Функциональная грамотность что это в обж
Статья Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры, ОБЖ.. Автор: Сарычева Лариса Николаевна
Автор: Сарычева Лариса Николаевна
Что такое «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ», по мнению учителей ОБЖ, физкультура?
Функциональная – это применение полученных знаний в жизни.
Чем выше уровеньфункциональная грамотность, тем лучше социокультурные достижения в обществе;
Чемниже порог функциональной грамотности, тем вышевозможность социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.
Автор: Сарычева Лариса Николаевна
» Развитие функциональной грамотности
«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
Полноценное функционирование выпускника в современном индустриальном обществе зависит не столько от освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он сможет решить эффективно с минимальными затратами собственных жизненных сил и здоровья. Какие выпускники с егодня обществу нужны обществу?
Начну нашу беседу с истории:
В спортивный магазин в один из отделов стоит очередь, подросток, женщина с ребенком, двое мужчин. Проходящий мужчина заинтересовался очередью
стоявшая женщина поднимает голову и указывает на название отдела
— «Сервис по ремонту спортивного оборудования»
Возмущенно говорит мужчина,
— А мы в свое время ремонтировали велосипеды с пацанами всем двором!
Функциональная – это применение полученных знаний в жизни.
Чем ниже порог функциональной грамотности, тем выше возможность социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.
Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть, как влияет решение нестандартных задач на уроках, познавать, само выражаться, анализировать, уметь применять полученные знания в жизни. А именно жизнь является основным экзаменом наших предметов.
Предлагается детям на уроках решить задачу :
-Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации.
При решении данной задачи учащиеся, у которых не сформирована читательская грамотность, обычно допускают следующие ошибки:
• Усаживают или кладут под голову валик
• Дают нюхать нашатырный спирт
И когда после разбора ошибок учащиеся понимают, что если правильно и своевременно не оказать помощь пострадавшему, этот случай может привести к необратимым последствиям. Они начинаю более вдумчиво вчитываться в текст, и стараются получить из него максимум полезной информации.
Правильное решение задачи:
— При обмороке в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь и оценить состояние человека, то есть определить, дышит ли он и есть ли пульс, а также проверить реакцию зрачков на свет.
* Необходимо перенести пострадавшего в тень или прохладное место
*Пострадавшего следует правильно уложить, а именно на спину, на ровную поверхность. Ноги следует несколько приподнять (подложить под ноги подушку, свернутое одеяло, сумку и так далее). Это способствует оттоку крови из нижней части тела и поступлению ее в головной мозг.
*Голову следует повернуть на бок, это поможет избежать закупорки верхних дыхательных путей рвотными массами.
* Расстегнуть стесняющую одежду. Обмахивать лицо импровизированным опахалом (например, журналом). Если обморок произошел в помещении, то открыть окно или дверь. Не допускать большого скопления народа возле пострадавшего, это затруднит доступ свежего воздуха к нему.
*Растереть ушные раковины. Это провоцирует приток крови к голове. Также следует растереть руки и стопы, чтобы улучшить циркуляцию крови.
*Ватой, смоченной нашатырным спиртом, протереть виски человека.
* Приложить к голове холодный компресс. Тело обтереть холодной водой, начиная с области сердца, или обернуть влажной простыней.
— Если у него наблюдается остановка дыхания и пульса, то следует приступить к выполнению сердечно-легочной реанимации. Человек должен лежать на ровной и твердой поверхности. Выполняют непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Реанимация продолжается до восстановления дыхания и сердечной деятельности или же приезда скорой помощи.
Решая подобные задания на уроках через игровые ситуации, суть которых состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Например, решая тесты с портала «Безопасность детей», дети встают перед однотипными ответами или «чудаческими», которые все могут подходить под правильный ответ. Дети начинают сомневаться и через книги или интернет порталы начинают искать истинно правильный ответ.
Какое положение следует принять, если на равнине, вдали от укрытия, вас застала гроза?
— Лечь на спину «звездой», раскинув руки и ноги в стороны
— Лечь на бок в позу зародыша
— Сидя на корточках, обхватить колени руками
— Лечь плашмя на живот
ответ: Сидя на корточках, обхватив колени
Вы остались дома одни. Вдруг в дверь вашей квартиры позвонили. Что необходимо сделать?
— Спросить «Кто там», но дверь не открывать
ответ на вопрос: спросить кто там, но дверь не открывать.
Через подобные задачи у детей формируется:
— система знаний о жизненно необходимых умениях.
— грамотное поведение при ЧС.
— морально волевые качества.
— опыт межличностного общения.
— готовность замечать проблемы и умение их решать.
-умение анализировать ситуации и и применять в них имеющееся знания.
Решая подобные задания, у детей формируются:
— умения определять уровень своего развития и подготовленности
— умения составлять комплексы с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей для улучшения формы тела и здоровья.
— зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневну ю привычку или даже потребность.
Давайте сейчас поиграем в игру «Забей мяч» (с элементами метания и баскетбола)
ИГРА: Присутствующие делятся на команды, у каждой команды выбирается капитан. Капитан получает шапку бейсболку, команды теннисный мяч. По команде каждая команда делает бросок мячом, пытаясь попасть в шапку капитана, капитан – пытается поймать мяч. (Выполнить по несколько бросков). Побеждает команда поймавшая больше мячей.
Выполняя подобные задания в виде игр у детей формируется:
— Ч увства радости, удовольствия, участия принимать самостоятельные решения.
— Двигательные навыки, необходимые в тр уде и быту, а также способность наилучшим образом в двигательном отношение реагировать на неожиданную сложную, а порой и опасную ситуацию.
— Честность, вежливость, уважение к людям, трудолюбие, взаимопомощь, целеустремленность, настойчивость, смелость, сам остоятельность, самообладание.
— А ктивное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: вы носливость, быстрота, сила воли.
Решая подобные задания на уроках можно сформировать:
— Создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
— В се внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение познават ь глубину душевных переживаний.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
В итоге, как должен выглядеть выпускник функционально грамотным по предм етам физическая культура и ОБЖ?
1. Бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, вести профилактику вредных привычек. Знать особенностей физической работоспособности человека, факторы положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни.
2. Оказать первую помощь при травмах разного характера.Владеть оздоровительно-реабилитационной деятельностью.
3. Владеть навыками действий при ЧС. Уметь анализировать.
4. Владеть технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, владеть простейшими приемами тренировки и релаксации.
5. Уметь выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности.
6. Уметь способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе. Уметь проявлять инициативу, не спрашива я других, следует ли это делать. Уметь уживаться с другими;
7. Быть готовыми замечать проблемы и искать пути их решения. Уметь анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания. Уметь уживаться с другими;
8. Быть готовым приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
9. Уметь читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы. Осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта спортивного оборудования и спортивных объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.
10. Самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работ.
11. Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
Делая вывод, хотелось бы сказать словами Алексея Алексеевича Леонтьев, академик РАО, мы с вами должны создавать «Функционально грамотного человека — человека, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Функциональная грамотность на уроках ОБЖ
В данной разработке моджно посмотреть задания для развития функциональной грамотности на уроках ОБЖ
Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках ОБЖ»
Развития читательской и естественнонаучной грамотности на уроках ОБЖ.
В современном мире ФГ стала одним из показателей развитости, как цивилизации, так и отдельной личности. Развивая ФГ у учащихся, мы готовим их быть конкурентоспособными в будущем.
Работать над темой ФГ я начала около года назад. На первом этапе, я включила тему развитие ФГ в свою ИППР, и изучила теоретические аспекты. Затем начала применять их на практике. Применяю такие технологии как:
«Толстые и тонкие вопросы»
Задание. Прочтите параграф «Причины ДТП и травматизма людей», составьте по 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса. Задайте эти вопросу своему товарищу.
Предположите, что будет если?
В какую сторону идти если?
Твои действия если?
«Тонкие»- вопросы требуют простых односложных ответов; «Толстые»- вопросы требуют подробного развернутого ответа. Эта технология учит детей задавать вопросы, Если ученики могут задавать вопросы, значит, они включены в материал, им он интересен и понятен.
Задание: разделитесь на группы по 3-4 человека, прочтите статью «Здоровье и его составляющие», проанализируйте материал, выразите свою точку зрения, оформите по формуле ПОПС.
П- позиция (в чем заключается ваша точка зрения)
О- обоснование (на чем вы основываетесь, довод)
П- пример (факты, иллюстрирующие ваш довод)
С- следствие (вывод, что надо сделать, призыв)
Ученики читают статьи о здоровье, в ней также даются понятия «наркомания», «алкоголизм», «табакокурение». Ученики, анализируя материал, выражают свою точку зрения, находят аргументы и представляют свой ответ классу.
При такой организации работы первоначально возникали проблемы с краткой записью ответа: ребята записывали полностью текст, не могли сжать или переформулировать авторские мысли, а также выражать свою точку зрения.
Задание: прочтите текст «сели, оползни,», выделите общие и различные компоненты из текста для составления диаграммы.
Работая с текстом, дети выписывают например местность где может произойти, причины, последствия и.т.д, затем в диаграмму вносят данные: различия в круг, то что сходно в пересечения.
Заполнение и чтение схем, таблиц.
Задание: Прочтите текст «Ожоги», дополните схему «Классификация ожогов» недостающими элементами:
Задание: составьте доклад по схеме «Классификация ЧС природного характера» Составляя схемы по тексту, дети учатся выделять главное в тексте, делать краткие записи, добывать информацию из текста самостоятельно.
Ситуационная задача. Задание: прочитайте текст и укажите номера пунктов, которые необходимо исключить, составьте памятку из рисунков. Текст памятки
1. Правила передвижения по зараженной территории после взрыва на химическом предприятии двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль.
2. Чтобы быстрее выйти с зараженной территории, пользуйтесь встречными оврагами и тоннелями.
3. Время от времени снимайте с органов дыхания защитное средство, чтобы убедиться, что воздух очистился.
5.Избегайте прохода через тоннели, лощины и другие загубленные места, где возможен застой ядовитых веществ.
6. На всем пути следования используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.
7. Выйдя из зоны заражения, снимите верхнюю одежду, промойте глаза и открытые участки тела водой, прополощите рот.
8. Для тщательной помывки можно воспользоваться открытым водоемом.
9. При подозрении на отравление ядовитыми веществами исключите любые физические нагрузки, примите обильное теплое питье (чай, молоко и т.п) и обратитесь к медицинскому работнику.
Задание: на диаграмме показано потребление сигарет в мире с 1880-2009 год. За последние 100 лет потребление сигарет увеличилось более чем в 100 раз. Определите по диаграмме, в каком году было минимальное и максимальное потребление сигарет в мире.
Задание: Прочти текст и ответь на вопросы
-Конъюнктивит «ДА» «НЕТ»
— Близорукость «ДА» «НЕТ»
-Дальнозоркость «ДА» «НЕТ»
Задание: Прочти текст и ответь на вопросы
«Ты гори, мой костёр»
Каждому человеку, которому довелось побывать на пикнике, рыбалке или в туристическом походе, приходилось разводить костёр. Огонь нужен для согревания, сушки одежды, сигнализации, приготовления пищи.
Если есть спички, то огонь можно развести при любой погоде. Поэтому заранее нужно позаботиться о запасе спичек. Чтобы спички не промокли, их надо хранить в полиэтиленовом пакете.
Если костёр приходится разводить на влажной почве или на снегу, вначале надо положить прослойку из брёвен или камней.
Выбирая место для костра, руководствуйтесь следующими требованиями безопасности:
1) нельзя разводить костёр в чаще леса, рядом с густым кустарником, на полянах с сухой травой;
2) костёр следует располагать на некотором расстоянии от палатки, с подветренной стороны, иначе искры могут прожечь палатку и личные вещи;
3) следует выбирать место недалеко от водоёма или приготовить ёмкость с водой.
Лучше всего класть в костёр берёзовые, сосновые, еловые, кедровые дрова – они дают много тепла. В процессе горения ели, пихты, лиственницы образуется много искр – от них горят одежда и обувь, находящиеся на просушке. Ольха, осина содержат много воды; они дают больше дыма, чем огня. Следует помнить, что хвойный валежник, в отличие от лиственного, в какой-то мере защищён от намокания смолой.
Какие три характеристики следует указать для определения понятия «костёр»? Сформулируйте определение понятия «костёр», отразив в нём три его основные характеристики.______________________________________________________
Костер сложно развести, если для этого использовать неподходящие подручные материалы. Сформулируйте два требования, которые необходимо учесть при выборе горючих материалов для разведения костра в лесу с помощью спичек, но без использования жидкого горючего и бумаги.__________________________________
«Шалаш» – это дин из самых распространенных видов костра Выберите все верные суждения, которые правильно отражают его особенности.
Удобно использовать для сушки одежды.
Основной жар при такой укладке дров сосредоточен в центре (внутри костра).
Позволяет быстро приготовить пищу и вскипятить воду в котелке.
4) Поленья прогорают посередине и в верхней части.
Оптимален для обогрева людей в холодную погоду
«Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конкурсное задание «Методический семинар»
«Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности»
Обобщение опыта работы учителя ОБЖ
ГБОУ СОШ с. Переволоки
Конкурсное задание «Методический семинар»
«Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности».
Подготовил: учитель ОБЖ ГБОУ СОШ с. Переволоки Е.А.Бурма.
Здравствуйте, меня зовут Евгений Андреевич Бурма.
Условия возникновения и становления педагогического опыта
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)
Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход.
Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии.
Первым вопросом который я хотел бы осветить в своем семинаре я формирование у обучающихся функциональной грамотности.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности.Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса,результатом которого могут быть:низкая способность к социальной адаптации;неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе;незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. Исходя из вышесказанного следует что формирование функциональной грамотности у учащихся это неотъемлемая и обязательная составляющая подготовки их к жизни в современном обществе, а где еще как не на уроках ОБЖ готовить детей к жизни?
На уроках ОБЖ мы имеем возможность формировать у учащихся все составляющие функциональной грамотности, некоторым ее составляющим отводятся целые раздели в учебной программе. И ребенок, понимая, что от развития у него той или иной ее составляющей зависит жизнь его и его близких активизируется и начинает работать более активно и плодотворно.
Для наглядности приведу пример развития читательской грамотности. Для этого рассмотрим следующую задачу которую я предлагаю учащимся решить на уроке.
Во время купания в водоеме Ваш товарищ решил нырнуть в воду с возвышающегося над ней пня. Когда он вынырнул, сразу пожаловался на резкую боль бедре. После того как вы помогли товарищу выйти на берег и провели первичный осмотр, вы обнаружили что в верхней части бедра у него торчит обломок палки, кровотечение отсутствует. Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации.
При решении данной задачи учащиеся, у которых не сформирована читательская грамотность обычно допускают следующие ошибки:
Начинают приводить пострадавшего в чувства.
Накладывают жгут выше места ранения.
Извлекают инородное тело из ноги.
И когда после разбора ошибок учащиеся понимают, что практически все вышеперечисленные действия могут привести либо к летальному исходу, либо к ампутации конечности. Они начинаю более вдумчиво вчитываться в текст и стараются получить из него максимум полезной информации.
Обязательным условием при реализации курса ОБЖ является формирование грамотности поведения в ЧС. На мой взгляд наиболее эффективно получается ее реализовывать используя в работе Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность я использую в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы более обширной технологии;
— в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Про развитие функциональной грамотности на уроках ОБЖ можно говорить еще очень долго, но мне хотелось бы затронуть еще одну актуальную тему! Это реализация национального проекта «Образование», а именно таких его составляющих как : «Успех каждого ребенка», «Помощь семьям, имеющим детей».
«Успех каждого ребенка»
Ни для кого не секрет что все дети разные, у всех разные наклонности к учебе, разная мотивация. Особенно ярко эта разница начинает проявляться в подростковый период, 7,8 классы, когда учащиеся у которых не получается проявить себя в учебе начинаю плохо вести себя на уроках, задирать одноклассников, мешать образовательному процессу. Как же помочь им в этот непростой период жизни? Необходимо создать для них «Ситуацию успеха». И самым подходящим на мой взгляд для этого является проведение общешкольных соревнований, таких как «Юный пожарный», «Юный турист», «Зарница», «Смотр строя и песни» и многие другие. В ходе подготовки к соревнованиям и участия в них детский коллектив сплачивается, зачастую на место лидера выходят учащиеся не проявляющие успехов в учебе. После проведения школьных этапов, формируются команды для участия в районных и областных соревнований. Занимая призовые места различного уровня, и таким образом попав в «Ситуацию успеха», ребенок уже не хочет из нее выходить и как следствие начинает подтягивать сначала свое поведение на уроках, а за тем учебные достижения.
«Помощь семьям, имеющим детей»
Одной из причин возникновения проблем в семейных отношениях является отсутствие общих дел и интересов между членами семьи. Не так давно, такой проблемы в сельской местности остро не стояло, членов семьи объединял труд на земле. Но время не стоит на месте, родители многих детей вынуждены ездить на заработки в город, домой приезжают уставшие. Дети поглощены социальными сетями в которых взамен родителям находят себе ложных идолов. И мы можем если не решить эту проблему, то дать ей толчок, проводя совместные мероприятия для родителей и детей, знакомя родителей с интересами их детей, позволяя продемонстрировать им, что их Папы и Мамы достойны подражания, гораздо больше, чем дяди и тети из интернета. На реализацию этого проекта направлены такие мероприятия как «Семейные мультигонки», «Папа, Мама, Я – туристическая семья», «Мы с Папой КОМАНДА»
Результативность такого подхода к ведению образовательной и внеурочной деятельности подтверждается многочисленными победами на различных соревнованиях районного и областного уровня. Наличием призеров школьного и окружного этапов олимпиады школьников по ОБЖ.
Изложенные образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.