Фсзн что это такое

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)

В Республике Беларусь Фонд социальной защиты населения (ФСЗН РБ) это департамент, входящий в структуру Министерства труда и социальной защиты. Фонд обладает правами юридического лица, имеет собственный баланс и право распоряжаться находящимися на счетах средствами в соответствии с законодательством. Деятельность Фонда определяется, в первую очередь, такими государственными актами, как: Конституция, Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»; Указ Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40 «Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», а также другими постановлениями, касающимися предмета деятельности Фонда.

Первой и важнейшей целью деятельности ФСЗН РБ является организация и проведение мероприятий по социальной защите населения Республики Беларусь. Под соцзащитой понимается комплекс мероприятий по перераспределению средств от работающих членов общества к нетрудоспособным.

Принято выделять следующие основные направления социальной защиты:

Деятельность ФСЗН сосредоточена, в основном, в сфере социального страхования, которое, в свою очередь, подразделяется на: пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Пенсионное страхование позволяет трудящимся рассчитывать на материальное обеспечение по достижении определенного законодательством пенсионного возраста.

Страхование от несчастных случаев и заболеваний гарантирует сохранение источника дохода при наступлении указанных обстоятельств.

Кроме самих работников, на помощь по программе социального страхования могут рассчитывать и находящиеся на их иждивении нетрудоспособные члены семей.

Средства необходимые для финансирования расходов ФСЗН складываются, в основной массе, из обязательных и добровольных отчислений от доходов работающих. Кроме того средства Фонда пополняются из:

Как правило, одни и те же граждане в разные периоды и в зависимости от жизненных обстоятельств оказываются как плательщиками взносов в ФСЗН, так и получателями средств из него.

Участие в программе государственного социального страхования является обязательным для всех трудящихся, в том числе индивидуальных предпринимателей и других категорий лиц, осуществляющих трудовую деятельность самостоятельно. Исключение составляют работающие инвалиды первой и второй групп.

Согласно статье 7 Закона «Об основах государственного социального страхования» обязательные страховые взносы уплачиваются исходя из размера доходов:

Организация и контроль порядка вышеприведенных выплат входят в состав главных функций ФСЗН. Для сбора страховых взносов и контроля порядка их расчета Фонду предоставлены широкие полномочия. ФСЗН имеет право требовать немедленного погашения задолженности перед Фондом, давать банкам обязательные указания о взыскании со счетов недоимок и пени по обязательным страховым выплатам со счетов виновных лиц и их дебиторов, взыскивать имущество должников по взносам в ФСЗН в судебном порядке.

Территориальные подразделения ФСЗН ведут учет страховых взносов, как по организациям, так и персонифицировано по каждому трудящемуся гражданину.

Фонд социальной защиты является источником выплаты:

Источник

Как устроен ФСС

И для чего он нужен

В нашей стране три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.

О пенсионном фонде мы уже рассказывали, теперь разберемся с тем, как устроен и какие функции выполняет фонд социального страхования.

Что такое фонд социального страхования

Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.

Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.

Кирилл приходил на работу во все рабочие дни, исправно выполнял свои обязанности и получал зарплату. В один день он на работу не вышел — заболел гриппом, открыл больничный лист и остался лечиться дома.

Работодатель не будет платить Кириллу зарплату, ведь тот дома, лечится и свои трудовые функции не исполняет. Но Кирилл без денег не останется: его застраховали на такие случаи, поэтому он получит пособие, которое компенсирует отсутствие зарплаты из-за болезни. За первые 3 дня заплатит работодатель, за остальные дни болезни — ФСС.

На месте Кирилла может быть любой человек, работающий по трудовому договору или застраховавшийся добровольно — адвокат, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.

Нормативная база. ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.

Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.

Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.

Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.

Правовой статус

Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.

При этом фонд — внебюджетный, то есть его деньги не учитываются в федеральном бюджете. Это значит, что государство не может взять деньги из ФСС и направить, например, на реализацию программы поддержки малого бизнеса. Деньги фонда в любом случае уходят на пособия по временной нетрудоспособности, социальные расходы и отдельные виды социального обеспечения, например программы по уменьшению производственного травматизма, — дальше расскажем об этом подробнее.

И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, социально-культурных или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.

Структура

Система ФСС состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного.

Как устроена система ФСС

УровеньЧто входит
ФедеральныйПредседатель, правление ФСС, центральный аппарат ФСС
РегиональныйРегиональные отделения
МестныйФилиалы региональных отделений

Председатель ФСС РФ выполняет управленческие функции — руководит фондом, вносит проект бюджета фонда на утверждение правительству, утверждает структуру и штатное расписание работников, принимает меры по результатам ревизий и т. д.

Председателя назначает Правительство РФ по предложению министра труда России. У председателя есть шесть заместителей.

Правление ФСС РФ — это коллегиальный орган, на заседаниях которого обсуждают проект бюджета фонда, его исполнение, отчеты о результатах деятельности региональных отделений, проекты нормативных актов по вопросам государственного социального страхования. Заседания проводят по мере необходимости.

В правлении 35 человек: председатель фонда и его первый заместитель, представители министерств, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, инвалидов, Госдумы, Совета Федераций и региональных отделений ФСС. Члены правления назначаются Правительством РФ, периодически происходит ротация — смена людей в составе правления ФСС.

Центральный аппарат ФСС РФ контролирует и обеспечивает деятельность фонда. В центральном аппарате несколько департаментов и управлений, каждое из которых выполняет свои функции. Например, часть департаментов отвечают за кадровое и финансовое обеспечение, другие — за страхование рисков, существующих на производстве, контроль поступления страховых взносов, контрольно-ревизионную работу, обеспечение клиентского обслуживания, деятельность центров реабилитации и т. д.

Региональные отделения организовывают и контролируют работу филиалов фонда, которые создают для работы со страхователями и застрахованными лицами.

В региональных отделениях ФСС создаются координационные советы — это собрания представителей фонда и других ведомств, объединений профсоюзов, работодателей. На таких собраниях обсуждаются различные важные для деятельности фонда вопросы. Например, как исполняется бюджет фонда, реализуются государственные программы, проходят проверки и население обеспечивается санаторно-курортным лечением.

Филиалы региональных отделений работают «на земле», они:

Филиалы — это обособленные подразделения региональных отделений, а не отдельные юридические лица. Это значит, что они могут действовать только в пределах полномочий, которыми их наделяют региональные отделения, выполняют все или часть их функций, представляют интересы и действуют от имени региональных отделений, а не от своего собственного.

Центральных отраслевых отделений фонда фактически сейчас нет, хотя они до сих пор фигурируют в Положении о ФСС. Раньше такие отделения нужны были для работы ФСС в отдельных отраслях, например атомной энергетике, промышленности, ракетно-космической отрасли и др. Но потом принцип управления изменился с территориально-отраслевого — это управление и на территориях, и в отраслях — на территориальный, и все отраслевые отделения ликвидировали.

Функции и задачи ФСС

Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.

Собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд.

Выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:

Участвует в разработке программ охраны здоровья работников. Например, в 2018 году ФСС стал партнером программы по продвижению концепции «нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения. А в 2019 году при участии ФСС был разработан и утвержден комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни.

Готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.

Отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.

Контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки.

Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.

Доходы ФСС

Под доходами фонда понимаются все деньги, которые поступают в него и могут быть потрачены на достижение его цели и выполнение задач.

Бюджет фонда социального страхования формируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателями и гражданами, вступившими в добровольное страхование. Кроме того, в доходы ФСС идут:

Деньги от взносов поступают на счета территориального казначейства, хранятся там, а при наступлении страхового случая оттуда перечисляются на счета работников.

Виды социального страхования

При этом страхование может быть обязательным и добровольным.

Обязательное социальное страхование касается всех лиц, занятых по трудовому договору. Страховые взносы за них платят страхователи — их работодатели.

Добровольное социальное страхование доступно для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера — все они могут застраховаться, но только на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Для добровольного страхования нужно встать на учет в ФСС — подать заявление в филиал регионального отделения — и ежегодно уплачивать взносы в ИФНС по месту жительства. Если за предыдущий год взнос был уплачен, то в текущем году при наступлении страхового случая можно будет получить пособие.

Кто подлежит обязательному социальному страхованию

По закону на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязательно страхуют:

От несчастных случаев и профессиональных травм обязательно страхуют только тех, кто работает по трудовому договору, и осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду.

Работодатели страхуют не только работников — граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Страховые взносы

Часть бюджета ФСС пополняется за счет страховых взносов.

Кто обязан платить. Все работодатели — организации и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, ИП, члены КФХ и другие лица, которые застраховали себя добровольно.

Виды взносов. Работодатели перечисляют два вида страховых взносов:

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, которые добровольно себя застраховали, уплачивают страховые взносы только на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются по реквизитам налоговой инспекции. Собранные деньги налоговая потом передает ФСС для распоряжения.

При этом страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели перечисляют сразу в ФСС.

Тарифные ставки отчислений. Основной тариф взноса на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. То есть чтобы понять размер взноса за работника, его зарплату нужно умножить на 2,9%.

Чем менее опасная работа, тем меньше тариф, и наоборот. Например, к 1 классу относится деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, значит, за работников, которые занимаются продажей мебели оптом, платят взносы по самому низкому тарифу — 0,2%.

Другой пример: добыча угля считается деятельностью с самым высоким классом профессионального риска, поэтому за шахтеров платят взносы по самому дорогому тарифу — 8,5%.

Тариф устанавливает ФСС на основании заявления и справки-подтверждения вида деятельности, что подает организация ежегодно до 15 апреля. Если организация не подаст эти документы, то ей установят самый высокий тариф исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.

Сниженные тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены для работодателей, использующих труд инвалидов 1, 2 или 3 группы.

Предельная база для начисления страховых взносов — это сумма дохода работника, после достижения которой работодатель перестает платить за него страховые взносы. Она установлена только для страховых взносов на ОСС на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для ОСС от несчастных случаев на производстве предельной базы нет — работодатель уплачивает взносы ежемесячно независимо от зарплаты.

Когда производится выплата. Страховые взносы за работников в ИФНС и ФСС работодатели перечисляют ежемесячно до 15 числа.

Те, кто страхуются добровольно, могут уплатить взносы в любое время в течение года.

Как и когда предоставляется отчетность. По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатель ежеквартально сдает в ИФНС расчет по форме КНД 1151111.

Если в организации больше 10 человек, то расчет отправляют электронно.

От тех, кто застраховался добровольно, никакая отчетность не требуется.

Источник

Объединяющий закон об обязательных страховых взносах в ФСЗН

Фсзн что это такое. Смотреть фото Фсзн что это такое. Смотреть картинку Фсзн что это такое. Картинка про Фсзн что это такое. Фото Фсзн что это такое

Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» установил систему, комплексно регулирующую вопросы государственного социального страхования. Помимо объединения положений различных документов в один сводный законодательный акт, его новые нормы усиливают социальную поддержку отдельных категорий работающих граждан и координируют взаимодействие фонда с плательщиками взносов.

Основной целью разработчиков было полное упорядочение в одном НПА вопросов уплаты взносов в бюджет Фонда. «ЭГ» следила за развитием инициативы начиная с 2019 г., когда о ней стало известно (см. статью «Неоконченная история Фонда социальной защиты», «ЭГ» № 28 за 16.04.2019 или статью «Что произошло с ФСЗН в 2019 году. Планы на 2020 год», «ЭГ» № 98 за 31.12.2019).

Сейчас в Закон № 118-З включены, например, положения Закона от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», где определены категории плательщиков взносов, объект для начисления взносов, размер страховых взносов (он утратит силу). В новый документ перенесены нормы Указа от 16.01.2009 № 40, которым утверждено Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. В Закон от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», где определены категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию, внесены изменения.

Законом № 118-З регламентированы:

– круг плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда (ст. 3);

– объект для начисления обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование (ст. 4);

– размеры взносов, сроки и порядок их уплаты (ст.ст. 5–14);

– права и обязанности плательщиков (ст.ст. 20–21).

Итого в структуре нового Закона всего 4 «основные» главы и пятая – о внесении изменений в некоторые законы и признании утратившими силу отдельных законодательных элементов.

Базовые понятия

Основные термины и их определения изложены в ст. 1 Закона № 118-З. Помимо привычных формулировок, таких как «пенсионное страхование» или «работающие граждане», здесь, например, появился новый термин «местный финансовый орган» и определены его основные функции. Это структурное подразделение местного исполкома областного или территориального уровня должно организовать работу по составлению и исполнению соответствующего местного бюджета.

Для некоторых категорий граждан

В ст. 3 Закона № 118-З приведен круг плательщиков взносов: работодатели; работающие граждане; физлица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы; «Белгосстрах» в случаях уплаты взносов за неработающих инвалидов вследствие трудового увечья или профессионального заболевания и др.; организации, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы.

В ст. 5 Закона № 118-З появились нормы, стимулирующие организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, привлекать к работе граждан, являющихся инвалидами. Для предоставления таким компаниям льготы по уплате обязательных взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда в виде пониженного страхового тарифа (12%) установлен минимальный предел наличия в штатной численности работающих инвалидов за прошлый год – в среднем не менее 30%.

Урегулирован порядок освобождения от уплаты взносов на пенсионное страхование работодателей, использующих труд инвалидов I и II группы. Им предоставлено право не уплачивать взносы на пенсионное страхование за работающих инвалидов I и II группы с 1-го числа месяца, следующего за установлением инвалидности (ранее срок установлен не был).

Закреплена норма выдачи пенсионных удостоверений гражданам – получателям пенсий профессионального пенсионного страхования (ППС).

В ст. 6 Закона № 118-З включены размеры взносов на ППС, которые сейчас определены Указом от 10.01.2009 № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование».

Обязанности плательщиков и ответственность

Вводится обязанность плательщика обращаться в органы Фонда по месту постановки на учет за получением средств на выплату государственных пособий (ст. 21 Закона № 118-З). Одновременно органам Фонда предоставлено право приостановки операций по банковским счетам плательщиков за невыполнение обязанности обращения за финансированием средств на выплату пособий.

Необходимость в «донорском» финансировании возникает у организаций, когда сумма начисленных пособий превышает сумму взносов или в организации не выплачена заработная плата. Порядок обращения в территориальный орган Фонда по месту постановки на учет за финансированием средств для выплаты пособий установлен Инструкцией о порядке использования средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на выплату пенсий и пособий, утв. постановлением правления ФСЗН от 15.07.2013 № 9 (подробнее в статье «Надо выплатить пособие, а денег нет» в «ЭГ» № 22 за 26.03.2021).

За нарушение обязанностей плательщиков предусмотрена ответственность «в соответствии с законодательством» (ч. 2 ст. 21 Закона № 118-З). Это отсылка к нормам КоАП и УК.

Напомним, что согласно ст. 12.15 КоАП неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на ППС в бюджет фонда плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более 20 базовых величин (сейчас это 580 руб.), совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ (от 58 до 580 руб.). Не являются административным правонарушением, предусмотренным данной статьей, неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на ППС, если указанные взносы уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты зарплаты.

С 19 июня 2021 г. УК дополнен ст. 243-1 «Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов».

Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов, подлежащих исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

По разъяснениям ФСЗН, статья об уголовной ответственности охватывает не только случаи приостановки нанимателем расчетов с Фондом, но и практику выплаты зарплаты «в конвертах». В комментарии, опубликованном на сайте ведомства 24.06.2021, говорится, что «нелегально полученные деньги работникам довольно проблематично использовать для приобретения жилья, автомобиля, валюты, платы за обучение детей и прочие крупные расходы. Ведь подобные операции находятся под контролем налоговых органов… Уголовную ответственность наниматель будет нести не только за уклонение от исполнения обязанностей по перечислению в бюджет налогов, сборов, но и за умышленное неначисление и неуплату обязательных страховых взносов в бюджет фонда».

Порядок выплаты пособий семьям с детьми

В ст. 26 «Выплата государственных пособий за прошлое время» Закона от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» внесены изменения, предусматривающие право восстановления сроков выплаты едино­временных и ежемесячных пособий семьям, воспитывающим детей, при несвоевременном обращении за их получением, исключительно по уважительным причинам (их перечня пока нет). Ранее срок обращения за пособиями был 6 месяцев без права на обжалование.

Сейчас решениями областных, Минского городского управлений ФСЗН или комитетов по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполкомов в случае пропуска по уважительным причинам могут быть восстановлены сроки обращения за:

– пособием по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

– пособием на детей в возрасте от 3 до 18 лет;

– пособием на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей;

– пособием по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

В случае восстановления пропущенных сроков пособия назначаются и выплачиваются не более чем за 3 года до обращения за их назначением при условии, что семья имела на них право.

Закон вступит в силу 21 января 2022 г.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ, редактор по вопросам труда и заработной платы

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *