Фуза что это такое в живописи

Фуза что это такое в живописи

Наша подписчица, Ольга Ромейко, как и обещала, продолжает делиться с нами живописными полезностями!

Ну и от всех остальных тоже ждём! Советов и активности! Не стесняйтесь, здесь давно уже все свои!)))

«Приветствую Вас, мои уважаемые коллеги!

Эта тема неразрывно связана с предыдущей, просто вытекает из неё.

Поначалу это была одна баночка, потом я решила всё же разделять эту фузу по группам цветов, а некоторые – даже по цветам. Получились баночки с разными синими, зелёными, красно-оранжевыми, жёлто-коричневыми красками. И в баночках я их специально не смешиваю, они стихийно смешиваются в процессе работы.

Я просто заливаю их чуть- чуть скипидаром или олифой. И поэтому, положенные кистью или мастихином на поверхность, они превращаются в очень красивые, интересные разводы и цветовые сочетания, которые нарочно не приду-маешь! Правда, потом оказалось, что пластиковые баночки с пластиковыми крышками быстро деформировались, становились непригодными.

И теперь я перехожу на одинаковые 250 граммовые стеклянные с металлическими завинчивающимися крышками баночки из-под икры. В них удобно держать и тройник, и раствор для мытья кистей, и всё, что хотите! Помню, как своей подруге в Германии, направлявшейся в магазин для художников купить маслёнку, я предложила купить баночку икры. Подруга была в восторге! Мы за деньги, предназначенные для маслёнки, угостились икрой, а маслёнка получилась бесплатно!

Вот этой фузой я могу грунтовать любые поверхности для своих картин, делать подмалёвки, а иногда включать в основной мотив картины. Попробуйте!

Многие из вас согласны со мной, что получить чистый и яркий фиолетовый цвет из смеси синего с розовым и белым очень сложно, даже готовая фиолетовая в тюбиках не всегда нас устраивает цветом и ценой. Я попробовала отделочную строительную колеровочную краску DALI – и пришла в восторг!

Теперь в строительных магазинах каждый раз покупаю красивые яркие цвета, смешиваю их с белилами и другими цветами. Кстати, красители для цветных принтеров тоже вполне смешиваются с масляными, гуашевыми, акриловыми, акварельными красками.

И ещё люблю при создании интерьерных абстрактных картин экспериментировать с декоративными красками и лаками, с металликами, имитаторами цемента, земли, камней и т.д.

А что же с жидкостями? Стандартные, из магазинов для художников, я почти не использую. Там я покупаю только лаки – в основном даммарный и пихтовый, или ещё какой мне нужен. И использую их в основном как 1/3 тройника, а если планируется писать картину долго – то и меньше одной трети. А вот со строительными лаками я ещё не экспериментировала.

Скипидар мне больше всего нравится наш беларуский, натуральный, живичный, без всяких примесей, чистый! В мастерской от него пахнет хвойным лесом! В строительных магазинах стоит он в разы дешевле, чем в аптеках и тем более – в магазинах для художников. Тоже идёт как треть тройчатки, заливаю им краски и фузу в баночках, чищу пятна, руки, иногда – кисти, размачиваю в случае надобности пересохшие краски на палитре, если делаю из неё подмалёвок.

А с маслом – вообще проблем нет, особенно если покупать в гастрономе списанное ( прогоркшее) льняное или подсолнечное. Покупаешь, при продавце – открываешь бутылку, пробуешь. И если горькое-предъявляешь претензию. А если подружиться с директором или хозяином магазина, он сам будет вам звонить, чтобы пришли за просроченным маслом!

Даже если вы купите льняное масло за полную стоимость, то оно окажется дешевле, чем в магазине для художников. Правда, я очищаю его скоростным методом, который нашла в записках старого художника.

Если Вы в своём мастерстве достигли уровня Боттичелли, а в терпеливости – Пенелопы, то масло можно держать от 2 до 5 лет на солнце в стеклянной банке, или даже всё это время заливать масло солёной водой, а зимой выставлять на мороз! Верю, что в таких условиях масло становится чистым. Но я этого не пробовала. У меня на подоконнике стоит льняное масло в литровой банке вот уже два года. Зимой я выношу его на мороз. Просто из интереса, для эксперимента. Да, действительно, масло посветлело, его стало меньше, оно стало гуще.

Спасибо за внимание, благодарю за терпение!

Делюсь я опытом более всего для того, чтобы вы не слепо следовали ему, но чтобы вам тоже хотелось смело отходить от традиций, наслаждаться новизной и радоваться и делиться с нами собственным открытиям! Если кто-либо пробовал писать на сухой палитре – покажите! Я в следующей новости тоже покажу свои.

Пишите, задавайте вопросы! На каждой нашей следующей встрече я буду на них отвечать. И, естественно, продолжать разговор и показ «Экономной живописи» и не только.

До новых встреч и новых творческих открытий!»

Источник

Авторы выражают благодарность Е.Н.Седовой, проводившей атрибуцию части живописных произведений из фондов музеев, поступивших в Центр в процессе подготовки выставки в июне 1984 г., за оказанную помощь в систематизации результатов исследований.

Поскольку рассмотренные нами произведения подвергались многочисленным реставрационным вмешательствам, исследование связующего грунтов и красочных слоев живописи не производилось. Эта тема нуждается в самостоятельном углубленном изучении.

Исследование произведений итальянской живописи XV века (см.табл. II ) показывает, что грунты их, как правило, однослойные белые, с гипсовыми наполнителями.

В XVI веке получили распространение и цветные грунты, однослойные и двухслойные. Однослойные: серовато-желтоватые, коричневые, светло-коричневые, темно-коричневые. Основными компонентами и примесями их были охра коричневая, свинцовые белила, глет, черный неорганический пигмент и «фуза» [4] – смесь пигментов всех цветов, включая смальту и киноварь.

Начиная с XVI и до XVIII века включительно в грунтах были обнаружены оранжевые включения разных оттенков (см.табл. I и II ). Наличие этих включений можно считать характерной особенностью грунтов в картинах итальянских художников.

На основании полученных нами результатов исследований и опубликованных в литературе данных [5] можно сказать, что:

в XV веке применялись белые однослойные грунты;

в XVI веке – однослойные белые, однослойные тёмные грунты и двухслойные грунты с темным верхним слоем и нижним белым;

в XVIII веке – те же грунты, что и в XVII веке, и двухслойные грунты со светлым верхним слоем и темным нижним.

В XVIII веке живопись большей частью двухслойная и однослойная. Максимум применения многослойной живописи приходится на XV м XVII века.

Пигменты обычно крупного перетира. В красочных пастах, по нашим данным, используются: свинцовые белила, охры различных цветов и оттенков, от желтых до красных, умбра, азурит, смальта, ультрамарин (лазурит), малахитовая зелень, ярь-медянка, зеленая земля, охра синяя, киноварь, аурипигмент, неаполитанская желтая, массикот, краплак, органические соковые пигменты – желтые, красно-фиолетовые, синие и зеленые; неорганические и органические черные пигменты (древесный уголь, жженая кость, сажа) и в XVIII веке – берлинская лазурь.
Таким образом, можно сказать, что в грунтах и красочных слоях применялись практически одни и те же пигменты, кроме гипса и мела, которые не использовались как самостоятельные краски. Эти вещества могут встречаться и в небольших количествах в виде природных примесей к пигментам.

[1] Горохова Г.Н., Кононович М.Г. Исследования грунтов живописных произведений русских художников XVIII века.//Русская живопись XVIII века: Исследования и реставрация. – М.: Изд.ВХНРЦ, 1986, с.102-143; Они же. Исследования грунтов живописных произведений иностранных художников, работавших в России в XVIII веке// Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза художественных произведений. М.: Изд.ВХНРЦ, 1988, с.69-87.

[2] Приводятся результаты химических анализов произведений итальянской живописи, прошедших технологическое исследование в отделе научно-технической экспертизы ВХНРЦ под руководством и при участии зав.Отделом Е.Н.Седовой.

[3] National Gallery Technical Bulletin. Vol.2, 4-6, 8-10; Laboratoire de Recherche des Musees de France, Annales, 1975, 1976.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *