Хачкары армении что это означает
Хачкар
Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.
В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы — «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров, — народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний. Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью.
В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих завоеваниях и законах. [1] Подобные стелы строились также в эллинистический период первой династии армянских царей Арташесидов. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании — постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесённой на него надписью и узором.
Урартрийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских хачкаров, появившихся сразу после принятия христианства, и были призванны засвидетельствовать христианскую веру.
В самых разных местах Армении (впервые — на склонах Арагаца) были найдены высокие стелы с рельефами, иногда с горельефами, скорее всего связанные с погребальными обрядами.
Сюжеты таких изображений традиционны: Григорий Просветитель, царь Трдат III, заточивший Просветителя и умертвивший святых дев Рипсимэ и Гаяне и за это превращённый вместе со своей свитой в стадо свиней, Даниил во рву львином, три отрока в огненной печи, реже — Крещение и Распятие.
Содержание
Изготовление
Хачкары изготавливаются из базальта, который крайне мало подвергается разрушению. Часто встречаются и хачкары из туфа, поскольку туф легко поддается обработке.
Исторический очерк
Предшественниками современных армянских хачкаров являются раннесредневековые круглые или восьмигранные колонны, квадратные в сечении столбы с врезанными в них крестами и увенчанными свободно поставленными объёмными крестами. Самые древние хачкары, сохранившиеся до нашего времени, датируются IX—X веками, их то и можно связать с этими мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.
Например, основание колонны из Арича, [3] имеет равноконечный крест с широкими ветвями, шишками на концах, две широкие полупальметты, произрастающие из нижней оконечности креста, плавно загибаются наружу, а верхушки, их (они приходятся над оконечностями поперечной ветви креста) загнуты в сторону креста. Верхние междукрестья заняты пучками стеблей, верхушки которых также загнуты к кресту.
Хачкар Григора и Мамкан Мамиконянов. 1273 год
Что такое армянские хачкары и зачем они?
Армения – страна густо усыпанная хачкарами, и они являются достаточно важным элементом армянской культуры, чтобы им была посвящена отдельная статья. Если у нас кресты устанавливают, преимущественно, на кладбищах и религиозных объектах, типа церквей, в последнее время – на въездах в населенные пункты, то в Армении хачкары ставятся в самых разных местах, хотя, конечно, ближе к церквям и монастырям их концентрация заметно возрастает.
Аллея хачкаров возле разрушенного землетрясением храма, Гюмри
Как нам объяснил Миша из «Цахкадзор Тревел», хачкар – это такая материальная форма общения человека с Богом. Если у кого-то случилось что-то хорошее, то в качестве благодарности высшим силам он может установить хачкар. Если кто-то очень просит о чем-то Бога – тоже хороший повод закрепить свою просьбу красивым хачкаром. В общем-то, хачкары ставили по поводу и без повода. На границах обжитых земель – для ограждения от нечистой силы. Правители изголялись в установке хачкаров пошикарнее, дабы все видели, как они круты и боголюбивы.
Хачкар на озере Севан
О происхождении слова. Достаточно внимательно прочитать начало этого отчета, чтобы догадаться методом аналогий, что хачкар состоит из двух частей, хач – крест, кар – камень. Англоговорящим гражданам может прийтись по душе вариант hach-car (гашишмобиль) или hatch-car (люк-машина), но эти толкования ошибочны, хотя, конечно, гораздо смешнее.
Гегард, не то хачкар, не то просто крест в пещерном храме
Типичный хачкар (по определению из Я ндекс.словарей) представляет собой каменную стелу с изображением креста, либо в форме креста. Хачкары появились в конце VIII – начале IX в. вместо более ранних вотивных стел и колонн. Каменные плиты из туфа или базальта устанавливали лицевой поверхностью к западу (стране мертвых), группировали по два и три.
Покрывали витиеватой резьбой, как правило включавшей изображение креста. Большие хачкары (2-3 м в высоту) иногда имеют карниз от дождя; малые — вмуровывали в стены храмов или высекали в массиве стены. В XIII-XIV вв. хачкары с особенно изысканным орнаментом устанавливали в честь памятных событий, исторических дат. Рисунки орнаментов не повторяют друг друга. И действительно, посмотрите на приведенные фото поближе.
В общем, хачкар – хороший проверенный веками способ приложения креативных позывов. Не знаешь, что сотворить? Сделай хачкар, лишним не будет: богоугодно, красиво, и есть все шансы, что он переживет своего творца на многие сотни лет.
Гюмри, хачкары
Гегард, хачкары
Хачкары на озере Севан
Хачкары на озере Севан
Армянский хачкар
Почти все армянские религиозные сооружения украшает армянский хачкар (крест-камень). На стенах многих церквей можно увидеть вырезанные изображения креста, которые имеют своё особое значение. Маленькие кресты были изображены в честь покровителей и благотворителей, чьими усилиями была построена церковь.
Армяне настолько уважали и поклонялись кресту, что этот символ вдохновил каменных мастеров создать эти уникальные произведения искусства, которые получили название, созвучное со своим содержанием — крест-камень (хачкар).
Хачкары есть почти в каждом уголке армянского мира. Они никогда не повторяются. Главная цель хачкара — установить связь с Богом.
Возникновение хачкаров
Крест, как символ, возник для нас ещё с 4 века. В 4-7 веках их изображения всё ещё были примитивны. Начиная с 7-го века, появились четырёхгранные хачкары, очень немногие из которых сохранились по сей день. После 8-го века начинают создаваться уже прямоугольные устойчивые виды хачкаров. А с 11-го века образовывается известная сегодня концепция хачкара, включающая в себя все геометрические и растительные элементы. В дальнейшем на хачкарах появляются также и изобразительные элементы, такие как изображения святых.
Ещё одной гипотезой, связанной с возникновением хачкаров, являлось желание людей иметь больше безмолвных доказательств о христианстве. А установка крестов являлась достаточно влиятельным способом распространения христианства.
Есть много причин для возведения хачкара. Существуют хачкары, возведённые в честь какой-то победы. Есть хачкары, установленные на дорогах. Существуют и так называемые хачкары-спасители.
Описание хачкаров
Хачкары представляют собой прямоугольные памятники, которые устанавливаются во дворе церкви, в память о принятии христианства, национальных праздниках или мучениках.
Мастер сам выбирает стиль и образы хачкара. Основным сырьём хачкара был жёлто-красноватый туф. Сначала гравировали крест, затем он украшался изображениями национальных символов — винограда и граната.
В нижней части хачкара часто гравировали знак бесконечности, который также является одним из духовных символов. Он вместе с крестом символизирует непрерывность жизни и национальные представления о вере. Самым уникальным элементом хачкара является его символ бесконечности.
На хачкарах есть 5 важных и заветных точек. Четыре из них соответствуют краям крыльев креста, а один является точкой их пересечения. Точка пересечения была самой важной точкой на кресте. Верхняя часть называется корона, она символизирует небесное царство. Нижняя точка символизирует падение ада. Правая сторона была связана с раздачей даров, а левая — с прощением грехов.
Также важен обряд установления хачкаров, важнейшей частью которого является их окропление. Сначала освящается центр креста, затем корона, то есть верхняя часть хачкара, затем правая и левая стороны, а в конце уже нижняя часть. Окропление осуществляется под особые шараканы (армянское церковное песнопение).
Хачкары Всеспасители
За тысячелетнюю историю этого ремесла были созданы многочисленные хачкары. Однако только четыре из этих многочисленных хачкаров изображают Христа. Эти хачкары в основном изображают сцены распятия и нисхождения Христа. Они называются хачкары Всеспасители. Возникает вопрос, почему же их так назвали. В старину верующие были уверены, что эти хачкары способны излечить различные болезни, или уберечь от зла. Именно поэтому эти хачкары получили такое значение.
Хачкар Аменапркич (Всеспаситель) / Фотография из страницы Ethnos на Facebook
Все самые известные в Армении хачкары Всеспасители были созданы за 12 лет. Самый старый из таких памятников находится в Ахпате и датируется 1273 годом. Согласно надписи на хачкаре, он был возведён епископом комплекса.
Два из оставшихся трёх хачкаров находятся в Эчмиадзине. Один из них высечен на дереве и доставлен в музей Эчмиадзина из монастыря Авуц Тар. Другой, четвёртый хачкар Всеспаситель, находится в селе Дсех.
Хачкары Норатуса
Село Норатус находится в Гегаркуникской области, в 5 км от города Гавар. Норатус — одно из старейших поселений Гегаркуникской области. Сельское кладбище славится своими многочисленными хачкарами. Его также называют поле хачкаров.
Здесь возведено около 1000 хачкаров. Самым старым из них является армянский хачкар 9-го века. Но большинство хачкаров из 13-14 веков.
Согласно легенде, армия турок-сельджуков со своим большим войском идёт против армии царя Гегама. Армянское войско было маленьким, и царь приказывает им надеть форму на хачкары. Издалека, армии сельджуков кажется, что армянское войско очень большое и, запаниковав, они убегают. Благодаря этому, армянское войско побеждает.
Хачкары в Джульфе
Джульфа была одним из старейших и крупных городов Исторической Армении. Она была расположена на территории области Ернджак в Великой Армении, на левом берегу реки Аракс. В городе раньше было 3000 домов и около 9 церквей и монастырей. Джульфа также была известна своим большим кладбищем. Путешественник Александр де Род, побывавший в Джульфе в 1648 году, рассказывал, что на территории кладбища находилось более 10.000 хачкаров. По некоторым данным, в начале 20-го века на кладбище оставалось около 6000 хачкаров, но концу века их осталось всего 3000. Самые ранние хачкары датируются 9-10 веками.
Хачкары в Джульфе отличались не только от хачкаров предыдущего периода, но ещё и от тех, которые были созданы в то же время на соседних территориях. Во-первых, длина хачкаров в Джульфе в три-четыре раза превышала ширину. Во-вторых, камень не сужался ближе к основанию и не имел постамента. На карнизах хачкаров часто изображали Христа, евангелистов и Богородицу. На нижней части камня можно было увидеть изображение умершего и эпитафию.
Однако с 1998 по 2005 год началось массовое уничтожение хачкаров в Джульфе. А в 2005 году по распоряжению правительства Азербайджана все 3000 стоящих хачкаров были разрушены и превращены в строительные материалы.
Уже через год после окончательного разрушения хачкаров начались восстановительные работы. На сегодняшний день создаётся множество имитаций этих хачкаров, которые размещаются в церковных дворах и в разных парках. 20 экземпляров таких хачкаров установлено в городе Гюмри.
Со временем армяне создали и возвели около 50 000 хачкаров, хотя многие из них сегодня не так устойчивы и целостны. Вследствие вражеских атак, бедствий и злодеяний часть них была уничтожена, а остальная часть продолжает оставаться под угрозой.
В 2010 году искусство армянского хачкара, символизм и ремесло хачкаров были включены в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.
Туристический блог об Армении
7 дней в Армении
Вода как достопримечательность Армении
Озеро Арпи
Топ-7 горных озёр Армении
Топ-5 водопадов в Армении
Артени
Азатское водохранилище
Треккинг по горам Армении
Лето в Армении
Поделиться с друзьями
armenian_geographic
Explore Armenia with us
Hiking and trekking tours in Armenia ⛰️
All the photos on our page are from our trips
☎️ +37443 00 5165 (Viber, WhatsApp)
Хачкар — свидетельство самобытного развития армянской культуры
Хачкар — свидетельство и результат самобытного развития армянской культуры, самый характерный символ армянской идентичности.
Хачкар в Бжни. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com
Первые «крылатые» кресты и крестные композиции в Армении появились еще в IV веке. На рубеже VI–VII веков сложились все предпосылки для возникновения хачкаров.
Появившись в IX веке и достигнув значительного развития в XII–XIII веках, хачкары просуществовали до XVIII века. Эти стелы высотой 1–3 м, шириной от 0,5 до 1,5 м и толщиной 10–30 см, рассеяны по всему Армянскому нагорью: в местах древних поселений, на кладбищах, перекрестках дорог и возвышенностях, у источников, мостов, монастырей, церквей и часовен. Хачкары имеются во многих местах компактного проживания армян. Армянская диаспора «рассеяла» хачкары на пройденных ею дорогах: на Кавказе, особенно в Грузии, в Поволжье и Крыму, в Молдавии и на Карпатах, в Иране и Иерусалиме и т.д.
Самая отличительная особенность хачкара — его растительно-геометрическая орнаментация, созданная посредством непрекращающихся и гибких рельефных линий и формирующихся из них ленточек. Хачкары — памятники открытого пространства, доступные для верующего, которые он может обозреть с близкого расстояния и прикоснуться. Иллюзия бесконечности, создаваемая нескончаемостью линий, — основная черта, придающая видимое таинство и силу Святому знамению (обычно так именуются крест и хачкар в хачкарной надписи). Крест, занимая центральное место в резной композиции, соединяет нижнюю (узоры символизируют земную человеческую жизнь, прошлое, зло) и верхнюю (орнаменты символизируют небо, священное, будущее, добро) части, выступая в качестве всеобщего посредника между верующим и Богом как в земной жизни, так и особенно в конце времен — во время Страшного суда.
Хачкары в Ардви. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com
Первые хачкары появились в IX веке как результат сформировавшейся в раннем Средневековье символики и иконографии креста и своеобразное отражение и указание на политическую и религиозную независимость страны, достигнутую в результате освобождения от арабского ига. Процесс их формирования начинается имитацией раннесредневековых стел и композиций на плоской поверхности и заканчивается композицией, помещенной в аркообразные или прямоугольные хораны — ниши. Они состояли из креста, опирающегося на розетку и пальметку (орнамент в виде стилизованных пальмовых листьев), гроздей винограда или пальметок, спускающихся с верхних крыльев креста или верхних углов хорана к междукрестью, изображений птиц в разных частях композиции. Самая характерная черта ранних хачкаров — монументальность резьбы. Выступающие на плоском и глубоком фоне высокорельефные узоры, кажется, не принадлежат стеле, а прикреплены к ней.
В ранних хачкарах отсутствует плетеная резьба, компоненты композиции не переплетаются, а как бы соприкасаются и примыкают одно к другому. Лучшие образцы представлены хачкарами монастыря Макеняц, Мец Масрика и Котаванка. Хачкар, принадлежащий монастырю Макеняц и ныне хранимый в Эчмиадзине, блестяще обработан, рельеф высокий, орнаменты подробные, линии четкие и точные.
На трехступенчатом постаменте помещена розетка в форме шара, вправо и влево от которой отходят пальметки, а вверх — трехлинейный крест с парными пуговками на концах крыльев. Шарообразная розетка дает начало и пальметкам, и кресту. Пальметка, достигая горизонтальных крыльев креста, резко выступает наружу, придавая всему узору образ птицы, обладающей роскошными перьями. Перекресток подчеркнут двумя вписанными в ромб окружностями — деталь, которая подчеркивает солнечно-световой характер креста. Разноузорные розетки, помещенные выше на каждой из горизонтальных крыльев креста, по всей вероятности, символизируют солнце и луну, а розетка, высеченная выше креста, — звезду. Эту композицию можно воспринимать как «напоминание» Распятия, однако, если иметь в виду также солнечно-световые компоненты, возможно, что она намекает и на Второе пришествие Христа.
Хачкар в Одзуне. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com
XI век — окончательная фаза формирования композиции хачкара, когда разрабатывалась его основная структура (обособление хорана узорчатой каймой, выделение карниза посредством резьбы, формирование орнаментальной розетки под крестом), стиль и техника резьбы (сочетание монументальности и декоративности, уточнение геометрического и растительного орнаментов, соединение одно с другим почти всех составляющих композиции посредством плетения). В XI веке в хачкарном искусстве особое место занимают хачкары Хцконка (Западная Армения), уничтоженные турками. Сохранились только несколько фотографий. Это самые ранние хачкары, обнесенные стеной. Их карнизы покрыты прекрасными садовыми композициями: на них вырезаны толстые стволы виноградных лоз с роскошными листьями и гроздьями.
Хачкары Цахацкара имеют ряд признаков периода расцвета хачкаров. Резьба занимает почти всю западную плоскость прямоугольной стелы. Успешно применен рельеф различной высоты: она более высока в поясе, немного ниже в хоране и наиболее низкая непосредственно у креста. Растительные мотивы полностью подчиняются логике геометризации композиции. Его не избежали даже гроздья и листья винограда, которые, благодаря своему символизму, сохранили естественный вид дольше других мотивов.
Для подчеркивания аллегорического смысла винограда мастер изобразил на одном из хачкаров также и кувшины для вина. А одна из розеток нижней части хачкара уподоблена загороженному пространству, где гуляют павлины (на потерянный рай).
Эпоха наивысшего расцвета культуры хачкара — XII–XIII века. Хачкары ставились на высоких пьедесталах, включались в строения типа часовен, помешались в стенах, получали объемные карнизы. С монументализацией хачкаров создаются более благоприятные и доступные условия для ритуала и поклонения. В композиции хачкара получили распространение скульптурные изображения святых и простых смертных, параллельно с гроздьями винограда, плодов граната и цветов лилий кайма хоранов покрывается звездным орнаментом, широко используется красная краска. Типовым становится двух- и трехслойная резьба. Создаются настоящие шедевры искусства, общеармянскую известность приобретают отдельные хачкары и их мастера. Формируются анийская, лори-таширская, арагацотн-котайкская, арцахская, джавахкская, вайоцдзорская, гехаркуникская, нахичеванская школы.
К числу самых классических примеров хачкарного искусства принадлежат хачкары с многослойным геометрическим орнаментом. Игра светотени отдельных узоров и слоев различной глубины придают плите с ограниченной площадью своеобразную просторность и разную глубину. Можно подчеркнуть намного более вытянутые пропорции некоторых экземпляров, выпуклость некоторых деталей и даже полусферический вид розетки подкрестья. Из отдельных черт можно выделить оформление карниза одной или тремя декоративными арочными нишами, где обычно изображается Христос в сопровождении различных святых-заступников. Мелкая, изящная, легкая, беспрерывно плетеная резьба создает впечатление, что поверхность плиты покрыта несколькими слоями кружева. Надпись становится частью художественного украшения. В данную группу входят и самые известные экземпляры хачкарного искусства — два хачкара мастера Погоса из Нор Гетика/Гошаванка (Тавуш), хачкары Момика из Нораванка (Вайоц-Дзор), хачкары колокольни из Дадиванка (Арцах). Хачкары мастера Погоса являются символами хачкарного искусства с их совершенной техникой и композиционной целостностью.
Хачкар мастера Погоса в Гошаванке, 1291 год ǁ wikipedia.org
Они выявляют совершенную гармонию как архитектурных форм, так и геометрического сетчатого плетения и растительных мотивов. Целое и отдельное приобретают удивительную художественную равноценность, вследствие чего более ощутимой становится не иерархия, а всеобъемлющая пропорциональность. Розетка в самом верхнем слое трехслойной композиции (ей придана дополнительная сферичность, она как будто уподоблена щиту), кажется, указывает на защищенность и самое высокое место, которого может быть достоин только крест — «недосягаемая башня», как он упоминается в одной их хачкарных надписей.
Многоплановы и многотемны хачкары известного зодчего Момика. Композиционная целостность, создание объема сочетанием плоских слоев, сетчатая и технически безупречная растительно-геометрическая резьба, четко выполненные рельефы свидетельствуют о высоком уровне мастерства.
Момик пытался еще более подчеркнуть, насколько достоин поклонения крест, придав почти настоящую глубину его хорану и нише карниза, в то же время посредством богато украшенных поясов уподобив хачкар архитектурно оформленному порталу.
Хачкары Нораванка. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com
Пара хачкаров из Дадиванка — самые вытянутые стелы этой группы (ширина составляет 1/3 высоты). Резьба хотя и неглубока, однако сохранен принцип двух- и трехслойной резьбы. Узоры выделяются прекрасным сочетанием геометрических и растительных мотивов, выпуклой надписью на сетчатом глубоком фоне пояса, что является также феноменом в хачкарном искусстве и в армянском искусстве в целом.
XIII век ознаменовался также появлением уникального и чрезвычайно малочисленного типа хачкара, известного под названием «Аменапркич» (Всеспаситель), в котором вместо традиционной растительно-древовидной и иносказательной композиции и креста изображаются Распятие, Снятие с креста, Воскресение, а иногда и Второе пришествие или Праведный суд.
Самые примечательные образцы этой группы восходят к Ахпату, Марцу, Дсеху (Лори), Урцу (Арарат) и, по всей вероятности, были созданы мастером Ваграмом, который оставил свое имя только на хачкаре из Дсеха.
Хачкары Арцаха примечательны изображениями простых смертных. Образ всадника-воина, церемониальное распитие вина перед боем, семейные портреты, скульптуры младенца и матери очерчивают богатое разнообразие народных верований и представлений.
Начиная с XIV века, в условиях политическо-экономического упадка, хачкарное искусство также переживает спад. Хачкары теряют многофункциональность и композиционное разнообразие и превращаются в чисто надгробные памятники. Хачкарная композиция этого периода сочетает многокрестие и полное украшение поля плиты, простые переплетения, прямоугольные сегменты и многоконечные звезды. Резьба становится поверхностной, рельефная линия — шире и и площе, что придает определенный плоский вид всей композиции. Свободное толкование новозаветных тем, внесение народно-личностных элементов в канонические композиции превращают эти хачкары в неиссякаемый источник для исследований народных представлений.
Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).
Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.