Функциональное обучение что это
Что же такое «функциональное образование»? Является ли оно альтернативой традиционно му образованию или оно дополняет его?
Дать комментарий по этой проблеме редакция попросила автора технологии функционального образования, профессора «Института деловой карьеры» Валерия Алексеевича Назарова. Вот что он нам рассказал.
— Традиционное, так называемое дисциплинарное образование наполняет студента учебной информацией в определенной области знаний. Студент изучает социологию, статистику, финансы и другие учебные дисциплины. При этом усвоение учебной информации по отдельным дисциплинам мешает студенту систематизировать ее в комплекс умений, необходимых для выполнения конкретных функций в фирме. Например, для выполнения функции маркетингового исследователя студент должен уметь правильно формулировать цель исследования, разрабатывать инструментарии сбора информации о рынке конкретных товаров или услуг, собирать и систематизировать информацию, анализировать факторы, влияющие на сбыт данного товара или услуг на разных сегментах рынка и т.д.
— Готовность к выполнению указанной функции складывается из знаний различных учебных дисциплин: социологии, статистики, маркетинга, экономики в различном объеме и пропорциях. Студенту сложно, а порой невозможно осмыслить эти пропорции и объемы. Эту проблему решает за него функциональная технология обучения, которая систематизирует дисциплинарные знания и умения по функциям, для выполнения которых готовится студент.
— Такая передача учебной информации, во-первых, делает каждое учебное занятие многодисциплинарным, во-вторых, позволяет отсечь значительный объем дисциплинарной учебной информации, которая не пригодится специалисту при выполнении его будущих функций. Поэтому студент не изучает все проблемы социологии, статистики, финансов и других дисциплин, а только те, которые нужны для освое¬ния конкретных деловых профессий. Время, высвободившееся за счет освобождения студента от ненужной ему информации, используется для углубления тех знаний и умений, без которых нельзя обойтись.
— Не мучайся с вопросом куда пойти учиться, а упираясь на свой талант, выбирай профессиональный вуз!
Адрес:
г. Москва, Нижегородская, д. 32, стр. 4
Почтовый адрес:
111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 50, стр. 2, эт.2, пом 47А
Телефоны:
+7 (495) 676-37-02, +7 (495) 676-57-22,
+7 (495) 676-17-67
Электронная почта:
ideka@ideka.ru
Секретариат:
+7 (962) 910-36-43
+7 (495) 676-33-77
Адрес:
г. Москва, Нижегородская, д. 32, стр. 4
Электронная почта:
priem@ideka.ru
Институт Деловой Карьеры
1996-2021г. © Все права защищены
Функциональное обучение что это
Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам.
Функциональная модель обучения.
Обсуждать тему эффективности обучения нет смысла, так как эта тема бесконечна и каждый специалист в этой области может придерживаться разных точек зрения.
Методика обучения которые мы используем основано на функциональной модели обучения. Эта модель не популярна среди бизнес тренеров, так как она требует знания практических задач и действий не только на месте менеджера, но и на месте руководителя. При её использовании специалист должен обладать систематизированным практическим опытом, а не «книжными» или «психологическими» знаниями.
1. Для менеджера использование этой модели обучения означает ответы на следующие вопросы:
2. Для руководителя использование этой модели обучения означает ответы на следующие вопросы:
3. При использовании этой методики в проекте по обучению принимают участие менеджеры и руководители вместе, поэтому все задачи/вопросы рассматриваются одновременно как с точки зрения менеджера, так и с точки зрения руководителя.
4. Подготовка к проекту по обучению занимает от 2-х недель, которая заключается в соборе конкретной информации от менеджеров и руководителя по текущим сделкам, так как реализация подобного подхода основана только на анализе реальных кейсов участников.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВКИ
Спросите 10 человек, что такое функциональная тренировка, и вы получите 10 разных ответов. Если вы вобьете этот термин в Интернете, то увидите переворачивания шин, качели с гирями и множество других движений и нетрадиционных упражнений.
В Интернете много информации о преимуществах функциональной тренировки, но нет четкого определения.
КАКОВА ЖЕ ЦЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ?
Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, почему вы тренируетесь.
Хотя у всех нас есть свои личные мотивы и тренировочные цели, обычно они звучат так:
Это последний пункт – сильнее тренироваться – и есть функциональное обучение, направленное на то, чтобы помочь вам:
Функциональная тренировка (выполненная правильно) имеет огромное значение для жизни за пределами тренажерного зала.
КАКОВЫ ПРЕИМУЩЕСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ?
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ТРАВМ
ЛУЧШАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
СИЛА «РЕАЛЬНОГО МИРА»
СПОРТИВНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Получайте пользу
ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ?
Из-за отсутствия ясности о том, что такое функциональная тренировка, мы поможем установить некоторые определяющие характеристики функционального тренинга.:
НА ОСНОВЕ МОДЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ, А НЕ МЫШЦ
Фитнес культура сегодня находится под сильным влиянием золотого века бодибилдинга. Вот почему большинство коммерческих спортивных залов забиты тренажерами. Проблема с ними заключается в том, что они предназначены для работы ваших мышц в узком спектре движения. И это не всегда так, как ваше тело должно функционировать.
ТРЕНИРОВКА ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ ВАС СИЛЬНЕЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЕСУ ВАШЕГО ТЕЛА
Свободные веса и упражнения с нагрузкой на тело являются приоритетными для улучшения координации, стабильности и силы по сравнению с собственным весом тела. Это значительно улучшит вашу функциональность и атлетизм.
ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ В НЕСКОЛЬКИХ ПЛОСКОСТЯХ
Большинство традиционных методов обучения происходят в сагиттальной плоскости, но если мы хотим функционально тренироваться для достижения больших результатов, важно рассмотреть все три.
Функциональное обучение.
Целью тренинга является повышение квалификации сотрудника путем освоения новой профессиональной информации и повышение профессиональных навыков. Этот тип обучения, в том числе семинары на профессиональные темы для инспекторов по кадровому секретариату, бухгалтеров, техников, специалистов по охране труда, др. [12]
В современной практике предприятия используют различные виды организации процесса обучения. Их количество. Вы можете классифицировать их по разным основаниям.
По месту проведения выделяют внутреннее обучение и внешнее.
Обучение проводится на территории организации, внешней – выход-специальная организация, занимающаяся обучением персонала. Каждый из этих двух видов обучения имеет свои преимущества и недостатки. Выбор внутреннего обучения позволит организовать процесс обучения без отрыва от работы или таким образом, чтобы время, в течение которого работники были разделены, это было возможно; еще одно преимущество внутреннего обучения – это то, что организации не придется платить для строительства учебного центра. Выбор внешнего обучения, наоборот, тот факт, что сотрудники работают, но это можно рассмотреть и с положительной стороны. Смена обстановки и вида деятельности (выполнения прямых обязанностей на обучение) может послужить отдыха для работников организации.
По форме занятий – лекции, семинары и тренинги.
Конференция (от лат. lectio – чтение), систематическое, последовательное изложение учебного материала, вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки [5]. Основные требования к лекции: научность, идейность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий – семинаров, производственной практики и др.
Семинар (от лат. seminarium-рассадник, книжки – школа), один из основных видов практического обучения, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, отобранных по результатам обучения, исследований [5] семинары используются и как самостоятельная форма тематических учебных, не связанных с лекциями.
Систематическое обучение обучение или совершенствование навыков и поведения участников тренинга. Понятие «тренинг» (от англ. Training – воспитание, обучение, подготовка) вошло в русский язык лишь в последние десятилетия. До этого, почти в том же направлении, мы использовали термин «тренировка». И сегодня, между этими двумя взаимосвязанными понятиями не всегда проводят различие, употребляют как синонимы.
По сравнению с работником обучения, выполняет в организации функции:
· развитие знаний и навыков;
· передача информации, помогающей сотруднику ориенти-роваться в организации и ее внешней среды;
· изменения предпочтений работников и усиления мотивации;
· совершенствования моделей межличностных коммуникаций, взаимодействия.
Программы внутрифирменного обучения, подходы к их разработке
Обучение взрослых необходимо. Известно, что в течение пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30-40 лет) пользоваться только знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. Обучения, предполагает организовать подготовку сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с целями и задачами самой организации, что приводит к росту производительности труда и снижению текучести кадров. Сами же сотрудники заинтересованы в работе в таких организациях, которые дают возможность повысить свои профессиональные знания, самореализоваться, заниматься интересной работой. Для компании более эффективно и экономично повышение отдачи от уже сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.
Программа обучения может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано нынешнее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, предсказуемые изменения, подготовлены проекты изменения, срокам и затратам.
Для подготовки персонала в крупные западные компании создают собственные центры и программы обучения. Некоторые из компаний, такие центры превратились в реальные бизнес-школ и университетов. В организациях США, например, 85% сотрудников через программы внутреннего обучения [27].
Разработка программы внутрифирменное обучение, как правило, проводится в 5 этапов. Если вы проводите по крайней мере один из них, качество обучения может значительно снизиться.
Обучение и развитие персонала компани
Зачем тратить время, силы и деньги на обучение персонала, если вузы и так выпускают подготовленных сотрудников?
Знания, полученные человеком даже в узконаправленном учебном заведении, зачастую не позволяют ему качественно выполнять работу в организации в виду отсутствия опыта. Особенно, если компания занимается предоставлением специфических услуг, требующих углубленного изучения темы. Если организация думает о своем благополучии и процветании, она готова вкладывать деньги в обучение и в управление развитием персонала.
Опыт восточных компаний, где предпочитают «вырастить» работника для себя, показывает, что такая стратегия приносит прекрасные плоды. Сотрудник считается тем ценнее, чем дольше он трудится на одном предприятии. Сегодня к пониманию важности постоянного обучения сотрудников приходят и в России.
Повышение уровня знаний, отработка механизма действий в нештатных ситуациях или тренировка работы в команде в конечном итоге приносят только плюсы и работодателю, и сотрудникам. Обучение персонала в кризис позволяет повысить эффективность работы и снизить издержки рабочего процесса. Руководить хорошо подготовленным коллективом проще, работник же повышает свою конкурентоспособность как внутри самой компании, так и в целом на рынке труда.
Вам нужно, чтобы люди выполняли свои задачи эффективнее, чем раньше? В таком случае, необходимо определиться, какой тип курсов вам необходим. Будет ли это подготовка только что устроившихся на работу сотрудников (а, может, вообще соискателей должности) или переподготовка сотрудника для работы на новом направлении, все зависит от ваших целей.
У краткосрочной формы есть свои плюсы – стоимость и экономия времени. Однако, при этом, не всегда результат может быть впечатляющим.
Долгосрочное обучение сотрудников требует гораздо больше трудозатрат, но чаще приносит больше пользы.
Индивидуальное обучение позволяет сосредоточиться на каждом сотруднике персонально и донести максимум информации, ориентируясь на личные потребности.
Групповое обучение дает возможность практиковать работу в команде.
На сегодняшний день методов обучения персонала существует великое множество. Их можно поделить на активные и пассивные.
К пассивным методам обучения относятся лекции и семинары. Они не предполагают отклика от ученика, поэтому восприятие информации во многом зависит от желания и мотивации самого сотрудника.
Активный метод обучения персонала при этом предполагает деятельное участие каждого респондента. Деловая игра, мозговой штурм требуют максимум концентрации. Однако строгое деление отсутствует, так как некоторые методы обучения представляют собой переходные варианты, сочетающие самостоятельное восприятие материала с последующим активным применением в группе.
Разные методики предполагают возможность обучения с отрывом или обучение без отрыва от производства, на рабочем месте или вне его. Эти формы не исключают друг друга. Например, процесс может быть организован в отдельном кабинете компании с отрывом от производства. Однако сегодня наиболее популярно дистанционное обучение сотрудников проходящее без отрыва от производства.
Обучение на рабочем месте чаще всего помогает закрепить материал практически. Занятия вне офиса позволяют выйти за рамки мышления и учат действовать в нестандартных ситуациях.
Большую активность обучающихся предполагает семинар. Диалог позволяет выяснить, закреплен ли теоретический материал. Эффективность обучения сотрудников в данном случае во многом зависит от того, какую обстановку создаст преподаватель, сумеет ли он побудить своих слушателей к размышлениям. Однако семинары ограничивают количество участников, если лекцию могут слушать тысячи человек, то общаться полноценно с такой огромной аудиторией уже вряд ли получится.
Более современным методом обучения считаются видеоуроки. Их очень просто и выгодно применять для обучения персонал в организации. Данный метод чаще всего, не требует поиска преподавателя или специального помещения. Сотрудники могут заниматься в удобное для себя время и в любом удобном для себя месте. Ученые давно доказали, что человеческое зрение и зрительная память в восприятии человеком окружающего мира всегда преобладают. Именно поэтому наглядные пособия и видеоуроки дают весьма хороший эффект. Однако у них есть ряд недостатков. Они не позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающегося, а также лишают возможности обсудить с составителем урока детали.
В последнее время большой популярностью пользуется дистанционное обучение. Оно предполагает использование сети Интернет, через которую обучающийся получает материал для изучения и задания. Уровень усвоения информации затем определяется контрольными и тестами. Заниматься вместе может целая группа, в офисе или дома, в любое удобное время. Однако для такой формы обучения работник должен обладать высоким уровнем самоорганизации.
Для эффективного обучения персонала можно использовать кейс‐обучение. Оно заключается в рассмотрении практических ситуаций (кейсов), при которых группа сотрудников анализирует и обсуждает реальную или возможную ситуацию, связанную с их непосредственной деятельностью. Такой подход позволяет подтолкнуть людей к альтернативному, нестандартному мышлению. Каждый участник здесь имеет право высказать собственное мнение и соотнести его с мнением других. Однако в данном случае необходим очень высококвалифицированный преподаватель, что делает обучение более затратным.
Полезна для персонала временная ротация – один сотрудник заменяет другого. Так он получает представление о многогранности деятельности компании, в некоторых случаях понимание одного процесса дает толчок для совершенствования собственной деятельности.
Некоторые компании используют метод наставничества, где более опытный сотрудник следит за выполнением работы. Чувство ответственности «старшего» за «младшего» и практические советы делают такое партнерство весьма эффективным.
Практической отработке материала уделяется большое внимание при проведении тренингов. Качественный корпоративный тренинг, разработанный с учетом потребностей организации, способен дать весомые результаты. При этом, не стоит ждать серьезных результатов за одно занятие. Закрепить полученные знания можно только при помощи постоянной практики и повторения.
Деловые игры это метод обучения, при котором сотрудники получают новую информацию «разыгрывая» определенные ситуации. В таких условиях знания усваиваются максимально быстро, отрабатываются навыки, которые потом применяются в реальных условиях. Обычно после непосредственного проведения игры происходит «разбор полетов», помогающий выявить и исправить допущенные ошибки.