Фудплейс что это такое
Фуд-холлы: как гастрономический тренд покорил Петербург и не вышло ли местечковой истории
Новые гастрономические пространства зародились на рынках Москвы. Трансформировавшиеся торговые площадки стали трендом, завоевывая все новые территории. Рассказываем, как развивались фуд-холлы в Петербурге и какое будущее их ждет.
К разнообразию фуд-кортов и ресторанов петербуржцы уже привыкли. В первые заведения идут, чтобы быстро перекусить в удобных локациях, во вторые — насладиться высокой кухней в изящных интерьерах. Однако другой формат гастрономических пространств — фуд-холлы — хотя появился еще в 2016 году, все еще плохо знаком горожанам. В модных тенденциях ресторанной жизни Петербурга разбирались НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
Все началось с рынков
Тренд на фуд-холлы зародился в 2016 году и начался с Москвы. Бывший директор по маркетингу EatMarket, ресторатор Елизавета Земская рассказала, что в то время крупные столичные рынки, располагающиеся преимущественно в центральной части города, начали трансформироваться.
«Эти пространства отличало то, что помимо торговли и привычного рынка, на площадках появились интересные гастроконцепции. Они были либо в моноформате, либо отражающие какое-либо из направлений кухонь. И, соответственно, появилась гастрономическая составляющая на рынке», — рассказала Елизавета Земская.
Модернизирующиеся рынки требовали нового определения. Нужно было концептуально отразить новую нишу. Важно было отделить ее от фуд-кортов уровня масс-маркета, которые обычно располагаются в торговых центрах. Так появился термин Food Hall. От рынка новый формат общепита отличала организация пространства.
«На рынках центральная часть всегда отдается торговым рядам, а зоны ресторанов и посадка размещаются по остаточному принципу. Фуд-холлы нового поколения, которые без торговли внутри, они основной акцент делают на размещении кухонь и комфортной посадке гостей», — объяснила ресторатор.
Фуд-холлы отличает стильный интерьер, наличие зеленых зон. Такие гастрономические пространства, как правило, с мягкой качественной мебелью, которая соответствует ресторанному уровню.
Из Москвы в Петербург
Концепцию фуд-холлов от центральной части Москвы переняли объекты, которые располагались в подмосковных районах, а дальше — регионы. Петербург стал вторым городом, который быстро подхватил этот тренд. Первым проектом стал Василеостровский рынок. После появился фуд-холл в ТРЦ «Сити Молл», потом — Eat Market в «Галерее».
Формат таких заведений считают актуальным для Петербурга. Замдиректора департамента торговой недвижимости Colliers Юлия Кузнецова рассказала, что в ближайшем будущем в городе ожидается открытие нескольких интересных проектов.
«Как правило, успех фуд-холла определяется не только грамотным управлением и ювелирным подбором концепций арендаторов, но и правильно выбранной локацией. Открытие фуд-холлов в спальных районах зависит от местоположения. Целесообразно организовывать их в крупных торговых комплексах, которые являются центром притяжения большого количества гостей», — рассказала эксперт.
Идея хорошая
Фуд-холлы дают потребителю выбор, это всегда большое количество гастрономических направлений. На одной площадке можно выбрать ресторанное блюдо разного уровня, разной кухни. Сегмент стал очень востребованным на рынке. Насколько фуд-холлы успешная бизнес-модель, НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров по Северо-Западу Леонид Гарбар.
«Это очень перспективно. Если рассматривать как бизнес-модель, вы получаете некое общее пространство. Допустим, в фуд-холле 30 или 40 ресторанов, у них один общий зал, с единой службой уборки, с общей инфраструктурой зала. У ресторанов только производство, то есть ты получаешь при 10-15 кв. метрах кухни 600-местный зал. Туда идут именно поесть, не купить что-либо, не гулять, а именно поесть. В рекламу тоже вкладываться не надо, здесь продвигают общий фуд-холл, общее место», — объяснил президент Федерации рестораторов и отельеров по Северо-Западу.
Однако, по словам Леонида Гарбара, не все так просто. При всех очевидных плюсах фуд-холлов, самым важным остается то, что там должно быть вкусно. Значит, должен проводиться очень тщательный отбор участников.
Исполнение подкачало
Воплотилась столичная идея на берегах Невы, по мнению президента Федерации рестораторов и отельеров по Северо-Западу, не лучшим образом. Фуд-холлы в Петербурге стали «местечковой историей».
«Сравнение не в пользу Петербурга — грязно, невкусно, плохо организовано. У нас нет таких фуд-холлов, как в Москве, как, впрочем, нет обычных колхозных продуктовых рынков», — поделился Леонид Гарбар.
Однако, по словам эксперта, на вкус и цвет товарищей нет. Возможно, кто-то найдет в петербургских фуд-холлах и что-то хорошее для себя. Только обязательно стоит сравнить со столичными гастропространствами, организация которых для Петербурга пока недосягаема.
Масштаб и разнообразие столичных фуд-холлов петербуржца поразит: Даниловский рынок, Гастроферма, Центральный рынок на Рождественском бульваре, знаменитое «Депо» и многие другие. Заведения в Москве успешно функционируют и пользуются большой популярностью среди горожан. Возможно, конкуренция больше всего и сыграла на руку столичным фуд-холлам.
Однако тенденции Москвы фуд-холлы Петербурга повторяют. Новый формат гастрономических пространств начинает покорять окраины. Стало известно, что первый современный фуд-холл в Ленобласти откроется в Кудрово.