем

Тысяча восемьсот насмерть замёрзший

В конце XIX века викторианская Британия переживает триумф стимпанка: на паровой тяге работает всё что душе угодно — роботы-автоматоны, протезы, машины. Жаль, что именно в этот исторический момент массовое извержение вулканов затянуло небо тучами пепла, да и само Солнце вдруг начало слабеть.

Апокалипсис наступил быстро. Лёд и снег скрыли Европу, Азию, Америку и вообще всю сушу, а потом и океаны. Первые попытки бежать на юг оказались самоубийством, поэтому следующая волна беженцев из вымирающих городов империи устремилась на север, к богатым залежам угля.

Там и начинается Frostpunk, независимо от того, какой из трёх сценариев вы выбрали. Выжившие участники экспедиции водружают исполинский генератор тепловой энергии, который становится сердцем поселения. Здесь и предстоит возводить даже не город, а убежище. Добывать уголь для генератора, еду для жителей, древесину и сталь для построек. Проводить исследования, чтобы открыть новые структуры и улучшить старые. Налаживать нехитрую «социалку», которая почти полностью подчинена здравоохранению: уже в начале природа радует лёгким морозом в –20 градусов, а предельные температуры так вообще за гранью возможного на Земле. Пожалуй, если я назову нижний предел, то это будет спойлером.

Здесь вам не Tropico и не SimCity. Деньги вышли из обихода, рабочие в угольной шахте работают за «жрат», из развлечений — пьянство, драки на арене и редкие дуэли на разводных ключах. Frostpunk определённо уступает прочим «градостроям» в богатстве промышленности и вообще отраслей.

Это легко объяснимо: здесь, как и в прошлой игре 11 bit studios, This War of Mine, вы лишь оттягиваете неизбежное, выживаете в стремительно ухудшающихся условиях. Только формат выбран иной — не подпольно-ролевой, а сити-менеджер наподобие незаслуженно забытой Banished.

Фрост панк игра о чем. Смотреть фото Фрост панк игра о чем. Смотреть картинку Фрост панк игра о чем. Картинка про Фрост панк игра о чем. Фото Фрост панк игра о чем

Ради жизни на Земле

Frostpunk не просит генерировать прибыль или добиваться величия. Всё, что требуется от капитана экспедиции, — сохранить своих подопечных в живых. Ну, во втором сценарии «Ковчеги» требуют уберечь хранилища с образцами флоры, что всё равно невозможно без обслуживающего персонала.

Но при этом Frostpunk чужда статичность: ситуация будет становиться всё сложнее и сложнее. Первые дни ваши поселенцы лениво собирают ресурсы из раскиданных повсюду куч, а ночуют под открытым небом, в тени генератора.

На десятый день приходится ставить лесопилки и пускать на брёвна мёрзлый лес, срочно заменять палатки на бараки, потому что температура скоро упадёт сразу на 30 градусов, а на пороге очередная группа беженцев.

На пятнадцатый день вы гоняете разведчиков по округе в поисках паровых ядер, ведь хижины охотников больше не добывают достаточно дичи и пора бы строить теплицы.

На двадцатый день кончается лес, и вы строите огромный бур, который сверлит ледяную стену ради редких вкраплений древесины.

На двадцать пятый день генератор с такой скоростью жрёт уголь, что двух угольных шахт и двух угледобытчиков перестаёт хватать, как и свободного места в тесном «колодце» среди льда, где страдает от перенаселения ваше логово.

Фрост панк игра о чем. Смотреть фото Фрост панк игра о чем. Смотреть картинку Фрост панк игра о чем. Картинка про Фрост панк игра о чем. Фото Фрост панк игра о чем

А потом приходят напуганные до смерти доходяги и говорят, что с севера идёт буря. То есть до этого мороз в –80 — это была не буря?!

Frostpunk словно запирает игрока в комнате со сжимающимися стенами: с одной стороны — неизбежное понижение температуры, с другой — беженцы, что ищут у вас защиты, с третьей — растущая потребность во всех ресурсах одновременно. Если вы сразу просечёте, как именно бороться с этими «стенами», то сложность игры резко упадёт, пусть и останется весьма высокой.

Достаточно одной ошибки, чтобы к середине ночи генератор остался без угля, спустя пару часов десятки людей переполнят медпункты, ещё спустя пару часов пойдут первые ампутации от обморожения, а к рассвету и началу рабочей смены работать будет уже некому. Без понимания ресурсной «вилки» Frostpunk подобные ужасы станут для вас ежедневной реальностью.

Проблема игры — в том, что она случайно (или нарочно?) пускает вас по ложному пути. Первое утро новой колонии, вы видите внизу экрана горящую пиктограмму с домиком — людям негде ночевать. Брехня! Пока не ударят морозы в –40, они могут отдыхать прямо у генератора, особенно если включить форсаж. Мало еды? Так поселенцы могут пару дней ходить не жрамши.

Frostpunk умалчивает о том, что научный прогресс — это едва ли не главный ваш спасательный круг; вам потребуются как минимум три мастерские, где инженеры будут трудиться над новыми технологиями, тогда как игра даже не намекает, что одной мастерской мало. Если в момент, когда потребление угля резко подскочит из-за улучшения генератора, у вас не будет под рукой чертежей паровых шахт или ещё каких технологичных приблуд, то быть беде.

Фрост панк игра о чем. Смотреть фото Фрост панк игра о чем. Смотреть картинку Фрост панк игра о чем. Картинка про Фрост панк игра о чем. Фото Фрост панк игра о чем

Дилеммы Эскобара

Отражение вашей индустрии и тяжести ситуации — это свод законов, и он целиком состоит из развилок. На всякий житейский вопрос свод предлагает пару решений: одно — практичное, но людоедское, другое — популярное, зато опасное. Соотношение не всегда такое, однако мощное противоречие остаётся в любом случае.

В поселении много детей, они целый день плюют в потолок. Заставим их работать? Ну, хотя бы на лёгких работах? В самом деле, разве поварёнок сможет причинить много вреда! Поверьте — может. Помимо недовольства публики, детский труд чреват авариями. А что будет, когда вы пойдёте дальше и разрешите ребятишкам трудиться везде, даже на лесопилках?

С другой стороны — можно строить приюты, куда ребятню сгонят на время трудовой смены их родителей. Расточительно! На кону выживание всего вида, а эти сопляки смотрят в окно на падающий снег! Что ж, позднее вы сможете направить детей на подмогу учёным или докторам. Ближе к самым адским морозам, когда под вашим началом соберётся с полтысячи человек, дети-подмастерья накопят немалый бонус к исследованиям или лечению.

Фрост панк игра о чем. Смотреть фото Фрост панк игра о чем. Смотреть картинку Фрост панк игра о чем. Картинка про Фрост панк игра о чем. Фото Фрост панк игра о чем

Я, чудовище

Игра, как и This War of Mine, не стесняется показывать самые уродливые,

самые ублюдочные стороны человеческого существа, и недаром в концовке выжившие спрашивают себя: стоило ли оно того, если мы пересекли черту?

Поселенцы во Frostpunk лишены десятков черт характера, предрассудков и целей. Их настрой отражают две шкалы, общие для всей колонии. Недовольство — это возмущение ситуацией. Надежда — это вера в будущее и в шансы на выживание. И то, и другое могут выйти за пределы допустимых значений, но если недовольство — эмоция ситуативная, изменчивая, то надежда обычно обрушивается глубоко и надолго. Порой эти колебания объяснимы, а порой бесят — когда жители вот-вот выдвинут вам ультиматум из-за введения 14-часовых рабочих смен. Ну ё-моё, в XIX веке в Британии разве меньше работали?

Да и сама игра любит позлить. Остановкой времени при появлении сообщений, например. Или вознёй с рабочими местами, когда таковых несколько сотен.

Фрост панк игра о чем. Смотреть фото Фрост панк игра о чем. Смотреть картинку Фрост панк игра о чем. Картинка про Фрост панк игра о чем. Фото Фрост панк игра о чем

Рано или поздно люди начнут роптать и унывать. Тогда-то мы и откроем одну из двух новых страниц свода законов: вера или порядок. Обе направлены на поднятие надежды и успокоение недовольных, и обе работают по принципу окна Овертона.

Итак, вы выбрали порядок. Ура! Среди жилых районов выросли вышки с доблестной стражей, достойной командора Ваймса. Они ловят детей, падающих с башен, жители пишут им записки с благодарностями, а иной раз малыш приносит своего плюшевого пёсика и просит, чтобы стражники взяли игрушку к себе на службу. Какая прелесть!

Потом вы устраиваете утренние линейки, чтобы подбодрить горожан. Назначаете патрули. Выпускаете листовки с объяснением нового курса. Повсюду появляются матюгальники, откуда гадкий диктор объявляет начало и конец смены. Вот и первая тюрьма, куда брошен смутьян, насаждающий панику. На сталелитейном заводе работают осведомители.

И вот вы смотрите на свою колонию, увешанную красно-чёрными стягами, по которой громыхают маршем штурмовики. Они избивают до полусмерти за недостаточно уважительный взгляд — те ли это стражники, которым приносили плюшевого пёсика?

Наступает ночь, когда вы убиваете всех противников режима, а шкала «Надежда» заливается серым и превращается в непоколебимое «Подчинение». У подножия генератора вырастает эшафот, где врагов народа заживо варят потоками пара.

Думаете, вера — лучший выбор? Ну-ну! Там вы начинаете с молельных домов, где вечерами пастор исцеляет души людей своими проповедями. Строите дома исцеления, в которых больным помогают не только выздороветь, но и уверовать. Вскоре вы видите на улицах защитников веры, стучащихся в каждую дверь и проверяющих жителей на благочестие. Не прошёл проверку? Тогда грешников выволокут и заставят публично покаяться, угостив ударами плетей.

Фрост панк игра о чем. Смотреть фото Фрост панк игра о чем. Смотреть картинку Фрост панк игра о чем. Картинка про Фрост панк игра о чем. Фото Фрост панк игра о чем

Всё, добро пожаловать в секту. На каждом шпиле — стилизованный стимпанковый крест, где-то завывает крестный ход, мрачно звякают колокола.

Frostpunk словно заманивает тебя, а потом заставляет оглянуться и спросить себя: стоило оно того? Почему добрые дружинники убивают тех, кого клялись защищать? Как вера в лучшие человеческие качества, отвращающая самоубийц от петли, а воров — от кражи, становится паровым катком, ломающим внутренний стержни?

О, это не секрет. В человеческой истории такое случалось не раз, и писали об этом не раз. Инквизиция уже выжгла своё имя на теле цивилизации, тоталитарные режимы оставили на нём синяки, переломы и шестиугольные звёзды. Игры редко демонстрируют эволюцию таких социальных конструкций, недостаточно глубоко в них погружают.

11 bit studios удалось не просто показать уродливые порождения разума, но и вновь вовлечь игрока, сделав его соучастником гуманитарного преступления. Преступления во имя выживания, конечно. Такое удобное оправдание!

Фрост панк игра о чем. Смотреть фото Фрост панк игра о чем. Смотреть картинку Фрост панк игра о чем. Картинка про Фрост панк игра о чем. Фото Фрост панк игра о чем

Frostpunk — не самый сильный «градострой»: в нём немного механик, а если вы один раз смогли найти путь в лабиринте катастроф игры, то следующие партии станут легче на порядок. Впрочем, как и в This War of Mine, слабости самой игры полностью затмевает мощное и искреннее настроение, безупречно нагнетаемое атмосферой неизбежной гибели, с надеждой, которая еле-еле проблескивает сквозь смертоносные метели.

Жаль, что Frostpunk быстро истощается — сейчас в игре всего три сценария, модулирующих три разных конфликта (но каждый из них, справедливости ради, остёр и хорошо развит). Что ж, 11 bit studios на радостях от хороших продаж пообещала кучу бесплатных дополнений. Глядишь, мы ещё откроем во Frostpunk новые грани людоедства — фигурального, не буквального.

Плюсы: чувствительная инфраструктура; гибкость законов и технологий; тяжёлые думы после очередной партии; превозмогание на фоне гибели мира; напряжённая музыка.

Минусы: мало сценариев; игра сбивает с толку; сообщения тормозят игру; будто бы мало поводов для хандры.

Источник

Frostpunk

Frostpunk

Разработчик и Издатель:

Креативный директор:

Продюсер:

Дизайнер:

Программист:

Художник:

Композитор:

Режим игры:

Игровой движок:

Платформы:

Дата выхода:

Возрастной рейтинг:

Frostpunk – первая игра в жанре «выживание общества». Как правитель последнего города на земле вы будете управлять его жителями и инфраструктурой. Какие решения вы примете во имя выживания? Как себя поведете в переломный момент? Кем при этом станете?

Содержание

Дополнения

У игры существует три дополнения (DLC) обогащающие основной сюжет и заполняющие пробелы в истории игровой вселенной:

Дополнения (DLC) приобретаются за отдельную плату и требуют наличия оригинальной версии игры Frostpunk.

Геймплей

Начало игры обычно начинается с небольшой группы выживших и небольшого количества припасов. Перед игроком стоит задача собирать ресурсы и медленно использовать то, что они собрали, для развития своего города.

Помимо общих элементов градостроительства, перед игроком встанут непростые решения, которые будут противоречить моральным устоям.

Особенности

Город должен выжить

Frostpunk – это новейшая игра от создателей This War of Mine. Это игра на выживание общества, где без тепла нет жизни, а каждое решение имеет свою цену. В полностью вымерзшем мире люди разрабатывают паровые машины, чтобы противостоять невыносимому холоду. Вам предстоит построить последний город на земле и обеспечить своему народу средства выживания.

Часто на одной чаше весов оказываются оптимизация и рациональное использование ресурсов, а на другой – сочувствие и человечность. В то время как управление городом и обществом будет отнимать львиную долю времени правителя, в определенный момент исследование внешнего мира станет необходимым для понимания его истории и современного состояния.

Какие решения вы примете, чтобы общество выжило? На что пойдете, дойдя до предела? И кем вы при этом станете?

Принимайте законы

Принимайте законы, которые регулируют жизнь растущего населения. Устанавливайте рабочие часы, обеспечивайте медицинскую помощь и продовольствие, а также определяйте другие аспекты повседневной жизни. Давайте людям надежду и удовлетворяйте их потребности – поддерживать моральный дух людей также важно, как давать им пищу и кров.

Сформируйте своё общество

Когда наступит переломный момент, будьте решительны и определите путь вашего народа. Будете вы править железной рукой. или укажете людям путь сострадания и веры? Впадете в крайности или попытаетесь найти разумный баланс? Что бы вы ни выбрали, помните: назад дороги нет.

Взвешивайте каждое решение

Некоторые ваши решения – например, о помощи жителю в беде или компромиссе с новой фракцией – могут показаться незначительными, но помните, что в сумме ваши поступки могут привести к неожиданным результатам. Люди доверились вам, но их преданность не безгранична. Власть может стать бременем.

Развивайте технологии

Выживание невозможно без прогресса. Реагируйте на текущие события, но не забывайте о долгосрочной перспективе и вкладывайтесь в развитие и технологический прогресс. Создать продвинутую инфраструктуру с самостоятельными автоматонами, воздушными судами и другими чудесами техники будет непросто, но достижимо. Все зависит от ваших управленческих и лидерских навыков.

Исследуйте морозные земли

Хотя Нью-Лондон всегда в центре вашего внимания, мир гораздо разнообразнее, чем то, что находится в пределах вашего города. Экспедиции связаны с риском, но могут принести вам важные разведданные, ценные ресурсы, а также увеличить население вашего города. На ледяных просторах могут быть люди, и их судьба целиком в ваших руках.

Играйте бесконечно

Бесконечный режим Frostpunk – это последнее долгожданное обновление по запросу нашего сообщества. На данный момент это самое большое дополнение (DLC) к игре, с новыми картами, игровыми режимами и механикой. Благодаря ему вы сможете погрузиться в мир Frostpunk еще глубже.

Викторианское издание

Фрост панк игра о чем. Смотреть фото Фрост панк игра о чем. Смотреть картинку Фрост панк игра о чем. Картинка про Фрост панк игра о чем. Фото Фрост панк игра о чем

Frostpunk: Game of the Year Edition

Набор включающий в себя игру, все дополнения (DLC) к ней и дополнительный контент.

В издание Frostpunk: Game of the Year Edition входят следующие продукты:

Frostpunk: Season Pass

Фрост панк игра о чем. Смотреть фото Фрост панк игра о чем. Смотреть картинку Фрост панк игра о чем. Картинка про Фрост панк игра о чем. Фото Фрост панк игра о чем

Набор включающий в себя все дополнения (DLC) к игре и дополнительный контент. Рассчитан только на игроков, у которых куплена только классическая версия игры и нет ни одного дополнения (DLC).

В издание Frostpunk: Season Pass входят следующие продукты:

Источник

Обзор Frostpunk. Красивая обертка, сомнительная начинка

Пока жанр стратегий в реальном времени пребывает в застое, градостроители в последние 5 лет получили новое дыхание. Хоть крупные издатели и обходят их стороной, это компенсируется инди-разработчиками, которые выпускают все больше достойных внимания проектов.

Самым интересным и заметным среди таких проектов стала Frostpunk. Уникальный и самобытный сеттинг был одной из главных тому причин. Игра рассказывает о выживании людей в условиях нового ледникового периода, который начался в конце девятнадцатого века. К счастью, в этой альтернативной реальности людям доступны невероятные стимпанк-технологии. Здесь и ходячие роботы-автоматоны, и гигантские дредноуты. Правда, в игре дредноутов нет – они были оставлены после того, как выжившие добрались на них до генераторов. Генератор – это ядро поселения, техническая конструкция, которая обогревает весь город за счет угля и пара. Лишь возле них люди имеют шанс выжить в условии постоянно падающих температур.

Впрочем, задумка это одно, а реализация – совсем другое. Давайте же перейдем к детальному разбору всех аспектов игры, а также главному вопросу любого обзора – «А стоит ли мне купить эту игру?».

Внешний вид

Графика и арт-дизайн – это сильная сторона Frostpunk. Все выполнено на потрясающем уровне. Стилистика игры грамотно показана через внешний вид всех зданий, улиц и окружения. Из-за однообразной цветовой палитры скриншоты могут показаться не очень впечатляющими, но в игре это наоборот, лучше погружает тебя. Разнообразные арты и ролики выполнены ещё лучше. С визуальной стороны к Frostpunk сложно прикопаться.

Музыка в игре тоже неплохая. Большая часть мелодий передает чувство отчаяния и драматизма, вроде этой. Но лично мне саундтрек показался достаточно однообразным. Да и действительно запоминающихся мелодий здесь дай бог пара штук. Впрочем, на атмосферу музыка все равно работает хорошо.

Картинка и звук вместе вытягивают чуть ли не всю игру. Наступающая на глобальной карте буря, мелодия прямо в сердце шторма – они погружают тебя в эту игру. Заставляют ощутить эпичность происходящего, его важность в истории человека. Жаль только, другие элементы игры отыгрывают свою роль не столь умело.

А вот оптимизация у игры не самая лучшая. Если у вас относительно слабый компьютер, то будьте готовы идти на значительные компромиссы в плане графики. Это достаточно странно, ведь с технической стороны игра не сильно впечатляет, да и действие в игре очень камерное.

Багов или крашей в игре обнаружено не было, да и пользователи стима на них не жалуются.

Геймплей

Сами разработчики позиционируют свой продукт так: «игра на выживание общества, где без тепла нет жизни, а каждое решение имеет свою цену». Игрок берет на себя роль капитана одного из последних городов на земле. Ему предстоит отстраивать этот город, обеспечивая людей едой и теплыми жилищами. При этом нельзя позволить себе медлить – температура постоянно падает, что требует своевременных контрмер в виде увеличения отопления, постройки более продвинутых зданий и исследования технологий. Люди, работающие или живущие в холоде, могут заболеть. В таком состоянии они не могут работать, а без вмешательства врачей со временем умрут. Поэтому игра проходит в постоянном напряжении, словно бы наперегонки с наступающим штормом.

Словно бы мало было того, что весь мир вокруг рушиться, так и сами люди являются постоянным источником проблем. Вам предстоит следить за показателями «надежды» и «недовольства». Основные причины изменения этих показателей – вводимые вами законы. Законы нужны для того, чтобы более эффективно решать проблемы поселения, но не всегда люди им рады. Например, можно начать из сырой пищи делать супчик, а не нормальную еду. Это увеличит производство пищевых рационов, но употребление супа вызывает у людей недовольство.

Давайте рассмотрим каждый элемент в деталях и оценим, насколько он справляется со своей ролью.

Ресурсы, строительство и отопление

Самый первый и самый важный ваш ресурс – это люди. Именно они работают на предприятиях, строят, добывают остальные ресурсы. Они делятся на два основных класса – рабочих и инженеров. Лишь инженеры могут работать в больницах, фабриках и мастерских, и только рабочие могут быть охотниками и формировать отряды исследователей ледяной пустоши. Остальные же рабочие места доступны всем. Есть и особые классы рабочей силы – дети и ампутанты. Их тоже модно привлечь к работе специальными методами, но о них позже.

В строительстве и исследовании технологий основными ресурсами являются дерево и железо. Дерево нужно везде и всегда, а вот железо – для более продвинутых зданий. И в этом плане ощущается хорошая система прогрессии в игре. Сначала вы добываете ресурсы из обломков, раскиданных вокруг генератора, потом строите первые лесопилки и сталелитейные заводы, затем улучшаете их раз за разом. Растет эффективность производства, растут масштабы. Ключ успеха в этой игре – с самого начала поймать нужный темп развития и не отставать. Успеете – будете кататься как сыр в масле. Отстанете от графика развития – проиграете или будете постоянно терять людей.

Главный враг в этой игре – холод. Бороться с ним можно или утепляя сами здания, или за счет центрального отопления. Утепление зданий обычно происходит или при их улучшении, или при исследовании технологий. Например, в специально утепленных домах люди чувствуют себя комфортнее, чем в палатках.

Центральное отопление же – отдельная история. Генератор в центре вашего поселения греет все окружающее пространство. Также вы можете устанавливать дополнительные станции, которые дают небольшой радиус отопления, но могут быть расположены за пределами радиуса генератора. Со временем вы сможете этот радиус увеличить благодаря технологиям, а также улучшить сам обогрев. Но у всего есть цена – генератор требует угля. И чем больше он вырабатывает тепла, тем больше его нужно. Поэтому добыча угля и поддержание его запасов – крайне важная задача. Иногда приходиться даже идти на жертвы – например, понижать уровень отопления на некоторое время, чтобы подкопить угля на очередные заморозки. Жители начнут более массово болеть и жаловаться в краткосрочной перспективе, но выживут в долгосрочной.

Технологии

За всем управлением городом важно не забывать и про технологическое развитие, благо оно может кардинально изменить состояние вашего города. Технологическое дерево разбито на четыре ветки. Первая отвечает за отопление, и в ней много важных для города вещей: увеличение радиуса и силы обогрева, уменьшение затрат угля. Втора ветка отвечает за исследование мира и за фабрики. Исследование подразумевает увеличение количества скаутов и их скорость, а фабрики дают возможность создавать автоматонов, которые могут заменить ваших людей на предприятиях. Третья и самая полезная ветка отвечает за добычу ресурсов. Она открывает новые фабрики, лесопилки и прочее, обеспечивая вашему городу постоянный приток столь нужных ресурсов. Четвертая же ветка отвечает за добычу еды и медицину, открывая, к примеру, возможность земледелия или улучшая ваши клиники.

Технологии во Frostpunk полезны – и по мне, даже слишком. Проблема кроется в балансе игры в целом, а также неравномерное полезности технологий. Некоторые из них просто обязательны, некоторые наоборот, почти бесполезны. В результате изучений правильных технологий не просто полезно – оно обязательно. Сделав неправильный выбор в прокачке, вы сильно усложните себе жизнь. Эта проблема одна из ключевых во всей игре – есть по сути лишь один правильный путь развития, который обеспечивает вам простую игру, и вам нужно лишь его найти. Импровизация обычно сурово карается.

Законы

Для того, чтобы регулировать уровни недовольства и надежды, вы можете принимать законы. Также они иногда открывают новые здания или возможности. В отличие от технологий, почти все они полезны – некоторые даже слишком. Именно в книге законов вы можете открыть 14-часовую смену, возможность детского труда, создание протезов и многое другое. Впрочем, эффективные законы обычно вызывают недовольство, и его приходиться компенсировать чем-то другим. Например, можно открыть бордель или бойцовский клуб – но для этого надо потратить ресурсы на постройку.

Где-то в начале второй трети игры вам дадут выбор между двумя новыми ветками законов – верой и порядком. Они позволят вам ещё более эффективно поднимать надежду и понижать недовольство. Если же дела идут не очень, всегда можно перейти к более радикальным вариантам. Например, на пути веры можно просто строить церкви и устраивать молебны, которые наполнят сердца ваших граждан верой в светлое будущее. Слишком неэффективно? Можно объявить себя пророком и создать карательные отряды фанатиков, которые будут силой доводить вашу правоту до сомневающихся. И игра даже не сильно за это наказывает, скорее спрашивает тебя «А готов ли ты пойти на это, чтобы спасти город»?

Ивенты

На словах выглядит красиво и многообещающе, на деле здесь кроется куча проблем. Во-первых, большинство событий имеют некий вес лишь в моральном плане, при этом внутриигровые последствия минимальны. В подавляющем большинстве случаев каждый из вариант немного двигает шкалу надежды или недовольства в ту или иную сторону. Иногда кто-то может умереть – один из сотни ваших людей. Очень малое количество ивентов имеют долгоиграющие последствия. В итоге, учитывая, что менеджмент надежды и недовольства достаточно простой, все выборы быстро превращаются просто в картинку. Когда выбор не имеет последствий, начинаешь просто брать самый оптимальный вариант.

Во-вторых, сами ивенты жестко заскриптованы – иногда просто до абсурда. Например, если вы объявите 24-часовую смену, под конец неё обязательно умрет человек. Ровно один. После этого можно делать такие смены по всему городу, жертв больше не будет. Что ещё абсурднее, если начать такую смену ночью, а с восходом солнца перевести работников на другое предприятие такого же типа, то можно заставить людей отработать 36(!) часов за раз. Но в этом случае никто ни на что не будет жаловаться – ведь формально последние 14 часов будут обычным рабочим днем. Ещё пример – в игре есть события, связанные с текущим положением дел в городе. Например, если у вас много больных, для которых нет места в медпунктах, то вас попросят построить ещё один. Но допустим, вы успели исследовать клинику, которая более эффективна, и простроить её. Выполнит ли это задание? Нет, потому мы же вас попросили построить именно медпункт. И игре пофиг, что ты сделал даже лучше. По такому же принципу людей, которые устали от 14-часовых смен, можно отправлять на 24-часовые. И без разницы, что это ещё хуже, просто в квесте условие не отправлять именно на 14.

Морализаторство в игре

Это стоило бы рассказать в прошлом пункте, но мое недовольство этим слишком велико, чтобы уместиться в один абзац. Знаете, есть такие фильмы и книги, в которых герой страдает. Не нужна причина, не нужна логика – жизнь найдет способ отпинать героя. Frostpunk – то же самое, только в игре. Здесь все плохо. Всегда. На каждое хорошее событие придется десять плохих – и игре совершенно все равно, сходится ли это вообще с ходом вашего прохождения.

Ваши люди постоянно недовольны, ноют, отказываются работать и жалуются, что их заставляют работать по 14 часов – и это в условиях конца света. Так и хочется спросить – вы там того? Если ты не будешь таскать уголь лишние 4 часа, то ночью генератор прикажет долго жить, и ты со всей своей семьей загнешься от холода! Но им пофиг, они устали, и если послать их работать, то они будут недовольны. А если из-за их же лени угля не хватит, и ночью они простудятся, то опять же будут недовольны – капитан не уследил!

В игре есть куча ивентов, когда кто-то пострадал, устал, обморозился и оголодал. Но я припомню буквально один положительный – есть вероятность, что ваши ампутанты придут к вам и попросят дерево на простые протезы, чтобы иметь возможность помогать хотя бы на кухне. И именно это хочется видеть от такой игры – реальной надежды. Хороший писатель знает, что настроения нужно чередовать – вот произошло что-то плохое, потом хорошее, потом опять плохое. Потому что если показывать только плохое, то ты перестаешь в это верить. Впрочем, такое же бывает, если везде один позитив. Именно контраст порождает наибольший отклик в душе человека. И нет ничего приятнее, чем в самый разгар бури услышать от ваших людей – «Капитан, мы продержимся! Не имеем права не продержаться!». Но такого в игре конечно нет – лишь бесконечное уныние.

Отдельно хочу сделать ударение на том, что игра просто игнорирует то, что происходит в вашем городе, лишь бы вписаться в свои скрипты. Например, если вы решили тела мертвых не хоронить, а выбрасывать на свалку, то через некоторое время появиться специальный ивент. Жена умершего будет в слезах умолять разрешения похоронить его. Соль ситуации в том, что это может произойти, даже если в вашем поселении никто не умирал. Что характерно, если не дать ей упокоить воображаемого супруга, народ расстроится. Сказать, что это разрушает ваше погружение в мир – ничего не сказать. И таких моментов в игре куча.

Именно это я ставлю в главный укор Frostpunk. У разработчиков была идея – донести вам атмосферу конца света. Но сделано это откровенно халтурно. Игра выглядит как попрошайка на вокзале, который пытается разжалобить вас на монетку. Но при этом она игнорирует вообще всё. Ей безразлично, что вы на деле отлично управляли и всех спасли. Ей безразлично, что люди в XIX веке совсем по-другому смотрели на детский труд и 14-часовые смены. Зато в конце она спрашивает – «Вы спасли ваш город и человечество, но стоило ли оно слезинки ребенка?».

Дополнение Rifts (Ущелья)

Я даже не знаю, почему разрабы продают это дополнение отдельно, хотя это тянет максимум на небольшой апдейт к оригинальной игре. DLC добавляет одну (1) карту для бесконечной игры, которая отличается наличием на ней провалов, которые нельзя пересечь. Также добавляется одно здание – мост, который нужен для возможности пересекать ущелья. Здание, очевидно, доступно только на этой карте. На этом контент все. Как и совесть разрабов, которые требуют за это деньги.

Дополнение Last Autumn (Последняя осень)

Первое крупное дополнение отправляет вас во времена до начала великого похолодания. Хоть заморозки ещё не пришли, но учёные уже предрекают скорую катастрофу. Правительство начинает компанию по созданию генераторов, вокруг которых люди смогут выжить. Вы управляете одной из строительных площадок и пытаетесь в сроки построить столь нужный генератор.

Мне это дополнение зашло намного больше, чем оригинальная игра – пусть оптимизация здесь и стала ещё хуже. Причина простая – здесь исправлены почти все вещи, которые мне не нравились. Давайте разберем по порядку.

Хорошие вещи в дополнении

Во-первых, шкала надежды была заменена на шкалу мотивации, которая влияет на эффективность работы. И это именно то, чего не хватало оригиналу. Теперь каждый ивент, каждый закон, меняющий мотивацию, реально влияет на игру. Ты стараешься поддерживать самые лучше условия для работников, делаешь им просторные квартиры, кормишь отборной едой, топишь баньку. Почему? Потому что мотивация не просто ползунок, а реально полезная вещь, ведь довольные рабочие быстрее строят, больше добывают, лучше лечат. Единственное, о чем я жалею – что эта шкала доступна лишь в сценарии Последней Осени, хотя стоило её ввести в оригинальную игру.

Во-вторых, вместо выбора между Порядков и Верой из оригинала, здесь более широко раскрывается социальный конфликт. Если в главной кампании что инженеры, что рабочие – суть одно, то здесь тема неравенства раскрывается намного лучше. Никто не хочет просто взять и строить чертов генератор – рабочие хотят построить мини-коммунизм, а инженеры предлагают пользоваться существующим расслоением. На месте стачки рабочих, попытки продвинуть неудобные вам законы и прочие прелести борьбы за равенство. И хоть я не называл бы этот элемент игры приятным для вас в плане геймплея (ведь он обычно несет лишь проблемы), зато это намного более правдоподобно и реалистично.

В-третьих, это забота об условиях труда. Работа над самим генератором и на прилегающих территориях опасна из-за ядовитых испарений и общей сложности конструкции. В результате ваши рабочие могут начать массово болеть или даже умирать. Как это исправить? Можно вводить сокращенные смены, устанавливать дополнительные конструкции для защиты… но это стоит ресурсов и, что самое главное, времени. А ваш план фиксирован, и вам дают лишь один шанс пропустить дедлайн. Пропуск двух равен поражению, и боссам их Англии наплевать, что вам было жалко рабочих. А бастующим рабочим наплевать, что вас уволят из-за срыва сроков. В результате – игрок постоянно находиться между двух огней и вынужден балансировать, стараясь угодить обеим сторонам.

В целом, Последняя Осень дает вам намного более живой конфликт, чем унылая кампания оригинала. К сожалению, и тут не обошлось без специального усложнения вашей жизни, но оно менее заметно.

Плохое в дополнении

При всех плюсах Последней Осени, нельзя не отметить и ряд недостатков.

Во-первых, как не смешно, от названия Frostpunk здесь ничего не осталось. Холод появляется лишь под конец сценария и не играет такой роли, как раньше. Во-вторых, полностью убраны элементы стимпанка. Из игры пропали автоматоны, генератор лишь в процессе постройки. Для меня игра от этого хуже не стала, но если вы пришли сюда именно из-за этой стилистики, то в Последней Осени её нет.

Во-вторых, рабочие все так же любят жаловаться на все подряд. Катаются как сыр в масле, но стоит тебе удлинить рабочее время на пару часов, как они начинают страйковать. Особенно бесит группа рабочих, которых можно спасти на карте. Если вы приведете их в свой город, они начнут подговаривать людей к страйкам ради улучшения условий труда – и это при том, что эти условия и так поддерживаются на самом лучшем уровне.

В-третьих, техническая сторона слегка подкачала. Как я уже говорил, производительность игры в этом сценарии ещё ниже. Также я встретил пару неприятных глитчей. Например, при переходе из карты на обзор города камера иногда появляется далеко за пределами города где-то в холмах, и её нужно тащить к центру. Ничего критического вроде крашей я не видел, но все же неприятно.

Выводы по Последней Осени

В целом, это дополнение меня порадовало. Практически все, что мне не нравилось в оригинале, было поправлено. В то же время, ряд проблем остался – оптимизация, отсутствие большой реиграбельности. Это дополнение можно пройти раза два, но вы не будете сюда возвращаться каждый год-два чтобы напомнить себе, какая это крутая игра.

Дополнение On the Edge (На краю)

Действие дополнение разворачивается после великой Бури. Новый Лондон обнаруживает на пустошах заброшенный военный склад и устанавливает там аванпост для добычи железа. Вам предстоит взять командование над ним и обеспечить постоянные отправки ресурсов в Новый Лондон в обмен на поставки еды, которую вы производить не можете. Вот только столица начинает на вас накладывать непосильные условия, и в итоге вы бунтуете. Чтобы выстоять против Лондона, вы должны установить контакты с другим поселениями на пустошах и укрепить свой город.

Как это красиво звучит на бумаге! Жаль, что на деле выглядит это просто жалко. Давайте разберем почему.

Отношения с другими городами

Исследуя Пустошь, вы обнаружите три других поселения: Горячие источники, где местные хиппи выращивают еду, лагерь бежавших заключенных-дровосеков и угольную шахту с детьми-рабочими. С каждым из поселений вы сможете развивать отношения, улучшать их и получать ресурсы взамен.

Начну для разнообразия с хорошего – текстовая часть взаимоотношений с другими городами выполнена неплохо. Ивенты многоступенчатые, часто развиваются неожиданным образом. Например, в поселении хиппи большой упор делается на противопоставлении технологий ваших людей и единения с природой с их стороны. Попытки насильно ввести технологии в употребление могут снизить уровень доверия к вам, потакание же их прихотям приведет к спорным ситуациям. Сюжет же лагеря заключенных ставит вопрос о том, могут ли преступники получить искупление в новом мире – или их стоит осудить за былые грехи даже в условиях тотальной нехватки рабочей силы.

Проблема же в том, что все эти сюжеты хоть и более реалистичны, чем в оригинале, но столь же бесполезны. Отношения с городами не влияют практически ни на что, вы так или иначе все равно будете получать ресурсы от них все в том же объеме. Как результат, вы просто концентрируетесь на варианте, который развивает поселения быстрее всего с наименьшими затратами с вашей стороны.

Развитие же поселений могло бы стать интересным занятием. Задумка в том, что ваш аванпост ограничен в ресурсах. Еду добывать нельзя, лес быстро кончается. Зато вы можете бесконечно получать железо и паровые ядра. Вы можете улучшать другие поселения – например, строить там новые дома, утеплять и так далее. Правда, это просто пункты в меню с названием и ценой, а не ещё одно поселение которое можно пощупать руками. Развитие поселений увеличивает количество получаемого ресурса, а также открывает некоторые возможности в финале.

Вот только в итоге это все настолько упрощено геймплейно, что вы работаете перевалочным пунктом. Уже к середине сценария строить в вашем городе просто нечего, вы отправляете максимум народу на склад с железом и просто ждете, пока его у вас будет достаточно. Потом вы через специальное здание рассылаете одни ресурсы для улучшения других поселений, ждете пока от них придет награда. Этот процесс повторяется вплоть до конца сценария – конца с сюжетной точки зрения совершенно дурацкого.

Финал сценария

Если вы прошли оригинальную кампанию Frostpunk, то концовка «На грани» вызовет у вас лишь мощнейший фейспалм. Помните, я говорил, что в начале сценария вы бунтуете из-за неподъемных условий? Оказывается, все это время в Нью-Лондоне были проблемы, поэтому они посылали вам меньше еды и просили больше ресурсов! В конце же там начинается сущий хаос, и в ваш город начинают прибывать беженцы. Вам дают выбор: оказать Нью-Лондону помощь, чтобы спасти его от катастрофы, или дать ему умереть, чтобы люди запомнили урок.

И обе концовки это бред от начала и до конца. Могучий город, который вы отстраивали в оригинале, оказывается на краю гибели, а спасает его мелкий аванпост с населением в 5 раз меньше и без генератора! Мораль, причины произошедшего, какие-то детали? Их просто нет. С геймплейной стороны все тоже банально. Если вы решите спасти Нью-Лондон, то вам нужно будет в течении короткого срока послать им определенное кол-во ресурсов, и вы победите. В противном случае нужно принять и обеспечить жильем прорву беженцев из новой столицы.

Выводы по «На грани»

После того, каким была «Последняя осень», ожидаешь совершенно другого. «На грани» – халтура от начала и до конца. Большинство нововведений на самом деле являют собой немного продвинутые ивенты. Ведь на самом деле вам не дают увидеть, как выглядят другие города и как они работают. Вам показывают лишь статичную картинку, несколько строчек текста и варианты выбора. В плане же управления вашим собственным поселением здесь не то что нет ничего нового, здесь и старое выполнено кое-как.

По результатам советовать покупать «На грани» я не могу никому. Одноразовый сценарий, минимум разнообразия и новых идей. Старые же проблемы цветут полным ходом.

Выводы к игре в целом

Для меня Frostpunk – крайне спорное произведение. Да, его внешний вид, стилистика и атмосфера уникальны и привлекательны. Я могу понять, почему эта игра вызывает интерес. Но вопрос в том, как это реализовано в виде игры. И по мне, жанр градостроителя выбран командой разработчика зря. Как по причине отсутствия опыта у команды, так и ввиду несоответствия масштаба истории. Сюжеты игры про «один человек умер от переработки» просто не работают, когда у тебя таких людей сотни. Сверху же добавляется и жестокая заскриптованность всех возможных моментов, что лично для меня разрушило погружение окончательно. Под конец я играл и не видел никаких историй людей – я видел только палки в мои колеса от разработчиков и плохую работу сценариста.

С точки зрения геймплея игра средняя. Здесь опять разработчики попали в ловушку выбранного жанра. Дело в том, что в стратегиях и градостроителях люди привыкли иметь реиграбельность. Возьмем тот же SimCity или какой-то Banished – ты можешь стартовать раз за разом и получать разные впечатления от каждого нового прохождения. В Frostpunk же каждое новое прохождение лишь оголяет перед тобой все недостатки этой игры. Не подумайте, первое прохождение с геймплейной точки зрения даже интересно. Оно бросает вызов, оно требует тщательного планирования и может подкинуть пару сюрпризов. Но как только ты понял, что тут и как, как игра становится скучной и однообразной.

Отдельно хочется рассказать про Frostpunk GotY. Цены далее приводятся в долларах в результате приблизительного перевода из гривен, но я думаю что пропорция цен примерно одинакова во всех странах.

В целом вопрос о том, стоит ли играть в Frostpunk, достаточно сложный – да и скажем честно, все кто хотел в неё давно поиграли. Но если так вышло, что вы её пропустили, попробовать, наверное, стоит. Стиль и атмосфера в игре все же выдержаны неплохо. Но будьте готовы к достаточно низкому качеству проработки многих геймплейных элементов игры. Не стоит также с ходу покупать все подряд – ограничитесь для начала основной игрой. Если зайдет и захочется ещё, попробуйте Last Autumn. Остальные аддоны стоит покупать лишь если вы в игру прям влюбились и хотите поддержать разработчика, цены своей они не стоят.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *