Фуза в живописи что это
Голь на выдумки хитра, или «фузинки» по-калужски
Живопись — один из удивительнейших проявлений искусства, способный передать информацию. Европейский стиль масляной живописи очень сложен, к тому же краски эти не из дешёвых. Фуза — отходы намешенных масляных красок, которые успешно использовал Владимир Арепьев. Выставка его работ проходит в Калуге с 28 марта по 30 апреля.
Однажды художнику после очередной работы, когда при смешивании большого количества красок осталось много неиспользованной, пришла в голову мысль нанести её на лежащую недалеко доску. Увидев в неровностях её какой-то образ, мастер легко и быстро нарисовал его остатками масляной смеси. Получилось весьма своеобразно.
Затем в ход пошли разные доски, в которых художник видел причудливые формы. К ним присоединились разные предметы, которые легко можно было прикрепить к доске, например, ключи, сломанные пилы, грабли, прутья…
Идеи рождались одна за другой, работы нравились людям. Металл мастер обрабатывал особо, рамки придумывал своеобразные, со временем на доску уже крепился холст. Такие вытянутые и оригинально разрисованные доски стоили недорого и охотно покупались для украшения интерьера разных помещений.
Работы на них выполнены в стиле русского романтизма, с лёгкой иронией и гротеском, как говорит о них мастер. Но сами по себе задумки светлые и несут положительную энергию. Здесь и русские красавицы, и праздники, и сельские сюжеты, и японские мотивы, и просто красивые пейзажи. Союз художников Калуги отметил их премиями. Так, по прошествии 20-летней жизни «фузинок» мастер решил провести выставку в Калуге, где он рассказывает о своей особой технике и использовании материала.
Интересно стало мастеру, если в мире что-то подобное или он открыл новые «фузинки». Оказывается, только в древней Австралии аборигены рисовали такие узкие вытянутые картины. А ещё в восточных свитках из-за величины листа получались подобные рисунки. Но в России ничего подобного ещё не было.
Замечательные «фузинки» помогли мастеру подзаработать и стать известным на Родине. Но сам он предпочитает реализм — старейший и понятный каждому человеку вид живописи. Ведь настоящее искусство создаётся именно для людей и должно быть понятно каждому.
Авторы выражают благодарность Е.Н.Седовой, проводившей атрибуцию части живописных произведений из фондов музеев, поступивших в Центр в процессе подготовки выставки в июне 1984 г., за оказанную помощь в систематизации результатов исследований. |
Поскольку рассмотренные нами произведения подвергались многочисленным реставрационным вмешательствам, исследование связующего грунтов и красочных слоев живописи не производилось. Эта тема нуждается в самостоятельном углубленном изучении.
Исследование произведений итальянской живописи XV века (см.табл. II ) показывает, что грунты их, как правило, однослойные белые, с гипсовыми наполнителями.
В XVI веке получили распространение и цветные грунты, однослойные и двухслойные. Однослойные: серовато-желтоватые, коричневые, светло-коричневые, темно-коричневые. Основными компонентами и примесями их были охра коричневая, свинцовые белила, глет, черный неорганический пигмент и «фуза» [4] – смесь пигментов всех цветов, включая смальту и киноварь.
Начиная с XVI и до XVIII века включительно в грунтах были обнаружены оранжевые включения разных оттенков (см.табл. I и II ). Наличие этих включений можно считать характерной особенностью грунтов в картинах итальянских художников.
На основании полученных нами результатов исследований и опубликованных в литературе данных [5] можно сказать, что:
в XV веке применялись белые однослойные грунты;
в XVI веке – однослойные белые, однослойные тёмные грунты и двухслойные грунты с темным верхним слоем и нижним белым;
в XVIII веке – те же грунты, что и в XVII веке, и двухслойные грунты со светлым верхним слоем и темным нижним.
В XVIII веке живопись большей частью двухслойная и однослойная. Максимум применения многослойной живописи приходится на XV м XVII века.
Пигменты обычно крупного перетира. В красочных пастах, по нашим данным, используются: свинцовые белила, охры различных цветов и оттенков, от желтых до красных, умбра, азурит, смальта, ультрамарин (лазурит), малахитовая зелень, ярь-медянка, зеленая земля, охра синяя, киноварь, аурипигмент, неаполитанская желтая, массикот, краплак, органические соковые пигменты – желтые, красно-фиолетовые, синие и зеленые; неорганические и органические черные пигменты (древесный уголь, жженая кость, сажа) и в XVIII веке – берлинская лазурь.
Таким образом, можно сказать, что в грунтах и красочных слоях применялись практически одни и те же пигменты, кроме гипса и мела, которые не использовались как самостоятельные краски. Эти вещества могут встречаться и в небольших количествах в виде природных примесей к пигментам.
[1] Горохова Г.Н., Кононович М.Г. Исследования грунтов живописных произведений русских художников XVIII века.//Русская живопись XVIII века: Исследования и реставрация. – М.: Изд.ВХНРЦ, 1986, с.102-143; Они же. Исследования грунтов живописных произведений иностранных художников, работавших в России в XVIII веке// Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза художественных произведений. М.: Изд.ВХНРЦ, 1988, с.69-87.
[2] Приводятся результаты химических анализов произведений итальянской живописи, прошедших технологическое исследование в отделе научно-технической экспертизы ВХНРЦ под руководством и при участии зав.Отделом Е.Н.Седовой.
[3] National Gallery Technical Bulletin. Vol.2, 4-6, 8-10; Laboratoire de Recherche des Musees de France, Annales, 1975, 1976.
Фуза в живописи что это
Смотреть что такое «фуза» в других словарях:
ФУЗА — жен., китайск. торговый дом, фирма, фамилия; названия чаев, по прозванью хозяев. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ФУЗА — (китайск.). Фирма, торговый дом, фамилия и название чаев по имени хозяев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
фуза — Смесь, полученная при отстаивании и сепарировании пищевых топленых животных жиров, состоящая из белковых, минеральных и жировых веществ. [ГОСТ 18157 88] Тематики продукты убоя скота Обобщающие термины жиры и их переработка, животные корма … Справочник технического переводчика
Фуза — 115. Фуза Смесь, полученная при отстаивании и сепарировании пищевых топленых животных жиров, состоящая из белковых, минеральных и жировых веществ Источник: ГОСТ 18157 88: Продукты убоя скота. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
фуза — муть … Cловарь химических синонимов I
фуза́риум — фузариум … Русское словесное ударение
муть — фуза … Cловарь химических синонимов I
фузариум — род несовершенных грибов. Около 60 видов, распространены широко. Сапрофиты и паразиты (вызывают фузариозы). Употребление в пищу зерна, содержащего токсины фузариума, приводит к развитию у человека алиментарно токсической алейкии, у животных … … Энциклопедический словарь
Фузариум — м. Грибок, вызывающий фузариоз у культурных растений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Фуза в живописи что это
Смесь, полученная при отстаивании и сепарировании пищевых топленых животных жиров, состоящая из белковых, минеральных и жировых веществ
Смотреть что такое «Фуза» в других словарях:
ФУЗА — жен., китайск. торговый дом, фирма, фамилия; названия чаев, по прозванью хозяев. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ФУЗА — (китайск.). Фирма, торговый дом, фамилия и название чаев по имени хозяев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
фуза — Смесь, полученная при отстаивании и сепарировании пищевых топленых животных жиров, состоящая из белковых, минеральных и жировых веществ. [ГОСТ 18157 88] Тематики продукты убоя скота Обобщающие термины жиры и их переработка, животные корма … Справочник технического переводчика
фуза — китайский сорт чая (Мельников), также торговый дом (Даль). Возм., из кит. p utsza лавка, магазин … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
фуза — муть … Cловарь химических синонимов I
фуза́риум — фузариум … Русское словесное ударение
муть — фуза … Cловарь химических синонимов I
фузариум — род несовершенных грибов. Около 60 видов, распространены широко. Сапрофиты и паразиты (вызывают фузариозы). Употребление в пищу зерна, содержащего токсины фузариума, приводит к развитию у человека алиментарно токсической алейкии, у животных … … Энциклопедический словарь
Фузариум — м. Грибок, вызывающий фузариоз у культурных растений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Фуза в живописи что это
Нарисуйте какой-нибудь вид или натюрморт, потом немножко подкрасьте краской, и получится раскрашенный рисунок. Но будет ли это живопись? Пока промолчим. Мы не знаем.
Можно нарисовать что-нибудь на холсте и потом масляной краской раскрасить. Тоже получится картина, но как ее назвать? Живопись? Мы не знаем. Как же нам быть? Как установить точно, что такое живопись? У всех об этом разные представления. Одни глядят на широко намазанную картину, не сразу понимают, что изображено, и говорят: «Живопись»; другие смотрят на картину, разделанную точками, и говорят: «Какая же это живопись! Сразу видать, что нет! Потому что живопись другая, она широкими мазками».
Я начну с разъяснения, что такое живопись. Разъяснить это довольно трудно. Надо сначала рассказать, какие существуют наименования и понятия в ней.
У каждого есть свое представление о том, что такое цвет. Может быть, мое представление не сходится с вашим. Давайте условимся, что означают понятия цвет, тон и т. д. Цветом я называю краску. Если я возьму тюбик акварельной краски, предположим малиновой, и, жидко разведя эту краску на воде, кисточкой положу пятнышко, то это будет розовый цвет, когда я потемнее положу краску, взяв меньше воды, это будет розовый потемнее, еще гуще возьму краску и положу на бумажку, она будет еще темнее. Наконец, положу во всю силу, густо натерев и почти не разведя водой, так, что пятно на бумаге будет по силе равно самой краске. Скажите, пожалуйста, краски, положенные на бумагу, одного цвета или разные? Цвет один, краска одна, а это оттенки одной краски. Один темный, другой светлый, третий еще светлее. Это называется тонами одного и того же цвета. Мы говорим о разнице в тоне, когда оттенки одной и той же краски отличаются друг от друга своей интенсивностью или своей светосилой. Если краски разные, но светосила их одинаковая, то значит и тона их одинаковы. Если картина написана разными красками, но в одной светосиле, то можно сказать, что картина написана одним тоном.
Что же для художника важнее видеть: тон или цвет?
Суммируя все это, я в поисках точной формулировки пришел к следующему определению понятия живописи: живописью называется передача тоном видимого материала. Почему же именно тоном и материала? Когда вы пишете что-либо, например, эту чернильницу, то при верно взятом тоне (и цвете) она получится стеклянной. Если она не получится стеклянной, вашу работу не одобрят. Можно, конечно, создать иллюзию стекла и другим способом: наведением мелкого блеска, но этот способ не художественный. Другое дело, если вы проложите по форме чернильницы несколько оттенков верным тоном и цветом. Чернильница получится стеклянной, и это будет живопись. А где не передан материал, там нет и живописи.
Почему я говорю «видимый» материал, а не просто материал. Если я эту чернильницу отнесу в тень, вы потеряете ощущение материальности, знаемости материала. И вот художник часто ошибается, стараясь ради достижения живописного эффекта передать материал там, где материал не может быть показан.
Я шел с ребятами моего курса по улице, и вдруг мы видим: стоит дом, а за домом какая-то дымка. Что там делают? Асфальт заливают? Подошли ближе и видим: это белый дом, но стоит он где-то там, в глубине. Каким тоном писать этот дом? Нужно ли писать дом таким, каким мы его увидели приблизившись, или таким, каким он показался нам, когда мы подумали, что это варят асфальт? Да, пишите таким, каким он показался. Вы не имеете права писать вместо того, что видите, то, что знаете. На большом расстоянии висит шелковое белье. Откуда я знаю, что оно шелковое, может быть оно черт его знает какое. И вот, черт его знает какое вы и пишите.
Вот стоит пепельница, я гляжу и не знаю, что за материал, я его таким неизвестным и сделаю. Я должен изображать стекло, покуда вижу, что это стекло. Если же вы отнесете стакан подальше, где материал уже не виден, и все-таки, зная, что стаканы делаются из стекла, я передам стекло, то я совру.
Вы думаете о цвете, а вы об этом меньше всего думайте. Вот какого цвета эта пепельница? Вы все в один голос скажете: серо-буро-малинового. Что темнее: моя розовая рука или этот красный цвет? Вы скажете: концы пальцев темнее красного цвета. Правильно, вы увидели тон. Только об этом нужно думать, когда вы пишете художественное произведение. Говорят: они утеряли цвет. Как же можно его утерять? Оперируйте тоном, и цвет никогда не будет утерян. Когда вы выучитесь абсолютно видеть тона (что темнее и что светлее), то вы вдруг сами скажете: теперь я приступлю к цвету. Когда же вы приступите к цвету, вы от тона не сможете отделаться. Если вы увидите пятно темного цвета, вы положите темную малиновую, красную краску. Можете это проверить по всем великим мастерам. У них все в тоне. Нигде нет ярких» кричащих красок. Принято говорить, что у Коровина «роскошные» цвета. Но вглядитесь: в одном месте лежит умбра, в другом просто фуза, только кое-где блеклая розовая. Но все это в единстве, в гармонии. Так вот, когда вы основательно изучите тон, я скажу вам: «Теперь настало время думать о цвете». А вы уже не сможете думать о цвете отдельно, вы всегда будете брать цвет в соответствии с тоном. И тогда ваше обучение будет закончено.
Многие говорят, что цвет нужно утрировать. Это чепуха. Зачем утрировать красное красным? К чему это приведет, как не к тому, что красный цвет вырвется из общего тона.
Примером могут служить картины Левитана. Ведь что ни открывай в искусстве, убеждаешься, что все уже открыто до тебя. Оказывается, и это открыто у Левитана, только он ничего об этом не писал, а может быть не сумел сформулировать, привести в логическую систему.
Тон «Крестного хода» с тоном «Ареста» очень разнится, там и цвет другой, солнечный, а здесь цвет темный, чувствуется, как давит потолок. Или взять «Вечорницы». Горят две свечи, и через них смотреть на толпу трудно. Загородите эти свечи и вы увидите, что народ сидит, улыбается и смеется. Чем написаны золотые предметы? Горчицей написаны!
А есть у Репина еще и такая картина: его дочь стоит в поле с цветами. Тут совсем другой тон. Тут и небо другое, и она смотрит не так, как смотрела бы в комнате.
Так вот, что такое общий тон. Он играет в картине громадную роль. И художник, умеющий передать общий тон, в тысячу раз сильнее художника, который выписал все детали, сумел соблюсти все нюансы, а в общий тон не попал.