Фулл филдинг что такое
Фулфилмент для интернет-магазина: что такое, как работает, выбор компании, мини-обзор операторов
Что такое фулфилмент
Схемы работы операторов фулфилмента
Их великое множество. Не сильно ошибемся если скажем, что такие компании могут предложить любую модель сотрудничества в зависимости от исходных данных. Перечислим основные схемы:
Короче, любой каприз за ваши деньги, перечислять все схемы работы не имеет смысла. Откуда надо заберут, куда надо привезут. Схемы можно использовать по отдельности или в любых сочетаниях, кому как удобно.
Фулфилмент: классическая схема
Что еще умеют операторы фулфилмента
Такие компании берут на себя еще ряд сопутствующих вопросов, например:
Достоинства работы с операторами фулфилмента
Другие плюсы:
Недостатки фулфилмента
К сожалению они есть и это ограничивает широкое распространение модели. Практика показывает, что услугами фулфилмента пользуются относительно мелкие магазины с небольшим оборотом. Для крупных предпринимателей такое сотрудничество может оказаться невыгодным, дешевле создать собственную службу доставки. Итак, перечислим основные минусы:
Критерии выбора оператора
Рынок представлен несколькими десятками компаний, выбрать есть из чего. Вот на какие показатели стоит ориентироваться при заключении договора:
ТОП-4 фулфилмент-оператора
ООО “Маршрут”
Один из ключевых игроков рынка. С компанией сотрудничают многие маркетплейсы, например, Joom. Кстати, как продавать товары на площадке Joom, мы написали в этой статье.
Услуги, которые предоставляет ООО “Маршрут”:
USEND
Еще один старейший оператор с более чем 10-летним стажем работы. Его услугами пользуются и небольшие интернет-магазины, и крупные компании, а также оптовики и дропшипперы.
Услуги USEND:
Личный кабинет на сайте USEND легко интегрируется с популярными CRM-системами, что облегчает управление услугой, отчетность и аналитику.
Ознакомиться с услугами и тарифами можно здесь.
Accord Post
Услуги:
Есть стандартные модели работы и индивидуальные схемы логистики. Если шаблонные решения не устраивают, можно обратиться в службу техподдержки и заказать собственное.
Стоит сказать, что компания предметно специализируется на сегменте электронной коммерции и не понаслышке знает про особенности логистики интернет-магазинов. Тут помогут с SEO-продвижением сайта, настройками контекстной рекламы и другими диджитал-инструментами.
С тарифами можно ознакомиться на официальном сайте Accord Post.
Услуги:
В работе компании есть своя изюминка: агрегация служб доставки. На практике это означает то, что ваш заказ будет доставлен наиболее экономным способом. Система анализирует параметры логистики и подбирает наиболее дешевые варианты доставки среди возможных. Это позволяет существенно экономить бюджет и не тратить лишнего.
Ознакомиться с тарифами или рассчитать доставку при помощи калькулятора можно здесь.
Кстати, кто сказал, что нужно непременно выбрать одного оператора и связать себя с ним неразрывными узами? Никто не мешает воспользоваться услугами нескольких компаний и выбирать оптимальный вариант для каждого случая. Да, документооборот будет побольше, но оно стоит того. Выбор остается за вами. Успехов в продвижении!
Фулфилмент для маркетплейсов: особенности, преимущества и модели работы
Маркетплейсы – выгодный канал продаж, в котором осуществляется не менее 50% от всех покупок в интернете. Но многие продавцы оттягивают выход на такие платформы, поскольку не хотят разбираться в множестве нюансов упаковки. Это действительно проблема. Процесс подготовки товара к отгрузке на маркетплейс довольно сложный. Если допустить даже одну ошибку, продукцию просто не примут на складе или не допустят к продаже.
Эффективное решение этой проблемы – передача всех или определенной части процесса на аутсорс. Услугу хранения и подготовки заказов предоставляют разные фулфилмент-операторы. Хотя этим занимаются и сами маркетплейсы. Но опять-таки, чтобы товар отгружался покупателям с их складов, его нужно предварительно подготовить в соответствии с правилами. Давайте разбираться во всех тонкостях фулфилмента для участников маркетплейсов.
Суть и состав услуги
Фулфилмент – комплекс различных операций, которые производятся с продукцией. Они могут начинаться с этапа получения товарной партии от поставщика и заканчиваются вручением заказа непосредственно конечному потребителю.
Что входит в состав данной услуги:
Эти услуги являются базовыми. Фулфилмент-оператору можно поручать все процессы, связанные с логистикой, или только некоторые из них.
Многие подрядчики предлагают дополнительные услуги:
Роль провайдера логистических услуг может выполнять и сам маркетплейс. В таком случае он предоставляет продавцу не только площадку для продаж, но и обеспечивает логистику, складское хранение, комплектацию заявок, обработку возвратов. Далее рассмотрим особенности, плюсы и минусы двух разных моделей работы.
Модели фулфилмента для участников маркетплейсов
Порядок обслуживания онлайн-магазинов и маркетплейсов в фулфилмент-компаниях не имеет значимых отличий. Техническая и операционная часть реализовываются практически аналогично. Есть только один нюанс – объемы заказов. Зачастую на маркетплейсах они больше.
Схема работы выстраивается по одной из моделей:
Единого общего стандарта по организации нет. У каждой платформы свои требования к процедуре.
Модель фулфилмента непосредственно от маркетплейса – это FBO. Расшифровывается, как Fulfillment by Operator. Вместо значения «Operator» используется название компании. Например, на «Яндекс.Маркете» услуга называется FBY – Fulfillment by Yandex.
На каждой площадке действуют жесткие регламенты относительно подготовки товаров к поставке. Если не выполнить требования хотя бы по одному пункту из указанных в правилах на сайте, товар не примут.
Когда продавец собирает заказы сам или передает их оператору, модель работы называется FBS. То есть, фулфилмент, который осуществляется на стороне ритейлера. Правила по части упаковки в такой схеме тоже нужно соблюдать. Но в данном случае они уже относятся к готовым заказам, а не к отдельным товарным единицам.
Большинство специалистов считает, что конкретно для онлайн-ритейлеров выгоднее схема FBS. FBO достаточно рискованная. К примеру, предприниматель привезет на склад маркетплейса 10 коробок постельного белья, но не получит ожидаемых продаж. За хранение все равно придется платить и эти деньги по факту заморозятся на складе. Еще и уйдет куча времени на то, чтобы собственными силами подготовить товар по правилам маркетплейса.
В FBO есть ряд нюансов:
Однако некоторые все же рекомендуют воспользоваться предложением от маркетплейсов, так как это достаточно быстрый и безопасный способ старта в онлайн-торговле. Он может подойти владельцам небольших интернет-магазинов и производителям продукции.
Работая по модели FBS, продавец или организовывает свою логистику, или поручает ее фулфилмент-оператору. Этот способ тоже требует вложения ресурсов, но экономит время.
Предприниматель может реализовывать продукцию на нескольких маркетплейсах, отслеживать остатки и контролировать заказы через специальные сервисы. А все рутинные процессы по логистике возьмет на себя провайдер: примет заявки, подготовит товар, укомплектует и доставит в пункт приема. Освободившееся время можно использовать для более важных бизнес-задач: аналитики, маркетинга, ценообразования.
Модель FBS хороша для омниканального бизнеса, когда ритейлер продает через офлайн точку, онлайн-магазин и социальные сети, которые работают в связке.
Выгоды сотрудничества с фулфилмент-операторами
Сотрудничая с провайдером услуги фулфилмента, продавец получает много преимуществ:
Провайдеры работают практически со всеми видами бизнеса. У них налажены процедуры, они отлично справляются с форс-мажорами и пиковыми нагрузками, обрабатывают, хранят и систематизируют огромные объемы информации. В таких компаниях предусмотрены оптимальные регламенты для подготовки товара, упорядочено взаимодействие с перевозчиками.
Участие предпринимателя в логистических процессах сводится к минимуму. Отслеживать все операции можно в режиме реального времени, используя личный кабинет или API-интеграцию. Все процессы, выполняемые с продукцией, отображаются в актах.
Фулфилмент на аутсорсе – одна из лучших стратегий для расширения бизнеса, когда нужно быстро удовлетворять постоянно растущий спрос покупателей. Если применять ее, клиенты будут получать заказы в кратчайшие сроки, независимо от того, где именно оставят заявку: на сайте интернет-магазина, маркетплейсе или в соцсетях бренда.
Какие бывают минусы у фулфилмента:
Тем не менее, фулфилмент позволяет оплачивать только занятое место на складе, автоматизирует комплектацию и складской учет, работает в одинаковом темпе независимо от уровня нагрузки, освобождает время для развития и масштабирования проекта. Кроме того, в случае чего сменить провайдера намного проще, чем искать новый персонал для собственного склада.
Если экономить на услугах подрядчика, придется тратиться на:
И самое основное: на решение рутинных вопросов и обеспечение типичных ежедневных процессов уходит уйма ценного времени.
Как выбрать оператора?
При выборе фулфилмент-центра стоит ориентироваться на такие ключевые критерии:
Фулфилмент-центр в деле
Хороший фулфилмент-оператор работает с несколькими курьерскими службами, доставляет товар в минимальные сроки, строго пресекает случаи воровства на складе, берет оплату за объем, а не каждую единицу. Также важны удобное расположение складов, наличие оперативной службы поддержки и единого счета для платежей.
На сегодня самыми востребованными провайдерами в РФ являются:
Если говорить о фулфилмент-услугах, которые предоставляются непосредственно маркетплейсами, наибольшей популярностью пользуются Wildberries и Ozon.
Заключение
Что лучше: организовывать логистику своими силами либо отдавать ее на аутсорс стороннему провайдеру или маркетплейсу? Нужно решать, отталкиваясь от специфики бизнеса. Важно учесть бюджет, особенности ассортимента, покупательский поток.
Чтобы определить рентабельность сторонней логистики, следует рассчитать среднее количество заказов за день. Если итоговая цифра менее 50 – проще и дешевле выстраивать логистические процессы вручную. От 100 – уже желательно присмотреться в сторону фулфилмента. Более 3 000 – стоит обязательно воспользоваться услугами провайдера.
Или, как вариант, выбрать модель FBO, полностью поручив фулфилмент маркетплейсу. Но в таком случае необходимо соблюдать строгие требования платформы. К тому же, если продавать товар и через другие каналы, все равно понадобится собственный склад.
Сотрудничество с фулфилмент-оператором – оптимальное решение для делегирования всех или части логистических задач. За счет него можно выйти на маркетплейс максимально быстро, не теряя массу ценных ресурсов. Это позволяет сократить издержки на логистику и улучшить качество обслуживания для конечных потребителей.
Большинству интернет-магазинов было бы проще встать на ноги, если они использовали фулфилмент, но они не знают, что это такое. Выполнять все процессы самостоятельно бывает непросто, однако часть действий можно передать на аутсорс. Давайте разберемся, как выполняется эта услуга, какие у нее преимущества и недостатки, а также как это работает на отечественном рынке.
Что это такое
Это английское слово, одно из значений которого дословно — «воплощение заказа». Русского аналога, который бы точно отражал значение, нет, поэтому его используют без перевода.
Процесс подразумевает комплекс мероприятий по передаче логистики от предприятий к специальным компаниям, которые выполняют за них часть действий по доставке покупателю оплаченных товаров. Это посредник, который принимает на себя движение товарных и информационных потоков от поставщика к потребителю. Он может заниматься поддержкой только одного сервиса, например, таможню или перевозку, или берет на себя полный цикл от оформления покупки до вручения приобретенной продукции клиенту.
Чаще всего этой услугой пользуются интернет-магазины, особенно небольшие и недавно открывшиеся. Нанимать дополнительный персонал для них пока невыгодно, как и арендовать склад и офис. Поэтому им проще обратиться в фирму, которая отведет под них часть складских помещений, а также будет выполнять доставку. Владельцам бизнеса остается заниматься раскруткой, увеличением количества и качества заказов. Оператор возьмет на себя всю остальную работу с организацией и перемещением грузов.
Услуги фулфилмента: что это такое, разбираем простыми словами
Продавец стремится выстроить простую и действенную схему работы своего предприятия. Часто ему сложно на старте понять, как функционирует готовый бизнес. Как результат – появляются негативные отзывы из-за задержек и ошибок персонала на комплектации. Важно наладить путь от покупки до передачи в руки потребителя.
Но при этом следует избежать сложностей и плохого опыта, клиент должен остаться доволен настолько, чтобы написать только положительный отзыв. В начале пути (а для интернет-магазинов это часто остается на все время их работы) владелец фирмы обращается к оператору.
Чтобы было проще разобраться, что это такое — фулфилмент, рассмотрим его основные функции:
Кроме того, в комплекс могут входить и дополнительные услуги, которые предоставляются по желанию и договоренности с заказчиком:
На аутсорс не всегда отдают все задачи сразу, иногда это только отдельные операции. Давайте разберем их подробнее.
Как принимает товары
В этом случае партнер играет роль посредника, который получает и размещает на своем складе пришедшие позиции. Он же готовит его к дальнейшей отправке в пункты назначения.
Занимает достаточно много времени, потому что все наименования принимаются поэкземплярно вне зависимости от объема пришедших мест и упаковок. На каждый продукт клеится уникальный ШК, затем может происходить доукомплектация.
Каждую паллету распаковывают и проверяют количество штук. Затем все это сортируется по артиклю, ставятся метки, чтобы автоматизировать остальной процесс. Если необходимо – взвешивают, чтобы потом использовать информацию при отправке через «Почту России».
В соответствии с договором фулфилмента все выполняется под камерами. Это помогает оперативно решать любые споры по поводу нарушенной упаковки, недостатком или излишком наименований.
Как хранится товар
Это довольно просто осуществляется, но тоже имеет свои особенности. Не все разновидности продукции могут содержаться на складах оператора. Например, точно под запретом окажется все, что реализовывать удаленно запрещено на законодательном уровне – табак, алкоголь, лекарственные препараты, часть ювелирных изделий.
Не получится реализовать через fulfillment-center содержание любых скоропортящихся позиций (как цветы и фрукты), а также всего, что придется развешивать под точные граммы и расфасовывать.
Но можно хранить продукты питания, которые имеют собственную упаковку и сертификаты качества.
Где будут размещать товары – зависит от их вида. Партнер будет искать подходящие места для хранения. Особо ценные или мелкие изделия могут быть расположены в специальных зонах.
Не стоит забывать, что содержание продукции на складах оператора не бесплатное. Поэтому, если есть вероятность, что быстро продать не получится, то стоит подумать об пересылке груза частями.
Как происходит комплектация
Еще один тип операций, который можно передать на аутсорсинг. Специалисты партнера могут собрать заказы в соответствии со списком. Автоматизация процессов позволяет ускорить обработку и сделать ее безошибочной. Если необходимо, то в каждую посылку работники могут добавлять пробники, небольшие бонусы, буклеты или другие плюсы, которые предпишет наниматель.
Как будет выполняться упаковка
Корректно сложить и оформить посылку, чтобы она выглядела красиво и привлекательно – целое искусство. Для этого часто используют специальное оборудование, а сотрудники проходят обучение, чтобы оформление осуществлялось быстро и без задержек.
Оператор может предложить удобные, прочные и недорогие материалы, использование которых не будет утяжелять груз.
Кроме того, такие организации всегда знают, как необходимо готовить все к пересылке любым способом.
Как происходит взаимодействие со службами доставки
Основная проблема, которая возникает у большинства маленьких фирм – отправка. Надо сказать, что фулфилмент для интернет-магазина — это в первую очередь возможность доставлять до покупателя его заказы без лишних затруднений и задержек.
Компании важно, чтобы его продукция из Москвы попала в Екатеринбург или любой другой город максимально быстро и при этом экономно. Ведь чем больше будет стоимость транзита и содержания отправлений, тем выше будет ценник у продукта.
Как обрабатываются возвраты
Большинство центров фулфилмента готовы взять на себя этот момент – прием обратно некачественных и испорченных продуктов, брак, посылки, которые не были доставлены до адресата и вернулись отправителю.
Они работают с негативными отзывами, с рейтингом заказчика, исправляют недочеты служб и делают все, чтобы не допустить этого в дальнейшем или оптимизировать процесс.
Особенно это актуально для сфер, которые занимаются торговлей обувью и одеждой. Там часто может оказаться неподходящим размер или фасон.
Фулфилмент для интернет-магазинов – за и против
С расширением ассортимента интернет-магазина и ростом количества заказов, непременно возникает проблема – для хранения товаров и комплектации необходим склад и дополнительные сотрудники. Выхода в этой ситуации может быть два – арендовать помещение или отдать склад на аутсорс.
Такая услуга в e-commerce называется фулфилмент. Компании, оказывающие подобные услуги, выполняют такие операции, как:
Нужен ли фулфилмент интернет-магазину?
У интернет-магазина есть два пути развития – делать вложения в собственный склад или пользоваться услугами фулфилмента. Первый вариант выгоден уже состоявшимся компаниям, для которых выделить из бюджета средства на аренду склада и оплату сотрудников не проблематично.
Второй вариант будет выгоден только начинающим работу или развивающимся магазинам, а так же владельцам интернет-магазинов, у которых нет времени принимать личное участие во всех этих процессах. Следить за работой фулфилмент-компании можно удаленно, например, через личный кабинет, принимая участие только в организационных вопросах. При этом для многих, даже крупных интернет-магазинов, выгоднее работать именно по такой схеме.
Схема работы фулфилмент-компании
Набор предоставляемых услуг у каждой компании может меняться, но в целом, общий принцип работы сохраняется.
Ответственное хранение товаров
Товары на складе обычно хранятся на паллетах и, в зависимости от их количества, с владельца интернет-магазина взимается плата за каждое паллетоместо. Склад может быть отапливаемым или нет, поэтому если товары имеют температурный режим хранения, этот вопрос необходимо обязательно уточнять заранее.
Если товар ценный, то некоторые компании могут предоставить отдельные помещения с ограниченным доступом, но за эту услугу придется доплатить.
Услуги хранения подходят для интернет-магазинов, торгующих штучной продукцией, не требующей расфасовки. Растения и скоропортящиеся продукты отдать на хранение не получится.
Прием товаров у поставщика
Прием товаров осуществляется сотрудниками склада, которые сверяют количество позиций в накладных и привезенных по факту и приходуют их на склад. Если склад оборудован POS-системами, то это значительно облегчает работу – сотрудники склада сразу же распечатывают этикетки и производят штрихкодирование.
Комплектация заказов
Комплектация – довольно сложная услуга, особенно, если позиций в заказе несколько. Плата обычно взимается за каждую единицу товара, сформированного в заказ. Опять же, при наличии системы штрихкодирования, количество ошибок минимизируется.
По согласованию с интернет-магазином, заказы могут упаковываться в фирменные коробки или упаковочную пленку. Если товар технически сложный и требует проверки и заполнения гарантийного талона, то эта услуга так же может быть оказана за дополнительную плату.
Доставка и самовывоз
Обычно компании, оказывающие фулфилмент-услуги, самостоятельно доставляют заказы. Но если по каким-либо причинам интернет-магазин не хочет пользоваться данной услугой, то товар просто может быть выдан сторонней курьерской службе уже скомплектованным для доставки.
Самовывоз может осуществляться прямо со склада, что очень удобно – при наличии возможности, можно организовать срочный самовывоз, а товар всегда будет в наличии. Это достаточно весомое конкурентное преимущество.
Многие фулфилмент-компании сотрудничают со службами доставки, такими как Почта России, СДЕК, Деловые линии и др., и могут по своему договору (с низкими тарифами) передавать заказы. Это выгодно для небольших интернет-магазинов, так как стоимость отправки для них будет значительно ниже, чем отправка своими силами.
Прием денежных средств
Как и любая транспортная компания, фулфилмент-компании принимают денежные средства, выступая на правах агента. Затем выручка за минусом суммы оказанных услуг перечисляется на р/с интернет-магазина. Обычно это происходит по графику – например, раз в неделю.
Плюсы и минусы фулфилмент-компаний
Решив отдать склад и доставку на фулфилмент, необходимо проанализировать все плюсы и минусы, применительно к своему интернет-магазину.
Плюсы:
Минусы:
Риски
Как и в любом бизнесе, существуют определенные риски сотрудничества с фулфилмент-компанией. Основной риск – это внезапное закрытие или банкротство компании. В этом случае можно остаться и без денежных средств, и без товара. Чтобы этого избежать, необходимо:
Рентабелен ли фулфилмент для продавца на Wildberries?
До невозможности странное слово, которое то и дело мелькает на рекламных баннерах. Посмотрим, почему всем так хочется, чтобы он у вас был. Фулфилмент — это услуга хранения вашего товара, его упаковки и подготовки к отгрузки и доставки покупателю.
Как работает фулфилмент
Каждая аутсорсинговая компания сама решает, какие услуги хочет предложить, а вы можете выбрать их комплекс или определенную часть. Например, у вас есть склад, но нет времени паковать и отправлять заказы. Или вы хотите попробовать свои силы на маркетплейсе, и вам нет смысла арендовать склад.
Вот какие услуги могут предлагать посредники:
То есть целесообразность работы с посредником зависит только от ваших планов на маркетплейс и объема собственных ресурсов. Если вы не решаетесь выйти на площадку из-за отсутствия склада, вполне логично подключить фулфилмент и протестировать несколько поставок.
Основные преимущества фулфилмента
Одним словом, у вас не болит голова по поводу доставки заказов, и вы свободны от правил и инструкций маркетплейсов, и можете делать со своим товаром все, что угодно, не оставляя его “в заложниках”.
Что нужно от поставщика
Помимо заключения договора со сторонней организацией, по которому вы должны будете оплачивать около 5-10% от прибыли, нужно зарегистрироваться на площадке, подключить ЭДО и подобрать ассортимент товаров для продажи.
Если вы реализуете свою продукцию, вам нет смысла сразу подключать фулфилмент — проще выйти на маркетплейс по схеме FBS и предложить свой товар покупателю. На площадке довольно специфичный спрос, и не каждый товар здесь приносит прибыль — в этом случае аутсорсинг будет убыточным.
Как окупить фулфилмент
Чтобы остаться в плюсе, на Wildberries стоит продавать именно те товары, за которыми сюда приходят чаще всего. Найти такие позиции несложно: все данные по результатам продаж каждый день загружаются и сортируются в сервис аналитики.
Заходите на Moneyplace в разные категории, устанавливайте фильтр “по продажам”, если вам интересны товары массового спроса, или “по выручке”, если вы решили остановиться на высокомаржинальных товарах, и смотрите, какие из товаров наиболее просты в закупке и реализации.
Если вы будете продавать востребованные товары, бестселлеры, новинки или сезонные товары, рейтинг магазина будет расти, а товары подниматься в поиске. И в этом случае фулфилмент окупится с лихвой. Когда вы определитесь с товарами-флагманами, которые приносят вам большую часть выручки и прибыли, вы сможете перейти на FBO и масштабировать бизнес дальше.