Фулфилмент что это простыми словами
Что такое фулфилмент для бизнеса
Фулфилмент (от англ. fulfillment или брит. англ. fulfilment — выполнение, исполнение) — комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки. В нашем языке нет аналогичного термина, который бы максимально точно передавал смысл английского термина, поэтому он используется без перевода. Как бизнес-услуга, фулфилмент наиболее востребован интернет-магазинами и часто передается на аутсорс фулфилмент-центрам.
Что входит с состав этой услуги:
Свою популярность фулфилмент получил благодаря революционным решениям лидера интернет-торговли на Западе — компании «Амазон». Она первая, кто вывел на качественный уровень эту услугу для тысяч продавцов, торгующих через Amazon.com.
Кому нужен фулфилмент
Владельцы каждого онлайн-магазина при расширении спектра деятельности и ассортимента товаров сталкиваются с необходимостью развивать складские помещения. Это означает, что нужно купить или арендовать подходящий объект, нанять персонал для обслуживания, организовать сложный сервис складского хранения. Не у всех имеются достаточные финансовые средства для решения этих всех задач, но на помощь приходит фулфилмент центр.
Даже крупным коммерческим компаниям не всегда выгодно инвестировать в склад и логистику, так как эти средства можно вложить в расширение бизнеса, передав склад на аутсорсинг специализированной компании. Вариант складского фулфилмента однозначно выгоден, если только вы не продаете скоропортящиеся продукты или товары, которые чувствительны к условиям хранения.
Таким образом, для открытия интернет-магазина или его развития от владельца требуется изучить рынок, выбрать ассортимент и заняться продвижением, а хранение товара на складе, обработка и доставка лягут на плечи логистической компании, предлагающей услугу фулфилмента. Для компаний любого размера аутсорсинг складской логистики является экономически более выгодным и снимает ряд организационных проблем.
Что надо знать об услугах фулфилмента и как выбрать оператора
Объем рынка фулфилмента в 2016 году составил 7 млрд руб. и 23 млн посылок. Сегодня отрасль предлагает не только складскую обработку, но и множество дополнительных услуг. Потенциал роста здесь не только в количестве игроков, но и в увеличении объемов обрабатываемых отправлений.
Data Insight представила исследование «Фулфилмент для интернет-торговли». Мы сделали краткую выжимку из него. В фулфилмент приходят из курьерского и транспортного бизнеса, почтовой обработки, торговли по каталогам, складского хранения, онлайн-торговли. Конкуренция на рынке, по мере прихода новых игроков, повышается.
Больше половины фулфилмент-операторов располагают собственной курьерской службой, которую используют в комплексе с партнерскими сетями доставки. Полностью передать доставку на аутсорс могут позволить себе лишь самые крупные игроки. Компании поменьше предпочитают иметь собственных курьеров, чтобы обеспечить одну из наиболее востребованных у клиентов услуг — работу с возвратными отправлениями. Популярны такие сервисы, как колл-центр, передача данных и документации по протоколам API или модулям, личный кабинет.
Фулфилмент-операторы не только оказывают услуги интернет-компаниям, но и привлекают на рынок новых игроков, не имеющих опыта онлайн-торговли. Для многих курьерских компаний, которые вышли на рынок в 2016-2015 годах, фулфилмент оказался более сложным продуктом, чем они ожидали. Существующие проекты пока не вышли на окупаемость и не привлекли достаточно крупных клиентов. Дополнительным стимулом для развития рынка фулфилмента в России стали иностранные интернет-ритейлеры. Заходящие на рынок зарубежные ритейлеры часто предпочитают передавать процессы на аутсорсинг российским операторам.
Как интернет-магазину выбрать подрядчика
Data Insight предлагает основные параметры, которые следует учитывать интернет-магазину при выборе подрядчика. Базовая операция фулфилмента — хранение товаров на складе плюс комплектация и упаковка заказов. Все игроки рынка предоставляют в дополнение к этим ряд других услуг.
Поэтому, сравнивая стоимость обслуживания у разных операторов, следует учитывать цену на все услуги, а не только ключевые. Например, упаковка заказов в фирменные коробки интернет-магазина, стоимость хранения невыкупленных и вернувшихся на склад заказов могут сильно повлиять на общий счет за услуги.
Для интернет-магазина также важны режим работы и размещение склада. Они влияют на режим отгрузок товара, оперативность решения внештатных ситуаций и время доставки срочных заказов. Склады 37% фулфилмент-операторов работают круглосуточно, но если обрабатывается меньше 100 тыс. заказов в месяц, такой режим не оправдан.
Для интернет-магазина важно, когда именно фулфилмент-оператор может принять последний заказ в рабочее время, чтобы уже на следующий день доставить его заказчику (в Москве и Санкт-Петербурге). Большинство столичных жителей ожидают доставку на следующий день, а на долю двух столиц и областей приходится почти половина всех интернет-заказов в России.
Большое значение имеет видеорегистрация зоны приемки и отгрузки товара. Подавляющее большинство фулфилмент-операторов ее обеспечивают. Это необходимо для того, чтобы, в случае порчи товара, точно знать на каком этапе она произошла.
Логистика в России сконцентрирована в Москве. Несмотря на то, что тренд на децентрализацию уже начался, пока он доступен лишь крупным игрокам. К примеру, склад Ozon расположен в Твери, но компания все равно доставляет в тот же день заказы, сделанные до полудня. Что касается небольших интернет-магазинов, им лучше работать с фулфилмент-операторами, чьи склады расположены в столице.
Три основные схемы формирования цены за услуги фулфилмента
За каждую операцию. Процесс фулфилмента разбит на отдельные операции, каждая из них оплачивается по фиксированному тарифу. Продавец вместе с оператором выбирает услуги, которые хочет получить. Однако узнать, сколько именно он должен фулфилмент-оператору, может лишь по предоставлению счета за собранные заказы.
Процент от объемов. Процесс не делится на операции, а оценивается как единая услуга. При этом, чем больше объем продаж у интернет-магазина, тем меньший процент берет оператор. Однако и здесь продавец узнает о сумме оплаты лишь после выставления счета.
«Пакетные тарифы». Пакет предполагает оплату за месяц при любом количестве обработанных заказов, не превышающем определенную планку. Каждый последующий объем тарифицируется отдельно.
Пакеты дополнительных услуг, предоставляемых фулфилмент-операторами отличаются в зависимости от схемы работы магазина и типа продаваемых товаров.
Контактный центр/CRM позволяет сотрудникам фулфилмент-центра обрабатывать заказы. Работники колл-центра имеют скрипты, по которым они общаются с покупателями. При этом контактный центр может у оператора быть как собственным, так и сторонней организацией, работающей по договору.
Некоторые фулфилмент-операторы предлагают услуги маркетинга: работа с аудиторией потенциальных клиентов еще до совершения покупки, продвижение товаров и сайта магазина.
Производство контента также может быть услугой фулфилмент-оператора. Если поставщик товаров не предоставляет качественных фотографий и описаний продукции, их должен делать либо сам интернет-магазин, либо сторонний подрядчик.
Все больше фулфилмент-операторов предлагают клиентам, не имеющим собственного продающего сайта, его создание в дополнение к обработке заказов. Такой сервис может быть интересен офлайновым сетям или иностранным ритейлерам, выходящим на российский рынок.
Кросс-докинг — это технология, при которой поступивший от поставщика товар не размещается на складе, а сразу едет дальше. Заказы при этом могут комплектоваться как поставщиком, так и в фулфилмент-центре. Такая модель подходит магазинам, которым важна быстрая оборачиваемость.
Возвраты — значительная часть издержек электронной торговли. Фулфилмент-оператор берет на себя прием возвратного товара на склад, проверку товара на пригодность после возврата, оповещение об этом магазина по API или через личный кабинет.
Обработка крупногабаритных заказов. Фулфилмент-операторы, как правило, не принимают на обработку товары тех категорий, которые их партнеры по доставке отказываются возить. В основном, это касается крупногабаритных товаров: мебели, крупной бытовой техник. На рынке есть три оператора, которые вообще обрабатывают только заказы сегмента fashion. Однако и в складском хозяйстве для этих категорий есть свои трудности.
Если пользуетесь расчетным счетом, в Модульбанке есть выгодные условия для бизнеса в сфере продаж. Например, можете выводить со счета на карту физлица до 500 000 рублей в месяц без комиссии, а чтобы выводить больше — подключаете опцию «Зеленый лимит» и выводите любые суммы, полученные от надежных компаний, с комиссией от 0,75%.
Фулфилмент для маркетплейсов. Что такое фулфилмент
Всем привет! На связи команда экспертов MarketGuru.io.
В данной статье познакомимся с понятием фулфилмент, поговорим о его преимуществах и разберёмся кому он подходит.
Большинству поставщиков было бы намного проще и быстрее заходить на маркетплейсы, если бы они использовали фулфилмент. Но многие не знают, что это такое.
Выполнять все этапы процессов по подготовке товара, доставке, хранению и т.д. самостоятельно, особенно на начальном этапе, бывает довольно непросто. Многие откладывают старт на маркетплейсах на месяцы, потому что достаточно сложно разобраться во всех тонкостях упаковки и отгрузки, есть страх допустить ошибки.
Но решение есть — часть процессов можно передать на аутсорс. В этом помогают фулфилмент компании.
Что же такое фулфилмент?
Дословный перевод «исполнение заказа».
Простыми словами, фулфилмент — комплекс действий, направленных на доставку заказа покупателю.
Чтобы было ещё проще разобраться, рассмотрим какие услуги могут предоставлять фулфилмент компании:
Фулфилмент компаниям можно передать как часть действий, так и полный цикл мероприятий по организации и перемещению грузов.
Преимущества работы с фулфилмент компаниями:
Какие вложения необходимы поставщику на старте, если подключить услуги фулфилмента:
Подводя итоги, хотим сказать, что фулфилмент — это отличное решение:
Фулфилмент для маркетплейсов: особенности, преимущества и модели работы
Маркетплейсы – выгодный канал продаж, в котором осуществляется не менее 50% от всех покупок в интернете. Но многие продавцы оттягивают выход на такие платформы, поскольку не хотят разбираться в множестве нюансов упаковки. Это действительно проблема. Процесс подготовки товара к отгрузке на маркетплейс довольно сложный. Если допустить даже одну ошибку, продукцию просто не примут на складе или не допустят к продаже.
Эффективное решение этой проблемы – передача всех или определенной части процесса на аутсорс. Услугу хранения и подготовки заказов предоставляют разные фулфилмент-операторы. Хотя этим занимаются и сами маркетплейсы. Но опять-таки, чтобы товар отгружался покупателям с их складов, его нужно предварительно подготовить в соответствии с правилами. Давайте разбираться во всех тонкостях фулфилмента для участников маркетплейсов.
Суть и состав услуги
Фулфилмент – комплекс различных операций, которые производятся с продукцией. Они могут начинаться с этапа получения товарной партии от поставщика и заканчиваются вручением заказа непосредственно конечному потребителю.
Что входит в состав данной услуги:
Эти услуги являются базовыми. Фулфилмент-оператору можно поручать все процессы, связанные с логистикой, или только некоторые из них.
Многие подрядчики предлагают дополнительные услуги:
Роль провайдера логистических услуг может выполнять и сам маркетплейс. В таком случае он предоставляет продавцу не только площадку для продаж, но и обеспечивает логистику, складское хранение, комплектацию заявок, обработку возвратов. Далее рассмотрим особенности, плюсы и минусы двух разных моделей работы.
Модели фулфилмента для участников маркетплейсов
Порядок обслуживания онлайн-магазинов и маркетплейсов в фулфилмент-компаниях не имеет значимых отличий. Техническая и операционная часть реализовываются практически аналогично. Есть только один нюанс – объемы заказов. Зачастую на маркетплейсах они больше.
Схема работы выстраивается по одной из моделей:
Единого общего стандарта по организации нет. У каждой платформы свои требования к процедуре.
Модель фулфилмента непосредственно от маркетплейса – это FBO. Расшифровывается, как Fulfillment by Operator. Вместо значения «Operator» используется название компании. Например, на «Яндекс.Маркете» услуга называется FBY – Fulfillment by Yandex.
На каждой площадке действуют жесткие регламенты относительно подготовки товаров к поставке. Если не выполнить требования хотя бы по одному пункту из указанных в правилах на сайте, товар не примут.
Когда продавец собирает заказы сам или передает их оператору, модель работы называется FBS. То есть, фулфилмент, который осуществляется на стороне ритейлера. Правила по части упаковки в такой схеме тоже нужно соблюдать. Но в данном случае они уже относятся к готовым заказам, а не к отдельным товарным единицам.
Большинство специалистов считает, что конкретно для онлайн-ритейлеров выгоднее схема FBS. FBO достаточно рискованная. К примеру, предприниматель привезет на склад маркетплейса 10 коробок постельного белья, но не получит ожидаемых продаж. За хранение все равно придется платить и эти деньги по факту заморозятся на складе. Еще и уйдет куча времени на то, чтобы собственными силами подготовить товар по правилам маркетплейса.
В FBO есть ряд нюансов:
Однако некоторые все же рекомендуют воспользоваться предложением от маркетплейсов, так как это достаточно быстрый и безопасный способ старта в онлайн-торговле. Он может подойти владельцам небольших интернет-магазинов и производителям продукции.
Работая по модели FBS, продавец или организовывает свою логистику, или поручает ее фулфилмент-оператору. Этот способ тоже требует вложения ресурсов, но экономит время.
Предприниматель может реализовывать продукцию на нескольких маркетплейсах, отслеживать остатки и контролировать заказы через специальные сервисы. А все рутинные процессы по логистике возьмет на себя провайдер: примет заявки, подготовит товар, укомплектует и доставит в пункт приема. Освободившееся время можно использовать для более важных бизнес-задач: аналитики, маркетинга, ценообразования.
Модель FBS хороша для омниканального бизнеса, когда ритейлер продает через офлайн точку, онлайн-магазин и социальные сети, которые работают в связке.
Выгоды сотрудничества с фулфилмент-операторами
Сотрудничая с провайдером услуги фулфилмента, продавец получает много преимуществ:
Провайдеры работают практически со всеми видами бизнеса. У них налажены процедуры, они отлично справляются с форс-мажорами и пиковыми нагрузками, обрабатывают, хранят и систематизируют огромные объемы информации. В таких компаниях предусмотрены оптимальные регламенты для подготовки товара, упорядочено взаимодействие с перевозчиками.
Участие предпринимателя в логистических процессах сводится к минимуму. Отслеживать все операции можно в режиме реального времени, используя личный кабинет или API-интеграцию. Все процессы, выполняемые с продукцией, отображаются в актах.
Фулфилмент на аутсорсе – одна из лучших стратегий для расширения бизнеса, когда нужно быстро удовлетворять постоянно растущий спрос покупателей. Если применять ее, клиенты будут получать заказы в кратчайшие сроки, независимо от того, где именно оставят заявку: на сайте интернет-магазина, маркетплейсе или в соцсетях бренда.
Какие бывают минусы у фулфилмента:
Тем не менее, фулфилмент позволяет оплачивать только занятое место на складе, автоматизирует комплектацию и складской учет, работает в одинаковом темпе независимо от уровня нагрузки, освобождает время для развития и масштабирования проекта. Кроме того, в случае чего сменить провайдера намного проще, чем искать новый персонал для собственного склада.
Если экономить на услугах подрядчика, придется тратиться на:
И самое основное: на решение рутинных вопросов и обеспечение типичных ежедневных процессов уходит уйма ценного времени.
Как выбрать оператора?
При выборе фулфилмент-центра стоит ориентироваться на такие ключевые критерии:
Фулфилмент-центр в деле
Хороший фулфилмент-оператор работает с несколькими курьерскими службами, доставляет товар в минимальные сроки, строго пресекает случаи воровства на складе, берет оплату за объем, а не каждую единицу. Также важны удобное расположение складов, наличие оперативной службы поддержки и единого счета для платежей.
На сегодня самыми востребованными провайдерами в РФ являются:
Если говорить о фулфилмент-услугах, которые предоставляются непосредственно маркетплейсами, наибольшей популярностью пользуются Wildberries и Ozon.
Заключение
Что лучше: организовывать логистику своими силами либо отдавать ее на аутсорс стороннему провайдеру или маркетплейсу? Нужно решать, отталкиваясь от специфики бизнеса. Важно учесть бюджет, особенности ассортимента, покупательский поток.
Чтобы определить рентабельность сторонней логистики, следует рассчитать среднее количество заказов за день. Если итоговая цифра менее 50 – проще и дешевле выстраивать логистические процессы вручную. От 100 – уже желательно присмотреться в сторону фулфилмента. Более 3 000 – стоит обязательно воспользоваться услугами провайдера.
Или, как вариант, выбрать модель FBO, полностью поручив фулфилмент маркетплейсу. Но в таком случае необходимо соблюдать строгие требования платформы. К тому же, если продавать товар и через другие каналы, все равно понадобится собственный склад.
Сотрудничество с фулфилмент-оператором – оптимальное решение для делегирования всех или части логистических задач. За счет него можно выйти на маркетплейс максимально быстро, не теряя массу ценных ресурсов. Это позволяет сократить издержки на логистику и улучшить качество обслуживания для конечных потребителей.
Доставка на аутсорсинге: 5 советов по выбору фулфилмент-оператора
Каков главный фактор лояльности покупателя к интернет-магазину? Многим кажется, что это реклама или красивый сайт. На самом деле секрет успеха в логистике: когда клиент знает, что товар точно доедет к нему в срок, он обязательно вернется в магазин за следующей покупкой.
Грамотная логистика принесла крупнейшему отечественному онлайн-гипермаркету Ozon почти 8 млрд руб. выручки только за второй квартал 2018 года, а это 6 млн успешно доставленных заказов. При этом у Ozon обычный сайт: простой блочный дизайн, незамысловатые фото и описания товаров. Зато есть доставка любым удобным способом: от самовывоза и «Почты России» до курьерских служб. Это мечта любого онлайн-предпринимателя.
Для малого и среднего бизнеса логистика часто превращается в проблему. Если заказов немного, с ними можно справляться собственными силами: собирать и упаковывать товар, ходить на почту, отслеживать оплату, оформлять возвраты. Но когда из желающих купить товар выстраивается очередь, приходится задумываться об автоматизации.
Вариантов у рядового онлайн-предпринимателя, торгующего не по схеме дропшиппинга, а через закупку товаров у поставщика, всего два: организовать свой склад либо отдать логистику на аутсорсинг. В Москве склад площадью 30-40 метров обходится в среднем от 100 000 руб. в месяц — довольно дорогое удовольствие для небольшого интернет-магазина. Остается фулфилмент (хранение и отправка заказов клиенту со склада партнера) и кросс-докинг (приемка и отгрузка товаров через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения), то есть упрощенный фулфилмент для маленьких продавцов. И это гораздо удобнее, чем кажется.
Как выбрать фулфилмент-оператора: чек-лист
Современные фулфилмент-центры работают в режиме «одного окна»: могут сами забирать поставку, распределять и хранить все на складе, упаковать и даже принимать наложенные платежи. Но выбирать своего оператора нужно очень внимательно: представьте, что это не просто подрядчик, а настоящий бизнес-партнер. Ответственности у него точно не меньше — если услуги окажутся некачественными, клиенты будут недовольны именно интернет-магазином, а не оператором.
Решите, что вам нужно: кросс-докинг или фулфилмент
Кросс-докинг упрощает жизнь маленьким магазинам, у которых бывает по 5-10 заказов за день. Работает он так:
Отправка через кросс-докинг займет всего на один день больше, чем классический фулфилмент, зато сэкономит человекочасы предпринимателя и его сотрудников. Продавец может иметь свой небольшой склад или хранить товар дома, но чаще всего в случае кросс-докинга логистический оператор забирает посылку сразу со склада поставщика. Обычный фулфилмент, когда все товары магазина изначально хранятся на складе подрядчика, больше подойдет тем, кто совершает от 1000 отправок за месяц. Цена за кросс-докинг составляет примерно 150-200 руб. за посылку, а стоимость фулфилмента в среднем по рынку начинается от 10 000 руб. в месяц.
Почитайте отзывы о компаниях
Спрос на услуги фулфилмента большой, поэтому за последние несколько лет на рынке появилось много новых компаний. У владельца магазина, который никогда не имел с этим дела, разбегутся глаза — при таком изобилии трудно определиться с выбором. Для начала помогут два полезных ресурса:
Там можно прочитать краткую справку о работающих в России фулфилмент-центрах. Но попадание в каталоги еще ничего не значит: нужно найти реальные отзывы в интернете и хорошо изучить сайт.
На сайте компании обязательно должно быть несколько вещей: год создания (чтобы знать, сколько лет оператор на рынке), сертификаты и список клиентов (хорошо, если найдете там пару-тройку известных фирм). А отзывы стоит смотреть не просто на первой странице Яндекса или Google, но и в социальных сетях, а также на профильных сайтах: КурьероФФ, Оборот и других. Некоторые компании используют технические репутационные инструменты, которые выводят в топ-10 первых ссылок поисковиков только хорошие материалы об их бизнесе.
Спросите конкретную цену
Разные операторы могут рассчитывать цену за хранение и отправку посылок по-разному. Например, кто-то считает стоимость за вес, кто-то — за единицу товара, кто-то — за количество занятых полок, паллет или стеллажей. Если вы не торгуете холодильниками, стиральными машинами или другими габаритными вещами, можно присмотреться к тем, кто считает цену за один занятый кубометр. Операторы должны сами подобрать для вас наиболее выгодный тариф.
Пакетные предложения обычно работают плохо. Представьте, что у вас пакетный тариф на 500 посылок за 20 000 руб. в месяц, но вдруг продажи упали, и оператор отправил только 250. Цену никто не пересчитывать не станет. Так что «пакетов» лучше или избегать, или подбирать их с ювелирной точностью.
Выбирайте склад в Москве и много курьерских служб
Все стремятся в Москву, и хорошие фулфилмент-центры не исключение. Из Москвы в любую точку страны и мира все посылки идут быстрее: логистические каналы давно налажены и у «Почты России», и у курьерских служб. Так что выбирайте фулфилмент со складом в столице — рисков меньше, скорость выше.
Обратите внимание и на количество курьеров, с которыми работает оператор. Если их много, значит, у центра не бывает задержек и операционных перегрузок. Но есть и другой важный момент: постоянные службы-партнеры частенько дают фулфилмент-операторам большие скидки. Таким образом, доставка вашего товара через тот центр, который не жадничает и делится скидкой, может обойтись дешевле, чем прямая работа с курьерской службой.
Требуйте прозрачный договор и долгосрочный контракт с SLA
Представим, что вы взвесили все за и против, созвонились или встретились с представителями нескольких фулфилмент-операторов и наконец-то остановили выбор на самом подходящем. Теперь нужно внимательно изучить коммерческое предложение: например, решить, нужна ли вам услуга поштучной приемки с пересчетом вложений.
Классическая ситуация: на фулфилмент-склад от поставщика поступает одна оптовая коробка с тысячей одинаковых елочных игрушек. Если в договоре указано, что склад принимает товары с пересчетом вложений, тогда сотрудник склада откроет коробку и пересчитает весь товар вручную. И возьмет с магазина цену за приемку каждой игрушки, а не одной коробки — то есть не 3 руб., а 3000 руб.
Оговаривайте с партнером формулировки договора и строго контролируйте такие опции. Обязательно требуйте договор с SLA (Service Level Agreement) — это дополнительное соглашение об уровне услуг, на которое можно будет опереться, если качество этих услуг вас не устроит. А еще лучше попросите заранее протестировать сервис: некоторые компании готовы сделать для заказчика одну-две тестовых отправки.
Андрей Лямин, директор по развитию логистической платформы Shiptor.ru
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.