Фумарола на эльбрусе что это
Фумарола на эльбрусе что это
Гранит • Альпинистский клуб запись закреплена
Фумарола на седловине Эльбруса
Фумаролы – выходы горячего вулканического газа и пара из трещин или каналов на поверхности вулкана или из неостывших лавовых и пирокластических потоков и покровов. Ими изобилуют склоны вершин Эльбруса и седловина. Периодически они открываются под снегом то там, то здесь. Не исключено, что именно в них попадает часть пропавших на Эльбрусе людей. Многие из них – источник ядовитых газов, таких как сероводород».
О фумаролах надо помнить. Но особенно об одной из них, которая не только безопасна, но и спасительна. Не смотря на прижившееся название, скорее всего, эта пещера не имеет отношения к фумаролам, а представляет собой ранклюфт (нем. Randkluft) — трещина таянья на границе ледника. Теплый воздух без примесей газов, идущий откуда-то из недр горы, образует полость между скалами Западной вершины и снежным покровом. Ее объема обычно хватает для размещения двух десятков людей. Здесь можно поставить палатку.
Вход в спасительную пещеру иногда виден, иногда для его обнаружения необходимо зондировать снег. Основной вход представляет собой ледовый „стакан» глубиной 2,5-3 метра. Из стакана по узкому лазу (ногами вперед!) вы можете проникнуть в пещеру.
От сезона к сезону расположение входов в полость может меняться, поэтому в их поисках необходимо тщательно зондировать всю местность.
#эльбрус@alpgranit
Фумарола на эльбрусе что это
Восхождение на Эльбрус с севера запись закреплена
Гранит • Альпинистский клуб
Фумарола на седловине Эльбруса
Фумаролы – выходы горячего вулканического газа и пара из трещин или каналов на поверхности вулкана или из неостывших лавовых и пирокластических потоков и покровов. Ими изобилуют склоны вершин Эльбруса и седловина. Периодически они открываются под снегом то там, то здесь. Не исключено, что именно в них попадает часть пропавших на Эльбрусе людей. Многие из них – источник ядовитых газов, таких как сероводород».
О фумаролах надо помнить. Но особенно об одной из них, которая не только безопасна, но и спасительна. Не смотря на прижившееся название, скорее всего, эта пещера не имеет отношения к фумаролам, а представляет собой ранклюфт (нем. Randkluft) — трещина таянья на границе ледника. Теплый воздух без примесей газов, идущий откуда-то из недр горы, образует полость между скалами Западной вершины и снежным покровом. Ее объема обычно хватает для размещения двух десятков людей. Здесь можно поставить палатку.
Вход в спасительную пещеру иногда виден, иногда для его обнаружения необходимо зондировать снег. Основной вход представляет собой ледовый „стакан» глубиной 2,5-3 метра. Из стакана по узкому лазу (ногами вперед!) вы можете проникнуть в пещеру.
От сезона к сезону расположение входов в полость может меняться, поэтому в их поисках необходимо тщательно зондировать всю местность.
#эльбрус@alpgranit
Фумарола
Мнение посетителей
Описание
ФУМАРОЛЫ – выходы горячего вулканического газа и пара из трещин или каналов на поверхности вулкана или из неостывших лавовых и пирокластических потоков и покровов. Ими изобилуют склоны вершин Эльбруса и седловина. Периодически они открываются под снегом то там, то здесь. Не исключено, что именно в них попадает часть пропавших на Эльбрусе людей. Многие из них – источник ядовитых газов, таких как сероводород».
О фумаролах надо помнить. Но особенно об одной из них, которая не только безопасна, но и спасительна. Не смотря на прижившееся название, скорее всего, эта пещера не имеет отношения к фумаролам, а представляет собой ранклюфт (нем. Randkluft) — трещина таянья на границе ледника. Теплый воздух без примесей газов, идущий откуда-то из недр горы, образует полость между скалами Западной вершины и снежным покровом. Ее объема обычно хватает для размещения двух десятков людей. Здесь можно поставить палатку.
Вход в спасительную пещеру иногда виден, иногда для его обнаружения необходимо зондировать снег. Основной вход представляет собой ледовый „стакан» глубиной 2,5-3 метра. Из стакана по узкому лазу (ногами вперед!) вы можете проникнуть в пещеру.
От сезона к сезону расположение входов в полость может меняться, поэтому в их поисках необходимо тщательно зондировать всю местность.
Фумарола на эльбрусе что это
Автор: Сергей Баранов, Краснодар
Я очень не хотел бы ничего сейчас писать, оставив анализ ситуации кому-то другому, я не читаю 99 процентов того, что пишут в интернете об этом всем, но люди шлют мне много чего с просьбой прокомментировать то и это. Я напишу все в одном тексте. Это моя позиция, меня можно любить или ненавидеть за нее, но я не умею говорить иначе, чем думаю. Я не умею писать «правильные» версии по просьбе друзей. Эмоции любого толка можете оставить себе, меня они не интересуют, выплескивайте за моей спиной. Непонятливые и несдержанные будут забанены навсегда.
Но дело НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ПЕРЕСАЖАТЬ ГИДОВ, они лишь винтики (и не самые плохие) системы, которая сложилась на Эльбрусе и в турбизнесе в целом. В системе, где вы, дорогие читатели, не читаете договоры (если вообще их просите), где вы не смотрите, с кем идете на Гору, где никто не удосуживается проверить номер в реестре туроператоров, где все думают, что тур за 50к отличается от тура за 30к лишь жадностью организатора. Что ж, теперь у нас есть «прецедент», увы..
Далее по пунктам самые распространенные вопросы:
«Новички на вершине». Я нахожу, мягко говоря, недалекими людей, которые считают, что в летний сезон на Эльбрус с юга с гидами могут ходить только суровые бородатые альпинисты после многих лет тренировок. Надеюсь, таких нет среди читателей. Как нет и тех, кто спрашивает, «ах, бл**ь, зачем идете в гору вы. ». А если и есть – пишите в Спортлото, у каждого свое хобби, нам тоже не понятно, как вы пьете пиво на диване годами и какого хрена читаете про альпинистов вообще. Учите матчасть. Это турпродукт, он подразумевает, что специалисты возьмут на себя Ваш недостаток опыта.
Кстати, на очень серьезных горах люди врали мне про свой опыт неоднократно.
Прогноз. Я сто раз говорил, повторю сто первый. Он сбывается черт пойми как. То 100 процентов по часам, то никак вообще. Я всегда говорил, что 50/50, сейчас поставлю на 70/30, что уже заставляет в него поглядывать и его учитывать, но еще недостаточно достоверно, чтобы отталкиваться от него во всех решениях. В этот раз прогноз был плохой, но несколько групп с крайне опытными гидами сходили отлично в это же утро, успев в прогнозное утреннее окно, в 11 утра мы виделись уже в долине (я был внизу в день трагедии). Пострадавшая группа шла достаточно рано днем, в 8.30 их видели «на перилах», то есть 5450-5550м, по моим расчетам и сторонней информации = 10.00 на вершине. Лимитов крайнего времени восхождения НЕТ, все зависит от погоды (и ожиданий ее изменения), времени заката, состояния и скорости группы. Все эти 13.00 и 15.00 разворота – невероятно условны и сильно меняются даже просто с 1 мая по 1 октября.
Сезон. Хватит про «межсезонье» говорить, озвучивая свои знания времен раннего СССР. В моем детстве (мне 38) в Краснодаре метр снега выпадал в неделю, катались с горки. Кроме последней зимы, мы лет 10 уже не видим нормального снега, даже 10см. На Эльбрусе летом метр за ночь был нормальным явлением в начале 2000х, сейчас это аномалия, и даже сейчас метра нет и близко. В прошлом году я уехал отсюда 9 октября, просто волевым решением закончив сезон, ибо надоело. И до конца октября было тепло и уютно на горе. Июнь и сентябрь давно превратились в август образца, например, 2003 года (хорошо помню его). Климат поменялся. В этом году август был очень плохим. Бывали июли, когда мало кто мог взойти. И грозы. В «теплые» месяцы они стали реальной проблемой, в отличие от начала 2000х, так что не знаю кто как судит о сезоне, он для меня 1 мая-1 октября. Холод – не всегда враг альпиниста, в отличие от грозы.
Реальная погода. Мы тут в горах все не кукурузу охраняем, погоду видели разную. У каждого свой критерий в какой ветер и пургу что он может. Я не знаю критериев решений группы и реальной погоды днем в тот день. Но я знаю следующее: за 199 вершин Эльбруса, множество других гор мира, я не видел «видимости полметра» никогда. 10 было, остального не видел. Сейчас вешки стоят очень часто – не через 50 метров, как стояли всегда, а целый забор через 5-10 метров (хотя многие, вероятно, убрало этим штормом). В ночь спасработ я не обратил внимания, как часто стоят, а с тех пор на горе не был (может, еще буду в этом сезоне), но вешек стояло много, тропа читалась и без них на пять с плюсом, когда мы шли навстречу.
Время выхода. 2 ночи на ратраке = 2.40 на 5000м = 7,5-8 часов до вершины, что уже реально очень-очень долго. Что никак не бьется с желанием «проскочить в окно». И это ПЕРВАЯ фатальная ошибка – с медленными людьми и просто ужасным прогнозом продолжать идти к вершине. Я против глупых дедлайнов, но это был тот редкий случай, когда его надо было установить. То есть, если окно с 5 до 11 утра (гипотетически), то я бы в 8 валил вниз с такой группой при любых раскладах, ибо если из-за погоды хотя бы не приедет ратрак, то я уже сразу за гранью.. А если я повернул, не в 8, а в 10, то вообще непонятно.
МЧС и их действия. Парни собрались и вышли, как только получили реальную информацию. Я лично приехал поговорить с дежурным, потому что Денис волновался что давно нет связи с группой (после 16.00, со слов Дениса, все еще никто не вышел в зону сотовой связи (а значит – были на Седле или выше), что стало очень настораживать при том, что на перилах их видели в 8.30.. – так я и попал на эти спасы). Дальше информация поступала уже по ходу движения, как снежный ком (напомню – погибших н атот момент все еще был 1 чел). Выехали все, кто был на дежурстве. Потом приехали ВСЕ остальные. Мы с Денисом, как и другие спасатели, работали под руководством Адея и Азнора из МЧС. Я попросил их лично по старой дружбе взять нас с собой (они не имеют права привлекать кого-то со стороны, и я надеюсь, что им это право дадут законодательно, работаю над этим уже) и они мне не отказали, за что им огромное спасибо, ведь случись что со мной – проблем на службе у них стало бы еще намного-намного больше.. Если Вы думаете, что эти слова я пишу под дулом пистолета, то просто отпишитесь навсегда. Мне очень странно слышать обвинения в адрес МЧС. У парней был приказ ввиду прогноза не рисковать в такую погоду, но они его нарушили и пошли спасать людей. И тут герои как раз они, работающие за 300р/час в таких условиях.
Гиды группы и эмоциональные клиенты сказали, что вызвали спасателей еще в 11 утра. Редкий бред. Кричать в рацию о помощи, не зная, слушают ли тебя, и говорить, что на том конце слышали – может только сумасшедший. При этом ВСЕ знают, что МЧС на постоянном приеме нет уже ДЕСЯТЬ лет, все давно на телефонах. Бред, что МЧС не брали трубку. Позвоните оперативному дежурному прямо сейчас и пожелайте всем спасателям долгих лет, заодно проверите как быстро отвечают. Оперативный ВСЕГДА на посту. Полагать, что спасатели сами затянули операцию до темноты может также только сумасшедший.
Многим рассуждающим также стоит поискать информацию об организации спасработ в принципе – о головном спасотряде, об основном и о транспортировочном – что и зачем, почему не идут одновременно, их цели и задачи. Google.com
Действия гидов. В 10 на вершине (?). Но ассистент, у которого погибла первая девушка, не дождался группу даже в 15.00? Люди, которых мы нашли на седле, сказали, что уже 8 часов ждут помощи (Думаю, они оговорились просто). Мы пришли к ним около 20.00. Что-то не бьется по математике или в понимании. Но это не моя война, истина все равно будет установлена.
Стараясь не переходить на личности гидов, я просто остановлюсь на вопросах, на которые я не нашел ответа: 1. Что делал гид первой погибшей девушки с 11-12 (заявленное время «смерти») до 15.00 (заявленное время ухода вниз) на Седле? До Косой Полки – полкилометра по горизонтали. Позвонить в МЧС – дело 10 минут. Мы бы выиграли ОЧЕНЬ много времени и 4 жизни минимум.. 2. Почему он ушел вниз, а не вышел навстречу группе (после звонка МЧС, разумеется, который он так не сделал, к огромному сожалению), где, очевидно (судя по времени отсутствия), все шло уже плохо? 3. Почему группа сидела на Седле несколько часов, чего-то ожидая? Где спутниковая навигация всех трех гидов, которые находились с группой? Почему хотя бы один из трех гидов не прошел эти самые 10 минут до Косой полки позвонить? 4. Как лидер группы оказался ниже 5000м, когда группа ждала на Седле? 5. Почему второй лидер вышел нам навстречу снова без группы, хотя 8 ходячих могли отлично идти за его тройкой почти без всякой помощи, стоило лишь их позвать через плечо? 6. На что надеялся тот (не знаю кто), кто оставил Таулана с 11 клиентами на Седле, а сам ушел вниз? 7. Когда только запахло жареным, я позвонил в офис Elbrus.Guide и попросил срочно сообщить рабочую частоту раций компании, сообщив, что группа их пропала целиком и может нам пора искать, на что мне обещали перезвонить, но в общем забили в итоге – чем вы там думали, офис. Из плюсов – все участники были хорошо экипированы, собраны кучно в одном месте.
Четвертый, Денис, поломанная нога. Он был в порядке, почти в идеале, двойная доза обезболивающего, чай, короткий разговор, его мы в итоге спустили живым и здоровым. Гиды не удосужились даже наложить шину. Ледоруб идеально подходит, клюв к носку, лопатку – к пятке.. три метра бинта и три минуты. Но этого всего не было.
Пятая. Ира, как она представилась. На вопросы реагировала плохо, ответы были слабо различимы, двигаться могла, но не стоять. Напоить возможности не было – лед с лица убирать было страшно из-за риска еще больших обморожений, да и времени бы это заняло много, учитывая смороженные маски и части одежды.. Мы начинали транспортировку всех троих одновременно.
Почему была одна акья? Информации было минимум, и идя за сломанной ногой и просто заблудившимися самостоятельными людьми, мы внезапно оказались в середине очень серьезного замеса с четырьмя лежачими и восьмью едва стоящими.. СПАСАТЕЛИ, черт возьми, несли акью, а не гиды (не знаю, почему так многих интересует именно это).
Если бы спасатели пришли на 2-3 часа позже, трупов было бы 18, а не 5.
Почему не нашли хижину или фумаролу? Не решились искать. Хижина, кстати, очень далеко, в плохую совсем погоду – трудно найти. Фумаролу надо знать где она, полезная штука, но если заметена – надо в связке искать – в ней глубина до 10-15м бывает (меняется).
Почему сидели и никуда не двигались – я не знаю.
Про подготовку и акклиматизацию не относится к теме особо, группа ничем не выделялась из 19.000 человек, сходивших на гору в этом сезоне.
Почему умерло много именно девушек? Они маленькие и быстро переохлаждаются.
Какой порядок действий, если гид не рекомендует, а группа настаивает? Никакой. Гид решает единолично. В момент, когда гид начинает слушать клиента, когда и куда ему ходить, это уже не гид. Для всего остального есть суд.
Что бы сделал я? Собрал всех и шел вниз, по возможности привлекая клиентов к транспортировке. Если бы процесс затягивался, то бросив поломанного с гидом, бежал бы звонить, а после звонка строго однозначно вернулся бы наверх и продолжал бы тащить. Два гида могли бы заниматься пострадавшим, в то время как третий отвел бы всех в ратрак, а потом бы вернулся на Седло помогать.
Я не герой и вообще там оказался случайно по звонку друга и согласию МЧС взять нас с ним в отряд. Мне не приятны благодарности сейчас, я не могу отделаться от размышлений о том, как можно было сделать все лучше. И этих размышлений очень много по кругу десятки раз. Мне не понятны фразы «береги себя». Мне вообще не хочется, чтобы рассуждали обо мне, мы говорим об этом адском прецеденте и его последствиях тут. Спасибо за понимание.
Эта статья может спасти вам жизнь. Безопасность на Эльбрусе.
Мы продолжаем серию статей о безопасности на Эльбрусе. Эта статья может спасти вам жизнь.
Несомненно, они нужны. Много и часто. Но все в основном говорят о том, что надо, а делают что-то единицы. Это вам, Жители форума под неизвестными Никами. И через каждые 4 метра хотят поставить, и трос натянуть от Восточной через Пастухова вниз. Для справки: путь от Бочек до Западной = около 12 км. Пусть даже маркировать лишь верхнюю половину. 6000/4 = 1500. А если прибавить предложенный забор от Восточной вниз, чтобы никто не проскакивал мимо поворота на Пастухова, то можно еще сотенку накинуть.
Завинчивать надо естественно в лед – это даже новички знают, а вот КАК еще никто не сказал. В июне доставил недостающие вешки от Пастухова до 5000. Ввинтил 18-см ледобур, вешки (1,5-метровые бамбуковые палки) очень плотно сели в эти гнезда на всю глубину. Через 40 часов шел на вершину мимо них. Две из семи уже стояли под 45 градусов. То ли их спускающиеся сломали, то ли, что более вероятно, просто разболтало ветром. Несколько старых вешек (коротких 70см крепких веток березы), посаженных глубже (то есть торчащих лишь на полметра максимум), тоже разбили себе хорошие гнезда в почти еще зимнем льду, хотя, конечно, не за два дня. Но и рычаг совсем не тот. Эти полуметровые вешки очень часто засыпаются первыми летними снегопадами, и потом их до августа просто нет.
Конечно, их прокат спасет кому-то жизнь. Но и убьет кого-то. Я считаю, что трупов станет даже больше. Люди начнут идти в любую погоду, полагаясь на этот самый навигатор. Два аспекта – надо уметь им пользоваться – не просто в солнечный день на склоне – это и обезьянка сможет, а в непогоду, на высоте. Да, ничего сложного, несколько точек – иди и все. Знаю. Но как часто люди, имеющие GPS в личном пользовании не один год, паниковали, когда снег набивается везде, заметает экран, ветер сбивает с ног. А если еще и горняшку прибавить?
У спасателей GPS нет, как это не прискорбно. Второй аспект – навигатор не всегда связывается со спутниками в непогоду. И если в Вашей практике он Вас всегда спасал, то это вовсе не значит, что он не может подвести. Об этом надо помнить.
Если не просто зарыться в снег, а выкопать хоть метровой глубины траншейку и закрыть ее рюкзаками, то есть неплохие шансы переждать до некоторого прояснения. Да, три ночевки не прожить никому – согласен. Но так, чтобы мело трое суток без перерывов и просветов, бывает очень редко. К тому же если Вас пойдут искать снизу, то шансы быть обнаруженным, Вы имеете, лишь находясь очень близко к тропе. Даже свисток, слышный в ясный день на десяток км., в пургу «пробивает» лишь на полсотни метров. Это мы тоже проверили 6 июня. А если Вы начали искать дорогу сами, а «вдруг» не получилось, то Вам уже никто не поможет. Не говорю уже о падении в трещину.
Это здорово было бы. Если исключить фактор того, что люди опять же будут надеяться на нее и идти в любую погоду. Не думаю, что если бы в мае эти люди нашли хижину и просидели в ней три ночи неакклиматизированные, без воды и тепла, то все они выжили бы. Но шансы бы возросли, несомненно.
Про конструкцию – мнение. Вход сверху – набьется снег, который потом будет лежать там вечно. Вход только сбоку. Дверь только внутрь – это понятно, думаю всем. Сваи небольшие помогли бы быть хижине незаметенной, но технологически это очень трудно. Вот от хижины можно было бы растянуть троса в стороны или стационарные вешки поставить в радиусе 50м через каждые три метра, чтобы промахнуться было трудно. Господа – виртуальные восходители с форума, хватит про восстановление Приюта 11, это тут не причем! Съездите хоть на Эльбрус перед тем, как о нем говорить. Около него сейчас четыре новых приюта и если Вы будете терпеть бедствие и дойдете туда, Вас там, несомненно, приютят!
Нельзя идти в гору с неизвестно с кем, лишь бы было дешево. Новички Эльруса, объявляющие себя новыми туроператорами и новые «гиды» с опытом работы 3 месяца на горе, спокойно не выполняют обязательства, бросают и теряют в горах своих клиентов. И не боятся этого делать ни с россиянами ни с иностранными гостями. Такие компании и гиды знают, что как правило, в 90% случаях ни клиент ни зарубежный агент не смогут предъявить претензию. Лучше серьезно задуматься, чем на карту поставиить свою жизнь. Клиент «не в теме «не может знать, что с их «гидами» отказались работать уже все серьезные компании. Лучше никакого гида, чем плохой. Даже прямо скажу – про тех, кто остался. Лишь 3-4 компании в Приэльбрусье из 20, серьезно задумываются при подборе гидов.
Вещь, которую никто не отменял. Есть, конечно, тактика вечерком заброситься на бочки, ночью сбегать и утром свалить, пока не «накрыло». И люди это делают иногда. Но задержался на пару-тройку лишних часов и все – не успел. Или неожиданно «пришло», сел в снег, желания бороться уже нет. Желающие могут найти кучу информации о преимуществах акклиматизации и авариях, связанных с ее отсутствием. Лучше сто раз вернуться, чем один раз не вернуться. Но об этом никто не думает на Горе.
Способы решения ситуации
Думать, что делать надо ДО того, как прижало, а не после. Про спуск сказали. Фумаролу на седле кто-то не видел, кто-то вообще о ней не слышал, попробую выложить фотки. Сейчас выхода даже два. Ребята на форуме писали, что рыли траншею много часов. Это не в снег зарываться. Уверен – на Седле можно вырыть на полтора метра вглубь минимум. Не надо копать себе гробик на 30см. Без движения долго не пролежишь. По крайней мере, живым. Хочешь жить – надо что-то делать. Это и панике не дает расти. Покопайтесь в Интернете – Хумар несколько дней ходил по пятиметровой полке намного выше Эльбруса и выжил. Может, были шансы все же?
На форуме каждый второй называет Гору «Эль», вырабатывая на подсознательном уровне у впервые читающих пренебрежительное отношение к Горе. Тут есть люди, побывавшие на вершине свыше полусотни раз, и ни один из них ни разу не произнес этого слова. И рветесь в любую погоду потом, ведь «тысячи ежегодно заходят», ведь «так трудно выкроить отпуск», ведь «деньги»… А кто-то уже никогда не возьмет отпуск.
Кто был на кладбище альпинистов хоть раз, тот по-другому смотрит на все. Тем более жестким уроком становится гибель друзей. Около Приюта 11 есть достаточно большой мемориал. Чуть выше еще три таблички. Две – на Пастухова. Списки погибших на стенах – как минимум не этично.
Следуйте этим не сложным советам. И ваши родные с радостью снова увидят Вас!
- Фумаровая кислота что это
- Фумарола что это такое