Хаер что такое по мусульмански
Хаер что такое по мусульмански
Смотреть что такое «ХАЙР» в других словарях:
хайр — волосья, волосня, волосы, прическа Словарь русских синонимов. хайр сущ., кол во синонимов: 6 • благо (9) • волосня … Словарь синонимов
хайр — ХАЙР, а, (или а), м. Волосы, прическа. Хайр мыть. Шампунь для жирного хайра. англ. hair в том же зн.; Возм. сначала через хип … Словарь русского арго
хайр — [خير] а 1. некӣ, хубӣ, нағзӣ; муқоб. шар, бадӣ 2. эҳсон, кори неке, ки нафъаш ба мардум мерасида бошад; амри (кори) хайр а) кори нек, некӣ ба мардум; б) маҷ. тӯй 3. хуб, нағз (ифодаи ризогӣ); хайр гуфтан розӣ шудан, розигӣ додан, розигӣ баён… … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
хайр — молод. жарг. хайр волосы (слово заимствовано из англ. hair волосы) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
хайрӣ — [خيري] :гули хайрӣ гули маъруфе, ки бештар сафед, сурх ва кабудранг мешавад ва дар тиб истифода мешавад … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
хайр — під хайрем: (євр.) під присягою [VIII] … Толковый украинский словарь
Хайр-ад-Дин Барбаросса — Хайр ед Дин Барбаросса араб. خير الدين بربروس, тур. Barbaros Hayreddin Paşa … Википедия
Хайр, Кэтрин Патриция — Кэтрин Патриция Хайр Kathryn Kay Patricia Hire … Википедия
Абу-л-хайр — Не следует путать с казахским ханом Абулхаир ханом Абу л Хайр 1 й Хан Узбекского ханства 1428 1468 … Википедия
Мунир-хазрат Беюсов
Председатель Совета улемов ДУМНО
Садака – милостыня и ее достоинства. Проповедь
Дорогие единоверцы! Мусульмане!
Эта проповедь будет посвящена достоинствам милостыни в Исламе. Говорить на эту тему нужно, ибо тысячи и тысячи наших братье и сестер возможно находятся за чертой бедности и не могут себе позволить самые привычные для нас вещи: купить продукты питания, приобрести нормальную, теплую одежду и получить хорошее образование.
Религия Ислам защищает права всех людей, вне зависимости от их социального статуса. Обращаясь к состоятельным верующим из числа мусульман Всевышний говорит:
«Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы» (14:31).
Еще в нескольких аятах Господь повелевает:
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро»(2:195).
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле» (2:267).
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (64:16).
Передаётся от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что во время отсутствия Саада ибн Убады, скончалась его мать, и он (Саад) пришёл к пророку (мир ему) и сказал ему: «О посланник Аллаха, моя мать умерла в моём отсутствии, если я раздам милостыню за неё, поможет ли ей это?» На что пророк (мир ему) сказал: «Да», и тогда Саад сказал: «Беру тебя в свидетели, что я отдаю в качестве садаки (милостыни) за неё мой плодородный сад» (аль-Бухари).
Затем любители «чистого ислама» агитируют не раздавать «хаер» среди гостей, аргументируя тем, что все кто находится на мероприятии состоятельные люди, получающие ежемесячные пенсии и зарплаты. Да, богатым людям милостыня не дается, но и здесь имеется недопонимание в вопросе.
Во-первых, если кто-то раздает саадака от имени умершего, то пусть имам объяснит людям, чтобы они в свою очередь передали деньги нуждающимся, которых они знают. Зачем мы отучаем народ от пожертвований? Пусть состоятельный человек получит сто, двести рублей и потом передаст средства инвалидам и сиротам. Тем самым, умерший получит больше награды от Аллаха.
Во-вторых, некоторые из мусульман не разбираются в терминологии. Хаер – это оказание почтения. Посланник Аллаха (мир ему) дарил и получал подарки. Разве хозяева кунака не могут раздать подарки гостям и тем самым почтить их? Конечно могут. Эти правила действуют во всем гостеприимных мусульманских странах. Помню, как мы приехали в Кувейт, для изучения «умеренного ислама». «Центр Васатыя» не только оплатил наши билеты, они вручили каждому гостю небольшую денежную сумму с оговоркой: вы для нас дорогие гости, каждый из вас пусть приобретет нужный для себя подарок и делает за нас дуа.
О важности милостыни объяснял пророк Мухаммад (мир ему):
«С абсолютно каждым из вас будет говорить Аллах, между Ним и ним не будет переводчика и тот посмотрит направо от себя, но увидит только совершённое ранее, посмотрит налево от себя, но увидит только совершённое ранее, посмотрит вперёд и увидит только Огонь перед своим лицом. Так обезопасьте же себя от Огня хотя бы половинкой финика!» (Муслим).
Что такое половинка финика для состоятельного человека? На рынке можно купить коробку хороших фиников за 80-120 рублей. Посланник (мир ему) прожил трудную жизнь, за 23 года пророческой мисси не ел досыта. Тогда даже один финик был на вес золота. Вспомните первых мухаджиров, покинувших родные дома. Нищета проявлялась везде, дело даже доходило до того, что во время похорон не находили куска материи чтобы завернуть покойного. Посмотрим на них (да будет доволен ими Аллах) и на себя, сравнивать наш и их жизненный уровень неправильно. Мы сыты, едим по несколько раз в день, шкафы забиты одеждой, каждый имеет личный автомобиль, не пора ли задуматься и начать жертвовать на пути Аллаха! Сколько семей не в состоянии оплатить лечение больных детей, кто ни будь, видел, как на глазах матери умирает маленький ребенок? Задача состоятельных мусульман помочь всем, кто нуждается в помощи.
Никто еще не обеднел от раздачи милостыни. Шайтан внушает страх, угрожает бедностью. Аллах же вселяет радость и обещает преумножение:
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (57:18).
Садаку мы раздаем ради довольства Всевышнего и лучшая милостыня перед Господом та, которая дается скрыто:
«Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас»(2:271).
Лучшая милостыня та, которая раздается в состоянии полного здравия и спокойствия. К сожалению, часто люди вспоминают об Аллахе только во время горести и непреодолимых проблем:
«Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха (мир ему) и спросил: «О, посланник Аллаха, за какую милостыню полагается наилучшая награда?» Пророк (мир ему) ответил: «За ту, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, надеешься прожить ещё и боишься бедности. И не откладывай милостыню до тех пор, пока душа твоя не подойдёт к горлу, и станешь ты говорить: этому столько, этому столько, тогда как это уже принадлежит такому-то!» (аль-Байхакый).
Разрешите привести вам несколько видов милостыни:
Раздавать бесплатно воду.
В мире имеется огромный дефицит в данном ресурсе. Люди настолько испортили экологию в мире, что засыхают реки, плодородные земли превращаются в пустыни. Посланник (мир ему) сообщил:
«Наилучшая милостыня – напоить (человека) водой» (Абу Дауд).
Не каждая община в состоянии построить простую мечеть. Где-то очень дорогая земля и дорогие стройматериалы. Из-за трудности и ряда проблем, Аллах обещал вознаградить домом в Раю тех, кто жертвует силами и средствами ради Дома Всевышнего. В хадисе пророк (мир ему) обрадовал:
«Кто построит ради Аллаха мечеть, в которой будут поминать Его, тому Аллах построит дом в Раю» (аль-Бухари).
В конце призываю всех вас быть щедрыми и добрыми! Не проходите мимо тех, кто реально оказался в трудном положении, представьте себя на его месте.
Пусть Аллах раскроет наши сердца для лучших поступков!
Имам Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов
Posted on Oct. 29th, 2015 at 07:14 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag
12 самых благих деяний мусульманина, упоминаемые в Коране
12 самых благих деяний
Слово « хаир », означающее в том числе и « благо », встречается в ста семидесяти шести аятах Священного Корана, где упоминается о благих деяниях и поступках, среди которых:
«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро — хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они — ваши братья. Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (сура аль-Бакара, аят – 220).
Женитьба только на верующей женщине
«Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Лучше рабыня, но верующая, чем (свободная) язычница, пусть даже очень привлекательная и вызывающая у вас симпатию. И не выдавайте замуж (мусульманок) за язычников, пока те (язычники) не уверуют. Лучше (в вопросе замужества) раб, но верующий, чем (свободный) язычник, пусть даже приглянувшийся вам» (сура аль-Бакара, аят – 221).
«Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (сура аль-Бакара, аят – 184).
Испытание добром и злом
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (сура Али Имран, аят – 104).
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» (сура аль-Бакара аят – 215).
Избегание запрещенного Аллахом
«Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (сура аль-Хадж, аят – 30)
Испрашивание блага у Аллаха
«Он (Муса) напоил для них скотину, а затем вернулся в тень и сказал: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (сура аль-Касас, аят – 24)
Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (сура аль-Хадж, аяты – 36-37).
«Если они заключат между собой мир, ибо мирное решение — лучше» (сура ан-Ниса, аят – 128).
«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако одеяние из богобоязненности — лучше. Таково одно из знамений Аллаха. Быть может, они помянут назидание» (сура аль-Араф, аят – 26).
Покояние.
«Если вы раскаетесь, то тем лучше для вас. Если же вы отвернетесь, то знайте, что вам не сбежать от Аллаха» (сура ат-Тауба, аят – 3)
«Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу (или по вознаграждению)» (сура аль-Исра, аят – 35).
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Поминки у мусульман
Смерть («хазимуль-ляззат») — это окончание земного пути и переход в вечность. В Коране написано, что к смерти нужно готовиться всю жизнь и выполнять все предписания Шариата. Поэтому мусульмане большое значение придают соблюдению таких обрядов, как омовение и погребение.
Мусульманские поминки по шариату
В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.
По шариату, делается это согласно следующим правилам:
На поминки зовут всю родню
Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.
Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.
Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.
Поминальный стол по шариату, скромно и обыденно
Главная особенность мусульманской кухни — это полное отсутствие свинины и алкоголя. Вначале подается суп с домашней лапшой, плов и национальные десерты.
Основным напитком традиционно является чай, который наливают в небольшие стаканы без ручек.
Чаще всего на стол подают:
Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня
Поминки устраивают каждую неделю, пока не наступит 40 день смерти. Основной целью является молитва и чтение Корана о душе усопшего. На стол не ставят деликатесы или какие-то специфические блюда.
Поминальный стол в исламе
В разных странах он будет отличаться, но некоторые блюда есть везде. Считается, что пар от бульона с домашней лапшой, помогает вознестись душе на небеса, а десерты делают жизнь в раю покойного слаще. Блюда из мяса должны быть разрешены по канону. Как уже говорилось ранее, запрещена свинина.
Поминальная трапеза
Она проводится на 3 день после похорон. Это священные дни у мусульман. Согласно Корану, душа человека в этот момент все еще находится на земле. Далее их устраивают на 7 и 40 день. У некоторых народов на 3, 36 и 51 сутки. Блюда подаются традиционные, в основном действуют те же правила, что и при проведении поминок.
Согласно традициям, трапеза после похорон проводится в доме усопшего. Если места, чтобы разместить приглашенных не хватает, обращаются в кафе. Здесь действуют следующие правила:
Мусульманские поминки в разных странах
Как и в других религиях, законы шариата в разных странах отличаются, поэтому и проводы умершего в загробную жизнь будут разными.
Поминки в Турции
Тело покойного в Турции не кремируют. Его отвозят в морг, омывают, закутывают в саван. В исламе особое отношение к омовению. Если очищающий обряд не был проведен, то человек не будет готов к встрече с Аллахом. Тело омывают близкие родственники. Далее идут в мечеть, чтобы пригласить имама, где он прочитает Джаназу, за иноверцев и неверующих молитва не читается. Тело покойного кладут на правый бок, так, чтобы лицо смотрело в сторону священной Каабы. Она расположена в Мекке и считается главной святыней всех мусульман.
Согласно исламским обычаям правоверного мусульманина хоронят до захода солнца в день смерти. Поминальный обед в Турции проводится на 7 и 40 день, все родственники выражают соболезнования семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное событие считается оскорблением. На могиле ставят памятник без фото, где выгравировано только имя. В Турции принято подавать следующие блюда:
Поминки в Азербайджане
По завершению похорон устраивают трапезу по покойному, если она проходит в доме умершего, то в подготовке участвуют все соседи. В селах устанавливают специальные навесные палатки, где размещают еду и стулья. Они напоминают армейские навесы, натянутые на железный трубчатый каркас, и стоят 3 дня с окончания похорон.
В Азербайджане подают только чай со сладостями, чаще всего халву. На 40 день или в праздник Нарвуз, завернутую в тонкий лаваш халву, раздают родственникам и соседям, несут на кладбище, угощают бедняков. Трапеза по усопшему проходит на 7 и 52 день, должен присутствовать мулла.
По прошествии трех дней принято подавать плов и мясные блюда. Стол накрывают в соответствии с материальным положением семьи, проходит обряд очищения. Согласно старым традициям, постельные принадлежности, матрас, на котором лежат покойный, стирают в реке. Сегодня стирка проходит традиционным способом.
Еще одна любопытная традиция справлять поминки каждый четверг, вплоть до 40 дня. Любой человек может прийти в семью покойного и выразить соболезнования.
В отличие от Турции, женщинам разрешено надевать черные одежды. Также вплоть до 40 дня нельзя устраивать свадьбы и другие торжественные мероприятия. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.
Официальных наставлений как организовывать трапезу по усопшему в Коране нет, это скорее христианская традиция, которая перекочевала в исламские страны. В каждой стране она проводится по-разному, в соответствии с традициями и обычаями страны. Одно остается неизменным, необходимо пригласить имама, муллу и читать молитвы о душе покойного.
Кому и как лучше подавать милостыню?
Вопрос: Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракату.
Как раздавать милостыню, нужно ли читать нийят, кому и как рекомендуется? Пожалуйста, подробнее об этом!
Джазаку Аллаху хаир. (Россия, Дагестан, Кизилюрт)
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Благотворительность в Исламе, как правило, называют садакой. Садака это широкий термин, который применяется для всех видов благотворительности, в том числе для лиллях (ради Аллаха), закят и фитр.
Таким образом, существуют различные типы садака (благотворительности).
1) Фард садака является обязательной. Обычно она известна под названием закят.
2) Ваджиб садакой называют ту, что также обязательна. Это относится к садакат-уль-фитр (закят-уль-фитр), которая обязательна для каждого совершеннолетнего мусульманина, который обладает суммой нисаба на день Ид-уль- Фитр.
Другой вид садаки, которая обязательна к выплате, это средства нажитые харамным образом. К примеру, процентные деньги необходимо отдать бедным без намерения получить за это вознаграждение.
3) Необязательная садака (милостыня). К ней можно отнести лиллях (то, что дается ради довольства Господа), совершение любого добродеяния, помощь кому-либо, подарки, благосклонное отношение и т.п. Короче говоря, любое дело, которое делается ради довольства Аллаха, будет называться садака, как это понятно из следующего хадиса:
Конечно, ният (намерение) играет важную роль в совершении добрых дел, и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в одном из хадисов сделал акцент на нияте:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям» (Сахих ал-Бухари, хадис №1, передал Умар).
Поэтому, когда подаете милостыню, убедитесь, что Ваши намерения искренне ради довольства Аллаха. Не подавайте ради показухи или для достижения какой-либо мирской выгоды. Сделайте это так, чтобы Аллах был доволен, так скрытно, чтобы об этом никто не знал, кроме вас, того, кому вы даете и Аллаха. Расулюллах (саллаллаху алейхи уа саллям) гарантировал такому человеку безопасность и тень под Троном Аллаха в День Киямата, в день, когда не будет никакой тени, кроме тени Аллаха. Из семи категорий людей, которым будет предоставлена эта привилегия, будет тот, кто подавал милостыню тайно. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), описал такого человека следующими словами:
Как правило, подавая любого рода пожертвование вы, прямо или косвенно, приносите радость другим мусульманам. Если вы подаете бедному человеку, чтобы утолить его голод или согреть его в холода, вы тем самым приносите ему радость. Если вы помогаете вдове, которая остро нуждается в деньгах, вы приносите ей радость и облегчение. Если вы жертвуете мечети или исламскому институту, это становится причиной радости того и поддержки тому, кто получает пользу от этого. Если покупаете подарок своей жене, вы приносите радость ее сердцу. Если вы покупаете игрушку или сладости своему ребенку, то вы приносите радость ему.
Поэтому, пока вы сохраняете правильное намерение, вы будете сильно вознаграждены Аллахом за ваши благодеяния, какой бы маленькой не казалась сумма пожертвования.
Следует отметить, что в любом случае милостыня не уменьшает богатство человека. Скорее, она приводит лишь к его увеличению. Как говорится: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь». На самом деле, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал в хадисе:
«Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести расходующему (свои) средства!» — а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!» (Сахих ал-Бухари, хадис №1442, передал Абу Хурайра).
Тем не менее, важно отметить, что Ислам делает акцент на умеренности во всех видах деятельности, в том числе и в благотворительности. Человек не должен отдавать столько, что приведет к тому, что он ничего не оставит себе или своей семье. Предпочтительнее подавать в соответствии со своими возможностями и сохранить часть имущества для своего пользования. Ни один человек не сможет иметь сердце больше и горячее, чем сердце Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Он был человеком, который всегда был готов помочь и отдать то, что у него было и он никогда не говорил «нет» кому бы то ни было. Как сказал поэт:
Он никогда не говорил «нет», кроме как в ташахуде (Нет божества кроме Аллаха)
Если бы не было необходимости в ташахуде, его «нет» было бы всегда «да».
Это была степень щедрости нашего любимого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), что слово «нет» не было даже частью его словарного запаса. Несмотря на это, Аллах по-прежнему подчеркивал умеренность и советовал ему:
Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным (Коран, 17:29).
Таким образом, подавая часто и щедро, не забывайте сохранять искреннее намерение и помните об умеренности.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: abdelgaffar (Q433)