Фса что это такое
О Росаккредитации
Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.
Росаккредитация была создана в 2011 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и действует на основании Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845.
Росаккредитация находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Сферу деятельности Росаккредитации составляют:
формирование единой национальной системы аккредитации;
осуществление контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Росаккредитация осуществляет следующие основные полномочия:
проведение аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации;
федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц;
организация выдачи бланков сертификатов соответствия;
контроль за соблюдением испытательными лабораториями (центрами) принципов надлежащей лабораторной практики, соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития;
организация формирования и ведения реестров;
иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по аккредитации осуществляет свои полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственную организацию – Национальный институт аккредитации Росаккредитации. При Росаккредитации действует Общественный совет.
Фса что это такое
В этой статье мы расскажем, что такое функционально-стоимостный анализ, как он связан с концепцией бережливого производства (Lean) и каким образом позволяет оценить и оптимизировать бизнес-процессы. Также рассмотрим, почему этому методу стоит уделить внимание при изучении основ цифровизации, а также в рамках проектов по внедрению технологий больших данных (Big Data).
Что такое ФСА и зачем это нужно
Определить себестоимость и другие непосредственные показатели бизнес-процессов можно с помощью метода функционально-стоимостного анализа (ФСА). Иногда его также называют ABC-анализ (Activity Based Costing), но это не совсем верно по следующим причинам [1]:
Классический ФСА по-английски называют Value Engineering, Value Management или Value Analysis. Задачей этого метода является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат. Для этого процесс представляют в виде набора взаимосвязанных функций, каждая из которых продолжается определенное время и требует вложения ресурсов (человеческих или материальных) [1]. Рассмотрим пример из профессионального руководства по бизнес-анализу BABOK о выявлении требований к новому продукту. Для простоты понимания представим процесс проектирования новой Big Data системы следующим образом:
Поскольку цель рассматриваемого примера – объяснить сам принцип ФСА, для простоты вычислений не будем включать в расчеты затраты на амортизацию материальных ресурсов (помещений, компьютеров и программного обеспечения). Таким образом, непосредственная себестоимость процесса, определенная на основе расходов по оплате труда выполняющих его специалистов, составит 160*50+40*50+160*50+40*100=22000$.
Пример расчета себестоимости процесса по методу ФСА
Зачем цифровизация использует ФСА: Big Data и Lean
Итак, суть ФСА в поэлементной отработке конструкции, разделяя элементы по принципу функционирования на основные и вспомогательные. Обычно этот подход применяется в технико-экономических задачах, однако некоторые его концепции можно перенести и область ИТ. Например, пусть суточная стоимость пользования облачным кластером, где развернуты Big Data приложения Apache Spark, Kafka и Hadoop оценивается в 2,5 доллара. Если за это время на нем выполнится 25 тысяч рабочих задач, то стоимость каждой задачи (источника издержек) будет составлять составит 0,01 цент. При уменьшении количества задач стоимость источника издержек повысится, а при уменьшении – наоборот, кластер будет дешевле. Однако, чрезмерное повышение производительности чревато проблемами с доступностью данных, о чем мы рассказывали на примере работы Apache Kafka в высоконагруженных системах. Вообще в ФСА возможны 2 типа источников издержек [4]:
В рассмотренном кейсе с кластером, где развернуты Big Data приложения на базе Apache Spark, Kafka и Hadoop, стоимость задачи в зависимости от их количества – это пример источника издержек по ресурсам, т.к. загрузка кластера является главным фактором расчета. А сам объект затрат – это облачный кластер, используемый для автоматизации конкретных бизнес-процессов.
Расчет затрат по методу ФСА в ИТ
С учетом того, что цифровизация ориентирована на комплексную оптимизацию деятельности, в т.ч. финансовой сферы, с помощью ИТ, ФСА – это отличный инструмент количественной оценки расходов. Поэтому знание данного метода будет полезно руководителям проектов цифровой трансформации. Несмотря на то, что ФСА напрямую не относится к методам бережливого производства (Lean), между ними очень много общего. В частности, понятие ценности для потребителя, которую нужно максимизировать путем сокращения затрат [1]. Именно эта идея устранения потерь – действий, которые не производят ценности для конечного потребителя, лежит в основе философии менеджмента качества, впервые в промышленном масштабе внедренной в японской автомобилестроительной компании «Тойота». Благодаря системе менеджмента качества, основанной на принципах Lean («точно в срок», канбан, защита от ошибок) и интеллектуальной автоматизации производства, предприятие успешно вышло из послевоенного кризиса и стало преуспевающим международным автогигантом [5]. В следующей статье мы рассмотрим подробнее один из инструментов Lean – картирование потоков создания ценности, который продолжает идеи метода ФСА по количественной оценке каждой функции бизнес-процесса и позволяет оптимизировать деятельность с помощью анализа результатов.
Больше практических кейсов из прикладного системного анализа, цифровизации бизнеса и аналитики больших данных вы узнаете на наших образовательных курсах в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации руководителей и ИТ-специалистов (менеджеров, архитекторов, инженеров, администраторов, Data Scientist’ов и аналитиков Big Data) в Москве:
Об аккредитации
Применительно к сфере оценки соответствия согласно международному стандарту ISO/IEC 17000:2004 под аккредитацией понимается процедура подтверждения соответствия органа по оценке соответствия третьей стороной, служащая официальным признанием его компетентности в выполнении конкретных задач по оценке соответствия. Органы по аккредитации создаются для того, чтобы органы по оценке соответствия находились под надзором компетентной организации. Признанные на международном уровне органы по аккредитации, подтвердившие свою компетентность по результатам взаимных сравнительных оценок, подписывают международные договоренности, которые облегчают трансграничный обмен товарами и услугами, тем самым создавая глобальную инфраструктуру для обеспечения охраны здоровья и безопасности.
Аккредитация — это независимая оценка добросовестности, беспристрастности и компетентности органов по оценке соответствия в выполнении ими определенных задач по оценке и подтверждению соответствия принятым нормам.
В России единая национальная система аккредитации начала формироваться в 2011 году. Отношения в этой сфере регулирует Министерство экономического развития Российской Федерации. Росаккредитация, созданная в соответствии с указом Президента Российской Федерации, предоставляет услуги по аккредитации — то есть определяет, компетентна ли организация, чтобы проверять качество и безопасность производимой продукции, а также контролирует соблюдение законодательства в данной сфере.
Отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, регулируются Федеральным законом № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» в 2013 году. Чтобы получить аккредитацию в определенной области, заинтересованная организация должна соответствовать критериям аккредитации — соблюдать требования к используемому оборудованию, персоналу, системе менеджмента, ведению внутренней документации, архивированию результатов деятельности. Лицам, получившим аккредитацию, необходимо поддерживать и регулярно подтверждать свою компетентность. Оценку их соответствия критериям аккредитации осуществляют эксперты, которые не являются государственными служащими, аттестуются Росаккредитацией и работают под ее контролем.
В то время как цепочки поставок товаров потребителям все более усложняются, институт аккредитации обеспечивает уверенность в том, что сертифицирующие и инспекционные органы независимы, компетентны и выполняют свои обязанности.
Что такое функционально-стоимостной анализ
В настоящее время существуют различные мнения об эффективности применения функционально-стоимостного анализа (ФСА) или в английской аббревиатуре Activity Based Costing (ABC). Одни пользователи считают ФСА достаточно сложным для понимания и применения. Другие наоборот, простым известным методом, но им не совсем понятна технология его применения, как в методическом плане, так и в плане использования программных средств его поддержки. Третья категория менеджеров вообще не видит возможности его практического применения. Целью данной статьи является раскрытие сущности функционально-стоимостного анализа и подходов к его применению с помощью программных средств при решении конкретных задач анализа и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Методология функционально-стоимостного анализа
Как правило ФСА-информация представляется в виде системы стоимостных и временных показателей, показателей трудоемкости и трудозатрат, а также относительных показателей, характеризующих эффективность деятельности центров ответственности на предприятии.
Очевидно, что вышеперечисленные действия улучшают качество бизнес-процессов. Кроме того, повышение качества бизнес-процессов осуществляется за счет проведения сравнительной оценки и выбора рациональных (по стоимостному или временному критерию) технологий выполнения операций или процедур, являющихся элементами бизнес-процессов.
Одним из направлений использования ФСА-метода является формирование на предприятии системы бюджетов. При формировании системы бюджетов используется ФСА-модель для определения объема и стоимости работ, а также потребностей в ресурсах.
В этом случае полученная ФСА-информация позволяет принимать осознанные и целенаправленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на понимание взаимосвязей функций и стоимостных объектов, стоимостных факторов и объема работ. Все это позволяет сформировать реалистическую систему бюджетов.
Развитием ФCА-метода стал метод функционально-стоимостного управления (ФСУ, Activity-Based Management, ABM ).
Совместное применение ФСА/ФСУ-методов позволяет не только точно определять затраты, но и управлять ими.
Построение функционально-стоимостных моделей осуществляется на основе применения методологической и технологической взаимосвязи между IDEF0- и ФСА-моделями.
Авторы неоднократно писали о сущности функционального моделирования на основе методологий IDEF0/SADTи его практическом применении в консалтинговых проектах на ряде российских предприятий.
Рис. 2. Функциональный блок и интерфейсные дуги.
На более низком уровне, а именно, уровне функционального блока связь IDEF0- и ФСА-моделей базируется на трех принципах:
1. Функция характеризуется числом, которое представляет собой стоимость или время выполнения этой функции.
2. Стоимость или время функции, которая не имеет декомпозиции, определяется разработчиком модели.
Стоимость или время функции, которая имеет декомпозицию, определяется, как сумма стоимостей (времен) всех подфункций на данном уровне декомпозиции.
Непосредственно связь методов функционального и стоимостного моделирования реализовали некоторые производители программных CASE-средств (например, BPwin). Следует отметить, что вBPwin реализован упрощенный вариант ФСА-метода. В тоже время, в программном продукте EasyABC ФСА-метод реализован полностью, но программная поддержка взаимосвязи между IDEF0-моделью и ФСА-моделью в явном виде отсутствует.
Применение ФСА-модели для оценки деятельности предприятия
Проведение различных типов оценок деятельности предприятия на основе применения ФСА-информации, полученной с помощью ФСА-модели, рассмотрим на примере компании, занимающейся оптовой и розничной продажей продуктов питания.
В результате функционально-стоимостного моделирования было получено распределение месячных трудовых и стоимостных затрат, связанных с выполнением основных бизнес-процессов (Рис. 3, 4).
Рис. 3. Распределение месячных трудозатрат, связанных с выполнением бизнес-процессов
Рис. 4. Оценка стоимостных затрат торговой компании за месяц
Пример другого типа оценок. На Рис. 5 приведена сравнительная оценка трудозатрат технологий работы структурных подразделений компании, из которой можно сделать вывод, что наиболее загруженными являются: коммерческий отдел, отдел логистики и бухгалтерия.
Рис. 5. Оценка трудозатрат структурных подразделений торговой компании за месяц
Одним из подходов к совершенствованию деятельности предприятия является выявление и реализация таких вариантов перераспределения функций между и внутри бизнес-процессов, которые обеспечивают повышение эффективности выполнения основных бизнес-процессов при заданных значениях показателей эффективности вспомогательных и управляющих бизнес-процессов. В рассматриваемой торговой компании до реорганизации ее деятельности, связанной с перераспределеним элементов бизнес-процессов, наибольшей объем времени и средств занимали вспомогательные бизнес-процессы (Рис. 6).
Рис. 6. Оценка бизнес-процессов торговой компании
После внедрения предложенного варианта перераспределения функций максимальные значения показателей времени и средств стали приходиться на выполнение основных бизнес-процессов, связанных с реализацией товаров через торговые подразделения компании.
Главным недостатком данного типа оценки, является отсутствие информации для осуществления оперативного управления через выделенные центры ответственности. Под центром ответственности здесь понимается сегмент предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решение.
На Рис. 7 приведена диаграмма оценки по центрам ответственности, на которой представлены показатели доходов, затрат и прибыли компании за определенный промежуток времени.
Рис. 7. Оценка центров ответственности компании
Рис. 8. Оценка эффективности реализации товара через торговую сеть компании
Из рассмотренных вариантов проведения оценки, наиболее эффективным является последний, так как оценка выделенных центров ответственности торговой компании позволяет оперативно управлять ее работой.
Важным аспектом разработки и использования ФСА-модели в пакете EasyABC является возможность предварительного расчета бюджета затрат, текущего (фактического) учета затрат и проведение анализа отклонений плана затрат от их фактических значений.
Подробное описание технологии построения полномасштабной ФСА-модели и, главное, примеры ее применения являются темой отдельной статьи.
Условия FCA: что это простыми словами, права и обязанности сторон
Грузоперевозки — это очень прибыльный, но довольно сложный бизнес, сопряженный со множеством нюансов и подводных камней. Как показывает статистика, лишь немногим новичкам удается удержаться на плаву и из небольшой компании регионального значения вырасти до федерального уровня. Единственный способ добиться успеха заключается в строгом следовании основных правил и неукоснительное выполнение своих обязательств. Особенно это касается соблюдения условий FCA. Что это простыми словами, с какими трудностями придется столкнуться и как не допустить ошибки? Давайте подробно разберемся во всех этих аспектах.
Общая информация
У многих предпринимателей, только начинающих работать в области логистики, возникает вопрос о том, каковы условия FCA. Что это простыми словами — рассмотрим далее. Сам термин расшифровывается как Free Carrier, а значит он, что на протяжении всего времени транспортировки за сохранность груза и урегулирование всех юридических формальностей отвечает покупатель. Он самостоятельно решает, каким видом транспорта будет осуществляться доставка, а также подписывает все попутные договора. Именно в этом и заключается основное отличие FCA от стандартных грузоперевозок.
Владелец груза должен выполнить свои обязательства, предусмотренные договором, при соблюдении следующих условий:
В чем заключаются условия перевозки FCA? На законодательной базе все довольно просто, поскольку ответственность полностью лежит на покупателе, однако на практике не все обстоит так, как должно быть. При заключении договора большое внимание нужно уделять месту, поскольку именно оно во многом и определяет обязанности обеих сторон. Например, если необходимо провести погрузку товара на складе поставщика, то за этот процесс отвечает исключительно заказчик. Но совсем другое дело, если груз забирается с нейтральной территории. В этом случае все обязан контролировать исполнитель.
Конкретные условия
В наши дни при заказе любых товаров и услуг заключается договор. Именно в нем и конкретизируются все условия поставки FCA. Они обязательно должны определять следующие данные:
Так, например, если в процессе загрузки выяснится, что грузоподъемности транспортного средства не хватает, то покупатель имеет право откорректировать условия на поставку товара FCA. Как правило, изменения касаются маршрута. Например, может потребоваться заезд в другой пункт с целью снижения финансовых потерь от порожнего рейса. Особенно это актуально в случае с морскими перевозками, при которых даже небольшие задержки могут превратиться в огромные издержки.
Прочие варианты
Итак, выше мы рассмотрели основные условия FCA, что это простыми словами, тоже выяснили. Они могут быть выполнены независимо от вида ТС как внутри страны, так и при международных перевозках. Однако при последних следует учитывать больше нюансов. Давайте остановимся на этом более подробно. Если вы планируете взяться за очередной контракт, у вас должны быть ответы на следующие вопросы:
Эта информация позволит избежать множества проблем в процессе выполнения заказа. Поэтому вы должны очень серьезно подходить к изучению условий поставки FCA по Инкотермс. В этих правилах детально описаны основные положения и термины, знание которых существенно упростит работу в области международных грузоперевозок.
Важные аспекты
Этому вопросу необходимо уделить особое внимание. Есть несколько нюансов, которые следует заблаговременно уточнять при заключении договора поставки на условиях FCA. Особенно это касается типа перевозимого груза. Некоторая продукция должна транспортироваться в специальных контейнерах и при определенных условиях.
Вся информация относительно условий транспортировки должна быть предоставлена перевозчику по первому требованию. Также заранее оговариваются конкретные сроки, время и место погрузки, а также транспортный маршрут. При несоблюдении поставки на условиях FCA, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Какие данные должны быть предоставлены заказчиком?
Итак, что об этом необходимо знать? Согласно законодательству, покупатель обязан в течение 10 рабочих дней предоставить перевозчику подробную информацию о заказе.
Перечень должен включать в себя следующие данные:
Если заказчик не предоставил все необходимые сведения, то грузоперевозка приостанавливается. В случае невозможности доставки в место назначения все затраты по возврату груза на склад ложатся на покупателя.
Порядок отгрузки товара
Приемка груза осуществляется по стандартной транспортной накладной по форме под номером ТОРГ-12. В ней обязательно должны стоять подписи лиц, имеющих на груз право собственности по условиям поставки FCA, а также стоять печати. Помимо этого при передаче товара обязательно личное присутствие представителей заказчика и исполнителя. В случае возникновения каких-либо проблем ответственность ложится на отсутствующую сторону.
Удовлетворение претензий
Этому аспекту стоит уделить особое внимание. Конфликтные ситуации, как правило, возникают в случае расхождения количества выгружаемого товара с объемом, указанным в сопроводительной документации. Покупатель может отказаться от приемки в случае, если убытки находятся в пределах естественной убыли, предусмотренной законодательством.
В этом случае составляются акты сверки, в которые вносится оплаченное количество товаров. Чтобы не оказаться в подобной ситуации и избежать множества проблем, каждая из сторон должна вести самостоятельный учет отгружаемого груза. Документация по факту проверки подается в течение 5 дней после ее проведения. В случае наличия расхождений поставка может быть прекращена. Если урегулировать ситуацию мирным путем не удается, то сотрудничество прекращается.
В каких случаях возможно расторжение договора?
Что об этом необходимо знать? Если условия поставки FCA были нарушены или оплата не поступила в оговоренный срок, то исполнитель может отказаться от осуществления грузоперевозки, предварительно уведомив об этом заказчика. Договор автоматически расторгается в момент получения извещения. Если подобное предусматривается контрактом, то покупатель должен использовать товар исключительно по назначению. В противном случае он обязан подать официальное уведомление.
Договор также можно расторгнуть в одностороннем порядке, если у перевозчика не получается доставить партию товара в указанном объеме по причинам, зависящим от покупателя. В этом случае прекращение поставки осуществляется по стандартному алгоритму через подачу уведомления. При этом вся ответственность и возмещение убытков ложатся на виновную сторону.
Форс-мажоры
Давайте на этом остановимся более детально. Если условия доставки FCA не могут быть соблюдены из-за возникновения непредвиденных обстоятельств, то выплаты неустойки можно избежать, если документально доказать это. К форс-мажорным обстоятельствам относятся:
При возникновении форс-мажорной ситуации одна сторона должна уведомить другую об этом не более чем в течение 2 дней. Также нужно предоставить подтверждающие документы в ближайшем отделении ТПП Российской Федерации. Если поставку будет невозможно выполнить на протяжении трех и более месяцев, то любая из сторон может отказаться от выполнения своих обязательств, предварительно подав уведомление об этом и оплатив за уже поставленный груз.
Разрешение споров
Если между заказчиком и исполнителем возникла конфликтная ситуация, то ее лучше попытаться решить мирным путем. Представителям обеих сторон нужно найти наиболее оптимальное решение, которое всех устроит. Если компромисса достигнуть не получается, то в этом случае нужно обращаться в Арбитражный Суд.
Мера ответственности сторон
С этим аспектом стоит ознакомиться в самую первую очередь. За загрузку машины на складе производителя ответственность несет собственник товара. Если приемка осуществляется в других местах, то за все отвечает покупатель. Перевозчик в таком случае выступает в качестве третьей стороны, в обязанности которой входит доставка товара из одного пункта в другой.
Продавец должен уплатить все государственные сборы, а покупатель — провести таможенную очистку. После урегулирования всех юридических формальностей груз может быть передан принимающей стороне, указанной в договоре поставки. До момента передачи продукции за все риски отвечает производитель или дистрибьютор. В процессе транспортировки за целостность и сохранность отвечает транспортная компания за исключением ситуаций, когда обязанности покупателя делегированы контрактом.
Когда условия перевозки считаются выполненными?
Поставка товара приобретает статус исполненной после уплаты государственных пошлин, прохождения таможенной процедуры и передачи груза получателю в пункте назначения. Далее вся ответственность переходит с исполнителя на принимающую сторону. Для ускорения процедуры покупатель должен предоставить информацию о ТС и подрядчике. Она необходима для правильного заполнения таможенной документации. В качестве перевозчика может выступать:
Следует быть очень внимательным при передаче информации, поскольку даже малейшие ошибки могут значительно затянуть процесс оформления документов и обернуться большими неустойками.
Заключение
В этой статье было подробно рассказано об основных условиях FCA, что это простыми словами, а также рассмотрены наиболее важные нюансы, которые следует учитывать в процессе грузоперевозок. Поэтому, если вы захотите заняться логистикой на государственном или международном уровне, то сможете все сделать правильно. Чтобы не допустить ошибок новичков и избежать множества проблем, внимательно подходите к изучению договора и заранее обговаривайте все условия с заказчиком. В этом случае успех вам гарантирован.