Фундаментальные проблемы экономики что как и для кого
Фундаментальные проблемы экономики и их характерис
Фундаментальные проблемы экономики и их характеристика.
С появлением первых экономических отношений, люди столкнулись с первыми проблемами в области экономики.
В своем эссе я бы хотел познакомиться с фундаментальными проблемами в экономики немного поближе и перевести их на простой и понятный язык.
Особенно актуально справиться с решением этих проблем в век ограниченности и истощении земных ресурсов.
Экономисты: Фишер, Дорнбуш, Шмалензи выделяют 3 основных вопроса в экономики.
«Что производить?». Не для кого не секрет, что покупая какой-либо товар, вы пополняете карман какому-либо бизнесмену, продавшему этот товар. Да, именно так. В современных реалиях на этом держится вся мировая экономика. Если прийти в магазин и купить хлеб, то Вы поддержите компанию, собирающую зерно, пекарню, выпекающую этот самый хлеб, спонсируете завод по производству упаковки и тд. Но вот незадача, что же производить? Ведь все уже есть? дефицита, как это было в 80-е нет, товаров изобилие! Монополисты продолжают активно расширять свою влияние на рынке сбыта. На этот вопрос, как раз-таки, пытаются ответить экономисты. Они изучают рынок сбыта, моду, возраст, пол, климат страны. Например, в Канаде выгодно изобрести коньки, которые намного качественнее, чем выпускают такие гиганты, как «CCM» или «Bauer». А вот в Африке, увы, такой трюк не пройде. Там, изучив региональных рынок, выгоднее выпускать товары первой необходимости. Ведь у африканцев и климат другой, и покупательские способности уж слишком малы. Молодежь увидела у поп-звезды новые очки на концерте, то выгодно будет начать выпускать такие же очки, и в дальнейшем развить свою продукцию. Таким способом воспользовались компании в 2008 году, после моды на белые очки.(как у музыкантов The Black Eyed Peas). Сейчас менеджеры ломают голову над первым фундаментальным вопросом экономики, и мы можем это видеть уже сейчас, увидев палку для сэлфи в магазине. Изучив этот вопрос, можно добиться феноменального успеха на рынке сбыта.
Вторая проблема. «Как производить?». В условиях ограниченности ресурсов, производители ищут максимальную выгоду с производства продукции. Появились более дешевые материалы, то они обязательно вытеснят своих дорогих аналогов. Это нормальное явление для современной экономической системы. Но в последнее время появилась ужасная тенденция: предприниматели стали забывать про человечность,и, находя более дешевый ресурс, нещадно выкачивают его, в плоть до его истощения.
Третья проблема уже была частично затронута в первом пункте, но ее необходимо более подробно изучить, прежде чем выпустить ту или иную продукцию. Эта проблема отвечает на вопрос «Для кого производить?». Сейчас на нашем рынке есть специализирующие компании, которые выпускают определенную продукцию для определенной группы людей. Достаточно вспомнить: предметы детской гигиены, бизнес-машины для богатой группы населения, модные джинсы для молодежи и тд.. В больших компаниях менеджеры сначала анализируют рынок, где должен происходить сбыт товара и только потом начинают его производить. Например, выпустив дорогой смарфтон, нужно понять, что в Европе, где доход граждан намного выше, чем в странах с развивающейся экономики. И вероятность того что выпуск дорогих телефонов в странах с более слабой экономикой не окупится, нежели если это сделать, к примеру, в Северной Америки.
Интересный момент из истории экономики в подтверждение третьего пункта. В начале 90-х годах компания «Пепси» решила увеличить свой рынок сбыта за счет стран Ближнего Востока, и их пиар-менеджеры запустили интересную рекламную компанию, в которой были четыре рисунка слева-направо: человек мучается в пустыне, находит лимонад, выпивает его и начинает парить. Они не учли того, что на Ближнем Востоке читают справа-налево. Пиар-менеджеры пренебрегли третьим правилом и понесли громадные потери.
Подводя итог,можно сказать,что,изучив рынок и решив три фундаментальных проблемы, можно добиться устойчивого экономического баланса и обосноваться в своей товарной нише в условиях рыночной и смешанной экономики.*
*Про командно-административную пока ни слова,к ней нужен особый подход.
В чём состоят главные проблемы экономики? Краткое объяснение
Содержание:
Человечество на протяжении всего существования сталкивается с фундаментальными экономическими трудностями. Одной из главных экономических проблем является рост потребностей населения и ограниченность ресурсной базы. Именно человеческая потребность ложится в основу развития экономической системы. Стоит учитывать, что пожелания людей неограниченные, в отличие от ресурсов. Производителю необходимо выбирать, что изготавливать, чтобы удовлетворить потребителя и вложиться в доступный объем ресурсов. Это один из главных вопросов экономики.
Три главных вопроса экономики — как и кем решаются главные вопросы экономики
Во всех экономических системах можно выделить 3 главных вопроса экономики. При этом главная проблема экономики состоит в том, что необходимо распределить редкие производственные средства. Для этого нужно точно проанализировать:
Ответы на три вопроса экономики в каждой экономической системе дает определенная структура:
Фундаментальные вопросы экономики – что к главным вопросам экономики не относится
К основным вопросам экономики не относятся два аспекта производства:
Основной вопрос, который решает экономика — главная проблема экономики
Экономика – это совокупность научной дисциплины и методики ведения предпринимательской деятельности. Ее основной проблемой является ограниченность ресурсов. Природные ресурсы заканчиваются, а у людей растут потребности. Отсюда формируется неограниченное, нерациональное использование природных запасов. Задача экономики – разработать оптимальный механизм применения в хозяйствовании полезных ископаемых, древесины и других производственных факторов.
Независимо от направления деятельности предприятия, оно использует сырьевую базу. Это строительные материалы, минералы, топливно-энергетическое сырье и прочее. Для правильной организации производственного процесса необходимо заботиться об окружающей среде. Не всегда компании имеют достаточный запас транспортных средств, специалистов, финансовых ресурсов. Это также является экономической проблемой предприятий. Чтобы производить блага, востребованные потребителем, необходимо иметь все производственные факторы.
Три фундаментальные проблемы рыночной экономики
Введение в проблему
Почему рыночная экономика не попадает в состояние полного хаоса? Ответ однозначен: конкуренция, система рынков и цен обеспечивают действие координирующих механизмов, которые исключают потенциальный хаос как возможное порождение свободы предпринимательства и выбора. Конкурентная рыночная система представляет собой механизм взаимодействия потребителей, производителей и поставщиков ресурсов с целью решения трех фундаментальных проблем рыночной экономики:
Что производить? Как производить? Для кого производить?
Что производить?
Производить нужно лишь те товары, которые могут принести прибыль и пользуются спросом, а те товары, производство которых влечет за собой убытки и которые не пользуются спросом, производиться не должны.
Получение прибыли или ее отсутствие определяют:
Общий доход — это доход, который фирма получает от продажи произведенного продукта или услуги. Он исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта.
Общие издержки — расходы (затраты.) фирмы, связанные с приобретением ресурсов для создания продукта или услуги. Они исчисляются умножением цены каждого ресурса на количество ресурса, использованного в производстве, а затем суммированием затрат на каждый ресурс.
Сумма превышения общего дохода над общими издержками называется чистой, или экономической, прибылью. Экономическая прибыль служит свидетельством того, что отрасль процветает. Отсюда возникает тенденция к появлению расширяющейся отрасли. И наоборот, убытки ведут к появлению сокращающейся отрасли.
Следует также подчеркнуть, что в решении проблемы «что производить» важную роль играет потребительский спрос. Увеличение спроса, т. е. увеличение числа «потребительских голосов», поданных за продукт, обеспечивает прибыль для отрасли, производящей этот продукт. Голоса потребителей играют ключевую роль в решении вопроса о том, какие продукты необходимо производить, чтобы отрасль была прибыльной.
Как производить?
В рыночной экономике производить — значит применять новую технику и технологию производства.
Применение новой техники и технологии обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Экономическая эффективность зависит не только от техники и технологии, но также от рыночных цен на ресурсы.
Скажем, технология, требующая лишь применения нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически неэффективной, если на нужные ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены. Отсюда новое определение эффективности.
Экономическая эффективность означает максимум продукции при минимуме затрат.
Анализ показывает, что рыночная система способна приспосабливаться к изменениям в технологии и в структуре предложения ресурсов. Но одно дело — приспосабливаться к уже происходящим изменениям, и совсем другое дело — инициировать изменения, которые ведут к повышению производительности и более высокому уровню материального благосостояния общества.
Вопрос: способна ли рыночная система обеспечить экономику новыми средствами производства, на которых основывается технический прогресс?
Ответ: конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет «кара» в виде убытков, а в перспективе — и в виде банкротства. В связи с этим происходит постоянное перераспределение ресурсов из отраслей, где техника и технология производства менее эффективны, в более эффективные отрасли.
Вопрос: может ли предприниматель, выступающий новатором, получить через посредство рыночной системы в свое распоряжение ресурсы, необходимые для производства машин и оборудования, от которых зависит технический прогресс?
Ответ: да, предприниматель может их получить. Прежде всего тот предприниматель, который склонен выделить часть прибыли на накопление с целью расширения производства в будущем. Поступая так, он может в будущем обеспечить себе еще больший доход в виде прибыли, если инновации окажутся удачными.
Для кого производить?
Произведенный продукт распределяется между членами общества для личного потребления и производственного накопления.
Личное потребление (С) зависит от двух факторов:
Производственное накопление (I) зависит от:
Цены на продукты играют ключевую роль в формировании структуры личного потребления, а цены на ресурсы, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании производственного накопления.
Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в потребительских ценах и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен.
Изменения в потребительских ценах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Иначе говоря, изменения потребительских цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.
При отсутствии рыночной системы, вероятно, правительственному плановому органу пришлось бы взять на себя задачу распределения ресурсов в конкретные виды производств.
Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Те домохозяйства, которым удается накопить большое количество материальных ресурсов или в результате высокооплачиваемого труда и бережливости, или использования особой деловой смекалки, или по наследству, или посредством обмана, получают крупные доходы и таким образом распоряжаются большими долями общественного продукта. Другие, лишенные какой-либо собственности и не имеющие достаточного образования, получают несущественные денежные доходы и, соответственно, маленькие доли национального продукта.
Как решаются три фундаментальных вопроса в разных экономиках?
Свободная рыночная экономика — экономика, в которой три фундаментальных вопроса: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются только частным капиталом.
Если мы говорим «свободная рыночная экономика», то это чистая экономика, т. е. без вмешательства государства, или экономика «laissez faire».
Сторонники свободной рыночной экономики утверждают, что она:
Критики свободной рыночной экономики считают, что она недостаточно эффективна, так как:
Противоположностью свободной рыночной экономике является командная экономика, когда вопросы: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются государством.
Нередко такую экономику называют административно-бюрократической.
Достаточно длительный период она господствовала в России (1917—1991) и других социалистических странах.
В настоящее время нет ни одной страны, где бы в чистом виде имела место свободная рыночная или командная экономика.
Современная экономика развитых стран — смешанная экономика.
Смешанная экономика находится как бы посередине между рыночной и командной экономикой, вопросы: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются во взаимодействии частного капитала и государства.
Кроме вышеназванных трех видов экономик в реальной жизни имеет место и переходная экономика. Но об этом читайте в гл. 10, посвященной переходной экономике (на примере России).
Фундаментальные проблемы экономики.
Вопросы по микроэкономике
Фундаментальные проблемы экономики.
Три фундаментальные проблемы экономики:
1) Что производить (какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве) решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
2) Как производить (кто будет производить, с помощью каких ресурсов и технологий будет осуществляться производство) решение о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.
3) Для кого производить (проблема распределения и использования производственных товаров) проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.
Эти вопросы решаются по-разному в разных экономических системах общества (рынок, командно-административная система).
Воспроизводство – это производство, но рассматриваемое, как непрерывный процесс.
В процесс воспроизводства должны быть включены 4 сферы:— Производство;- Распределение;- Обмен;- Потребление.
Сфера обмена может предшествовать сфере производства и может следовать за ней.
Обмен становится естественной средой обитания самого производства. В современной рыночной экономике, сфера обмена играет важнейшую роль в сферах: производства; потребления.
2. Граница производственных возможностей: графическая интерпретация, ее экономический смысл. Границы производственных возможностей – максимальные
A. Ограниченность ресурсов.
B. Необходимость выбора.
C. Существование издержек упущенных возможностей.
D. Увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта.
7. Модель кругооборота продукта и дохода (капитала)
Цены, уплачиваемые за использование земли, труда, капитала и предпринимательские способности устанавливаются на ресурсном рынке. Здесь предприятия выступают в роли предъявителей спроса, а домохозяйства — в роли агентов предложения. Цены на готовые товары и услуги формируются на рынке продуктов, показанном в нижней части диаграммы. Здесь уже домохозяйства выступают в качестве предъявителей спроса, а предприятия — в роли агентов предложений.
8. Институционализм и основные направления экономической науки в XX в.
Таким образом, институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической, теории. В отличие от неоклассиков, которые являются приверженцами тезиса о совершенстве рыночного хозяйственного механизма и саморегулируемости экономики, институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и иные факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития.
9. Развитие институционализма в XX в. «Старая» и «новая» институциональные школы.
Институционализм в своём развитии прошёл три этапа.
Второй этап: «Дж. Морис Кларк, Дж. Гэлбрейт»
Представители этого этапа, изучая демографические проблемы, разрабатывая теорию профсоюзного рабочего движения, сосредоточили своё внимание на констатации социально-экономических противоречий капитализма и на выдвижении предложений по осуществлению реформ рузвельтовского «нового курса».
Третий этап: « Неоинституционализм»
Направлений институционализма присущ ряд общих черт:
1) критика капитализма с нравственно-психологических позиций;
2) неудовлетворенность высоким уровнем абстракций, присущих неоклассике;
3) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками;
4) разработка рекомендаций по реформированию капиталистической экономики с позиций социального контроля и её регулирования со стороны государства.
Старый институционализм подверг критике положения, составляющие «жесткое ядро неоклассики». В частности, Веблен отвергал концепцию рациональности и соответствующий ей принцип максимизации как основополагающий в объяснении поведения экономических агентов. Объектом анализа являются институты, а не человеческие взаимодействия в пространстве с ограничениями, которые задаются институтами.
Также работы старых институционалистов отличаются значительной междисциплинарностью, являясь, по сути, продолжениями социологических, правовых, статистических исследований в их приложении к экономическим проблемам.
10. В чем заключается отличие американского институционализма от неоинституционализма?
В рамках раннего американского институционализма сложились три основные его направления:
Основоположником социально-психологического институционализма был Торстейн Веблен (1857-1939), который в своей книге «Теория праздного класса» подверг резкой критике капитализм с его культом денег.
В основу своего анализа капиталистического общества Веблен положил психологическую трактовку экономических процессов. Но в отличие от представителей австрийской школы неоклассического направления он признавал в качестве объекта изучения экономической науки не психологию индивида, а психологию коллектива. Исходя из этого положения, он сконструировал психологическую теорию экономического развития. Экономические явления Веблен представлял как установившиеся в обществе традиции. А поведение людей в среде экономики он объяснял подсознательными мотивами, инстинктами, обычаями.
Социально-правовой институционализм, разработанный Джоном Роджерсом Коммонсом (1862-1945).
В своих исследованиях, в отличие от Веблена, Коммонс частично признавал теории предельной полезности и предельной производительности, которые соединял с юридической концепцией в экономике. Все пороки капитализма он объяснял несовершенством юридических норм, которое приводит к нечестной конкуренции. Устранение этих пороков возможно, по его мнению, путем совершенствования юридического законодательства.
Коммонс ввел в научный оборот категорию «титул собственности», которую трактовал как юридическое выражение собственности. Он разграничивал собственность на три вида:
а) осязаемую (материальное богатство),
б) невещественную (долги и обязательства),
в) неосязаемую (ценные бумаги).
3) эмпирическое или конъюнктурно-статистическое, циклическое
Митчелл рассматривал циклы как результат взаимодействия множества взаимосвязанных друг с другом параметров, которые определяют динамику производства. В их число он включал инвестиции, денежное обращение, цены, курсы акций, торговлю, сбережения и т.п.
Циклическое развитие, по Митчеллу, не случайное явление, а постоянная особенность капиталистической экономики. Деловые циклы он представлял в виде более или менее плавных волнообразных колебаний от подъема к упадку и наоборот. Он различал два вида циклов: а/малые циклы или волны, длящиеся от 3 до 7 лет и б/большие деловые циклы или длинные волны векового порядка. Оба эти вида циклов тесно взаимодействуют. На циклы можно влиять и даже их избегать. Но это предполагает и необходимость государственного регулирования капиталистического производства. Одним из важнейших методов такого регулирования является планирование с помощью которого он надеялся решить сложные экономические и социальные проблемы общества.
11. Институциональная теория командной экономики: основные положения.
В основе институциональной теории хозяйственного развития России лежат пять базовых гипотез:
1. О дуальности экономики (рынок и раздаток): наряду с рыночной экономикой всегда существовала раздаточная экономика, столь же объективная, естественно-историческая и саморегулирующаяся, имеющая собственные законы развития.
2. О характере хозяйственной системы России, которая имеет природу раздаточной системы на протяжении всей своей экономической истории с IX по XXв.; экономическая эволюция в России есть эволюция институтов раздаточной экономики.
3. О значении переходных периодов в эволюции раздаточной экономики, в которых осуществляется поиск новых форм институционального ядра для следующего этапа развития раздаточной экономики.
4. О способах существования рыночных отношений в раздаточной экономике: в основные периоды рыночные отношения находятся под контролем раздаточной институциональной среды, а в переходные периоды создается квазирыночная институциональная среда, в которой вызревают новые формы институционального ядра раздаточной экономики.
5. О причинах раздаточного характера хозяйственной системы России: коммунальность материально-технологической среды и этатизационный потенциал населения.
Институциональная теория хозяйственного развития России позволяет реконструировать историческую траекторию хозяйственной системы российского общества; проводить анализ как на макроуровне, так и на микроуровне социально-экономических процессов; выявлять механизмы функционирования российского общества как в стабильные, так и в трансформационные периоды; объяснять повседневную хозяйственную практику российской жизни.
12. Теневая экономика: классификация видов теневой экономики по Файгу.
1) вторая («беловоротничковая») теневая экономика,
2) серая (неформальная) теневая экономика и
3) черная (подпольная) теневая экономика
. Что такое теневая экономика?
Рис. Структура экономики с учетом теневых секторов
Вторая ТЭ имеет ряд разновидностей. В государственном секторе хозяйства (что памятно нам с советских времен) выделяются такие ее виды, как:
13. Теневая экономика: подходы в российской экономической мысли.
В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.
Рассмотрим основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности.
Возможно, наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы.
При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.
Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.
В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.
Особенностью экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.
На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).
На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.
На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.
Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.
Сущность и функции денег.
Функции денег. Полезность денег проявляется через функции, которые они выполняют в национальном хозяйстве. Деньгам традиционно приписывают три функции: средств платежа, счета и сохранения ценности.
15. Экономическая категория «деньги»: раскрыть сущностное содержание понятия и функции денег в экономике.
Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.