Функциональное чтение что это
Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Дата публикации: 02.09.2018
Статья просмотрена: 2583 раза
Библиографическое описание:
Гросс, И. С. Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС / И. С. Гросс. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3522/ (дата обращения: 09.12.2021).
«Как хорошо уметь читать», — твердим мы с детства. А хорошо уметь читать — ещё лучше! Сегодня недостаточно читать бегло и техника чтения не показатель читательской компетенции.
Министр Образования России Ольга Юрьевна Васильева считает, что итоговая аттестация школьников по всем предметам страдает из — за неумения внимательно читать, выделять главное, вступать в диалог с текстом. И корни проблемы, не в старшей и даже не в средней школе, а на самом начальном этапе обучения, где семья и школа должны научить воспринимать книгу не только как источник знаний, но и как лучшего друга и советчика.
Чем же информативное чтение отличается от функционального? К сожалению, гаджеты, интернет, бесконечный поток информации приучает детей и взрослых просматривать написанное бегло, по диагонали, не погружаясь мыслями и чувствами в суть текста.
Вспоминается из уроков литературы лакей Чичикова Петрушка, который читал только потому, что буквы причудливо складывались в непонятные слова. Неужели мы со всей информационной грамотностью обречены вернуться к читательской безграмотности?
Функциональное чтение учит прежде всего понимать, что и зачем мы читаем и где это можно применить. Читатель выходит на уровень собеседования с автором.
В методике начальной школы давно существует термин «Смысловое чтение» — учить думать над прочитанным, высказывать своё мнение, понимать авторскую позицию и выстраивать диалог с человеком, написавшим текст.
Не раз мы сталкиваемся с проблемой: техника чтения у ученика начальной школы отличная, читает он бегло и уверенно. Но не может ответить на поставленный вопрос к прочитанному, затрудняется пересказать то, что только воспроизвёл, тем более определить главную мысль отрывка. Мы понимаем, что без осознанного чтения пользы от прочитанного нет.
Какая же работа с текстом поможет на современном уроке указать детям путь к позиции компетентного читателя? Выделяются 3 этапа: восприятие — истолкование — оценка.
На этапе восприятия важно впечатлить ребёнка искусством слова. Здесь могут прийти на помощь аудиозаписи, мелодекламация самого учителя, с меняющейся фоновой музыкой, дополнение словесного ряда зрительным, образным с привлечением различных видов искусства и технических средств.
Главное здесь — заинтересовать будущих читателей тайнами текста, впечатлить их красотой художественной речи. При этом важно помнить, что главным должно оставаться СЛОВО, а другие виды искусства и технические средства играют прикладную роль.
Учитель по глазам и эмоциям детей понимает, что первое знакомство с текстом состоялось. А интригующие вопросы позволяют выявить самых внимательных слушателей и побудить всех перейти к самому ответственному этапу — ИСТОЛКОВАНИЕ текста.
Здесь ребята анализируют текст, находят в нём ключевые слова, цитаты, отвечающие на вопросы, отрывки, соответствующие рисункам, сами предлагают устное иллюстрирование эпизодов, думают над названием и приходят к пониманию авторских мыслей и чувств на уровне детского понимания мира.
Выразительное чтение ребят, в том числе и чтение по ролям, интонирование, выделение ключевых слов и важной информации, объяснение раннее непонятного, пересказ прочитанного корректно и лаконично — это знак того, что дети поднялись на новую ступеньку читательского мастерства.
Важно с начальной школы уделять внимание средствам языковой выразительности. Причём — дети должны понимать, что эпитеты, метафоры, олицетворения не просто есть в тексте — ни дают читателю ключ к авторским загадкам.
И заключительный, не менее важный этап работы с текстом — оценка прочитанного становится минутами сотворчества маленького читателя с большим писателем. Дети могут попытаться сами продолжить прочитанную историю, сформулировать авторский урок, порекомендовать другим ребятам прочитать произведение. А главное, понять: с прочтением текста они стали на страничку читательского опыта взрослее и теперь могут попытаться стать маленькими писателями и сочинить что — то своё, пусть даже это синквейн или самостоятельно построенный «дом понимания», — где фундамент, стены, крыша, окна олицетворяют основные мысли, ключевые слова, уроки текста.
Пример такой работы с текстом стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».
На этапе восприятия мы говорим о радостном настроении, об ощущении пробуждения, движения в природе.
Музыка помогает пробудить отклик в душах слушателей на этапе истолкования мы соберём: подснежники: средств выразительности, оценивающих красоту поэтического слова. С помощью разбора интонирования текста дети придумывают ритм и тональность произведения, а сам инструмент (гитара) аккомпанирует детское исполнение.
Олицетворения весна и зима делают стихотворение похожим на сказку, где «ведьма злая» должна уступить «доброй красавице».
На уровне оценки дети говорят, что душа просит весны, тепла, радости и красоты.
В 4 классе введены всероссийские проверочные работы, в которых задания даны в больших объемах, что обычно пугает учащихся, вызывает тревогу. Но, при внимательном и неторопливом чтении, делении текста на смысловые части, задания становятся не такими «страшными и невыполнимыми». Это касается задач по математике, логических задач по окружающему миру и работы с текстом во второй части ВПР по русскому языку.
Рассмотрим одну из трудных задач. А решим её с помощью расписания и выделения из текста ключевой информации.
По русскому языку выполнить домашнее задание Оле помогает бабушка, по английскому языку — старшая сестра, а по математике — дедушка. Оля тратит ровно 40 минут на выполнение домашнего задания по каждому предмету. Бабушка готовит завтрак с 8 до 9 часов, сестра гуляет с сыном с 9 до 10 часов 20 минут, а дедушка возвращается из шахматного клуба в 11 часов 15 минут. Оля пришла с тренировки по теннису в 9 часов 45 минут, в 10 часов начала делать уроки и управилась с домашним заданием ровно в 12 часов.
Кто помогал Оле в 10:05?
Задание по какому предмету Оля выполняла последним?
«Навык чтения и умение читать — не одно и то же». Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам
Как внедрить все самые свежие образовательные технологии в классические школьные уроки, чтобы ни учителям, ни ученикам не было мучительно больно? Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим? Педагоги, ученые и команда сервиса «Яндекс.Учебник» обсудили новый тренд, а мы записали их выводы и самые вдохновляющие примеры из школьной практики.
Что такое функциональная грамотность?
Одни из самых распространённых запросов от родителей к педагогам — «Наши дети не умеют читать», «Они не понимают, что прочитали», «Ребенок прочел толстую книгу и ничего не может о ней рассказать». Получается, что навык чтения и умение читать — вовсе не одно и то же. Попробуем с этим разобраться.
Ольга Гвинджилия, учитель высшей категории, автор учебно-методических пособий:
Термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение. А сегодняшние достижения нейролингвистики, психолингвистики и нейродидактики доказывают: чтение — сложнейший когнитивный процесс.
Техника чтения — важнейший фактор, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности. У каждого ребёнка эта дорога индивидуальна, и на ней есть свои сложности и препятствия.
Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.
«Психологические механизмы формирования навыка чтения и понимания текста» — система психолога Генриетты Граник, которая помогает сформировать «идеального читателя». Вот ее основные принципы:
Когда мы говорим о том, как важно понимать текст, читать его и создавать, мы должны не забывать, что понимание находится в тесной связи с мышлением. Взглянуть на процессы понимания можно с разных сторон. То видение, которое предлагает психология, позволяет открыть для себя новые тропинки к пониманию текста и работы с ним.
Правда или ложь: практика критического мышления
Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Для этого учителям необходимо осознавать, для какого будущего они готовят этих детей.
Инна Торботряс, методист по словесности из «Хорошколы»:
Взаимосвязь аналитического и критического мышления с умением формировать суждения и принимать адекватные решения совершенно прямая. В мире довольно много разнообразных техник манипулирования, и если мы не научим детей критическому мышлению, адекватной оценке информации, то суждения, которые будут формировать наши ученики, могут оказаться ложными и даже опасными.
Ключевой фактор, которому мы должны учить детей на гуманитарных предметах, притом не только на русском и литературе, — понимание чужого текста и создание своего. И в одной, и в другой ситуации эти тексты могут быть не только учебными, но и взятыми из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика.
Как убедить ребёнка прочитать книги из списка летнего чтения
В тех информационных потоках, в которых мы все сегодня существуем, очень важно различать фейк и правду. Особенно интересно брать свежие тексты, которые могут появиться даже накануне урока. Способов работы с фейками множество, но я покажу один пример.
В этом задании мы не даём инструкцию. Мы не говорим о том, каким путём вы должны пойти, только ставим вопрос: правда или фейк? Можно отметить, что текст недавно появился в соцсетях, его, возможно, видели ученики, к этому тексту была степень доверия. Второй вопрос, который мы поставим: почему фейки так распространены? Почему тот или иной текст становится вирусным?
Пример: неизвестное стихотворение А. С. Пушкина «С великим праздником весны»
Итак, давайте попробуем узнать, фейк ли предложенное стихотворение Пушкина или нет. Первое: поздравление с «великим праздником весны». Смотрим на подпись — Болдино. Странный какой Пушкин, оказывается. Болдинской осенью он поздравляет читателей с весной. Такой ход мысли формирует внимательное отношение к тексту, нахождение в нём внутренних противоречий.
На втором этапе мы обращаемся к источникам и поисковикам. Подпись под стихотворением указывает на 1827 год, но Болдино — это осень 1830-го. Теперь есть уже два факта, которые указывают на фейковый характер текста.
Интересно разобраться, как возникает фейк. Первый вопрос: почему информация становится вирусной? Второй: откуда этот текст взялся и как получил распространение? Задание на «путь фейка» может быть дополнительным, предназначенным для тех учеников, которым это интересно.
Те же самые инструменты работы с текстом и информацией можно использовать на уроках по другим предметам. Для этого важно, чтобы между учителями существовала коммуникация и было ясно, где и какие навыки формируется. Там, где речь идёт о работе с текстом, начало будет положено на русском языке или литературе, но остальные учителя могут подхватывать данные приёмы и использовать их на своих занятиях.
Почему практический опыт так важен?
Когда мы говорим про функциональную грамотность, мы имеем в виду умение применять предметные знания в жизненных ситуациях. Но, по сути, это умение мыслить и анализировать, которое в школе дети тренируют непрерывно.
Екатерина Богданович, руководитель кафедры математики и учитель математики Филипповской школы:
На математике мышление хорошо развивается при решении задач с параметрами, а геометрия — просто кладезь для развития креативности, поскольку там нет ни одной задачи, которая решалась бы алгоритмически.
Особенно можно поговорить о задачах на построение, которых, к сожалению, мало. Их проходят в конце 7-го класса, и на них отводится не очень много времени. Обычно мне хочется решить как можно больше таких задач, поскольку — и это интересное наблюдение, — если ребёнок решит 30–50 задач на построение, у него в голове произойдёт качественный переворот в понимании конструкции и конструирования вообще. Я часто не обращаю внимания на то, как такие задачи оформлены. Вместо этого фокусируюсь на самом решении.
Дети, которые не очень дружат с математикой, лучше решают реальные жизненные задачи
Поэтому часто работать нужно не над навешиванием новых заданий с вводным текстом, а над формированием жизненного опыта. Я, например, предлагаю и детям, и родителям найти в доме электрический счётчик, выяснить его тарифность, снять показания руками и записать на бумагу. Если всё получилось, то нужно посчитать показания и найти на сайте госуслуг подходящее поле для ввода данных. И это не такая простая задача, как кажется.
После того как дети проделали всё это руками, они по-другому начинают воспринимать процесс оплаты электричества. Конечно, он не становится для них повседневным, но с ними можно обсудить новые условия задачи: другие тарифы, энергопотребление разных приборов. Это и есть функциональная грамотность в сфере математики».
Функциональная грамотность в начальной школе
Как помочь детям активно участвовать в том, чему они учатся, помочь чувствовать свои силы и самостоятельно оценивать результаты работы вне типовых алгоритмов?
Елена Груздева, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 96 г. Челябинска»:
Умение быстро читать — одна из основ функциональной грамотности. Дети с низкой техникой чтения не могут быстро прочитать задачу, правило или текст и, соответственно, начинают отставать в учебе. С другой стороны, дети часто быстро читают, но не понимают текст, вопрос или инструкцию. Мне как учителю важно видеть, что, во-первых, все учащиеся прочитали текст на уроке или дома, а во-вторых, поняли его содержание.
Если речь идёт просто о задании к упражнению, которое мы прочитали, я задаю уточняющие вопросы: «Как вы поняли, ребята, что мы сейчас должны сделать?» Если я хочу увидеть степень понимания текста, то провожу опросы по содержанию прочитанного. Дети получают список с вопросами и таким же списком пишут ответы.
Но как мотивировать ребёнка на прочтение учебного материала, а не просто ограничиться личным опытом или опытом родителей, просмотром роликов в интернете? Второй вопрос: как организовать систему контроля всего класса на уроке с целью глубинного освоения материала?
Расскажу о своем опыте на примере проекта «Рассказ о слове» из учебника русского языка 3-го класса по программе «Школа России». Это командная работа, которая, помимо функциональной грамотности, развивает у детей еще и навыки «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация), о которых мы все в последнее время говорим.
Группы примерно равноценные. В каждой есть ученик — генератор идей. Он распределяет поручения, кто чем будет заниматься при работе над проектом. Другие дети, конечно же, тоже предлагают свои идеи и варианты. Они сами вызываются для работы над той частью проекта, которая им наиболее близка и понятна. Роль учителя — наблюдать и направлять в нужное русло, оказывать дозированную помощь.
«Комиксы — это отдельный вид литературы»: всё, что нужно знать о рассказах в картинках
Например, дети опираются на пример разбора слова «мороз». Каждой группе предложено своё слово, с которым нужно проделать аналогичный разбор: «бабушка», «герой», «дружба», «добро», «труд». Дети пишут транскрипцию, называют орфограммы и определяют их тип.
В помощь детям был предложен толковый словарь, словарь синонимов и антонимов. Экземпляр всего один, поэтому группы пропускали задания в ожидании словаря, а затем возвращались к ним вновь. При подборе фразеологизмов дети использовали смартфоны. Так же было и в случае загадок, примеров использования слова из художественных текстов. Плюс детям было предложено нарисовать и проиллюстрировать заданное слово.
Такая же работа применяется на других уроках. Так, на изо мы занимаемся изготовлением пальчиковых кукол и макетов декораций к спектаклю. В одиночестве делать декорации сложно, а в группе работа идет хорошо. Дети изготавливали бумажные цепи для украшения класса — инструкцию для создания этих украшений мы предварительно написали на уроке русского языка.
Крупный, маленький и интегрированный: форматы заданий для формирования функциональной грамотности
Функциональная грамотность — межпредметный навык. Рассмотрим ещё несколько кейсов: как можно отрабатывать разные типы грамотности, при этом продолжая работать на вовлечение учеников.
Екатерина Горбатова, кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы:
Важно показать ученикам: знания, которые они получают сейчас, не фикция. Лучше всего эта идея реализуется в крупных образовательных форматах: тренингах, циклах занятий, образовательных погружениях и ролевых играх.
Все эти форматы хороши своей метапредметностью, поскольку они формируют целостное и системное мышление. Но в то же время они явно выходят за рамки классно-урочной системы. И тут важно показать еще и другой пример — как маленькие задания такого типа можно было бы включать в рядовые занятия по предмету.
Образовательная ролевая игра
Пример крупного образовательного формата — ролевая игра. Это некая смоделированная жизнеподобная ситуация, в которую погружаются ученики всей школы. У неё есть базовый сценарий и определённые правила, но развитие сюжета зависит от игроков. В нашем случае примерами стали две игры: — «Царскосельский лицей» и «Серебряный век и революция».
В ролевой игре, как и в жизни, нет чёткого разделения между дисциплинами. Ты не просто решаешь примеры, но, например, проводишь финансовые операции. У нас была пятиклассница, которая перед революцией сколотила целое состояние на водокачке, потому что хорошо считала и обладала дипломатическими способностями.
На игре ты должен не просто написать сочинение без ошибок, но писать такие тексты, которые будут, с одной стороны, яркими и цепляющими, а с другой — аргументированными и грамотными в общем смысле слова, иначе тебя разобьют оппоненты.
Некоторые процессы во время таких игр моделируют решение тематических, практико-ориентированных задач. Например, получение ресурсов или патентирование некоего изобретения. Банально важно даже быстро бегать. Таким образом, это одна из лучших образовательных форм, которая и похожа на жизнь, и связана с жизнью учеников.
Задание с этикетками
Я преподаю русский язык и литературу и на уроки часто приношу фотографии рекламных вывесок, этикетки. Например, показываю ученикам фотографию полки с разными марками одного продукта и спрашиваю: «А что бы купили вы?» Мнения либо расходятся, либо ребята говорят: «Ну какая разница, сгущёнка и есть сгущёнка».
И здесь мы приступаем к внимательному чтению. Получается, наш разговорный вариант слова, «сгущёнка», перекочевал на этикетки. Как такое могло произойти?
В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров
Очень похожий пример — обёртка со словом «Молочный». Хотя можно предположить, что речь идёт о шоколаде, на самом деле мы покупаем «молочную кондитерскую плитку». Почему поменялся род? Просто это более дешёвый продукт. Получается такая рекламная хитрость, которая рассчитана на невнимательных покупателей.
Все эти маленькие примеры можно привязывать к конкретным темам. Например, «сгущёнку» привязать к словообразованию в 6-м классе, а «кондитерскую плитку» — к любому повторению рода как грамматической категории. Здесь также важно задать накопительный эффект и сформировать саму привычку внимательно относиться к языку и надписям, которые нас окружают.
Главная задача учителя — научить детей работать с информацией. При этом им постоянно даются рафинированные тексты из учебника, которые являются образцами в своём жанре. Мы пошли от обратного: ученики принесли подборку из интернета «100 интересных фактов о писателе». В нашем случае это был Пушкин.
5 методов для учителя, которые помогут сделать уроки понятнее и эффективнее
Ещё до проверки достоверности, работы со стилем и творческой переработки мы отсеивали весь мусор, убирали стилистические противоречия, малоинформативные факты и те предложения, в которых информации недостаточно. Таким образом, нам удалось полностью сохранить тему урока, но занимались мы тем, что привычно ребятам. Так мы смогли поработать и с функциональной, и (в данном случае) с читательской грамотностью.
Промежуточное звено — ситуационные задачи
Если среди коллег у вас есть единомышленники, то можно попробовать организовать с ними ситуационные задачи. Это командные игры, на которых ребятам задаются проблемные ситуации в виде текстовых задач. Ученики должны давать открытые ответы или ответы-инсценировки.
Этот формат не является проверочным. Сам процесс обучения, работы с функциональной грамотностью происходит, если ребята обсуждают ответы в группах, представляют результаты перед жюри и слушают комментарии преподавателя.
А после занятия они выходят максимально заинтересованными и уже начинают рассказывать друзьям, родителям интересные факты, которые узнали на уроке и могут применить в жизни. Это и есть та самая функциональная грамотность. Только не в теории, а на практике.
Иллюстрация: Shutterstock / Ardea-studio
Методические рекомендации «Формирование навыков функционального чтения как основной способ развития читательской грамотности младших школьников»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Формирование навыков функционального чтения как основной способ развития читательской грамотности младших школьников
«Как хорошо уметь читать», — твердим мы с детства. А хорошо уметь читать — ещё лучше! К сожалению, гаджеты, интернет, бесконечный поток информации приучает детей и взрослых просматривать написанное бегло, по диагонали, не погружаясь мыслями и чувствами в суть текста.
На уроках математики выявилась проблема: обучающиеся затрудняются решить задачи, представленные в текстовом и табличном варианте, интерпретировать и анализировать данные в схемах, рисунках, графиках, диаграммах. Одной из причин является неполное первичное восприятие условий задачи.
Анализ выполнения учащимися Всероссийских проверочных работ показал, что, при невнимательном прочтении заданий дети испытывали затруднения в работе с текстами большого объема, распознавании основной мысли текста, преобразовании информации в речевое высказывание.
В своей практике также столкнулась со следующими проблемами:
— дети затрудняются извлечь необходимую информацию из предложенного текста,
— из-за ошибок при чтении искажают смысл прочитанного,
— им сложно высказать свою точку зрения.
Предположила, что если системно работать над развитием читательской грамотности, то у обучающихся сформируются умения:
— находить и извлекать информацию из текста;
— интегрировать и интерпретировать её;
— осмысливать и оценивать содержание текста;
— ориентироваться в различных источниках информации:
— использовать полученную информацию в социуме.
Особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование читательской информационной культуры.
Согласно исследованиям, проведенным в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) и Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS), современные младшие школьники испытывают трудности в осмыслении прочитанного. Неумение внимательно читать, выделять главное, вступать в диалог с текстом отражается на результатах государственной итоговой аттестации школьников по всем предметам. Р оссийские школьники значительно отстают от своих зарубежных сверстников в уровне сформированности читательских умений.
На необходимость изучения данной проблемы указывают ряд педагогов и психологов: руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Ковалева Г.С., М.И. Кузнецова, Г.А. Цукерман, М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова и другие.
Изучив методическую литературу по данной проблеме, с делала вывод, что если в конце XX века главным в чтении была способность понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты, то в XXI веке акцент делается на поиск, интерпретацию, интеграцию и оценку информации, связанной с ситуациями, которые выходят за пределы содержания текста.
Основным способом развития читательской грамотности является формирование навыков функционального чтения в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Чем отличается функциональное чтение от «просто» чтения?
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Функциональное чтение учит, прежде всего, понимать, что и зачем мы читаем и где это можно применить.
Поскольку разные тексты окружают нас повсеместно: билеты, рекламы, анкеты – функциональное чтение позволяет человеку социализироваться, то есть быстро выбрать необходимую ему информацию в различных источниках, будь то рецепт, ярлык на одежде, чек, квитанция или объявление.
Навык функционального чтения развит у каждого в той или иной мере и отвечает за способность человека воспользоваться им при изменении определенных жизненных ситуаций, например, попадание в новую среду, развитие технологий и умение ими овладеть, используя инструкции.
Работая над формированием навыка функционального чтения у обучающихся, столкнулась с некоторыми трудностями:
— учебники по чтению не содержат специализированных упражнений, обеспечивающих развитие функционального чтения;
— тексты учебников редко дают возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», предположила, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у обучающихся должны быть сформированы навыки функционального чтения, а сделать это можно через применение приемов.
Важнейшими составляющими читательской грамотности являются читательские действия, которые необходимо формировать поэтапно, начиная от простых приёмов, постепенно применяя более сложные.
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста.
Учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке или не забывать начало предложения, подойдя к его концу, педагог сначала должен использовать простые, посильные для ребенка тексты. Ведь если ему сложно просто прочитать текст, на обдумывание текста просто не хватит сил.
Для развития этого навыка использую следующие приемы:
— Работа с вопросником.
— Составление схем, таблиц.
— Соотнести текстовую информацию с графической (таблица) и извлечь факты (на уроках математики, окружающего мира)
— «Составление краткой записи задачи». Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
Какие умения формируются у обучающихся в результате использования данных приемов?
ü определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
ü находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном или разных фрагментах
ü определять наличие/отсутствие информации
Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста
Знакомясь с произведением, можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Учителю не стоит стесняться прерывать ученика и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль. По ходу чтения можно спрашивать учеников о смысле того, что происходит с героями. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.
На данном этапе использую следующие приемы:
— Чтение – сравнение
— «Письмо с пробелами»
— «Инсерт»
— «Четыре чувства»
— Создание викторины.
— Приводится основная мысль текста, задание: приведите пример из текста, подтверждающий данную мысль или «Какая информация текста подтверждает данную мысль»
— «Ключевые слова» Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.
— «Мим-театр». Изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения.
Какие умения формируются у обучающихся при использовании данных приемов?
ü понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
ü понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
ü понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
ü устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент –контраргумент, тезис –пример, сходство –различие и др.)
ü соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
ü формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
ü понимать чувства, мотивы, характеры героев
ü понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста.
Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом.
Для развития действий, связанных с осмыслением и оценкой текста, использую приёмы:
— Читаем и спрашиваем
— Поиск в тексте смысловых несуразностей
— Чтение с пометками
— Составление плана текста
— «Верите ли вы…»
— Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова.
— придумать название текста или сочинить вступление к нему
— найти сходство в противоположных точках зрения
Какие умения формируются у обучающихся?
ü оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
ü оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
ü понимать назначение структурной единицы текста
ü оценивать полноту, достоверность информации
ü обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
ü высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
Читательские действия, связанные с использованием информации из текста.
Данная группа читательских действий предполагает умение читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Кроме того, данная группа предполагает активную работу читателя по прогнозированию событий, дальнейшего развития процесса, последующих результатов эксперимента на основе информации текста.
На данном этапе применяю приёмы:
— Дневник двойных записей
— Толстые и тонкие вопросы
Какие умения формируются у обучающихся?
ü использовать информацию из текста для решения практической задачи;
ü формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу;
ü прогнозировать события, течение процесса, результаты на основе информации текста;
ü предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую);
ü выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
Хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. При планировании уроков и домашних заданий педагогу необходимо учитывать, что в классе находятся дети с разным уровнем развития. Урок должен быть организован как пространство такого сотрудничества, которое открывает возможности для проявления уже имеющихся достижений и задает зону ближайшего развития каждого учащегося.
При поэтапном и систематическом использовании приемов по развитию навыков функционального чтения достигнуты следующие результаты: мои ученики
• могут осмысленно читать, распознава ть основн ую мысл ь текста, различных по типу и объему,
• умеют извлекать и критически оценивать информацию из разных источников;
• уметь читать и интерпретировать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения;
· умеют преобразовывать информацию в речевое высказывание;
· умеют применять навыки читательской грамотности при подготовке собственных текстов.
Таким образом, практика показывает, что функциональное чтение учит не только внимательному, выразительному, осознанному чтению, но и приобретению социально – нравственного опыта, заставляет думать, познавая окружающий мир.
Добавлю, что процесс формирования читательской грамотности очень длительный и трудоемкий. Этот навык должен формироваться при изучении любого предмета и в любом возрасте. И если этим будут заниматься только учителя начальной школы, то сформировать его полноценно будет невозможно. Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех уровнях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя.